БТР «Курганец-25»: младший брат новой боевой машины пехоты
Кого предстоит сменить в армии России бронетранспортеру, построенному на базе новой многофункциональной гусеничной платформы
Уже в начале следующего года в войска могут поступить первые боевые машины пехоты и гусеничные транспортеры, построенные на базе межвидовой средней платформы «Курганец-25». Впервые появившиеся на публике во время репетиции и проведения Парада Победы 9 мая, эти машины произвели не меньший фурор, чем их «старший брат» — танк Т-14, главный представитель тяжелой гусеничной платформы «Армата».
Новейшие бронированные машины для армии России роднит многое. Это и капсульная схема компоновки, при которой экипаж имеет двойную защиту: он расположен в специальной бронированной капсуле, заключенной в слой внешней брони машины. Это и тщательно просчитанные углы наклона броневых листов, прежде всего лобовых и башенных. Это и совершенно новые материалы и оборудование, которые используются при производстве таких машин. Но самое главное, все эти платформы — что «Армата», что «Курганец», что более легкая колесная «Бумеранг» — на сегодняшний день не имеют аналогов ни в одной армии мира.
От кульмана до парада за пять лет
О существовании перспективной темы — а именно так у конструкторов военной техники называется работа над проектом новой машины — «Курганец-25» военные эксперты впервые заговорили пять лет назад, осенью 2010 года. Поводом для этих разговоров стали скупые строчки новостных сообщений, касающихся перевооружения российской армии. Появились они не случайно: именно в 2010 году российский оборонный бюджет впервые существенно подрос, а в армии стали планировать не модернизацию имеющейся техники, а едва ли не впервые начали говорить о масштабных заказах на разработку новой.
Два года спустя в широкий доступ попали и первые изображения перспективной гусеничной платформы. Правда, в невооруженных вариантах — это были трехмерные рисунки «Курганца-25» в вариантах командно-штабной машины и машины радиоэлектронной борьбы и постановки помех. Тем не менее, сейчас, глядя на эти казавшиеся три года назад излишне футуристичными изображения, понимаешь, что художник явно имел перед глазами реальные чертежи. Очень уж похожи силуэт и компоновка машины на ту бронированную новинку, которая прошла по Москве 9 мая 2015 года. Совершенно узнаваемые острые углы наклона передних броневых плит, характерный «зубилоообразный» контур, перенесенное в переднюю часть машины моторно-трансмиссионное отделение — все это совпало с реальностью.
Впрочем, ничего слишком уж удивительного в этом нет, и не стоит поднимать вопрос об утечке секретной информации. Идея еще сильнее, чем это сделано на знаменитых БМП-2 и БМП-3, наклонить передние броневые плиты напрашивалась давно: насущной эта необходимость стала еще во время первой чеченской кампании. Мысль о том, чтобы превратить моторный отсек в дополнительную защиту, тоже не нова. Совершенно новыми являются только два решения, никогда ранее не применявшиеся в отечественной бронетехнике: бронированная капсула для экипажа и необитаемый боевой модуль на верхней броневой плите, но и они лежат в русле современных тенденций бронестроения.
Примечательно, что оба этих решения не только усиливают защиту и выживаемость экипажа «Курганца-25», но одновременно и облегчают работу по созданию не единичной новой модели, а целой гусеничной платформы. Ведь необитаемый боевой модуль в такой ситуации можно ставить какой угодно: он не меняет ни численности экипажа, ни компоновки машины, ни размера погона под сам модуль. Образно говоря, практически на любой машине семейства «Курганец-25» можно сменить номенклатуру оборудования и вооружения и переделать боевую машину пехоты в командно-штабную, а бронетранспортер — в постановщик радиопомех.
Легкий и юркий мастер на все руки
По официальной информации, на базе межвидовой средней платформы «Курганец-25» планируется выпускать боевые машины пехоты и десанта, гусеничный бронетранспортер, противотанковую самоходную артиллерийскую установку со 125-мм орудием, ремонтно-эвакуационную (БРЭМ), командно-штабную, разведывательную и санитарную машины, машины снабжения, мобильные комплексы радиолокационных систем. Но главное место в этом обширном списке занимают все-таки БМП, гусеничный БТР и БРЭМ.
И понятно, почему. Именно в этих машинах сильнее всего нуждается российская армия, именно они будут производиться в наибольших количествах. Кроме того, в рамках самой платформы «Курганец-25» есть, так сказать, подплатформы, отличающиеся подготовленностью к выполнению конкретных функций и, соответственно, несколько разной начинкой. Вот как раз их-то и олицетворяют три главных фигуранта проекта.
Гусеничный бронетранспортер «Курганец-25» отличают прежде всего более легкое вооружение и отсутствие комплекса активной защиты. И это логично: главное предназначение БТР — транспортировка живой силы, а отнюдь не участие в открытом бою в одном строю с танками (для этого есть БМП). Поэтому боевой необитаемый модуль БТР «Курганец-25» представляет собой небольшую по размерам башню, в центре которой установлен 7,62-мм «калашниковский» пулемет ПКТМ. Основной объем модуля занимают боксы с боеприпасами — боезапас пулемета составляет не менее 2000 патронов, в том числе с повышенной пробиваемостью и зажигательных, а также системы наведения и управления и комплекс постановки дымовой завесы.
За счет более легкого вооружения снизилась и масса БТР «Курганец-25». Если в варианте БМП она достигает 25 тонн, то в варианте бронетранспортера — на 2 тонны меньше (по крайней мере, таковы неофициальные данные). За счет этого скорость БТР на суше достигает 80 км/ч, а по воде он способен передвигаться со скоростью 10 км/ч. Поскольку система вооружения на «Курганце-25» безэкипажная, то и в варианте БМП, и в варианте БТР его экипаж одинаков: три человека плюс восемь человек десанта.
Удивляться скромному, как говорят некоторые эксперты, «пехотному» вооружению БТР не стоит. Да, оно уступает даже вооружению легендарных БТР-60, -70 и -80, которые, помимо ПКТ, имели еще и крупнокалиберный пулемет КПВТ. Но если вспомнить о не менее легендарном — и гораздо более близком «Курганцу-25»! — гусеничном бронетранспортере МТ-ЛБ, то у него вооружение точно такое же. А опыт применения этого транспортера в войсках доказал, что зачастую именно он, а не колесные БТР, оказывается более удобен для транспортировки личного состава, особенно в условиях бездорожья. Да и невысокий силуэт гусеничного транспортера делает его менее заметным и, соответственно, менее уязвимым.
Так что, хотя вслух разработчики «Курганца-25» не говорят об этом, но можно предположить, что новая платформа отчасти призвана заменить в войсках и весьма почтенного возраста транспортер МТ-ЛБ. К тому же производственная база этих транспортеров — Харьковский тракторный завод — находится за пределами России, и обеспечить поддержание имеющихся транспортеров в рабочем состоянии становится все труднее.
Что роднит «Курганца-25» с «Бумерангом»
Вообще платформа «Курганец-25» в варианте БТР на первый, а особенно на второй взгляд кажется взявшей лучшие черты у многих отечественных легкобронированных машин. С тем же МТ-ЛБ ее роднят не только невысокий силуэт и легкое вооружение, но и более безопасный для личного состава способ погрузки-выгрузки — с кормы. Правда, в отличие от «эмтээлбешки», «Курганец-25» может похвастаться большим удобством: десант заходит и выходит не через квадратные дверцы, сквозь которые трудно протиснутся даже без бронежилета, разгрузки, рюкзака и автомата в руках, а по аппарели. Это значит, что мотострелки могут на ходу (на скорости не выше 5 км/ч) не только покидать машину, но и забираться в нее, не рискуя свалиться под гусеницы.
Еще больше совпадений у «Курганца-25» с другой бронированной новинкой — средней колесной платформой «Бумеранг». Причем не только в варианте БТР, но и в варианте БМП. «Курганец-25» в версии БМП получает гораздо более мощное, чем у бронетранспортера, вооружение: безэкипажный боевой модуль «Эпоха» (его же иногда называют также «Бумеранг-БМ») разработки Тульского КБ машиностроения. В его состав входит 30-мм автоматическая пушка с боезапасом 500 снарядов, четыре управляемые ракеты «Корнет» в двух пусковых установках по бокам башни и 7,62-мм пулемет ПКТМ. Точно такой же модуль «Эпоха» может быть установлен и на БТР «Бумеранг», причем в таком случае некоторые военные эксперты предлагают считать машину со столь мощным вооружением уже не бронетранспортером, а колесной БМП. Вооруженные такими модулями машины демонстрировались на последнем Параде Победы. А рядом с ними шли вооруженные более легким пулеметным модулем БТР «Курганец-25» и оснащенные такими же башенками БТР «Бумеранг».
Кроме того, насколько известно, у «Курганца-25» и «Бумеранга» весьма сходна и противоминная конструкция днища. Именно она определила высокий, поджарый силуэт нового колесного БТР, и она же заставила «подрасти» новую среднюю гусеничную платформу. Роднит новые бронемашины и технология «цифрового борта», при которой большинство операций по управлению вооружением и оборудованием максимально автоматизированы. К тому же такое оснащение дает возможность интегрировать каждую единицу бронетехники в единую систему управления тактическим звеном, что повышает эффективность ее боевого применения.
Год на доработку
Когда же российская армия начнет получать новейшую технику, которая на сегодняшний день не имеет аналогов ни в одной другой армии мира? Данные на этот счет несколько разноречивы, но ни военные, ни представители Курганмашзавода и его материнской компании — концерна «Тракторные заводы» — не называют сроки позднее середины следующего года. И даже с учетом того, что опытно-конструкторские работы по теме «Курганец-25» еще продолжаются, а на государственные испытания платформа пока не поступала, начало перевооружения армии вряд ли отодвинется более чем на полтора года.
При этом, как заявляют и военные, и представители ВПК, это перевооружение будет идти полным ходом, поскольку ближайшие 10–15 лет новые бронемашины платформ «Курганец-25» и «Бумеранг» не будут поставляться за рубеж. Исключение сделано только для платформы «Армата»: танки Т-14 на ее основе могут стать новым оружием индийской армии. Но это пока только проекты, а вот поступление новейшей техники на вооружение нашей армии — это уже реальность.
Уже в начале следующего года в войска могут поступить первые боевые машины пехоты и гусеничные транспортеры, построенные на базе межвидовой средней платформы «Курганец-25». Впервые появившиеся на публике во время репетиции и проведения Парада Победы 9 мая, эти машины произвели не меньший фурор, чем их «старший брат» — танк Т-14, главный представитель тяжелой гусеничной платформы «Армата».
Новейшие бронированные машины для армии России роднит многое. Это и капсульная схема компоновки, при которой экипаж имеет двойную защиту: он расположен в специальной бронированной капсуле, заключенной в слой внешней брони машины. Это и тщательно просчитанные углы наклона броневых листов, прежде всего лобовых и башенных. Это и совершенно новые материалы и оборудование, которые используются при производстве таких машин. Но самое главное, все эти платформы — что «Армата», что «Курганец», что более легкая колесная «Бумеранг» — на сегодняшний день не имеют аналогов ни в одной армии мира.
От кульмана до парада за пять лет
О существовании перспективной темы — а именно так у конструкторов военной техники называется работа над проектом новой машины — «Курганец-25» военные эксперты впервые заговорили пять лет назад, осенью 2010 года. Поводом для этих разговоров стали скупые строчки новостных сообщений, касающихся перевооружения российской армии. Появились они не случайно: именно в 2010 году российский оборонный бюджет впервые существенно подрос, а в армии стали планировать не модернизацию имеющейся техники, а едва ли не впервые начали говорить о масштабных заказах на разработку новой.
Два года спустя в широкий доступ попали и первые изображения перспективной гусеничной платформы. Правда, в невооруженных вариантах — это были трехмерные рисунки «Курганца-25» в вариантах командно-штабной машины и машины радиоэлектронной борьбы и постановки помех. Тем не менее, сейчас, глядя на эти казавшиеся три года назад излишне футуристичными изображения, понимаешь, что художник явно имел перед глазами реальные чертежи. Очень уж похожи силуэт и компоновка машины на ту бронированную новинку, которая прошла по Москве 9 мая 2015 года. Совершенно узнаваемые острые углы наклона передних броневых плит, характерный «зубилоообразный» контур, перенесенное в переднюю часть машины моторно-трансмиссионное отделение — все это совпало с реальностью.
Впрочем, ничего слишком уж удивительного в этом нет, и не стоит поднимать вопрос об утечке секретной информации. Идея еще сильнее, чем это сделано на знаменитых БМП-2 и БМП-3, наклонить передние броневые плиты напрашивалась давно: насущной эта необходимость стала еще во время первой чеченской кампании. Мысль о том, чтобы превратить моторный отсек в дополнительную защиту, тоже не нова. Совершенно новыми являются только два решения, никогда ранее не применявшиеся в отечественной бронетехнике: бронированная капсула для экипажа и необитаемый боевой модуль на верхней броневой плите, но и они лежат в русле современных тенденций бронестроения.
Примечательно, что оба этих решения не только усиливают защиту и выживаемость экипажа «Курганца-25», но одновременно и облегчают работу по созданию не единичной новой модели, а целой гусеничной платформы. Ведь необитаемый боевой модуль в такой ситуации можно ставить какой угодно: он не меняет ни численности экипажа, ни компоновки машины, ни размера погона под сам модуль. Образно говоря, практически на любой машине семейства «Курганец-25» можно сменить номенклатуру оборудования и вооружения и переделать боевую машину пехоты в командно-штабную, а бронетранспортер — в постановщик радиопомех.
Легкий и юркий мастер на все руки
По официальной информации, на базе межвидовой средней платформы «Курганец-25» планируется выпускать боевые машины пехоты и десанта, гусеничный бронетранспортер, противотанковую самоходную артиллерийскую установку со 125-мм орудием, ремонтно-эвакуационную (БРЭМ), командно-штабную, разведывательную и санитарную машины, машины снабжения, мобильные комплексы радиолокационных систем. Но главное место в этом обширном списке занимают все-таки БМП, гусеничный БТР и БРЭМ.
И понятно, почему. Именно в этих машинах сильнее всего нуждается российская армия, именно они будут производиться в наибольших количествах. Кроме того, в рамках самой платформы «Курганец-25» есть, так сказать, подплатформы, отличающиеся подготовленностью к выполнению конкретных функций и, соответственно, несколько разной начинкой. Вот как раз их-то и олицетворяют три главных фигуранта проекта.
Гусеничный бронетранспортер «Курганец-25» отличают прежде всего более легкое вооружение и отсутствие комплекса активной защиты. И это логично: главное предназначение БТР — транспортировка живой силы, а отнюдь не участие в открытом бою в одном строю с танками (для этого есть БМП). Поэтому боевой необитаемый модуль БТР «Курганец-25» представляет собой небольшую по размерам башню, в центре которой установлен 7,62-мм «калашниковский» пулемет ПКТМ. Основной объем модуля занимают боксы с боеприпасами — боезапас пулемета составляет не менее 2000 патронов, в том числе с повышенной пробиваемостью и зажигательных, а также системы наведения и управления и комплекс постановки дымовой завесы.
За счет более легкого вооружения снизилась и масса БТР «Курганец-25». Если в варианте БМП она достигает 25 тонн, то в варианте бронетранспортера — на 2 тонны меньше (по крайней мере, таковы неофициальные данные). За счет этого скорость БТР на суше достигает 80 км/ч, а по воде он способен передвигаться со скоростью 10 км/ч. Поскольку система вооружения на «Курганце-25» безэкипажная, то и в варианте БМП, и в варианте БТР его экипаж одинаков: три человека плюс восемь человек десанта.
Удивляться скромному, как говорят некоторые эксперты, «пехотному» вооружению БТР не стоит. Да, оно уступает даже вооружению легендарных БТР-60, -70 и -80, которые, помимо ПКТ, имели еще и крупнокалиберный пулемет КПВТ. Но если вспомнить о не менее легендарном — и гораздо более близком «Курганцу-25»! — гусеничном бронетранспортере МТ-ЛБ, то у него вооружение точно такое же. А опыт применения этого транспортера в войсках доказал, что зачастую именно он, а не колесные БТР, оказывается более удобен для транспортировки личного состава, особенно в условиях бездорожья. Да и невысокий силуэт гусеничного транспортера делает его менее заметным и, соответственно, менее уязвимым.
Так что, хотя вслух разработчики «Курганца-25» не говорят об этом, но можно предположить, что новая платформа отчасти призвана заменить в войсках и весьма почтенного возраста транспортер МТ-ЛБ. К тому же производственная база этих транспортеров — Харьковский тракторный завод — находится за пределами России, и обеспечить поддержание имеющихся транспортеров в рабочем состоянии становится все труднее.
Что роднит «Курганца-25» с «Бумерангом»
Вообще платформа «Курганец-25» в варианте БТР на первый, а особенно на второй взгляд кажется взявшей лучшие черты у многих отечественных легкобронированных машин. С тем же МТ-ЛБ ее роднят не только невысокий силуэт и легкое вооружение, но и более безопасный для личного состава способ погрузки-выгрузки — с кормы. Правда, в отличие от «эмтээлбешки», «Курганец-25» может похвастаться большим удобством: десант заходит и выходит не через квадратные дверцы, сквозь которые трудно протиснутся даже без бронежилета, разгрузки, рюкзака и автомата в руках, а по аппарели. Это значит, что мотострелки могут на ходу (на скорости не выше 5 км/ч) не только покидать машину, но и забираться в нее, не рискуя свалиться под гусеницы.
Еще больше совпадений у «Курганца-25» с другой бронированной новинкой — средней колесной платформой «Бумеранг». Причем не только в варианте БТР, но и в варианте БМП. «Курганец-25» в версии БМП получает гораздо более мощное, чем у бронетранспортера, вооружение: безэкипажный боевой модуль «Эпоха» (его же иногда называют также «Бумеранг-БМ») разработки Тульского КБ машиностроения. В его состав входит 30-мм автоматическая пушка с боезапасом 500 снарядов, четыре управляемые ракеты «Корнет» в двух пусковых установках по бокам башни и 7,62-мм пулемет ПКТМ. Точно такой же модуль «Эпоха» может быть установлен и на БТР «Бумеранг», причем в таком случае некоторые военные эксперты предлагают считать машину со столь мощным вооружением уже не бронетранспортером, а колесной БМП. Вооруженные такими модулями машины демонстрировались на последнем Параде Победы. А рядом с ними шли вооруженные более легким пулеметным модулем БТР «Курганец-25» и оснащенные такими же башенками БТР «Бумеранг».
Кроме того, насколько известно, у «Курганца-25» и «Бумеранга» весьма сходна и противоминная конструкция днища. Именно она определила высокий, поджарый силуэт нового колесного БТР, и она же заставила «подрасти» новую среднюю гусеничную платформу. Роднит новые бронемашины и технология «цифрового борта», при которой большинство операций по управлению вооружением и оборудованием максимально автоматизированы. К тому же такое оснащение дает возможность интегрировать каждую единицу бронетехники в единую систему управления тактическим звеном, что повышает эффективность ее боевого применения.
Год на доработку
Когда же российская армия начнет получать новейшую технику, которая на сегодняшний день не имеет аналогов ни в одной другой армии мира? Данные на этот счет несколько разноречивы, но ни военные, ни представители Курганмашзавода и его материнской компании — концерна «Тракторные заводы» — не называют сроки позднее середины следующего года. И даже с учетом того, что опытно-конструкторские работы по теме «Курганец-25» еще продолжаются, а на государственные испытания платформа пока не поступала, начало перевооружения армии вряд ли отодвинется более чем на полтора года.
При этом, как заявляют и военные, и представители ВПК, это перевооружение будет идти полным ходом, поскольку ближайшие 10–15 лет новые бронемашины платформ «Курганец-25» и «Бумеранг» не будут поставляться за рубеж. Исключение сделано только для платформы «Армата»: танки Т-14 на ее основе могут стать новым оружием индийской армии. Но это пока только проекты, а вот поступление новейшей техники на вооружение нашей армии — это уже реальность.
Читайте также:
Потенциальные цели: Где ждать новый "Орешник"?
28.11.2024 17:16
Россия может нанести удар по "Мотор Сич" в ответ на ATACMS, считает полковник Тимошенко. "К сожалению, у Зеленского на заднице маячка нет", - посетовал военный эксперт.
Облака плазмы. Почему "Орешник" можно сравнивать с ядерным оружием
Насколько можно судить из тех материалов, которые уже опубличены, включая видеозаписи ударов "Орешником" по цели на Украине, он несёт шесть боевых блоков, каждый из которых самостоятельно поражает цель.
«Здобулы, панове?»: Украину отправляют в «каменный век» – пошли первые данные о ракетных ударах. «Подскочили диваны»
На Украине сегодня ночью и утром очень громко. Радость «щирых незалежников» от разрешения бить ATACMS сменилась тотальным ужасом. Россия, наконец, ответила на атаки западными ракетами по нашей территории. И ответила так, что по всей Незалежной, по меткому выражению подпольщиков, «подпрыгнули диваны». Сейчас пошли первые данные о работе наших ВКС.
"Ждать повсюду". В ГД раскрыли, что готовит Запад
Ранее секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу заявил, что ядерный зонтик России по обновленной ядерной доктрине распространяется в первую очередь на страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
«Страшнее «Орешника»: на удары ATACMS Россия ответит НАТО уникальным разрушительным оружием
Вчера Минобороны анонсировало подготовку ответа на удары ракетным дальнобойным вооружением западного производства по территории Курской области. Напомним, в результате обстрела пострадали наши военнослужащие-зенитчики и радиолокационная станция.