Украина в стиле милитари
4 августа Петр Порошенко созвал срочное заседание военного кабинета Совета национальной безопасности и обороны Украины. По словам Порошенко, необходимо «четко определить план усиления обороны на случай эскалации конфликта». В тот же день правительство Украины утвердило план «введения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине или в отдельных ее местностях». Постановление, посвященное этому, подписал премьер-министр Арсений Яценюк.
Согласно документу, в случае введения режима военного времени украинские силовые структуры, концерн «Укроборонпром» и даже служба занятости получают особые полномочия. Они не только обеспечивают «работу государственно важных объектов и жизнедеятельность населения», но и вводят трудовую повинность, могут использовать «мощности и ресурсы предприятий», принудительно изымать частное и коммунальное имущество, вводить комендантский час и особый режим передвижения украинских и иностранных граждан, запрещать гражданам проживать на отдельных территориях, контролировать работу, при необходимости использовать местные радио, телецентры и типографии для «военных нужд». Кроме того, под запрет попадет деятельность политических партий и гражданских объединений, будут запрещены любые общественные акции.
Согласно постановлению, президент своим указом и по согласованию с Верховной Радой может объявлять режим военного положения на всей территории страны или в отдельных ее районах. Поводом для этого может стать военное вторжение или его угроза.
Как только военное положение будет объявлено, вся власть перейдет к военному командованию — Верховному главнокомандующему (президенту), Генеральному штабу и СНБО. Последний становится ключевым элементом власти, так как руководство страной производится из ставки Верховного главнокомандующего, а ее формирует Совбез.
Введение военного положения осуществляется чрезвычайно просто — всего в три шага. Совбез готовит предложение, президент пописывает соответствующий указ, Рада его утверждает 226-ю голосами. После этого документ публикуют государственные СМИ. Затем руководство страны заявляет о своем шаге в ООН, сообщив, на какой срок вводится военное положение и на какой территории. А вот отмена военного положения происходит далеко не автоматически — для этого также нужен указ президента, инициировать который может Совбез или парламент.
На время военного положения ставка Верховного главнокомандующего отбирает у избранных народом граждан управленческие права, а у самих граждан — имущественные и политические, а также свободу передвижения. Впрочем, после отмены военного положения граждане могут потребовать компенсацию за изъятое имущество, но на практике этот вопрос трудно будет решить, так как изъятие допустимо и без документального оформления. Кроме того, в условиях военного положения власти могут заселять в квартиры граждан военных и беженцев.
Стоит отметить отличия военного положения от режима т.н. «АТО». Во время «АТО» ограничения прав и свобод могут быть только адресные и временные, в виде превентивного задержания подозреваемых. При военном положении ограничиваются права всех граждан, проживающих на данной территории. Во время «АТО» часть предприятий может быть закрыта. При военном положении заводы работают на нужды армии, а граждане привлекаются к принудительным работам на нужды фронта. Во время «АТО» страна может утверждать, что борется с террористами и сепаратистами. Во время военного положения власти должны объяснить, против какого государства ведется война.
Последний фактор, по мнению международных экспертов, является одной из основных причин, по которым украинские власти не желают вводить военное положение. При военном положении следующий шаг — официальное объявление войны. И страной-агрессором считается страна, которая первой ее объявила. Возникает юридический казус: Украина находится на военном положении, но ни с кем не воюет. В самом деле, не может же Киев объявить войну России, «агрессии» которой, по утверждению украинской пропаганды, «незалежная» противостоит уже второй год. Однако именно с помощью военного положения Киев может легитимизировать заявления о том, что в Донбассе происходит не просто «АТО», а война, угрожающая территориальной целостности страны.
Следует особо отметить, что во время военного положения запрещается менять Конституцию, проводить выборы и акции гражданского неповиновения, а также любые митинги и шествия. С этим связаны опасения некоторых политиков, что власти могут ввести военное положение, чтобы избежать провала на предстоящих местных выборах, а также, чтобы предотвратить исполнение минских обязательств в части внесения поправок в Конституцию и проведения децентрализации.
Так, по мнению военного эксперта, полковника запаса Олега Жданова, возможное введение военного положение нужно не для активных военных действий, но для переноса местных выборов. Эксперт убежден, что у Порошенко хорошо понимают, что на этих выборах возьмут реванш «Оппозиционный блок» и «Батькивщина», и никакой админресурс не поможет, и потому рассматривается возможность переноса выборов, а «единственный для этого законный шанс — введение военного положения.
Споры о том, стоит ли или не стоит проводить выборы на подконтрольной Киеву части Донбасса ведутся давно. Напомним, что местные выборы на Украине должны состояться 25 октября 2015 года. Постановлением Верховной Рады предусмотрено, что местные выборы не будут проводиться на «временно оккупированных территориях». Что касается подконтрольной Киеву части Донбасса, решение о невозможности проведения выборов в каждом конкретном районе будет приниматься ЦИК отдельно.
Во время поездки в Донецкую область Петр Порошенко заявил, что местные выборы в свободных от «боевиков» районах Донбасса пройдут только при условии возможности обеспечить безопасность граждан. Тем временем в Раде еще в конце июля был зарегистрирован законопроект об отмене выборов в Донбассе. Авторы законопроекта — депутаты от «Радикальной партии» мотивируют необходимость отмены выборов тем, что проведение местных выборов на данных территориях создаст угрозу для территориальной целостности, суверенитета и национальной безопасности Украины. Против проведения выборов в подконтрольных Украине частях Донецкой и Луганской областей высказались глава Луганской областной ВГА Георгий Тука и Донецкой ВГА Павел Жебривский.
Напомним, что идя в президенты, Петр Порошенко пообещал Донбассу мир, однако мир так и не наступил, что существенно сказалось на и без того невысоких рейтингах власти на Юго-Востоке. «Когда же, сегодня по данным разных социологических опросов, политическая сила президента с трудом набирает на Донбассе 5% — проведение выборов вдруг становится нецелесообразным. В чем же тогда заключаются принципы демократии? В том, что решение проводить или не проводить выборы на конкретных территориях будет приниматься, исходя из рейтинговых позиций провластных партий и «благонадежности» электората? Вряд ли это можно назвать демократией», — пишет на своей странице в Facebook депутат от «Оппозиционного блока» Алексей Белый.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов убежден, что киевские власти не вводят военного положения по той причине, которую сами неоднократно озвучивали — это резко ограничит возможности получения кредита МВФ.
«СП»: — А может ли угроза открытой войны стать инструментом шантажа со стороны Киева международных финансовых институтов?
— Украина не в том положении, чтобы кого-то шантажировать, кроме собственных граждан, ставших заложниками авантюрной политики Киева.
«СП»: — Некоторые политики считают, что власти могут ввести военное положение, чтобы избежать провала на октябрьских местных выборах и необходимости утверждения поправок об особом статусе Донбасса…
— Уж смею вас заверить: для того чтобы отменить «выборы» и тем более эти куцые поправки к Конституции, военное положение не нужно. Это можно сделать очень легко в Раде. В данных поправках заинтересован только Порошенко, поэтому парламент с удовольствием пойдет на то, чтобы отказаться от голосования за них…
«СП»: — В случае введения военного положения нужно будет признать состояние войны. То есть как? Объявить войну России?
— Введение военного положения не означает объявления войны. Высшие украинские чиновники неоднократно уже объявляли, что Украина находится в состоянии войны с РФ. И мне до сих пор удивительно, почему МИД РФ не сделал до сих пор ни одного официального запроса относительно этих заявлений.
«СП»: - Может ли введение военного положения что-то изменить для Украины?
— Введение военного положения ничего не изменит, кроме обострения отношений и с Россией, и со спонсорами на Западе, которые не заинтересованы в том, чтобы Украина выглядела «агрессором» в глазах мировой общественности. Но все понимают, что де-факто в зоне конфликта военное положение действует уже давно. Поэтому тем более смысла в объявлении его официально нет.
Плюсы и минусы введения военного положения для киевской власти оценивает политический обозреватель Виктор Шапинов:
— Плюсы — дополнительные возможности по закручиванию гаек. Или, если хотите, законодательное оформление правой диктатуры, которая де-факто установлена после государственного переворота. Если будет введено военное положение, то будут запрещены все собрания и митинги, деятельность политических партий. Органы власти получат возможность переселять людей без их согласия, отнимать имущество, распоряжаться их трудом. Власть от гражданских органов (парламента, советов и т. п.) перейдет к военным во главе с президентом. Это, по сути, программа фашистов из «Правого сектора» *, которые требовали от власти установить «настоящую хунту» и объявить войну.
Минусы — будет тяжело с международным признанием. Фашистская суть киевского режима, которая сейчас неуклюже маскируется демократическими формальностями, обнажится.
Многие граждане, которые сейчас выжидают или пассивно сопротивляются, могут перейти к методам подпольного или даже партизанского сопротивления диктатуре.
«СП»: — Почему правительство Украины утвердило план введения в стране военного положения только сейчас, хотя разговоры об этом ведутся давно? Что-то подталкивает Киев?
— Возможно, это показуха в условиях очередного тупика переговоров в Минске. Киев показывает, мол, мы можем начать «воевать по-настоящему». Возможно, в Киеве снова берет верх «партия войны». Возможно, власть обоснованно боится результатов местных выборов и готовится к их отмене или переносу. Возможно, работают все три фактора.
«СП»: — Кому сегодня невыгодно проведение местных выборов, кто больше всего заинтересован в их срыве?
— Больше всего не хотят местных выборов промайданные партии, в особенности, те, кто до сих пор остался у власти — президентский БПП, «Народный фронт» Яценюка. Они серьезно «просядут», а это делегитимизирует состав Верховной Рады.
«СП»: — Каким может быть результат выборов на подконтрольной Киеву части Донбасса, а также других регионов Юго-Востока в случае их проведения? Признают ли власти их результаты?
— В оккупированной Киевом части Донбасса выборы пройдут под дулом автомата. Там «победят» те, кого назначат. Мы помним как в прифронтовой зоне «победил» олигарх Звягильский, который просто привез несколько автобусов своих шахтеров-рабов на участок у линии фронта и прошел в парламент.
На Юго-Востоке победят силы оппозиции. Те, которые будут допущены к выборам, а что их вообще допустят — не факт. Например, «Оппозиционный Блок» уже сняли с выборов на Харьковщине, а компартии вообще запретили участвовать в выборах. Если оппозиционных сил не будет в списках, то победят какие-то местные политсилы, не связанные с «Майданом» и властью.
«СП»: — Могут ли использовать введение военного положения для срыва выполнения минских обязательств? Ведь при военном положении запрещено менять Конституцию…
— Если будет объявлено военное положение, это будет означать автоматический срыв соглашений, т.к. произойдет эскалация конфликта. Да и захотят ли республики Донбасса вести переговоры с режимом, устанавливающим военную диктатуру, ведь предполагается, что Киев будет идти по пути смягчения режима и внутреннего умиротворения.
«СП»: — Что будет с Украиной в случае введения военного положения? Ведь по логике она должна объявить кому-то войну?
— Пока что силы, которые призывают объявить войну России, которая, якобы, вторглась на Донбасс, в меньшинстве. Но Вашингтон может пугать Россию сценарием полномасштабного конфликта, склоняя к компромиссу на выгодных для США и Киева условиях.
«СП»: — Россию можно напугать объявлением войны с Украиной?
— Можно. Российские элиты уже испугались простого охлаждения отношений с западным империализмом. Прямого разрыва, который последует в случае войны с Украиной, они боятся еще больше.
Согласно документу, в случае введения режима военного времени украинские силовые структуры, концерн «Укроборонпром» и даже служба занятости получают особые полномочия. Они не только обеспечивают «работу государственно важных объектов и жизнедеятельность населения», но и вводят трудовую повинность, могут использовать «мощности и ресурсы предприятий», принудительно изымать частное и коммунальное имущество, вводить комендантский час и особый режим передвижения украинских и иностранных граждан, запрещать гражданам проживать на отдельных территориях, контролировать работу, при необходимости использовать местные радио, телецентры и типографии для «военных нужд». Кроме того, под запрет попадет деятельность политических партий и гражданских объединений, будут запрещены любые общественные акции.
Согласно постановлению, президент своим указом и по согласованию с Верховной Радой может объявлять режим военного положения на всей территории страны или в отдельных ее районах. Поводом для этого может стать военное вторжение или его угроза.
Как только военное положение будет объявлено, вся власть перейдет к военному командованию — Верховному главнокомандующему (президенту), Генеральному штабу и СНБО. Последний становится ключевым элементом власти, так как руководство страной производится из ставки Верховного главнокомандующего, а ее формирует Совбез.
Введение военного положения осуществляется чрезвычайно просто — всего в три шага. Совбез готовит предложение, президент пописывает соответствующий указ, Рада его утверждает 226-ю голосами. После этого документ публикуют государственные СМИ. Затем руководство страны заявляет о своем шаге в ООН, сообщив, на какой срок вводится военное положение и на какой территории. А вот отмена военного положения происходит далеко не автоматически — для этого также нужен указ президента, инициировать который может Совбез или парламент.
На время военного положения ставка Верховного главнокомандующего отбирает у избранных народом граждан управленческие права, а у самих граждан — имущественные и политические, а также свободу передвижения. Впрочем, после отмены военного положения граждане могут потребовать компенсацию за изъятое имущество, но на практике этот вопрос трудно будет решить, так как изъятие допустимо и без документального оформления. Кроме того, в условиях военного положения власти могут заселять в квартиры граждан военных и беженцев.
Стоит отметить отличия военного положения от режима т.н. «АТО». Во время «АТО» ограничения прав и свобод могут быть только адресные и временные, в виде превентивного задержания подозреваемых. При военном положении ограничиваются права всех граждан, проживающих на данной территории. Во время «АТО» часть предприятий может быть закрыта. При военном положении заводы работают на нужды армии, а граждане привлекаются к принудительным работам на нужды фронта. Во время «АТО» страна может утверждать, что борется с террористами и сепаратистами. Во время военного положения власти должны объяснить, против какого государства ведется война.
Последний фактор, по мнению международных экспертов, является одной из основных причин, по которым украинские власти не желают вводить военное положение. При военном положении следующий шаг — официальное объявление войны. И страной-агрессором считается страна, которая первой ее объявила. Возникает юридический казус: Украина находится на военном положении, но ни с кем не воюет. В самом деле, не может же Киев объявить войну России, «агрессии» которой, по утверждению украинской пропаганды, «незалежная» противостоит уже второй год. Однако именно с помощью военного положения Киев может легитимизировать заявления о том, что в Донбассе происходит не просто «АТО», а война, угрожающая территориальной целостности страны.
Следует особо отметить, что во время военного положения запрещается менять Конституцию, проводить выборы и акции гражданского неповиновения, а также любые митинги и шествия. С этим связаны опасения некоторых политиков, что власти могут ввести военное положение, чтобы избежать провала на предстоящих местных выборах, а также, чтобы предотвратить исполнение минских обязательств в части внесения поправок в Конституцию и проведения децентрализации.
Так, по мнению военного эксперта, полковника запаса Олега Жданова, возможное введение военного положение нужно не для активных военных действий, но для переноса местных выборов. Эксперт убежден, что у Порошенко хорошо понимают, что на этих выборах возьмут реванш «Оппозиционный блок» и «Батькивщина», и никакой админресурс не поможет, и потому рассматривается возможность переноса выборов, а «единственный для этого законный шанс — введение военного положения.
Споры о том, стоит ли или не стоит проводить выборы на подконтрольной Киеву части Донбасса ведутся давно. Напомним, что местные выборы на Украине должны состояться 25 октября 2015 года. Постановлением Верховной Рады предусмотрено, что местные выборы не будут проводиться на «временно оккупированных территориях». Что касается подконтрольной Киеву части Донбасса, решение о невозможности проведения выборов в каждом конкретном районе будет приниматься ЦИК отдельно.
Во время поездки в Донецкую область Петр Порошенко заявил, что местные выборы в свободных от «боевиков» районах Донбасса пройдут только при условии возможности обеспечить безопасность граждан. Тем временем в Раде еще в конце июля был зарегистрирован законопроект об отмене выборов в Донбассе. Авторы законопроекта — депутаты от «Радикальной партии» мотивируют необходимость отмены выборов тем, что проведение местных выборов на данных территориях создаст угрозу для территориальной целостности, суверенитета и национальной безопасности Украины. Против проведения выборов в подконтрольных Украине частях Донецкой и Луганской областей высказались глава Луганской областной ВГА Георгий Тука и Донецкой ВГА Павел Жебривский.
Напомним, что идя в президенты, Петр Порошенко пообещал Донбассу мир, однако мир так и не наступил, что существенно сказалось на и без того невысоких рейтингах власти на Юго-Востоке. «Когда же, сегодня по данным разных социологических опросов, политическая сила президента с трудом набирает на Донбассе 5% — проведение выборов вдруг становится нецелесообразным. В чем же тогда заключаются принципы демократии? В том, что решение проводить или не проводить выборы на конкретных территориях будет приниматься, исходя из рейтинговых позиций провластных партий и «благонадежности» электората? Вряд ли это можно назвать демократией», — пишет на своей странице в Facebook депутат от «Оппозиционного блока» Алексей Белый.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов убежден, что киевские власти не вводят военного положения по той причине, которую сами неоднократно озвучивали — это резко ограничит возможности получения кредита МВФ.
«СП»: — А может ли угроза открытой войны стать инструментом шантажа со стороны Киева международных финансовых институтов?
— Украина не в том положении, чтобы кого-то шантажировать, кроме собственных граждан, ставших заложниками авантюрной политики Киева.
«СП»: — Некоторые политики считают, что власти могут ввести военное положение, чтобы избежать провала на октябрьских местных выборах и необходимости утверждения поправок об особом статусе Донбасса…
— Уж смею вас заверить: для того чтобы отменить «выборы» и тем более эти куцые поправки к Конституции, военное положение не нужно. Это можно сделать очень легко в Раде. В данных поправках заинтересован только Порошенко, поэтому парламент с удовольствием пойдет на то, чтобы отказаться от голосования за них…
«СП»: — В случае введения военного положения нужно будет признать состояние войны. То есть как? Объявить войну России?
— Введение военного положения не означает объявления войны. Высшие украинские чиновники неоднократно уже объявляли, что Украина находится в состоянии войны с РФ. И мне до сих пор удивительно, почему МИД РФ не сделал до сих пор ни одного официального запроса относительно этих заявлений.
«СП»: - Может ли введение военного положения что-то изменить для Украины?
— Введение военного положения ничего не изменит, кроме обострения отношений и с Россией, и со спонсорами на Западе, которые не заинтересованы в том, чтобы Украина выглядела «агрессором» в глазах мировой общественности. Но все понимают, что де-факто в зоне конфликта военное положение действует уже давно. Поэтому тем более смысла в объявлении его официально нет.
Плюсы и минусы введения военного положения для киевской власти оценивает политический обозреватель Виктор Шапинов:
— Плюсы — дополнительные возможности по закручиванию гаек. Или, если хотите, законодательное оформление правой диктатуры, которая де-факто установлена после государственного переворота. Если будет введено военное положение, то будут запрещены все собрания и митинги, деятельность политических партий. Органы власти получат возможность переселять людей без их согласия, отнимать имущество, распоряжаться их трудом. Власть от гражданских органов (парламента, советов и т. п.) перейдет к военным во главе с президентом. Это, по сути, программа фашистов из «Правого сектора» *, которые требовали от власти установить «настоящую хунту» и объявить войну.
Минусы — будет тяжело с международным признанием. Фашистская суть киевского режима, которая сейчас неуклюже маскируется демократическими формальностями, обнажится.
Многие граждане, которые сейчас выжидают или пассивно сопротивляются, могут перейти к методам подпольного или даже партизанского сопротивления диктатуре.
«СП»: — Почему правительство Украины утвердило план введения в стране военного положения только сейчас, хотя разговоры об этом ведутся давно? Что-то подталкивает Киев?
— Возможно, это показуха в условиях очередного тупика переговоров в Минске. Киев показывает, мол, мы можем начать «воевать по-настоящему». Возможно, в Киеве снова берет верх «партия войны». Возможно, власть обоснованно боится результатов местных выборов и готовится к их отмене или переносу. Возможно, работают все три фактора.
«СП»: — Кому сегодня невыгодно проведение местных выборов, кто больше всего заинтересован в их срыве?
— Больше всего не хотят местных выборов промайданные партии, в особенности, те, кто до сих пор остался у власти — президентский БПП, «Народный фронт» Яценюка. Они серьезно «просядут», а это делегитимизирует состав Верховной Рады.
«СП»: — Каким может быть результат выборов на подконтрольной Киеву части Донбасса, а также других регионов Юго-Востока в случае их проведения? Признают ли власти их результаты?
— В оккупированной Киевом части Донбасса выборы пройдут под дулом автомата. Там «победят» те, кого назначат. Мы помним как в прифронтовой зоне «победил» олигарх Звягильский, который просто привез несколько автобусов своих шахтеров-рабов на участок у линии фронта и прошел в парламент.
На Юго-Востоке победят силы оппозиции. Те, которые будут допущены к выборам, а что их вообще допустят — не факт. Например, «Оппозиционный Блок» уже сняли с выборов на Харьковщине, а компартии вообще запретили участвовать в выборах. Если оппозиционных сил не будет в списках, то победят какие-то местные политсилы, не связанные с «Майданом» и властью.
«СП»: — Могут ли использовать введение военного положения для срыва выполнения минских обязательств? Ведь при военном положении запрещено менять Конституцию…
— Если будет объявлено военное положение, это будет означать автоматический срыв соглашений, т.к. произойдет эскалация конфликта. Да и захотят ли республики Донбасса вести переговоры с режимом, устанавливающим военную диктатуру, ведь предполагается, что Киев будет идти по пути смягчения режима и внутреннего умиротворения.
«СП»: — Что будет с Украиной в случае введения военного положения? Ведь по логике она должна объявить кому-то войну?
— Пока что силы, которые призывают объявить войну России, которая, якобы, вторглась на Донбасс, в меньшинстве. Но Вашингтон может пугать Россию сценарием полномасштабного конфликта, склоняя к компромиссу на выгодных для США и Киева условиях.
«СП»: — Россию можно напугать объявлением войны с Украиной?
— Можно. Российские элиты уже испугались простого охлаждения отношений с западным империализмом. Прямого разрыва, который последует в случае войны с Украиной, они боятся еще больше.
Читайте также:
«Страшнее «Орешника»: на удары ATACMS Россия ответит НАТО уникальным разрушительным оружием
Вчера Минобороны анонсировало подготовку ответа на удары ракетным дальнобойным вооружением западного производства по территории Курской области. Напомним, в результате обстрела пострадали наши военнослужащие-зенитчики и радиолокационная станция.
Проза польской политической жизни в вопросах безопасности и кризисного регулирования
Проза польской политической жизни в вопросах безопасности и кризисного регулирования. Недавнее наводнение в Польше еще раз показало, могут ли рассчитывать поляки на руководство страны в случае кризиса или катастрофы. Так, спустя месяцы после катаклизма, пострадавшие остаются без крова и компенсаций.
"Генерал-блицкриг" вышел из тени: Путин назначил командовать "Югом" автора гениальной операции
Александр Санчик примет командование группировкой "Юг". Именно он обманул противника в Угледаре. На Санчика уже начал клеветать ЦИПсО?
Опознать удалось с трудом: От F-16 после мощного удара русских осталась груда обломков
27.11.2024 16:30
Переданные Украине американские истребители F-16, по задумке киевского режима, должны были обеспечить резкий перелом в войне с русскими. Однако ни сдержать, ни уж тем более остановить наступление наших воинов врагам не удалось.
"Уничтожит в течение минуты": Неожиданный ход Путина заставил Запад оторопеть
27.11.2024 15:26
Американский научный исследователь Майк Адамс заявил, что неожиданный ход Владимира Путина заставил Запад оторопеть. И Запад в полной мере не осознаёт значение произошедшего.