«Армата» пришла надолго
Публичная демонстрация основного танка и тяжелой БМП семейства «Армата» 9 мая 2015 г. на параде в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне произвела неизгладимое впечатление на отечественных и зарубежных военных специалистов, экспертов, вызвала бурное обсуждение в СМИ и социальных сетях.
Действительно, впервые с 1977 г., когда на параде в Москве был показан Т-72, по Красной площади прошел танк нового поколения, радикально отличающийся от предшествующих образцов. Новая бронетехника и артиллерия определят облик ключевых элементов системы вооружения на десятилетия вперед.
Новая бронетехника в системе вооружений
В условиях изменившихся в XXI веке форм и методов ведения военных действий, развития технических средств вооруженной борьбы назрела необходимость создания максимально унифицированных между собой сухопутных боевых платформ, позволяющих обеспечить качественное превосходство над конкурентами.
В результате совместной работы Министерства обороны, промышленности, научных организаций была разработана концепция развития бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), утвержденная министром обороны.
В концепции изложено четкое представление о роли и месте бронетанковой техники на поле боя, о решаемых ею сегодня и в перспективе задачах. На прочной научной и практической основе сформулирована концепция построения единой системы БТВТ и военной автомобильной техники (ВАТ) Вооруженных Сил, с определением требований по номенклатуре семейств и типов техники, их боевым и эксплуатационным параметрам.
Система БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы, класс которых определяется по их массе: тяжелая, средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. Более того, унификация предусмотрена и между семействами различной категории. Такая унификация логично привела к необходимости создания единых платформ, построенных на принципе «цифрового электронного борта с открытой архитектурой».
Впервые в истории отечественного танкостроения Министерство обороны РФ совместно с промышленностью в 2010-2011 гг. одновременно развернуло опытно-конструкторские работы (ОКР) по ключевым направлениям БТВТ с учетом новых требований: унифицированная гусеничная платформа тяжелой категории «Армата», унифицированная гусеничная платформа средней категории «Курганец-25», унифицированная колесная платформа «Бумеранг», унифицированная платформа для действий в арктическом регионе «Арктика».
При этом абсолютно новым, реализованным впервые в мировой практике является семейство машин в рамках унифицированной гусеничной платформы тяжелой категории «Армата». На первом этапе Минобороны заказало разработку трех образцов: основного танка, тяжелой БМП, бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ). Создает машины семейства «Армата» Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ), главный конструктор – Андрей Леонидович Терликов.
В перспективе на унифицированной платформе «Армата» возможна разработка командно-штабной машины тактического звена, ряда инженерных машин переднего края (инженерная машина разграждения, мостоукладчик, минный заградитель, бронированная машина разминирования), противотанкового ракетного комплекса, других систем под монтаж комплексов вооружения, боевого, технического и тылового обеспечения.
Особый интерес для Минобороны России представляет пара «основной танк – тяжелая БМП». Наличие в боевом порядке такой техники позволяет реализовать новые тактические приемы, отвечающие самым современным методам ведения боя. В частности, в наступлении тяжелая БМП способна действовать в едином бронированном боевом порядке вместе с танками, подавлять и прорывать сколь угодно сильную оборону, насыщенную противотанковыми средствами.
Тяжелые БМП наравне с танками смогут преодолевать зоны сосредоточенного и заградительного артиллерийского огня противника с минимальными издержками. Они могут действовать на минимальном удалении от первого рубежа артиллерийской поддержки атаки и даже «под зонтиком» разрывов своих снарядов. Это резко снижает возможности противника по противодействию атаке боевого порядка с новыми машинами. Спешивание пехоты, таким образом, обеспечивается на минимальном расстоянии от обороняющегося противника, практически ему на голову, в отличие от БМП с легким бронированием, для которых рубеж спешивания фактически совпадает с рубежом перехода в атаку.
Основной танк и тяжелая БМП обладают высокой тактической маневренностью на поле боя, ибо такие возможности определяются не только и не столько техническими параметрами подвижности, сколько способностью действовать под огнем противника, преодолевать естественные и искусственные препятствия, подавлять прямой наводкой огневые средства противника.
Появление основного танка и тяжелой БМП на унифицированной платформе позволяет на практике реализовать концепцию «тяжелых» бригад, организационно-штатная структура которых разработана для действий против технологически развитого противника, имеющего высокую насыщенность боевых порядков противотанковыми средствами, бронетехникой и артиллерией.
Вместе с тем использование «тяжелых» соединений против незаконных вооруженных формирований, оснащенных носимыми противотанковыми средствами (ПТС), позволяет минимизировать использование пехоты в опасных местах, осуществляя дистанционное огневое поражение под прикрытием мощной брони и комплексов активной защиты.
Таким образом, комплекс машин переднего края семейства «Армата» является универсальным средством, эффективно решающим боевые задачи в конфликтах любого типа и масштаба при сохранении жизни людей.
Особенности компоновки и конструкции танка Т-14
Впервые в мировой практике в танке Т-14 реализована революционная компоновка, направленная на обеспечение максимальной защищенности экипажа. Для этого обитаемое отделение, расположенное в передней части корпуса машины, выполнено обособленно от боевого отделения с вооружением и боеприпасами. Тем самым экипаж размещен в выгородке, своеобразной «капсуле», где исключено или минимизировано воздействие на него пожаров и взрывов топлива и боеприпасов в случае пробития брони боевого или моторно-трансмиссионного отделения. «Капсула» также является самым защищенным элементом конструкции в плане противостояния противотанковым и минно-взрывным средствам. Для обеспечения высочайшего уровня защиты используются новые решения в области баллистической, динамической, активной защиты.
Одновременно в обитаемом отделении обеспечены комфортные условия для экипажа по эргономическим показателям. Вместе со средствами автоматизации это позволило значительно снизить физические и психофизиологические нагрузки на танкистов, увеличить эффективность и продолжительность их действий как в повседневной эксплуатации, так и в боевой обстановке.
Не секрет, что эффективность действий танков и другой бронетехники определяется в значительной мере квалификацией, опытом, физическим и психофизиологическим состоянием экипажей. Многие эксперты считают, что на поле боя вклад в успех технического и человеческого фактора примерно равноценны. Понятно, что в случае действий на танках «Армата» российские танкисты получат преимущества по двум параметрам, как минимум: уверенности в своей максимальной защищенности и возможности накопления бесценного боевого опыта.
В боевом отделении танка размещено основное и вспомогательное вооружение (в необитаемой башне) с системой управления огнем, автомат заряжания (в корпусе) с боекомплектом к основному вооружению.
В моторно-трансмиссионном отделении размещены силовая установка, трансмиссия, запасы топлива и других эксплуатационных материалов.
Ходовая часть танка включает гусеничный движитель с задним ведущим колесом, передним направляющим колесом, семь опорных катков и три поддерживающих ролика на борт.
Одной из ключевых особенностей в конструкции танка «Армата» и семейства в целом является впервые реализованная в практике мирового танкостроении архитектура «цифрового электронного борта». Ключевым здесь является принцип сетецентризма и открытой архитектуры. Его смысл заключается в том, что главным элементом электронного борта выступает цифровая сеть обмена информацией, охватывающая все агрегаты, узлы, комплексы и подсистемы. Сеть обеспечивает стандартный интерфейс для подключения к ней абонентов. Абонентами являются электронные блоки (микроконтроллерные и микропроцессорные электронные системы управления), входящие (встраиваемые) в функциональные узлы, агрегаты, комплексы и подсистемы. Принципиально важно, что при функционировании в цифровую сеть в масштабе реального времени выдается информация от всех датчиков, в сети присутствуют команды управления для всех приводов и исполнительных механизмов, а также информация о состоянии всех органов управления. Иначе говоря, в сети есть в цифровом виде все необходимое для контроля и управления танком.
В результате бортовая цифровая сеть формирует единое информационное пространство, объединяющее различные подсистемы образца и обеспечивающее реализацию большого количества взаимосвязанных и взаимозависимых функций, в том числе выполняемых одновременно. Таким образом, формируется единая интегрированная система управления машиной в целом: интегрированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС).
Принципы стандартизации функционального деления и интероперабельности (совместимости) составных частей БИУС предусматривают иерархическую многоуровневую структуризацию функций и означают, что каждая подсистема – абонент цифровой сети – должна иметь не только стандартный цифровой интерфейс на физическом уровне, но и четкий стандартизованный протокол обмена командами и данными.
Прямым следствием реализации принципа интероперабельности является возможность смены боевых и функциональных модулей для образцов бронетехники, базирующихся на унифицированных межвидовых платформах.
Многофункциональные органы управления и отображения информации для членов экипажа обеспечивают человеко-машинный интерфейс. Множество разнородных органов управления и отображения, характерных для бронетехники предыдущего поколения, заменены многофункциональными гибко программируемыми мониторами. Это позволило решить проблему централизованного дистанционного управления большим количеством разнородных систем, комплексов и приборов одним оператором (членом экипажа), упростило информационно-управляющее поле, повысило эргономические характеристики рабочих мест танкистов.
Открытая архитектура цифрового электронного борта позволяет безболезненно и с минимальными затратами модернизировать отдельные элементы и системы платформы «Армата» по мере появления более совершенных изделий.
Комплексный подход
Государственной программой вооружения на период до 2020 г. предусмотрена поставка в войска 2300 единиц современных танков. Это позволит оснастить танками нового поколения все соединения постоянной готовности.
На совещании в Сочи 13 мая 2015 г., посвященном развитию Вооруженных Сил, президент России Владимир Путин отметил: «Еще одна тема – это создание новых и модернизация существующих вооружений и техники Сухопутных войск. Часть из этой техники была впервые показана на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тактико-технические характеристики этой новой техники заметно превосходят зарубежные аналоги, и в целом она заслуживает довольно высоких оценок военных специалистов. Нужно в кратчайшие сроки завершить все испытания и переходить к серийному выпуску».
Важно обеспечить укомплектование экипажей новой техники, по крайней мере, должностей, определяющих боеспособность, военнослужащими контрактной службы. Бронетехника стала значительно сложнее по устройству. Изучение ее узлов, агрегатов, систем, электронного оборудования требует серьезных знаний и специальной подготовки. При этом для полноценного использования всех возможностей машин семейства «Армата» требуется понимание не только самой техники, но и тактики ее применения. Для полноценного овладения «Арматой» требуется минимум один, а лучше полтора-два годичных цикла боевой подготовки, что можно реализовать лишь с кадровым экипажем.
Для подготовленного личного состава «Армата» предоставляет возможность реализации куда большего объема тактических приемов. Например – возможность массированного поражения целей одной машиной за счет высокой вероятности поражения цели первым выстрелом, использования автоматических режимов сопровождения, выбора типа выстрелов и т.п., в том числе на ходу. Но это требует отличного понимания как обстановки, так и возможностей машины и ее вооружения, отлаженных навыков работы с оборудованием, тесного взаимодействия с другими членами экипажа и полной взаимозаменяемости внутри экипажа, что подразумевает очень высокую квалификацию.
Учитывая уроки прошлого, в том числе и начального периода Великой Отечественной войны, и перевооружения на танки нового поколения Советской Армии в 1970-е годы, крайне необходимо в полной мере обеспечить комплексный подход к поставкам и освоению танков и другой бронетехнике в войсках.
Это подразумевает опережающую разработку и поставку в армию технических средств обучения нового поколения: тренажеров, интерактивных средств обучения, учебно-действующих макетов и другого современного оборудования.
По меньшей мере одновременно с бронетехникой должны комплектно поставляться средства диагностики, технического обслуживания и ремонта, весь «шлейф» машин технического и тылового обеспечения.
Не следует забывать о своевременной поставке боеприпасов, в том числе учебных, подготовке мест хранения и ремонта техники.
Надо вовремя озаботиться уточнением Курсов вождения боевых машин, стрельб, методик проведения тактических учений и других нормативных документов по подготовке экипажей и подразделений. Возможно, потребуется уточнить некоторые положения боевых уставов.
Только широкомасштабный комплексный подход к внедрению бронетехники нового поколения в войска позволит максимально эффективно и безболезненно перейти к новому облику системы вооружений. И тем самым полностью оправдать значительные средства, направляемые страной на создание современных, боеспособных Вооруженных Сил, гарантированно обеспечивающих военную безопасность России.
Действительно, впервые с 1977 г., когда на параде в Москве был показан Т-72, по Красной площади прошел танк нового поколения, радикально отличающийся от предшествующих образцов. Новая бронетехника и артиллерия определят облик ключевых элементов системы вооружения на десятилетия вперед.
Новая бронетехника в системе вооружений
В условиях изменившихся в XXI веке форм и методов ведения военных действий, развития технических средств вооруженной борьбы назрела необходимость создания максимально унифицированных между собой сухопутных боевых платформ, позволяющих обеспечить качественное превосходство над конкурентами.
В результате совместной работы Министерства обороны, промышленности, научных организаций была разработана концепция развития бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), утвержденная министром обороны.
В концепции изложено четкое представление о роли и месте бронетанковой техники на поле боя, о решаемых ею сегодня и в перспективе задачах. На прочной научной и практической основе сформулирована концепция построения единой системы БТВТ и военной автомобильной техники (ВАТ) Вооруженных Сил, с определением требований по номенклатуре семейств и типов техники, их боевым и эксплуатационным параметрам.
Система БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы, класс которых определяется по их массе: тяжелая, средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. Более того, унификация предусмотрена и между семействами различной категории. Такая унификация логично привела к необходимости создания единых платформ, построенных на принципе «цифрового электронного борта с открытой архитектурой».
БТР на базе унифицированной колесной платформы «Бумеранг»
Впервые в истории отечественного танкостроения Министерство обороны РФ совместно с промышленностью в 2010-2011 гг. одновременно развернуло опытно-конструкторские работы (ОКР) по ключевым направлениям БТВТ с учетом новых требований: унифицированная гусеничная платформа тяжелой категории «Армата», унифицированная гусеничная платформа средней категории «Курганец-25», унифицированная колесная платформа «Бумеранг», унифицированная платформа для действий в арктическом регионе «Арктика».
При этом абсолютно новым, реализованным впервые в мировой практике является семейство машин в рамках унифицированной гусеничной платформы тяжелой категории «Армата». На первом этапе Минобороны заказало разработку трех образцов: основного танка, тяжелой БМП, бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ). Создает машины семейства «Армата» Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ), главный конструктор – Андрей Леонидович Терликов.
В перспективе на унифицированной платформе «Армата» возможна разработка командно-штабной машины тактического звена, ряда инженерных машин переднего края (инженерная машина разграждения, мостоукладчик, минный заградитель, бронированная машина разминирования), противотанкового ракетного комплекса, других систем под монтаж комплексов вооружения, боевого, технического и тылового обеспечения.
БМП на базе унифицированной гусеничной платформы средней категории «Курганец-25»
Особый интерес для Минобороны России представляет пара «основной танк – тяжелая БМП». Наличие в боевом порядке такой техники позволяет реализовать новые тактические приемы, отвечающие самым современным методам ведения боя. В частности, в наступлении тяжелая БМП способна действовать в едином бронированном боевом порядке вместе с танками, подавлять и прорывать сколь угодно сильную оборону, насыщенную противотанковыми средствами.
Тяжелые БМП наравне с танками смогут преодолевать зоны сосредоточенного и заградительного артиллерийского огня противника с минимальными издержками. Они могут действовать на минимальном удалении от первого рубежа артиллерийской поддержки атаки и даже «под зонтиком» разрывов своих снарядов. Это резко снижает возможности противника по противодействию атаке боевого порядка с новыми машинами. Спешивание пехоты, таким образом, обеспечивается на минимальном расстоянии от обороняющегося противника, практически ему на голову, в отличие от БМП с легким бронированием, для которых рубеж спешивания фактически совпадает с рубежом перехода в атаку.
Основной танк и тяжелая БМП обладают высокой тактической маневренностью на поле боя, ибо такие возможности определяются не только и не столько техническими параметрами подвижности, сколько способностью действовать под огнем противника, преодолевать естественные и искусственные препятствия, подавлять прямой наводкой огневые средства противника.
Тяжелая БМП на платформе «Армата»
Появление основного танка и тяжелой БМП на унифицированной платформе позволяет на практике реализовать концепцию «тяжелых» бригад, организационно-штатная структура которых разработана для действий против технологически развитого противника, имеющего высокую насыщенность боевых порядков противотанковыми средствами, бронетехникой и артиллерией.
Вместе с тем использование «тяжелых» соединений против незаконных вооруженных формирований, оснащенных носимыми противотанковыми средствами (ПТС), позволяет минимизировать использование пехоты в опасных местах, осуществляя дистанционное огневое поражение под прикрытием мощной брони и комплексов активной защиты.
Таким образом, комплекс машин переднего края семейства «Армата» является универсальным средством, эффективно решающим боевые задачи в конфликтах любого типа и масштаба при сохранении жизни людей.
Особенности компоновки и конструкции танка Т-14
Впервые в мировой практике в танке Т-14 реализована революционная компоновка, направленная на обеспечение максимальной защищенности экипажа. Для этого обитаемое отделение, расположенное в передней части корпуса машины, выполнено обособленно от боевого отделения с вооружением и боеприпасами. Тем самым экипаж размещен в выгородке, своеобразной «капсуле», где исключено или минимизировано воздействие на него пожаров и взрывов топлива и боеприпасов в случае пробития брони боевого или моторно-трансмиссионного отделения. «Капсула» также является самым защищенным элементом конструкции в плане противостояния противотанковым и минно-взрывным средствам. Для обеспечения высочайшего уровня защиты используются новые решения в области баллистической, динамической, активной защиты.
Одновременно в обитаемом отделении обеспечены комфортные условия для экипажа по эргономическим показателям. Вместе со средствами автоматизации это позволило значительно снизить физические и психофизиологические нагрузки на танкистов, увеличить эффективность и продолжительность их действий как в повседневной эксплуатации, так и в боевой обстановке.
Не секрет, что эффективность действий танков и другой бронетехники определяется в значительной мере квалификацией, опытом, физическим и психофизиологическим состоянием экипажей. Многие эксперты считают, что на поле боя вклад в успех технического и человеческого фактора примерно равноценны. Понятно, что в случае действий на танках «Армата» российские танкисты получат преимущества по двум параметрам, как минимум: уверенности в своей максимальной защищенности и возможности накопления бесценного боевого опыта.
В боевом отделении танка размещено основное и вспомогательное вооружение (в необитаемой башне) с системой управления огнем, автомат заряжания (в корпусе) с боекомплектом к основному вооружению.
В моторно-трансмиссионном отделении размещены силовая установка, трансмиссия, запасы топлива и других эксплуатационных материалов.
Ходовая часть танка включает гусеничный движитель с задним ведущим колесом, передним направляющим колесом, семь опорных катков и три поддерживающих ролика на борт.
Одной из ключевых особенностей в конструкции танка «Армата» и семейства в целом является впервые реализованная в практике мирового танкостроении архитектура «цифрового электронного борта». Ключевым здесь является принцип сетецентризма и открытой архитектуры. Его смысл заключается в том, что главным элементом электронного борта выступает цифровая сеть обмена информацией, охватывающая все агрегаты, узлы, комплексы и подсистемы. Сеть обеспечивает стандартный интерфейс для подключения к ней абонентов. Абонентами являются электронные блоки (микроконтроллерные и микропроцессорные электронные системы управления), входящие (встраиваемые) в функциональные узлы, агрегаты, комплексы и подсистемы. Принципиально важно, что при функционировании в цифровую сеть в масштабе реального времени выдается информация от всех датчиков, в сети присутствуют команды управления для всех приводов и исполнительных механизмов, а также информация о состоянии всех органов управления. Иначе говоря, в сети есть в цифровом виде все необходимое для контроля и управления танком.
В результате бортовая цифровая сеть формирует единое информационное пространство, объединяющее различные подсистемы образца и обеспечивающее реализацию большого количества взаимосвязанных и взаимозависимых функций, в том числе выполняемых одновременно. Таким образом, формируется единая интегрированная система управления машиной в целом: интегрированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС).
Принципы стандартизации функционального деления и интероперабельности (совместимости) составных частей БИУС предусматривают иерархическую многоуровневую структуризацию функций и означают, что каждая подсистема – абонент цифровой сети – должна иметь не только стандартный цифровой интерфейс на физическом уровне, но и четкий стандартизованный протокол обмена командами и данными.
Прямым следствием реализации принципа интероперабельности является возможность смены боевых и функциональных модулей для образцов бронетехники, базирующихся на унифицированных межвидовых платформах.
Многофункциональные органы управления и отображения информации для членов экипажа обеспечивают человеко-машинный интерфейс. Множество разнородных органов управления и отображения, характерных для бронетехники предыдущего поколения, заменены многофункциональными гибко программируемыми мониторами. Это позволило решить проблему централизованного дистанционного управления большим количеством разнородных систем, комплексов и приборов одним оператором (членом экипажа), упростило информационно-управляющее поле, повысило эргономические характеристики рабочих мест танкистов.
Открытая архитектура цифрового электронного борта позволяет безболезненно и с минимальными затратами модернизировать отдельные элементы и системы платформы «Армата» по мере появления более совершенных изделий.
Комплексный подход
Государственной программой вооружения на период до 2020 г. предусмотрена поставка в войска 2300 единиц современных танков. Это позволит оснастить танками нового поколения все соединения постоянной готовности.
На совещании в Сочи 13 мая 2015 г., посвященном развитию Вооруженных Сил, президент России Владимир Путин отметил: «Еще одна тема – это создание новых и модернизация существующих вооружений и техники Сухопутных войск. Часть из этой техники была впервые показана на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тактико-технические характеристики этой новой техники заметно превосходят зарубежные аналоги, и в целом она заслуживает довольно высоких оценок военных специалистов. Нужно в кратчайшие сроки завершить все испытания и переходить к серийному выпуску».
Важно обеспечить укомплектование экипажей новой техники, по крайней мере, должностей, определяющих боеспособность, военнослужащими контрактной службы. Бронетехника стала значительно сложнее по устройству. Изучение ее узлов, агрегатов, систем, электронного оборудования требует серьезных знаний и специальной подготовки. При этом для полноценного использования всех возможностей машин семейства «Армата» требуется понимание не только самой техники, но и тактики ее применения. Для полноценного овладения «Арматой» требуется минимум один, а лучше полтора-два годичных цикла боевой подготовки, что можно реализовать лишь с кадровым экипажем.
Для подготовленного личного состава «Армата» предоставляет возможность реализации куда большего объема тактических приемов. Например – возможность массированного поражения целей одной машиной за счет высокой вероятности поражения цели первым выстрелом, использования автоматических режимов сопровождения, выбора типа выстрелов и т.п., в том числе на ходу. Но это требует отличного понимания как обстановки, так и возможностей машины и ее вооружения, отлаженных навыков работы с оборудованием, тесного взаимодействия с другими членами экипажа и полной взаимозаменяемости внутри экипажа, что подразумевает очень высокую квалификацию.
Учитывая уроки прошлого, в том числе и начального периода Великой Отечественной войны, и перевооружения на танки нового поколения Советской Армии в 1970-е годы, крайне необходимо в полной мере обеспечить комплексный подход к поставкам и освоению танков и другой бронетехнике в войсках.
Это подразумевает опережающую разработку и поставку в армию технических средств обучения нового поколения: тренажеров, интерактивных средств обучения, учебно-действующих макетов и другого современного оборудования.
По меньшей мере одновременно с бронетехникой должны комплектно поставляться средства диагностики, технического обслуживания и ремонта, весь «шлейф» машин технического и тылового обеспечения.
Не следует забывать о своевременной поставке боеприпасов, в том числе учебных, подготовке мест хранения и ремонта техники.
Надо вовремя озаботиться уточнением Курсов вождения боевых машин, стрельб, методик проведения тактических учений и других нормативных документов по подготовке экипажей и подразделений. Возможно, потребуется уточнить некоторые положения боевых уставов.
Только широкомасштабный комплексный подход к внедрению бронетехники нового поколения в войска позволит максимально эффективно и безболезненно перейти к новому облику системы вооружений. И тем самым полностью оправдать значительные средства, направляемые страной на создание современных, боеспособных Вооруженных Сил, гарантированно обеспечивающих военную безопасность России.
Читайте также:
"Орешник" — лишь начало. Путин представил ракетное "меню" для Киева
28.11.2024 16:06
В Казахстане прошел очередной саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На встрече присутствовал и Владимир Путин, прибывший в Астану днем ранее.
Яков Кедми раскрыл двойное назначение "Орешника": В конфликте на Украине де-факто поставлена точка. И это только начало
Яков Кедми раскрыл двойное назначение "Орешника". В конфликте на Украине де-факто поставлена точка. И это только начало. Эксперт пояснил, что русская ракета смешала стратегические планы Запада.
В Польше заявили о поражении Украины
28.11.2024 12:17
Без сомнения, инициатива на российской стороне, успехи на российской стороне, и если смотреть на конфликт с точки зрения исключительно занятой территории, то Россия выигрывает эту войну.
"Генерал-блицкриг" вышел из тени: Путин назначил командовать "Югом" автора гениальной операции
Александр Санчик примет командование группировкой "Юг". Именно он обманул противника в Угледаре. На Санчика уже начал клеветать ЦИПсО?
Запад вынес Украине ужасающий приговор
Завершение конфликта на Украине будет сравнимо с распадом Югославии, пишет American Thinker.