«Золотой стандарт» может вновь стать основой системы международных расчетов
Американский экономист и обозреватель Уильям Энгдаль обратил внимание на некоторые тенденции рынка золота последнего времени. Они свидетельствуют о намерении России и Китая создать условия для ликвидации зависимости от доллара, как для себя, так и для всего остального мира. По своему значению эта цель носит, безусловно, революционный характер.
Реализация ее уже началась. Энгдаль заметил, что Россия в 2014—2015 годах резко увеличила добычу золота, выйдя по этому показателю на второе место в мире. При этом план на текущий год — добыть более 300 тонн драгоценного металла. Лучшие показатели имеет только Китай — лидер в области золотодобычи. Кроме того, невиданную активность в минувшем году проявил российский Центробанк, скупив 171 тонну благородного металла — треть от всего объема, закупленного центральными банками мира. Все вместе это привело к тому, что объем золотых резервов России стал максимальным за последние двадцать лет.
Похожую линию ведет и Китай. В последние годы Пекин активно пополняет запасы золота, скупая золотые рудники, да и сам металл. Поднебесная стремится увеличить свои запасы до 10 тысяч тонн, превзойдя, таким образом, США, у которых чуть больше восьми тысяч. А в мае Китай создал крупнейший в мире золотой инвестиционный фонд. Инвесторами фонда объемом 16 млрд. долларов стали две крупнейшие китайские золотодобывающие компании. Они будут вкладывать средства в проекты вдоль «Шелкового пути», включая Россию. По мнению Эндгаля, эти действия позволят России и Китаю создать собственный рынок золота и избавиться от англо-американского сговора по манипулированию ценами на драгоценный металл, цель которого — снять угрозу доллару как основной мировой резервной валюте.
Россия же и Китай, судя по всему, всерьез взялись за реализацию этой угрозы. Взялись вынужденно, не от хорошей жизни. Каждая из стран в этой паре по своему испытала давление со стороны мирового лидера — США, воспринимающего их рост и развитие как вызов своему глобальному доминированию. России открыл глаза украинский кризис и его последствия. Китай же все понял, когда ему отказали в приеме юаня в пул мировых резервных валют, а также заметив усилия американцев по созданию ТТП — Транс-Тихоокеанского партнерства без своего участия. Вообще, намерение США заключить соглашения о торговом партнерстве с ЕС (ТТИП) и странами Тихоокеанского бассейна недвусмысленно дает понять цели мирового гегемона — оставаться гегемоном и дальше, исключив из процветания весь остальной мир. Хочешь — не хочешь, а приходится защищаться. Возможно, золото и станет одним из инструментов такой защиты. Ведь новое — это хорошо забытое старое. Но, вспомним, как всё начиналось.
Бреттон-Вудский сговор
Использование доллара в качестве основной резервной валюты дало США и аффилированным с ними странам невиданное преимущество. Тот, кто устанавливает правила игры, всегда в выигрыше. США умело разыграли свое экономическое и политическое преимущество в годы Второй мировой войны и сумели навязать миру свою валюту. Принятое на конференции в 1944 году Бреттон-Вудское соглашение закрепило доллар, привязанный к золоту, в качестве средства международных расчётов. Отчасти это было обосновано. Двадцатый век сделал США главным финансовым центром, а экономика США чувствовала себя после двух мировых войн лучше других. Однако со временем Штаты, пользуясь ситуацией, стали выбрасывать на рынок ничем необеспеченные денежные знаки. Во всяком случае, их в этом подозревали, а раскрывать объемы своего золотого запаса они были не обязаны. «Проверку на вшивость» организовал президент Франции генерал Де Голль.
Из секретного доклада экономистов Робера Триффена и Жака Рюэффа президент Де Голль знал, что участие в так называемом золотом пуле, подчиненном ФРС США, не выгодно его стране. «Пока западные страны Старого Света находятся в подчинении у Нового Света, Европа не может стать европейской», — был уверен герой Сопротивления. Он предлагал не признавать верховенства доллара и был сторонником возвращения к прежней системе расчетов. Проще говоря, Де Голль был за возврат золотого стандарта. Свою идею он попытался воплотить, продемонстрировав неспособность США отвечать по своим обязательствам. В 1965 году де Голль предъявил к обмену на золото 1,5 млрд долларов, что стало опаснейшим для США прецедентом. Вслед за Францией обменять зелёные бумажки на американское золото захотели Германия, Канада и Япония. Удар был рассчитан блестяще. США справились с вызовом, передав гигантские запасы золота в Европу, однако стало понятно, что Бреттон-Вудское соглашение больше нежизнеспособно. В 1971 году решением президента Никсона США, никого не спрашивая, отказались от всех своих обязательств.
Ямайская система
Начиная с 1973 года система твердых обменных курсов прекратила свое существование. На международной конференции, прошедшей на Ямайке, было решено подчинить курсы валют законам рынка. Отныне они изменяются под воздействием спроса и предложения. Ямайская система оказалась еще более выгодной для США, так как привязка к доллару мировой экономики сохранилась, а ответные обязательства о свободном обмене на золото были аннулированы. Это привело к тому, что за 44 года цена за тройскую унцию выросла с 35 долларов до более чем 1,2 тысячи долларов. Таким образом, доллар по отношению к золоту обесценился в 20 раз (!). Права без обязанностей, контроль над печатным станком без необходимости отчитываться перед кем бы то ни было привел к нездоровой финансовой монополии США в мире. Не имея никаких реальных ограничений, экономика западных стран стала стимулировать свой рост через неограниченные кредиты. Деньги теперь просто обязаны обесцениваться. Отсюда и волны кризисов, которые обрушиваются одна за другой на слишком взаимосвязанный мир. Целые сегменты мирового рынка становятся убыточными, появляются страны-банкроты, а разрыв между самыми богатыми и самыми бедными в мире стремительно увеличивается. В то время как до 1971 года, до решения Никсона, сокращался. Очевидно, что избежать развития катаклизмов можно лишь вернувшись к ясным ориентирам и твердым правилам, основанным на чем-то незыблемом и даже вечном. Поэтому, все чаще слышны призывы возвратиться к золотому стандарту. В той или иной форме.
Золотой динар
Наиболее конкретный вид идея золотого стандарта обрела в предложении премьер-министра Малайзии Махатира Мохаммада, выдвинутом в 2001 году. Речь шла об использовании золотого динара пулом исламских государств для взаиморасчетов. Идея была призвана уменьшить внешнюю зависимость экономик этих стран от доллара, которая была чрезвычайно высока из-за нефтяного экспорта на Запад. Впоследствии Махатира предлагал привязать к золотому динару национальные денежные единицы стран-участниц.
Проект так и не был реализован, однако есть мнение, что воплотить его в жизнь на территории Африки пытался Муаммар Каддафи, который был лидером Африканского союза и сторонником панарабизма. Наблюдатели обратили внимание на то, что война в Ливии началась после того, как Каддафи объявил о намерении перейти к «золотому динару». Он хотел «перестать кормить бумажных обманщиков». На «золотой» финансовой базе полковник собирался создать огромное африканское государство со смешанным арабо-негритянским населением. Его численность превысила бы 200 млн. человек. Амбициозный Каддафи был остановлен самым жестоким способом.
Клин клином вышибают
Однако Россия и Китай — не Ливия. Их мощи, военной и экономической, вполне достаточно, чтобы защитить любые, самые смелые свои эксперименты. Тем более что в новациях имеется острая потребность. Нет нужды радикально менять все и сразу. Достаточно перейти для начала хотя бы к взаимным расчетам в золоте. Это уже создаст точку сборки, полюс притяжения для здоровых экономических процессов. Подаст пример. А кроме того, это приемлемо для всех стран. Менять доллар на юань мало кто захочет. Из огня, да в полымя, скажут. А вот использовать политически нейтральное, но экономически привлекательное твердое золото желающих, наверняка, найдется в избытке. При этом надо понимать, что переход части мира на расчеты в золоте не уничтожит доллар совсем. Конечно, нет. Соединенные Штаты слишком мощны, выкрутятся. Но это создаст привлекательную альтернативу и остудит пыл глобального гегемона. Клин клином вышибают.
Введение «золотой меры» уничтожит монополию финансовых стран-спекулянтов на лидерство в мировой экономике и откроет всем странам, имеющим национальное богатство, выраженное в золоте, дорогу к честной конкуренции и процветанию. Появится возможность четко оценивать как свои, так и чужие активы, жить в ясной системе координат. В случае экономического или политического кризиса, золотой запас станет адекватным показателем кредитоспособности государства, мерилом его финансовых позиций и самой надежной гарантией. Все-таки золото по-прежнему остаётся более понятным мерилом, чем любая национальная валюта. Так что по всему выходит, переход на «золотой стандарт» в том или ином виде неизбежен. Россия, вместе со своими союзниками по БРИКС, может и должна идти в авангарде этого процесса.
Реализация ее уже началась. Энгдаль заметил, что Россия в 2014—2015 годах резко увеличила добычу золота, выйдя по этому показателю на второе место в мире. При этом план на текущий год — добыть более 300 тонн драгоценного металла. Лучшие показатели имеет только Китай — лидер в области золотодобычи. Кроме того, невиданную активность в минувшем году проявил российский Центробанк, скупив 171 тонну благородного металла — треть от всего объема, закупленного центральными банками мира. Все вместе это привело к тому, что объем золотых резервов России стал максимальным за последние двадцать лет.
Похожую линию ведет и Китай. В последние годы Пекин активно пополняет запасы золота, скупая золотые рудники, да и сам металл. Поднебесная стремится увеличить свои запасы до 10 тысяч тонн, превзойдя, таким образом, США, у которых чуть больше восьми тысяч. А в мае Китай создал крупнейший в мире золотой инвестиционный фонд. Инвесторами фонда объемом 16 млрд. долларов стали две крупнейшие китайские золотодобывающие компании. Они будут вкладывать средства в проекты вдоль «Шелкового пути», включая Россию. По мнению Эндгаля, эти действия позволят России и Китаю создать собственный рынок золота и избавиться от англо-американского сговора по манипулированию ценами на драгоценный металл, цель которого — снять угрозу доллару как основной мировой резервной валюте.
Россия же и Китай, судя по всему, всерьез взялись за реализацию этой угрозы. Взялись вынужденно, не от хорошей жизни. Каждая из стран в этой паре по своему испытала давление со стороны мирового лидера — США, воспринимающего их рост и развитие как вызов своему глобальному доминированию. России открыл глаза украинский кризис и его последствия. Китай же все понял, когда ему отказали в приеме юаня в пул мировых резервных валют, а также заметив усилия американцев по созданию ТТП — Транс-Тихоокеанского партнерства без своего участия. Вообще, намерение США заключить соглашения о торговом партнерстве с ЕС (ТТИП) и странами Тихоокеанского бассейна недвусмысленно дает понять цели мирового гегемона — оставаться гегемоном и дальше, исключив из процветания весь остальной мир. Хочешь — не хочешь, а приходится защищаться. Возможно, золото и станет одним из инструментов такой защиты. Ведь новое — это хорошо забытое старое. Но, вспомним, как всё начиналось.
Бреттон-Вудский сговор
Использование доллара в качестве основной резервной валюты дало США и аффилированным с ними странам невиданное преимущество. Тот, кто устанавливает правила игры, всегда в выигрыше. США умело разыграли свое экономическое и политическое преимущество в годы Второй мировой войны и сумели навязать миру свою валюту. Принятое на конференции в 1944 году Бреттон-Вудское соглашение закрепило доллар, привязанный к золоту, в качестве средства международных расчётов. Отчасти это было обосновано. Двадцатый век сделал США главным финансовым центром, а экономика США чувствовала себя после двух мировых войн лучше других. Однако со временем Штаты, пользуясь ситуацией, стали выбрасывать на рынок ничем необеспеченные денежные знаки. Во всяком случае, их в этом подозревали, а раскрывать объемы своего золотого запаса они были не обязаны. «Проверку на вшивость» организовал президент Франции генерал Де Голль.
Из секретного доклада экономистов Робера Триффена и Жака Рюэффа президент Де Голль знал, что участие в так называемом золотом пуле, подчиненном ФРС США, не выгодно его стране. «Пока западные страны Старого Света находятся в подчинении у Нового Света, Европа не может стать европейской», — был уверен герой Сопротивления. Он предлагал не признавать верховенства доллара и был сторонником возвращения к прежней системе расчетов. Проще говоря, Де Голль был за возврат золотого стандарта. Свою идею он попытался воплотить, продемонстрировав неспособность США отвечать по своим обязательствам. В 1965 году де Голль предъявил к обмену на золото 1,5 млрд долларов, что стало опаснейшим для США прецедентом. Вслед за Францией обменять зелёные бумажки на американское золото захотели Германия, Канада и Япония. Удар был рассчитан блестяще. США справились с вызовом, передав гигантские запасы золота в Европу, однако стало понятно, что Бреттон-Вудское соглашение больше нежизнеспособно. В 1971 году решением президента Никсона США, никого не спрашивая, отказались от всех своих обязательств.
Ямайская система
Начиная с 1973 года система твердых обменных курсов прекратила свое существование. На международной конференции, прошедшей на Ямайке, было решено подчинить курсы валют законам рынка. Отныне они изменяются под воздействием спроса и предложения. Ямайская система оказалась еще более выгодной для США, так как привязка к доллару мировой экономики сохранилась, а ответные обязательства о свободном обмене на золото были аннулированы. Это привело к тому, что за 44 года цена за тройскую унцию выросла с 35 долларов до более чем 1,2 тысячи долларов. Таким образом, доллар по отношению к золоту обесценился в 20 раз (!). Права без обязанностей, контроль над печатным станком без необходимости отчитываться перед кем бы то ни было привел к нездоровой финансовой монополии США в мире. Не имея никаких реальных ограничений, экономика западных стран стала стимулировать свой рост через неограниченные кредиты. Деньги теперь просто обязаны обесцениваться. Отсюда и волны кризисов, которые обрушиваются одна за другой на слишком взаимосвязанный мир. Целые сегменты мирового рынка становятся убыточными, появляются страны-банкроты, а разрыв между самыми богатыми и самыми бедными в мире стремительно увеличивается. В то время как до 1971 года, до решения Никсона, сокращался. Очевидно, что избежать развития катаклизмов можно лишь вернувшись к ясным ориентирам и твердым правилам, основанным на чем-то незыблемом и даже вечном. Поэтому, все чаще слышны призывы возвратиться к золотому стандарту. В той или иной форме.
Золотой динар
Наиболее конкретный вид идея золотого стандарта обрела в предложении премьер-министра Малайзии Махатира Мохаммада, выдвинутом в 2001 году. Речь шла об использовании золотого динара пулом исламских государств для взаиморасчетов. Идея была призвана уменьшить внешнюю зависимость экономик этих стран от доллара, которая была чрезвычайно высока из-за нефтяного экспорта на Запад. Впоследствии Махатира предлагал привязать к золотому динару национальные денежные единицы стран-участниц.
Проект так и не был реализован, однако есть мнение, что воплотить его в жизнь на территории Африки пытался Муаммар Каддафи, который был лидером Африканского союза и сторонником панарабизма. Наблюдатели обратили внимание на то, что война в Ливии началась после того, как Каддафи объявил о намерении перейти к «золотому динару». Он хотел «перестать кормить бумажных обманщиков». На «золотой» финансовой базе полковник собирался создать огромное африканское государство со смешанным арабо-негритянским населением. Его численность превысила бы 200 млн. человек. Амбициозный Каддафи был остановлен самым жестоким способом.
Клин клином вышибают
Однако Россия и Китай — не Ливия. Их мощи, военной и экономической, вполне достаточно, чтобы защитить любые, самые смелые свои эксперименты. Тем более что в новациях имеется острая потребность. Нет нужды радикально менять все и сразу. Достаточно перейти для начала хотя бы к взаимным расчетам в золоте. Это уже создаст точку сборки, полюс притяжения для здоровых экономических процессов. Подаст пример. А кроме того, это приемлемо для всех стран. Менять доллар на юань мало кто захочет. Из огня, да в полымя, скажут. А вот использовать политически нейтральное, но экономически привлекательное твердое золото желающих, наверняка, найдется в избытке. При этом надо понимать, что переход части мира на расчеты в золоте не уничтожит доллар совсем. Конечно, нет. Соединенные Штаты слишком мощны, выкрутятся. Но это создаст привлекательную альтернативу и остудит пыл глобального гегемона. Клин клином вышибают.
Введение «золотой меры» уничтожит монополию финансовых стран-спекулянтов на лидерство в мировой экономике и откроет всем странам, имеющим национальное богатство, выраженное в золоте, дорогу к честной конкуренции и процветанию. Появится возможность четко оценивать как свои, так и чужие активы, жить в ясной системе координат. В случае экономического или политического кризиса, золотой запас станет адекватным показателем кредитоспособности государства, мерилом его финансовых позиций и самой надежной гарантией. Все-таки золото по-прежнему остаётся более понятным мерилом, чем любая национальная валюта. Так что по всему выходит, переход на «золотой стандарт» в том или ином виде неизбежен. Россия, вместе со своими союзниками по БРИКС, может и должна идти в авангарде этого процесса.
Читайте также:
Сбит американский истребитель в Красном море. Генералы армии США оказались бессильны
Американское издание AP со ссылкой на Пентагон отчиталось о катастрофе в Красном море. Сообщается, что был сбит американский истребитель F/A-18. Минус $57 млн. Генералы армии США оказались бессильны, однако есть нюанс, полностью меняющий понимание происходящего.
Давно Путина таким не видели - президент объявил о жёстком возмездии за Казань. Готовится "исторический удар"
22.12.2024 18:49
Несколько часов назад президент в интервью с журналистом Павлом Зарубиным рассказал, что дал указание производить и испытывать в боевых условиях "Орешник", несмотря на разные точки зрения в Минобороны на этот счёт.
Спецборт ФСБ вылетел к Эрдогану. Полковник Пинчук раскрыл детали переговоров: "После сирийского гамбита остро встал вопрос"
В интернете расходится информация, будто специальный лайнер ФСБ России отправился с кем-то из больших начальников в Турцию, где Реджеп Эрдоган устроил встречу. Говорят, что на этом неофициальном "саммите" решали деликатные вопросы.
Путин обещал "Орешником". У Трампа есть предложение получше!
В канун начала последней рабочей недели этого "валидольного" года президенты двух ведущих держав планеты, определяющих её судьбу и погоду, сделали несколько заявлений. Которые, в общем, могут изменить не только будущую архитектуру, но и конфигурацию вообще...
Улыбка Путина сказала больше, чем слова: Европа посыпалась. Осталось добить?
Закончилась внезапная для многих встреча президента России Владимира Путина и премьер-министра Словакии Роберта Фицо, прибывшего в Кремль вечером 22 декабря. Что же такого особенного в личном диалоге политиков? Улыбка Путина сказала больше, чем слова: Европа посыпалась. Осталось добить?