Центробанк РФ - филиал ФРС США: факты опровержения
В последнее время в условиях длящегося периода высокой ключевой ставки Центробанка РФ все чаще звучит вопрос: насколько политика ЦБ РФ соответствует интересам России? Данная тема волнует многих граждан России и зачастую используется различными политиками для целей собственной пропаганды.
В то же время, Президент РФ достаточно часто делает заявления, что политика главного банка страны его вполне устраивает. Так, 26 мая 2015 года на форуме «Деловая Россия» он заявил буквально следующее:
«Сейчас не буду говорить, что можно было делать быстрее, а что без спешки. Но, во всяком случае, политика Центрального банка абсолютно адекватна складывающейся в экономике ситуации. Ставка понижается, тренд такой есть»
В связи с этим возникают вопросы: почему многие продолжают настаивать на том, что ЦБ РФ фактически вышел из-под контроля страны и ведет прозападную политику? Является ли это критикой экономической политики Президента РФ из разряда «Путин – недостаточно Путин», «Путин слил»? Или это естественный процесс в любом правовом государстве – лишь разные мнения по животрепещущему вопросу? Или же виноваты советники, которые предоставляют неполную информацию, а ситуация действительно настолько серьезна, что пора бить тревогу?
Шутка ли? Иностранной валюты в России примерно в 2 раза больше, чем собственно рублей (см. график 3)!
Во всем этом постараемся разобраться в этой статье , но сначала приведем полностью мнение Президента РФ.
«Мы видим и понимаем, что происходит с курсом, и знаем, что особенно экспортно-ориентированные компании внимательно смотрят. Кому-то нравится повышение, кому-то нравится понижение, Центральный банк не может допустить, не должен допускать только спекуляций излишних игроков, играющих на понижение или на повышение курса национальной валюты. Он, в принципе, так и делает, и надеюсь, что такая взвешенная политика будет продолжаться».
Хотелось бы особенно подчеркнуть оценку, данную Президентом деятельности Центрального банка – «взвешенная политика».
В последнее время на волне роста национально-патриотических настроений мы часто уходили из области «взвешенности». Подчеркиваем – многие из нас, и ваши покорные слуги, авторы этой статьи, тоже. В частности, в конце 2014 года, когда банк сначала высадил существенную часть резервов «по дешевке», а потом еще повысил ключевую ставку сразу до 17% (что фактически стало вторым ударом по бизнесу после роста курса доллара), мы без тени сомнения поверили в злой умысел таких действий.
Для этого были основания – в условиях падения котировок нефти не было абсолютно никакого смысла держать курс и давать нажиться спекулянтам на миллиарды долларов. Именно тогда и надо было, по экономическим законам, повышать ставки, чтобы они корреспондировали целевому курсу и отняли желание спекулировать. А вот потом - по высокому курсу 60 и выше – продавать резервы. Тогда бы курс вообще не поднялся выше 60 рублей за доллар.
Почему-то нам это было очевидно, а Центробанку РФ – нет. Вероятнее всего, имело место недостаточная степень профессионализма, да и опыта справляться с такими ситуациями не было.
Время идет, и только история сможет дать ответ на вопрос, что же произошло в конце 2014 года? Сегодня политика Центрального банка РФ достаточно адекватна, и нет поводов для жесткой критики.
Рассмотрим аргументы политиков и экономистов, которые выражают крайнюю степень неудовлетворенности действующим законодательством о ЦБ РФ. Речь идет, в первую очередь, о так называемой привязке эмиссии рубля к приросту международных (золотовалютных) резервов. ЦБ РФ, осуществляя эмиссию рубля, меняет рубли на бирже на иностранную валюту вместо кредитования банков. Но ни о какой такой привязке в законе о ЦБ РФ нет ни слова.
Мы построили график изменения международных резервов и рублевой денежной базы за последние 5 лет. Как показывает график, строгой зависимости международных резервов и рублевой денежной базы не наблюдается.
К примеру, в первом полугодии 2014 года эмиссия осуществлялась, а международные резервы падали. Тем не менее, основа для таких рассуждений имеется.
Концепт привязки к доллару США или Евро уходит корнями в идею о стабилизации экономики. Такую политику, в частности, проповедует МВФ. В стране может быть установлен валютный совет или его аналог — режим денежно-кредитной политики, при которой монетарные власти обязаны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной валюте. В различных вариациях это может быть валютный коридор. Валютные резервы страны должны при этом полностью покрывать объем национальной валюты в обращении (110—115 % денежной базы M0). В чистом виде такая денежная политика введена в Гонконге, Бермудах, Джибути, Болгарии, Дании и др. Некоторые страны полностью перешли на доллар США (Панама, Эквадор, Сальвадор и др.).
Как показывает график 3, ЦБ РФ полностью смог сохранить размер международных резервов, выраженных в рублях, по соотношению с денежной массой, при этом запас прочности отнюдь не уменьшился.
Ситуация в России достаточно серьезно отличается. Международные резервы настолько надежно покрывают рублевую массу, что никакие финансовые кризисы России не страшны, если их не создавать искусственно. При грамотной политике ЦБ РФ спекулянтам просто не хватит рублей, чтобы выкупить международные резервы России. В начале 2015 года ЦБ РФ нашел инструмент для борьбы с кризисом – организовал валютные аукционы под низкие ставки (валютное РЕПО). Данные меры повысили долларовую ликвидность, и рынок быстро насытился.
На следующем шаге оживился спрос на российские ценные бумаги, снизились ставки по российским облигациям. В чем была ошибка раньше? А раньше спекулянты брали рубли и покупали на них валюту. ЦБ РФ получал рубли и снова отдавал их спекулянтам, тем самым обеспечив неограниченный приток рублей для спекуляций. Усугубили ситуацию санкции – на Западе закрыли рефинансирование кредитов, банкам и предприятиям срочно пришлось отдавать миллиарды долларов.
За год совокупный внешний долг России снизился с 733 млрд долларов США до 556 млрд! Это говорит о том, что в 2015 году ЦБ РФ грамотно вышел из тяжелейшей ситуации, действовал высокопрофессионально и полностью в интересах государства.
Тем не менее, следует обратить внимание на очень непростое последствие такой политики для экономики – процентные ставки выросли и снижаются медленно. В январе 2015 года Гендиректор Уралвагонзавода заявил:
«Ставки больше 9% – это убийство»
Понять данный тезис легко – старые кредиты нужно отдавать, а их рефинансирование будет уже по новым ставкам, которые буквально катастрофичны для бизнеса. Живых денег в некоторых отраслях, в том числе в машиностроении, не хватает. Это тут же повлечет удорожание стоимости для и так потерявшей спрос продукции. А если еще импортные комплектующие? Ряд предприятий находится на грани банкротства.
Высокие проценты очень сильно тормозят экономику, поэтому ключевую ставку нужно снижать быстрее. В период «окна возможностей» это является приоритетом. Зададимся вопросом: если опустить ключевую ставку, где гарантия, что Запад вновь не устроит атаку на рубль – и тогда точно «пиши, пропало»?
Важно помнить и о таргетировании инфляции – если ставка будет ниже инфляции, это также даст очень сильный толчок для роста курса иностранных валют. Выгодно будет брать кредиты в рублях и покупать на них валюту. Высокий курс не позволит организациям с валютными кредитами их вернуть, ударит по населению.
Напротив, высокие процентные ставки могут стимулировать рост рублевых депозитов, в том числе возврат для этих целей средств в Россию. Поэтому – да, все показатели должны быть сбалансированы. Выходит, нужно понижать процент постепенно, без спешки?
Да, без спешки, но и без излишней задержки, при этом контролируя уровень международных резервов, курс рубля, инфляцию и стабильность банковской системы. Сейчас показатели вполне приемлемы, а ЦБ РФ научился справляться с атаками спекулянтов. По итогам июня 2015 года инфляция в России составила всего 0,2% в сравнении с предыдущим месяцем!
Вместе с тем, едва ли Запад решится на новое падение котировок нефти – американская нефтяная промышленность фактически и так загнана в угол. Раз ситуация с ЦБ РФ в настоящий момент не вызывает повода для паники, самое время проанализировать общую ситуацию – насколько наше законодательство о Центральном банке РФ адекватно сегодняшнему дню.
Для этого сравним Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Закон о Федеральном резерве США.
ЦЕЛИ
Самое первое, что бросается в глаза – в формулировке целей ФРС США определено, что ФРС должна способствовать долгосрочному росту денежных и кредитных агрегатов, долгосрочному росту производства, максимальной занятости населения, стабильности цен и умеренным долгосрочным процентным ставкам.
Цели ЦБ РФ более поверхностны: обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской и национальной платежной систем, развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности.
А это, к сожалению, 1:0 в пользу того, что закон написан в угоду западным кругам. В задачах ЦБ РФ не стоит ни поддержка экономики, ни умеренность ключевых ставок.
Во всех западных экономиках низкая ключевая ставка – это основа основ. В некоторых государствах ключевая ставка даже переходит в отрицательную область. Никакого инновационного развития без низкой процентной ставки не будет.
Изменение ситуации возможно путем простого внесения правок в закон силами Государственной Думы РФ.
УПРАВЛЕНИЕ
И ФРС США и ЦБ РФ являются независимыми в своей деятельности, но есть принципиальное различие: наш банк государственный, собственниками ФРС США являются 12 Федеральных резервных банков.
Эта разница лишь отчасти влияет на ситуацию в целом: 75% прибыли Центробанка РФ идет в казну, большая часть прибыли Федеральных резервных банков также идет государству, а собственники получают не очень высокий процент дивидендов – не более 6% годовых.
Управление ЦБ РФ, по сути, мало отличается от формулы, которая утверждена в США.
Совет управляющих ФРС США состоит из 7 членов, каждый из которых выбирается Президентом и утверждается Сенатом США на 14 лет. Председатель Совета управляющих избирается на 4 года, может переизбираться в рамках 14-летнего срока. Член Совета управляющих может быть отстранен Президентом США. Срок 14 лет предусмотрен, чтобы члены Совета управляющих выбирались разными Президентами – для независимости ФРС США. Совет управляющих осуществляет текущее управление Федеральной резервной системой.
Также в структуру управления ФРС США входит Комитет по открытому рынку, в составе 12 человек: семь членов Совета Управляющих ФРС, президент Федерального Резервного Банка Нью-Йорка, который является постоянным членом Комитета, а также четыре президента остальных 11-ти Федеральных Резервных Банков, которые сменяют друг друга раз в год.
Они определяют цели и основную стратегию монетарной политики, анализируют ситуацию с ценовой стабильностью и экономическим ростом страны.
В ЦБ РФ, по аналогии с ФРС США, есть Совет директоров и Национальный финансовый совет. Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом Российской Федерации, трое – Правительством Российской Федерации. Ими же и отстраняются.
В состав Национального финансового совета входит также Председатель Банка России. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации. Назначается Государственной думой РФ сроком на 5 лет.
Досрочно отстранить от должности практически невозможно, если нет заявления об отставке, уголовного дела, нарушения закона о ЦБ РФ или других экстремальных ситуаций.
Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Досрочно отстранить Председателя Банка России, по сути, можно только по представлению Председателя ЦБ РФ и после утверждения ГД РФ.
Как видим, нормы об отстранении от должности крайне несовершенны. Даже если ЦБ РФ установит ставку 100% годовых, отстранить его управление от дел в соответствии с законом будет невозможно.
Потенциально это несет высокие риски для государственной безопасности. Если чиновники ЦБ РФ выступят против Президента РФ, они вполне смогут преднамеренно ослабить экономику и нанести непоправимый ущерб его рейтингу. ЦБ РФ всегда может сказать, что он действовал во имя укрепления рубля и его политика соответствует нормам закона. В этих рамках критиковать деятельность ЦБ РФ кому угодно – будь то обычный гражданин или Президент РФ - не имеет почти никакого смысла.
Что толку критиковать, если снять все равно нельзя? В данной связи, вероятно, законодательство о ЦБ РФ в этой части требует актуализации. В частности, необходимо дополнить причины, по которым Председатель ЦБ РФ может быть отстранен от должности.
Например, Президентом РФ, как это закреплено в США. Например, в связи с утратой доверия.
Чтобы это сделать, вовсе не обязательно созывать референдум. Можно просто поправить закон в рамках обычных заседаний ГД РФ.
В целом, эта часть законодательства не столь несовершенна. Вместе с тем, на наш взгляд, она требует ряда поправок. Риски здесь скорее потенциальные: в настоящее время наверняка руководство ЦБ РФ проводит обсуждение ряда вопросов и с руководством страны.
Следует, к слову, отметить, что ФРС США является намного более независимым, чем ЦБ РФ.
ПОДОТЧЕТНОСТЬ
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год — перед банковским комитетом Конгресса США. Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счетной палаты США, или крупными независимыми аудиторскими фирмами национального уровня.
Однако не все операции проверяются (например, не проверяются операции с банковскими займами), поэтому в последние годы ведется работа по снятию ограничений с полномочий аудиторов.
Банк России подотчетен Государственной Думе. В частности, ГД РФ заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (утверждается не позднее бюджета на очередной год).
Аудитора определяет Национальный финансовый совет. Однако в отличие от США, аудиторами ЦБ РФ обычно становятся иностранные организации. Возможно, данная норма должна быть пересмотрена. Смысл аудита крупных российских организаций западными аудиторами обычно заключается в возможности торговаться на иностранных площадках.
Смысл иностранного аудитора для ЦБ РФ нам не совсем ясен.
Тем не менее, мы замечаем, что законодательство в этой части не написано в угоду Западу.
ОПЕРАЦИИ
Основное отличие ЦБ РФ в данном отношении заключается в том, что ФРС США на суммы эмиссии в основном покупает облигации казначейства США, кредитуя свою экономику.
ЦБ РФ кредитует западные экономики, также покупая облигации США и Европы. В последнее время ЦБ РФ распродал часть облигаций США, однако это происходило вместе с падением уровня международных резервов.
ЦБ РФ не имеет права кредитовать организации (кроме банков). Это ограничение установлено Законом. Федеральные резервные банки также не могут за редкими исключениями осуществлять операции с бизнесом. Они обеспечивают банковские услуги для депозитных учреждений и для федерального правительства.
Они также управляют внешним и внутренним госдолгом, в частности, организуют размещение государственных облигаций. Как видим, никаких в помине международных резервов у ФРС США нет.
Их придумали для нас, чтобы мы вкладывали деньги в экономику Запада. Америке не нужны резервы.
Она регулирует курс с помощью эмиссии доллара. Мы так сделать не можем: если валютные спекулянты начнут продавать рубли, то у ЦБ РФ может оказаться недостаточно долларов, чтобы удержать курс. Решить проблему можно путем отмены нормы о запрете кредитовать бизнес.
Напомним, что до 1995 года такая возможность была. В случае покупки евробондов организаций ЦБ РФ сможет их продать на открытом рынке и восполнить валютный баланс.
Конечно, злоупотреблять такой возможностью нельзя, иначе можно попасть на так называемый «страновой риск» – при ухудшении экономической ситуации в стране в целом такие резервы не спасут. Поэтому в рамках данной идеи можно было бы устраивать ограниченные аукционы для пула ведущих организаций страны, финансовые показатели которых удовлетворяют установленным критериям.
Такие активы можно ограничить 20% от суммы международных резервов. Системный механизм инвестирования средств в экономику сейчас практически отсутствует, но большинство экономистов понимают, что он необходим.
Также интересной является возможность покупать золото. Кстати, доля монетарного золота в составе международных резервов растет и на июль 2015 года составляет 13,33%. Год назад этот показатель составлял 9,68%, два года назад – 7,5%. Правда, стоит отметить, что рост доли происходил на фоне общего падения международных резервов, абсолютный рост за два года составил чуть меньше 10 млрд. долларов.
Законодательство здесь не идеально, но катастрофы тоже нет.
ВЫВОД
Как следует из сравнительного анализа по обозначенным выше параметрам, имеются существенные недостатки и в законодательстве о ЦБ РФ, и в самом функционировании главного банка страны. В этом отношении критики ЦБ РФ правы.
Однако ситуация не такая, чтобы вызвать повод для паники, так как ключевые фигуры ЦБ РФ назначаются или согласовываются Президентом РФ, Государственной Думой РФ, кроме того ЦБ РФ подотчетен ГД РФ. Срок полномочий членов Совета директоров меньше, чем в США.
Ситуация свидетельствует о наличии скорее потенциальных угроз, нежели реальных. Недостатки в работе ЦБ РФ, по нашему мнению, нужно устранять путем выращивания профессиональных кадров.
Сейчас часто кадры поставляются Высшей школой экономики, где преподавали Гайдар, Кудрин, Явлинский и прочие, и созданной, как известно, в качестве проекта ЦРУ. Профессионалов высокого уровня не так много. Значит, над этим нужно работать, как и над совершенствованием законодательства.
Такие выводы позволяют дать оценку деятельности ЦБ РФ, как адекватную, с точки зрения политики «взвешенного патриотизма», сторонниками которой мы являемся.
В то же время, Президент РФ достаточно часто делает заявления, что политика главного банка страны его вполне устраивает. Так, 26 мая 2015 года на форуме «Деловая Россия» он заявил буквально следующее:
«Сейчас не буду говорить, что можно было делать быстрее, а что без спешки. Но, во всяком случае, политика Центрального банка абсолютно адекватна складывающейся в экономике ситуации. Ставка понижается, тренд такой есть»
В связи с этим возникают вопросы: почему многие продолжают настаивать на том, что ЦБ РФ фактически вышел из-под контроля страны и ведет прозападную политику? Является ли это критикой экономической политики Президента РФ из разряда «Путин – недостаточно Путин», «Путин слил»? Или это естественный процесс в любом правовом государстве – лишь разные мнения по животрепещущему вопросу? Или же виноваты советники, которые предоставляют неполную информацию, а ситуация действительно настолько серьезна, что пора бить тревогу?
Шутка ли? Иностранной валюты в России примерно в 2 раза больше, чем собственно рублей (см. график 3)!
Во всем этом постараемся разобраться в этой статье , но сначала приведем полностью мнение Президента РФ.
«Мы видим и понимаем, что происходит с курсом, и знаем, что особенно экспортно-ориентированные компании внимательно смотрят. Кому-то нравится повышение, кому-то нравится понижение, Центральный банк не может допустить, не должен допускать только спекуляций излишних игроков, играющих на понижение или на повышение курса национальной валюты. Он, в принципе, так и делает, и надеюсь, что такая взвешенная политика будет продолжаться».
Хотелось бы особенно подчеркнуть оценку, данную Президентом деятельности Центрального банка – «взвешенная политика».
В последнее время на волне роста национально-патриотических настроений мы часто уходили из области «взвешенности». Подчеркиваем – многие из нас, и ваши покорные слуги, авторы этой статьи, тоже. В частности, в конце 2014 года, когда банк сначала высадил существенную часть резервов «по дешевке», а потом еще повысил ключевую ставку сразу до 17% (что фактически стало вторым ударом по бизнесу после роста курса доллара), мы без тени сомнения поверили в злой умысел таких действий.
Для этого были основания – в условиях падения котировок нефти не было абсолютно никакого смысла держать курс и давать нажиться спекулянтам на миллиарды долларов. Именно тогда и надо было, по экономическим законам, повышать ставки, чтобы они корреспондировали целевому курсу и отняли желание спекулировать. А вот потом - по высокому курсу 60 и выше – продавать резервы. Тогда бы курс вообще не поднялся выше 60 рублей за доллар.
Почему-то нам это было очевидно, а Центробанку РФ – нет. Вероятнее всего, имело место недостаточная степень профессионализма, да и опыта справляться с такими ситуациями не было.
Время идет, и только история сможет дать ответ на вопрос, что же произошло в конце 2014 года? Сегодня политика Центрального банка РФ достаточно адекватна, и нет поводов для жесткой критики.
Рассмотрим аргументы политиков и экономистов, которые выражают крайнюю степень неудовлетворенности действующим законодательством о ЦБ РФ. Речь идет, в первую очередь, о так называемой привязке эмиссии рубля к приросту международных (золотовалютных) резервов. ЦБ РФ, осуществляя эмиссию рубля, меняет рубли на бирже на иностранную валюту вместо кредитования банков. Но ни о какой такой привязке в законе о ЦБ РФ нет ни слова.
Мы построили график изменения международных резервов и рублевой денежной базы за последние 5 лет. Как показывает график, строгой зависимости международных резервов и рублевой денежной базы не наблюдается.
К примеру, в первом полугодии 2014 года эмиссия осуществлялась, а международные резервы падали. Тем не менее, основа для таких рассуждений имеется.
Концепт привязки к доллару США или Евро уходит корнями в идею о стабилизации экономики. Такую политику, в частности, проповедует МВФ. В стране может быть установлен валютный совет или его аналог — режим денежно-кредитной политики, при которой монетарные власти обязаны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной валюте. В различных вариациях это может быть валютный коридор. Валютные резервы страны должны при этом полностью покрывать объем национальной валюты в обращении (110—115 % денежной базы M0). В чистом виде такая денежная политика введена в Гонконге, Бермудах, Джибути, Болгарии, Дании и др. Некоторые страны полностью перешли на доллар США (Панама, Эквадор, Сальвадор и др.).
Как показывает график 3, ЦБ РФ полностью смог сохранить размер международных резервов, выраженных в рублях, по соотношению с денежной массой, при этом запас прочности отнюдь не уменьшился.
Ситуация в России достаточно серьезно отличается. Международные резервы настолько надежно покрывают рублевую массу, что никакие финансовые кризисы России не страшны, если их не создавать искусственно. При грамотной политике ЦБ РФ спекулянтам просто не хватит рублей, чтобы выкупить международные резервы России. В начале 2015 года ЦБ РФ нашел инструмент для борьбы с кризисом – организовал валютные аукционы под низкие ставки (валютное РЕПО). Данные меры повысили долларовую ликвидность, и рынок быстро насытился.
На следующем шаге оживился спрос на российские ценные бумаги, снизились ставки по российским облигациям. В чем была ошибка раньше? А раньше спекулянты брали рубли и покупали на них валюту. ЦБ РФ получал рубли и снова отдавал их спекулянтам, тем самым обеспечив неограниченный приток рублей для спекуляций. Усугубили ситуацию санкции – на Западе закрыли рефинансирование кредитов, банкам и предприятиям срочно пришлось отдавать миллиарды долларов.
За год совокупный внешний долг России снизился с 733 млрд долларов США до 556 млрд! Это говорит о том, что в 2015 году ЦБ РФ грамотно вышел из тяжелейшей ситуации, действовал высокопрофессионально и полностью в интересах государства.
Тем не менее, следует обратить внимание на очень непростое последствие такой политики для экономики – процентные ставки выросли и снижаются медленно. В январе 2015 года Гендиректор Уралвагонзавода заявил:
«Ставки больше 9% – это убийство»
Понять данный тезис легко – старые кредиты нужно отдавать, а их рефинансирование будет уже по новым ставкам, которые буквально катастрофичны для бизнеса. Живых денег в некоторых отраслях, в том числе в машиностроении, не хватает. Это тут же повлечет удорожание стоимости для и так потерявшей спрос продукции. А если еще импортные комплектующие? Ряд предприятий находится на грани банкротства.
Высокие проценты очень сильно тормозят экономику, поэтому ключевую ставку нужно снижать быстрее. В период «окна возможностей» это является приоритетом. Зададимся вопросом: если опустить ключевую ставку, где гарантия, что Запад вновь не устроит атаку на рубль – и тогда точно «пиши, пропало»?
Важно помнить и о таргетировании инфляции – если ставка будет ниже инфляции, это также даст очень сильный толчок для роста курса иностранных валют. Выгодно будет брать кредиты в рублях и покупать на них валюту. Высокий курс не позволит организациям с валютными кредитами их вернуть, ударит по населению.
Напротив, высокие процентные ставки могут стимулировать рост рублевых депозитов, в том числе возврат для этих целей средств в Россию. Поэтому – да, все показатели должны быть сбалансированы. Выходит, нужно понижать процент постепенно, без спешки?
Да, без спешки, но и без излишней задержки, при этом контролируя уровень международных резервов, курс рубля, инфляцию и стабильность банковской системы. Сейчас показатели вполне приемлемы, а ЦБ РФ научился справляться с атаками спекулянтов. По итогам июня 2015 года инфляция в России составила всего 0,2% в сравнении с предыдущим месяцем!
Вместе с тем, едва ли Запад решится на новое падение котировок нефти – американская нефтяная промышленность фактически и так загнана в угол. Раз ситуация с ЦБ РФ в настоящий момент не вызывает повода для паники, самое время проанализировать общую ситуацию – насколько наше законодательство о Центральном банке РФ адекватно сегодняшнему дню.
Для этого сравним Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Закон о Федеральном резерве США.
ЦЕЛИ
Самое первое, что бросается в глаза – в формулировке целей ФРС США определено, что ФРС должна способствовать долгосрочному росту денежных и кредитных агрегатов, долгосрочному росту производства, максимальной занятости населения, стабильности цен и умеренным долгосрочным процентным ставкам.
Цели ЦБ РФ более поверхностны: обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской и национальной платежной систем, развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности.
А это, к сожалению, 1:0 в пользу того, что закон написан в угоду западным кругам. В задачах ЦБ РФ не стоит ни поддержка экономики, ни умеренность ключевых ставок.
Во всех западных экономиках низкая ключевая ставка – это основа основ. В некоторых государствах ключевая ставка даже переходит в отрицательную область. Никакого инновационного развития без низкой процентной ставки не будет.
Изменение ситуации возможно путем простого внесения правок в закон силами Государственной Думы РФ.
УПРАВЛЕНИЕ
И ФРС США и ЦБ РФ являются независимыми в своей деятельности, но есть принципиальное различие: наш банк государственный, собственниками ФРС США являются 12 Федеральных резервных банков.
Эта разница лишь отчасти влияет на ситуацию в целом: 75% прибыли Центробанка РФ идет в казну, большая часть прибыли Федеральных резервных банков также идет государству, а собственники получают не очень высокий процент дивидендов – не более 6% годовых.
Управление ЦБ РФ, по сути, мало отличается от формулы, которая утверждена в США.
Совет управляющих ФРС США состоит из 7 членов, каждый из которых выбирается Президентом и утверждается Сенатом США на 14 лет. Председатель Совета управляющих избирается на 4 года, может переизбираться в рамках 14-летнего срока. Член Совета управляющих может быть отстранен Президентом США. Срок 14 лет предусмотрен, чтобы члены Совета управляющих выбирались разными Президентами – для независимости ФРС США. Совет управляющих осуществляет текущее управление Федеральной резервной системой.
Также в структуру управления ФРС США входит Комитет по открытому рынку, в составе 12 человек: семь членов Совета Управляющих ФРС, президент Федерального Резервного Банка Нью-Йорка, который является постоянным членом Комитета, а также четыре президента остальных 11-ти Федеральных Резервных Банков, которые сменяют друг друга раз в год.
Они определяют цели и основную стратегию монетарной политики, анализируют ситуацию с ценовой стабильностью и экономическим ростом страны.
В ЦБ РФ, по аналогии с ФРС США, есть Совет директоров и Национальный финансовый совет. Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом Российской Федерации, трое – Правительством Российской Федерации. Ими же и отстраняются.
В состав Национального финансового совета входит также Председатель Банка России. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации. Назначается Государственной думой РФ сроком на 5 лет.
Досрочно отстранить от должности практически невозможно, если нет заявления об отставке, уголовного дела, нарушения закона о ЦБ РФ или других экстремальных ситуаций.
Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Досрочно отстранить Председателя Банка России, по сути, можно только по представлению Председателя ЦБ РФ и после утверждения ГД РФ.
Как видим, нормы об отстранении от должности крайне несовершенны. Даже если ЦБ РФ установит ставку 100% годовых, отстранить его управление от дел в соответствии с законом будет невозможно.
Потенциально это несет высокие риски для государственной безопасности. Если чиновники ЦБ РФ выступят против Президента РФ, они вполне смогут преднамеренно ослабить экономику и нанести непоправимый ущерб его рейтингу. ЦБ РФ всегда может сказать, что он действовал во имя укрепления рубля и его политика соответствует нормам закона. В этих рамках критиковать деятельность ЦБ РФ кому угодно – будь то обычный гражданин или Президент РФ - не имеет почти никакого смысла.
Что толку критиковать, если снять все равно нельзя? В данной связи, вероятно, законодательство о ЦБ РФ в этой части требует актуализации. В частности, необходимо дополнить причины, по которым Председатель ЦБ РФ может быть отстранен от должности.
Например, Президентом РФ, как это закреплено в США. Например, в связи с утратой доверия.
Чтобы это сделать, вовсе не обязательно созывать референдум. Можно просто поправить закон в рамках обычных заседаний ГД РФ.
В целом, эта часть законодательства не столь несовершенна. Вместе с тем, на наш взгляд, она требует ряда поправок. Риски здесь скорее потенциальные: в настоящее время наверняка руководство ЦБ РФ проводит обсуждение ряда вопросов и с руководством страны.
Следует, к слову, отметить, что ФРС США является намного более независимым, чем ЦБ РФ.
ПОДОТЧЕТНОСТЬ
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год — перед банковским комитетом Конгресса США. Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счетной палаты США, или крупными независимыми аудиторскими фирмами национального уровня.
Однако не все операции проверяются (например, не проверяются операции с банковскими займами), поэтому в последние годы ведется работа по снятию ограничений с полномочий аудиторов.
Банк России подотчетен Государственной Думе. В частности, ГД РФ заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (утверждается не позднее бюджета на очередной год).
Аудитора определяет Национальный финансовый совет. Однако в отличие от США, аудиторами ЦБ РФ обычно становятся иностранные организации. Возможно, данная норма должна быть пересмотрена. Смысл аудита крупных российских организаций западными аудиторами обычно заключается в возможности торговаться на иностранных площадках.
Смысл иностранного аудитора для ЦБ РФ нам не совсем ясен.
Тем не менее, мы замечаем, что законодательство в этой части не написано в угоду Западу.
ОПЕРАЦИИ
Основное отличие ЦБ РФ в данном отношении заключается в том, что ФРС США на суммы эмиссии в основном покупает облигации казначейства США, кредитуя свою экономику.
ЦБ РФ кредитует западные экономики, также покупая облигации США и Европы. В последнее время ЦБ РФ распродал часть облигаций США, однако это происходило вместе с падением уровня международных резервов.
ЦБ РФ не имеет права кредитовать организации (кроме банков). Это ограничение установлено Законом. Федеральные резервные банки также не могут за редкими исключениями осуществлять операции с бизнесом. Они обеспечивают банковские услуги для депозитных учреждений и для федерального правительства.
Они также управляют внешним и внутренним госдолгом, в частности, организуют размещение государственных облигаций. Как видим, никаких в помине международных резервов у ФРС США нет.
Их придумали для нас, чтобы мы вкладывали деньги в экономику Запада. Америке не нужны резервы.
Она регулирует курс с помощью эмиссии доллара. Мы так сделать не можем: если валютные спекулянты начнут продавать рубли, то у ЦБ РФ может оказаться недостаточно долларов, чтобы удержать курс. Решить проблему можно путем отмены нормы о запрете кредитовать бизнес.
Напомним, что до 1995 года такая возможность была. В случае покупки евробондов организаций ЦБ РФ сможет их продать на открытом рынке и восполнить валютный баланс.
Конечно, злоупотреблять такой возможностью нельзя, иначе можно попасть на так называемый «страновой риск» – при ухудшении экономической ситуации в стране в целом такие резервы не спасут. Поэтому в рамках данной идеи можно было бы устраивать ограниченные аукционы для пула ведущих организаций страны, финансовые показатели которых удовлетворяют установленным критериям.
Такие активы можно ограничить 20% от суммы международных резервов. Системный механизм инвестирования средств в экономику сейчас практически отсутствует, но большинство экономистов понимают, что он необходим.
Также интересной является возможность покупать золото. Кстати, доля монетарного золота в составе международных резервов растет и на июль 2015 года составляет 13,33%. Год назад этот показатель составлял 9,68%, два года назад – 7,5%. Правда, стоит отметить, что рост доли происходил на фоне общего падения международных резервов, абсолютный рост за два года составил чуть меньше 10 млрд. долларов.
Законодательство здесь не идеально, но катастрофы тоже нет.
ВЫВОД
Как следует из сравнительного анализа по обозначенным выше параметрам, имеются существенные недостатки и в законодательстве о ЦБ РФ, и в самом функционировании главного банка страны. В этом отношении критики ЦБ РФ правы.
Однако ситуация не такая, чтобы вызвать повод для паники, так как ключевые фигуры ЦБ РФ назначаются или согласовываются Президентом РФ, Государственной Думой РФ, кроме того ЦБ РФ подотчетен ГД РФ. Срок полномочий членов Совета директоров меньше, чем в США.
Ситуация свидетельствует о наличии скорее потенциальных угроз, нежели реальных. Недостатки в работе ЦБ РФ, по нашему мнению, нужно устранять путем выращивания профессиональных кадров.
Сейчас часто кадры поставляются Высшей школой экономики, где преподавали Гайдар, Кудрин, Явлинский и прочие, и созданной, как известно, в качестве проекта ЦРУ. Профессионалов высокого уровня не так много. Значит, над этим нужно работать, как и над совершенствованием законодательства.
Такие выводы позволяют дать оценку деятельности ЦБ РФ, как адекватную, с точки зрения политики «взвешенного патриотизма», сторонниками которой мы являемся.
Читайте также:
Куда этой ночью полетит "Орешник": Россия официально закрыла небо на три дня
Слабовольная политика "не поддаёмся на провокации" постепенно уходит в прошлое. Россия после почти трёх лет предупреждений, угроз и вычерчивания "красных линий" постепенно начинает отвечать на удары. Ответы становятся всё масштабнее и высокотехнологичнее, однако их эффективность по-прежнему вызывает самые серьёзные сомнения.
Запад вынес Украине ужасающий приговор
Завершение конфликта на Украине будет сравнимо с распадом Югославии, пишет American Thinker.
"Генерал-блицкриг" вышел из тени: Путин назначил командовать "Югом" автора гениальной операции
Александр Санчик примет командование группировкой "Юг". Именно он обманул противника в Угледаре. На Санчика уже начал клеветать ЦИПсО?
«Попутал с реальностью». В США оскорбившего Путина телеведущего поставили на место
"Как соловей". В США телеведущего поставили на место после слов о Путине
"Мёртвая рука" на все ваши альянсы: России угрожают смертью - Крапивник напомнил, каким будет ответ
Военные чиновники во главе с руководителем военного комитета НАТО адмиралом Робом Бауэром перешли на открытые угрозы в адрес России. Уже не особо скрывая своих агрессивных намерений, "ястребы" предлагают нанести по нашей стране "превентивный удар". Фактически России угрожают смертью. Но военный эксперт Станислав Крапивник напоминает: в НАТО будто бы забыли, каким будет ответ