Да здравствует Российская авиация!
12 августа Россия в очередной раз отметила День Военно-воздушных сил. Стоит сказать, что праздник этот еще достаточно юн — в этом году его отметили только 18-й раз, однако несмотря на свою молодость, День ВВС является одним из главных дат на праздничном календаре российской армии.
Тем не менее, чествовать русских (советских) авиацию и авиаторов начали еще в далеком 1933 году, когда постановлением СНК СССР был установлен Всесоюзный день авиации, празднование которого приходилось на 18 августа. Однако история российских военно-воздушных сил началась еще раньше — в 1912 году, когда наша страна официально называлась империй, а на горизонте уже пылало зарево невиданной доселе всемирной бойни, которая, с одной стороны, станет колоссальным бедствием для многомиллионных масс и политических режимов монархических стран, а с другой — отличной возможностью испытать в деле новейшие виды вооружений. В том числе и авиацию.
Исторический экскурс
Итак, как же всё начиналось? 12 августа 1912 года из под пера Николая Второго вышел высочайший указ о создании при Главном управлении Генерального штаба абсолютно новой для российской армии боевой единицы — Воздухоплавательной части, ведавшей вопросами только зарождавшейся боевой авиации. До этого момента летное дело не отделялось от инженерной подготовки, а об использовании тогдашних самолетов в боевых действиях тогда мало кто задумывался всерьез. Всё изменила Итало-турецкая война 1911-1912 годов, в течение которой итальянские войска впервые применили самолеты для боевых целей, вручную сбрасывая бомбы на турецкие позиции. В России посчитали опыт итальянцев заслуживающим внимания, и новорожденный российский воздушный флот возглавил генерал-лейтенант Михаил Шишкевич.
Вообще, в предшествовавшие Первой мировой войне годы авиация развивалась достаточно стремительно во всех тогдашних великих державах, однако не будет преувеличением сказать, что именно отечественные ВВС перед началом мировой бойни были самыми большими. В их состав тогда входило 263 аэроплана и 14 дирижаблей. Помимо этого, на вооружении русских авиаторов состояло чудо тогдашней инженерной авиационной мысли — знаменитый тяжелый аэроплан «Илья Муромец» — детище выдающегося конструктора Игоря Сикорского. Проблемы, тем не менее, тоже были и состояли они в острой нехватке опытных пилотов. Так, во всей русской авиации было тогда не более 130 квалифицированных пилотов, то есть самих авиационных единиц было более чем в два раза больше нежели летчиков, способных управлять ими без риска не справиться с этим нелегким делом.
Несмотря на острую нехватку опытных кадров, русская авиация сыграла важную роль в помощи нашим войскам. При этом стоит отметить, что на начальном этапе войны авиацию применяли в основном для разведки и корректировки огня, тогда как о таком явлении, как воздушный бой, тогдашние мастодонты военной мысли имели весьма смутное представление, доказательством чего служило отсутствие на самолетах своего собственного вооружения — многие тогда воевали в воздухе револьверами и пистолетами, а некоторые за отсутствием и этого по возможности пытались достать врага другими способами. Так, в сентябре 1914 года Петр Нестеров именно по причине отсутствия на самолете вооружения, совершил первый в мире воздушный таран. Однако уже со следующего года на самолеты начали ставить пулеметы. В следующем 1916 году управление русской авиацией было централизовано — образовывалось Управление военно-воздушного флота во главе с генералом Николаем Пневским, что значительно улучшило качество управления авиационными силами. 1916 год также ознаменовался появлении на русском Юго-Западном фронте 1-й боевой авиационной группы, особую роль в которой играли уже упоминавшиеся выше «Ильи Муромцы», утюжившие окопные позиции германских и австрийских войск порой не хуже артиллерии.
В лихолетье братоубийственной бойни 1918-1922 годов авиация состояла на вооружении и у красных, и у белых, однако война развела по разные стороны русских авиационных асов. Так, Александр Казаков, сбивший 32 немецких самолета, воевал за белые силы, другой покоритель неба — Константин Арцеулов (18 побед) сражался на стороне большевиков.
В перерывах между двумя мировыми войнами советские летчики самым лучшим образом проявили себя в сражениях в небе Испании, Китая, Монголии, Финляндии. Особенно тяжелыми были бои на реке Халхин-Гол в 1939 году, где героически сражались в небе такие асы как Яков Смушкевич (Герой СССР), Сергей Грицевец (Дважды герой СССР) и другие советские летчики. Основные боевые самолеты тогдашней авиации СССР И-15, И-153 и И-16 рвали в клочья войска японских милитаристов и испанских франкистов.
Но несмотря на все свои достоинства к началу 40-х эти самолеты уже устарели и не могли соперничать с новейшими разработками немецкого авиапрома. В СССР начинается создание новых машин — МиГ-3, Як-1, ЛаГТ-3, начавших сходить с конвейера в 1940-41 годах. Несмотря на высокие темпы перевооружения советской арии перед началом война новых самолетов было недостаточно, чтобы отразить внезапный удар гитлеровских Люфтваффе, при этом значительное количество авиатехники (более 2 тысяч штук) было уничтожено немецкими войсками прямо на аэродромах. Однако в столь нелегкой ситуации советские ВВС делали всё возможное, чтобы остановить наступление врага. Так, уже 22 июня старшим лейтенантом Ивановым был совершен первый во время ВОВ воздушный таран, а уже 7 августа, преодолев небо над пылающей в огне фашистского наступления землей, советские летчики бомбили Берлин. Навечно вписаны в книгу воинской славы русских ВВС такие имена как Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Евгений Преображенский и другие. Впоследствии, с появлением в советских воздушных силах самолетов Ил-2 (прозванного немцами воздушным танком), Як-3, Ла-5, Пе-2 и других, ситуация в небе для советских войск значительно улучшилась.
В целом же, во время Великой отечественной войны в небе воевали более 44 тысяч летчиков, более половины из которых не вернулись из боевого задания. После войны советские асы также не сидели без дела. Начавшаяся Холодная война обнажила множество конфликтов по всему миру. Корея, Вьетнам, Афганистан — вот неполная география тех мест, где советские авиационные специалисты прямо или косвенно участвовали в боевых действиях. За это время были разработаны и приняты на вооружение десятки новых образцов авиатехники. Таким образом, к моменту своего распада СССР обладал 20 объединениями, 38 дивизиями, 211 авиационными полками. Общая численность ВВС составляла порядка 10 тысяч единиц техники. С распадом страны треть авиационного парка оказалась в бывших союзных республиках, а сами ВВС РФ с каждым годом дряхлели и приходили в негодность, в полной мере переживая тот хаос, в которую бросили Россию адепты рынка и демократии.
Всё выше, и выше, и выше!
Несмотря на все пережитые трудности, ВВС России смогли сохранить свою боеспособность и подойти, хоть и достаточно ослабленными, к середине «нулевых», когда была принята Государственная программа развития вооружений на 20017-2015 годы, замененная в 2011 году программой ГПВ-2020. Согласно программе в срок до 2020 года в ВВС РФ поступят более 600 современных самолетов, а также более 1000 вертолетов. Выполняется ли эта программа? Да, выполняется! Так, прошедший 2014 год стал рекордным по закупкам авиатехники для российских ВВС. Всего было получено 108 новых самолетов, в их числе 81 боевой, 20 учебных и семь транспортных и специальных. В состав авиационного флота вошли 24 истребителя Су-35, 21 истребитель Су-30СМ, 18 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 20 учебных Як-130 и так далее. При этом эксперты отмечают, что Россия стала мировым лидером по модернизации ВВС.
Высокие темпы сохранятся и в этом году. Так, русская авиация получит в этом году более 100 новеньких самолетов. Только научно-производственная корпорация «Иркут» передаст в войска 60 самолетов — 30 типа Су и 30 ЯКов, отметил глава корпорации Олег Демченко. Он также отметил, что данные темпы не имеют прецендентов в истории современного отечественного авиастроения. В следующем же году должна начаться поставка в ВВС новейшего российского истребителя 5-го поколения Т-50, а первые укомплектованные им авиационные части по планам должны появиться уже к 2020 году.
Продолжается модернизация и парка дальней бомбардировочной авиации. Так, главком Воздушно-космических войск РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что войска получат первый модернизированный бомбардировщик ТУ-160 в 2021 году, при этом самолеты смогут решать любые поставленные перед ними задачи.
Не остается без внимания и обучение пилотов. Поступающая последнее время информация о том, что летные училища значительно увеличили набор курсантов (раз, два и т.д.), не может не вселять оптимизма и веры в лучшее будущее отечественных ВВС. Не случайно, нынешних подъем авиации позволил герою советского союза, военному летчику Валерию Буркову заявить, что боеготовность ВВС сейчас выше, чем в советское время. Схожего мнения придерживается и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Говоря о качестве российской и западной авиационной техники аналитик даже пошутил, что американские истребители можно визуально сравнить со швейцарскими часами, а российские с танками. «Вы бы предпочли воевать при помощи часов или танка?». Вопрос, что называется, риторический.
Конечно, у отечественных ВВС есть и проблемы. О них говорит, в частности, увеличившаяся за последнее время аварийность. Минобороны здесь признает, что аварийность связана, в том числе, с нехваткой опытных кадров в авиации. Однако также немаловажен тот факт, что повышенная аварийность стала следствием сильно увеличившегося налета. Летать стали значительно больше, в том числе на технике, которая ранее простаивала без дела. Это, конечно, можно только приветствовать. А с аварийностью справимся.
Таким образом, к своему очередному дню рождения отечественные военно-воздушные силы подошли не в состоянии перманентной лихорадки, наблюдавшейся в 90-е и начале «нулевых», но в весьма хорошем самочувствии, с румянцем на щеках и задором в глазах. Высокий старт, данный несколько лет назад программой перевооружения ВВС сейчас поддерживается таким же стремительным темпом. Несомненно, что на пути к возрождению наша авиация встретит еще немало проблем, однако никто и не говорил, что будет легко. После разрухи прошлых лет русское крыло вновь поднимается в воздух. С днем ВВС!
Тем не менее, чествовать русских (советских) авиацию и авиаторов начали еще в далеком 1933 году, когда постановлением СНК СССР был установлен Всесоюзный день авиации, празднование которого приходилось на 18 августа. Однако история российских военно-воздушных сил началась еще раньше — в 1912 году, когда наша страна официально называлась империй, а на горизонте уже пылало зарево невиданной доселе всемирной бойни, которая, с одной стороны, станет колоссальным бедствием для многомиллионных масс и политических режимов монархических стран, а с другой — отличной возможностью испытать в деле новейшие виды вооружений. В том числе и авиацию.
Исторический экскурс
Итак, как же всё начиналось? 12 августа 1912 года из под пера Николая Второго вышел высочайший указ о создании при Главном управлении Генерального штаба абсолютно новой для российской армии боевой единицы — Воздухоплавательной части, ведавшей вопросами только зарождавшейся боевой авиации. До этого момента летное дело не отделялось от инженерной подготовки, а об использовании тогдашних самолетов в боевых действиях тогда мало кто задумывался всерьез. Всё изменила Итало-турецкая война 1911-1912 годов, в течение которой итальянские войска впервые применили самолеты для боевых целей, вручную сбрасывая бомбы на турецкие позиции. В России посчитали опыт итальянцев заслуживающим внимания, и новорожденный российский воздушный флот возглавил генерал-лейтенант Михаил Шишкевич.
Вообще, в предшествовавшие Первой мировой войне годы авиация развивалась достаточно стремительно во всех тогдашних великих державах, однако не будет преувеличением сказать, что именно отечественные ВВС перед началом мировой бойни были самыми большими. В их состав тогда входило 263 аэроплана и 14 дирижаблей. Помимо этого, на вооружении русских авиаторов состояло чудо тогдашней инженерной авиационной мысли — знаменитый тяжелый аэроплан «Илья Муромец» — детище выдающегося конструктора Игоря Сикорского. Проблемы, тем не менее, тоже были и состояли они в острой нехватке опытных пилотов. Так, во всей русской авиации было тогда не более 130 квалифицированных пилотов, то есть самих авиационных единиц было более чем в два раза больше нежели летчиков, способных управлять ими без риска не справиться с этим нелегким делом.
Несмотря на острую нехватку опытных кадров, русская авиация сыграла важную роль в помощи нашим войскам. При этом стоит отметить, что на начальном этапе войны авиацию применяли в основном для разведки и корректировки огня, тогда как о таком явлении, как воздушный бой, тогдашние мастодонты военной мысли имели весьма смутное представление, доказательством чего служило отсутствие на самолетах своего собственного вооружения — многие тогда воевали в воздухе револьверами и пистолетами, а некоторые за отсутствием и этого по возможности пытались достать врага другими способами. Так, в сентябре 1914 года Петр Нестеров именно по причине отсутствия на самолете вооружения, совершил первый в мире воздушный таран. Однако уже со следующего года на самолеты начали ставить пулеметы. В следующем 1916 году управление русской авиацией было централизовано — образовывалось Управление военно-воздушного флота во главе с генералом Николаем Пневским, что значительно улучшило качество управления авиационными силами. 1916 год также ознаменовался появлении на русском Юго-Западном фронте 1-й боевой авиационной группы, особую роль в которой играли уже упоминавшиеся выше «Ильи Муромцы», утюжившие окопные позиции германских и австрийских войск порой не хуже артиллерии.
В лихолетье братоубийственной бойни 1918-1922 годов авиация состояла на вооружении и у красных, и у белых, однако война развела по разные стороны русских авиационных асов. Так, Александр Казаков, сбивший 32 немецких самолета, воевал за белые силы, другой покоритель неба — Константин Арцеулов (18 побед) сражался на стороне большевиков.
В перерывах между двумя мировыми войнами советские летчики самым лучшим образом проявили себя в сражениях в небе Испании, Китая, Монголии, Финляндии. Особенно тяжелыми были бои на реке Халхин-Гол в 1939 году, где героически сражались в небе такие асы как Яков Смушкевич (Герой СССР), Сергей Грицевец (Дважды герой СССР) и другие советские летчики. Основные боевые самолеты тогдашней авиации СССР И-15, И-153 и И-16 рвали в клочья войска японских милитаристов и испанских франкистов.
Но несмотря на все свои достоинства к началу 40-х эти самолеты уже устарели и не могли соперничать с новейшими разработками немецкого авиапрома. В СССР начинается создание новых машин — МиГ-3, Як-1, ЛаГТ-3, начавших сходить с конвейера в 1940-41 годах. Несмотря на высокие темпы перевооружения советской арии перед началом война новых самолетов было недостаточно, чтобы отразить внезапный удар гитлеровских Люфтваффе, при этом значительное количество авиатехники (более 2 тысяч штук) было уничтожено немецкими войсками прямо на аэродромах. Однако в столь нелегкой ситуации советские ВВС делали всё возможное, чтобы остановить наступление врага. Так, уже 22 июня старшим лейтенантом Ивановым был совершен первый во время ВОВ воздушный таран, а уже 7 августа, преодолев небо над пылающей в огне фашистского наступления землей, советские летчики бомбили Берлин. Навечно вписаны в книгу воинской славы русских ВВС такие имена как Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Евгений Преображенский и другие. Впоследствии, с появлением в советских воздушных силах самолетов Ил-2 (прозванного немцами воздушным танком), Як-3, Ла-5, Пе-2 и других, ситуация в небе для советских войск значительно улучшилась.
В целом же, во время Великой отечественной войны в небе воевали более 44 тысяч летчиков, более половины из которых не вернулись из боевого задания. После войны советские асы также не сидели без дела. Начавшаяся Холодная война обнажила множество конфликтов по всему миру. Корея, Вьетнам, Афганистан — вот неполная география тех мест, где советские авиационные специалисты прямо или косвенно участвовали в боевых действиях. За это время были разработаны и приняты на вооружение десятки новых образцов авиатехники. Таким образом, к моменту своего распада СССР обладал 20 объединениями, 38 дивизиями, 211 авиационными полками. Общая численность ВВС составляла порядка 10 тысяч единиц техники. С распадом страны треть авиационного парка оказалась в бывших союзных республиках, а сами ВВС РФ с каждым годом дряхлели и приходили в негодность, в полной мере переживая тот хаос, в которую бросили Россию адепты рынка и демократии.
Всё выше, и выше, и выше!
Несмотря на все пережитые трудности, ВВС России смогли сохранить свою боеспособность и подойти, хоть и достаточно ослабленными, к середине «нулевых», когда была принята Государственная программа развития вооружений на 20017-2015 годы, замененная в 2011 году программой ГПВ-2020. Согласно программе в срок до 2020 года в ВВС РФ поступят более 600 современных самолетов, а также более 1000 вертолетов. Выполняется ли эта программа? Да, выполняется! Так, прошедший 2014 год стал рекордным по закупкам авиатехники для российских ВВС. Всего было получено 108 новых самолетов, в их числе 81 боевой, 20 учебных и семь транспортных и специальных. В состав авиационного флота вошли 24 истребителя Су-35, 21 истребитель Су-30СМ, 18 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 20 учебных Як-130 и так далее. При этом эксперты отмечают, что Россия стала мировым лидером по модернизации ВВС.
Высокие темпы сохранятся и в этом году. Так, русская авиация получит в этом году более 100 новеньких самолетов. Только научно-производственная корпорация «Иркут» передаст в войска 60 самолетов — 30 типа Су и 30 ЯКов, отметил глава корпорации Олег Демченко. Он также отметил, что данные темпы не имеют прецендентов в истории современного отечественного авиастроения. В следующем же году должна начаться поставка в ВВС новейшего российского истребителя 5-го поколения Т-50, а первые укомплектованные им авиационные части по планам должны появиться уже к 2020 году.
Продолжается модернизация и парка дальней бомбардировочной авиации. Так, главком Воздушно-космических войск РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что войска получат первый модернизированный бомбардировщик ТУ-160 в 2021 году, при этом самолеты смогут решать любые поставленные перед ними задачи.
Не остается без внимания и обучение пилотов. Поступающая последнее время информация о том, что летные училища значительно увеличили набор курсантов (раз, два и т.д.), не может не вселять оптимизма и веры в лучшее будущее отечественных ВВС. Не случайно, нынешних подъем авиации позволил герою советского союза, военному летчику Валерию Буркову заявить, что боеготовность ВВС сейчас выше, чем в советское время. Схожего мнения придерживается и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Говоря о качестве российской и западной авиационной техники аналитик даже пошутил, что американские истребители можно визуально сравнить со швейцарскими часами, а российские с танками. «Вы бы предпочли воевать при помощи часов или танка?». Вопрос, что называется, риторический.
Конечно, у отечественных ВВС есть и проблемы. О них говорит, в частности, увеличившаяся за последнее время аварийность. Минобороны здесь признает, что аварийность связана, в том числе, с нехваткой опытных кадров в авиации. Однако также немаловажен тот факт, что повышенная аварийность стала следствием сильно увеличившегося налета. Летать стали значительно больше, в том числе на технике, которая ранее простаивала без дела. Это, конечно, можно только приветствовать. А с аварийностью справимся.
Таким образом, к своему очередному дню рождения отечественные военно-воздушные силы подошли не в состоянии перманентной лихорадки, наблюдавшейся в 90-е и начале «нулевых», но в весьма хорошем самочувствии, с румянцем на щеках и задором в глазах. Высокий старт, данный несколько лет назад программой перевооружения ВВС сейчас поддерживается таким же стремительным темпом. Несомненно, что на пути к возрождению наша авиация встретит еще немало проблем, однако никто и не говорил, что будет легко. После разрухи прошлых лет русское крыло вновь поднимается в воздух. С днем ВВС!
Читайте также:
Куда этой ночью полетит "Орешник": Россия официально закрыла небо на три дня
Слабовольная политика "не поддаёмся на провокации" постепенно уходит в прошлое. Россия после почти трёх лет предупреждений, угроз и вычерчивания "красных линий" постепенно начинает отвечать на удары. Ответы становятся всё масштабнее и высокотехнологичнее, однако их эффективность по-прежнему вызывает самые серьёзные сомнения.
Проза польской политической жизни в вопросах безопасности и кризисного регулирования
Проза польской политической жизни в вопросах безопасности и кризисного регулирования. Недавнее наводнение в Польше еще раз показало, могут ли рассчитывать поляки на руководство страны в случае кризиса или катастрофы. Так, спустя месяцы после катаклизма, пострадавшие остаются без крова и компенсаций.
"Уничтожит в течение минуты": Неожиданный ход Путина заставил Запад оторопеть
27.11.2024 15:26
Американский научный исследователь Майк Адамс заявил, что неожиданный ход Владимира Путина заставил Запад оторопеть. И Запад в полной мере не осознаёт значение произошедшего.
Опознать удалось с трудом: От F-16 после мощного удара русских осталась груда обломков
27.11.2024 16:30
Переданные Украине американские истребители F-16, по задумке киевского режима, должны были обеспечить резкий перелом в войне с русскими. Однако ни сдержать, ни уж тем более остановить наступление наших воинов врагам не удалось.
«Страшнее «Орешника»: на удары ATACMS Россия ответит НАТО уникальным разрушительным оружием
Вчера Минобороны анонсировало подготовку ответа на удары ракетным дальнобойным вооружением западного производства по территории Курской области. Напомним, в результате обстрела пострадали наши военнослужащие-зенитчики и радиолокационная станция.