Stratfor: после Украины будет Кавказ
По мере обострения украинского конфликта противостояние между Россией и Западом усиливается. При этом центр данного спора может быть перенесен с Украины на Кавказ — в Грузию, Армению и Азербайджан. Такой прогноз в своем новом исследовании делают эксперты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, которую еще называют «теневым ЦРУ».
Они пишут, что после грузино-осетинского конфликта в 2008 году Россия укрепила свое военное присутствие в Армении и достигла там сильных экономических и политических позиций. При этом военное присутствие в Армении, Абхазии и Южной Осетии, а также сотрудничество в области безопасности с Азербайджаном обеспечивают России положение доминирующей внешней силы в регионе.
Тем не менее, Запад не намерен допускать расширения влияния России на территории бывшей советской периферии. Во время восстания на Украине США и ЕС поддержали свержение правительства в Киеве в пользу того, которое было бы ориентировано на Запад. И западные страны дали ясно понять, что их поддержка не ограничится Украиной. Запад начал строить военные базы в Центральной и Восточной Европе, а также расширять сотрудничество в области безопасности с несколькими другими странами бывших советских периферий, отмечается в статье.
В Stratfor полагают, что новой точкой противостояния России и Запада может стать именно Кавказ. Об этом, по их мнению, свидетельствует открытие учебного центра НАТО в Грузии в конце августа текущего года. А также тот факт, что после двух десятилетий относительно спокойного развития, неожиданно начал обостряться конфликт Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха.
Как отмечают американские аналитики, Россия в этом вопросе занимает сдержанную дипломатическую позицию. Москва призывает к диалогу между двумя странами, а в качестве элемента сдерживания продолжает военные поставки в обе страны.
Насколько прогнозы Stratfor соответствуют действительности?
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов обращает внимание на то, что компанию Stratfor за то и называют «теневым ЦРУ», что она по большей части состоит из представителей американского разведывательного сообщества.
— Как правило, это люди, которых мы когда-то называли «антисоветчиками» и которые мыслят категориями времен «холодной войны». И свои аналитические выводы они строят, исходя из такого мировоззрения. Но я бы отметил одну деталь: если отставники прогнозируют нам проблемы на Кавказе, то это значит, что действующие сотрудники спецслужб уже вовлечены в процесс дестабилизации. Другой вопрос: какие возможности у них для этого там есть?
На мой взгляд, Stratfor и не пытается спрогнозировать объективное развитие ситуации. Компания преследует другую цель, а именно — напугать, создать видимость того, что Россия может быть опрокинута. Чтобы российское руководство, испытывающее трудности с падением цен на нефть, направляло какие-то дополнительные ресурсы не только на помощь Новороссии, но и в другие места. То есть, создавая какие-то мнимые проблемы, западные аналитики рассчитывают, что таким образом они могут подорвать экономическое положение нашей страны.
Теперь что касается непосредственно «прогноза» Stratfor. Любые события надо рассматривать в ретроспективе. В 90-е годы была тяжелая ситуация: нашей страной руководило прозападное либеральное правительство, конфликты на Кавказе полыхали сразу в нескольких местах — в Абхазии, в Южной Осетии, Чечне, Нагорном Карабахе, устраивались террористические акты в различных регионах Северного Кавказа и т. д. Но если сравнить ту ситуацию с нынешней, разве мы не видим, что она во многом стабилизировалась? Представить себе, что сейчас вновь возникнет вооруженное противостояние в Абхазии и Южной Осетии — крайне сложно.
На российском Северном Кавказе также относительное затишье. Да, боевики устраивают террористические акты в Чечне и Дагестане, но если мы посмотрим статистику, то увидим, что их число объективно снижается.
«СП»: — В своем исследовании Stratfor упоминает проблему Нагорного Карабаха.
— В 1994 году было заключено перемирие. Да, с тех пор оно неоднократно нарушалось: перестрелками, снайперскими дуэлями, обстрелами из тяжелой артиллерии и даже сбитыми вертолетами, однако Азербайджан ни разу не пытался всеми своими вооруженными силами вернуть территории, которые он считает незаконно отторгнутыми. Конечно, американцы заинтересованы в том, чтобы по максимуму насолить России, чтобы по всему периметру границ у нас были серьезные проблемы. В этом смысле, конечно, можно говорить о каких-то попытках раскачать ситуацию.
Но обратим внимание, что за последние несколько лет американцы серьезно рассорились с правящим режимом в Баку. Со стороны Штатов резко усилилась критика руководства страны за антидемократизм, нарушения прав человека и т. д. Однако президент Ильхам Алиев и его окружение также предприняли ряд, так сказать, недружественных шагов — Азербайджан поддержал Россию в ПАСЕ, внутри страны были проведены довольно жесткие репрессии против оппозиции — не только исламистов, но и прозападно ориентированных деятелей, получавших гранты с Запада.
Факт определенной конфронтации между Вашингтоном и Баку очевиден. И я думаю, что США не будут поддерживать военную агрессию Азербайджана против Нагорного Карабаха. Не только по той причине, которую я назвал, но и по многим другим.
На кого может рассчитывать Азербайджан, если он вдруг решится на полномасштабное наступление? США и Европа прямо помогать не будут. Кстати, Азербайджан — член «Движения неприсоединения», поэтому у него нет даже формальных правовых оснований обращаться к НАТО. Да, в Баку есть политики, придерживающиеся реваншистской риторики, однако они — не безумцы и прекрасно понимают, что Армения связана с Россией военными обязательствами не только в плане 102-ой базы, но и в рамках ОДКБ.
Что касается появление в Грузии учебного центра и т. д., то все это мы проходили в начале «нулевых», когда вывели свои военные базы из Грузии и когда они были быстро переоборудованы натовцами в центры обучения грузинской армии. Но авантюра 2008 года закончилась крахом, повторения этого никто не желает. Да, в Грузии есть примеры жесткой риторики со стороны правящей элиты, но не все угрозы следует принимать за чистую монету. Иногда это просто сотрясание воздуха.
Ведущий эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров также замечает, что за все годы аналитики Stratfor ни разу не выдали реального прогноза. Все их усилия направлены на то, чтобы запутать и дезориентировать публику.
— В данном случае мы имеем дело с продолжением этой линии на дезориентацию, хотя понятно, что Украина как была ключевым элементом в нашем конфликте с Западом, так им и останется. Что касается реальной возможности раскачать ситуации на Кавказе, то, на мой взгляд, у Запада таких инструментов просто нет. Если, конечно, он напрямую не направит туда военные контингенты. Но это, как вы понимаете, фантастический сценарий.
Подогреть конфликт между Азербайджаном и Арменией теоретически можно, но ведь азербайджанцы тоже не дураки. Они поняли, что Запад не прочь и в их стране устроить переворот, поэтому все его намеки, мол, давайте, атакуйте Армению, а мы вас поддержим, воспринимаются там с высокой долей скептицизма. Азербайджан обостряет ситуацию довольно дозировано, чтобы вынудить Армению пойти на уступки на переговорах и чтобы поддерживать политический тонус внутри станы, тем самым, сплачивая нацию вокруг власти. Но идти на серьезную войну с неясной перспективой — это совсем другое дело. Турция сейчас также не заинтересована в обострении этого конфликта, поскольку у нее есть проблемы с «Исламским государством"*, с курдами, не все гладко во внутренней политике.
Наверное, американские спецслужбы будут стараться дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Армении и Азербайджане. Так, недавно мы видели попытки этакого «электроэнергетического майдана» в Ереване. Но власти достаточно успешно справились с этой ситуацией. Да и сами армяне поняли, что их пытаются использовать в негодных целях.
Что касается Азербайджана, то он также дал четкий сигнал Западу, что намерен жестко пресекать любые попытки организовать в стране какие-то выступления. К тому же, видимо, Алиев заручился поддержкой Москвы, поскольку явно не случайны последние реверансы азербайджанского руководства в нашу сторону. Например, в Баку разрешили России в 2017 года начать строительство РЛС «Воронеж», предназначенной для «засечения» и сопровождения баллистических и крылатых ракет и других аэродинамических объектов — взамен отошедшей Азербайджану РЛС «Дарьял» в Габале. «Воронеж» позволит закрыть те участки, куда не «добивает» РЛС из Армавира. Все это говорит о том, что Азербайджан делает крен в сторону России, и успех там какого-то «майдана» маловероятен.
Они пишут, что после грузино-осетинского конфликта в 2008 году Россия укрепила свое военное присутствие в Армении и достигла там сильных экономических и политических позиций. При этом военное присутствие в Армении, Абхазии и Южной Осетии, а также сотрудничество в области безопасности с Азербайджаном обеспечивают России положение доминирующей внешней силы в регионе.
Тем не менее, Запад не намерен допускать расширения влияния России на территории бывшей советской периферии. Во время восстания на Украине США и ЕС поддержали свержение правительства в Киеве в пользу того, которое было бы ориентировано на Запад. И западные страны дали ясно понять, что их поддержка не ограничится Украиной. Запад начал строить военные базы в Центральной и Восточной Европе, а также расширять сотрудничество в области безопасности с несколькими другими странами бывших советских периферий, отмечается в статье.
В Stratfor полагают, что новой точкой противостояния России и Запада может стать именно Кавказ. Об этом, по их мнению, свидетельствует открытие учебного центра НАТО в Грузии в конце августа текущего года. А также тот факт, что после двух десятилетий относительно спокойного развития, неожиданно начал обостряться конфликт Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха.
Как отмечают американские аналитики, Россия в этом вопросе занимает сдержанную дипломатическую позицию. Москва призывает к диалогу между двумя странами, а в качестве элемента сдерживания продолжает военные поставки в обе страны.
Насколько прогнозы Stratfor соответствуют действительности?
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов обращает внимание на то, что компанию Stratfor за то и называют «теневым ЦРУ», что она по большей части состоит из представителей американского разведывательного сообщества.
— Как правило, это люди, которых мы когда-то называли «антисоветчиками» и которые мыслят категориями времен «холодной войны». И свои аналитические выводы они строят, исходя из такого мировоззрения. Но я бы отметил одну деталь: если отставники прогнозируют нам проблемы на Кавказе, то это значит, что действующие сотрудники спецслужб уже вовлечены в процесс дестабилизации. Другой вопрос: какие возможности у них для этого там есть?
На мой взгляд, Stratfor и не пытается спрогнозировать объективное развитие ситуации. Компания преследует другую цель, а именно — напугать, создать видимость того, что Россия может быть опрокинута. Чтобы российское руководство, испытывающее трудности с падением цен на нефть, направляло какие-то дополнительные ресурсы не только на помощь Новороссии, но и в другие места. То есть, создавая какие-то мнимые проблемы, западные аналитики рассчитывают, что таким образом они могут подорвать экономическое положение нашей страны.
Теперь что касается непосредственно «прогноза» Stratfor. Любые события надо рассматривать в ретроспективе. В 90-е годы была тяжелая ситуация: нашей страной руководило прозападное либеральное правительство, конфликты на Кавказе полыхали сразу в нескольких местах — в Абхазии, в Южной Осетии, Чечне, Нагорном Карабахе, устраивались террористические акты в различных регионах Северного Кавказа и т. д. Но если сравнить ту ситуацию с нынешней, разве мы не видим, что она во многом стабилизировалась? Представить себе, что сейчас вновь возникнет вооруженное противостояние в Абхазии и Южной Осетии — крайне сложно.
На российском Северном Кавказе также относительное затишье. Да, боевики устраивают террористические акты в Чечне и Дагестане, но если мы посмотрим статистику, то увидим, что их число объективно снижается.
«СП»: — В своем исследовании Stratfor упоминает проблему Нагорного Карабаха.
— В 1994 году было заключено перемирие. Да, с тех пор оно неоднократно нарушалось: перестрелками, снайперскими дуэлями, обстрелами из тяжелой артиллерии и даже сбитыми вертолетами, однако Азербайджан ни разу не пытался всеми своими вооруженными силами вернуть территории, которые он считает незаконно отторгнутыми. Конечно, американцы заинтересованы в том, чтобы по максимуму насолить России, чтобы по всему периметру границ у нас были серьезные проблемы. В этом смысле, конечно, можно говорить о каких-то попытках раскачать ситуацию.
Но обратим внимание, что за последние несколько лет американцы серьезно рассорились с правящим режимом в Баку. Со стороны Штатов резко усилилась критика руководства страны за антидемократизм, нарушения прав человека и т. д. Однако президент Ильхам Алиев и его окружение также предприняли ряд, так сказать, недружественных шагов — Азербайджан поддержал Россию в ПАСЕ, внутри страны были проведены довольно жесткие репрессии против оппозиции — не только исламистов, но и прозападно ориентированных деятелей, получавших гранты с Запада.
Факт определенной конфронтации между Вашингтоном и Баку очевиден. И я думаю, что США не будут поддерживать военную агрессию Азербайджана против Нагорного Карабаха. Не только по той причине, которую я назвал, но и по многим другим.
На кого может рассчитывать Азербайджан, если он вдруг решится на полномасштабное наступление? США и Европа прямо помогать не будут. Кстати, Азербайджан — член «Движения неприсоединения», поэтому у него нет даже формальных правовых оснований обращаться к НАТО. Да, в Баку есть политики, придерживающиеся реваншистской риторики, однако они — не безумцы и прекрасно понимают, что Армения связана с Россией военными обязательствами не только в плане 102-ой базы, но и в рамках ОДКБ.
Что касается появление в Грузии учебного центра и т. д., то все это мы проходили в начале «нулевых», когда вывели свои военные базы из Грузии и когда они были быстро переоборудованы натовцами в центры обучения грузинской армии. Но авантюра 2008 года закончилась крахом, повторения этого никто не желает. Да, в Грузии есть примеры жесткой риторики со стороны правящей элиты, но не все угрозы следует принимать за чистую монету. Иногда это просто сотрясание воздуха.
Ведущий эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров также замечает, что за все годы аналитики Stratfor ни разу не выдали реального прогноза. Все их усилия направлены на то, чтобы запутать и дезориентировать публику.
— В данном случае мы имеем дело с продолжением этой линии на дезориентацию, хотя понятно, что Украина как была ключевым элементом в нашем конфликте с Западом, так им и останется. Что касается реальной возможности раскачать ситуации на Кавказе, то, на мой взгляд, у Запада таких инструментов просто нет. Если, конечно, он напрямую не направит туда военные контингенты. Но это, как вы понимаете, фантастический сценарий.
Подогреть конфликт между Азербайджаном и Арменией теоретически можно, но ведь азербайджанцы тоже не дураки. Они поняли, что Запад не прочь и в их стране устроить переворот, поэтому все его намеки, мол, давайте, атакуйте Армению, а мы вас поддержим, воспринимаются там с высокой долей скептицизма. Азербайджан обостряет ситуацию довольно дозировано, чтобы вынудить Армению пойти на уступки на переговорах и чтобы поддерживать политический тонус внутри станы, тем самым, сплачивая нацию вокруг власти. Но идти на серьезную войну с неясной перспективой — это совсем другое дело. Турция сейчас также не заинтересована в обострении этого конфликта, поскольку у нее есть проблемы с «Исламским государством"*, с курдами, не все гладко во внутренней политике.
Наверное, американские спецслужбы будут стараться дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Армении и Азербайджане. Так, недавно мы видели попытки этакого «электроэнергетического майдана» в Ереване. Но власти достаточно успешно справились с этой ситуацией. Да и сами армяне поняли, что их пытаются использовать в негодных целях.
Что касается Азербайджана, то он также дал четкий сигнал Западу, что намерен жестко пресекать любые попытки организовать в стране какие-то выступления. К тому же, видимо, Алиев заручился поддержкой Москвы, поскольку явно не случайны последние реверансы азербайджанского руководства в нашу сторону. Например, в Баку разрешили России в 2017 года начать строительство РЛС «Воронеж», предназначенной для «засечения» и сопровождения баллистических и крылатых ракет и других аэродинамических объектов — взамен отошедшей Азербайджану РЛС «Дарьял» в Габале. «Воронеж» позволит закрыть те участки, куда не «добивает» РЛС из Армавира. Все это говорит о том, что Азербайджан делает крен в сторону России, и успех там какого-то «майдана» маловероятен.
Читайте также:
Какие обогреватели эффективнее всего для отопления дома
28.11.2024 12:56
Эффективное отопление дома — важный аспект, особенно в регионах с холодным климатом. От правильного выбора обогревателя зависит не только комфорт проживания, но и затраты на электроэнергию или другие источники топлива.
«Страшнее «Орешника»: на удары ATACMS Россия ответит НАТО уникальным разрушительным оружием
Вчера Минобороны анонсировало подготовку ответа на удары ракетным дальнобойным вооружением западного производства по территории Курской области. Напомним, в результате обстрела пострадали наши военнослужащие-зенитчики и радиолокационная станция.
"Они сделали запас ракет!": Россия гасит свет. Киевляне сообщили о второй волне массированной атаки на Украину
28.11.2024 13:28
Утром на Украине были зафиксированы атаки со стороны военно-воздушных сил России на энергетические объекты. Киевляне сообщили о второй волне массированной атаки: "Они сделали запас ракет!"
Опознать удалось с трудом: От F-16 после мощного удара русских осталась груда обломков
27.11.2024 16:30
Переданные Украине американские истребители F-16, по задумке киевского режима, должны были обеспечить резкий перелом в войне с русскими. Однако ни сдержать, ни уж тем более остановить наступление наших воинов врагам не удалось.
В Польше заявили о поражении Украины
28.11.2024 12:17
Без сомнения, инициатива на российской стороне, успехи на российской стороне, и если смотреть на конфликт с точки зрения исключительно занятой территории, то Россия выигрывает эту войну.