Стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit
09.04.2012 18:25
20 023
3
Northrop B-2 Spirit — тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный американской компанией Northrop Grumman, предназначенный для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия.
Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло», реактивные струи двигателей экранируются. Точное значение ЭПР для B-2 не сообщается, по разным оценкам, это величина от 0,0014 до 0,1 м² B-2 является самым дорогим самолётом в мире (и, вероятно, самым дорогим самолётом в истории авиации). На 1998 год стоимость одного B-2 без учёта НИОКР составляла 1,157 млрд долларов. Стоимость всей программы B-2 на 1997 год оценивалась почти в 45 млрд долларов; таким образом, с учётом НИОКР стоимость одной машины на тот момент достигала 2,1 млрд долларов.
Проект «ATB»
Создание тяжелого бомбардировщика началось в 1979 году по программе «Advanced Technology Bomber» (ATB). Холодная война шла полным ходом, и в ходе предвыборной кампании в 1979—1980 годах Рональд Рейган обещал восстановление американских вооруженных сил. 22 августа 1980 года министерство обороны США открыто объявило, что ведутся работы по созданию перспективных малозаметных самолетов, включая проект «ATB».
После оценки проектов, конкурс ATB был сокращен до двух команд — Northrop/Boeing и Lockheed/Rockwell, каждая команда получила контракт на дальнейшие исследования. Проект «ATB» финансировался под кодовым названием «Aurora». 20 октября 1981 год команда Northrop/Boeing была определена победителем в конкурсе проектов.
Проект Northrop получил обозначение B-2 с именем «Spirit». Дизайн самолета был изменен в середине 80-х годов, что задержало первый полет на два года и заставлило потратить еще 1 млрд долларов США на программу разработки. К 1989 году на разработку бомбардировщика было потрачено в общей сложности 23 млрд долларов США.
Впервые B-2 был показан общественности 22 ноября 1988 года на заводе ВВС № 42 в Палмдейле, Калифорния, где он и был собран. Первый публичный полет состоялся 17 июля 1989 года.
В 2008 году Конгрессом США была профинансирована программа модернизации систем управления вооружением для поражения движущихся наземных целей.
29 декабря 2008 года был подписан контракт на модернизацию радиолокационных систем B-2. В ходе модернизации радиолокационные системы были переведены на другой частотный диапазон. Контракт обошелся США приблизительно в 468 млн долларов. 22 июня 2009 года стало известно, что все B-2 прошли модернизацию до «второй ревизии», которая предусматривала улучшение возможностей БРЛС.
28 апреля 2009 года было объявлено, что модернизированный B-2 может нести до 13500 кг полезной нагрузки в каждом отсеке.
В начале 2010 компания Northrop Grumman объявила о завершении расчетов, которые позволят устранить неполадку B-2 Spirit, регулярно возникающую на протяжении последних 20 лет. Неполадка заключается в растрескивании металлической панели, находящейся между двигателями и прикрывающей композитный каркас от раскаленной реактивной струи. Проблема была вызвана усталостью металла, которая проявлялась из-за воздействия высоких температур, а также вибраций, возникающих во время работы силовых установок. Справиться с неполадкой Northrop Grumman планирует за счет применения новых материалов, а также внесения небольших изменений в конструкцию хвостовой части B-2. Модернизация действующих бомбардировщиков в составе ВВС США будет недорогой и не потребует проведения значительных работ по изменению конструкции.
Всего построен 21 самолёт B-2. Почти все они названы в честь американских штатов; «Дух Китти Хоука» назван в честь родины Братьев Райт и представляет штат Северная Каролина.
82-1066 (Дух Америки) — прототип, совершил первый полёт 17 июля 1989.
82-1067 (Дух Аризоны) — принят на вооружение 20 марта 1998.
82-1068 (Дух Нью-Йорка) — принят на вооружение 10 октября 1997.
82-1069 (Дух Индианы) — принят на вооружение 22 мая 1999.
82-1070 (Дух Огайо) — принят на вооружение 18 июля 1997.
82-1071 (Дух Миссисипи) — принят на вооружение 23 мая 1998.
88-0328 (Дух Техаса) — принят на вооружение 31 августа 1994.
88-0329 (Дух Миссури) — первый B-2, принятый на вооружение (17 декабря 1993).
88-0330 (Дух Калифорнии) — принят на вооружение 17 августа 1994.
88-0331 (Дух Южной Каролины) — принят на вооружение 30 декабря 1994.
88-0332 (Дух Вашингтона) — принят на вооружение 30 октября 1994.
89-0127 (Дух Канзаса) — принят на вооружение 17 февраля 1995. Разбился 23 февраля 2008.
89-0128 (Дух Небраски) — принят на вооружение 28 июня 1995.
89-0129 (Дух Джорджии) — принят на вооружение 14 ноября 1995.
90-0040 (Дух Аляски) — принят на вооружение 24 января 1996.
90-0041 (Дух Гавайев) — принят на вооружение 10 января 1996.
92-0700 (Дух Флориды) — принят на вооружение 3 июля 1996.
93-1085 (Дух Оклахомы) — принят на вооружение 15 мая 1996.
93-1086 (Дух Китти Хоука) — принят на вооружение 30 августа 1996.
93-1087 (Дух Пенсильвании) — принят на вооружение 5 августа 1997.
93-1088 (Дух Луизианы) — принят на вооружение 10 ноября 1997.
Первый случай боевого применения имел место во время операции НАТО в Югославии в 1999 г. На цели было сброшено более 600 высокоточных бомб (JDAM), которые также были применены впервые. При этом B-2 совершали беспосадочный перелет с базы ВВС «Уайтмэн» в шт. Миссури в Косово и обратно.
В последующие годы B-2 применялись в войнах в Ираке и Афганистане. С дозаправкой в воздухе B-2 совершил один из самых длинных своих боевых вылетов, взлетев с авиабазы «Уайтмэн» в штате Миссури, выполнив боевую задачу и вернувшись на родную базу.
Во время войны в Ираке B-2 совершали боевые вылеты с атолла Диего Гарсиа и другой "передовой базы", название которой не разглашалось. С двух этих позиций было совершено 22 боевых вылета. С авиабазы Уайтмен было совершено 27 боевых вылетов. В ходе 49 вылетов было сброшено более 300 тонн боеприпасов. Продолжительность боевых вылетов составила более 30 часов. Во время одного из вылетов B-2 оставался в воздухе без посадки в течение 50 часов.
Боевая нагрузка — 18000 кг нормально, максимально — 22680 кг
Ядерное оружие: 16х В61-11(340 килотонн) или 16х В83(1,1 мегатонн) или 16х AGM-129 ACM или 16х AGM-131 SRAM 2
Обычные бомбы: 80 Mk.82, 16 Mk.84 или 36 кассетных бомб CBU-87, CBU-89 GATOR, CBU-97
Высокоточное оружие: 8 GBU-27 или AGM-154 JSOW или 12 JDAM или 8 AGM-137 TSSAM, AGM-158 JASSM
По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум пилотам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены.
Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло», реактивные струи двигателей экранируются. Точное значение ЭПР для B-2 не сообщается, по разным оценкам, это величина от 0,0014 до 0,1 м² B-2 является самым дорогим самолётом в мире (и, вероятно, самым дорогим самолётом в истории авиации). На 1998 год стоимость одного B-2 без учёта НИОКР составляла 1,157 млрд долларов. Стоимость всей программы B-2 на 1997 год оценивалась почти в 45 млрд долларов; таким образом, с учётом НИОКР стоимость одной машины на тот момент достигала 2,1 млрд долларов.
История создания
Проект «ATB»
Создание тяжелого бомбардировщика началось в 1979 году по программе «Advanced Technology Bomber» (ATB). Холодная война шла полным ходом, и в ходе предвыборной кампании в 1979—1980 годах Рональд Рейган обещал восстановление американских вооруженных сил. 22 августа 1980 года министерство обороны США открыто объявило, что ведутся работы по созданию перспективных малозаметных самолетов, включая проект «ATB».
После оценки проектов, конкурс ATB был сокращен до двух команд — Northrop/Boeing и Lockheed/Rockwell, каждая команда получила контракт на дальнейшие исследования. Проект «ATB» финансировался под кодовым названием «Aurora». 20 октября 1981 год команда Northrop/Boeing была определена победителем в конкурсе проектов.
Проект Northrop получил обозначение B-2 с именем «Spirit». Дизайн самолета был изменен в середине 80-х годов, что задержало первый полет на два года и заставлило потратить еще 1 млрд долларов США на программу разработки. К 1989 году на разработку бомбардировщика было потрачено в общей сложности 23 млрд долларов США.
Впервые B-2 был показан общественности 22 ноября 1988 года на заводе ВВС № 42 в Палмдейле, Калифорния, где он и был собран. Первый публичный полет состоялся 17 июля 1989 года.
Модернизация
В 2008 году Конгрессом США была профинансирована программа модернизации систем управления вооружением для поражения движущихся наземных целей.
29 декабря 2008 года был подписан контракт на модернизацию радиолокационных систем B-2. В ходе модернизации радиолокационные системы были переведены на другой частотный диапазон. Контракт обошелся США приблизительно в 468 млн долларов. 22 июня 2009 года стало известно, что все B-2 прошли модернизацию до «второй ревизии», которая предусматривала улучшение возможностей БРЛС.
28 апреля 2009 года было объявлено, что модернизированный B-2 может нести до 13500 кг полезной нагрузки в каждом отсеке.
В начале 2010 компания Northrop Grumman объявила о завершении расчетов, которые позволят устранить неполадку B-2 Spirit, регулярно возникающую на протяжении последних 20 лет. Неполадка заключается в растрескивании металлической панели, находящейся между двигателями и прикрывающей композитный каркас от раскаленной реактивной струи. Проблема была вызвана усталостью металла, которая проявлялась из-за воздействия высоких температур, а также вибраций, возникающих во время работы силовых установок. Справиться с неполадкой Northrop Grumman планирует за счет применения новых материалов, а также внесения небольших изменений в конструкцию хвостовой части B-2. Модернизация действующих бомбардировщиков в составе ВВС США будет недорогой и не потребует проведения значительных работ по изменению конструкции.
Производство
Всего построен 21 самолёт B-2. Почти все они названы в честь американских штатов; «Дух Китти Хоука» назван в честь родины Братьев Райт и представляет штат Северная Каролина.
82-1066 (Дух Америки) — прототип, совершил первый полёт 17 июля 1989.
82-1067 (Дух Аризоны) — принят на вооружение 20 марта 1998.
82-1068 (Дух Нью-Йорка) — принят на вооружение 10 октября 1997.
82-1069 (Дух Индианы) — принят на вооружение 22 мая 1999.
82-1070 (Дух Огайо) — принят на вооружение 18 июля 1997.
82-1071 (Дух Миссисипи) — принят на вооружение 23 мая 1998.
88-0328 (Дух Техаса) — принят на вооружение 31 августа 1994.
88-0329 (Дух Миссури) — первый B-2, принятый на вооружение (17 декабря 1993).
88-0330 (Дух Калифорнии) — принят на вооружение 17 августа 1994.
88-0331 (Дух Южной Каролины) — принят на вооружение 30 декабря 1994.
88-0332 (Дух Вашингтона) — принят на вооружение 30 октября 1994.
89-0127 (Дух Канзаса) — принят на вооружение 17 февраля 1995. Разбился 23 февраля 2008.
89-0128 (Дух Небраски) — принят на вооружение 28 июня 1995.
89-0129 (Дух Джорджии) — принят на вооружение 14 ноября 1995.
90-0040 (Дух Аляски) — принят на вооружение 24 января 1996.
90-0041 (Дух Гавайев) — принят на вооружение 10 января 1996.
92-0700 (Дух Флориды) — принят на вооружение 3 июля 1996.
93-1085 (Дух Оклахомы) — принят на вооружение 15 мая 1996.
93-1086 (Дух Китти Хоука) — принят на вооружение 30 августа 1996.
93-1087 (Дух Пенсильвании) — принят на вооружение 5 августа 1997.
93-1088 (Дух Луизианы) — принят на вооружение 10 ноября 1997.
Боевое применение
В последующие годы B-2 применялись в войнах в Ираке и Афганистане. С дозаправкой в воздухе B-2 совершил один из самых длинных своих боевых вылетов, взлетев с авиабазы «Уайтмэн» в штате Миссури, выполнив боевую задачу и вернувшись на родную базу.
Во время войны в Ираке B-2 совершали боевые вылеты с атолла Диего Гарсиа и другой "передовой базы", название которой не разглашалось. С двух этих позиций было совершено 22 боевых вылета. С авиабазы Уайтмен было совершено 27 боевых вылетов. В ходе 49 вылетов было сброшено более 300 тонн боеприпасов. Продолжительность боевых вылетов составила более 30 часов. Во время одного из вылетов B-2 оставался в воздухе без посадки в течение 50 часов.
Вооружение
Боевая нагрузка — 18000 кг нормально, максимально — 22680 кг
Ядерное оружие: 16х В61-11(340 килотонн) или 16х В83(1,1 мегатонн) или 16х AGM-129 ACM или 16х AGM-131 SRAM 2
Обычные бомбы: 80 Mk.82, 16 Mk.84 или 36 кассетных бомб CBU-87, CBU-89 GATOR, CBU-97
Высокоточное оружие: 8 GBU-27 или AGM-154 JSOW или 12 JDAM или 8 AGM-137 TSSAM, AGM-158 JASSM
Потерянные самолёты
По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум пилотам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены.
В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 20,90 м
Размах крыла: 52,12 м
Высота: 5,10 м
Площадь крыла: 460 м²
Масса:
- пустого: 71700 кг
- нормальная взлётная масса: 152600 кг
- максимальная взлетная масса: 171000 кг
- масса топлива: 73000 кг
- масса полезной нагрузки: до 22730 кг (до 27000 кг после модернизации)
Двигатель:
- тип двигателя: турбореактивный двухконтурный
- модель: «General Electric F118-GE-100»
- масса двигателя: 1452 кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 860 км/ч (0,81 М)
Крейсерская скорость: 775 км/ч (0,73 М)
Дальность полета:
- максимальная: 11100 км
- боевой радиус: 5300 км
Продолжительность полёта: до 6,5 ч
Практический потолок: 15000 м
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 20,90 м
Размах крыла: 52,12 м
Высота: 5,10 м
Площадь крыла: 460 м²
Масса:
- пустого: 71700 кг
- нормальная взлётная масса: 152600 кг
- максимальная взлетная масса: 171000 кг
- масса топлива: 73000 кг
- масса полезной нагрузки: до 22730 кг (до 27000 кг после модернизации)
Двигатель:
- тип двигателя: турбореактивный двухконтурный
- модель: «General Electric F118-GE-100»
- масса двигателя: 1452 кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 860 км/ч (0,81 М)
Крейсерская скорость: 775 км/ч (0,73 М)
Дальность полета:
- максимальная: 11100 км
- боевой радиус: 5300 км
Продолжительность полёта: до 6,5 ч
Практический потолок: 15000 м
Читайте также:
«Пламя взметнулось до космоса»: очевидцы об уничтожении военного завода в Шостке
Киев замер в ожидании апокалипсиса. Одно за другим в украинской столице закрываются иностранные посольства. Первым о внеплановом нерабочем дне объявило посольство США, предупредившее всех своих сотрудников, чтобы держались поближе к бомбоубежищам. При этом посольство распространило информацию, что «сегодня может быть нанесен мощный ракетный удар по Украине, мы получили конкретные данные». После
В Пентагоне всерьез обсуждают обмен ядерными ударами: «Мы хотим сделать это на приемлемых условиях»
В Вашингтоне считают возможным обмен ядерными ударами при определенных условиях. Такое мнение высказал представитель Стратегического командования американского министерства обороны, контр-адмирал Томас Бьюкенен.
Чернигов, Сумы: США вынесли приговор Киеву, ударив ATACMS по России
20.11.2024 18:44
Американские ракеты ATACMS впервые ударили по "старым" землям России. Итак, свершилось: в Вашингтоне запустили качественно новый уровень эскалации конфликта, не внимая предупреждениям из Москвы. США, по сути, вынесли приговор своему вассалу - Киеву, ударив своими дальнобойными ракетами по России.
На Украине началась паника: Россия впервые ответит тяжелой баллистикой комплекса «Рубеж»
20.11.2024 19:25
На Украине воцарилась паника из-за информации о том, что Россия уже сегодня, 20 ноября, может применить в качестве ответного удара тяжёлые баллистические ракеты, которые ещё не применялись в боевой обстановке.
Русские идут на запад, осталась "единственная красная линия"
21.11.2024 00:53
К вечеру 20 ноября стали поступать сообщения о том, что украинские войска атаковали Курскую область британскими дальнобойными ракетами Storm Shadow.