Основной боевой танк Т-72
Т-72 «Урал» — основной боевой танк производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов.
В ходе серийного производства танка его бронирование неоднократно усиливалось. На Т-72А с 1980 года были перераспределены толщины слоёв верхней лобовой детали, составившие 60+100+50 мм, помимо этого деталь была усилена приваркой 30-мм броневой плиты. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А эквивалентна, по разным данным, от 360 до 420 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и от 490 до 500 мм против кумулятивных боеприпасов. Откидные противокумулятивные щитки были заменены сплошным резинотканевым экраном на всю длину борта. На Т-72Б лобовое бронирование было вновь усилено, в том числе путём добавления 20-мм броневого листа. Кроме этого, Т-72Б получил комплект динамической защиты «Контакт», состоявший из 227 контейнеров, устанавливавшихся на верхней лобовой детали корпуса, лбе башни и передней половине бортов корпуса, башни и крыши башни. Аналогичная динамическая защита, отличавшаяся расположением элементов на башне (клином, как на других отечественных танках с индексом «В» в обозначении), с 1985 года устанавливалась на Т-72А в ходе их ремонта, после чего модернизированные танки получали обозначение Т-72АВ. Бронестойкость верхней лобовой детали корпуса Т-72Б западными специалистами оценивается как равная 530 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и 900 мм против кумулятивных боеприпасов. На модификации Т-72БМ устанавливалась более совершенная встроенная динамическая защита.
На Т-72А в башню также были внесены изменения, появился наполнитель из термообработанного кварца («песчаные стержни»), алюминиевые щитки были заменены на сплошные резинотканевые бортовые экраны, на Т-72Б наполнитель башни заменили на блоки с отражающими элементами.
Вооружение
Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А26М). Длина ствола орудия — 48(50,6 2А46м) калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке, при этом по сравнению с аналогичной установкой танка Т-64 было произведено существенное упрощение — был исключён дистанционный привод зенитного пулемёта и упразднён оптический зенитный прицел ПЗУ-5, таким образом командир машины может вести огонь из зенитной установке только при открытом люке, наводя установку вручную, используя открытый прицел, хранящийся «по походному» в специальной укладке на турели. На Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола. На Т-72Б введён КУВ (комплекс управляемого вооружения) 9К120 «Свирь», который устанавливался не на все танки.
Средства наблюдения и связи
Т-72 — комплектовался радиостанцией Р-123М (собрана по трансиверной схеме, диапазон рабочих частот радиостанции разбит на два поддиапазона: 20.0 — 36.0 МГц и 36.0 — 51.0 МГц, возможна настройка радиостанции на 4 заранее подготовленные частоты (ЗПЧ)), переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ «Луна» с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т.
Т-72А — установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23 (позже заменён на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменён на Л-4"Луна-4".
Т-72Б — установлена радиостанция Р-173 (диапазон рабочих частот 30 — 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 «Свирь», наведение ракеты по лучу лазера, Т-72Б довольно просто отличить от Т-72Б1 именно по ночному прицелу, на Т-72Б1 шахты для излучателя нет).
Двигатель и трансмиссия
На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года — двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1.
Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три — в отделении управления, по обеим сторонам от механика-водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных — 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л в зависимости от объёма бочки. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.
В состав трансмиссии Т-72 входят:
Ходовая часть
Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состоит из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом, направляющего катка и ведущего колеса заднего расположения. Танк оборудован устройством самоокапывания, которое приводится в рабочее положение за 2 мин.
Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане, долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства, а сирийские 10 танков Т-72, действуя из засады, уничтожили артогнём 60 израильских танков «Меркава». Согласно западным/израильским источникам было уничтожено до 20 T-72. На самом деле оба утверждения не противоречат друг другу, так как бо́льшая часть из уничтоженных Т-72 была поражена не танковым вооружением, а ПТУР TOW с самоходных ПТРК на базе джипов М151.
Однако, если внимательно проследить боевой путь сирийских танков Т-72 и израильских «Меркава», будет представляться сомнительной сама возможность их встречи в бою. Российский исследователь Михаил Барятинский пришёл к выводу, что «ни одна „Меркава" не подбила ни одного Т-72 и ни один Т-72 не подбил ни одну „Меркаву", потому что они просто не встретились в бою».
«Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали.
Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». 7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554—172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Производился в СССР в период с 1974 по 1992 годы. Всего выпущено около 30 000 танков.
Кроме СССР Т-72 производился и других странах:
Индия — всего около 500 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Ajeya. Производство велось в период с 1988 по 1991 год, а затем было продолжено после распада СССР по российской лицензии;
Ирак — по разным данным от нескольких машин до 100 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Asad babil в конце 1980-х годов;
Польша — 682 единицы Т-72Б произведены по лицензии в период с 1979 по 1991 год;
Чехословакия — 815 единиц Т-72Б произведено по лицензии в период с 1977 по 1991 год.
После распада СССР танк Т-72 производился по лицензии в Индии, Иране и Польше:
Индия — Т-72М1 производились по лицензии под обозначением Ajeya в период с 1992 по 2000 год; по другим данным производство велось до 2005 года до постановки на производство Т90С;
Иран — 300 единиц Т-72С1 было собрано по лицензии в период с 1993 по 2001 год;
Польша — 77 единиц Т-72 было произведено по лицензии в период с 1992 по 1995 год.
Конструкция
Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°. На Т-72, верхняя плита выполняется из комбинированной брони, состоящей из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоёв, а нижняя плита — из катаной 85-мм гомогенной броневой стали.
Приведенная толщина верхней лобовой детали составляет 550 мм, а её защитная способность, по разным данным, эквивалентна от 305 до 410 мм (показатель стойкости американского танка М1"Абрамс" против подкалиберных снарядов, по лбу башни 400мм) катаной гомогенной броневой стали против подкалиберных и от 450 до 600 мм против кумулятивных снарядов. Остальная часть корпуса выполняется полностью из катаной гомогенной брони. Вертикальные борта корпуса имеют толщину 80 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 70 мм — в районе моторно-трансмиссионного, корма корпуса состоит из верхней и нижней бронеплит и двух штампованных картеров коробок передач. Крыша корпуса состоит из двух бронелистов, а днище имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей, имеющих ряд выштамповок для повышения жёсткости.
Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого поперечной броневой перегородкой. На каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов алюминиевого сплава. Экраны закрепляются на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам[13]. Бронирование башен танков первых серий монолитное. Монолитное бронирование башни Т-72 считалось его главным недостатком, поэтому в 1979 году принимается на вооружение танк Т-72А с комбинированной бронёй башни.
История создания и производства
Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». 7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554—172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Производился в СССР в период с 1974 по 1992 годы. Всего выпущено около 30 000 танков.
Кроме СССР Т-72 производился и других странах:
Индия — всего около 500 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Ajeya. Производство велось в период с 1988 по 1991 год, а затем было продолжено после распада СССР по российской лицензии;
Ирак — по разным данным от нескольких машин до 100 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Asad babil в конце 1980-х годов;
Польша — 682 единицы Т-72Б произведены по лицензии в период с 1979 по 1991 год;
Чехословакия — 815 единиц Т-72Б произведено по лицензии в период с 1977 по 1991 год.
После распада СССР танк Т-72 производился по лицензии в Индии, Иране и Польше:
Индия — Т-72М1 производились по лицензии под обозначением Ajeya в период с 1992 по 2000 год; по другим данным производство велось до 2005 года до постановки на производство Т90С;
Иран — 300 единиц Т-72С1 было собрано по лицензии в период с 1993 по 2001 год;
Польша — 77 единиц Т-72 было произведено по лицензии в период с 1992 по 1995 год.
Описание танка
Конструкция
Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°. На Т-72, верхняя плита выполняется из комбинированной брони, состоящей из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоёв, а нижняя плита — из катаной 85-мм гомогенной броневой стали.
Приведенная толщина верхней лобовой детали составляет 550 мм, а её защитная способность, по разным данным, эквивалентна от 305 до 410 мм (показатель стойкости американского танка М1"Абрамс" против подкалиберных снарядов, по лбу башни 400мм) катаной гомогенной броневой стали против подкалиберных и от 450 до 600 мм против кумулятивных снарядов. Остальная часть корпуса выполняется полностью из катаной гомогенной брони. Вертикальные борта корпуса имеют толщину 80 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 70 мм — в районе моторно-трансмиссионного, корма корпуса состоит из верхней и нижней бронеплит и двух штампованных картеров коробок передач. Крыша корпуса состоит из двух бронелистов, а днище имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей, имеющих ряд выштамповок для повышения жёсткости.
Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого поперечной броневой перегородкой. На каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов алюминиевого сплава. Экраны закрепляются на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам[13]. Бронирование башен танков первых серий монолитное. Монолитное бронирование башни Т-72 считалось его главным недостатком, поэтому в 1979 году принимается на вооружение танк Т-72А с комбинированной бронёй башни.
На Т-72А в башню также были внесены изменения, появился наполнитель из термообработанного кварца («песчаные стержни»), алюминиевые щитки были заменены на сплошные резинотканевые бортовые экраны, на Т-72Б наполнитель башни заменили на блоки с отражающими элементами.
Вооружение
Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А26М). Длина ствола орудия — 48(50,6 2А46м) калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке, при этом по сравнению с аналогичной установкой танка Т-64 было произведено существенное упрощение — был исключён дистанционный привод зенитного пулемёта и упразднён оптический зенитный прицел ПЗУ-5, таким образом командир машины может вести огонь из зенитной установке только при открытом люке, наводя установку вручную, используя открытый прицел, хранящийся «по походному» в специальной укладке на турели. На Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола. На Т-72Б введён КУВ (комплекс управляемого вооружения) 9К120 «Свирь», который устанавливался не на все танки.
Средства наблюдения и связи
Т-72 — комплектовался радиостанцией Р-123М (собрана по трансиверной схеме, диапазон рабочих частот радиостанции разбит на два поддиапазона: 20.0 — 36.0 МГц и 36.0 — 51.0 МГц, возможна настройка радиостанции на 4 заранее подготовленные частоты (ЗПЧ)), переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ «Луна» с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т.
Т-72А — установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23 (позже заменён на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменён на Л-4"Луна-4".
Т-72Б — установлена радиостанция Р-173 (диапазон рабочих частот 30 — 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 «Свирь», наведение ракеты по лучу лазера, Т-72Б довольно просто отличить от Т-72Б1 именно по ночному прицелу, на Т-72Б1 шахты для излучателя нет).
Двигатель и трансмиссия
На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года — двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1.
Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три — в отделении управления, по обеим сторонам от механика-водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных — 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л в зависимости от объёма бочки. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.
В состав трансмиссии Т-72 входят:
- Повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач («гитара»);
- Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота;
- Бортовые одноступенчатые планетарные передачи.
Ходовая часть
Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состоит из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом, направляющего катка и ведущего колеса заднего расположения. Танк оборудован устройством самоокапывания, которое приводится в рабочее положение за 2 мин.
Боевое применение
Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане, долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства, а сирийские 10 танков Т-72, действуя из засады, уничтожили артогнём 60 израильских танков «Меркава». Согласно западным/израильским источникам было уничтожено до 20 T-72. На самом деле оба утверждения не противоречат друг другу, так как бо́льшая часть из уничтоженных Т-72 была поражена не танковым вооружением, а ПТУР TOW с самоходных ПТРК на базе джипов М151.
Однако, если внимательно проследить боевой путь сирийских танков Т-72 и израильских «Меркава», будет представляться сомнительной сама возможность их встречи в бою. Российский исследователь Михаил Барятинский пришёл к выводу, что «ни одна „Меркава" не подбила ни одного Т-72 и ни один Т-72 не подбил ни одну „Меркаву", потому что они просто не встретились в бою».
Т-72 (Объект 172М) | |||
---|---|---|---|
Классификация | основнойбоевой танк | ||
Боевая масса, т | 41,0 (44,5) | ||
Компоновочнаясхема | классическая | ||
Экипаж, чел. | 3 | ||
История | |||
Производитель | |||
Годы разработки | с 1967 по 1973 | ||
Годы производства | с 1973 по 2005 | ||
Годы эксплуатации | с 1974 | ||
Количество выпущенных, шт. | около 30 000 | ||
Основные операторы | | ||
Размеры | |||
Длина корпуса, мм | 6860 | ||
Длина с пушкой вперёд, мм | 9530 | ||
Ширина корпуса, мм | 3460 | ||
Высота, мм | 2190 | ||
База, мм | 4270 | ||
Клиренс, мм | 470 | ||
Бронирование | |||
Тип брони | катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная | ||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 205 / 68°, комбинированная | ||
Лоб корпуса (низ),мм/град. | 85 / 60° | ||
Борт корпуса,мм/град. | 70—80 / 0° | ||
Лоб башни,мм/град. | 410 / 0° | ||
Вооружение | |||
Калибр и марка пушки | 125-мм 2А46 | ||
Тип пушки | гладкоствольная пушка | ||
Длина ствола, калибров | 48 | ||
Боекомплект пушки | 39 | ||
Углы ВН, град. | −6°13'..16°47' | ||
Углы ГН, град. | 360 | ||
Дальность стрельбы, км | до 10 | ||
Прицелы | прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПНЗ-49 | ||
Пулемёты | 1 × 12,7 НСВТ 1 × 7,62-мм ПКТ | ||
Подвижность | |||
Тип двигателя |
| ||
Мощность двигателя, л. с. | 780 (840) | ||
Скорость по шоссе, км/ч | 60 | ||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 35 | ||
Запас хода по шоссе, км | 500 (700 с внешними баками) | ||
Удельная мощность, л. с./т | 18,8 | ||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||
Преодолеваемая стенка, м | 0,85 | ||
Преодолеваемый ров, м | 2,8 | ||
Преодолеваемый брод, м | 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ) |
Читайте также:
Битва двойников Зеленского начинается: Раскрыт секрет "чемодана Шольца"
Секрет чемодана Шольца прост. Внутри этого чемодана втайне от посторонних глаз в Киев был доставлен новый Зеленский. А что оставалось делать европейским союзникам Украины, если пульт управления от старого Зеленского потерялся. Или батарейки сели.
Украинцы, проверьте, есть ли тут ваши родственники! Список пленных ВСУ, которых Киев отбраковал как «второй сорт»
Россия готова передать на обмен более 600 украинских военнопленных, однако Киев отказывается их забирать, поскольку они не иностранные наёмники, не нацистская «элита», а обычные мобилизованные. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, передаёт корреспондент «ПолитНавигатора». Минобороны РФ направило предложение Украине о передаче в рамках обмена 935 украинских
Думали, это "Орешник": По особым объектам ударили гибриды, гремело до утра: "Много скорых"
03.12.2024 12:27
Русские авиация и БПЛА продолжают поражать военные склады, ПВО и энергетику Украины. Перед приездом канцлера ФРГ Киев сотряс комбинированный удар.
Возвращение "всадников Апокалипсиса": США напали на Россию, и это не фигура речи - Advance
В Европе заметили возвращение "всадников Апокалипсиса" и впервые признали, что США напали на Россию. Как отвечает хорватское издание Advance, это не фигура речи.
"Орешников" больше нет – Путин предупредил, но не ударил": Расшифровано молчание Кремля
03.12.2024 16:12
Мир замер в ожидании нового удара "Орешником". Путин в Астане недвусмысленно дал понять, что вслед за прилетом по Днепропетровску последуют новые атаки, тем более Киев продолжает обстрелы русских городов. Но "Орешник" больше не доставали.