Регистрация

Универсальный десантный чемодан без ручки

09.09.2015  06:24
2 231
9


Интрига вокруг судьбы универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль», которые построены во Франции по заказу ВМФ России, но так и не переданы заказчику, постепенно приближается к развязке. В ближайшее время возможно появление нового заказчика, который станет в итоге обладателем построенных для России кораблей.

«Мистрали» уже давно превратились для всех участников процесса (в особенности для Франции) в своеобразный чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко. Поиски альтернативного покупателя для кораблей типа «Мистраль» начались после первых же сообщений о возможных затруднениях с их поставкой первоначальному заказчику.

Набор вариантов поначалу был широк: от ВМС Франции до объединенных сил НАТО. Однако параллельно поиску выхода, устраивающего Москву и Париж, кандидатов в покупатели становилось все меньше.


ВМС Франции

Этот вариант и возник, и отпал одним из первых. Французский флот уже располагает тремя кораблями данного класса: собственно «Мистраль» и два его систершипа — «Тоннер» и «Диксмюд». Постройка третьего уже рассматривалась как излишняя роскошь в условиях экономического кризиса и была завершена главным образом в порядке социальной нагрузки — чтобы сохранить рабочие места на верфи в Сен-Назере.

Четвертый и пятый корабли, аналогичные по ТТХ и почти аналогичные по конструкции, но серьезно отличающиеся по оборудованию, были Франции совершенно не нужны.

ВМС США

Тем более они были не нужны американскому флоту. США уже сорок лет подряд строит собственные УДК огромных размеров и стоимости. Последовательно сменяющие друг друга на верфях сорокатысячетонные корабли типа «Тарава», «Уосп» и «Америка» полностью закрывают потребность самого сильного флота планеты в боевых единицах этого класса.

Тем не менее некоторое время «американский вариант» рассматривался всерьез. Вашингтон был основным инициатором расторжения контракта, и многие полагали, что он должен выкупить эти корабли если не для использования, то для хранения или утилизации — просто чтобы компенсировать союзнику расходы на возмещение ущерба Москве.

Объединенные ВМС НАТО

Военная мощь самого крупного в мире альянса складывается из возможностей каждого его участника, при этом постоянно действующих соединений «общенатовского» подчинения немного, а бюджет самой организации не слишком велик.

Некоторое время и в Париже, и в Брюсселе рассматривали вопрос о выкупе обоих «российских» кораблей для использования в совместных операциях блока, но в итоге так и не решили, за чей счет будет совершена эта покупка. Кроме того, как и в случае с вашингтонским вариантом, препятствием наверняка стала бы позиция Москвы, без согласия которой изменить паспорт конечного заказчика невозможно. Многие политики, разумеется, эту позицию с удовольствием бы проигнорировали, но логика бизнеса подобного пренебрежения традициями деловой этики не приветствует.

Китай

Первый вариант из числа более-менее реальных с точки зрения совмещения позиций Москвы и Парижа. По имеющейся информации, ВМС Народно-освободительной армии Китая интересуются кораблями этого типа, несмотря на существование собственных проектов универсальных десантных кораблей.

Интерес обусловлен как традиционным для КНР стремлением поближе ознакомиться с современными технологиями в важной военной сфере, так и возможностью быстро получить два корабля отработанного типа, которые можно в считанные месяцы ввести в состав флота (особенно учитывая помощь России в подготовке специалистов и поставку знакомых Китаю российских вертолетов). Однако данный вариант вызвал возражения уже у Вашингтона, не приветствующего расширение возможностей флота одного из сильнейших своих оппонентов.

Индия

Вариант, который мог бы устроить все стороны, если бы доктрина индийского флота предполагала экспедиционные операции. Тем не менее ВМС этой страны, при весьма внушительных размерах, обладают достаточно скромным экспедиционным компонентом и ориентирован главным образом на локальные тактические десанты силами до взвода-роты, что исключает использование таких крупных боевых единиц.

Вьетнам

Еще один вариант, который мог бы устроить всех. Потребность в экспедиционном потенциале у Вьетнама, оспаривающего китайские притязания на ряд окрестных островов, вполне очевидна. Однако такая покупка преждевременна, поскольку вьетнамский флот пока не располагает достаточным числом эскортных кораблей, а экономическая ситуация не благоприятствует дорогим экспериментам. В конце концов, главной статьей расходов на флот во Вьетнаме еще долго будет оставаться укрепление недавно созданного подводного флота, укомплектованного российскими подлодками проекта 636.

Малайзия

Еще одна крупная держава Юго-Восточной Азии, у которой масса реальных и потенциальных споров за клочки земли на просторах южных морей. Предположительно Малайзия до сих пор остается в коротком списке потенциальных покупателей, и сбрасывать этот вариант со счетов пока не стоит.

Бразилия и соседи

А вот латиноамериканский гигант, судя по всему, покупателем не станет — как из-за экономических проблем, так и в силу отсутствия задач, требующих наличия кораблей подобного класса. Экспедиционные операции в бразильской доктрине пока не значатся.

Куда более интересен этот класс кораблей для ВМС Аргентины, с их вечным спором о принадлежности Фолклендского (Мальвинского) архипелага. Однако бюджет Буэнос-Айреса еще меньше, чем у других кандидатов, располагает к подобным покупкам.

Арабский вариант

Это, видимо, наиболее вероятный исход как минимум для одного из кораблей, а возможно, что и для обоих. В качестве конечного оператора назывались ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет. Скорее всего, именно Каир в итоге получит новую боевую единицу (или две) — с финансовой помощью Эр-Рияда. Подтверждением этого варианта стали сообщения о готовящемся контракте на поставку Ка-52, особенно после появления информации о том, что Египет может получить морскую версию этого вертолета, специально созданную для российских «Мистралей».

Назначение кораблей в составе ВМС Египта, в общем, очевидно. Красное море становится все более горячим регионом, а в связи с крушением государственных институтов в Ливии и конфликтов в Сирии осложнения начинаются и в Средиземноморье. В этих условиях страна, изрядная часть финансового благополучия которой зависит от бесперебойного судоходства через Суэцкий канал, нуждается в средствах контроля за морем. Вертолетоносец с ударными машинами и батальоном морской пехоты на борту при поддержке корветов и катеров вполне может выполнять эту роль, особенно с учетом того, что главный противник — иррегулярные формирования на катерах со стрелковым оружием.



Читайте также:
Российский комплекс "Гром": Новое высокоточное оружие меняет тактику на поле боя
11.12.2025 07:30
x-true.info
Российский комплекс «Гром» — новое слово в высокоточном оружии. Модульная ракета-бомба массой 600 кг способна превращаться в крылатую ракету, планирующую бомбу или термобарический заряд, поражая цели на 60–250 км с точностью до 1–5 м. Уже применён под Авдеевкой, Харьковом и Полтавой. Универсальность, низкая заметность и пуск как с самолётов, так и с РСЗО делают «Гром» фундаментом будущей системы
Вот и все: Европа объявила Украине капитуляцию
11.12.2025 17:09
Европейские страны устали помогать Украине, несмотря на громкие заявления их руководства, пишет The Times.
Прорыв века: бразильские наёмники в Купянске, британский спецназ в гробу
11.12.2025 07:21
x-true.info
Прорыв ВСУ под Купянском: танковые атаки, «серая зона» на Осколе и иностранные наёмники в деле. Российские позиции держатся, но логистика под ударом дронов. Британия впервые официально признала гибель своего спецназовца на Украине. Ситуация тяжёлая, но контролируемая — фронт пылает.
Стивен Сигал: от голливудских боевиков к документальному фильму об СВО и российскому гражданству
11.12.2025 17:16
x-true.info
Голливудский актер Стивен Сигал анонсировал скорую премьеру документального фильма «Во имя справедливости» о специальной военной операции. Лента призвана показать миру альтернативный взгляд на конфликт в Донбассе, опровергая, по словам Сигала, западные утверждения о «вторжении» России. Гражданин РФ с 2016 года, Сигал посетил разрушенную Еленовку, общался с военнопленными. Он заявил о готовности
Пять американских бомб под Брюссель и одна мина под Россию: когда рванёт?
11.12.2025 07:11
x-true.info
Новая Стратегия нацбезопасности США Трампа бьёт по Европе: упадок, миграция, цензура — и призыв "сохранить европейскость" на американских условиях. ЕС в шоке: Каллас обвиняет в провокациях, Боррель видит войну. Раскол Запада выгоден России — шанс на диалог и мир на Украине. Что скрывают 5 "бомб" под Брюсселем и как Москва использует окно возможностей? Анализ последствий для
  1. 09.09.2015
    06:34
    0
    Вот вам гейропейцы средство доставки мигрантов из Африки и Ближнего Востока в США. Пора им "прочувствовать" все "прелести" демократических "ценностей". smok
  2. 09.09.2015
    08:31
    0
    Инок как обычно бред не в тему пишет! Наверно это хитрый план,многоходовка,и мы всех переиграли?  biggrin
  3. 09.09.2015
    08:54
    0
    ДЕБИЛ ! в шахматы учись играть. cool
  4. 09.09.2015
    10:30
    0
    Просто с копи пастил , тебе хватит!- "Наверно это хитрый план,многоходовка,и мы всех переиграли?  "
  5. 09.09.2015
    11:14
    -1
    Можете объяснить эту игру, кто кого обыгрывает?

    Я что-тоне слышал, что бы Россия получала все компенсации и неустойки по этому поводу.

    И пожалуйста, без оскорблений участников форума.
  6. 09.09.2015
    15:09
    0
    Замечательное предложение! А почему бы и нет?
  7. 09.09.2015
    15:23
    0
    Вообще у меня такой вопрос. Почему наши лидеры, если так сильно хотят получить эти корабли, то не провернули сделку через третьи лица? Яркий пример, это торговля СССР и Германии в период ВОВ через посредников.
    И ещё один вопрос. Цена обоих Мистралей была около 1.5 миллиарда евро. Почему возврат наших средств + неустойка составила всего лишь 800 миллионов евро? Очередные откаты видать...
  8. 09.09.2015
    15:28
    0
    По новостным каналам афишируют раз в неделю получение от Франции суммы компенсации в размере то 800 млн, то 900 млн. евро. Уже по новостям с ТВ три раза получили компенсацию.
    Сумма же контракта составляет 1,2 миллиарда евро. Это без стоимости радиолокационного  оборудования, которое было поставлено и смонтировано на "Мистралях" нашими специалистами. И которое было тщательно изучено французами и не только ими, надо понимать. Компенсация по контракту, кстати, вовсе не обозначает неустойку за невыполнение условий договора.
    Международный распил, организованный господами Сердюковым, Медведевым, Саркози - он пройдёт незаметно.
  9. 09.09.2015
    22:00
    -2
    А вы, как обычно, умные лозунги?