Летающий бронетранспортер: БТР-МДМ «Ракушка»
Российские десантники уже начали получать серийные бронемашины новой модели
Среди новых бронированных машин, продемонстрированных широкой публике на Параде Победы в Москве в 2015 году, были и небольшие, непривычно «безбашенные» транспортеры с эмблемой ВДВ на нижнем переднем броневом листе. Эти малютки — а на фоне новых танков и БМП на платформе «Армата» или тех же БМП и БТР на платформе «Курганец-25» они действительно смотрятся как младшие братья — носят официальное название БТР-МД «Ракушка». И это первый в истории постсоветской России гусеничный бронетранспортер, поступающий на вооружение крылатой пехоты. Именно поступающий: первая партия из 12 бронетранспортеров была передана ВДВ за два месяца до парада — в марте 2015 года. А всего до конца года в войска поступят 62 новые машины этой модели.
Затянувшееся рождение
Как и у многих современных образцов вооружения, поступающих или готовящихся к принятию на вооружение в последний десяток лет, у БТР «Ракушка» очень долгая и непростая история. Впрочем, с учетом того, какие проблемы переживал отечественный ВПК в 90-е, удивляться следует не давности этой истории, а тому, что машина все-таки была доведена до серии, при этом серьезно изменившись, чтобы соответствовать требованиям времени.
Первый гусеничный авиадесантируемый бронетранспортер — БТР-Д, выпускавшийся на базе боевой машины десанта БМД-1, поступил на вооружение советских ВДВ 40 лет назад, в 1974 году. Машина оказалась весьма удачной, отлично показав себя и в Афганистане, и позже в Чечне. Однако уже в начале 90-х стало понятно, что 20 лет беспорочной службы — это отлично, но машина явно морально устаревает. Поэтому в 1992 году военные выдали конструкторам КБ Волгоградского тракторного завода, который выпускал БТР-Д, техническое задание на машину нового поколения.
Как нетрудно догадаться, работы над созданием бронетранспортера по этому заданию сильно затянулись. Патент на БТР-МД, то есть бронетранспортер многоцелевой десантируемый, был выдан 15 марта 2007 года. Основой для него послужила недавно созданная и планировавшаяся к принятию на вооружение БМД-4. А уже через год командование ВДВ выдало новое техническое задание — на создание авиадесантируемого БТР на базе новой БМД-4М, фактически сильно модернизированной БМД-3: военным требовались унифицированные по многим узлам машины. Эта модель, созданная в Специальном КБ машиностроения при Курганском машиностроительном заводе, получила наименование БТР-МДМ, то есть модифицированная. Новая модель впервые была представлена широкой публике в 2013 году на российской выставке вооружений Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Незадолго до этого первые две машины этой модели поступили в войска на испытания, а уже после выставки к ним прибавились еще десять.
На что способен крылатый бронетранспортер
Традиционно в советской, а потом и российской армии бронетранспортеры, предназначенные для перевозки личного состава, делались колесными, а боевые машины пехоты — гусеничными, поскольку фактически это были легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Исключением были только ВДВ: колесные БТР семейств БТР-60 можно было десантировать только посадочным способом или на специальной платформе. Поэтому и был создан гусеничный БТР-Д на базе БМД-1. Однако основное различие между БМП и БТР сохранилось и тут: за счет облегчения вооружения на машине, которая должна была прежде всего транспортировать личный состав, а не поддерживать его в наступлении, увеличивалось десантное отделение.
Такой подход сохранился и применительно к проектированию БТР и БМП/БМД для современной российской армии. А поскольку одним из основных требований современных вооруженных сил является многофункциональность каждого вида бронемашин, конструкторы пошли по пути унификации, а то и создания единых бронированных платформ. Классическим примером второго варианта являются платформы типа «Армата» и «Курганец-25». А первого — выбор БМД-4М, которая становится основной для российских ВДВ, в качестве платформы для БТР-МДМ.
От своей «старшей сестры» бронетранспортер отличается прежде всего более легким вооружением. БМД-4М вооружена боевым модулем «Бахча-У» с двумя пушками калибра 100 мм и 30 мм и пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Правда, за счет размещения модуля пришлось сократить число десантников на борту: всего пятеро, плюс трое членов экипажа. В новом БТР-МДМ все наоборот: он вооружен только двумя пулеметами ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов на каждый (один установлен в дистанционно управляемой установке над креслом командира, второй, курсовой — в лобовом броневом листе справа, почти у самого борта). За счет такого облегчения вооружения БТР-МДМ обслуживается всего двумя членами экипажа и берет в 2,5 раза больше десантников — 13 человек.
Еще одно принципиальное отличие БТР-МДМ от БМД-4М — большое количество люков, позволяющих десанту и экипажу садиться в машину и покидать ее в любых условиях. Над тремя передними сиденьями (в центре водительское, слева от него командирское, справа резервное) — три отдельных люка классической круглой формы. Еще два, прямоугольные, расположены над сиденьями для десанта и открываются вверх и вбок. Плюс кормовой люк, самый широкий, который может использоваться на ходу как бронированный щиток: он открывается вперед-вверх, и под его прикрытием десант может вести огонь из личного оружия.
Одна машина — пять вариантов
Неопытному человеку, пожалуй, не отличить волгоградский БТР-МД от курганского БТР-МДМ. Численность экипажа и десанта у них одинаковые, общая компоновка и конструкция машин тоже не отличаются: спереди — отделение управления, в середине — десантный отсек, сзади — моторно-трансмиссионное отделение. Обе машины имеют одинаковый изменяемый клиренс от 100 мм (минимальный) до 500 мм (максимальный); при этом рабочий клиренс составляет 420 мм. Сходны и показатели движения: скорость по шоссе — 70 км/ч, по пересеченной местности — 45–50 км/ч, по воде (бронетранспортер имеет два водометных движителя) — 10 км/ч.
А вот характеристики двигателя и гусеничного движителя наделяют их разными возможностями. Волгоградский БТР-МД имеет ходовую часть от БМД-4 и такой же двигатель мощностью 450 л.с., а курганский БТР-МДМ — стоящий на БМД-4М двигатель мощностью 500 «лошадок», что наделяет его большей удельной мощностью: 34 л.с. на тонну массы против 30 у БТР-МД. И хотя скорость у обеих машин одинаковая, курганский бронетранспортер способен, например, резче стартовать и резче разворачиваться, что в боевых условиях может иметь важное значение. Подвеска и гусеницы у БТР-МДМ тоже более надежны, чем у варианта МД. Есть и еще одно преимущество у машины производства Курганского машиностроительного завода: гораздо более существенная противоминная защита, что в последние несколько лет является решающим фактором.
Как говорят представители ВДВ, в общей сложности за ближайшие десять лет они должны получить не менее 250 БТР-МДМ различных модификаций. И далеко не все из них будут именно бронетранспортерами, предназначенными для перевозки личного состава. БТР-МДМ изначально разрабатывался как машина, на базе которой быстро и без особых хлопот можно оборудовать бронетранспортеры различного назначения. Уже сейчас известно, что, кроме собственно БТР-МДМ, воздушно-десантные войска получат также бронированный санитарный транспортер БММ-Д1, бронированную машину медицинского взвода БММ-Д2 и перевязочную медицинскую машину БММ-Д3 на удлиненном семикатковом шасси. Кроме того, на базе БТР-МД может быть смонтирован модуль разведки и управления (десантируемый вариант получил индекс МРУ-Д) из состава комплекта средств автоматизации ПВО тактического звена «Барнаул-Т».
Среди новых бронированных машин, продемонстрированных широкой публике на Параде Победы в Москве в 2015 году, были и небольшие, непривычно «безбашенные» транспортеры с эмблемой ВДВ на нижнем переднем броневом листе. Эти малютки — а на фоне новых танков и БМП на платформе «Армата» или тех же БМП и БТР на платформе «Курганец-25» они действительно смотрятся как младшие братья — носят официальное название БТР-МД «Ракушка». И это первый в истории постсоветской России гусеничный бронетранспортер, поступающий на вооружение крылатой пехоты. Именно поступающий: первая партия из 12 бронетранспортеров была передана ВДВ за два месяца до парада — в марте 2015 года. А всего до конца года в войска поступят 62 новые машины этой модели.
Затянувшееся рождение
Как и у многих современных образцов вооружения, поступающих или готовящихся к принятию на вооружение в последний десяток лет, у БТР «Ракушка» очень долгая и непростая история. Впрочем, с учетом того, какие проблемы переживал отечественный ВПК в 90-е, удивляться следует не давности этой истории, а тому, что машина все-таки была доведена до серии, при этом серьезно изменившись, чтобы соответствовать требованиям времени.
Первый гусеничный авиадесантируемый бронетранспортер — БТР-Д, выпускавшийся на базе боевой машины десанта БМД-1, поступил на вооружение советских ВДВ 40 лет назад, в 1974 году. Машина оказалась весьма удачной, отлично показав себя и в Афганистане, и позже в Чечне. Однако уже в начале 90-х стало понятно, что 20 лет беспорочной службы — это отлично, но машина явно морально устаревает. Поэтому в 1992 году военные выдали конструкторам КБ Волгоградского тракторного завода, который выпускал БТР-Д, техническое задание на машину нового поколения.
Как нетрудно догадаться, работы над созданием бронетранспортера по этому заданию сильно затянулись. Патент на БТР-МД, то есть бронетранспортер многоцелевой десантируемый, был выдан 15 марта 2007 года. Основой для него послужила недавно созданная и планировавшаяся к принятию на вооружение БМД-4. А уже через год командование ВДВ выдало новое техническое задание — на создание авиадесантируемого БТР на базе новой БМД-4М, фактически сильно модернизированной БМД-3: военным требовались унифицированные по многим узлам машины. Эта модель, созданная в Специальном КБ машиностроения при Курганском машиностроительном заводе, получила наименование БТР-МДМ, то есть модифицированная. Новая модель впервые была представлена широкой публике в 2013 году на российской выставке вооружений Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Незадолго до этого первые две машины этой модели поступили в войска на испытания, а уже после выставки к ним прибавились еще десять.
На что способен крылатый бронетранспортер
Традиционно в советской, а потом и российской армии бронетранспортеры, предназначенные для перевозки личного состава, делались колесными, а боевые машины пехоты — гусеничными, поскольку фактически это были легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Исключением были только ВДВ: колесные БТР семейств БТР-60 можно было десантировать только посадочным способом или на специальной платформе. Поэтому и был создан гусеничный БТР-Д на базе БМД-1. Однако основное различие между БМП и БТР сохранилось и тут: за счет облегчения вооружения на машине, которая должна была прежде всего транспортировать личный состав, а не поддерживать его в наступлении, увеличивалось десантное отделение.
Такой подход сохранился и применительно к проектированию БТР и БМП/БМД для современной российской армии. А поскольку одним из основных требований современных вооруженных сил является многофункциональность каждого вида бронемашин, конструкторы пошли по пути унификации, а то и создания единых бронированных платформ. Классическим примером второго варианта являются платформы типа «Армата» и «Курганец-25». А первого — выбор БМД-4М, которая становится основной для российских ВДВ, в качестве платформы для БТР-МДМ.
От своей «старшей сестры» бронетранспортер отличается прежде всего более легким вооружением. БМД-4М вооружена боевым модулем «Бахча-У» с двумя пушками калибра 100 мм и 30 мм и пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Правда, за счет размещения модуля пришлось сократить число десантников на борту: всего пятеро, плюс трое членов экипажа. В новом БТР-МДМ все наоборот: он вооружен только двумя пулеметами ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов на каждый (один установлен в дистанционно управляемой установке над креслом командира, второй, курсовой — в лобовом броневом листе справа, почти у самого борта). За счет такого облегчения вооружения БТР-МДМ обслуживается всего двумя членами экипажа и берет в 2,5 раза больше десантников — 13 человек.
Еще одно принципиальное отличие БТР-МДМ от БМД-4М — большое количество люков, позволяющих десанту и экипажу садиться в машину и покидать ее в любых условиях. Над тремя передними сиденьями (в центре водительское, слева от него командирское, справа резервное) — три отдельных люка классической круглой формы. Еще два, прямоугольные, расположены над сиденьями для десанта и открываются вверх и вбок. Плюс кормовой люк, самый широкий, который может использоваться на ходу как бронированный щиток: он открывается вперед-вверх, и под его прикрытием десант может вести огонь из личного оружия.
Одна машина — пять вариантов
Неопытному человеку, пожалуй, не отличить волгоградский БТР-МД от курганского БТР-МДМ. Численность экипажа и десанта у них одинаковые, общая компоновка и конструкция машин тоже не отличаются: спереди — отделение управления, в середине — десантный отсек, сзади — моторно-трансмиссионное отделение. Обе машины имеют одинаковый изменяемый клиренс от 100 мм (минимальный) до 500 мм (максимальный); при этом рабочий клиренс составляет 420 мм. Сходны и показатели движения: скорость по шоссе — 70 км/ч, по пересеченной местности — 45–50 км/ч, по воде (бронетранспортер имеет два водометных движителя) — 10 км/ч.
А вот характеристики двигателя и гусеничного движителя наделяют их разными возможностями. Волгоградский БТР-МД имеет ходовую часть от БМД-4 и такой же двигатель мощностью 450 л.с., а курганский БТР-МДМ — стоящий на БМД-4М двигатель мощностью 500 «лошадок», что наделяет его большей удельной мощностью: 34 л.с. на тонну массы против 30 у БТР-МД. И хотя скорость у обеих машин одинаковая, курганский бронетранспортер способен, например, резче стартовать и резче разворачиваться, что в боевых условиях может иметь важное значение. Подвеска и гусеницы у БТР-МДМ тоже более надежны, чем у варианта МД. Есть и еще одно преимущество у машины производства Курганского машиностроительного завода: гораздо более существенная противоминная защита, что в последние несколько лет является решающим фактором.
Как говорят представители ВДВ, в общей сложности за ближайшие десять лет они должны получить не менее 250 БТР-МДМ различных модификаций. И далеко не все из них будут именно бронетранспортерами, предназначенными для перевозки личного состава. БТР-МДМ изначально разрабатывался как машина, на базе которой быстро и без особых хлопот можно оборудовать бронетранспортеры различного назначения. Уже сейчас известно, что, кроме собственно БТР-МДМ, воздушно-десантные войска получат также бронированный санитарный транспортер БММ-Д1, бронированную машину медицинского взвода БММ-Д2 и перевязочную медицинскую машину БММ-Д3 на удлиненном семикатковом шасси. Кроме того, на базе БТР-МД может быть смонтирован модуль разведки и управления (десантируемый вариант получил индекс МРУ-Д) из состава комплекта средств автоматизации ПВО тактического звена «Барнаул-Т».
Читайте также:
"Ждать повсюду". В ГД раскрыли, что готовит Запад
Ранее секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу заявил, что ядерный зонтик России по обновленной ядерной доктрине распространяется в первую очередь на страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
"Тактика шока и трепета": в Британии заявили, что у России есть то, чего нет у Запада
28.11.2024 12:11
Запад совместно с Украиной проигрывают России, потому что у них нет преимуществ, которые есть у Москвы, пишет бывший британский дипломат и посол Великобритании в Москве Ян Прауд в статье для Responsible Statescraft.
Облака плазмы. Почему "Орешник" можно сравнивать с ядерным оружием
Насколько можно судить из тех материалов, которые уже опубличены, включая видеозаписи ударов "Орешником" по цели на Украине, он несёт шесть боевых блоков, каждый из которых самостоятельно поражает цель.
Минус самолёты, аэродромы, газ - F-16 не спасли: Таких ударов Киев ещё не видел
Россия нанесла массированный удар по энергетической системе Украины. После ударов миллионы остались без света. Основными целями ударов также стали предприятия военно-промышленного комплекса противника.
Новый удар "Орешником" в ответ за Крым будет не по Украине
28.11.2024 11:50
Запад и Украина окончательно пришли в себя после удара "Орешником". Накануне ракеты НАТО атаковали Бельбек в Севастополе. До 30 ноября Россия ответит.