Разворот на 360 градусов. Почему у нас не складывается с Китаем
После насыщенного саммита БРИКС и ШОС пресса наполнилась помпезными заголовками о грядущем «новом мировом порядке», который будет определяться союзом Китая и России. Однако на деле этот союз пока не спешит складываться, разбиваясь об инерцию российской бюрократии и "общественного мнения" элит.
За первые шесть месяцев текущего года объём торговли между Россией и Китаем сократился почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом экспорт из Китая в Россию уменьшился на 36,2%, а из России в Китай на 23,9%. Конечно, причиной тому стали и ослабление курса рубля и экономические проблемы КНР и падение цен на нефть. Но дело даже не в этих цифрах, а в том, что «разворот на Восток» похоже не воспринимается всерьёз никем кроме высшего политического руководства страны. Приведу пример.
Вспомним о китайском проекте «Нового шёлкового пути». Одна из веток коридора «Западный Китай – Западная Европа» представляет собой современное автомобильное шоссе протяжённостью почти 8,5 тыс. км. Большая часть уже построена – это 3,4 тыс. км в Китае и 2,7 тыс. км в Казахстане (участок достраивается и будет сдан в следующем году). Для Казахстана вообще это строительство стало настоящим национальным проектом на который Н. Назарбаев возлагает большие надежды. И понятно почему – это и оживление торговли, развитие малого бизнеса вдоль шоссе (часто в депрессивных регионах страны) и, в конце концов, самая современная в Казахстане дорожная инфраструктура. Более того – это, по сути, чрезвычайно важный евразийский проект, ведь он связывает не только Казахстан и Китай, но и Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. С Россией само собой, но вот тут есть загвоздка. В следующем году казахстанцы доведут свой участок до границы с Россией в Оренбургской области, а дальше судьба проекта полностью зависит от нас и не сказать, чтобы она определена положительно. Мы пока размышляем нужно ли нам это. Без шуток.
Дошло до того, что Назарбаев лично просит Д. Медведева подключиться к проекту и дотянуть дорогу до Санкт-Петербурга через Москву, Казань, Оренбург. Отмечу здесь очевидный факт того, что дорога нам нужна по всем тем же соображениям, что указаны выше. Особенно это касается не избалованной инвестициями и проектами развития Оренбургской области. Но вместо энергичной работы с нашей стороны мы видим привычную уже волокиту:
«Накануне состоялась встреча первых лиц Оренбургской области, которые обсудили строительство магистрали (…) Когда начнется строительство, федеральные власти ответ не дали. Это связано с тем, что нет согласованного проекта, а, следовательно, и финансирования на него. Чтобы началось строительство, необходимо доказать будущую эффективность дороги. Она, в первую очередь, должна иметь отдачу, быть удобной для жителей и гостей Оренбуржья…»
Собственно, это всё что мы должны знать о «развороте на Восток», который был впервые анонсирован, если не ошибаюсь, в 2012 году.
В той же Оренбургской области есть замечательный город Орск на самой границе с Казахстаном. Так вот: в ближайшем к нему казахстанском городе Актобе (он же Актюбинск) таблички на дверях кабинетов крупных международных компаний продублирован помимо казахского на русском, английском и китайских языках, а их топ-менеджеры говорят по-китайски свободно. Но уже через сто с небольшим километров в российском Орске китайцев видели разве что по телевизору.
Складывается ощущение, что привычно ориентированная на Запад российская управленческая и бизнес-элита разворот на Восток пока считает временной политической блажью высшего руководства. Оно и понятно. Ведь деньги её хранятся точно не на азиатских счетах, да и зарубежная недвижимость не в Пекине и Шанхае. Если же почитать многочисленные заявления экспертов ВШЭ (а именно они пока во многом определяют экономический курс страны), то разрыв между политическими декларациями и реальной практикой становится ещё более очевидным. Добавим сюда практически полное игнорирование Китая со стороны наших СМИ (кроме редких вспышек интереса по поводу саммитов или каких-нибудь птичьих гриппов) и следующую из этого неосведомлённость и дремучесть общества, остающегося во власти устаревших мифов и Китае.
В общем, страна пока надеется на отмену санкций и реставрацию связей с Западом больше, чем на интеграцию с Азией, хотя, время от нас требует совсем иного.
За первые шесть месяцев текущего года объём торговли между Россией и Китаем сократился почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом экспорт из Китая в Россию уменьшился на 36,2%, а из России в Китай на 23,9%. Конечно, причиной тому стали и ослабление курса рубля и экономические проблемы КНР и падение цен на нефть. Но дело даже не в этих цифрах, а в том, что «разворот на Восток» похоже не воспринимается всерьёз никем кроме высшего политического руководства страны. Приведу пример.
Вспомним о китайском проекте «Нового шёлкового пути». Одна из веток коридора «Западный Китай – Западная Европа» представляет собой современное автомобильное шоссе протяжённостью почти 8,5 тыс. км. Большая часть уже построена – это 3,4 тыс. км в Китае и 2,7 тыс. км в Казахстане (участок достраивается и будет сдан в следующем году). Для Казахстана вообще это строительство стало настоящим национальным проектом на который Н. Назарбаев возлагает большие надежды. И понятно почему – это и оживление торговли, развитие малого бизнеса вдоль шоссе (часто в депрессивных регионах страны) и, в конце концов, самая современная в Казахстане дорожная инфраструктура. Более того – это, по сути, чрезвычайно важный евразийский проект, ведь он связывает не только Казахстан и Китай, но и Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. С Россией само собой, но вот тут есть загвоздка. В следующем году казахстанцы доведут свой участок до границы с Россией в Оренбургской области, а дальше судьба проекта полностью зависит от нас и не сказать, чтобы она определена положительно. Мы пока размышляем нужно ли нам это. Без шуток.
Дошло до того, что Назарбаев лично просит Д. Медведева подключиться к проекту и дотянуть дорогу до Санкт-Петербурга через Москву, Казань, Оренбург. Отмечу здесь очевидный факт того, что дорога нам нужна по всем тем же соображениям, что указаны выше. Особенно это касается не избалованной инвестициями и проектами развития Оренбургской области. Но вместо энергичной работы с нашей стороны мы видим привычную уже волокиту:
«Накануне состоялась встреча первых лиц Оренбургской области, которые обсудили строительство магистрали (…) Когда начнется строительство, федеральные власти ответ не дали. Это связано с тем, что нет согласованного проекта, а, следовательно, и финансирования на него. Чтобы началось строительство, необходимо доказать будущую эффективность дороги. Она, в первую очередь, должна иметь отдачу, быть удобной для жителей и гостей Оренбуржья…»
Собственно, это всё что мы должны знать о «развороте на Восток», который был впервые анонсирован, если не ошибаюсь, в 2012 году.
В той же Оренбургской области есть замечательный город Орск на самой границе с Казахстаном. Так вот: в ближайшем к нему казахстанском городе Актобе (он же Актюбинск) таблички на дверях кабинетов крупных международных компаний продублирован помимо казахского на русском, английском и китайских языках, а их топ-менеджеры говорят по-китайски свободно. Но уже через сто с небольшим километров в российском Орске китайцев видели разве что по телевизору.
Складывается ощущение, что привычно ориентированная на Запад российская управленческая и бизнес-элита разворот на Восток пока считает временной политической блажью высшего руководства. Оно и понятно. Ведь деньги её хранятся точно не на азиатских счетах, да и зарубежная недвижимость не в Пекине и Шанхае. Если же почитать многочисленные заявления экспертов ВШЭ (а именно они пока во многом определяют экономический курс страны), то разрыв между политическими декларациями и реальной практикой становится ещё более очевидным. Добавим сюда практически полное игнорирование Китая со стороны наших СМИ (кроме редких вспышек интереса по поводу саммитов или каких-нибудь птичьих гриппов) и следующую из этого неосведомлённость и дремучесть общества, остающегося во власти устаревших мифов и Китае.
В общем, страна пока надеется на отмену санкций и реставрацию связей с Западом больше, чем на интеграцию с Азией, хотя, время от нас требует совсем иного.
Читайте также:
Неприкасаемых больше нет: Началась работа ВС России по новым целям на Украине
01.05.2024 15:39
Едва эксперты сообщили, что неприкасаемых после поставок новой партии американского вооружения Украине не будет, так сразу пошли результаты. Началась работа ВС России по новым целям. В том числе ликвидировали плацдарм для ударов по Крыму. Впрочем, и враг не спит - по Токмаку был нанесён серьёзный удар.
Пентагон не может поверить: 6 сбитых ATACMS за сутки — это невозможно. С-500 поработал?
01.05.2024 11:57
30 апреля днем Минобороны РФ сообщило, что наши средства ПВО «за истекшие 24 часа сбили шесть оперативно-тактических ракет ATACMS».
После 21 мая Зеленский станет военной целью для России
Украинские олигархи начали спешно вывозить свои «империи» за рубеж. Так, днепропетровский бизнесмен Сергей Тигипко, вслед за Ринатом Ахметовым, вывел свой бизнес в Австрию.
До конца года. Военные действия на Украине достигли решающего и отчаянного момента
01.05.2024 21:48
Ближайшие месяцы будут довольно мрачными. США спешно поставляют артиллерийские боеприпасы, но Вооруженные силы России все равно будут превосходить ВСУ по численности два к одному или даже три к одному, а средства ПВО, необходимые Украине, находятся в дефиците.
Становится сильнее: в США забили тревогу из-за Путина. Какое осознание к ним пришло?
01.05.2024 11:30
Надежда Запада на то, что санкции заставят мировое сообщество отвернуться от президента России Владимира Путина, совершенно беспочвенны, заявил в эфире Dialogue Works экс-аналитик ЦРУ Ларри Джонсон.