Авиация и бронетехника: о российском присутствии в Сирии
27.09.2015 09:04
3 631
9
Скрывать растущее военное присутствие в Сирии руководству РФ удается слабо. В пользу него говорят как видеозаписи и спутниковые наблюдения, так и показания многочисленных очевидцев. О каких же объемах материально-технической помощи идет речь? И какие задачи может выполнять направленная в Сирию техника?
Тартус: начало и продолжение
Справедливости ради отметим, что отечественные специалисты работают в Сирии начиная с 1971 года. Именно тогда в портовом городе Тартус (западная часть Сирии) был открыт пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Он должен был ремонтировать и снабжать топливом и материалами корабли советской средиземноморской эскадры.
У Советского Союза были интересы в разных уголках Земли, но базу в Тартусе сложно отнести к объектам первостепенной стратегической важности. Если у руководства страны и были планы ее расширить, крах СССР положил этому конец. С 1991 года теперь уже российские корабли изредка заходили в пункт, чтобы полонить запасы топлива и продовольствия. На протяжении двух десятилетий в распоряжении России находился весьма скромный участок сирийской территории, а число обслуживающих его людей часто не превышало нескольких десятков.
Все изменилось с началом гражданской войны в Сирии в 2011 году. Еще за год до этого, во время поездки туда для инспекции базы был убит замначальника российского ГРУ Юрий Иванов: тело нашли в августе того же года. Затем началась долгая эпопея отрицания военного присутствия. Центральные СМИ писали, что Россия сократила свой «контингент» в Тартусе до нескольких человек и на территории базы присутствуют только гражданские лица. Так это было в 2011-м или не так, уже не имеет значения, потому что сейчас персонал базы, по некоторым данным, составляет более 1,5 тыс. человек. Сюда входят как гражданские, так и военные лица. База остается единственным зарубежным пунктом материально-технического обеспечения российского флота. Сам Тартус – второй по величине портовый сирийский город после Латакии.
По пути на Восток
Ни для кого не секрет, что Россия помогает режиму Асада. Но о каких именно объемах поставок идет речь? Ответить на этот вопрос постарались на Центральном военно-морском портале. С помощью турецких коллег специалисты провели расчеты российской военно-технической помощи и представили свои выводы. В центре внимания оказались большие десантные корабли (БДК) проектов 775 и 1171. Через турецкие проливы начиная с 2011 года проходили БДК «Саратов», «Николай Фильченков», «Ямал», «Новочеркасск», «Цезарь Куников», «Александр Отраковский», «Александр Шабалин», «Азов» и «Королев». В 2013-14 годах большие десантные корабли совершили 29 и 46 проходов соответственно. При этом в 2012 году десантные корабли РФ лишь несколько раз появлялись у сирийского побережья.
Как БДК проекта 775 (775М), так и его «собрат» проекта 1171 довольно крупные корабли. Первый из них способен перевозить до 12 бронетранспортеров и около 300 человек десанта. Общая масса груза может достигать 480 тонн. Еще более внушительными возможностями обладают БДК проекта 1171: на одном таком корабле размещаются 45 БТРов или 20 основных боевых танков (ОБТ), или 50 грузовиков. Плюс к этому он может транспортировать до 400 человек десанта.
Эксперты подсчитали суммарный вес всех доставленных из РФ грузов – получилось примерно 75 тыс. тонн. С учетом всего сирийские военные могли получить примерно 2 тыс. бронетранспортеров или 2,5 тыс. грузовых автомобилей с нагрузкой. Согласитесь, объемы внушительные. Впрочем, в структуре помощи Асаду могла преобладать не техника, а, скажем, продовольствие и горюче-смазочные материалы. Россия использует порты в Тартусе и Латакии, а отправляются корабли из Новороссийска. Переброска грузов и персонала в Сирию производится и воздушным путем. Именно поэтому Болгария (союзник США по НАТО) не пустила военно-транспортные самолеты РФ через свое воздушное пространство.
«Аэродром подскока»
Если говорить о сирийском конфликте, основное внимание в последние месяцы приковано к Латакии. И дело даже не в том, что, будучи крупнейшим портом в стране, она имеет стратегическую важность. Просто именно здесь, на базе аэродрома Бассел аль-Асад была создана российская военная база. Спутниковые наблюдения и свидетельства очевидцев позволяют со стопроцентной уверенностью заявить: на объекте есть российские военные самолеты и вертолеты.
Речь, в частности, идет о четырех новейших многоцелевых истребителях Су-30СМ, двенадцати самолетах-штурмовиках Су-25 и четверке фронтовых бомбардировщиков Су-24 (последние прибыли на базу совсем недавно). Турецкий ресурс BGN News сообщил и о присутствии в Сирии российских перехватчиков МиГ-31, однако это кажется маловероятным. МиГ-31 – это узкоспециализированный перехватчик, оптимизированный для уничтожения крылатых ракет и бомбардировщиков врага. Вооружение класса «воздух-поверхность» он не несет и для борьбы с Исламским государством (или так называемой «сирийской оппозицией») использоваться не может.
На базе находится небольшое количество ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-17. Объект прикрывают как минимум два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1». Для доставки грузов используются военно-транспортные самолеты Ил-76. Кроме них из того же Моздока взлетают и берут курс на Сирию тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан».
Нужно сказать пару слов и о сухопутной группировке. Близкое к ЦРУ агентство Stratfor говорит о развернутой близ базы российской батальонной тактической группе. Она включает в себя две мотострелковые и одну танковую роту. Поблизости расположена артиллерийская батарея. Спутниковые данные позволяют говорить о присутствии российских танков Т-90, а на опубликованном видео можно различить БТР-82А. По российским меркам это очень современная техника. БТР-82, например, поступил в Вооруженные силы России лишь в 2010-м.
О потенциале
Официальных подтверждений всего этого нет, но выводы и так очевидны. Помощь России не ограничивается только поставками военной техники. Тот же Су-30СМ (о котором мы писали выше) де-факто является самым совершенным истребителем ВВС России. Это очень сложная и дорогая техника, просто так ее никто никому не передаст. Вряд ли кто-то занимался серьезной подготовкой сирийских летчиков, так что за штурвалами, скорее всего, находятся пилоты ВВС РФ. В пользу того, что перед нами именно российские самолеты, говорит окраска боевых машин. Светло-голубой и серый камуфляж – визитная карточка ВВС России. Сирийские самолеты имеют «песчаный» камуфляж.
Здесь есть некоторые нюансы. Россия до сих пор не имеет современных подвесных прицельных контейнеров (типа американских Sniper), поэтому Су-30СМ лишены возможности наносить высокоточные удары по наземным целям. Скорее всего, они будут использоваться для прикрытия базы с воздуха и являются чем-то наподобие сдерживающего фактора (если в войну всерьез вмешаются США). Другое дело штурмовики Су-25. Это «рабочая лошадка» ВВС России, которая активно использовалась в Афганистане, Чечне и Грузии.
Отметим, что даже если перед нами модернизированные штурмовики – Су-25СМ, использовать современные авиационные средства поражения (АСП) они не могут. Причина кроется как в отсутствии подвесных прицельных контейнеров, так и в самих вышеупомянутых АСП, которых у России де-факто нет. Зато «грачи» (прозвище штурмовика) могут успешно «работать» неуправляемыми бомбами и ракетами. В контексте гражданской войны в Сирии этого будет хватать. Для поражения бронированных подвижных целей также можно использовать Ми-24, а доставлять грузы и десант будут вертолеты Ми-17.
Наземный российский контингент весьма ограничен (по крайней мере, сейчас) и вряд ли сможет переломить ход войны в Сирии. Судя по всему, главное внимание уделяется именно воздушным ударам. Войска Асада воюют на земле, а с воздуха им помогают российские летчики – такой расклад видится вполне реальным.
Россия могла вообще обойтись без базы в Латакии и «гонять» на помощь Башару Асаду стратегические бомбардировщики Ту-160 или дальние Ту-22М3. Что-то похожее в свое время делали американцы: при бомбардировках Югославии в 1999 году их «стратеги» B-2 взлетали с территории США и возвращались обратно. Но в этом случае российским бомбардировщикам понадобилась бы дозаправка в небе, а сами вылеты растянулись бы на много часов. Да и возможности тех же Ту-95МС или Ту-160 по нанесению ударов обычными (неядерными) вооружениями весьма ограничены. Бороться с разрозненными отрядами боевиков действительно лучше с помощью дешевых и неприхотливых Су-25, расположенных рядом. Для поражения особо важных целей можно использовать Су-24М, благо эти машины несут управляемое вооружение «воздух-поверхность». Пусть и не самое современное.
О целях
В этой статье главное внимание уделено техническим аспектам. Но мы просто не можем пройти мимо самого интересного и не затронуть политический (или, правильнее будет сказать, геополитический) аспект. Первое, о чем нужно знать: Сирии как государства уже не существует. Большая ее часть (примерно 60%) контролируется Исламским государством. Приблизительно 20% сирийской территории контролируют верные Асаду шииты. Так называемая «демократическая оппозиция» удерживает позиции на 10% занятых территорий, еще столько же контролируют сирийские курды. Мы имеем дело со сложным межконфессиональным конфликтом, а такие быстро не решаются. Не нужно забывать, что свои интересы есть и у ведущих мировых держав, которые будут отстаивать их всеми доступными методами.
Российские части дислоцированы намного ближе к поддерживаемым США силам сирийской оппозиции, чем к районам, занятым ИГ. Само по себе это ни о чем не говорит, однако в контексте противостояния США – Россия может быть небезынтересным.
Судя по всему, никто из мировых игроков всерьез ИГ не воспринимает и желанием воевать с ним не горит. Это касается как США, так и России, которая изо всех сил пытается сохранить свое геополитическое влияние. Под видом борьбы с исламистами РФ вполне может атаковать и позиции сирийских повстанцев. В свою очередь США открыто заявили, что готовы бомбить войска Асада, если тот будет мешать «демократическим» повстанцам вести борьбу. Так или иначе, пока российское присутствие в Сирии больше похоже на политическую интригу, нежели на затяжную военную кампанию (как это было в Афганистане или Чечне). В настоящий момент проводится «зондирование почвы», и от того, что предпримет Запад, зависят и действия руководства РФ. Россия, конечно, может и сейчас ввязаться в полномасштабный конфликт в Сирии, но пойдет ли она на это?
Источник
Тартус: начало и продолжение
Справедливости ради отметим, что отечественные специалисты работают в Сирии начиная с 1971 года. Именно тогда в портовом городе Тартус (западная часть Сирии) был открыт пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Он должен был ремонтировать и снабжать топливом и материалами корабли советской средиземноморской эскадры.
У Советского Союза были интересы в разных уголках Земли, но базу в Тартусе сложно отнести к объектам первостепенной стратегической важности. Если у руководства страны и были планы ее расширить, крах СССР положил этому конец. С 1991 года теперь уже российские корабли изредка заходили в пункт, чтобы полонить запасы топлива и продовольствия. На протяжении двух десятилетий в распоряжении России находился весьма скромный участок сирийской территории, а число обслуживающих его людей часто не превышало нескольких десятков.
Все изменилось с началом гражданской войны в Сирии в 2011 году. Еще за год до этого, во время поездки туда для инспекции базы был убит замначальника российского ГРУ Юрий Иванов: тело нашли в августе того же года. Затем началась долгая эпопея отрицания военного присутствия. Центральные СМИ писали, что Россия сократила свой «контингент» в Тартусе до нескольких человек и на территории базы присутствуют только гражданские лица. Так это было в 2011-м или не так, уже не имеет значения, потому что сейчас персонал базы, по некоторым данным, составляет более 1,5 тыс. человек. Сюда входят как гражданские, так и военные лица. База остается единственным зарубежным пунктом материально-технического обеспечения российского флота. Сам Тартус – второй по величине портовый сирийский город после Латакии.
По пути на Восток
Ни для кого не секрет, что Россия помогает режиму Асада. Но о каких именно объемах поставок идет речь? Ответить на этот вопрос постарались на Центральном военно-морском портале. С помощью турецких коллег специалисты провели расчеты российской военно-технической помощи и представили свои выводы. В центре внимания оказались большие десантные корабли (БДК) проектов 775 и 1171. Через турецкие проливы начиная с 2011 года проходили БДК «Саратов», «Николай Фильченков», «Ямал», «Новочеркасск», «Цезарь Куников», «Александр Отраковский», «Александр Шабалин», «Азов» и «Королев». В 2013-14 годах большие десантные корабли совершили 29 и 46 проходов соответственно. При этом в 2012 году десантные корабли РФ лишь несколько раз появлялись у сирийского побережья.
Как БДК проекта 775 (775М), так и его «собрат» проекта 1171 довольно крупные корабли. Первый из них способен перевозить до 12 бронетранспортеров и около 300 человек десанта. Общая масса груза может достигать 480 тонн. Еще более внушительными возможностями обладают БДК проекта 1171: на одном таком корабле размещаются 45 БТРов или 20 основных боевых танков (ОБТ), или 50 грузовиков. Плюс к этому он может транспортировать до 400 человек десанта.
Эксперты подсчитали суммарный вес всех доставленных из РФ грузов – получилось примерно 75 тыс. тонн. С учетом всего сирийские военные могли получить примерно 2 тыс. бронетранспортеров или 2,5 тыс. грузовых автомобилей с нагрузкой. Согласитесь, объемы внушительные. Впрочем, в структуре помощи Асаду могла преобладать не техника, а, скажем, продовольствие и горюче-смазочные материалы. Россия использует порты в Тартусе и Латакии, а отправляются корабли из Новороссийска. Переброска грузов и персонала в Сирию производится и воздушным путем. Именно поэтому Болгария (союзник США по НАТО) не пустила военно-транспортные самолеты РФ через свое воздушное пространство.
«Аэродром подскока»
Если говорить о сирийском конфликте, основное внимание в последние месяцы приковано к Латакии. И дело даже не в том, что, будучи крупнейшим портом в стране, она имеет стратегическую важность. Просто именно здесь, на базе аэродрома Бассел аль-Асад была создана российская военная база. Спутниковые наблюдения и свидетельства очевидцев позволяют со стопроцентной уверенностью заявить: на объекте есть российские военные самолеты и вертолеты.
Речь, в частности, идет о четырех новейших многоцелевых истребителях Су-30СМ, двенадцати самолетах-штурмовиках Су-25 и четверке фронтовых бомбардировщиков Су-24 (последние прибыли на базу совсем недавно). Турецкий ресурс BGN News сообщил и о присутствии в Сирии российских перехватчиков МиГ-31, однако это кажется маловероятным. МиГ-31 – это узкоспециализированный перехватчик, оптимизированный для уничтожения крылатых ракет и бомбардировщиков врага. Вооружение класса «воздух-поверхность» он не несет и для борьбы с Исламским государством (или так называемой «сирийской оппозицией») использоваться не может.
На базе находится небольшое количество ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-17. Объект прикрывают как минимум два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1». Для доставки грузов используются военно-транспортные самолеты Ил-76. Кроме них из того же Моздока взлетают и берут курс на Сирию тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан».
Нужно сказать пару слов и о сухопутной группировке. Близкое к ЦРУ агентство Stratfor говорит о развернутой близ базы российской батальонной тактической группе. Она включает в себя две мотострелковые и одну танковую роту. Поблизости расположена артиллерийская батарея. Спутниковые данные позволяют говорить о присутствии российских танков Т-90, а на опубликованном видео можно различить БТР-82А. По российским меркам это очень современная техника. БТР-82, например, поступил в Вооруженные силы России лишь в 2010-м.
О потенциале
Официальных подтверждений всего этого нет, но выводы и так очевидны. Помощь России не ограничивается только поставками военной техники. Тот же Су-30СМ (о котором мы писали выше) де-факто является самым совершенным истребителем ВВС России. Это очень сложная и дорогая техника, просто так ее никто никому не передаст. Вряд ли кто-то занимался серьезной подготовкой сирийских летчиков, так что за штурвалами, скорее всего, находятся пилоты ВВС РФ. В пользу того, что перед нами именно российские самолеты, говорит окраска боевых машин. Светло-голубой и серый камуфляж – визитная карточка ВВС России. Сирийские самолеты имеют «песчаный» камуфляж.
Здесь есть некоторые нюансы. Россия до сих пор не имеет современных подвесных прицельных контейнеров (типа американских Sniper), поэтому Су-30СМ лишены возможности наносить высокоточные удары по наземным целям. Скорее всего, они будут использоваться для прикрытия базы с воздуха и являются чем-то наподобие сдерживающего фактора (если в войну всерьез вмешаются США). Другое дело штурмовики Су-25. Это «рабочая лошадка» ВВС России, которая активно использовалась в Афганистане, Чечне и Грузии.
Отметим, что даже если перед нами модернизированные штурмовики – Су-25СМ, использовать современные авиационные средства поражения (АСП) они не могут. Причина кроется как в отсутствии подвесных прицельных контейнеров, так и в самих вышеупомянутых АСП, которых у России де-факто нет. Зато «грачи» (прозвище штурмовика) могут успешно «работать» неуправляемыми бомбами и ракетами. В контексте гражданской войны в Сирии этого будет хватать. Для поражения бронированных подвижных целей также можно использовать Ми-24, а доставлять грузы и десант будут вертолеты Ми-17.
Наземный российский контингент весьма ограничен (по крайней мере, сейчас) и вряд ли сможет переломить ход войны в Сирии. Судя по всему, главное внимание уделяется именно воздушным ударам. Войска Асада воюют на земле, а с воздуха им помогают российские летчики – такой расклад видится вполне реальным.
Россия могла вообще обойтись без базы в Латакии и «гонять» на помощь Башару Асаду стратегические бомбардировщики Ту-160 или дальние Ту-22М3. Что-то похожее в свое время делали американцы: при бомбардировках Югославии в 1999 году их «стратеги» B-2 взлетали с территории США и возвращались обратно. Но в этом случае российским бомбардировщикам понадобилась бы дозаправка в небе, а сами вылеты растянулись бы на много часов. Да и возможности тех же Ту-95МС или Ту-160 по нанесению ударов обычными (неядерными) вооружениями весьма ограничены. Бороться с разрозненными отрядами боевиков действительно лучше с помощью дешевых и неприхотливых Су-25, расположенных рядом. Для поражения особо важных целей можно использовать Су-24М, благо эти машины несут управляемое вооружение «воздух-поверхность». Пусть и не самое современное.
О целях
В этой статье главное внимание уделено техническим аспектам. Но мы просто не можем пройти мимо самого интересного и не затронуть политический (или, правильнее будет сказать, геополитический) аспект. Первое, о чем нужно знать: Сирии как государства уже не существует. Большая ее часть (примерно 60%) контролируется Исламским государством. Приблизительно 20% сирийской территории контролируют верные Асаду шииты. Так называемая «демократическая оппозиция» удерживает позиции на 10% занятых территорий, еще столько же контролируют сирийские курды. Мы имеем дело со сложным межконфессиональным конфликтом, а такие быстро не решаются. Не нужно забывать, что свои интересы есть и у ведущих мировых держав, которые будут отстаивать их всеми доступными методами.
Российские части дислоцированы намного ближе к поддерживаемым США силам сирийской оппозиции, чем к районам, занятым ИГ. Само по себе это ни о чем не говорит, однако в контексте противостояния США – Россия может быть небезынтересным.
Судя по всему, никто из мировых игроков всерьез ИГ не воспринимает и желанием воевать с ним не горит. Это касается как США, так и России, которая изо всех сил пытается сохранить свое геополитическое влияние. Под видом борьбы с исламистами РФ вполне может атаковать и позиции сирийских повстанцев. В свою очередь США открыто заявили, что готовы бомбить войска Асада, если тот будет мешать «демократическим» повстанцам вести борьбу. Так или иначе, пока российское присутствие в Сирии больше похоже на политическую интригу, нежели на затяжную военную кампанию (как это было в Афганистане или Чечне). В настоящий момент проводится «зондирование почвы», и от того, что предпримет Запад, зависят и действия руководства РФ. Россия, конечно, может и сейчас ввязаться в полномасштабный конфликт в Сирии, но пойдет ли она на это?
Источник
Читайте также:
Украина накопила 200 ракет для "обезглавливающего" удара: Storm Shadow и ATACMS полетят в Крым и Казань?
Вероятность большой атаки ракетами по России – ближайшие два месяца. Daily Mail волнуется – это не спасет Британию. Байден запросил у Конгресса восемь млрд долларов для Украины.
Центральное направление: удар неизбежен (Видео)
Уходящая администрация Байдена подтвердила намерения активно поддерживать Украину до окончания своего срока полномочий. Тем самым, Вашингтон намерен обеспечить Киев всем необходимым для ведения боевых действий в 2025 году, а также для возможных мирных переговоров «с позиции силы». Т.е. конфликт, по-мнению западных стратегов, будет длиться еще минимум год и поддержка Украины со стороны стран
Прощай, Бескидский тоннель: Реальная цель для "Орешника" и большой привет Польше
Президент России Владимир Путин заявил, что Минобороны подыскивает цели для новой русской ракеты "Орешник". Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко считает, что одной из первых таких мишеней может стать Бескидский тоннель. И тогда же будет передан большой привет Польше.
В Польше заявили о поражении Украины
28.11.2024 12:17
Без сомнения, инициатива на российской стороне, успехи на российской стороне, и если смотреть на конфликт с точки зрения исключительно занятой территории, то Россия выигрывает эту войну.
Минус самолёты, аэродромы, газ - F-16 не спасли: Таких ударов Киев ещё не видел
Россия нанесла массированный удар по энергетической системе Украины. После ударов миллионы остались без света. Основными целями ударов также стали предприятия военно-промышленного комплекса противника.