Неоконченная корейская война
Может ли очередной конфликт между Северной и Южной Кореями перерасти в полномасштабные боевые действия
Корейский полуостров перманентно находится на грани войны. В августе КНДР и Южная Корея «обменялись» артиллерийскими обстрелами. На этот раз поводом к открытию огня послужили громкоговорители Юга, через которые ведется пропаганда среди военнослужащих и жителей Севера.
Конфликт на полуострове начался в 1945 году. Корея после военного коллапса Японии была поделена между СССР и США. В 1950 году конфронтация между социалистическим Севером и капиталистическим Югом переросла в крупномасштабную войну, закончившуюся в 1953 году созданием двух государств с границей по 38-й параллели.
С тех пор вооруженные силы КНДР и Южной Кореи устраивают регулярные провокации друг против друга как военного, так и идеологического характера. Руководители двух стран выступают с воинственными заявлениями, но в итоге садятся за стол переговоров. Однако ни о каком окончательном урегулировании продолжающегося 70 лет конфликта говорить не приходится.
О возможности крупномасштабных боевых действий на Корейском полуострове размышляет основатель портала Military Russia, известный военный эксперт Дмитрий Корнев.
— КНДР формально находится в международной изоляции. Против республики действуют санкции ООН, которые запрещают поставку туда военной техники и материалов, способствующих развитию ракетно-ядерного потенциала. Как выживает страна в таких условиях?
— Важно отметить, что Пхеньян не находится в полной международной изоляции и обменивается технологиями со странами третьего мира: Сирией, Ираном и другими государствами, которые развивают производство ракет и имеют антиамериканскую внешнеполитическую направленность.
К тому же традиционно КНДР поддерживает Китай. Помощь Пхеньяну не прекращается со времен Корейской войны. На текущий момент Пекин, пожалуй, является ближайшим союзником КНДР. Однако сложно ответить на вопрос о том, занимается ли КНР поставками вооружений в Северную Корею.
Китайская военная техника в КНДР встречается, но не в очень больших масштабах. К примеру, шасси для пусковых установок частично белорусского, частично китайского производства.
— Каким оружием обладает северокорейская армия? Стоят ли у нее на вооружении иностранные образцы?
— В основном на вооружении армии КНДР стоит устаревшая советская военная техника. Это советские танки Т-55 и Т-62М и китайские «Тип 59». По данным СМИ, на вооружении северокорейских ВВС имеются самолеты МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. Из более современных машин можно выделить истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25, а также вертолеты Ми-24.
В то же время Северная Корея производит очень много собственного оружия. Да, оборонная промышленность республики не выпускает самолеты, но она способна их ремонтировать и осуществлять комплексное обслуживание. Совершенно точно КНДР выпускает небольшие подводные лодки, катера и корабли классом не меньше «корвета».
Также республика производит танки «Сонгун-915» и «Чхонмахо», сконструированные на основе советских технологий. КНДР выпускает большое количество стрелкового оружия, боеприпасов и, конечно же, ракет, способных нести ядерные боезаряды.
В условиях формальной изоляции КНДР активно развивает собственные военные технологии. Если утрировать ситуацию в Северной Корее, то она отдаленно напоминает СССР времен застоя, потому что объем ВПК (военно-промышленный комплекс) в экономике КНДР просто гигантский. Остальные отрасли фактически работают на обеспечение работы «оборонки».
— Вы упомянули про плачевное состояние экономики КНДР. Сможет ли народная республика прокормить армию и население в случае продолжительного военного конфликта?
— По разным данным, численность войск Северной Кореи составляет от 690 тысяч до 1,2 млн человек. У КНДР и так огромная армия, а в случае мобилизации она значительно увеличится. Напомню, что в 2000-е в КНДР случились две волны голода, и это было в мирное время. В условиях войны армия будет забирать все, что только можно, и что станет кушать гражданское население, никого интересовать не будет. У КНДР хороший мобилизационный потенциал, но вся эта армада без захвата «военных трофеев» долго существовать не сможет.
— Каков ваш сценарий масштабной войны на Корейском полуострове? Кто одержит вверх и сколько может продлиться противостояние?
— Если на Корейском полуострове все же начнется война, то с большой вероятностью КНДР сможет захватить часть территории южного соседа, но потом северокорейскую армию все равно «закопают». В любом случае подключатся американцы, и вооруженные силы КНДР будут разгромлены.
На первом этапе противодействия Пхеньяну Пентагону будет достаточно задействовать ВВС и новейшие коммуникационные технологии. Правда, без сухопутного десанта обойтись, видимо, не получится. Скорее всего, американцы проведут так называемую воздушно-наземную операцию, которую мы могли наблюдать в Афганистане и Ираке. Можно предположить, что на окончательное уничтожение армии КНДР Пентагону понадобится примерно полгода, а не 1–2 месяца, как это было с армией Саддама Хусейна в 2003 году.
— Пхеньян постоянно делает воинственные заявления и грозит соседу войной. Насколько в реальности руководство Северной Кореи заинтересовано в начале масштабных боевых действий?
— Маловероятно, что руководство КНДР собирается начать полномасштабную войну. Военный разгром армии неминуемо приведет к смене политического режима. Бряцание оружием и регулярные провокации на границе — это давно обкатанная КНДР схема по получению денег.
Обострение ситуации на Корейском полуострове всегда приводит к переговорам. Пхеньян выражает готовность заключить очередные миролюбивые соглашения в обмен на финансовую и материальную помощь. Косвенно о невозможности войны свидетельствует реакция западных политиков и СМИ, которые оставляют без особого внимания регулярные всплески конфронтации между Пхеньяном и Сеулом.
Если проанализировать инцидент 20 августа, то в случае серьезной заварушки США начали бы мобилизацию Тихоокеанского флота, подогнали бы свои корабли к полуострову. Как мы видим, никакой тревоги объявлено не было. Более того, перестрелки мгновенно прекратились, как только между Пхеньяном и Сеулом начались переговоры.
Особенностью нынешнего обострения ситуации стало то, что Южная Корея, пожалуй, впервые за последние годы выступила с очень резкой риторикой, пригрозив серьезным военным противодействием. Мне кажется, что у Сеула меняется отношение к северному соседу — в еще более радикальную сторону.
— Насколько я понял из ваших слов, война на Корейском полуострове маловероятна. А кому она может быть, в принципе, выгодна?
— Мы уже разобрались с тем, что Пхеньян на самом деле в войне не заинтересован. Думаю, что война, в сущности, никому не выгодна. России она не нужна из-за непосредственной близости Дальнего Востока к театру военных действий. Если война все-таки начнется, то заступаться за КНДР никто не будет. С большой вероятностью Совбез ООН поддержит Сеул.
У Пекина, как и у Москвы, никакого интереса в войне на Корейском полуострове нет. Наверняка России и Китаю будет не очень приятно видеть американские войска вблизи собственных границ. КНР, скорее всего, займет нейтральную позицию.
Сейчас в Пекине больше озабочены экономической, а не идеологической экспансией. Слишком прочно КНР связана с мировыми рынками, да и с той же Южной Кореей, с которой Пекин дружит против главного азиатского конкурента — Японии. Китай и Южная Корея не забыли про оккупацию своих территорий японскими войсками.
— Но есть мнение, что любое противостояние на Корейском полуострове выгодно Китаю, так как ослабляет позиции конкурента в лице Южной Кореи.
— Давайте попробуем просчитать. На одной чаше весов в случае войны — гарантированное падение экспорта, а доля США, Японии и Западной Европы в китайском экспорте более 50%. Другие «приятные» моменты от войны под боком — беженцы, нарушение морского судоходства, случайные боевые потери и т.д. На другой — какие-то измеряемые единицами процентов преференции в некоторых областях экономики. Я не владею данными по экономической подоплеке, но если там случится война, то это будет наиболее кровопролитное столкновение со времен Второй мировой. Это будет ВОЙНА. И она ударит по всем экономикам. К слову, даже вес экономик может перераспределиться, и, скорее всего, не в пользу Китая и его соседей.
— В России сложилось мнение, что у Москвы и Пхеньяна традиционно теплые отношения. В то же время на вооружении южнокорейской армии стоят образцы российского оружия. В частности, это танки Т-80У. Как объяснить такую ситуацию?
— В 1990-е годы Россия поставила Южной Корее зенитные системы и танки. Более того, у меня есть подозрение, что Сеул может стать первым покупателем российско-индийской ракеты «Брама». Поставки нашего оружия в Южную Корею носят в основном коммерческий характер. С точки зрения политики здесь тоже все прозрачно: Сеул никогда не делал антироссийских заявлений и повода ненавидеть себя не давал.
Действительно, принято считать, что между РФ и КНДР сложились хорошие отношения, но тут есть один важный нюанс: в Пхеньяне крайне негативно восприняли распад СССР и гонения на Компартию. В Северной Корее распространилось мнение, что Москва предала и стала врагом.
Корейский полуостров перманентно находится на грани войны. В августе КНДР и Южная Корея «обменялись» артиллерийскими обстрелами. На этот раз поводом к открытию огня послужили громкоговорители Юга, через которые ведется пропаганда среди военнослужащих и жителей Севера.
Конфликт на полуострове начался в 1945 году. Корея после военного коллапса Японии была поделена между СССР и США. В 1950 году конфронтация между социалистическим Севером и капиталистическим Югом переросла в крупномасштабную войну, закончившуюся в 1953 году созданием двух государств с границей по 38-й параллели.
С тех пор вооруженные силы КНДР и Южной Кореи устраивают регулярные провокации друг против друга как военного, так и идеологического характера. Руководители двух стран выступают с воинственными заявлениями, но в итоге садятся за стол переговоров. Однако ни о каком окончательном урегулировании продолжающегося 70 лет конфликта говорить не приходится.
О возможности крупномасштабных боевых действий на Корейском полуострове размышляет основатель портала Military Russia, известный военный эксперт Дмитрий Корнев.
— КНДР формально находится в международной изоляции. Против республики действуют санкции ООН, которые запрещают поставку туда военной техники и материалов, способствующих развитию ракетно-ядерного потенциала. Как выживает страна в таких условиях?
— Важно отметить, что Пхеньян не находится в полной международной изоляции и обменивается технологиями со странами третьего мира: Сирией, Ираном и другими государствами, которые развивают производство ракет и имеют антиамериканскую внешнеполитическую направленность.
К тому же традиционно КНДР поддерживает Китай. Помощь Пхеньяну не прекращается со времен Корейской войны. На текущий момент Пекин, пожалуй, является ближайшим союзником КНДР. Однако сложно ответить на вопрос о том, занимается ли КНР поставками вооружений в Северную Корею.
Китайская военная техника в КНДР встречается, но не в очень больших масштабах. К примеру, шасси для пусковых установок частично белорусского, частично китайского производства.
— Каким оружием обладает северокорейская армия? Стоят ли у нее на вооружении иностранные образцы?
— В основном на вооружении армии КНДР стоит устаревшая советская военная техника. Это советские танки Т-55 и Т-62М и китайские «Тип 59». По данным СМИ, на вооружении северокорейских ВВС имеются самолеты МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. Из более современных машин можно выделить истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25, а также вертолеты Ми-24.
В то же время Северная Корея производит очень много собственного оружия. Да, оборонная промышленность республики не выпускает самолеты, но она способна их ремонтировать и осуществлять комплексное обслуживание. Совершенно точно КНДР выпускает небольшие подводные лодки, катера и корабли классом не меньше «корвета».
Также республика производит танки «Сонгун-915» и «Чхонмахо», сконструированные на основе советских технологий. КНДР выпускает большое количество стрелкового оружия, боеприпасов и, конечно же, ракет, способных нести ядерные боезаряды.
В условиях формальной изоляции КНДР активно развивает собственные военные технологии. Если утрировать ситуацию в Северной Корее, то она отдаленно напоминает СССР времен застоя, потому что объем ВПК (военно-промышленный комплекс) в экономике КНДР просто гигантский. Остальные отрасли фактически работают на обеспечение работы «оборонки».
— Вы упомянули про плачевное состояние экономики КНДР. Сможет ли народная республика прокормить армию и население в случае продолжительного военного конфликта?
— По разным данным, численность войск Северной Кореи составляет от 690 тысяч до 1,2 млн человек. У КНДР и так огромная армия, а в случае мобилизации она значительно увеличится. Напомню, что в 2000-е в КНДР случились две волны голода, и это было в мирное время. В условиях войны армия будет забирать все, что только можно, и что станет кушать гражданское население, никого интересовать не будет. У КНДР хороший мобилизационный потенциал, но вся эта армада без захвата «военных трофеев» долго существовать не сможет.
— Каков ваш сценарий масштабной войны на Корейском полуострове? Кто одержит вверх и сколько может продлиться противостояние?
— Если на Корейском полуострове все же начнется война, то с большой вероятностью КНДР сможет захватить часть территории южного соседа, но потом северокорейскую армию все равно «закопают». В любом случае подключатся американцы, и вооруженные силы КНДР будут разгромлены.
На первом этапе противодействия Пхеньяну Пентагону будет достаточно задействовать ВВС и новейшие коммуникационные технологии. Правда, без сухопутного десанта обойтись, видимо, не получится. Скорее всего, американцы проведут так называемую воздушно-наземную операцию, которую мы могли наблюдать в Афганистане и Ираке. Можно предположить, что на окончательное уничтожение армии КНДР Пентагону понадобится примерно полгода, а не 1–2 месяца, как это было с армией Саддама Хусейна в 2003 году.
— Пхеньян постоянно делает воинственные заявления и грозит соседу войной. Насколько в реальности руководство Северной Кореи заинтересовано в начале масштабных боевых действий?
— Маловероятно, что руководство КНДР собирается начать полномасштабную войну. Военный разгром армии неминуемо приведет к смене политического режима. Бряцание оружием и регулярные провокации на границе — это давно обкатанная КНДР схема по получению денег.
Обострение ситуации на Корейском полуострове всегда приводит к переговорам. Пхеньян выражает готовность заключить очередные миролюбивые соглашения в обмен на финансовую и материальную помощь. Косвенно о невозможности войны свидетельствует реакция западных политиков и СМИ, которые оставляют без особого внимания регулярные всплески конфронтации между Пхеньяном и Сеулом.
Если проанализировать инцидент 20 августа, то в случае серьезной заварушки США начали бы мобилизацию Тихоокеанского флота, подогнали бы свои корабли к полуострову. Как мы видим, никакой тревоги объявлено не было. Более того, перестрелки мгновенно прекратились, как только между Пхеньяном и Сеулом начались переговоры.
Особенностью нынешнего обострения ситуации стало то, что Южная Корея, пожалуй, впервые за последние годы выступила с очень резкой риторикой, пригрозив серьезным военным противодействием. Мне кажется, что у Сеула меняется отношение к северному соседу — в еще более радикальную сторону.
— Насколько я понял из ваших слов, война на Корейском полуострове маловероятна. А кому она может быть, в принципе, выгодна?
— Мы уже разобрались с тем, что Пхеньян на самом деле в войне не заинтересован. Думаю, что война, в сущности, никому не выгодна. России она не нужна из-за непосредственной близости Дальнего Востока к театру военных действий. Если война все-таки начнется, то заступаться за КНДР никто не будет. С большой вероятностью Совбез ООН поддержит Сеул.
У Пекина, как и у Москвы, никакого интереса в войне на Корейском полуострове нет. Наверняка России и Китаю будет не очень приятно видеть американские войска вблизи собственных границ. КНР, скорее всего, займет нейтральную позицию.
Сейчас в Пекине больше озабочены экономической, а не идеологической экспансией. Слишком прочно КНР связана с мировыми рынками, да и с той же Южной Кореей, с которой Пекин дружит против главного азиатского конкурента — Японии. Китай и Южная Корея не забыли про оккупацию своих территорий японскими войсками.
— Но есть мнение, что любое противостояние на Корейском полуострове выгодно Китаю, так как ослабляет позиции конкурента в лице Южной Кореи.
— Давайте попробуем просчитать. На одной чаше весов в случае войны — гарантированное падение экспорта, а доля США, Японии и Западной Европы в китайском экспорте более 50%. Другие «приятные» моменты от войны под боком — беженцы, нарушение морского судоходства, случайные боевые потери и т.д. На другой — какие-то измеряемые единицами процентов преференции в некоторых областях экономики. Я не владею данными по экономической подоплеке, но если там случится война, то это будет наиболее кровопролитное столкновение со времен Второй мировой. Это будет ВОЙНА. И она ударит по всем экономикам. К слову, даже вес экономик может перераспределиться, и, скорее всего, не в пользу Китая и его соседей.
— В России сложилось мнение, что у Москвы и Пхеньяна традиционно теплые отношения. В то же время на вооружении южнокорейской армии стоят образцы российского оружия. В частности, это танки Т-80У. Как объяснить такую ситуацию?
— В 1990-е годы Россия поставила Южной Корее зенитные системы и танки. Более того, у меня есть подозрение, что Сеул может стать первым покупателем российско-индийской ракеты «Брама». Поставки нашего оружия в Южную Корею носят в основном коммерческий характер. С точки зрения политики здесь тоже все прозрачно: Сеул никогда не делал антироссийских заявлений и повода ненавидеть себя не давал.
Действительно, принято считать, что между РФ и КНДР сложились хорошие отношения, но тут есть один важный нюанс: в Пхеньяне крайне негативно восприняли распад СССР и гонения на Компартию. В Северной Корее распространилось мнение, что Москва предала и стала врагом.
Читайте также:
В Польше заявили о поражении Украины
28.11.2024 12:17
Без сомнения, инициатива на российской стороне, успехи на российской стороне, и если смотреть на конфликт с точки зрения исключительно занятой территории, то Россия выигрывает эту войну.
"Тактика шока и трепета": в Британии заявили, что у России есть то, чего нет у Запада
28.11.2024 12:11
Запад совместно с Украиной проигрывают России, потому что у них нет преимуществ, которые есть у Москвы, пишет бывший британский дипломат и посол Великобритании в Москве Ян Прауд в статье для Responsible Statescraft.
С новым контрнаступлением Киеву придется пробиваться через заросли "Орешника"
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом и его намерения как можно быстрее остановить конфликт на Украине пугают киевскую хунту и ее пока еще правящих покровителей до умопомрачения. Ничем иным не объяснить самоубийственные разрешения на дальние удары западным оружием и внезапно заведенные Киевом разговоры об очередном "контрнаступе".
"Они сделали запас ракет!": Россия гасит свет. Киевляне сообщили о второй волне массированной атаки на Украину
28.11.2024 13:28
Утром на Украине были зафиксированы атаки со стороны военно-воздушных сил России на энергетические объекты. Киевляне сообщили о второй волне массированной атаки: "Они сделали запас ракет!"
"Орешник" — лишь начало. Путин представил ракетное "меню" для Киева
28.11.2024 16:06
В Казахстане прошел очередной саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На встрече присутствовал и Владимир Путин, прибывший в Астану днем ранее.