Докапитализация мимо кассы
Деньги, выделенные на финансирование реального сектора, уходят совсем в другом направлении
Деньги, выделяемые государством на докапитализацию банков, расходуются не по назначению. К такому выводу пришли в Счетной палате (СП), подведя промежуточные итоги «Мониторинга и выборочных проверок условий и объемов размещения… облигаций федерального займа (ОФЗ) в субординированные займы банков» за первое полугодие 2015 года.
Программа докапитализации банков через ОФЗ задумывалась специально для помощи банкам, чтобы те могли кредитовать реальный сектор в необходимых объемах. Но, судя по данным, полученным аудиторами, программа работает совсем не так, как рассчитывали в правительстве. По крайней мере, пока банки явно не бросили все силы и средства на помощь промышленным предприятиям. Так, Совкомбанк, первым подавший заявку на получение ОФЗ и получивший облигации на сумму 6,3 млрд руб., оказался единственным банком, представившим СП затребованную отчетность. У него объемы кредитования приоритетных отраслей выросли в среднем на 12%. А вот молчание остальных участников программы наводит на мысль о том, что дела у них обстоят куда более неприглядно.
Программа докапитализации банков начала работать в этом году. Средства докапитализации в виде облигаций федерального займа на сумму 1 трлн руб. были переданы государством Агентству по страхованию вкладов (АСВ), которое и принимает решение об их выдаче тому или иному банку. Первоначально предполагалось, что агентство будет выдавать ОФЗ в обмен на облигации банков такого же срока. Но банки предложением не заинтересовались, и тогда им предложили еще две формы помощи: предоставление субординированных займов со сроком возврата не менее 50 лет и предоставление банкам ОФЗ в обмен на их привилегированные акции.
В числе условий получения господдержки значится «заморозка» зарплат и бонусов сотрудников банка вплоть до членов совета директоров, а также «обязательство в течение трех лет после предоставления средств увеличивать не менее чем на 1 процент в месяц совокупный объем ипотечного (жилищного) кредитования и (или) объем кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях экономики», причисленных к приоритетным. В официальном списке таких отраслей восемь: сельское хозяйство; обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов; химическое производство; машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные); строительство; транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура); связь и, наконец, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Чуть позже перечень «приоритетов» пополнили еще субъектами федерации. С этого момента шансы реального сектора на получение кредитов за счет государственных средств, кажется, и начали стремительно падать. Как подсчитали в СП, за недолгий период фактического действия программы банки-участники нарастили объемы кредитования регионов аж в 11 раз — с 900 млн до 9,7 млрд рублей. Как заявил аудитор ведомства Андрей Перчян, на основании одного отчета окончательные выводы делать рано. «Однако если для банков и дальше будет более комфортно и менее проблемно кредитовать регионы, чем давать деньги реальному сектору экономики, то это, наверное, не то, ради чего начиналась программа докапитализации», — цитирует Перчяна пресс-служба СП.
Дефолтные регионы
Финансовые проблемы у субъектов федерации действительно есть, у некоторых в меньшей степени, у других — в большей. И со временем ситуация становится только хуже. Брать взаймы у государства регионы не могут из-за дефицита бюджета, и многим, чтобы выплачивать свои долги, ставшие неподъемными, приходится брать все новые и новые кредиты в банках. Результат налицо: по данным Минфина, за первое полугодие 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем их собственных доходов, выросло с 10 до 14. В их число попали: Амурская и Костромская области, где соотношение долга к доходам бюджета составило 116%, Смоленская область — 110%, Карелия — 109%, Хакасия — 108%, Карачаево-Черкесская Республика — 107%, Забайкальский край — 106%, Астраханская область — 105%, Удмуртия — 101%, Белгородская область — 101%, Саратовская область — 101%, Марий-Эл — 100%, Чукотский автономный округ (108%) и Республика Мордовия (173%).
Если на январь 2014 года долг субъектов РФ составлял 1,738 384 млрд руб., то на февраль 2015 года он вырос до 2,1 млрд руб. Так, госдолг Мурманской области с 2013 года вырос в 2,6 раза, Республики Коми — в 2,9 раза. С шоковой ситуацией столкнулась Архангельская область, госдолг которой с начала 2008-го по 2015 год вырос в 17 раз — с 1,9 млрд до 32,7 млрд руб.
Рост своих долгов регионы объясняют быстрым ростом бюджетных расходов, связанных с выполнением указов президента, на фоне слабой динамики налоговых доходов. В такой ситуации некоторым из них сложно найти ресурсы для погашения или рефинансирования долга. В итоге на грани дефолта в этом году уже побывали Вологодская и Архангельская области, крайне тяжелая ситуация была в Карелии. В связи с этим регионам приходится обращаться за помощью к банкам, которым, в свою очередь, весьма выгодно вкладываться в их долги.
Из пустого в порожнее…
Даже несмотря за хронический дефицит региональных бюджетов и его существенный рост в последнее время, кредитование субъектов федерации является для банков более надежным по сравнению с кредитованием реального сектора источником прибыли, поясняет главный экономист «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов. По его словам, даже если некоторые регионы в какой-то момент времени не смогут обслуживать свои долги, по закону их обязательства лягут на федеральный бюджет. А вот в случае неплатежеспособности предприятий реального сектора перспективы возврата кредитов будут весьма туманны, особенно в кризис, поэтому банкиры отдают предпочтение первому варианту. «Разумеется, такая политика банков не способствует росту промышленности», — констатировал Девятов. Более того, это только для банков кредитование субъектов относительно безопасно, а вот для государственный казны — отнюдь нет.
Вторая причина, по мнению старшего аналитика ИК «Велес Капитал» Юрия Кравченко, состоит в том, что облигации являются высоколиквидным активом, под который в случае необходимости банк может привлечь средства у ЦБ. «Программа докапитализации официально предусматривает покупку облигаций субъектов РФ, поэтому банки действуют так, как им выгоднее с точки зрения рисков и доходности», — говорит эксперт. Что касается кредитования экономики реального сектора, оно едва ли сможет стать приоритетом банковских стратегий в обозримом будущем. «До тех пор пока кредитование стимулируется административно, банки будут всеми возможными способами избегать этой обязанности», — считает Кравченко.
Проще говоря, формально банки имеют право размещать выделенные средства в бонды регионов, однако это не только мешает выделять больше средств на улучшение ситуации в «приоритетных» производствах, но даже развитию самих регионов никак не способствует. Очень вероятно, что из-за высокой долговой нагрузки полученные средства регионы будут направлять на погашение старых долгов, а потом снова и снова занимать у банков, чтобы выплачивать им кредиты, ими же и выданные. Естественно, с немалым процентом. Получается замкнутый круг, по которому безо всякого толка ходят одни и те же деньги. И пока они из этого круга не выйдут, будут использоваться только для одного — получения банками процентной прибыли.
Деньги, выделяемые государством на докапитализацию банков, расходуются не по назначению. К такому выводу пришли в Счетной палате (СП), подведя промежуточные итоги «Мониторинга и выборочных проверок условий и объемов размещения… облигаций федерального займа (ОФЗ) в субординированные займы банков» за первое полугодие 2015 года.
Программа докапитализации банков через ОФЗ задумывалась специально для помощи банкам, чтобы те могли кредитовать реальный сектор в необходимых объемах. Но, судя по данным, полученным аудиторами, программа работает совсем не так, как рассчитывали в правительстве. По крайней мере, пока банки явно не бросили все силы и средства на помощь промышленным предприятиям. Так, Совкомбанк, первым подавший заявку на получение ОФЗ и получивший облигации на сумму 6,3 млрд руб., оказался единственным банком, представившим СП затребованную отчетность. У него объемы кредитования приоритетных отраслей выросли в среднем на 12%. А вот молчание остальных участников программы наводит на мысль о том, что дела у них обстоят куда более неприглядно.
Программа докапитализации банков начала работать в этом году. Средства докапитализации в виде облигаций федерального займа на сумму 1 трлн руб. были переданы государством Агентству по страхованию вкладов (АСВ), которое и принимает решение об их выдаче тому или иному банку. Первоначально предполагалось, что агентство будет выдавать ОФЗ в обмен на облигации банков такого же срока. Но банки предложением не заинтересовались, и тогда им предложили еще две формы помощи: предоставление субординированных займов со сроком возврата не менее 50 лет и предоставление банкам ОФЗ в обмен на их привилегированные акции.
В числе условий получения господдержки значится «заморозка» зарплат и бонусов сотрудников банка вплоть до членов совета директоров, а также «обязательство в течение трех лет после предоставления средств увеличивать не менее чем на 1 процент в месяц совокупный объем ипотечного (жилищного) кредитования и (или) объем кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях экономики», причисленных к приоритетным. В официальном списке таких отраслей восемь: сельское хозяйство; обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов; химическое производство; машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные); строительство; транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура); связь и, наконец, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Чуть позже перечень «приоритетов» пополнили еще субъектами федерации. С этого момента шансы реального сектора на получение кредитов за счет государственных средств, кажется, и начали стремительно падать. Как подсчитали в СП, за недолгий период фактического действия программы банки-участники нарастили объемы кредитования регионов аж в 11 раз — с 900 млн до 9,7 млрд рублей. Как заявил аудитор ведомства Андрей Перчян, на основании одного отчета окончательные выводы делать рано. «Однако если для банков и дальше будет более комфортно и менее проблемно кредитовать регионы, чем давать деньги реальному сектору экономики, то это, наверное, не то, ради чего начиналась программа докапитализации», — цитирует Перчяна пресс-служба СП.
Дефолтные регионы
Финансовые проблемы у субъектов федерации действительно есть, у некоторых в меньшей степени, у других — в большей. И со временем ситуация становится только хуже. Брать взаймы у государства регионы не могут из-за дефицита бюджета, и многим, чтобы выплачивать свои долги, ставшие неподъемными, приходится брать все новые и новые кредиты в банках. Результат налицо: по данным Минфина, за первое полугодие 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем их собственных доходов, выросло с 10 до 14. В их число попали: Амурская и Костромская области, где соотношение долга к доходам бюджета составило 116%, Смоленская область — 110%, Карелия — 109%, Хакасия — 108%, Карачаево-Черкесская Республика — 107%, Забайкальский край — 106%, Астраханская область — 105%, Удмуртия — 101%, Белгородская область — 101%, Саратовская область — 101%, Марий-Эл — 100%, Чукотский автономный округ (108%) и Республика Мордовия (173%).
Если на январь 2014 года долг субъектов РФ составлял 1,738 384 млрд руб., то на февраль 2015 года он вырос до 2,1 млрд руб. Так, госдолг Мурманской области с 2013 года вырос в 2,6 раза, Республики Коми — в 2,9 раза. С шоковой ситуацией столкнулась Архангельская область, госдолг которой с начала 2008-го по 2015 год вырос в 17 раз — с 1,9 млрд до 32,7 млрд руб.
Рост своих долгов регионы объясняют быстрым ростом бюджетных расходов, связанных с выполнением указов президента, на фоне слабой динамики налоговых доходов. В такой ситуации некоторым из них сложно найти ресурсы для погашения или рефинансирования долга. В итоге на грани дефолта в этом году уже побывали Вологодская и Архангельская области, крайне тяжелая ситуация была в Карелии. В связи с этим регионам приходится обращаться за помощью к банкам, которым, в свою очередь, весьма выгодно вкладываться в их долги.
Из пустого в порожнее…
Даже несмотря за хронический дефицит региональных бюджетов и его существенный рост в последнее время, кредитование субъектов федерации является для банков более надежным по сравнению с кредитованием реального сектора источником прибыли, поясняет главный экономист «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов. По его словам, даже если некоторые регионы в какой-то момент времени не смогут обслуживать свои долги, по закону их обязательства лягут на федеральный бюджет. А вот в случае неплатежеспособности предприятий реального сектора перспективы возврата кредитов будут весьма туманны, особенно в кризис, поэтому банкиры отдают предпочтение первому варианту. «Разумеется, такая политика банков не способствует росту промышленности», — констатировал Девятов. Более того, это только для банков кредитование субъектов относительно безопасно, а вот для государственный казны — отнюдь нет.
Вторая причина, по мнению старшего аналитика ИК «Велес Капитал» Юрия Кравченко, состоит в том, что облигации являются высоколиквидным активом, под который в случае необходимости банк может привлечь средства у ЦБ. «Программа докапитализации официально предусматривает покупку облигаций субъектов РФ, поэтому банки действуют так, как им выгоднее с точки зрения рисков и доходности», — говорит эксперт. Что касается кредитования экономики реального сектора, оно едва ли сможет стать приоритетом банковских стратегий в обозримом будущем. «До тех пор пока кредитование стимулируется административно, банки будут всеми возможными способами избегать этой обязанности», — считает Кравченко.
Проще говоря, формально банки имеют право размещать выделенные средства в бонды регионов, однако это не только мешает выделять больше средств на улучшение ситуации в «приоритетных» производствах, но даже развитию самих регионов никак не способствует. Очень вероятно, что из-за высокой долговой нагрузки полученные средства регионы будут направлять на погашение старых долгов, а потом снова и снова занимать у банков, чтобы выплачивать им кредиты, ими же и выданные. Естественно, с немалым процентом. Получается замкнутый круг, по которому безо всякого толка ходят одни и те же деньги. И пока они из этого круга не выйдут, будут использоваться только для одного — получения банками процентной прибыли.
Читайте также:
Удар «Орешником» неизбежен: названы признаки скорой атаки
27.11.2024 19:11
На полигоне в Астраханской области закрыли воздушное пространство. По данным инсайдеров, это может быть связано с подготовкой к применению гиперзвуковой баллистической ракеты «Орешник». В сети названы признаки скорого удара «Орешника».
«Попутал с реальностью». В США оскорбившего Путина телеведущего поставили на место
"Как соловей". В США телеведущего поставили на место после слов о Путине
Путин оставит в руках американцев сырье на триллионы долларов? Американский сенатор раскрыл "тайную сделку"
Заявления сенатора Грэма о "тайной сделке" между Путиным и Трампом, за которой якобы последует сдача богатой на ископаемые территории бывшей Украины США, вызывают иронические насмешки. Но в это же время эксперты прогнозируют угрозы от нового витка эскалации со стороны Вашингтона.
Прилетело нехило. Сегодня ночью русские ракеты вывернули Украину наизнанку
Эта ноябрьская ночь запомнится киевскому режиму надолго. Российские удары наносились не так густо, как в предыдущие дни, но зато лупили по самым «жирным» объектам украинской оборонки. В Киевской области были атакованы военные предприятия, склады и аэродромы — в Белой Церкви, Боярке, Вишневом. Основательно бомбили пригород Харькова, Славянск, Ромны, Шостку и завод в Дрогобыче Львовской области.
Запад вынес Украине ужасающий приговор
Завершение конфликта на Украине будет сравнимо с распадом Югославии, пишет American Thinker.