«Аврора» на мели
18.09.2015 17:22
1 929
1
Легендарный крейсер «Аврора» стал причиной чуть ли не ежедневных многочасовых баталий в Смольном. Чиновники, музейщики, представители ВМФ РФ обсуждают проблемы возвращения исторического корабля на его привычное место у Петроградской набережной. А их, как выясняется, немало.
Сам корабль с осени прошлого года находится в Кронштадте. Местный «Морской завод» провел его доковый ремонт, а затем взялся за работы, связанные с разработкой и изготовлением новых противопожарных систем, некоторых других, что позволит «Авроре» и дальше существовать в качестве корабля № 1 ВМФ России и музея.
С этим в свое время было много беспокойства. Предполагалось, что ремонтом займется «Северная верфь». Но влетало в копеечку. В итоге заказчик в лице Минобороны, решил выполнить только те необходимые работы, которые позволят кораблю существовать как музею. В Кронштадте модернизацию крейсера проводят в несколько этапов. Как обещают на заводе, гарантийный срок его эксплуатации составит после ремонта не менее 10 лет.
Возвращение «Авроры» на место вечной стоянки запланировано на середину июля 2016-го года. При условии, что стоянка будет готова. Вот с ней-то как раз сейчас и загвоздка.
Как сообщила на днях пресс-служба вице-губернатора Игоря Албина, больше всего вопросов к дноуглубительным работам. Глубина фарватера Невы в месте стоянки близ Сампсониевского моста составляет около 6 метров, осадка самого крейсера также 6 метров. Углубляться необходимо до отметки примерно 8,5 метра. Последний раз такие работы проводились в 1984 году. Понятно, что за прошедшие с тех пор тридцать с лишним лет дно существенно заилилось. Как подсчитали специалисты, необходимо вынуть порядка 45−50 тыс. кубических метров грунта.
Уходит на такую работу обычно около двух месяцев. Это не считая времени на разработку всей необходимой проектной документации, выбора подрядчика, экспертных заключений и многочисленных разрешений, согласований. При этом проведение дноуглубления возможно только в период навигации. Если учесть, что на данный момент ни документации, ни подрядчика с инвестором всё ещё нет, город рискует не успеть подготовить набережную к возвращению исторического крейсера.
Не начата и очистка железобетонных массивов, удерживающих крейсер у набережной. Их разрушение составляет порядка 70%.
По сравнению со всем этим реконструкция подсветки крейсера, вмонтированной в Петроградскую набережную со стороны Невы, и благоустройство прилегающей территории с размещением на ней пунктов охраны, а также сувенирных палаток, кажутся сущими пустяками.
«Да, проблемы есть, не всё выполняется так быстро, как хотелось бы, - подтвердил корреспонденту „СП" Игорь Курдин, создатель и руководитель Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга в отставке, советник губернатора СПб на общественных началах. — Сказываются старые болезни наших чиновников — волокита, нерасторопность. В начале сентября я лично доложил об этом главе города».
«СП»: — Если я не ошибаюсь, прошлой осенью именно вам было поручено курировать ход работ на «Авроре»? Вы в свое время немало сделали для её спасения как корабля № 1 ВМФ России. Не жалеете об этом? Хватает ведь, наверное, работы в клубе?
— Не только не жалею, считаю своим долгом. Как, надеюсь, и все моряки. Но я говорил о чиновничьей волоките. Так вот, с сентября ситуацию курирует лично вице-губернатор Игорь Албин. Он доступно объяснил волокитчикам, что будет с ними, если не возьмутся за дело как следует. Теперь все службы, ответственные за те или иные работы, регулярно докладывают ему о конкретных планах и их исполнении. Четко распределены все обязанности. Практически поименно. И спрос идет с каждого конкретно за его участок.
«СП»: — У меня сложилось впечатление, что вы там только и делаете, что совещаетесь. Не получится как у Маяковского в стихотворении «Прозаседавшиеся»…
— Не получится. Мы не просто сидим и что-то говорим. А активно ищем, часто до хрипоты споря, наиболее грамотное и оптимальное решение проблем. Часто — с выездом на место. Скажем, в минувшую были у стоянки крейсера на Петроградской набережной. Там традиционно располагаются сувенирные палатки. У их хозяев договоры подписаны до 2018-го года включительно. Просто взять и убрать их оттуда, хотя бы даже передвинув в сторону, не получится. Но и оставлять на прежних местах нельзя — закрывают вид на «Аврору». Скажете, пустяк? Нет. Серьезная проблема, в том числе финансовая.
«СП»: — Может, и не пустяк, но явно и не главное сейчас. Насколько я понимаю, дноуглубительные работы, без которых корабль не сможет вернуться на свое место, до сих пор не начаты и по срокам уже опаздываете.
— В последние годы крейсер стоял, в сущности, на мели. Чудо, что выстоял! Прежде, чем приступить к углублению дна, требуется согласовать с природоохранными службами место будущей свалки грунта. Как и сроки самих работ. В период нереста рыбы, вплоть до 16 июня, они запрещены. Значит, начинать надо не позже апреля, как только позволит ледовая обстановка. А до этого всё подготовить, пройти экспертизу, найти источники финансирования.
«СП»: - Дорогое удовольствие?
— Потребуется около 40 миллионов рублей. Не решено пока, куда свозить поднятый со дна грунт. Возможно, за Толбухин маяк (один из старейших российских маяков, расположен примерно в трех милях западнее острова Котлин — авт.). Но это как в известной поговорке: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Накладно. Поэтому ищем другие методы очистки дна. Известен, в частности, гидротехнический способ подводного размыва грунта. В этом случае можно серьезно сэкономить на его вывозе.
«СП»: — Получается, отремонтировать «Аврору» оказалось проще и дешевле, чем привести в порядок место её стоянки, о чем, получается, поначалу никто не подумал.
— Нельзя сравнивать. Ни по организации дела, ни по финансированию. Ремонт крейсера давно назрел. Если бы не печальной памяти «сердюковская» история с его выводом из состава флота, расформированием экипажа, провели бы, безусловно, раньше.
«СП»: — К слову, экипаж уже вернулся на корабль? Это военные моряки или гражданские сотрудники?
— Командир корабля Артем Знаменщиков — капитан 3-го ранга ВМФ РФ. В его подчинении сейчас 4 офицера и 4 мичмана. Ещё несколько служащих — из числа вольнонаёмных. Как будет дальше, когда крейсер вернется с завода, пока сказать не могу. Возможно, часть экипажа составят срочники из числа призывной молодежи, часть — контрактники. Вопрос обсуждается. Но очевидно, что штат будет увеличен. Начнет работу обновленный музей, экспозиция которого пополнится как историческими, так и современными документами, экспонатами. Возобновятся экскурсии. У туристов, как вы знаете, «Аврора» — один из главных символов Петербурга — всегда пользуется большой популярностью.
Популярность крейсера сказывается и сейчас. Достаточно побывать на Петроградской набережной, например, в выходные. Иностранцы, большинство которых составляют китайцы и японцы, не обнаружив корабля на привычном месте, расспрашивают о нем у продавцов сувениров. Скупают у тех «на корню» магнитики, чашки, тарелки с его изображением. И все переспрашивают, словно не веря себе, что правильно поняли: в июле следующего года «Аврора» точно вернется сюда, да?
Справка «СП»
Строительство артиллерийского крейсера первого ранга началось 4 июня 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» и завершилось 24 мая 1900 года. Свое имя «Аврора» получила при спуске на воду в честь богини утреней заря и парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Крейсер участвовал в сражениях Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн, а также в революционных событиях 1917 года.
С 1948 года и до осени 2014-го корабль находился на стоянке у Петроградской набережной Ленинграда — Петербурга, покинув её лишь однажды на время капитального ремонта в 1984—1987 гг. Обошелся тот ремонт государству в 35 млн. рублей.
В 1957 году крейсеру присвоен статус корабля-музея, на его борту размещён филиал Центрального военно-морского музея. Один из символов российской Северной столицы. Входит в число самых популярных у туристов памятников города. Ежедневно «Аврору» посещали около трёх тысяч человек.
Источник: Свободная пресса
Сам корабль с осени прошлого года находится в Кронштадте. Местный «Морской завод» провел его доковый ремонт, а затем взялся за работы, связанные с разработкой и изготовлением новых противопожарных систем, некоторых других, что позволит «Авроре» и дальше существовать в качестве корабля № 1 ВМФ России и музея.
С этим в свое время было много беспокойства. Предполагалось, что ремонтом займется «Северная верфь». Но влетало в копеечку. В итоге заказчик в лице Минобороны, решил выполнить только те необходимые работы, которые позволят кораблю существовать как музею. В Кронштадте модернизацию крейсера проводят в несколько этапов. Как обещают на заводе, гарантийный срок его эксплуатации составит после ремонта не менее 10 лет.
Возвращение «Авроры» на место вечной стоянки запланировано на середину июля 2016-го года. При условии, что стоянка будет готова. Вот с ней-то как раз сейчас и загвоздка.
Как сообщила на днях пресс-служба вице-губернатора Игоря Албина, больше всего вопросов к дноуглубительным работам. Глубина фарватера Невы в месте стоянки близ Сампсониевского моста составляет около 6 метров, осадка самого крейсера также 6 метров. Углубляться необходимо до отметки примерно 8,5 метра. Последний раз такие работы проводились в 1984 году. Понятно, что за прошедшие с тех пор тридцать с лишним лет дно существенно заилилось. Как подсчитали специалисты, необходимо вынуть порядка 45−50 тыс. кубических метров грунта.
Уходит на такую работу обычно около двух месяцев. Это не считая времени на разработку всей необходимой проектной документации, выбора подрядчика, экспертных заключений и многочисленных разрешений, согласований. При этом проведение дноуглубления возможно только в период навигации. Если учесть, что на данный момент ни документации, ни подрядчика с инвестором всё ещё нет, город рискует не успеть подготовить набережную к возвращению исторического крейсера.
Не начата и очистка железобетонных массивов, удерживающих крейсер у набережной. Их разрушение составляет порядка 70%.
По сравнению со всем этим реконструкция подсветки крейсера, вмонтированной в Петроградскую набережную со стороны Невы, и благоустройство прилегающей территории с размещением на ней пунктов охраны, а также сувенирных палаток, кажутся сущими пустяками.
«Да, проблемы есть, не всё выполняется так быстро, как хотелось бы, - подтвердил корреспонденту „СП" Игорь Курдин, создатель и руководитель Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга в отставке, советник губернатора СПб на общественных началах. — Сказываются старые болезни наших чиновников — волокита, нерасторопность. В начале сентября я лично доложил об этом главе города».
«СП»: — Если я не ошибаюсь, прошлой осенью именно вам было поручено курировать ход работ на «Авроре»? Вы в свое время немало сделали для её спасения как корабля № 1 ВМФ России. Не жалеете об этом? Хватает ведь, наверное, работы в клубе?
— Не только не жалею, считаю своим долгом. Как, надеюсь, и все моряки. Но я говорил о чиновничьей волоките. Так вот, с сентября ситуацию курирует лично вице-губернатор Игорь Албин. Он доступно объяснил волокитчикам, что будет с ними, если не возьмутся за дело как следует. Теперь все службы, ответственные за те или иные работы, регулярно докладывают ему о конкретных планах и их исполнении. Четко распределены все обязанности. Практически поименно. И спрос идет с каждого конкретно за его участок.
«СП»: — У меня сложилось впечатление, что вы там только и делаете, что совещаетесь. Не получится как у Маяковского в стихотворении «Прозаседавшиеся»…
— Не получится. Мы не просто сидим и что-то говорим. А активно ищем, часто до хрипоты споря, наиболее грамотное и оптимальное решение проблем. Часто — с выездом на место. Скажем, в минувшую были у стоянки крейсера на Петроградской набережной. Там традиционно располагаются сувенирные палатки. У их хозяев договоры подписаны до 2018-го года включительно. Просто взять и убрать их оттуда, хотя бы даже передвинув в сторону, не получится. Но и оставлять на прежних местах нельзя — закрывают вид на «Аврору». Скажете, пустяк? Нет. Серьезная проблема, в том числе финансовая.
«СП»: — Может, и не пустяк, но явно и не главное сейчас. Насколько я понимаю, дноуглубительные работы, без которых корабль не сможет вернуться на свое место, до сих пор не начаты и по срокам уже опаздываете.
— В последние годы крейсер стоял, в сущности, на мели. Чудо, что выстоял! Прежде, чем приступить к углублению дна, требуется согласовать с природоохранными службами место будущей свалки грунта. Как и сроки самих работ. В период нереста рыбы, вплоть до 16 июня, они запрещены. Значит, начинать надо не позже апреля, как только позволит ледовая обстановка. А до этого всё подготовить, пройти экспертизу, найти источники финансирования.
«СП»: - Дорогое удовольствие?
— Потребуется около 40 миллионов рублей. Не решено пока, куда свозить поднятый со дна грунт. Возможно, за Толбухин маяк (один из старейших российских маяков, расположен примерно в трех милях западнее острова Котлин — авт.). Но это как в известной поговорке: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Накладно. Поэтому ищем другие методы очистки дна. Известен, в частности, гидротехнический способ подводного размыва грунта. В этом случае можно серьезно сэкономить на его вывозе.
«СП»: — Получается, отремонтировать «Аврору» оказалось проще и дешевле, чем привести в порядок место её стоянки, о чем, получается, поначалу никто не подумал.
— Нельзя сравнивать. Ни по организации дела, ни по финансированию. Ремонт крейсера давно назрел. Если бы не печальной памяти «сердюковская» история с его выводом из состава флота, расформированием экипажа, провели бы, безусловно, раньше.
«СП»: — К слову, экипаж уже вернулся на корабль? Это военные моряки или гражданские сотрудники?
— Командир корабля Артем Знаменщиков — капитан 3-го ранга ВМФ РФ. В его подчинении сейчас 4 офицера и 4 мичмана. Ещё несколько служащих — из числа вольнонаёмных. Как будет дальше, когда крейсер вернется с завода, пока сказать не могу. Возможно, часть экипажа составят срочники из числа призывной молодежи, часть — контрактники. Вопрос обсуждается. Но очевидно, что штат будет увеличен. Начнет работу обновленный музей, экспозиция которого пополнится как историческими, так и современными документами, экспонатами. Возобновятся экскурсии. У туристов, как вы знаете, «Аврора» — один из главных символов Петербурга — всегда пользуется большой популярностью.
Популярность крейсера сказывается и сейчас. Достаточно побывать на Петроградской набережной, например, в выходные. Иностранцы, большинство которых составляют китайцы и японцы, не обнаружив корабля на привычном месте, расспрашивают о нем у продавцов сувениров. Скупают у тех «на корню» магнитики, чашки, тарелки с его изображением. И все переспрашивают, словно не веря себе, что правильно поняли: в июле следующего года «Аврора» точно вернется сюда, да?
Справка «СП»
Строительство артиллерийского крейсера первого ранга началось 4 июня 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» и завершилось 24 мая 1900 года. Свое имя «Аврора» получила при спуске на воду в честь богини утреней заря и парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Крейсер участвовал в сражениях Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн, а также в революционных событиях 1917 года.
С 1948 года и до осени 2014-го корабль находился на стоянке у Петроградской набережной Ленинграда — Петербурга, покинув её лишь однажды на время капитального ремонта в 1984—1987 гг. Обошелся тот ремонт государству в 35 млн. рублей.
В 1957 году крейсеру присвоен статус корабля-музея, на его борту размещён филиал Центрального военно-морского музея. Один из символов российской Северной столицы. Входит в число самых популярных у туристов памятников города. Ежедневно «Аврору» посещали около трёх тысяч человек.
Источник: Свободная пресса
Читайте также:
Новая война неизбежна: Азербайджан готовится напасть на Армению. МИ-6 и МОССАД в доле
12.01.2025 14:44
Пашинян, скормив Азербайджану Карабах, только усилил аппетиты Алиева, за которым стоит Турция и торчат уши Израиля и Великобритании.
"Наш флот понёс огромные потери": Беспрецедентная оккупация НАТО Чёрного моря. В Новый год враг сбил наши вертолёты
Страны Североатлантического альянса первоначально оправдывали своё присутствие на Балтике учениями и защитой подводной инфраструктуры, сейчас же во всё горло орут про борьбу с "теневым флотом России" и возможной конфронтацией с нашим флотом. Но это только полбеды - военкор рассказал о беспрецедентной оккупации НАТО Чёрного моря: "Наш флот понёс огромные потери". Опасная
Украинка наглядно показала, «насколько Европа шагнула вперёд». Медведев развёл руками: «Ну не может быть!»
Украинская беженка наглядно показала, "насколько Европа шагнула вперёд".
Эрдоган отомстил за угрозы Хрущева: После атомных взрывов турки дали заднюю. Почему в СССР получилось, а сейчас нет?
Несмотря на долгую и непростую историю отношений между Россией и Турцией, мы так и не научились адекватно воспринимать своих южных соседей. В первую очередь нужно помнить, что понятие "месть" и Ближний Восток неразделимы между собой. Как Эрдоган отомстил России.
Кровавый аргумент для Путина: Трамп нашел последнее применение Зеленскому
Несколько дней назад, когда православные россияне отмечали Рождество, американский мозговой центр Council of foreign relations (CFR) совместно с Фондом Карнеги* опубликовал доклад, который подводит смысловую черту под итогами и перспективами участия Запада в конфликте на Украине.