Ми-8: легендарный универсальный солдат
06.09.2015 13:21
1 502
0
Легенда транспортной авиации уже половину столетия рассекает воздушное пространство десятков стран, выполняя самые разнообразные миссии. За годы эксплуатации вертолет Ми-8 побывал самой разной машиной - транспортно-штурмовой, эвакуационной, медицинской, разведывательной... однако полный список модификаций легендарной «восьмерки» настолько большой, что о некоторых модификациях лучше рассказывать отдельно.
Ми-8П
Эта модификация отличается буквально от всех версий вертолета, которые обычно видишь на учениях, прежде всего, тем, что перевозит Ми-8 в модификации «П» не военных, а гражданских лиц. Ми-8П - это не спартанский военно-транспортный вертолет, а комфортабельный междугородний автобус с просторным салоном на 28 мест. От военно-транспортных такой вертолет отличается еще и характерными иллюминаторами прямоугольной, а не привычной круглой формы. В остальном - это старый добрый Ми-8.
Начальник боя
Управлять войсками на поле боя - задача не из простых. Не всегда случается обеспечить своевременную передачу команды через радиоэлектронные средства, размещенные на земле, да и мобильность командного состава - уже не прихоть, а средство для обеспечения безопасности. Чтобы максимально сократить время передачи приказа и обеспечить управление войсками в любое время и в любом месте, на базе вертолета Ми-8 была создана модификация для мобильного пункта управления войсками, получившая индекс Ми-9.
Вертолет с аппаратурой связи, управления и другими средствами специального назначения от обычного Ми-8 отличался не только возможностью «командовать парадом». Помимо сложной электроники, Ми-9 оснащался более вместительным топливным баком, штыревыми антеннами по всему корпусу и системой опознавания «свой-чужой». Вертолет можно было легко отличить от других, поскольку фюзеляж был буквально «утыкан» антеннами разной формы - главными средствами передачи приказов от командования к войскам.
Перуанский страж
Ми-8 сродни автомату Калашникова - в мире нет, и пожалуй, уже не будет столь массового и столь надежного вертолета, выполняющего работу на таких режимах и в таких условиях, в каких другие вертолеты пасуют. За свои технические характеристики, а говоря простым языком, за надежность, Ми-8 охотно покупают за рубежом. Однако в случае с поставкой Ми-8 в Перу обозначился особый запрос клиентов, который компания «Вертолеты России» удовлетворила в полном объеме. Речь идет о поставках версий Ми-8АМТШ. Индекс «Ш» в названии и «злой» обвес из блоков с неуправляемым авиационным вооружением прямо говорят о том, что, помимо перевозки вооруженных до зубов солдат, вертолет может и самостоятельно «задать жару». Помимо прочего, Ми-8АМТШ оснащен приборами для наблюдения в любое время суток - инфракрасный и тепловизионный визоры, размещенные прямо под «фонарем» кабины, позволяют экипажу вертолета работать даже в кромешной темноте или в густом тумане.
Летающая погранзастава
Федеральная Служба Безопасности - особенное ведомство с непростыми задачами. Для того чтобы эффективно выполнять свои обязанности, таким людям ежедневно требуется специальная техника, построенная под их нужды. Ми-8АМТШ пограничной службы ФСБ России, которые недавно были переданы заказчику, как по внешнему виду, так и по своему содержанию больше напоминают сугубо боевые машины, чем специально подготовленные вертолеты. Среди поставленных для ФСБ есть как Ми-8 с привычного вида кабиной, так и новые варианты, оснащенные кабиной, построенной по типу «дельфиньего носа». Специальные машины, помимо доработанной силовой установки, оснащаются внешними топливными баками, бронеплитами для кабины экипажа и устройствами радиоэлектронной борьбы.
Борт № 1
Вертолеты, равно как и самолеты первых лиц государства, - предмет особенного внимания. Ми-8МТВ президента России не исключение. Об этом вертолете ходит такое количество мифов, что в пору издавать энциклопедию всех догадок, легенд и версий. Правда же, как это обычно бывает, состоит в том, что Специальный летный отряд «Россия» хоть и занимается перевозкой первых лиц государства, но делает это исключительно на специально подготовленных для этого самолетах и вертолетах преимущественно российского производства.
Ми-8 в модификации ПС-7 - не просто имеет комфортный салон и спецсвязь для круглосуточного и повсеместного контакта главы государства с подчиненными, например, с министром обороны, это еще и крайне защищенная и высокотехнологичная машина.
«С точки зрения технических характеристик и оснащения - это, конечно, основанный на все том же отечественном Ми-8, грамотно проработанный борт. На нем имеются и специальным образом экранированные двигатели, системы радиоэлектронного подавления, чтобы никто не мог подвергнуть борт обстрелу, системы отстрела ложных тепловых целей, и целый ряд других, засекреченных систем защиты. Как никак главу государства перевозят», - рассказал в интервью «Звезде» авиационный эксперт, кандидат технических наук и специалист в области бортовых радиоэлектронных систем Константин Макашов.
Прикрывающий «Рычаг»
Комплексам радиоэлектронного подавления не случайно уделяется столько внимания. Смонтировав систему РЭБ на борту Ми-8, можно получить не просто борт для борьбы с электроникой противника, а целый многофункциональный мобильный комплекс. Вертолетные комплексы со станцией активных помех «Рычаг-АВ» - самые передовые комплексы в российской армии.
Их разработку Концерн Радиоэлектронных Технологий (КРЭТ) завершил всего несколько лет назад. Вертолеты Ми-8МТПР-1 и вертолеты Ми-8МТВ-5-1 выбраны базой для новых радиотехнических средств не случайно - именно Ми-8 обладает таким важным качеством как универсальность и скрытность - нельзя на глаз определить, находится перед тобой обычный вертолет, или борт со сверхсекретной аппаратурой, способной защитить от ударов противника целую армию в радиусе сотен километров.
«В отличие от модификации Ми-8ПП, которая в принципе так и расшифровывается как постановщик помех, вы никогда с ходу не поймете, имеет вертолет Ми-8 отношение к средствам РЭБ или нет», - поясняет в интервью «Звезде» Михаил Семин, радиофизик, летчик с 16- летним стажем и специалист в области средств радиоэлектронной борьбы.
«КРЭТ провел невероятную по своим масштабам работу именно в плане скрытности новых средств. Поэтому можно взять любой Ми-8, вынести из него внутреннее убранство и смонтировать туда систему РЭБ, лишь незначительно его доработав», - пояснил специалист.
Ми-8, по признанию специалистов и экспертов, еще долго будут оставаться лучшими вертолетами в мире. Ни один другой вертолет не смог бы пережить такую непростую, но такую яркую судьбу, какую пережил Ми-8. В духе современных решений Ми-8 регулярно проходит обновление и модернизацию. Переработкам подвергается буквально все - от двигателей и бортовых систем, до материалов обивки салона.
По желанию, в транспортный отсек можно заказать даже кондиционер и доставлять вертолетом мороженое. Однако, несмотря на то, что любой каприз можно выполнить за деньги, наиболее лестные отзывы Ми-8 получил именно в войсках, причем не только российских. Список из иностранных военных и гражданских компаний, использовавших разные модификации Ми-8 настолько велик, что на его фоне меркнут данные об использовании всех зарубежных производителей вместе взятых.
Ми-8П
Эта модификация отличается буквально от всех версий вертолета, которые обычно видишь на учениях, прежде всего, тем, что перевозит Ми-8 в модификации «П» не военных, а гражданских лиц. Ми-8П - это не спартанский военно-транспортный вертолет, а комфортабельный междугородний автобус с просторным салоном на 28 мест. От военно-транспортных такой вертолет отличается еще и характерными иллюминаторами прямоугольной, а не привычной круглой формы. В остальном - это старый добрый Ми-8.
Начальник боя
Управлять войсками на поле боя - задача не из простых. Не всегда случается обеспечить своевременную передачу команды через радиоэлектронные средства, размещенные на земле, да и мобильность командного состава - уже не прихоть, а средство для обеспечения безопасности. Чтобы максимально сократить время передачи приказа и обеспечить управление войсками в любое время и в любом месте, на базе вертолета Ми-8 была создана модификация для мобильного пункта управления войсками, получившая индекс Ми-9.
Вертолет с аппаратурой связи, управления и другими средствами специального назначения от обычного Ми-8 отличался не только возможностью «командовать парадом». Помимо сложной электроники, Ми-9 оснащался более вместительным топливным баком, штыревыми антеннами по всему корпусу и системой опознавания «свой-чужой». Вертолет можно было легко отличить от других, поскольку фюзеляж был буквально «утыкан» антеннами разной формы - главными средствами передачи приказов от командования к войскам.
Перуанский страж
Ми-8 сродни автомату Калашникова - в мире нет, и пожалуй, уже не будет столь массового и столь надежного вертолета, выполняющего работу на таких режимах и в таких условиях, в каких другие вертолеты пасуют. За свои технические характеристики, а говоря простым языком, за надежность, Ми-8 охотно покупают за рубежом. Однако в случае с поставкой Ми-8 в Перу обозначился особый запрос клиентов, который компания «Вертолеты России» удовлетворила в полном объеме. Речь идет о поставках версий Ми-8АМТШ. Индекс «Ш» в названии и «злой» обвес из блоков с неуправляемым авиационным вооружением прямо говорят о том, что, помимо перевозки вооруженных до зубов солдат, вертолет может и самостоятельно «задать жару». Помимо прочего, Ми-8АМТШ оснащен приборами для наблюдения в любое время суток - инфракрасный и тепловизионный визоры, размещенные прямо под «фонарем» кабины, позволяют экипажу вертолета работать даже в кромешной темноте или в густом тумане.
Летающая погранзастава
Федеральная Служба Безопасности - особенное ведомство с непростыми задачами. Для того чтобы эффективно выполнять свои обязанности, таким людям ежедневно требуется специальная техника, построенная под их нужды. Ми-8АМТШ пограничной службы ФСБ России, которые недавно были переданы заказчику, как по внешнему виду, так и по своему содержанию больше напоминают сугубо боевые машины, чем специально подготовленные вертолеты. Среди поставленных для ФСБ есть как Ми-8 с привычного вида кабиной, так и новые варианты, оснащенные кабиной, построенной по типу «дельфиньего носа». Специальные машины, помимо доработанной силовой установки, оснащаются внешними топливными баками, бронеплитами для кабины экипажа и устройствами радиоэлектронной борьбы.
Борт № 1
Вертолеты, равно как и самолеты первых лиц государства, - предмет особенного внимания. Ми-8МТВ президента России не исключение. Об этом вертолете ходит такое количество мифов, что в пору издавать энциклопедию всех догадок, легенд и версий. Правда же, как это обычно бывает, состоит в том, что Специальный летный отряд «Россия» хоть и занимается перевозкой первых лиц государства, но делает это исключительно на специально подготовленных для этого самолетах и вертолетах преимущественно российского производства.
Ми-8 в модификации ПС-7 - не просто имеет комфортный салон и спецсвязь для круглосуточного и повсеместного контакта главы государства с подчиненными, например, с министром обороны, это еще и крайне защищенная и высокотехнологичная машина.
«С точки зрения технических характеристик и оснащения - это, конечно, основанный на все том же отечественном Ми-8, грамотно проработанный борт. На нем имеются и специальным образом экранированные двигатели, системы радиоэлектронного подавления, чтобы никто не мог подвергнуть борт обстрелу, системы отстрела ложных тепловых целей, и целый ряд других, засекреченных систем защиты. Как никак главу государства перевозят», - рассказал в интервью «Звезде» авиационный эксперт, кандидат технических наук и специалист в области бортовых радиоэлектронных систем Константин Макашов.
Прикрывающий «Рычаг»
Комплексам радиоэлектронного подавления не случайно уделяется столько внимания. Смонтировав систему РЭБ на борту Ми-8, можно получить не просто борт для борьбы с электроникой противника, а целый многофункциональный мобильный комплекс. Вертолетные комплексы со станцией активных помех «Рычаг-АВ» - самые передовые комплексы в российской армии.
Их разработку Концерн Радиоэлектронных Технологий (КРЭТ) завершил всего несколько лет назад. Вертолеты Ми-8МТПР-1 и вертолеты Ми-8МТВ-5-1 выбраны базой для новых радиотехнических средств не случайно - именно Ми-8 обладает таким важным качеством как универсальность и скрытность - нельзя на глаз определить, находится перед тобой обычный вертолет, или борт со сверхсекретной аппаратурой, способной защитить от ударов противника целую армию в радиусе сотен километров.
«В отличие от модификации Ми-8ПП, которая в принципе так и расшифровывается как постановщик помех, вы никогда с ходу не поймете, имеет вертолет Ми-8 отношение к средствам РЭБ или нет», - поясняет в интервью «Звезде» Михаил Семин, радиофизик, летчик с 16- летним стажем и специалист в области средств радиоэлектронной борьбы.
«КРЭТ провел невероятную по своим масштабам работу именно в плане скрытности новых средств. Поэтому можно взять любой Ми-8, вынести из него внутреннее убранство и смонтировать туда систему РЭБ, лишь незначительно его доработав», - пояснил специалист.
Ми-8, по признанию специалистов и экспертов, еще долго будут оставаться лучшими вертолетами в мире. Ни один другой вертолет не смог бы пережить такую непростую, но такую яркую судьбу, какую пережил Ми-8. В духе современных решений Ми-8 регулярно проходит обновление и модернизацию. Переработкам подвергается буквально все - от двигателей и бортовых систем, до материалов обивки салона.
По желанию, в транспортный отсек можно заказать даже кондиционер и доставлять вертолетом мороженое. Однако, несмотря на то, что любой каприз можно выполнить за деньги, наиболее лестные отзывы Ми-8 получил именно в войсках, причем не только российских. Список из иностранных военных и гражданских компаний, использовавших разные модификации Ми-8 настолько велик, что на его фоне меркнут данные об использовании всех зарубежных производителей вместе взятых.
Читайте также:
60 тысяч русских зайдут на Украину с севера, несбиваемые бомбы долетят до Одессы, горят дома генералов ВСУ
Почему из Киева несутся слухи об отступлении из Курской области, границу ДНР уже видно в бинокль, почему враг очень боится собственных боеприпасов и как генералы ВСУ создали оборонительную линию на Тихоокеанском побережье США.
Анонс от Рокфеллеров: Где полыхнёт в 2025 году?
Американский Совет по международным отношениям (CFR) выпустил обзор конфликтных ситуаций, за которыми важно следить в 2025 году. Как известно, частная американская организация, принадлежащая клану Рокфеллеров, таким образом делает ежегодный анонс.
"Наш флот понёс огромные потери": Беспрецедентная оккупация НАТО Чёрного моря. В Новый год враг сбил наши вертолёты
Страны Североатлантического альянса первоначально оправдывали своё присутствие на Балтике учениями и защитой подводной инфраструктуры, сейчас же во всё горло орут про борьбу с "теневым флотом России" и возможной конфронтацией с нашим флотом. Но это только полбеды - военкор рассказал о беспрецедентной оккупации НАТО Чёрного моря: "Наш флот понёс огромные потери". Опасная
Без права на ошибку: изнанка рукопашного боя без пропаганды и сантиментов
В первые дни января самой обсуждаемой темой стали кадры рукопашной схватки украинского вояки с нашим бойцом из Якутии, который одолел врага и сумел остаться живым. Эта история, на первый взгляд, понятная и победная, вскрыла массу проблем, которые висят неподъёмными гирями и мешают понять суть происходящего на СВО. Эту историю забили лозунгами и идеологическими штампами, устаревшими и вредными
Эрдоган отомстил за угрозы Хрущева: После атомных взрывов турки дали заднюю. Почему в СССР получилось, а сейчас нет?
Несмотря на долгую и непростую историю отношений между Россией и Турцией, мы так и не научились адекватно воспринимать своих южных соседей. В первую очередь нужно помнить, что понятие "месть" и Ближний Восток неразделимы между собой. Как Эрдоган отомстил России.