Неутешительный прогноз для ЕС
3 августа международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s ухудшило прогноз наднационального кредитного рейтинга Европейского союза со стабильного до негативного. При этом долгосрочный рейтинг ЕС подтвержден на уровне «АА+", но краткосрочный снижен до «А-1+". Шансы изменения рейтинга Евросоюза в последующие два года агентство оценивает, как один к трем.
В Standard & Poor’s назвали несколько причин понижения прогноза рейтинга ЕС. Во-первых, это греческий кризис и в целом то, что Брюссель продолжает использовать свои активы для предоставления финансирования странам-членам с повышенным уровнем риска.
Во-вторых, экспертов тревожат планы председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера по созданию нового Европейского фонда стратегических инвестиций. Предполагается, что за три года бюджет структуры должен возрасти до 315 миллиардов евро. Учитывая и без того не блестящее положение некоторых стран ЕС, выделение таких сумм на инвестиционный проект может быть непростым делом.
В-третьих, агентство учло негативный прогноз по кредитным рейтингам Великобритании и Франции и высокие ссуды, которые ЕС предоставляет своим членам.
Наконец, свою роль сыграл и политический фактор. А именно, предстоящий в 2017 году референдум в Великобритании о выходе из Европейского союза. В то же время, если Британия останется в ЕС, и наряду с Францией повысит свой индивидуальный рейтинг, в агентстве не исключают, что прогноз может быть пересмотрен в сторону улучшения. Понижение рейтингов суверенных стран-членов ЕС, а также выход каких-либо государств из зоны евро или ухудшение конкретных финансовых показателей, напротив, повлечет еще большее снижение рейтинга Евросоюза.
«Финансовые механизмы ЕС сложны. Его обязательства существенно превышают его активы», — сказано в сообщении S&P. На конец 2014 года эта разница составляла 58 миллиардов евро.
В ноябре 2015 Standard & Poor’s уже понижал рейтинги двух крупных европейских экономик — Франции и Нидерландов. Голландию лишили самого высокого рейтинга, а показатель Франции был снижен с «АА+" до «АА». Решение аналитики обосновали невысокими перспективами экономического роста.
В настоящий момент высший кредитный рейтинг имеют только семь европейских стран (не считая карликовых). Это Германия, Великобритания и Финляндия. Еще две страны — Дания и Швеция — не входят в еврозону, а Норвегия и Швейцария вообще не входят в Европейский союз.
Главный экономист агентства «Рус-Рейтинг», доцент Высшей школы экономики Антон Табах считает, что снижению прогноза кредитного рейтинга Евросоюза не стоит придавать большое значение, хотя и признает, что оно происходит на фоне кризисных явлений в экономике объединения.
— Рейтингам вообще не нужно придавать слишком большого значения, особенно когда от высокого их понижают к показателю, который немного ниже. Рейтинги имеют значение для стран и компаний, которые много занимают на внешнем рынке. Кроме того, эти показатели могут играть роль в политике. Например, многие считают, что Олланду понижение французского долга, который всегда имел высший рейтинг, стоило местных выборов.
Но Евросоюз сам практически не занимает или занимает в рамках европейских структур, того же ЕЦБ. Поэтому на его финансовых перспективах понижение рейтинга особо не отразится.
Да и вообще, рейтинги говорят не о состоянии экономики, а о способности погашать долги. Особо беспокоится Брюсселю не о чем, тем более что понижение рейтинга давно ожидалось, и сам этот факт интересен только специалистам.
«СП»: — Но разве это не отражает какие-то проблемы в экономике и финансовом секторе?
— Конечно, понижение рейтинга происходит на фоне текущего кризиса и не от хорошей жизни. Но это не то, что может само по себе спровоцировать проблемы, как, например, снижение рейтинга стран, у которых более серьезные финансовые проблемы.
«СП»: — Почему в качестве одного из рисков названо создание Фонда стратегических инвестиций?
— Рейтинг кредитный. Если вы собираетесь потратиться на большую сумму, ваши кредитные качества ухудшаются. Тем более что у вас и так не было лишних средств, а вы собираетесь их где-то собрать и на что-то ассигновать. У Евросоюза до сих пор нет своей налоговой базы, а бюджет формируется за счет трансферов отдельных стран. В таких условиях естественно, что Греция, в которую нужно постоянно вбухивать деньги и инвестфонд, который также требует больших сумм, считаются факторами риска.
Что касается референдума в Великобритании, то дело не в самом референдуме, который не факт, что состоится, а в том, что Лондон хочет уменьшить свой взнос в Евросоюз, на сегодняшний день один из крупнейших. И это серьезная опасность для ЕС. Кредитные рейтинги в данном случае — это не про политику, а про деньги.
Финансовый аналитик Вячеслав Путиловский считает снижение рейтинга ЕС закономерным на фоне проблем, которые испытывает союз.
— В глобальном смысле это не окажет серьезного влияния на финансовое положение стран Европейского союза. Это один из крупнейших в мире экономических блоков, и никакой Standard & Poor’s не волен решать, насколько он плох или хорош.
Хотя нужно признать, что S&P входит в так называемую «большую тройку» рейтинговых агентств наряду с Fitch и Moody’s. Кстати, по странному совпадению все они американские. В экономической практике понижение кредитных рейтингов влияет на стоимость заимствований. Если раньше ЕС заимствовал, условно, под 1% годовых, то сейчас он может заимствовать под 1,1%. Это кажется небольшим повышением, но если учесть общие объемы заимствований, речь может идти о достаточно крупных суммах.
Любое ухудшение кредитных рейтингов ведет к удорожанию стоимости фондирования заимствований. Таким образом, рейтинговые агентства могут влиять на финансовое положение контрагентов, в данном случае Евросоюза.
«СП»: — То есть в этом решении может быть замешана политика?
— Скорее всего, здесь все же имеет место экономический фактор. И понижение рейтинга оправдано. С одной стороны, греческий кризис вроде бы притушили. Но с другой, он рано или поздно все равно прорвется через эту заслонку. Это попытка затушевать проблему, а не решить ее радикально. Но Евросоюзу в этой ситуации некуда деваться. У них даже не существует процедуры по исключению Греции из Евросоюза. Поэтому решили «закидать» их деньгами. Я не считаю это правильным решением, но Брюсселю виднее.
Проблема не только в греках, а в том, что вся Южная Европа находится в похожем положении. Грубо говоря, люди живут не по средствам. Они финансируются за счет налогоплательщиков стран, которые являются донорами — это Франция, Германия, еще ряд государств. Сегодня экономическое благосостояние принесено в жертву политической идее единой Европы. Насколько это правильно, покажет время.
«СП»: — Ряд европейских аналитиков считает, что самый трудный этап уже преодолен. Вы с этим не согласны?
— Ситуация для них выглядит не лучшим образом. Если называть вещи своими именами, Европейский союз за два года столкнулся с двумя суверенными дефолтами. Первый — это Кипр, который решил проблемы, принудительно изъяв часть средств вкладчиков. Ну а второй — Греция, которая в последний момент получила некие гарантии от Евросоюза, но, по сути, перестала платить по своим долгам. Не исключено, что страны Южной Европы в скором времени тоже столкнутся с подобными проблемами.
Руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин считает, что волноваться Брюсселю нужно будет, когда начнут снижать рейтинги не всего ЕС, а отдельных стран-членов.
— В настоящее время Евросоюз, как таковой, крайне редко выступает заемщиком на международных рынках. Бюджет непосредственно ЕС не так уж велик и сформирован грантами стран, которые в него входят.
Поэтому наднациональный рейтинг Евросоюза — это, скорее, общий индикатор для стран-членов. Это показатель чисто интегральный и аналитический. Он не имеет особого информационного смысла, и не стоит делать по нему выводы об экономическом состоянии Евросоюза. Для этого есть гораздо более удобные индикаторы.
«СП»: — Но ведь S&P не просто так понизил рейтинг, а назвал вполне конкретные причины…
— Риски, которые Standard & Poor’s назвали в качестве причины понижения рейтинга ЕС, в будущем, безусловно, повлияют на кредитные рейтинги стран Евросоюза и, в особенности, стран зоны евро. Самой серьезной проблемой является программа помощи Греции, которую взял на себя Евросоюз. Она предполагает создание в Греции огромного и ничем не поддерживаемого уровня долга, который непонятно как будет финансироваться.
Что касается референдума Великобритании, он пока не имеет понятных и четких перспектив, поэтому рано говорить о том, насколько большой риск он несет для Евросоюза и зоны евро. Создание Фонда стратегических инвестиций пока что тоже больше декларация, чем реальность. В ответ на декларацию можно предложить понижение прогноза рейтинга. Но важно понимать, что этот индикатор имеет не многим больше смысла, чем кредитный рейтинг Евразийского экономического союза.
Вот если бы речь шла о кредитном рейтинге одной из крупных стран-заемщиков (Германии, Франции, Нидерландов) или какой-то из проблемных стран ЕС — это имело бы большое значение.
В Standard & Poor’s назвали несколько причин понижения прогноза рейтинга ЕС. Во-первых, это греческий кризис и в целом то, что Брюссель продолжает использовать свои активы для предоставления финансирования странам-членам с повышенным уровнем риска.
Во-вторых, экспертов тревожат планы председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера по созданию нового Европейского фонда стратегических инвестиций. Предполагается, что за три года бюджет структуры должен возрасти до 315 миллиардов евро. Учитывая и без того не блестящее положение некоторых стран ЕС, выделение таких сумм на инвестиционный проект может быть непростым делом.
В-третьих, агентство учло негативный прогноз по кредитным рейтингам Великобритании и Франции и высокие ссуды, которые ЕС предоставляет своим членам.
Наконец, свою роль сыграл и политический фактор. А именно, предстоящий в 2017 году референдум в Великобритании о выходе из Европейского союза. В то же время, если Британия останется в ЕС, и наряду с Францией повысит свой индивидуальный рейтинг, в агентстве не исключают, что прогноз может быть пересмотрен в сторону улучшения. Понижение рейтингов суверенных стран-членов ЕС, а также выход каких-либо государств из зоны евро или ухудшение конкретных финансовых показателей, напротив, повлечет еще большее снижение рейтинга Евросоюза.
«Финансовые механизмы ЕС сложны. Его обязательства существенно превышают его активы», — сказано в сообщении S&P. На конец 2014 года эта разница составляла 58 миллиардов евро.
В ноябре 2015 Standard & Poor’s уже понижал рейтинги двух крупных европейских экономик — Франции и Нидерландов. Голландию лишили самого высокого рейтинга, а показатель Франции был снижен с «АА+" до «АА». Решение аналитики обосновали невысокими перспективами экономического роста.
В настоящий момент высший кредитный рейтинг имеют только семь европейских стран (не считая карликовых). Это Германия, Великобритания и Финляндия. Еще две страны — Дания и Швеция — не входят в еврозону, а Норвегия и Швейцария вообще не входят в Европейский союз.
Главный экономист агентства «Рус-Рейтинг», доцент Высшей школы экономики Антон Табах считает, что снижению прогноза кредитного рейтинга Евросоюза не стоит придавать большое значение, хотя и признает, что оно происходит на фоне кризисных явлений в экономике объединения.
— Рейтингам вообще не нужно придавать слишком большого значения, особенно когда от высокого их понижают к показателю, который немного ниже. Рейтинги имеют значение для стран и компаний, которые много занимают на внешнем рынке. Кроме того, эти показатели могут играть роль в политике. Например, многие считают, что Олланду понижение французского долга, который всегда имел высший рейтинг, стоило местных выборов.
Но Евросоюз сам практически не занимает или занимает в рамках европейских структур, того же ЕЦБ. Поэтому на его финансовых перспективах понижение рейтинга особо не отразится.
Да и вообще, рейтинги говорят не о состоянии экономики, а о способности погашать долги. Особо беспокоится Брюсселю не о чем, тем более что понижение рейтинга давно ожидалось, и сам этот факт интересен только специалистам.
«СП»: — Но разве это не отражает какие-то проблемы в экономике и финансовом секторе?
— Конечно, понижение рейтинга происходит на фоне текущего кризиса и не от хорошей жизни. Но это не то, что может само по себе спровоцировать проблемы, как, например, снижение рейтинга стран, у которых более серьезные финансовые проблемы.
«СП»: — Почему в качестве одного из рисков названо создание Фонда стратегических инвестиций?
— Рейтинг кредитный. Если вы собираетесь потратиться на большую сумму, ваши кредитные качества ухудшаются. Тем более что у вас и так не было лишних средств, а вы собираетесь их где-то собрать и на что-то ассигновать. У Евросоюза до сих пор нет своей налоговой базы, а бюджет формируется за счет трансферов отдельных стран. В таких условиях естественно, что Греция, в которую нужно постоянно вбухивать деньги и инвестфонд, который также требует больших сумм, считаются факторами риска.
Что касается референдума в Великобритании, то дело не в самом референдуме, который не факт, что состоится, а в том, что Лондон хочет уменьшить свой взнос в Евросоюз, на сегодняшний день один из крупнейших. И это серьезная опасность для ЕС. Кредитные рейтинги в данном случае — это не про политику, а про деньги.
Финансовый аналитик Вячеслав Путиловский считает снижение рейтинга ЕС закономерным на фоне проблем, которые испытывает союз.
— В глобальном смысле это не окажет серьезного влияния на финансовое положение стран Европейского союза. Это один из крупнейших в мире экономических блоков, и никакой Standard & Poor’s не волен решать, насколько он плох или хорош.
Хотя нужно признать, что S&P входит в так называемую «большую тройку» рейтинговых агентств наряду с Fitch и Moody’s. Кстати, по странному совпадению все они американские. В экономической практике понижение кредитных рейтингов влияет на стоимость заимствований. Если раньше ЕС заимствовал, условно, под 1% годовых, то сейчас он может заимствовать под 1,1%. Это кажется небольшим повышением, но если учесть общие объемы заимствований, речь может идти о достаточно крупных суммах.
Любое ухудшение кредитных рейтингов ведет к удорожанию стоимости фондирования заимствований. Таким образом, рейтинговые агентства могут влиять на финансовое положение контрагентов, в данном случае Евросоюза.
«СП»: — То есть в этом решении может быть замешана политика?
— Скорее всего, здесь все же имеет место экономический фактор. И понижение рейтинга оправдано. С одной стороны, греческий кризис вроде бы притушили. Но с другой, он рано или поздно все равно прорвется через эту заслонку. Это попытка затушевать проблему, а не решить ее радикально. Но Евросоюзу в этой ситуации некуда деваться. У них даже не существует процедуры по исключению Греции из Евросоюза. Поэтому решили «закидать» их деньгами. Я не считаю это правильным решением, но Брюсселю виднее.
Проблема не только в греках, а в том, что вся Южная Европа находится в похожем положении. Грубо говоря, люди живут не по средствам. Они финансируются за счет налогоплательщиков стран, которые являются донорами — это Франция, Германия, еще ряд государств. Сегодня экономическое благосостояние принесено в жертву политической идее единой Европы. Насколько это правильно, покажет время.
«СП»: — Ряд европейских аналитиков считает, что самый трудный этап уже преодолен. Вы с этим не согласны?
— Ситуация для них выглядит не лучшим образом. Если называть вещи своими именами, Европейский союз за два года столкнулся с двумя суверенными дефолтами. Первый — это Кипр, который решил проблемы, принудительно изъяв часть средств вкладчиков. Ну а второй — Греция, которая в последний момент получила некие гарантии от Евросоюза, но, по сути, перестала платить по своим долгам. Не исключено, что страны Южной Европы в скором времени тоже столкнутся с подобными проблемами.
Руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин считает, что волноваться Брюсселю нужно будет, когда начнут снижать рейтинги не всего ЕС, а отдельных стран-членов.
— В настоящее время Евросоюз, как таковой, крайне редко выступает заемщиком на международных рынках. Бюджет непосредственно ЕС не так уж велик и сформирован грантами стран, которые в него входят.
Поэтому наднациональный рейтинг Евросоюза — это, скорее, общий индикатор для стран-членов. Это показатель чисто интегральный и аналитический. Он не имеет особого информационного смысла, и не стоит делать по нему выводы об экономическом состоянии Евросоюза. Для этого есть гораздо более удобные индикаторы.
«СП»: — Но ведь S&P не просто так понизил рейтинг, а назвал вполне конкретные причины…
— Риски, которые Standard & Poor’s назвали в качестве причины понижения рейтинга ЕС, в будущем, безусловно, повлияют на кредитные рейтинги стран Евросоюза и, в особенности, стран зоны евро. Самой серьезной проблемой является программа помощи Греции, которую взял на себя Евросоюз. Она предполагает создание в Греции огромного и ничем не поддерживаемого уровня долга, который непонятно как будет финансироваться.
Что касается референдума Великобритании, он пока не имеет понятных и четких перспектив, поэтому рано говорить о том, насколько большой риск он несет для Евросоюза и зоны евро. Создание Фонда стратегических инвестиций пока что тоже больше декларация, чем реальность. В ответ на декларацию можно предложить понижение прогноза рейтинга. Но важно понимать, что этот индикатор имеет не многим больше смысла, чем кредитный рейтинг Евразийского экономического союза.
Вот если бы речь шла о кредитном рейтинге одной из крупных стран-заемщиков (Германии, Франции, Нидерландов) или какой-то из проблемных стран ЕС — это имело бы большое значение.
Читайте также:
Прилетело нехило. Сегодня ночью русские ракеты вывернули Украину наизнанку
Эта ноябрьская ночь запомнится киевскому режиму надолго. Российские удары наносились не так густо, как в предыдущие дни, но зато лупили по самым «жирным» объектам украинской оборонки. В Киевской области были атакованы военные предприятия, склады и аэродромы — в Белой Церкви, Боярке, Вишневом. Основательно бомбили пригород Харькова, Славянск, Ромны, Шостку и завод в Дрогобыче Львовской области.
Запад вынес Украине ужасающий приговор
Завершение конфликта на Украине будет сравнимо с распадом Югославии, пишет American Thinker.
Ход Путина запустил необратимый процесс в США - пора начинать молиться
Ноябрь стал месяцем, который перевернул политическую повестку: ход Путина запустил необратимый процесс в США. "Проведите импичмент Байдена", - потребовал журналист Хинкл. Другой обозреватель и вовсе заявил, что пора начинать молиться. Вашингтон, по всей видимости, не готов идти на уступки.
Окружение Курахово: российские военные освободили Новую Ильинку в ДНР
Министерство обороны РФ сообщило об освобождении населенного пункта Новая Ильинка в Донецкой народной республике.
«А чего ты ждёшь-то?» Сукачёв рассказал Собчак об отношении к Родине и предателям. Интервью пошло не по плану?
"А чего ты ждёшь-то?" Знаменитый рок-музыкант Гарик Сукачёв рассказал Ксении Собчак о своём отношении к Родине и предателям.