Неутешительный прогноз для ЕС
3 августа международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s ухудшило прогноз наднационального кредитного рейтинга Европейского союза со стабильного до негативного. При этом долгосрочный рейтинг ЕС подтвержден на уровне «АА+", но краткосрочный снижен до «А-1+". Шансы изменения рейтинга Евросоюза в последующие два года агентство оценивает, как один к трем.
В Standard & Poor’s назвали несколько причин понижения прогноза рейтинга ЕС. Во-первых, это греческий кризис и в целом то, что Брюссель продолжает использовать свои активы для предоставления финансирования странам-членам с повышенным уровнем риска.
Во-вторых, экспертов тревожат планы председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера по созданию нового Европейского фонда стратегических инвестиций. Предполагается, что за три года бюджет структуры должен возрасти до 315 миллиардов евро. Учитывая и без того не блестящее положение некоторых стран ЕС, выделение таких сумм на инвестиционный проект может быть непростым делом.
В-третьих, агентство учло негативный прогноз по кредитным рейтингам Великобритании и Франции и высокие ссуды, которые ЕС предоставляет своим членам.
Наконец, свою роль сыграл и политический фактор. А именно, предстоящий в 2017 году референдум в Великобритании о выходе из Европейского союза. В то же время, если Британия останется в ЕС, и наряду с Францией повысит свой индивидуальный рейтинг, в агентстве не исключают, что прогноз может быть пересмотрен в сторону улучшения. Понижение рейтингов суверенных стран-членов ЕС, а также выход каких-либо государств из зоны евро или ухудшение конкретных финансовых показателей, напротив, повлечет еще большее снижение рейтинга Евросоюза.
«Финансовые механизмы ЕС сложны. Его обязательства существенно превышают его активы», — сказано в сообщении S&P. На конец 2014 года эта разница составляла 58 миллиардов евро.
В ноябре 2015 Standard & Poor’s уже понижал рейтинги двух крупных европейских экономик — Франции и Нидерландов. Голландию лишили самого высокого рейтинга, а показатель Франции был снижен с «АА+" до «АА». Решение аналитики обосновали невысокими перспективами экономического роста.
В настоящий момент высший кредитный рейтинг имеют только семь европейских стран (не считая карликовых). Это Германия, Великобритания и Финляндия. Еще две страны — Дания и Швеция — не входят в еврозону, а Норвегия и Швейцария вообще не входят в Европейский союз.
Главный экономист агентства «Рус-Рейтинг», доцент Высшей школы экономики Антон Табах считает, что снижению прогноза кредитного рейтинга Евросоюза не стоит придавать большое значение, хотя и признает, что оно происходит на фоне кризисных явлений в экономике объединения.
— Рейтингам вообще не нужно придавать слишком большого значения, особенно когда от высокого их понижают к показателю, который немного ниже. Рейтинги имеют значение для стран и компаний, которые много занимают на внешнем рынке. Кроме того, эти показатели могут играть роль в политике. Например, многие считают, что Олланду понижение французского долга, который всегда имел высший рейтинг, стоило местных выборов.
Но Евросоюз сам практически не занимает или занимает в рамках европейских структур, того же ЕЦБ. Поэтому на его финансовых перспективах понижение рейтинга особо не отразится.
Да и вообще, рейтинги говорят не о состоянии экономики, а о способности погашать долги. Особо беспокоится Брюсселю не о чем, тем более что понижение рейтинга давно ожидалось, и сам этот факт интересен только специалистам.
«СП»: — Но разве это не отражает какие-то проблемы в экономике и финансовом секторе?
— Конечно, понижение рейтинга происходит на фоне текущего кризиса и не от хорошей жизни. Но это не то, что может само по себе спровоцировать проблемы, как, например, снижение рейтинга стран, у которых более серьезные финансовые проблемы.
«СП»: — Почему в качестве одного из рисков названо создание Фонда стратегических инвестиций?
— Рейтинг кредитный. Если вы собираетесь потратиться на большую сумму, ваши кредитные качества ухудшаются. Тем более что у вас и так не было лишних средств, а вы собираетесь их где-то собрать и на что-то ассигновать. У Евросоюза до сих пор нет своей налоговой базы, а бюджет формируется за счет трансферов отдельных стран. В таких условиях естественно, что Греция, в которую нужно постоянно вбухивать деньги и инвестфонд, который также требует больших сумм, считаются факторами риска.
Что касается референдума в Великобритании, то дело не в самом референдуме, который не факт, что состоится, а в том, что Лондон хочет уменьшить свой взнос в Евросоюз, на сегодняшний день один из крупнейших. И это серьезная опасность для ЕС. Кредитные рейтинги в данном случае — это не про политику, а про деньги.
Финансовый аналитик Вячеслав Путиловский считает снижение рейтинга ЕС закономерным на фоне проблем, которые испытывает союз.
— В глобальном смысле это не окажет серьезного влияния на финансовое положение стран Европейского союза. Это один из крупнейших в мире экономических блоков, и никакой Standard & Poor’s не волен решать, насколько он плох или хорош.
Хотя нужно признать, что S&P входит в так называемую «большую тройку» рейтинговых агентств наряду с Fitch и Moody’s. Кстати, по странному совпадению все они американские. В экономической практике понижение кредитных рейтингов влияет на стоимость заимствований. Если раньше ЕС заимствовал, условно, под 1% годовых, то сейчас он может заимствовать под 1,1%. Это кажется небольшим повышением, но если учесть общие объемы заимствований, речь может идти о достаточно крупных суммах.
Любое ухудшение кредитных рейтингов ведет к удорожанию стоимости фондирования заимствований. Таким образом, рейтинговые агентства могут влиять на финансовое положение контрагентов, в данном случае Евросоюза.
«СП»: — То есть в этом решении может быть замешана политика?
— Скорее всего, здесь все же имеет место экономический фактор. И понижение рейтинга оправдано. С одной стороны, греческий кризис вроде бы притушили. Но с другой, он рано или поздно все равно прорвется через эту заслонку. Это попытка затушевать проблему, а не решить ее радикально. Но Евросоюзу в этой ситуации некуда деваться. У них даже не существует процедуры по исключению Греции из Евросоюза. Поэтому решили «закидать» их деньгами. Я не считаю это правильным решением, но Брюсселю виднее.
Проблема не только в греках, а в том, что вся Южная Европа находится в похожем положении. Грубо говоря, люди живут не по средствам. Они финансируются за счет налогоплательщиков стран, которые являются донорами — это Франция, Германия, еще ряд государств. Сегодня экономическое благосостояние принесено в жертву политической идее единой Европы. Насколько это правильно, покажет время.
«СП»: — Ряд европейских аналитиков считает, что самый трудный этап уже преодолен. Вы с этим не согласны?
— Ситуация для них выглядит не лучшим образом. Если называть вещи своими именами, Европейский союз за два года столкнулся с двумя суверенными дефолтами. Первый — это Кипр, который решил проблемы, принудительно изъяв часть средств вкладчиков. Ну а второй — Греция, которая в последний момент получила некие гарантии от Евросоюза, но, по сути, перестала платить по своим долгам. Не исключено, что страны Южной Европы в скором времени тоже столкнутся с подобными проблемами.
Руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин считает, что волноваться Брюсселю нужно будет, когда начнут снижать рейтинги не всего ЕС, а отдельных стран-членов.
— В настоящее время Евросоюз, как таковой, крайне редко выступает заемщиком на международных рынках. Бюджет непосредственно ЕС не так уж велик и сформирован грантами стран, которые в него входят.
Поэтому наднациональный рейтинг Евросоюза — это, скорее, общий индикатор для стран-членов. Это показатель чисто интегральный и аналитический. Он не имеет особого информационного смысла, и не стоит делать по нему выводы об экономическом состоянии Евросоюза. Для этого есть гораздо более удобные индикаторы.
«СП»: — Но ведь S&P не просто так понизил рейтинг, а назвал вполне конкретные причины…
— Риски, которые Standard & Poor’s назвали в качестве причины понижения рейтинга ЕС, в будущем, безусловно, повлияют на кредитные рейтинги стран Евросоюза и, в особенности, стран зоны евро. Самой серьезной проблемой является программа помощи Греции, которую взял на себя Евросоюз. Она предполагает создание в Греции огромного и ничем не поддерживаемого уровня долга, который непонятно как будет финансироваться.
Что касается референдума Великобритании, он пока не имеет понятных и четких перспектив, поэтому рано говорить о том, насколько большой риск он несет для Евросоюза и зоны евро. Создание Фонда стратегических инвестиций пока что тоже больше декларация, чем реальность. В ответ на декларацию можно предложить понижение прогноза рейтинга. Но важно понимать, что этот индикатор имеет не многим больше смысла, чем кредитный рейтинг Евразийского экономического союза.
Вот если бы речь шла о кредитном рейтинге одной из крупных стран-заемщиков (Германии, Франции, Нидерландов) или какой-то из проблемных стран ЕС — это имело бы большое значение.
В Standard & Poor’s назвали несколько причин понижения прогноза рейтинга ЕС. Во-первых, это греческий кризис и в целом то, что Брюссель продолжает использовать свои активы для предоставления финансирования странам-членам с повышенным уровнем риска.
Во-вторых, экспертов тревожат планы председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера по созданию нового Европейского фонда стратегических инвестиций. Предполагается, что за три года бюджет структуры должен возрасти до 315 миллиардов евро. Учитывая и без того не блестящее положение некоторых стран ЕС, выделение таких сумм на инвестиционный проект может быть непростым делом.
В-третьих, агентство учло негативный прогноз по кредитным рейтингам Великобритании и Франции и высокие ссуды, которые ЕС предоставляет своим членам.
Наконец, свою роль сыграл и политический фактор. А именно, предстоящий в 2017 году референдум в Великобритании о выходе из Европейского союза. В то же время, если Британия останется в ЕС, и наряду с Францией повысит свой индивидуальный рейтинг, в агентстве не исключают, что прогноз может быть пересмотрен в сторону улучшения. Понижение рейтингов суверенных стран-членов ЕС, а также выход каких-либо государств из зоны евро или ухудшение конкретных финансовых показателей, напротив, повлечет еще большее снижение рейтинга Евросоюза.
«Финансовые механизмы ЕС сложны. Его обязательства существенно превышают его активы», — сказано в сообщении S&P. На конец 2014 года эта разница составляла 58 миллиардов евро.
В ноябре 2015 Standard & Poor’s уже понижал рейтинги двух крупных европейских экономик — Франции и Нидерландов. Голландию лишили самого высокого рейтинга, а показатель Франции был снижен с «АА+" до «АА». Решение аналитики обосновали невысокими перспективами экономического роста.
В настоящий момент высший кредитный рейтинг имеют только семь европейских стран (не считая карликовых). Это Германия, Великобритания и Финляндия. Еще две страны — Дания и Швеция — не входят в еврозону, а Норвегия и Швейцария вообще не входят в Европейский союз.
Главный экономист агентства «Рус-Рейтинг», доцент Высшей школы экономики Антон Табах считает, что снижению прогноза кредитного рейтинга Евросоюза не стоит придавать большое значение, хотя и признает, что оно происходит на фоне кризисных явлений в экономике объединения.
— Рейтингам вообще не нужно придавать слишком большого значения, особенно когда от высокого их понижают к показателю, который немного ниже. Рейтинги имеют значение для стран и компаний, которые много занимают на внешнем рынке. Кроме того, эти показатели могут играть роль в политике. Например, многие считают, что Олланду понижение французского долга, который всегда имел высший рейтинг, стоило местных выборов.
Но Евросоюз сам практически не занимает или занимает в рамках европейских структур, того же ЕЦБ. Поэтому на его финансовых перспективах понижение рейтинга особо не отразится.
Да и вообще, рейтинги говорят не о состоянии экономики, а о способности погашать долги. Особо беспокоится Брюсселю не о чем, тем более что понижение рейтинга давно ожидалось, и сам этот факт интересен только специалистам.
«СП»: — Но разве это не отражает какие-то проблемы в экономике и финансовом секторе?
— Конечно, понижение рейтинга происходит на фоне текущего кризиса и не от хорошей жизни. Но это не то, что может само по себе спровоцировать проблемы, как, например, снижение рейтинга стран, у которых более серьезные финансовые проблемы.
«СП»: — Почему в качестве одного из рисков названо создание Фонда стратегических инвестиций?
— Рейтинг кредитный. Если вы собираетесь потратиться на большую сумму, ваши кредитные качества ухудшаются. Тем более что у вас и так не было лишних средств, а вы собираетесь их где-то собрать и на что-то ассигновать. У Евросоюза до сих пор нет своей налоговой базы, а бюджет формируется за счет трансферов отдельных стран. В таких условиях естественно, что Греция, в которую нужно постоянно вбухивать деньги и инвестфонд, который также требует больших сумм, считаются факторами риска.
Что касается референдума в Великобритании, то дело не в самом референдуме, который не факт, что состоится, а в том, что Лондон хочет уменьшить свой взнос в Евросоюз, на сегодняшний день один из крупнейших. И это серьезная опасность для ЕС. Кредитные рейтинги в данном случае — это не про политику, а про деньги.
Финансовый аналитик Вячеслав Путиловский считает снижение рейтинга ЕС закономерным на фоне проблем, которые испытывает союз.
— В глобальном смысле это не окажет серьезного влияния на финансовое положение стран Европейского союза. Это один из крупнейших в мире экономических блоков, и никакой Standard & Poor’s не волен решать, насколько он плох или хорош.
Хотя нужно признать, что S&P входит в так называемую «большую тройку» рейтинговых агентств наряду с Fitch и Moody’s. Кстати, по странному совпадению все они американские. В экономической практике понижение кредитных рейтингов влияет на стоимость заимствований. Если раньше ЕС заимствовал, условно, под 1% годовых, то сейчас он может заимствовать под 1,1%. Это кажется небольшим повышением, но если учесть общие объемы заимствований, речь может идти о достаточно крупных суммах.
Любое ухудшение кредитных рейтингов ведет к удорожанию стоимости фондирования заимствований. Таким образом, рейтинговые агентства могут влиять на финансовое положение контрагентов, в данном случае Евросоюза.
«СП»: — То есть в этом решении может быть замешана политика?
— Скорее всего, здесь все же имеет место экономический фактор. И понижение рейтинга оправдано. С одной стороны, греческий кризис вроде бы притушили. Но с другой, он рано или поздно все равно прорвется через эту заслонку. Это попытка затушевать проблему, а не решить ее радикально. Но Евросоюзу в этой ситуации некуда деваться. У них даже не существует процедуры по исключению Греции из Евросоюза. Поэтому решили «закидать» их деньгами. Я не считаю это правильным решением, но Брюсселю виднее.
Проблема не только в греках, а в том, что вся Южная Европа находится в похожем положении. Грубо говоря, люди живут не по средствам. Они финансируются за счет налогоплательщиков стран, которые являются донорами — это Франция, Германия, еще ряд государств. Сегодня экономическое благосостояние принесено в жертву политической идее единой Европы. Насколько это правильно, покажет время.
«СП»: — Ряд европейских аналитиков считает, что самый трудный этап уже преодолен. Вы с этим не согласны?
— Ситуация для них выглядит не лучшим образом. Если называть вещи своими именами, Европейский союз за два года столкнулся с двумя суверенными дефолтами. Первый — это Кипр, который решил проблемы, принудительно изъяв часть средств вкладчиков. Ну а второй — Греция, которая в последний момент получила некие гарантии от Евросоюза, но, по сути, перестала платить по своим долгам. Не исключено, что страны Южной Европы в скором времени тоже столкнутся с подобными проблемами.
Руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин считает, что волноваться Брюсселю нужно будет, когда начнут снижать рейтинги не всего ЕС, а отдельных стран-членов.
— В настоящее время Евросоюз, как таковой, крайне редко выступает заемщиком на международных рынках. Бюджет непосредственно ЕС не так уж велик и сформирован грантами стран, которые в него входят.
Поэтому наднациональный рейтинг Евросоюза — это, скорее, общий индикатор для стран-членов. Это показатель чисто интегральный и аналитический. Он не имеет особого информационного смысла, и не стоит делать по нему выводы об экономическом состоянии Евросоюза. Для этого есть гораздо более удобные индикаторы.
«СП»: — Но ведь S&P не просто так понизил рейтинг, а назвал вполне конкретные причины…
— Риски, которые Standard & Poor’s назвали в качестве причины понижения рейтинга ЕС, в будущем, безусловно, повлияют на кредитные рейтинги стран Евросоюза и, в особенности, стран зоны евро. Самой серьезной проблемой является программа помощи Греции, которую взял на себя Евросоюз. Она предполагает создание в Греции огромного и ничем не поддерживаемого уровня долга, который непонятно как будет финансироваться.
Что касается референдума Великобритании, он пока не имеет понятных и четких перспектив, поэтому рано говорить о том, насколько большой риск он несет для Евросоюза и зоны евро. Создание Фонда стратегических инвестиций пока что тоже больше декларация, чем реальность. В ответ на декларацию можно предложить понижение прогноза рейтинга. Но важно понимать, что этот индикатор имеет не многим больше смысла, чем кредитный рейтинг Евразийского экономического союза.
Вот если бы речь шла о кредитном рейтинге одной из крупных стран-заемщиков (Германии, Франции, Нидерландов) или какой-то из проблемных стран ЕС — это имело бы большое значение.
Читайте также:
Войны, вирусы, голод. Мир под слом: Кто стоит за Трампом?
10.01.2025 20:05
Стратегия глобалистов заключается в сломе существующей международной архитектуры и создании хаоса на планете путём провоцирования войн, эпидемий, голода.
«Иди сам повоюй, скотина!» – бывший соратник Стрелкова теперь агитирует за «заморозку» (Видео)
Боевые действия нужно как можно быстрее заканчивать. Об этом в интервью каналу «Рой ТВ» заявил бывший «народный губернатор Донбасса» и участник СВО Павел Губарев
Что сказал Сталин США, потребовавшим 2,6 млрд долларов за победу в войне: "Урок истории" накануне встречи Путина и Трампа
Американский ленд-лиз во время Великой Отечественной войны вовсе не был благотворительностью. Невзирая на еще идущие бои, Америка требовала за свою помощь у нашей израненной страны 2,5 млрд долларов. Вождь СССР жестко ответил – мы ничего не должны, так как положили свои жизни ради этой победы.
Хотите правду? Мы проиграли войну на Чёрном море
Бесконечный поток санкций против России не смог ни развалить наше государство, ни изолировать его, а потому, уверен военкор, Запад прибегнул к совершенно иной стратегии, перекрывая для Москвы Балтику. Финский залив локализован по линии Финляндия - Эстония, а по Петербургу и Усть-Луге работают беспилотники. Однако Влад Шлепченко считает, что ситуация хуже, чем можно было полагать, поскольку враг
Трамп отжимает Гренландию в интересах России
10.01.2025 19:55
Трамп в данном случае работает на то, что и в Европе, и в Вашингтоне принято называть «нарративами Москвы». О чем идет речь?