Орлы возвращаются на крейсер «Аврора»
Не утихают страсти по крейсеру «Аврора». Хотя, казалось бы, судьба его после нескольких лет мучений и неопределенности, что называется, «выправилась». Ровно два года назад, в июле 2013-го, легендарный корабль, переживший три российские революции и две мировые войны, был возвращен в состав ВМФ РФ. Он по-прежнему «корабль № 1» отечественного флота. Тем не менее, споры вокруг «Авроры» продолжаются. И не просто споры. Настоящие баталии.
На днях в Петербурге одна общественная организация сильно возбудилась, узнав, что на крейсере «не будет звезд, а будет двуглавый орел, причем не на носу, а на корме». Тут же посыпались обвинения в умышленной «десоветизации» корабля, славно послужившего стране во времена СССР, и даже в «забвении и искажении истории» — ни больше, ни меньше!
Досталось всем: и властям города на Неве, и мастерам Кронштадтского морского завода, где корабль сейчас на ремонте, и руководителю Клуба-моряков-подводников, капитану первого ранга в отставке Игорю Курдину, немало сил положившему в свое время на спасение крейсера от некомпетентности бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова.
Тот, напомним, одним бездумным росчерком пера исключил крейсер из состава флота, приписав его к музею. К тому же расформировал флотскую команду «Авроры». Мол, «не надо быть профессионалом, чтобы поддерживать на ней порядок». Как раз порядка очень быстро и не стало…
Дело шло к печальному закату жизни нашей морской гордости. Но, к счастью, «вычеркнули» из министерства обороны самого Сердюкова. И вновь взошла над Невой «Богиня утренней зари» (что означает, согласно мифологии, слово «Аврора»).
Встал вопрос о её капитальном ремонте. Такового не было с 1980-х годов. Тут бы всем миром объединиться, послужить кораблю, как более ста лет служит он России. Но не обошлось без тех, кому не понравилось — да буквально всё! И что «на ремонт уйдет много средств». И предлагаемый конструкторами проект реконструкции. И выбор завода. Теперь к этому добавились ещё и символы.
«Во всем мире „Аврору" знают как крейсер революции, — пишут на своей страничке в интернете политизированные общественники. — Ключевой момент в истории корабля — это залп, давший старт штурму Зимнего дворца. Теперь смешно будет петь: „Что тебе снится крейсер „Аврора"". Разве двуглавый орел ей снится? Люди будут плеваться, китайские туристы туда не пойдут, может, даже в воду будут прыгать от возмущения».
В общем, сделали из мухи слона. Вместо того чтобы просто-напросто обратиться к документам, регламентирующим символику кораблей ВМФ РФ первого и второго рангов. А наша «Аврора» — крейсер 1-го ранга. Не смотри, что 115-летняя «старушка»!
К слову, нашлись в Питере энтузиасты и такой вот инициативы: вернуть кораблю возможность самостоятельно выходить в море. И даже нести в нем боевую службу. Ссылаются на неспокойную геополитическую обстановку.
«Крейсер „Аврора" должен быть готов защищать город на Неве всеми современными видами вооружения и при необходимости быть готовым к стремительному выходу в Балтийское море наперерез эсминцам НАТО», — настаивают они. И добавляют, явно опережая события: «…иначе непонятно, как так получилось, что крейсер столько времени стоял в доке, потрачена уйма денег, и при этом ему не возвращена боеспособность. Сегодня, когда в мире неспокойно, мы не можем позволить себе иметь корабль только с функцией музея. Враг должен знать, что легендарный крейсер готов к бою»!".
Кто-то покрутит пальцем у виска, кто-то усмехнется… Но возможность «вернуть ход» крейсеру обсуждалась вполне серьезно. Идею отклонили. По разным причинам. В том числе — по финансовым. Ремонт «Авроры», к которому в Кронштадте уже приступили, и без того не дешев. В разных источниках называлась цифра в 3,5 миллиарда рублей.
— Ну что за чушь? Откуда вы берете эту цифру — с потолка, что ли? — горячится Игорь Курдин, с которым «СП» встретилась в канун отмечаемого в предстоящее воскресенье Дня ВМФ. — Не первый раз слышу о таких гигантских деньгах от журналистов. Но сумма на ремонт корабля-музея на порядок меньше. Какая — точно не скажу. Не потому что не хочу, а просто не моё это дело.
«СП»: — Недавно губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко подписал распоряжение о создании попечительского совета крейсера «Аврора». Сопредседателями стали сам губернатор и главком ВМФ РФ адмирал Чирков. Вы, Игорь Кириллович, утверждены ответственным секретарем. То есть, по сути, основной «тягловой силой». О необходимости Совета говорилось давно. В чем причина задержки? Среди задач, как я понимаю, поиск внебюджетных средств на ремонт корабля?
— Правильно понимаете. Отсюда и сложности с формированием Совета, на что ушло более полугода. Не все из тех, кому предлагали войти в его состав, предложение приняли. Нужны люди, готовые реально помогать крейсеру, а не «свадебные генералы». Переговоры велись с большим числом руководителей предприятий, частных фирм, акционерных компаний. Те, кто в итоге вошел в нашу команду, это действительно люди, болеющие за дело. Среди них — представители Смольного, Минобороны, депутаты Госдумы, предприниматели.
«СП»: — Ходят кривотолки на тему ремонта корабля. Он уже начался или все-таки ещё нет?
— Корабль обследован. Определены его «болевые точки». Их, кстати, не так уж и много. Капитальный ремонт 30-летней давности оказался очень качественным. В частности, корпус ниже линии воды был восстановлен в 1980-х годах из хорошей корабельной стали по оригинальным чертежам. Он рассчитан не меньше, чем на 100 лет.
Сейчас из дока «Аврора» переведена к заводскому причалу. Подготовлена вся необходимая проектно-сметная документация. На корабле будут установлены современные системы пожаротушения и безопасности. Последняя включает 72 видеокамеры.
Будет два новых дизель-генератора, заменят часть кабельных трасс.
Словом, работы предстоят масштабные, серьезные. Это — не считая покраски. Упреждая ваш возможный вопрос о возвращении кораблю самостоятельного хода — от этой идеи решено было отказаться, чтобы сохранить исторический облик «Авроры». Ведь требования нынешних регистров мореплавания (установка современных спасательных средств, средств навигации, якорных и швартовых устройств) неизбежно нарушили бы его.
«СП»: — Сохранится ли знаменитый музей «Авроры» с его уникальными документами? Поговаривают, что из экспозиции уберут все, что «напоминает про революцию 1917-го».
— Кто так говорит, тот просто ничего не понимает. «Аврора» — сама по себе история. Убрать хоть что-то из её музейных экспонатов, собиравшихся десятилетиями, значит «убить» и её саму. Музей сохранится. Изменится только идеологическая составляющая. Прежде акцент делался на вошедшем в историю «революционном выстреле» в октябре 1917 года. Якобы он дал сигнал революционным массам к штурму Зимнего дворца…
«СП»: — Тут историки расходятся во мнениях. Кто говорит: был выстрел. Кто: не было…
— Есть свидетельство балтийского матроса, первого комиссара крейсера Александра Белышева, обнародованное им в одной из питерских газет три дня спустя после Октябрьской революции. Чтобы убедиться в этом, достаточно сходить в библиотеку и полистать газеты того времени. На крейсере не было боеприпасов. Стреляли по Зимнему с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Выпущено было порядка 76 малокалиберных зарядов. Правда, ни один не попал по дворцу, так как стрелявшие солдаты были сильно пьяны. Миф о выстреле создал режиссер Сергей Эйзенштейн при съемках знаменитого фильма.
Так вот — изменится направленность музейной экспозиции. Она будет не столько о революции, сколько об истории самого корабля, отечественного кораблестроения и флота.
Сюда же, в музей, с почестями торжественно будет передан герб СССР, который долгие годы украшал корпус крейсера. В ходе ремонта его заменят на герб РФ. Есть соответствующий приказ Верховного главнокомандующего о символике кораблей Военно-Морского флота России, подписанный ещё в 2002 году. На корме — герб нашей страны. На носу — красные звезды.
Надеюсь, что к июлю следующего года «Аврора» вернется на свое место у Петроградской набережной Петербурга. И следующий День ВМФ РФ пройдет уже с её участием.
Частное мнение
Александр Покровский, капитан 2 ранга в отставке, писатель-маринист:
— «Аврора» — это правофланговый крейсер. Столько раз пытались пустить его ко дну, распилить на металлолом, а он выживал. Выживет «Аврора» — выживет и Россия. Они друг с другом пуповиной связаны. «Аврора» — это Россия и есть. Вот только первую можно пощупать, погладить, ощутить. А Россию — только представить во всей её необъятности. Как только захочется прикоснуться к России — тут и идешь к «Авроре».
К слову
Согласно недавнему выборочному опросу россиян о том, какой герб должен быть на легендарном крейсере, 80,47% опрошенных проголосовали за герб РФ. 16,55% высказались за возвращение герба Российской империи. 2,98% - за прежний, времен СССР.
На днях в Петербурге одна общественная организация сильно возбудилась, узнав, что на крейсере «не будет звезд, а будет двуглавый орел, причем не на носу, а на корме». Тут же посыпались обвинения в умышленной «десоветизации» корабля, славно послужившего стране во времена СССР, и даже в «забвении и искажении истории» — ни больше, ни меньше!
Досталось всем: и властям города на Неве, и мастерам Кронштадтского морского завода, где корабль сейчас на ремонте, и руководителю Клуба-моряков-подводников, капитану первого ранга в отставке Игорю Курдину, немало сил положившему в свое время на спасение крейсера от некомпетентности бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова.
Тот, напомним, одним бездумным росчерком пера исключил крейсер из состава флота, приписав его к музею. К тому же расформировал флотскую команду «Авроры». Мол, «не надо быть профессионалом, чтобы поддерживать на ней порядок». Как раз порядка очень быстро и не стало…
Дело шло к печальному закату жизни нашей морской гордости. Но, к счастью, «вычеркнули» из министерства обороны самого Сердюкова. И вновь взошла над Невой «Богиня утренней зари» (что означает, согласно мифологии, слово «Аврора»).
Встал вопрос о её капитальном ремонте. Такового не было с 1980-х годов. Тут бы всем миром объединиться, послужить кораблю, как более ста лет служит он России. Но не обошлось без тех, кому не понравилось — да буквально всё! И что «на ремонт уйдет много средств». И предлагаемый конструкторами проект реконструкции. И выбор завода. Теперь к этому добавились ещё и символы.
«Во всем мире „Аврору" знают как крейсер революции, — пишут на своей страничке в интернете политизированные общественники. — Ключевой момент в истории корабля — это залп, давший старт штурму Зимнего дворца. Теперь смешно будет петь: „Что тебе снится крейсер „Аврора"". Разве двуглавый орел ей снится? Люди будут плеваться, китайские туристы туда не пойдут, может, даже в воду будут прыгать от возмущения».
В общем, сделали из мухи слона. Вместо того чтобы просто-напросто обратиться к документам, регламентирующим символику кораблей ВМФ РФ первого и второго рангов. А наша «Аврора» — крейсер 1-го ранга. Не смотри, что 115-летняя «старушка»!
К слову, нашлись в Питере энтузиасты и такой вот инициативы: вернуть кораблю возможность самостоятельно выходить в море. И даже нести в нем боевую службу. Ссылаются на неспокойную геополитическую обстановку.
«Крейсер „Аврора" должен быть готов защищать город на Неве всеми современными видами вооружения и при необходимости быть готовым к стремительному выходу в Балтийское море наперерез эсминцам НАТО», — настаивают они. И добавляют, явно опережая события: «…иначе непонятно, как так получилось, что крейсер столько времени стоял в доке, потрачена уйма денег, и при этом ему не возвращена боеспособность. Сегодня, когда в мире неспокойно, мы не можем позволить себе иметь корабль только с функцией музея. Враг должен знать, что легендарный крейсер готов к бою»!".
Кто-то покрутит пальцем у виска, кто-то усмехнется… Но возможность «вернуть ход» крейсеру обсуждалась вполне серьезно. Идею отклонили. По разным причинам. В том числе — по финансовым. Ремонт «Авроры», к которому в Кронштадте уже приступили, и без того не дешев. В разных источниках называлась цифра в 3,5 миллиарда рублей.
— Ну что за чушь? Откуда вы берете эту цифру — с потолка, что ли? — горячится Игорь Курдин, с которым «СП» встретилась в канун отмечаемого в предстоящее воскресенье Дня ВМФ. — Не первый раз слышу о таких гигантских деньгах от журналистов. Но сумма на ремонт корабля-музея на порядок меньше. Какая — точно не скажу. Не потому что не хочу, а просто не моё это дело.
«СП»: — Недавно губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко подписал распоряжение о создании попечительского совета крейсера «Аврора». Сопредседателями стали сам губернатор и главком ВМФ РФ адмирал Чирков. Вы, Игорь Кириллович, утверждены ответственным секретарем. То есть, по сути, основной «тягловой силой». О необходимости Совета говорилось давно. В чем причина задержки? Среди задач, как я понимаю, поиск внебюджетных средств на ремонт корабля?
— Правильно понимаете. Отсюда и сложности с формированием Совета, на что ушло более полугода. Не все из тех, кому предлагали войти в его состав, предложение приняли. Нужны люди, готовые реально помогать крейсеру, а не «свадебные генералы». Переговоры велись с большим числом руководителей предприятий, частных фирм, акционерных компаний. Те, кто в итоге вошел в нашу команду, это действительно люди, болеющие за дело. Среди них — представители Смольного, Минобороны, депутаты Госдумы, предприниматели.
«СП»: — Ходят кривотолки на тему ремонта корабля. Он уже начался или все-таки ещё нет?
— Корабль обследован. Определены его «болевые точки». Их, кстати, не так уж и много. Капитальный ремонт 30-летней давности оказался очень качественным. В частности, корпус ниже линии воды был восстановлен в 1980-х годах из хорошей корабельной стали по оригинальным чертежам. Он рассчитан не меньше, чем на 100 лет.
Сейчас из дока «Аврора» переведена к заводскому причалу. Подготовлена вся необходимая проектно-сметная документация. На корабле будут установлены современные системы пожаротушения и безопасности. Последняя включает 72 видеокамеры.
Будет два новых дизель-генератора, заменят часть кабельных трасс.
Словом, работы предстоят масштабные, серьезные. Это — не считая покраски. Упреждая ваш возможный вопрос о возвращении кораблю самостоятельного хода — от этой идеи решено было отказаться, чтобы сохранить исторический облик «Авроры». Ведь требования нынешних регистров мореплавания (установка современных спасательных средств, средств навигации, якорных и швартовых устройств) неизбежно нарушили бы его.
«СП»: — Сохранится ли знаменитый музей «Авроры» с его уникальными документами? Поговаривают, что из экспозиции уберут все, что «напоминает про революцию 1917-го».
— Кто так говорит, тот просто ничего не понимает. «Аврора» — сама по себе история. Убрать хоть что-то из её музейных экспонатов, собиравшихся десятилетиями, значит «убить» и её саму. Музей сохранится. Изменится только идеологическая составляющая. Прежде акцент делался на вошедшем в историю «революционном выстреле» в октябре 1917 года. Якобы он дал сигнал революционным массам к штурму Зимнего дворца…
«СП»: — Тут историки расходятся во мнениях. Кто говорит: был выстрел. Кто: не было…
— Есть свидетельство балтийского матроса, первого комиссара крейсера Александра Белышева, обнародованное им в одной из питерских газет три дня спустя после Октябрьской революции. Чтобы убедиться в этом, достаточно сходить в библиотеку и полистать газеты того времени. На крейсере не было боеприпасов. Стреляли по Зимнему с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Выпущено было порядка 76 малокалиберных зарядов. Правда, ни один не попал по дворцу, так как стрелявшие солдаты были сильно пьяны. Миф о выстреле создал режиссер Сергей Эйзенштейн при съемках знаменитого фильма.
Так вот — изменится направленность музейной экспозиции. Она будет не столько о революции, сколько об истории самого корабля, отечественного кораблестроения и флота.
Сюда же, в музей, с почестями торжественно будет передан герб СССР, который долгие годы украшал корпус крейсера. В ходе ремонта его заменят на герб РФ. Есть соответствующий приказ Верховного главнокомандующего о символике кораблей Военно-Морского флота России, подписанный ещё в 2002 году. На корме — герб нашей страны. На носу — красные звезды.
Надеюсь, что к июлю следующего года «Аврора» вернется на свое место у Петроградской набережной Петербурга. И следующий День ВМФ РФ пройдет уже с её участием.
Частное мнение
Александр Покровский, капитан 2 ранга в отставке, писатель-маринист:
— «Аврора» — это правофланговый крейсер. Столько раз пытались пустить его ко дну, распилить на металлолом, а он выживал. Выживет «Аврора» — выживет и Россия. Они друг с другом пуповиной связаны. «Аврора» — это Россия и есть. Вот только первую можно пощупать, погладить, ощутить. А Россию — только представить во всей её необъятности. Как только захочется прикоснуться к России — тут и идешь к «Авроре».
К слову
Согласно недавнему выборочному опросу россиян о том, какой герб должен быть на легендарном крейсере, 80,47% опрошенных проголосовали за герб РФ. 16,55% высказались за возвращение герба Российской империи. 2,98% - за прежний, времен СССР.
Читайте также:
"Генерал-блицкриг" вышел из тени: Путин назначил командовать "Югом" автора гениальной операции
Александр Санчик примет командование группировкой "Юг". Именно он обманул противника в Угледаре. На Санчика уже начал клеветать ЦИПсО?
Окружение Курахово: российские военные освободили Новую Ильинку в ДНР
Министерство обороны РФ сообщило об освобождении населенного пункта Новая Ильинка в Донецкой народной республике.
«А чего ты ждёшь-то?» Сукачёв рассказал Собчак об отношении к Родине и предателям. Интервью пошло не по плану?
"А чего ты ждёшь-то?" Знаменитый рок-музыкант Гарик Сукачёв рассказал Ксении Собчак о своём отношении к Родине и предателям.
Проза польской политической жизни в вопросах безопасности и кризисного регулирования
Проза польской политической жизни в вопросах безопасности и кризисного регулирования. Недавнее наводнение в Польше еще раз показало, могут ли рассчитывать поляки на руководство страны в случае кризиса или катастрофы. Так, спустя месяцы после катаклизма, пострадавшие остаются без крова и компенсаций.
Парад лицемерия высмеял Михалков: «Дальше всех пошла моя любимица»
Парад лицемерия на Западе высмеял Никита Михалков. Он рассказал, как "переобулись" ругавшие ранее Дональда Трампа европейские политики: "Дальше всех пошла моя любимица".