Обыграют ли Россия и Китай США в Арктике?
Бараку Обаме можно только поаплодировать за то, что на этой неделе он собрал мировых лидеров в Анкоридже для проведения конференции под руководством США по «глобальному лидерству в Арктике». Однако ограниченная повестка саммита, сводящаяся к вопросам изменения климата, хотя и является несомненно важной, но не охватывает более широких интересов и обязательств США в Арктическом регионе.
По мере того, как лёд постепенно превращается в судоходные воды, Арктика становится третьей по величине океанской границей США, что создаёт как малоприятные стратегические вызовы, так и беспрецедентные возможности. Сюда относится не только изменение климата, но также угрозы национальному суверенитету и безопасности, кардинальные перемены в области международной торговли и гонка за установление контроля над изобильными подводными ресурсами.
Согласно оценкам геологического управления США, в Арктике находятся 13 процентов неразведанных мировых запасов нефти и 30 процентов – природного газа. США располагают потенциалом, необходимым для лидерства в разработке арктических месторождений нефти, ведь американские крупные нефтяные компании владеют технологиями для глубоководной добычи нефти в регионе. США в состоянии установить новый глобальный стандарт ответственного подхода к разработке месторождений и к реагированию на чрезвычайные ситуации. Однако на сегодняшний день Вашингтон едва ли является игроком в регионе, что оставляет другим странам возможность разрабатывать эти ресурсы менее безопасными методами.
Появление арктических морских путей позволит сократить время транзита между азиатскими, американскими и европейскими рынками, что приведёт к снижению расходов на топливо и выбросов углекислого газа. Северный путь из Шанхая до Гамбурга требует на 30 процентов меньше времени, чем аналогичный маршрут через Суэцкий канал. Использование Северо-западного прохода позволяет сэкономить время по сравнению с путём через Панамский канал.
Однако усиление движения по этим маршрутам поднимает новые вопросы урегулирования и суверенитета. Владимир Путин уже заявил о желательности превращения Берингова пролива в аналог Суэцкого канала. Следовательно, любые суда, проходящие через Арктику, могут быть вынуждены платить России за транзит.
Не стоит удивляться тому, что Россия активно инвестирует в Арктику: здесь находятся 95 процентов её запасов газа и 60 процентов – нефти. На сегодняшний день владеющая 22 ледоколами Россия лидирует в Арктике; восстанавливаются советские аэродромы и порты. Китай, который даже не является приарктической страной, намеревается построить 2 ледокола к следующему году.
Береговая охрана США располагает всего 2 действующими ледоколами (так же, как и крошечная Эстония), причём 30-летний срок службы одного из этих судов истёк ещё 10 лет назад. Итак, после десятилетий бездействия США вынуждены «играть в догонялки». Ситуация усугубляется малопонятным отказом Сената США ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, которая позволяет эффективно разрешать территориальные и коммерческие вопросы в открытом море. Конвенцию подписали более 165 стран, однако США остались в числе немногих, отказавшихся от ратификации, наряду с Северной Кореей, Ираном, Сирией и Ливией.
Неприсоединение к Конвенции умаляет авторитет США в арктических вопросах, что влечёт за собой огромные стратегические и экономические последствия. Именно поэтому, начиная с 1994 года, все президенты, председатели Объединённого комитета начальников штабов, начальники штаба ВМФ и командующие береговой охраной призывали ратифицировать конвенцию. Заложниками ситуации оказались торгово-промышленная палата США, а также бесчисленные нефтяные, судоходные, рыболовные и телекоммуникационные компании, которые готовы вложить в Арктику миллиарды, но вынуждены оставаться сторонними наблюдателями.
В последний раз вопрос о ратификации соглашения поднимался в 2012 году, но 34 сенатора-республиканцы выступили против, и таким образом, необходимых двух третей голосов не набралось. Ратификация позволила бы США получить новый океан, вдвое превосходящий территорию Калифорнии, но у Вашингтона даже нет места за столом переговоров, так как некоторые сенаторы считают, что соглашение может подорвать суверенитет страны. Однако их отказ бьёт по суверенитету США и их территориальным претензиям гораздо сильнее, чем это могло бы сделать любое соглашение, ведь арктические соседи Америки тем временем усердно добиваются международного признания своих требований в регионе.
Нынешняя ситуация тем более поразительна, если учесть, что США долгое время доминировали в Арктике. До 1960 года они располагали 8 полярными ледоколами. В 1957 году катера береговой охраны первыми из надводных судов прошли Северо-западным путём; спустя год Северного полюса достигла и подводная лодка, также впервые в истории. США инвестировали в более чем 600 радиолокационных и метеорологических станций от Алеутских островов до Гренландии, а также в стратегическую энергетическую инфраструктуру, признавая, что ответственный подход к арктическим вопросам находится в центре национальной энергетической безопасности.
Восстановление США своей исторической роли в качестве арктической державы потребует признания сложных стратегических проблем, долгосрочных инвестиций для усовершенствования инфраструктуры в Арктике и принятия Конвенции по морскому праву для возможности участия в дискуссиях.
Об авторе. Адмирал Джеймс Лой – старший советник компании Cohen Group, ранее занимавший посты командующего береговой охраной США, руководителя Управления транспортной безопасности и заместителя министра внутренней безопасности.
По мере того, как лёд постепенно превращается в судоходные воды, Арктика становится третьей по величине океанской границей США, что создаёт как малоприятные стратегические вызовы, так и беспрецедентные возможности. Сюда относится не только изменение климата, но также угрозы национальному суверенитету и безопасности, кардинальные перемены в области международной торговли и гонка за установление контроля над изобильными подводными ресурсами.
Согласно оценкам геологического управления США, в Арктике находятся 13 процентов неразведанных мировых запасов нефти и 30 процентов – природного газа. США располагают потенциалом, необходимым для лидерства в разработке арктических месторождений нефти, ведь американские крупные нефтяные компании владеют технологиями для глубоководной добычи нефти в регионе. США в состоянии установить новый глобальный стандарт ответственного подхода к разработке месторождений и к реагированию на чрезвычайные ситуации. Однако на сегодняшний день Вашингтон едва ли является игроком в регионе, что оставляет другим странам возможность разрабатывать эти ресурсы менее безопасными методами.
Появление арктических морских путей позволит сократить время транзита между азиатскими, американскими и европейскими рынками, что приведёт к снижению расходов на топливо и выбросов углекислого газа. Северный путь из Шанхая до Гамбурга требует на 30 процентов меньше времени, чем аналогичный маршрут через Суэцкий канал. Использование Северо-западного прохода позволяет сэкономить время по сравнению с путём через Панамский канал.
Однако усиление движения по этим маршрутам поднимает новые вопросы урегулирования и суверенитета. Владимир Путин уже заявил о желательности превращения Берингова пролива в аналог Суэцкого канала. Следовательно, любые суда, проходящие через Арктику, могут быть вынуждены платить России за транзит.
Не стоит удивляться тому, что Россия активно инвестирует в Арктику: здесь находятся 95 процентов её запасов газа и 60 процентов – нефти. На сегодняшний день владеющая 22 ледоколами Россия лидирует в Арктике; восстанавливаются советские аэродромы и порты. Китай, который даже не является приарктической страной, намеревается построить 2 ледокола к следующему году.
Береговая охрана США располагает всего 2 действующими ледоколами (так же, как и крошечная Эстония), причём 30-летний срок службы одного из этих судов истёк ещё 10 лет назад. Итак, после десятилетий бездействия США вынуждены «играть в догонялки». Ситуация усугубляется малопонятным отказом Сената США ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, которая позволяет эффективно разрешать территориальные и коммерческие вопросы в открытом море. Конвенцию подписали более 165 стран, однако США остались в числе немногих, отказавшихся от ратификации, наряду с Северной Кореей, Ираном, Сирией и Ливией.
Неприсоединение к Конвенции умаляет авторитет США в арктических вопросах, что влечёт за собой огромные стратегические и экономические последствия. Именно поэтому, начиная с 1994 года, все президенты, председатели Объединённого комитета начальников штабов, начальники штаба ВМФ и командующие береговой охраной призывали ратифицировать конвенцию. Заложниками ситуации оказались торгово-промышленная палата США, а также бесчисленные нефтяные, судоходные, рыболовные и телекоммуникационные компании, которые готовы вложить в Арктику миллиарды, но вынуждены оставаться сторонними наблюдателями.
В последний раз вопрос о ратификации соглашения поднимался в 2012 году, но 34 сенатора-республиканцы выступили против, и таким образом, необходимых двух третей голосов не набралось. Ратификация позволила бы США получить новый океан, вдвое превосходящий территорию Калифорнии, но у Вашингтона даже нет места за столом переговоров, так как некоторые сенаторы считают, что соглашение может подорвать суверенитет страны. Однако их отказ бьёт по суверенитету США и их территориальным претензиям гораздо сильнее, чем это могло бы сделать любое соглашение, ведь арктические соседи Америки тем временем усердно добиваются международного признания своих требований в регионе.
Нынешняя ситуация тем более поразительна, если учесть, что США долгое время доминировали в Арктике. До 1960 года они располагали 8 полярными ледоколами. В 1957 году катера береговой охраны первыми из надводных судов прошли Северо-западным путём; спустя год Северного полюса достигла и подводная лодка, также впервые в истории. США инвестировали в более чем 600 радиолокационных и метеорологических станций от Алеутских островов до Гренландии, а также в стратегическую энергетическую инфраструктуру, признавая, что ответственный подход к арктическим вопросам находится в центре национальной энергетической безопасности.
Восстановление США своей исторической роли в качестве арктической державы потребует признания сложных стратегических проблем, долгосрочных инвестиций для усовершенствования инфраструктуры в Арктике и принятия Конвенции по морскому праву для возможности участия в дискуссиях.
Об авторе. Адмирал Джеймс Лой – старший советник компании Cohen Group, ранее занимавший посты командующего береговой охраной США, руководителя Управления транспортной безопасности и заместителя министра внутренней безопасности.
Читайте также:
"Ничего не останется": Жёсткое предупреждение Европе прозвучало из Госдумы. За Калининград ударим "Кинжалом"
11.01.2025 18:56
После движения танковых колонн вблизи границы с Калининградской областью из Госдумы прозвучало жёсткое предупреждение Европе. За попытки вторжения может прилететь "Кинжалом": "Ничего не останется".
Анонс от Рокфеллеров: Где полыхнёт в 2025 году?
Американский Совет по международным отношениям (CFR) выпустил обзор конфликтных ситуаций, за которыми важно следить в 2025 году. Как известно, частная американская организация, принадлежащая клану Рокфеллеров, таким образом делает ежегодный анонс.
60 тысяч русских зайдут на Украину с севера, несбиваемые бомбы долетят до Одессы, горят дома генералов ВСУ
Почему из Киева несутся слухи об отступлении из Курской области, границу ДНР уже видно в бинокль, почему враг очень боится собственных боеприпасов и как генералы ВСУ создали оборонительную линию на Тихоокеанском побережье США.
Эрдоган отомстил за угрозы Хрущева: После атомных взрывов турки дали заднюю. Почему в СССР получилось, а сейчас нет?
Несмотря на долгую и непростую историю отношений между Россией и Турцией, мы так и не научились адекватно воспринимать своих южных соседей. В первую очередь нужно помнить, что понятие "месть" и Ближний Восток неразделимы между собой. Как Эрдоган отомстил России.
Без права на ошибку: изнанка рукопашного боя без пропаганды и сантиментов
В первые дни января самой обсуждаемой темой стали кадры рукопашной схватки украинского вояки с нашим бойцом из Якутии, который одолел врага и сумел остаться живым. Эта история, на первый взгляд, понятная и победная, вскрыла массу проблем, которые висят неподъёмными гирями и мешают понять суть происходящего на СВО. Эту историю забили лозунгами и идеологическими штампами, устаревшими и вредными