Как готовят белорусский «Майдан»
В Минске проходят уличные акции под антироссийскими лозунгами.
На недавней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи белорусский президент Александр Лукашенко решительно отмел «все слухи» о прозападных переменах в своей внешней политике, лишний раз подтвердив лояльность российскому лидеру. Тем временем по мере приближения президентских выборов, которые должны состояться в Республике Беларусь 11 октября, политическая ситуация в стране начинает обостряться.
«Народный сход» на площади Свободы
В Сочи Лукашенко выступил в присущей ему манере: «Я хочу сказать, что — особенно в Российской Федерации отдельным средствам массовой информации и отдельным умникам, да и у нас их хватает, — надо прекратить разговоры по поводу некоего разворота Беларуси, поворота и так далее. Я Владимиру Владимировичу об этом говорил, что это не нужно мне ни в личном плане, тем более это не нужно нашим государствам».
Если Александр Лукашенко и как постсоветский политик, и как «крепкий хозяйственник» при всей своей двойственной позиции по поводу событий на Украине и в Крыму исторически более ориентирован на Россию, то новая генерация белорусских чиновников и бизнесменов, думающих не о республике в целом, а о своих личных интересах, весьма заинтересована в развитии отношений с Западом.
Сегодня не только оппозиция, но и различные государственные структуры в Белоруссии получают гранты от Европейского союза. Ежегодно сотни государственных служащих разного уровня выезжают за границу по программам ЕС, немалое количество различных западных проектов реализуется в самой Белоруссии при посредничестве ее властей. В обмен на «хорошее поведение» с Белоруссии даже могут снять санкции, чего очень хотели бы и о чем не стесняясь говорят в белорусском МИДе.
«Надеемся, что руководство евроструктур и стран — членов ЕС наконец осознает бесперспективность и бесполезность санкций и ограничений в отношении нашей страны, и уже в ближайшее время будут приняты соответствующие решения об их отмене, что откроет дорогу для нормализации наших отношений с Евросоюзом», — заявил 24 сентября пресс-секретарь белорусского МИДа Дмитрий Мирончик.
На фоне расслабляющих сигналов от ЕС в виде «возможности» снятия санкций и прочего националистическая оппозиция в самой Белоруссии отнюдь не собирается сидеть сложа руки. Тем более что белорусские власти проявляют беспрецедентную лояльность ко всем ее незаконным действиям. Вдобавок у радикалов теперь появился настоящий боевой лидер — выпущенный на свободу политзаключенный, экс-кандидат в президенты Николай Статкевич.
Статкевич — бывший преподаватель военного училища, в 90-е годы возглавлял военизированную националистическую организацию «Беларускае згуртаванне вайскоуцау» («Белорусское объединение военных»). Затем стал руководителем одной из социал-демократических партий. В 2010 году зарегистрирован в качестве кандидата в президенты, арестован во время беспорядков на площади у Дома правительства в декабре того же года, был осужден по этому делу на шесть лет лишения свободы. В тюрьме, в отличие от некоторых других кандидатов, проявил недюжинный характер и отказался подать президенту прошение о помиловании. Александр Лукашенко был вынужден выпустить его на свободу по своей собственной инициативе.
Вечером 23 сентября под руководством Статкевича, еще одного экс-кандидата 2010 года — Владимира Некляева — и несостоявшегося кандидата-2015 Анатолия Лебедько прошла первая проба белорусского «Майдана». Акция называлась «Народный сход» и прошла на площади Свободы. Сход собрал, по разным данным, от 200 до 1000 участников, что по белорусским меркам для несанкционированного мероприятия достаточно много. Так, первый пикет Статкевича, который он провел вскоре после освобождения, привлек около 30 человек. Но если ранее за подобные выступления сразу же арестовывали «на сутки», то на нынешнем пикете Статкевича никто задержан не был.
На «народном сходе» в основном звучали призывы к бойкоту выборов и к отстранению президента от власти, а также жесткая антироссийская риторика. Последняя касалась предполагаемой авиабазы, переговоры о размещении которой ведутся между правительствами РФ и РБ с 2013 года. На сегодняшний день никакого прогресса в этих переговорах нет, не определено ни место дислоцирования базы, ни сколь-либо конкретные сроки ее открытия. И уже совершенно ясно, что до выборов никакого решения по этому поводу не последует. Тем не менее оппозиция именно этот «авиационный» вопрос сделала одним из главных в своих уличных выступлениях.
Владимир Некляев заявил: «Что означает соглашение о военной базе? Это означает присутствие на нашей земле неконтролируемой военной силы, которая может в любой момент вмешаться в наши внутренние дела. Все это делается, чтобы оставить во власти человека, который будет вынужден подписать соглашения, по которым Беларусь даже формально может перестать существовать».
Во время акции на риторические вопросы оппозиционных лидеров «Что делать?» участники несанкционированного митинга скандировали: «Площадь, площадь!» — то есть «Майдан»…
Характерно, что сходу на площади Свободы предшествовала специальная встреча оппозиционных лидеров, состоявшаяся утром того же дня в Минске в офисе партии Белорусский народный фронт. Здесь присутствовали те же Статкевич, Некляев, Лебедько, Вячеслав Сивчик — один из организаторов палаточного лагеря протеста во время выборов 2006 года, скрывшийся после этого на Украине и недавно вернувшийся из эмиграции, а также другие представители националистической оппозиции. Ими было принято заявление «За Беларусь без чужих военных баз». В нем, в частности, говорится: «Появление российской военной базы вернет Беларусь в положение международной изоляции, поставит непреодолимые препятствия на пути инвестиций, новых технологий, экономического развития… превращает Беларусь в плацдарм войны, делает ее военной мишенью, ставит под реальную угрозу саму жизнь белорусов». По выработанному на этой оппозиционной встрече сценарию и разворачивался «народный сход» на площади Свободы.
Расширение сил НАТО у границ Белоруссии этого рода сторонников «независимости», разумеется, не беспокоит. Как никогда не волновала их и гибель под ракетами и бомбами альянса сотен тысяч людей в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии. Как не волнует кровь женщин и детей Донецка и Луганска.
Представители оппозиции решили провести следующую уличную акцию 4 октября, этот митинг также будет направлен против российской авиационной базы. Еще один сход в виде «встречи с избирателями» объявлен на 10 октября, в день, предшествующий голосованию. На сход 10 октября, как и на состоявшийся 23 сентября митинг на площади Свободы, их организаторами демагогически приглашен Александр Лукашенко.
Небезынтересно, что сбор на белорусский «Майдан» теперь намечен не на день выборов, как в прошлом, а на сутки ранее. Возможно, это даст возможность его организаторам, пользуясь «предвыборной оттепелью», успеть закрепиться там — поставить палатки, охрану и прочее.
Три сценария белорусского «Майдана»
Характерно, что в этой президентской кампании и противники действующего президента, и сам Александр Лукашенко сделали своим главным лозунгом защиту «независимости Беларуси». Большинство же населения до сих пор не может разобраться, кто и что угрожает белорусскому суверенитету, и пока отказывает в поддержке обоим лагерям. Тем не менее не пассивное большинство, а организованное меньшинство будет определять ситуацию. В связи с этим видится три основных сценария развития событий.
Первый — «мягкий сценарий». Существующая власть демонстрирует нужный Западу уровень уступок, и тот, в свою очередь, не педалирует историю с радикальной оппозицией. То есть акции протеста в день выборов проходят в символическом формате, затем следует частичное снятие санкций и полупризнание результатов выборов с формулировкой «ввиду явного улучшения процесса демократизации». При этом «демократичность» белорусской власти в Европе и США будут оценивать не по реальному росту свобод для населения, а прежде всего по ее готовности дистанцироваться от России. «Майдан» приобретет ползучий характер.
Второй сценарий — «антироссийский "Майдан"». Накануне выборов лидеры националистической оппозиции выводят людей на улицы прежде всего под «антивоенными» антироссийскими лозунгами. При этом организаторы выступлений не рассчитывают на свержение президента, но используют беспорядки как способ оказать давление на дальнейшее смещение внутренней и внешней политики в сторону от России. Действующая власть остается на месте, но получает дополнительный импульс к отчуждению от РФ.
Третий сценарий — это «жесткий "Майдан"». При благоприятных для радикальной оппозиции обстоятельствах ставка делается на государственный переворот. Такой вариант прежде всего может быть возможен в случае отсутствия консолидации в правящих верхах.
Какой сценарий будет реализован, станут ли они комбинироваться или развиваться параллельно, зависит от многих факторов, в том числе и внешних. В любом случае ясно одно: братский белорусский народ в ближайшем будущем ожидают непростые испытания.
На недавней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи белорусский президент Александр Лукашенко решительно отмел «все слухи» о прозападных переменах в своей внешней политике, лишний раз подтвердив лояльность российскому лидеру. Тем временем по мере приближения президентских выборов, которые должны состояться в Республике Беларусь 11 октября, политическая ситуация в стране начинает обостряться.
«Народный сход» на площади Свободы
В Сочи Лукашенко выступил в присущей ему манере: «Я хочу сказать, что — особенно в Российской Федерации отдельным средствам массовой информации и отдельным умникам, да и у нас их хватает, — надо прекратить разговоры по поводу некоего разворота Беларуси, поворота и так далее. Я Владимиру Владимировичу об этом говорил, что это не нужно мне ни в личном плане, тем более это не нужно нашим государствам».
Если Александр Лукашенко и как постсоветский политик, и как «крепкий хозяйственник» при всей своей двойственной позиции по поводу событий на Украине и в Крыму исторически более ориентирован на Россию, то новая генерация белорусских чиновников и бизнесменов, думающих не о республике в целом, а о своих личных интересах, весьма заинтересована в развитии отношений с Западом.
Сегодня не только оппозиция, но и различные государственные структуры в Белоруссии получают гранты от Европейского союза. Ежегодно сотни государственных служащих разного уровня выезжают за границу по программам ЕС, немалое количество различных западных проектов реализуется в самой Белоруссии при посредничестве ее властей. В обмен на «хорошее поведение» с Белоруссии даже могут снять санкции, чего очень хотели бы и о чем не стесняясь говорят в белорусском МИДе.
«Надеемся, что руководство евроструктур и стран — членов ЕС наконец осознает бесперспективность и бесполезность санкций и ограничений в отношении нашей страны, и уже в ближайшее время будут приняты соответствующие решения об их отмене, что откроет дорогу для нормализации наших отношений с Евросоюзом», — заявил 24 сентября пресс-секретарь белорусского МИДа Дмитрий Мирончик.
На фоне расслабляющих сигналов от ЕС в виде «возможности» снятия санкций и прочего националистическая оппозиция в самой Белоруссии отнюдь не собирается сидеть сложа руки. Тем более что белорусские власти проявляют беспрецедентную лояльность ко всем ее незаконным действиям. Вдобавок у радикалов теперь появился настоящий боевой лидер — выпущенный на свободу политзаключенный, экс-кандидат в президенты Николай Статкевич.
Статкевич — бывший преподаватель военного училища, в 90-е годы возглавлял военизированную националистическую организацию «Беларускае згуртаванне вайскоуцау» («Белорусское объединение военных»). Затем стал руководителем одной из социал-демократических партий. В 2010 году зарегистрирован в качестве кандидата в президенты, арестован во время беспорядков на площади у Дома правительства в декабре того же года, был осужден по этому делу на шесть лет лишения свободы. В тюрьме, в отличие от некоторых других кандидатов, проявил недюжинный характер и отказался подать президенту прошение о помиловании. Александр Лукашенко был вынужден выпустить его на свободу по своей собственной инициативе.
Вечером 23 сентября под руководством Статкевича, еще одного экс-кандидата 2010 года — Владимира Некляева — и несостоявшегося кандидата-2015 Анатолия Лебедько прошла первая проба белорусского «Майдана». Акция называлась «Народный сход» и прошла на площади Свободы. Сход собрал, по разным данным, от 200 до 1000 участников, что по белорусским меркам для несанкционированного мероприятия достаточно много. Так, первый пикет Статкевича, который он провел вскоре после освобождения, привлек около 30 человек. Но если ранее за подобные выступления сразу же арестовывали «на сутки», то на нынешнем пикете Статкевича никто задержан не был.
На «народном сходе» в основном звучали призывы к бойкоту выборов и к отстранению президента от власти, а также жесткая антироссийская риторика. Последняя касалась предполагаемой авиабазы, переговоры о размещении которой ведутся между правительствами РФ и РБ с 2013 года. На сегодняшний день никакого прогресса в этих переговорах нет, не определено ни место дислоцирования базы, ни сколь-либо конкретные сроки ее открытия. И уже совершенно ясно, что до выборов никакого решения по этому поводу не последует. Тем не менее оппозиция именно этот «авиационный» вопрос сделала одним из главных в своих уличных выступлениях.
Владимир Некляев заявил: «Что означает соглашение о военной базе? Это означает присутствие на нашей земле неконтролируемой военной силы, которая может в любой момент вмешаться в наши внутренние дела. Все это делается, чтобы оставить во власти человека, который будет вынужден подписать соглашения, по которым Беларусь даже формально может перестать существовать».
Во время акции на риторические вопросы оппозиционных лидеров «Что делать?» участники несанкционированного митинга скандировали: «Площадь, площадь!» — то есть «Майдан»…
Характерно, что сходу на площади Свободы предшествовала специальная встреча оппозиционных лидеров, состоявшаяся утром того же дня в Минске в офисе партии Белорусский народный фронт. Здесь присутствовали те же Статкевич, Некляев, Лебедько, Вячеслав Сивчик — один из организаторов палаточного лагеря протеста во время выборов 2006 года, скрывшийся после этого на Украине и недавно вернувшийся из эмиграции, а также другие представители националистической оппозиции. Ими было принято заявление «За Беларусь без чужих военных баз». В нем, в частности, говорится: «Появление российской военной базы вернет Беларусь в положение международной изоляции, поставит непреодолимые препятствия на пути инвестиций, новых технологий, экономического развития… превращает Беларусь в плацдарм войны, делает ее военной мишенью, ставит под реальную угрозу саму жизнь белорусов». По выработанному на этой оппозиционной встрече сценарию и разворачивался «народный сход» на площади Свободы.
Расширение сил НАТО у границ Белоруссии этого рода сторонников «независимости», разумеется, не беспокоит. Как никогда не волновала их и гибель под ракетами и бомбами альянса сотен тысяч людей в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии. Как не волнует кровь женщин и детей Донецка и Луганска.
Представители оппозиции решили провести следующую уличную акцию 4 октября, этот митинг также будет направлен против российской авиационной базы. Еще один сход в виде «встречи с избирателями» объявлен на 10 октября, в день, предшествующий голосованию. На сход 10 октября, как и на состоявшийся 23 сентября митинг на площади Свободы, их организаторами демагогически приглашен Александр Лукашенко.
Небезынтересно, что сбор на белорусский «Майдан» теперь намечен не на день выборов, как в прошлом, а на сутки ранее. Возможно, это даст возможность его организаторам, пользуясь «предвыборной оттепелью», успеть закрепиться там — поставить палатки, охрану и прочее.
Три сценария белорусского «Майдана»
Характерно, что в этой президентской кампании и противники действующего президента, и сам Александр Лукашенко сделали своим главным лозунгом защиту «независимости Беларуси». Большинство же населения до сих пор не может разобраться, кто и что угрожает белорусскому суверенитету, и пока отказывает в поддержке обоим лагерям. Тем не менее не пассивное большинство, а организованное меньшинство будет определять ситуацию. В связи с этим видится три основных сценария развития событий.
Первый — «мягкий сценарий». Существующая власть демонстрирует нужный Западу уровень уступок, и тот, в свою очередь, не педалирует историю с радикальной оппозицией. То есть акции протеста в день выборов проходят в символическом формате, затем следует частичное снятие санкций и полупризнание результатов выборов с формулировкой «ввиду явного улучшения процесса демократизации». При этом «демократичность» белорусской власти в Европе и США будут оценивать не по реальному росту свобод для населения, а прежде всего по ее готовности дистанцироваться от России. «Майдан» приобретет ползучий характер.
Второй сценарий — «антироссийский "Майдан"». Накануне выборов лидеры националистической оппозиции выводят людей на улицы прежде всего под «антивоенными» антироссийскими лозунгами. При этом организаторы выступлений не рассчитывают на свержение президента, но используют беспорядки как способ оказать давление на дальнейшее смещение внутренней и внешней политики в сторону от России. Действующая власть остается на месте, но получает дополнительный импульс к отчуждению от РФ.
Третий сценарий — это «жесткий "Майдан"». При благоприятных для радикальной оппозиции обстоятельствах ставка делается на государственный переворот. Такой вариант прежде всего может быть возможен в случае отсутствия консолидации в правящих верхах.
Какой сценарий будет реализован, станут ли они комбинироваться или развиваться параллельно, зависит от многих факторов, в том числе и внешних. В любом случае ясно одно: братский белорусский народ в ближайшем будущем ожидают непростые испытания.
Читайте также:
Украина накопила 200 ракет для "обезглавливающего" удара: Storm Shadow и ATACMS полетят в Крым и Казань?
Вероятность большой атаки ракетами по России – ближайшие два месяца. Daily Mail волнуется – это не спасет Британию. Байден запросил у Конгресса восемь млрд долларов для Украины.
"Ждать повсюду". В ГД раскрыли, что готовит Запад
Ранее секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу заявил, что ядерный зонтик России по обновленной ядерной доктрине распространяется в первую очередь на страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Теперь Россия может расправиться со странами НАТО за минуты: Три точки на карте Европы на случай войны
28.11.2024 20:40
Теперь Россия при необходимости может расправиться со странами НАТО буквально за минуты. Яков Кедми назвал первоочередные три точки на карте Европы на случай войны.
Облака плазмы. Почему "Орешник" можно сравнивать с ядерным оружием
Насколько можно судить из тех материалов, которые уже опубличены, включая видеозаписи ударов "Орешником" по цели на Украине, он несёт шесть боевых блоков, каждый из которых самостоятельно поражает цель.
Прощай, Бескидский тоннель: Реальная цель для "Орешника" и большой привет Польше
Президент России Владимир Путин заявил, что Минобороны подыскивает цели для новой русской ракеты "Орешник". Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко считает, что одной из первых таких мишеней может стать Бескидский тоннель. И тогда же будет передан большой привет Польше.