Два сценария фашистского переворота для Украины
Экономические трудности, помноженные на поспешную и непродуманную евроинтеграцию путем некритичного копирования западных образцов делают реальной перспективу правого переворота на Украине, — пишет украинский портал «Хвиля».
Автор статьи под названием «Два сценария правого переворота в Украине» — бакалавр философии (Университет им. Т. Шевченко), магистрант философии (Бергенский Университет, Норвегия), teaching assistant курсов по истории политической философии и современной политической теории (Бергенский Университет) Юрий Козик. Исследователь проводит аналогии между нынешней ситуацией на Украине и событиями, предшествовавшими фашистским переворотам в Португалии и Румынии 20-х-30-х годов минувшего столетия.
«На данный момент политическая и экономическая ситуация в Украине крайне нестабильна», — пишет автор, подчеркивая, что «причиной тому служат не только внешняя угроза и конфликт на Востоке, но и проблемы внутриполитического и экономического характера». По его мнению, «постмайдановское правительство реформаторов свое название не оправдало», «лидеры западных государств все чаще указывают на задержку в проведении реформ».
При этом «население непосредственно ощущает тяжесть экономической ситуации», «обещанное введение безвизового режима было опять отсрочено», обнажилось противодействие пропрезидентских политических сил и некоторых олигархов.
«Нерешенность внутриполитических противоречий и неспособность провести реформы, оптимизирующие экономику, приведут к стагнации и углублению кризиса». «Если реформы не будут проведены разумно, с учетом национальных интересов или не будут проведены вовсе, вероятность кризиса, подобного румынскому или португальскому, со временем будет только расти», — говорится в статье.
Согласно первому, «португальскому сценарию», реальная власть продолжает быть разделенной между несколькими влиятельными финансовыми группами, которые проводят частичные реформы, направленные, в первую очередь, на облегчение условий ведения собственного бизнеса. При этом состояние войны требует огромных финансовых вложений, что приводит к увеличению внешнего долга, обслуживание которого ложится на плечи рядовых граждан. Политический беспорядок и махинации с валютными кредитами приводят к экономическому кризису и желанию наведения порядка со стороны «сильной руки».
Согласно второму — «румынскому», ведение реформ методом «копирования», без учета ни украинской специфики, ни национальных интересов приводит к росту безработицы и массовому оттоку населения. Все это провоцирует настроения «анти-европейского реваншизма», движения националистического толка, прославляющие национальную гордость и культ силы, будут становиться все более привлекательными.
Украинцы в этом случае будут жаждать мессию, спасителя нации, и им может стать самый обычный человек «из народа», который своими речами будет взывать к оскорбленному чувству национальной гордости и созданию «великой Украины». На эту роль, по мнению автора статьи, есть кандидаты, в частности из добровольческих батальонов
«В обоих случаях кризис привел к установлению диктатуры. В Португалии — Салазаровского корпоративного „Estado Novo“, в Румынии — режима маршала Антонеску, который вышел из рядов „Легиона Архангела Михаила“, а потом ликвидировал его при поддержке румынского короля и Адольфа Гитлера».
Описанные сценарии правого переворота являются предостережением фанатичным западникам — резюмирует автор.
«Осуществление сценария, подобного португальскому, делают возможными наша экономическая отсталость, рост внешнего долга и разделенность власти олигархическими группами. Для взращивания этого семени нужно только время и дальнейшее бездействие политических элит.
Румынский сценарий является предостережением фанатичным западникам, у которых на все есть один ответ — ложись под чикагских мальчиков и делай, как скажут в Брюсселе-Вашингтоне. Если подобная идея будет внедряться поспешно и без учета украинских социально-экономических условий, стоит ожидать ответного удара национализма, который вырастет на почве ущемленного незавидным положением страны национального достоинства».
Рассматривать эти сценарии всерьез, — говорит политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин, можно было бы только в том случае, если бы американская администрация не занималась управлением украинским политическим процессом. В этом случае подобные сценарии были бы весьма вероятны, поскольку, либо олигархическая коалиция, противостоящая Порошенко, либо окружение самого украинского президента могли бы попытаться остановить развитие социального кризиса, опираясь на помощь радикальных националистов. Кроме того, в этом случае могла бы появиться политическая сила, выступающая под популистскими или даже левыми лозунгами, которая могла бы попытаться прийти к власти, опираясь на волну социального протеста. Но высокопоставленные представители США неоднократно предупреждали, что украинская власть должна сохранять внутреннее единство. Думаю, что после подобных заявлений и у президента, и у его соперников пропало желание заниматься рискованными политическими играми.
Кроме того, «Правый сектор», скорее всего, под давлением американцев вообще удалили из политического процесса. Он отказался от участия в региональных и местных выборах и теперь собирается вести бессмысленную борьбу за референдум, который по украинским законам провести практически невозможно. Таким образом, ПС фактически добровольно согласился превратиться в маргинальную силу. Однако он не ушел с политической сцены окончательно. После того, как США решат стоящие перед ними задачи и снизят свое присутствие в украинском политическом пространстве, ПС вновь может попытаться стать важным политическим игроком. Естественно, в таком случае вновь возникнет угроза государственного переворота и утверждения авторитарной диктатуры, опирающейся на националистов. Однако в настоящий момент такой опасности нет.
Более того, если США сохранят контроль над украинским политическим процессом еще хотя бы на полтора — два года, Украина превратиться в подобие современной Молдовы. Власть будут удерживать относительно умеренные силы, которые будут полностью зависеть от поддержки со стороны США и ЕС, а потому будут действовать в рамках, обозначенных западными державами. Безусловно, власть и в такой ситуации будет продолжать заигрывать с националистами, но к управлению страной их, конечно же, не допустят. Однако, если США утратят интерес к Украине в ближайшие месяцы (а это может произойти в случае обострения ситуации на Ближнем Востоке или в Азиатско-Тихоокеанском регионе), события могут принять крайне опасный оборот.
— А если представить гипотетически… Что стало бы с Украиной в случае установления такой диктатуры в ближнее и долгосрочной перспективе?
— Ничего бы не стало, в Киеве сидело бы правительство, которому не подчинялись бы регионы, а наиболее богатые области (как Днепропетровская или Одесская) превратились бы в олигархические княжества. Но только еще раз подчеркиваю: сейчас США не допустят ни острого политического конфликта, ни тем более переворота.
Политолог Алексей Блюминов полагает, что ни один из этих вариантов на Украине в нынешних условиях невозможен.
— Причин тому много. Но основная — абсолютно разные исходные позиции, от которых развивалась ситуация на Украине и в Португалии с Румынией. Да и международное положение этих стран совершенно разное и исторические условия совершенно разные. Нужно понимать одну простую вещь: практически все известные истории фашистские перевороты происходили в условиях подъёма сильного левого, рабочего, профсоюзного движения. В условиях, когда правящие круги всерьез боялись прихода левых к власти, а сами левые имели реальные шансы прийти к власти либо путем легальных процедур (как Альенде в Чили) или революционным путем, как в веймарской Германии.
Ничего и близко похожего нет в нынешней Украине. Единственное, что сближает ситуацию на Украине с португальской или румынской — это то обстоятельство, что элементы фашизации навязываются обществу не снизу, а сверху. В условиях отсутствия серьезных угроз правящей олигархии, ей нет смысла передавать власть таким сомнительным приказчикам, как фашисты. Олигархия способна справиться с этой задачей и сама, путем перехвата части фашистских лозунгов и их абсорбции.
— А в целом признаков какого сценария на Украине больше?
— Цитируемая вами публикация представляет собой яркий пример «натягивания совы на глобус». То есть ни один из вариантов не имеет под собой реальной основы в современном украинском обществе. При этом отдельные элементы классического фашизма в нынешнем украинском режиме уже присутствуют. Однако в чистом виде он тут невозможен. У него нет тут экономического базиса. Украина развивается в ключе ультраправых авторитарных режимов латиноамериканского типа свойственных второй половине 20-го века: с фасадной демократией и эскадронами смерти, с полностью подконтрольной иностранному капиталу периферийной экономикой.
Автор статьи под названием «Два сценария правого переворота в Украине» — бакалавр философии (Университет им. Т. Шевченко), магистрант философии (Бергенский Университет, Норвегия), teaching assistant курсов по истории политической философии и современной политической теории (Бергенский Университет) Юрий Козик. Исследователь проводит аналогии между нынешней ситуацией на Украине и событиями, предшествовавшими фашистским переворотам в Португалии и Румынии 20-х-30-х годов минувшего столетия.
«На данный момент политическая и экономическая ситуация в Украине крайне нестабильна», — пишет автор, подчеркивая, что «причиной тому служат не только внешняя угроза и конфликт на Востоке, но и проблемы внутриполитического и экономического характера». По его мнению, «постмайдановское правительство реформаторов свое название не оправдало», «лидеры западных государств все чаще указывают на задержку в проведении реформ».
При этом «население непосредственно ощущает тяжесть экономической ситуации», «обещанное введение безвизового режима было опять отсрочено», обнажилось противодействие пропрезидентских политических сил и некоторых олигархов.
«Нерешенность внутриполитических противоречий и неспособность провести реформы, оптимизирующие экономику, приведут к стагнации и углублению кризиса». «Если реформы не будут проведены разумно, с учетом национальных интересов или не будут проведены вовсе, вероятность кризиса, подобного румынскому или португальскому, со временем будет только расти», — говорится в статье.
Согласно первому, «португальскому сценарию», реальная власть продолжает быть разделенной между несколькими влиятельными финансовыми группами, которые проводят частичные реформы, направленные, в первую очередь, на облегчение условий ведения собственного бизнеса. При этом состояние войны требует огромных финансовых вложений, что приводит к увеличению внешнего долга, обслуживание которого ложится на плечи рядовых граждан. Политический беспорядок и махинации с валютными кредитами приводят к экономическому кризису и желанию наведения порядка со стороны «сильной руки».
Согласно второму — «румынскому», ведение реформ методом «копирования», без учета ни украинской специфики, ни национальных интересов приводит к росту безработицы и массовому оттоку населения. Все это провоцирует настроения «анти-европейского реваншизма», движения националистического толка, прославляющие национальную гордость и культ силы, будут становиться все более привлекательными.
Украинцы в этом случае будут жаждать мессию, спасителя нации, и им может стать самый обычный человек «из народа», который своими речами будет взывать к оскорбленному чувству национальной гордости и созданию «великой Украины». На эту роль, по мнению автора статьи, есть кандидаты, в частности из добровольческих батальонов
«В обоих случаях кризис привел к установлению диктатуры. В Португалии — Салазаровского корпоративного „Estado Novo“, в Румынии — режима маршала Антонеску, который вышел из рядов „Легиона Архангела Михаила“, а потом ликвидировал его при поддержке румынского короля и Адольфа Гитлера».
Описанные сценарии правого переворота являются предостережением фанатичным западникам — резюмирует автор.
«Осуществление сценария, подобного португальскому, делают возможными наша экономическая отсталость, рост внешнего долга и разделенность власти олигархическими группами. Для взращивания этого семени нужно только время и дальнейшее бездействие политических элит.
Румынский сценарий является предостережением фанатичным западникам, у которых на все есть один ответ — ложись под чикагских мальчиков и делай, как скажут в Брюсселе-Вашингтоне. Если подобная идея будет внедряться поспешно и без учета украинских социально-экономических условий, стоит ожидать ответного удара национализма, который вырастет на почве ущемленного незавидным положением страны национального достоинства».
Рассматривать эти сценарии всерьез, — говорит политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин, можно было бы только в том случае, если бы американская администрация не занималась управлением украинским политическим процессом. В этом случае подобные сценарии были бы весьма вероятны, поскольку, либо олигархическая коалиция, противостоящая Порошенко, либо окружение самого украинского президента могли бы попытаться остановить развитие социального кризиса, опираясь на помощь радикальных националистов. Кроме того, в этом случае могла бы появиться политическая сила, выступающая под популистскими или даже левыми лозунгами, которая могла бы попытаться прийти к власти, опираясь на волну социального протеста. Но высокопоставленные представители США неоднократно предупреждали, что украинская власть должна сохранять внутреннее единство. Думаю, что после подобных заявлений и у президента, и у его соперников пропало желание заниматься рискованными политическими играми.
Кроме того, «Правый сектор», скорее всего, под давлением американцев вообще удалили из политического процесса. Он отказался от участия в региональных и местных выборах и теперь собирается вести бессмысленную борьбу за референдум, который по украинским законам провести практически невозможно. Таким образом, ПС фактически добровольно согласился превратиться в маргинальную силу. Однако он не ушел с политической сцены окончательно. После того, как США решат стоящие перед ними задачи и снизят свое присутствие в украинском политическом пространстве, ПС вновь может попытаться стать важным политическим игроком. Естественно, в таком случае вновь возникнет угроза государственного переворота и утверждения авторитарной диктатуры, опирающейся на националистов. Однако в настоящий момент такой опасности нет.
Более того, если США сохранят контроль над украинским политическим процессом еще хотя бы на полтора — два года, Украина превратиться в подобие современной Молдовы. Власть будут удерживать относительно умеренные силы, которые будут полностью зависеть от поддержки со стороны США и ЕС, а потому будут действовать в рамках, обозначенных западными державами. Безусловно, власть и в такой ситуации будет продолжать заигрывать с националистами, но к управлению страной их, конечно же, не допустят. Однако, если США утратят интерес к Украине в ближайшие месяцы (а это может произойти в случае обострения ситуации на Ближнем Востоке или в Азиатско-Тихоокеанском регионе), события могут принять крайне опасный оборот.
— А если представить гипотетически… Что стало бы с Украиной в случае установления такой диктатуры в ближнее и долгосрочной перспективе?
— Ничего бы не стало, в Киеве сидело бы правительство, которому не подчинялись бы регионы, а наиболее богатые области (как Днепропетровская или Одесская) превратились бы в олигархические княжества. Но только еще раз подчеркиваю: сейчас США не допустят ни острого политического конфликта, ни тем более переворота.
Политолог Алексей Блюминов полагает, что ни один из этих вариантов на Украине в нынешних условиях невозможен.
— Причин тому много. Но основная — абсолютно разные исходные позиции, от которых развивалась ситуация на Украине и в Португалии с Румынией. Да и международное положение этих стран совершенно разное и исторические условия совершенно разные. Нужно понимать одну простую вещь: практически все известные истории фашистские перевороты происходили в условиях подъёма сильного левого, рабочего, профсоюзного движения. В условиях, когда правящие круги всерьез боялись прихода левых к власти, а сами левые имели реальные шансы прийти к власти либо путем легальных процедур (как Альенде в Чили) или революционным путем, как в веймарской Германии.
Ничего и близко похожего нет в нынешней Украине. Единственное, что сближает ситуацию на Украине с португальской или румынской — это то обстоятельство, что элементы фашизации навязываются обществу не снизу, а сверху. В условиях отсутствия серьезных угроз правящей олигархии, ей нет смысла передавать власть таким сомнительным приказчикам, как фашисты. Олигархия способна справиться с этой задачей и сама, путем перехвата части фашистских лозунгов и их абсорбции.
— А в целом признаков какого сценария на Украине больше?
— Цитируемая вами публикация представляет собой яркий пример «натягивания совы на глобус». То есть ни один из вариантов не имеет под собой реальной основы в современном украинском обществе. При этом отдельные элементы классического фашизма в нынешнем украинском режиме уже присутствуют. Однако в чистом виде он тут невозможен. У него нет тут экономического базиса. Украина развивается в ключе ультраправых авторитарных режимов латиноамериканского типа свойственных второй половине 20-го века: с фасадной демократией и эскадронами смерти, с полностью подконтрольной иностранному капиталу периферийной экономикой.
Читайте также:
Запад вынес Украине ужасающий приговор
Завершение конфликта на Украине будет сравнимо с распадом Югославии, пишет American Thinker.
Куда этой ночью полетит "Орешник": Россия официально закрыла небо на три дня
Слабовольная политика "не поддаёмся на провокации" постепенно уходит в прошлое. Россия после почти трёх лет предупреждений, угроз и вычерчивания "красных линий" постепенно начинает отвечать на удары. Ответы становятся всё масштабнее и высокотехнологичнее, однако их эффективность по-прежнему вызывает самые серьёзные сомнения.
«Попутал с реальностью». В США оскорбившего Путина телеведущего поставили на место
"Как соловей". В США телеведущего поставили на место после слов о Путине
Окружение Курахово: российские военные освободили Новую Ильинку в ДНР
Министерство обороны РФ сообщило об освобождении населенного пункта Новая Ильинка в Донецкой народной республике.
Ядерное оружие для Зеленского: на что пойдет Запад дальше
27.11.2024 21:58
У России нет сомнений, что Запад может предоставить Украине возможность обзавестись ядерным оружием, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.