Россия может отказаться от ЕСПЧ
Общественная палата просит создать Евро-Азиатский суд по правам человека, который сможет заменить европейский аналог.
Председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом ОП РФ Елена Сутормина направила обращение главе МИД РФ Сергею Лаврову и министру юстиции Александру Коновалову с просьбой рассмотреть вопрос о создании Евро-Азиатского суда по правам человека, который мог бы заменить ЕСПЧ. Ранее с подобной инициативой к России уже обращалась Ассоциация азиатских конституционных судов. Тогда председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин поддержал идею.
«События последнего года на международной арене в очередной раз отчетливо продемонстрировали, что Европейский суд по правам человека применяет двойные стандарты и предвзято подходит к искам, подаваемым из России. Решения ЕСПЧ в таких случаях нередко носят не правозащитный, а политически мотивированный характер. Такой вывод подтверждается "опытом работы многих российских общественных организаций и Общественной палаты Российской Федерации"», — указано в обращении к министрам.
Елена Сутормина пояснила «Русской планете», что идея о создании Евро-Азиатского суда по правам человека назрела уже давно. По ее мнению, ЕСПЧ в том виде, в котором он существует сейчас, представляет собой ангажированную структуру, которая зачастую выполняет политический заказ.
«Иски, которые подаются в Европейский суд из России, чаще всего подвергаются остракизму, и наоборот: иски, направленные против России, поддерживаются, и по ним выносят положительные решения. Например, сейчас в ЕСПЧ находится около 400 исков от пострадавших во время войны на Украине, а в очереди еще 17 тысяч. То есть их просто отклоняют по надуманным причинам», — рассказала Елена Сутормина.
По ее мнению, создание аналога ЕСПЧ, который стал бы действительно заниматься проблемами людей, а не политическими акциями, сейчас актуально не только для России, но также и для многих других стран.
«Это требование времени. Мы видим, что мир становится многополярным, на карте возникают новые политические игроки, которые не хотят мириться с гегемонией одного-единственного государства. В этой связи создание в рамках Евразийского союза судебного органа стало бы хорошим шагом к укреплению суверенитета. Кроме того, я уверена, что к Евро-Азиатскому суду могли бы присоединиться и отдельные европейские страны, которые уже давно устали от проводимой США и ЕС политики», — добавила Сутормина.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов поддержал инициативу Общественной палаты. По его мнению, ЕСПЧ уже давно превратился в политический инструмент, который не занимается своей профильной деятельностью.
«Любая альтернатива — это уже хорошо, а тем более альтернатива такому органу, как ЕСПЧ. Поэтому ничего плохого в создании Евро-Азиатского суда по правам человека я не вижу, более того, считаю, что надо поддержать. К сожалению, Европейский суд занимается делами, не связанными с принципами закона, а чисто политическими заказами», — отметил парламентарий.
Напомним, что Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также дополнительные протоколы к ней в феврале 1996 года, в разгар ельцинского демонтажа государства. Ратифицировав подписанные соглашения, Россия обязалась выполнять решения Европейского суда, признав его юрисдикцию. Положения об этом вошли в официальные документы и кодексы РФ, что означало признание постановлений ЕСПЧ основанием для пересмотра решений российскими судами.
Совсем недавно Конституционный суд постановил, что решения Страсбургского суда в России должны исполняться с учетом верховенства Конституции.
«Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции. Решения ЕСПЧ подлежат исполнению только с учетом признания верховенства Конституции Российской Федерации», — отмечается в постановлении.
Так или иначе, ряд экспертов считает, что нам необходимо покинуть Совет Европы и тем самым исключить юридические коллизии по поводу юрисдикции Европейского суда. Ранее сообщалось, что члены комитета Госдумы по международным делам допускают выход России из ряда международных соглашений, включая Совет Европы, а также из-под действия Европейской конвенции по правам человека, поскольку требования последней расходятся с основными принципами национальных интересов Российской Федерации.
«Думаю, что предложение по выходу из конвенции может быть вызвано принятием явно политизированных решений ЕСПЧ или решениями, которые затрагивают основы Конституции РФ», — заявил глава комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
«Сначала нужно выйти из Совета Европы»
Еще год назад с похожим предложением замещения ЕСПЧ выступила Ассоциация азиатских конституционных судов. В ноябре 2014 года по этому вопросу прошла встреча председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина с руководителем КС Индонезии и президентом Ассоциации азиатских конституционных судов Хамданом Зулфой. Согласно официальному сообщению, «стороны выразили готовность способствовать реализации данного предложения, в том числе через его обсуждение на ближайшем заседании Ассоциации азиатских конституционных судов и эквивалентных органов в Джакарте».
Депутат Государственной думы Илья Дроздов выразил сомнение в целесообразности создания такого органа, поскольку все вопросы должны решаться исключительно в России и по законам Российской Федерации.
«С точки зрения аргументации в пользу этой инициативы я с ней согласен. Действительно, ЕСПЧ — ангажированная структура, которая направлена против России, и это очевидно. Другое дело — зачем нам нужна еще подобная структура, но уже на Востоке. Сейчас у нас хорошие отношения с большинством стран Азиатского региона, в первую очередь с Китаем. Но это сегодня с Китаем братья навек, а уже завтра столкновения на острове Даманский. Поэтому есть опасения, что Евро-Азиатский суд станет аналогом ЕСПЧ в самом прямом смысле слова», — пояснил Дроздов.
По мнению парламентария, в России должны соблюдаться только национальное законодательство и Устав ООН — организации, сооснователями которой мы являемся. Другие же международные организации, будь то азиатские или европейские, не должны иметь отношения к нашим внутренним делам.
«Что в Российской империи, что в Советском Союзе мы руководствовались законами государства, а не унизительно просили собственный Конституционный суд наложить вето на то или иное решение ЕСПЧ или какой-либо иной организации. Если есть у кого-то к России вопросы, то пусть приезжают сюда и решают свои проблемы в соответствии с российским законодательством. А связывать себя какими бы то ни было международными обязательствами просто незачем», — считает Илья Дроздов.
Парламентарий также утверждает, что России необходимо покинуть и другие европейские структуры, в которых она присутствует с начала 90-х годов. По мнению Дроздова, нет никакой необходимости в участии в заседаниях Совета Европы, где России не дают слова, а лишь используют в качестве «мальчика для битья».
«Я не знаю, что хорошего в том, если нам откровенно плюют в лицо, а мы утираемся и несем им деньги. Зачем это нужно? Чтобы показать, что мы европейцы, члены европейского сообщества? Россия никогда не искала себе общества в сытом Брюсселе, и мы должны показать, что нашу дружбу должны заслужить, а не разговаривать в тоне старшего брата или плантатора», — добавил Илья Дроздов.
Председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом ОП РФ Елена Сутормина направила обращение главе МИД РФ Сергею Лаврову и министру юстиции Александру Коновалову с просьбой рассмотреть вопрос о создании Евро-Азиатского суда по правам человека, который мог бы заменить ЕСПЧ. Ранее с подобной инициативой к России уже обращалась Ассоциация азиатских конституционных судов. Тогда председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин поддержал идею.
«События последнего года на международной арене в очередной раз отчетливо продемонстрировали, что Европейский суд по правам человека применяет двойные стандарты и предвзято подходит к искам, подаваемым из России. Решения ЕСПЧ в таких случаях нередко носят не правозащитный, а политически мотивированный характер. Такой вывод подтверждается "опытом работы многих российских общественных организаций и Общественной палаты Российской Федерации"», — указано в обращении к министрам.
Елена Сутормина пояснила «Русской планете», что идея о создании Евро-Азиатского суда по правам человека назрела уже давно. По ее мнению, ЕСПЧ в том виде, в котором он существует сейчас, представляет собой ангажированную структуру, которая зачастую выполняет политический заказ.
«Иски, которые подаются в Европейский суд из России, чаще всего подвергаются остракизму, и наоборот: иски, направленные против России, поддерживаются, и по ним выносят положительные решения. Например, сейчас в ЕСПЧ находится около 400 исков от пострадавших во время войны на Украине, а в очереди еще 17 тысяч. То есть их просто отклоняют по надуманным причинам», — рассказала Елена Сутормина.
По ее мнению, создание аналога ЕСПЧ, который стал бы действительно заниматься проблемами людей, а не политическими акциями, сейчас актуально не только для России, но также и для многих других стран.
«Это требование времени. Мы видим, что мир становится многополярным, на карте возникают новые политические игроки, которые не хотят мириться с гегемонией одного-единственного государства. В этой связи создание в рамках Евразийского союза судебного органа стало бы хорошим шагом к укреплению суверенитета. Кроме того, я уверена, что к Евро-Азиатскому суду могли бы присоединиться и отдельные европейские страны, которые уже давно устали от проводимой США и ЕС политики», — добавила Сутормина.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов поддержал инициативу Общественной палаты. По его мнению, ЕСПЧ уже давно превратился в политический инструмент, который не занимается своей профильной деятельностью.
«Любая альтернатива — это уже хорошо, а тем более альтернатива такому органу, как ЕСПЧ. Поэтому ничего плохого в создании Евро-Азиатского суда по правам человека я не вижу, более того, считаю, что надо поддержать. К сожалению, Европейский суд занимается делами, не связанными с принципами закона, а чисто политическими заказами», — отметил парламентарий.
Напомним, что Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также дополнительные протоколы к ней в феврале 1996 года, в разгар ельцинского демонтажа государства. Ратифицировав подписанные соглашения, Россия обязалась выполнять решения Европейского суда, признав его юрисдикцию. Положения об этом вошли в официальные документы и кодексы РФ, что означало признание постановлений ЕСПЧ основанием для пересмотра решений российскими судами.
Совсем недавно Конституционный суд постановил, что решения Страсбургского суда в России должны исполняться с учетом верховенства Конституции.
«Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции. Решения ЕСПЧ подлежат исполнению только с учетом признания верховенства Конституции Российской Федерации», — отмечается в постановлении.
Так или иначе, ряд экспертов считает, что нам необходимо покинуть Совет Европы и тем самым исключить юридические коллизии по поводу юрисдикции Европейского суда. Ранее сообщалось, что члены комитета Госдумы по международным делам допускают выход России из ряда международных соглашений, включая Совет Европы, а также из-под действия Европейской конвенции по правам человека, поскольку требования последней расходятся с основными принципами национальных интересов Российской Федерации.
«Думаю, что предложение по выходу из конвенции может быть вызвано принятием явно политизированных решений ЕСПЧ или решениями, которые затрагивают основы Конституции РФ», — заявил глава комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
«Сначала нужно выйти из Совета Европы»
Еще год назад с похожим предложением замещения ЕСПЧ выступила Ассоциация азиатских конституционных судов. В ноябре 2014 года по этому вопросу прошла встреча председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина с руководителем КС Индонезии и президентом Ассоциации азиатских конституционных судов Хамданом Зулфой. Согласно официальному сообщению, «стороны выразили готовность способствовать реализации данного предложения, в том числе через его обсуждение на ближайшем заседании Ассоциации азиатских конституционных судов и эквивалентных органов в Джакарте».
Депутат Государственной думы Илья Дроздов выразил сомнение в целесообразности создания такого органа, поскольку все вопросы должны решаться исключительно в России и по законам Российской Федерации.
«С точки зрения аргументации в пользу этой инициативы я с ней согласен. Действительно, ЕСПЧ — ангажированная структура, которая направлена против России, и это очевидно. Другое дело — зачем нам нужна еще подобная структура, но уже на Востоке. Сейчас у нас хорошие отношения с большинством стран Азиатского региона, в первую очередь с Китаем. Но это сегодня с Китаем братья навек, а уже завтра столкновения на острове Даманский. Поэтому есть опасения, что Евро-Азиатский суд станет аналогом ЕСПЧ в самом прямом смысле слова», — пояснил Дроздов.
По мнению парламентария, в России должны соблюдаться только национальное законодательство и Устав ООН — организации, сооснователями которой мы являемся. Другие же международные организации, будь то азиатские или европейские, не должны иметь отношения к нашим внутренним делам.
«Что в Российской империи, что в Советском Союзе мы руководствовались законами государства, а не унизительно просили собственный Конституционный суд наложить вето на то или иное решение ЕСПЧ или какой-либо иной организации. Если есть у кого-то к России вопросы, то пусть приезжают сюда и решают свои проблемы в соответствии с российским законодательством. А связывать себя какими бы то ни было международными обязательствами просто незачем», — считает Илья Дроздов.
Парламентарий также утверждает, что России необходимо покинуть и другие европейские структуры, в которых она присутствует с начала 90-х годов. По мнению Дроздова, нет никакой необходимости в участии в заседаниях Совета Европы, где России не дают слова, а лишь используют в качестве «мальчика для битья».
«Я не знаю, что хорошего в том, если нам откровенно плюют в лицо, а мы утираемся и несем им деньги. Зачем это нужно? Чтобы показать, что мы европейцы, члены европейского сообщества? Россия никогда не искала себе общества в сытом Брюсселе, и мы должны показать, что нашу дружбу должны заслужить, а не разговаривать в тоне старшего брата или плантатора», — добавил Илья Дроздов.
Читайте также:
"Орешник, на старт!": Россия готовит ответный удар на прилетевшие к нам ATACMS. Кого будем бить? Чего ждать?
27.11.2024 10:32
Ударим гиперзвуковым «Орешником» по позиционным районам американской ПРО в Польше и Румынии, нанесем массированный удар по строящейся в той же Румынии авибазе «Михаил Когэлничану», которая должна стать крупнейшей в Европе американской базой, превзойдя размерами «Рамштайн».
«А чего ты ждёшь-то?» Сукачёв рассказал Собчак об отношении к Родине и предателям. Интервью пошло не по плану?
"А чего ты ждёшь-то?" Знаменитый рок-музыкант Гарик Сукачёв рассказал Ксении Собчак о своём отношении к Родине и предателям.
Яков Кедми раскрыл двойное назначение "Орешника": В конфликте на Украине де-факто поставлена точка. И это только начало
Яков Кедми раскрыл двойное назначение "Орешника". В конфликте на Украине де-факто поставлена точка. И это только начало. Эксперт пояснил, что русская ракета смешала стратегические планы Запада.
Ядерное оружие для Зеленского: на что пойдет Запад дальше
27.11.2024 21:58
У России нет сомнений, что Запад может предоставить Украине возможность обзавестись ядерным оружием, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Если враги не успокоятся, достанем кое-что пожёстче "Орешника"
27.11.2024 10:49
Если враги не успокоятся, мы достанем кое-что пожёстче "Орешника", предупредил Виктор Баранец. Он просчитал реакцию России в ситуации, если ВСУ продолжат обстрелы Storm Shadow и ATACMS, рассказав об "интеллигентном" русском оружии, которое может быть применено в таком случае.