Расширение северного маршрута поставок газа может стать альтернативой южному
Не ладится что-то с реализацией «Турецкого потока». Чем больше проходит времени, тем медленнее идут переговоры. Порой складывается впечатление, что стороны того только и ждут, чтобы появился повод отложить проект поставок газа по южному маршруту в Европейский союз подальше в долгий ящик.
Судите сами. Заявление о строительстве было сделано еще 1 декабря 2014 года во время встречи президент России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Анкаре, а юридически обязывающего документа — договора — как не было, так и нет. Его проект на днях был только передан турецким Министерством энергетики российской стороне для изучения.
Не странно ли? Чего проще — посади юристов, и они мигом составят хотя бы рамочное соглашение. Для сравнения, решения по реализации проектов «Северный поток» в Германию и «Сила Сибири» в Китай сразу же оформлялись соглашением. Но в ситуации с «Турецким потоком» стороны не спешат, словно все еще примериваются: а стоит ли?
На этом фоне дипломаты и эксперты придумывают все новые и новые отговорки (укладка газопровода должна была начаться в первой декаде июня 2015 года). Последняя — мол, у Эрдогана не хватает полномочий, и он хочет их расширить, внеся изменения в Конституцию, изменив парламентскую республику на президентскую. А для этого правящей «Партии справедливости и развития» требуется получить в Великом национальном собрании большинство. В результате внимание главы государства сегодня сосредоточено целиком на этом вопросе — на носу выборы в парламент 1 ноября.
Пока же он решает столь важные вопросы сам проект резко умерил свой масштаб. По сообщению агентства Interfax от 27 августа, вместо 4 ниток уже планируется только одна. Не будет и газового хаба на греко-турецкой границе.
И как же все это могло пройти мимо Украины?! На фоне задержки «Турецкого потока» Киев настойчиво стал продвигать «идею» внесения Москвой денег за транзит газа в Европу вперед, в качестве «аванса». Мол, оплати-ка Россия нам зимний отопительный сезон сама. И, конечно же, не могло обойтись без излюбленного метода Киева — шантажа. Не дадите денег — сорвем зимой транзит в Евросоюз.
И все это при активных комментариях со стороны украинских СМИ, почитай которые и складывается впечатление, что Россия в результате задержки «Турецкого потока» оказалась едва ли не на грани распада.
К абсурду Киева не привыкать. Но есть ли смысл продолжать реализацию проекта южного газотранспортного маршрута в условиях его задержки и дальше?
Помимо экономических, на его успешность (в случае создания) влияет целый ряд политических факторов. Один из самых главных — нестабильность на Балканах и в Турции.
Как показали недавние события в Греции и Македонии (антиправительственные акции, инспирированные США и по форме напоминающие начало «цветной революции», прошли в Скопье, а левое греческое правительство А.Ципраса ушло в отставку под давлением Берлина и Брюсселя), Вашингтон легко может дестабилизировать ситуацию на Балканах. А значит, продолжение южного маршрута доставки российских углеводородов от берегов Босфора в Италию и Австрию будет находиться под угрозой беспрерывного шантажа. Разница по сравнению с Украиной будет состоять только в том, что теперь Москве придется иметь дело сразу с несколькими странами (Греция, Македония, Сербия), а не с одной (Украина). Не стоит забывать и то, что Балканы исторически всегда были конфликтным регионом, провоцировавшим войны между великими державами.
Попытка переложить ответственность на Турцию, сделать ее единственным ответчиком за закупку российских углеводородов в южные страны ЕС — сомнительна. Какие бы обязательства не брала на себя Анкара, надо ясно представлять, что она может их не выполнить. Хотя бы потому, что она такой же посредник как Киев и не менее зависима от США (член НАТО, на ее территории расположены американские военные базы), чем Украина.
В дополнение ко всему, импульсивный Эрдоган умудряется сам создавать себе проблемы — за годы его премьерства Анкара испортила отношения практически со всеми соседями и влиятельными странами. Стабильные отношения с Израилем сменились противостоянием из-за обстрелов сектора Газа. С Китаем отношения испортились в связи с отказом Пекина предоставить автономию уйгурам. С Грецией Анкара несколько раз едва не оказывалась на грани войны. Агрессивные действия в отношении Асада испортили отношения с Сирией, точно также как ранее, введя турецкие войска на север Ирака, Эрдоган поссорился с Багдадом.
Евросоюзу президент Турции демонстративно бросил вызов, предложив назвать новый газовый проект с Москвой «Турецким потоком». Само же сближение с Россией Турции (страны-члена НАТО) негативно восприняли за океаном — в Вашингтоне.
Еще хуже обстоят дела внутри Турции. Оппозиция решительно настроена не признавать предстоящие в ноябре выборы, если на них большинство получит президентская политическая сила. Рейтинги «Партии справедливости и развития» на сегодняшний день составляют от 39% до 41%. Курдские регионы, расположенные на юго-востоке страны, готовы восстать, если выборы будут фальсифицированы. Но вместо того, чтобы снизить градус противостояния Эрдоган, сделал ставку на конфронтацию, используя в качестве повода террористические акты «Рабочей партии Курдистана».
На российском направлении тоже немало противоречий. Казалось бы, Эрдогану стоило бы налаживать отношения с Москвой. Но вместо этого он то и дело осуществляет в ее сторону резкие выпады. Последний пример: в своем обращении к проходившему 1−2 августа в Анкаре Всемирному конгрессу крымских татар турецкий лидер демонстративно заявил о «нелегитимности» референдума о присоединении Крыма к России в 2014 году, обвинил Москву в «репрессиях» на полуострове.
Можно ли такому партнеру после этого доверять?
В этой ситуации наиболее оптимальным вариантом, на мой взгляд, является ограничиться прокладкой маршрута для поставок газа исключительно на турецкий рынок, с учетом быстрого роста экономики малоазиатской страны (согласно прогнозу Всемирного банка в 2015 году ее ВВП увеличится на 3%).
А если вести речь о развитии газовых отношений с Европейским союзом, то куда выгодней иметь дело с тем, кто ближе стоит к его реальному хозяину — США. Это явно не Анкара и тем более не Афины, Белград или Скопье. «Смотрящим» в ЕС была и остается Германия. К тому же Меркель более прогнозируема, чем Эрдоган. В отличие от потомка османов, немецкой фрау присуща точность и дисциплинированность (что видно на примере того, как она выполняет команды США).
Интересно, в этой связи отметить, что 18 июня «Газпром» подписал меморандум с европейскими компаниями о строительстве третьей и четвертой ниток «Северного потока». Ранее в апреле этого года было принято окончательное инвестрешение о строительстве в районе Выборга (Ленинградская область) завода по сжижению природного газа, ориентированного на поставки с 2020 года в страны ЕС (Великобритания, Испания, Португалия и др.) и другие регионы мира (Африка, Латинская Америка, Индия). Начата реализация еще одного похожего проекта — строительство СПГ на полуострове Ямал, первая линия которого должна быть запущена уже в 2017 году.
Что же касается южного направления, то при всей сложности ситуации на Украине, прекращение транзита газа через ее территорию планируется по окончании действующего контракта 31 декабря 2019 года. Да и то, если Киев не выставит дополнительные условия для пролонгации договора на следующий срок. А за четыре года может произойти очень многое. Например, киевский режим в результате своей губительной политики падет или распадется само украинское государство. Наконец, к 2020 году исковые требования «Газпрома» к «Нафтогазу» в Стокгольмском арбитражном суде (в июне 2016 года должно быть вынесено решение об уплате Украиной 29,2 млрд. долларов), увеличатся настолько, что не только газовую трубу в счет погашения долга можно будет забирать, но и прилегающую к ним территорию.
В любом случае, как бы ни складывалась ситуация — в интересах Москвы количество транзитеров сокращать, а не наращивать.
Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:
— Действительно проект «Турецкого потока» задерживается и происходит это по вине турецкой стороны. Анкара пытается получить максимальные выгоды от строительства газопровода и явно забыла о всяком чувстве меры. Турецкое правительство попросило не только о скидке на газ, но стало требовать согласования с нею всего маршрута. Наконец, захотело самостоятельно реализовывать весь российский газ, который пойдет по газопроводу в Европе. Но такой подход не только противоречит принципам партнерства, но и Третьему энергопакету ЕС. Подобный подход все больше стал напоминать украинский.
Именно это привело к тому, что и российская сторона стала проявлять сдержанность. Тем более что альтернатива «Турецкому потоку» есть — это «Северный поток-2». Прокладка дополнительных ниток газопровода через Балтийское море может быть продолжена до австрийского Баумгартена и далее в Италию.
Если же говорить о «Турецком потоке», то конечно, выгодно было бы проложить все четыре изначально планировавшихся нити, чтобы закрыть весь газовый экспорт в Южную Европу. Но в случае, если свои претензии Турция не умерит, достаточно будет и двух ниток (одна для самих турок, вторая для европейцев). Тогда вместо заработка Анкара получит исключительно только то, что ей полагается. Данная история является ярким примером того, насколько жадность одной из сторон бывает губительна.
Судите сами. Заявление о строительстве было сделано еще 1 декабря 2014 года во время встречи президент России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Анкаре, а юридически обязывающего документа — договора — как не было, так и нет. Его проект на днях был только передан турецким Министерством энергетики российской стороне для изучения.
Не странно ли? Чего проще — посади юристов, и они мигом составят хотя бы рамочное соглашение. Для сравнения, решения по реализации проектов «Северный поток» в Германию и «Сила Сибири» в Китай сразу же оформлялись соглашением. Но в ситуации с «Турецким потоком» стороны не спешат, словно все еще примериваются: а стоит ли?
На этом фоне дипломаты и эксперты придумывают все новые и новые отговорки (укладка газопровода должна была начаться в первой декаде июня 2015 года). Последняя — мол, у Эрдогана не хватает полномочий, и он хочет их расширить, внеся изменения в Конституцию, изменив парламентскую республику на президентскую. А для этого правящей «Партии справедливости и развития» требуется получить в Великом национальном собрании большинство. В результате внимание главы государства сегодня сосредоточено целиком на этом вопросе — на носу выборы в парламент 1 ноября.
Пока же он решает столь важные вопросы сам проект резко умерил свой масштаб. По сообщению агентства Interfax от 27 августа, вместо 4 ниток уже планируется только одна. Не будет и газового хаба на греко-турецкой границе.
И как же все это могло пройти мимо Украины?! На фоне задержки «Турецкого потока» Киев настойчиво стал продвигать «идею» внесения Москвой денег за транзит газа в Европу вперед, в качестве «аванса». Мол, оплати-ка Россия нам зимний отопительный сезон сама. И, конечно же, не могло обойтись без излюбленного метода Киева — шантажа. Не дадите денег — сорвем зимой транзит в Евросоюз.
И все это при активных комментариях со стороны украинских СМИ, почитай которые и складывается впечатление, что Россия в результате задержки «Турецкого потока» оказалась едва ли не на грани распада.
К абсурду Киева не привыкать. Но есть ли смысл продолжать реализацию проекта южного газотранспортного маршрута в условиях его задержки и дальше?
Помимо экономических, на его успешность (в случае создания) влияет целый ряд политических факторов. Один из самых главных — нестабильность на Балканах и в Турции.
Как показали недавние события в Греции и Македонии (антиправительственные акции, инспирированные США и по форме напоминающие начало «цветной революции», прошли в Скопье, а левое греческое правительство А.Ципраса ушло в отставку под давлением Берлина и Брюсселя), Вашингтон легко может дестабилизировать ситуацию на Балканах. А значит, продолжение южного маршрута доставки российских углеводородов от берегов Босфора в Италию и Австрию будет находиться под угрозой беспрерывного шантажа. Разница по сравнению с Украиной будет состоять только в том, что теперь Москве придется иметь дело сразу с несколькими странами (Греция, Македония, Сербия), а не с одной (Украина). Не стоит забывать и то, что Балканы исторически всегда были конфликтным регионом, провоцировавшим войны между великими державами.
Попытка переложить ответственность на Турцию, сделать ее единственным ответчиком за закупку российских углеводородов в южные страны ЕС — сомнительна. Какие бы обязательства не брала на себя Анкара, надо ясно представлять, что она может их не выполнить. Хотя бы потому, что она такой же посредник как Киев и не менее зависима от США (член НАТО, на ее территории расположены американские военные базы), чем Украина.
В дополнение ко всему, импульсивный Эрдоган умудряется сам создавать себе проблемы — за годы его премьерства Анкара испортила отношения практически со всеми соседями и влиятельными странами. Стабильные отношения с Израилем сменились противостоянием из-за обстрелов сектора Газа. С Китаем отношения испортились в связи с отказом Пекина предоставить автономию уйгурам. С Грецией Анкара несколько раз едва не оказывалась на грани войны. Агрессивные действия в отношении Асада испортили отношения с Сирией, точно также как ранее, введя турецкие войска на север Ирака, Эрдоган поссорился с Багдадом.
Евросоюзу президент Турции демонстративно бросил вызов, предложив назвать новый газовый проект с Москвой «Турецким потоком». Само же сближение с Россией Турции (страны-члена НАТО) негативно восприняли за океаном — в Вашингтоне.
Еще хуже обстоят дела внутри Турции. Оппозиция решительно настроена не признавать предстоящие в ноябре выборы, если на них большинство получит президентская политическая сила. Рейтинги «Партии справедливости и развития» на сегодняшний день составляют от 39% до 41%. Курдские регионы, расположенные на юго-востоке страны, готовы восстать, если выборы будут фальсифицированы. Но вместо того, чтобы снизить градус противостояния Эрдоган, сделал ставку на конфронтацию, используя в качестве повода террористические акты «Рабочей партии Курдистана».
На российском направлении тоже немало противоречий. Казалось бы, Эрдогану стоило бы налаживать отношения с Москвой. Но вместо этого он то и дело осуществляет в ее сторону резкие выпады. Последний пример: в своем обращении к проходившему 1−2 августа в Анкаре Всемирному конгрессу крымских татар турецкий лидер демонстративно заявил о «нелегитимности» референдума о присоединении Крыма к России в 2014 году, обвинил Москву в «репрессиях» на полуострове.
Можно ли такому партнеру после этого доверять?
В этой ситуации наиболее оптимальным вариантом, на мой взгляд, является ограничиться прокладкой маршрута для поставок газа исключительно на турецкий рынок, с учетом быстрого роста экономики малоазиатской страны (согласно прогнозу Всемирного банка в 2015 году ее ВВП увеличится на 3%).
А если вести речь о развитии газовых отношений с Европейским союзом, то куда выгодней иметь дело с тем, кто ближе стоит к его реальному хозяину — США. Это явно не Анкара и тем более не Афины, Белград или Скопье. «Смотрящим» в ЕС была и остается Германия. К тому же Меркель более прогнозируема, чем Эрдоган. В отличие от потомка османов, немецкой фрау присуща точность и дисциплинированность (что видно на примере того, как она выполняет команды США).
Интересно, в этой связи отметить, что 18 июня «Газпром» подписал меморандум с европейскими компаниями о строительстве третьей и четвертой ниток «Северного потока». Ранее в апреле этого года было принято окончательное инвестрешение о строительстве в районе Выборга (Ленинградская область) завода по сжижению природного газа, ориентированного на поставки с 2020 года в страны ЕС (Великобритания, Испания, Португалия и др.) и другие регионы мира (Африка, Латинская Америка, Индия). Начата реализация еще одного похожего проекта — строительство СПГ на полуострове Ямал, первая линия которого должна быть запущена уже в 2017 году.
Что же касается южного направления, то при всей сложности ситуации на Украине, прекращение транзита газа через ее территорию планируется по окончании действующего контракта 31 декабря 2019 года. Да и то, если Киев не выставит дополнительные условия для пролонгации договора на следующий срок. А за четыре года может произойти очень многое. Например, киевский режим в результате своей губительной политики падет или распадется само украинское государство. Наконец, к 2020 году исковые требования «Газпрома» к «Нафтогазу» в Стокгольмском арбитражном суде (в июне 2016 года должно быть вынесено решение об уплате Украиной 29,2 млрд. долларов), увеличатся настолько, что не только газовую трубу в счет погашения долга можно будет забирать, но и прилегающую к ним территорию.
В любом случае, как бы ни складывалась ситуация — в интересах Москвы количество транзитеров сокращать, а не наращивать.
Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:
— Действительно проект «Турецкого потока» задерживается и происходит это по вине турецкой стороны. Анкара пытается получить максимальные выгоды от строительства газопровода и явно забыла о всяком чувстве меры. Турецкое правительство попросило не только о скидке на газ, но стало требовать согласования с нею всего маршрута. Наконец, захотело самостоятельно реализовывать весь российский газ, который пойдет по газопроводу в Европе. Но такой подход не только противоречит принципам партнерства, но и Третьему энергопакету ЕС. Подобный подход все больше стал напоминать украинский.
Именно это привело к тому, что и российская сторона стала проявлять сдержанность. Тем более что альтернатива «Турецкому потоку» есть — это «Северный поток-2». Прокладка дополнительных ниток газопровода через Балтийское море может быть продолжена до австрийского Баумгартена и далее в Италию.
Если же говорить о «Турецком потоке», то конечно, выгодно было бы проложить все четыре изначально планировавшихся нити, чтобы закрыть весь газовый экспорт в Южную Европу. Но в случае, если свои претензии Турция не умерит, достаточно будет и двух ниток (одна для самих турок, вторая для европейцев). Тогда вместо заработка Анкара получит исключительно только то, что ей полагается. Данная история является ярким примером того, насколько жадность одной из сторон бывает губительна.
Читайте также:
Украина войдет в состав России, Гренландия - в состав США: Трамп решил перекроить мир, Путин не против
11.01.2025 12:24
Понимая, что принудить Россию к миру на Украине на невыгодных для России условиях вряд ли получится, Дональд Трамп, похоже, решил сдать Украину и заняться «собиранием американских земель», - пишут американские политологи.
Анонс от Рокфеллеров: Где полыхнёт в 2025 году?
Американский Совет по международным отношениям (CFR) выпустил обзор конфликтных ситуаций, за которыми важно следить в 2025 году. Как известно, частная американская организация, принадлежащая клану Рокфеллеров, таким образом делает ежегодный анонс.
Без права на ошибку: изнанка рукопашного боя без пропаганды и сантиментов
В первые дни января самой обсуждаемой темой стали кадры рукопашной схватки украинского вояки с нашим бойцом из Якутии, который одолел врага и сумел остаться живым. Эта история, на первый взгляд, понятная и победная, вскрыла массу проблем, которые висят неподъёмными гирями и мешают понять суть происходящего на СВО. Эту историю забили лозунгами и идеологическими штампами, устаревшими и вредными
"Давно пора": Жёсткий ответ на атаку Энгельса. Киев увидит "Орешник" с боевой частью?
11.01.2025 12:12
За атакой ВСУ на Саратовскую область, в частности на промышленное предприятие в Энгельсе, вполне вероятно, может последовать жёсткий ответ Москвы, которая планировала воздержаться в ближайшие дни от таких решений, сообщает инсайдер. Киев увидит "Орешник" с боевой частью? В Сети пишут: "Давно пора".
Европейские «непризнатели»
«Если на выборах победил неправильный кандидат, это неправильные и недемократические выборы», – данный тезис отражает всю лживую сущность Запада.