Регистрация

«Все нормально. Падаю!»

07.08.2015  12:41
1 953
2


Нынешнее лето еще не закончилось, но уже понятно, что для российских Военно-Воздушных сил оно стало самым черным за последние годы. В катастрофах за считанные месяцы потеряны шесть боевых самолетов и вертолет. По странному совпадению — ровно столько же, сколько наших боевых машин было уничтожено во время пятидневной российско-грузинской войны в 2008 году. Но тогда-то они летали под огнем. А сегодня — мирное небо. И оттого особенно горько. Естественно, причины и обстоятельства этих ЧП очень разные. Но многие попытались тут же вынести военной авиации РФ суровый приговор: техника старая, эксплуатируется нещадно. Наземный персонал плохо обучен. Стало быть, это начало катастрофы.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Для тех, кто готов немедленно подхватить привычное наше нытье, очень полезно прочесть статью американского военного эксперта Дэвида Экса (David Axe) в журнале «The Week» (США). И тогда выяснится, что в Соединенных Штатах с аварийностью в ВВС дела обстоят не многим лучше.


Вот что, в частности, пишет автор в статье «Российские ВВС в штопоре. Американские — тоже»: «На вооружении и американских, и российских ВВС находятся тысячи самолетов, срок эксплуатации которых подходит к концу, поскольку они были выпущены в 1980-е годы и даже раньше. Обе страны стремятся обновить парк самолетов, продолжая при этом платить за интенсивную и длительную эксплуатацию машин в условиях боевых действий.

С 2010 года, когда возобновилась активная эксплуатация самолетов российских ВВС, из 3200 военных самолетов 30 разбились. При этом коэффициент катастроф составил 0,94%. За тот же период американские ВВС потеряли не менее 46 самолетов из 5200. И коэффициент катастроф соответственно составил 0,88%.

Хотя справедливости ради следует отметить, что шесть крушений за месяц (седьмая авария с вертолетом Ми-28, разбившимся 4 августа под Рязанью, случилась после выхода в свет этого номера „The Week" — „СП") означает для России резкий скачок аварийности. До лета этого года потери российских ВВС составляли в среднем всего один самолет в месяц. Крушения, произошедшие в июне-июле этого года, указывают на новый уровень аварийности и являются явным признаком неблагополучной ситуации, сложившейся в российских ВВС.

Есть основания считать, что трагические инциденты, произошедшие летом этого года, возможно, свидетельствуют о наступлении новой эры повышенной опасности для Военно-Воздушных сил России, когда неопытные пилоты управляют устаревшими самолетами, не проходящими должного технического облуживания. При этом интенсивность таких полетов непрерывно повышается — по мере роста амбиций Москвы».

Это мнение американского эксперта практически совпадает с точкой зрения бывшего главнокомандующего Военно-Воздушными силами РФ генерала армии Петра Дейнекина. Наш генерал тоже не сомневается, что каждое ЧП заслуживает тщательного анализа и точных выводов. Но даже столь трагическая цепь потерь, как нынешним летом, еще не дает оснований диагностировать начало катастрофы российской боевой авиации.

Вот слова Дейнекина: «В те годы, когда я руководил ВВС СССР, ежегодно происходило независимо от того, какой год, от 90 до 130 авиапроисшествий. Ежегодно мы теряли по авиадивизии».

Что, очевидно, следует понимать так: боевая авиация во все времена и во всех странах — зона повышенной опасности. Потери в ней, конечно, хотелось бы исключить, но возможно это лишь одним способом — вообще перестать летать. Только зачем тогда стране такая военная авиация?

Выходит — тревожиться не о чем? Но разве не трагически звенит в ушах у зрителей последний выкрик сбитого летчика в знаменитом фильме «В бой идут одни старики»: «Все нормально. Падаю!»?

Конечно, ничего нормального в происходящем нет. И нашим пилотам скоро может стать много хуже, чем их американским коллегам. Это знает даже заокеанский эксперт «The Week». Дэвид Экс считает, что если аварийность российских самолетов и вертолетов с той же интенсивностью продолжит расти и осенью, тогда действительно можно будет вести речь о нарастающем и системном кризисе в ВВС РФ.

Увы, такой оборот дела, судя по всему, не исключен. И дело вовсе не только в стареющем авиапарке Военно-Воздушных сил России, на который справедливо ссылается «The Week». В конце концов, разбившийся 4 июня на аэродроме Бутурлиновка фронтовой бомбардировщик Су-34 и рухнувший 2 августа под Рязанью боевой вертолет Ми-28 — это не просто новые машины. Самолеты и вертолеты этих типов и на вооружение-то приняты буквально несколько лет назад.

Нашим ВВС из нынешнего штопора выходить намного сложнее потому, что в отличие от личного состава боевой авиации США, российские пилоты и наземный персонал только-только начинают пожинать плоды пережитых в последние годы организационных бедствий. Которые мы организовали собственными руками. Точнее — руками бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.

Это при нем тысячи молодых и перспективных офицеров взашей гнали в запас. Статус тех, кто вопреки воле Минобороны все же оставался в инженерно-технических службах Военно-Воздушных сил, был снижен сначала до прапорщиков. А потом и вовсе до сержантов контрактной службы.

Параллельно в 2010-м на три года вообще прекратили набор в авиационные военные училища. А сами училища частично позакрывали.

С 1 апреля все того же черного не только для военной авиации 2010 года было расформировано Иркутское высшее военное авиационное ордена Красной Звезды училище.

Через три месяца, 1 июля, прикончили Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов ПВО.

С 19 октября 2011 года та же участь постигла Челябинское высшее военное Краснознаменное училище штурманов.

В том же 2011 году было приказано освободить столицу от своего присутствия Военно-Воздушной академии имени Гагарина и Жуковского. Ее отправили в Воронеж практически на голое место — без материальной базы и подавляющего большинства преподавателей. В декабре того же года бывший заместитель начальника ВВА имени Гагарина и Жуковского по учебной и научной работе генерал-лейтенант Иван Найденов заявил «Свободной прессе»: «Наша академия как намоленный храм. Чтобы создать в Воронеже вуз, подобный нашему, понадобится не менее 12−15 лет». Там просто некому вести серьезную оперативно-тактическую подготовку.

«Реформаторы» пытались было ликвидировать даже Сызранское высшее военное авиационное училище — единственное в России, где готовят пилотов боевых вертолетов. Спасли не высоколобые соображения Генштаба и чинов Минобороны. Выручило энергичное сопротивление губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Тот и отстоял «альма-матер» военных вертолетчиков.

Это тысячи и тысячи молодых летчиков и инженеров наземных служб, которых сегодня так не хватает нашим ВВС. По расчетам не сердюковского, а нынешнего Минобороны, последствия этого кадрового погрома удастся ликвидировать в лучшем случае лет через 5−6. По словам источника из военного ведомства, всерьез рассматривается возможность организовать ускоренные выпуски лейтенантов. Как в войну. Но решения такого пока нет.

А пока падаем и будем падать. Ведь если технику некому грамотно пилотировать и готовить к полетам — как же побеждать аварийность?

Сегодня Министерство обороны по крохам по всей стране собирает выброшенных из строя офицеров. Не только авиаторов — всех. Только в прошлом году вернулись на армейскую службу пять тысяч высококвалифицированных бедолаг, чью карьеру безжалостно и бездумно переехали сердюковские «реформы». Но годы вынужденного отстранения от дела не прошли даром. Теперь и им надо не учить, а учиться.

Чтобы поглубже разобраться в происходящее, мы снова связались с генерал-лейтенантом Найденовым.

«СП»: — Иван Николаевич, что происходит в военной авиации?

— Ничего хорошего. Мы пожинаем плоды того отношения к ВВС, которые было во времена Сердюкова. Запущенные в те годы разрушительные процессы только начинают сказываться.

«СП»: — Все же почему, по-вашему, падают самолеты и вертолеты?

— Полагаю, главное — в массовых нарушениях технологической дисциплины. Она очень упала. В наше время попробовали бы вы хоть на шаг отступить хоть от одного пункта инструкции по обслуживанию боевых машин в технико-эксплуатационной части. А сейчас — сплошь и рядом отступают.

«СП»: — Фактический разгром вашей академии тоже сказался на череде катастроф этого лета?

— Не думаю. Мы ведь готовили высшие командные и инженерные авиационные кадры. Проблемы, о которых вы упомянули, большей частью лежат в низовом офицерском звене. То, что случилось с академией имени Жуковского и Гагарина, скажется лет через десять. Когда авиационными соединениями и объединениями станут командовать недоучившиеся генералы.

«СП»: — И нет никакой надежды?

— Почему? Я очень рассчитываю на Шойгу. С его приходом и в военной авиации многое меняется. Восстанавливается то, что еще возможно восстановить.

«СП»: — Вы лично в этом как-то участвуете?

— По мере сил. Не только я. Очень многие бывшие преподаватели академии теперь активно участвуют в организации учебного процесса в Воронеже. Ездим, консультируем, помогаем.

Из досье «СП»

Хронология потерь ВВС России нынешним летом:


— 2 августа вертолет Ми-28 пилотажной группы «Беркут» упал под Рязанью во время демонстративного полета. Погиб командир экипажа. По предварительной версии, катастрофа произошла из-за отказа гидравлической системы.

— 14 июля в Хабаровском крае разбился стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Двое членов экипажа погибли. Причина аварии — отказ двигателей.

— 6 июля во время взлета с аэродрома Хурба в Комсомольске-на-Амуре потерпел крушение фронтовой бомбардировщик Су-24М. Оба члена экипажа погибли. Предварительная причина катастрофы — отказ двигателей

— 3 июля истребитель МиГ-29 упал в Кущевском районе Краснодарского края. Пилот катапультировался.

— 8 июня стратегический бомбардировщик Ту-95 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на аэродроме Украинка в Амурской области. Погиб один член экипажа. Причина — возгорание одного из двигателей.

— 4 июня во время захода на посадку на аэродром Бутурлиновка в Воронежской области у фронтового бомбардировщика Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж не пострадал.

— 4 июня истребитель МиГ-29 разбился в районе полигона Ашулук в Астраханской области. Оба пилота катапультировались.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
НАТО готовит провокацию в Крыму ко дню рождения Путина? Первые самолёты-разведчики уже в небе
06.10.2024 20:07
x-true.info
Под Крым стягивается авиация стран НАТО - первые самолёты-разведчики уже в небе. Аналитики предположили, что альянс готовит новую военную провокацию на полуострове ко дню рождения президента России Владимира Путина.
Корабли НАТО пошли ко дну под Одессой: Стали известны детали
06.10.2024 18:59
ВС России нанесли удар по кораблям НАТО под Одессой после того, как подполье вышло на связь. Все суда пошли ко дну. Детали сообщил партизан Сергей Лебедев.
Новый фронт против России: НАТО готовит мощный удар с севера
06.10.2024 22:57
x-true.info
Политический эксперт Юрий Баранчик вновь озвучил опасения относительно удара НАТО по северу России. Он заявил, что противник может сделать любой, даже самый непредсказуемый ход, и назвал основные сценарии дальнейшего развития противостояния с Североатлантическим альянсом.
Математик рассчитал, когда закончится война: "Скоро всё начнёт сыпаться"
07.10.2024 00:47
x-true.info
Русский историк и математик Григорий Кваша сумел вычислить дату окончания Z-операции. В этом ему помогли сложные математические расчеты и работа с историческими источниками. По его словам, история движется по спирали. Вычислив некоторые закономерности, можно смело делать прогнозы.
Русские провернули уникальную операцию: Как на самом деле был взят Угледар - рассказ офицера
06.10.2024 18:47
x-true.info
Александр Матюшин, военный эксперт, офицер ДНР в запасе рассказал, как на самом деле был взят Угледар. По его словам, русские провернули уникальную операцию. Давайте рассмотрим подробнее.
  1. 07.08.2015
    16:26
    0
    Все хорошо, только статистика не в нашу пользу и вот почему. У сша 5 000 самолетов, а у нас (я сомневаюсь) 3 000. Если так будет продолжаться дальше, то и летать не на чем станет.
  2. 07.08.2015
    16:46
    0
    Рассчитывай на ЭМИ, а там вернёмся на старые добрые Яки, Ла и другие прекрасные самолёты. Штаты на свои стрёмные мустанги пересядут. smile