Cу-30СМ в Сирии: возможности и задачи
09.10.2015 09:15
2 379
3
В Сирии воюют 18 наших бомбардировщиков (Су-24М и Су-34) и 12 штурмовиков (Су-25СМ). Истребителей существенно меньше — 4 машины. Этот класс самолетов представляет тяжелый многоцелевой истребитель с изменяемым вектором тяги Су-30СМ. Он начал поступать в войска в 2012 году.
Машина уникальная. В равной степени она может быть и бомбардировщиком, и перехватчиком, и самолетом сопровождения, и истребителем с уникальными пилотажными характеристиками, решающим задачу завоевания господства в воздухе.
Казалось бы, истребителю в российской авиагруппе, откомандированной в Сирию, делать нечего. Поскольку сражаться в небе не с кем из-за отсутствия у террористов авиации. Однако существуют правила стратегии ВВС, согласно которым оставлять ударные самолеты без прикрытия с воздуха нельзя ни при каких обстоятельствах. Но в Сирии ситуация не столь проста. Никто игиловцам, конечно, не даст в руки F-16. Однако в результате трений между западным альянсом и российскими военными могут быть всякие неожиданности. Вдруг Турция или Саудовская Аравия заявят, что не могут более наблюдать, как «русские мясники» уничтожают «мирную оппозицию», а то даже и гражданских суннитов и поднимут в воздух эскадрилью истребителей.
При более внимательном изучении «биографии» самолета можно обнаружить, что он является родным братом Су-30МКИ (если не близнецом), который начал поступать в войска в середине нулевых годов. Но не в российские, а в ВВС Индии. Аббревиатура МКИ означает модернизированный коммерческий для Индии. Сложилась прискорбная ситуация, когда лучший истребитель наш авиапром делал не для нас, а на продажу. Это было вызвано отсутствием финансирования на закупки серьезной техники для отечественной армии.
Ситуация переменилась. Министерство обороны РФ в начале десятилетия сделало заказ на закупку шестидесяти Су-30СМ, которые являются модернизацией МКИ с целью приведения самолета к российским авиационным стандартам. Машины уже поступают в части. Считается, что самолет относится к поколению 4+. Однако с этим можно поспорить. Благодаря применению двигателя с отклоняемым вектором тяги, уникальной РЛС с фазированной антенной решеткой, уменьшению видимости самолета к «четверке» можно приписать и второй плюсик. Тем более, что по имеющимся сведениям, Су-30СМ в воздушном бою более эффективен, чем истребитель пятого поколения F-35, о чем чуть позже.
У Су-30СМ много достоинств. Он отличается от своих ровесников, как российских, так и иностранных, тем, что одинаково эффективно может наносить удары как по воздушным, так и по наземным и надводным целям. Это в первую очередь обеспечивает использование РЛС Н011 «Барс». Станция построена на пассивной фазированной антенной решетке, сканирование происходит не при помощи механического перемещения антенны, а за счет отклонения электронного луча. То есть быстродействие у нее, условно говоря, мгновенное.
Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности не более 10 метров.
«Барс» имеет универсальную возможность работы со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей и имеется возможность одновременного поражения четырех.
РЛС «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец — 150 км, железнодорожный мост — 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных.
Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. При этом сопла способны поворачиваться на угол в 15 градусов вверх и вниз относительно нейтрального положения. Оси поворота сопел расположены под углом 32 градуса друг к другу, что позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него. Интересно решена кинетика поворота сопел при помощи топливной, а не гидравлической системы.
Су-30СМ — тяжелый истребитель. Но его вполне можно назвать средним бомбардировщиком — он, как и фронтовой бомбардировщик Су-34, способен брать на 12 пилонов 8 тонн бомб и ракет. И арсенал работы по наземным целям точно такой же. Управляемые ракеты средней дальности Х-25 и Х-29. Их дальность — 40 км и 30 км соответственно, а точность попадания — 0,5−10 м и 2−4 м. И при этом солидная масса БЧ — до 317 кг у Х-29. Х-59М имеет более солидную дальность в 115 км.
Что же касается «умных бомб», то есть корректируемых, в Сирии могут применяться КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной. Дальность полета КАБ лежит в пределах до 12 км. Точность — от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения — лазерная, телевизионная и спутниковая.
Ну а обычное вооружение — широкий спектр неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.
Есть несколько «профильных» ракет для борьбы с авиацией противника — это управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 малой и средней дальности.
Лучший в своем поколении
Су-30МКИ (как уже было сказано, родные братья Су-30СМ), принадлежащие индийским ВВС, в различных международных учениях неоднократно доказывали свое преимущество перед самыми мощными истребителями поколения 4++. В 2005 году в Индии проводились учебные бои между американскими F-16C Block 50 и индийскими Су-30МКИ. Причем американцы были в более выгодном положении, поскольку использовали для поддержки своих истребителей ДРЛО AWACS E-3 Sentry.
США придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла об очень серьезных контрактах на продажу истребителей в различные страны. И, следовательно, во что бы то ни стало необходимо было доказать, что они являются лучшими в мире. Однако победу праздновали индийские пилоты. Громадный вклад в победу внесла бортовая РЛС «Барс».
Что же касается сравнения летных характеристик этих двух самолетов, то Су существенно превосходит «американца». За счет использования двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них — динамическое торможение («кобра Пугачева»).
У него значительно выше потолок при примерно одинаковой дальности полета. Исходя из физиологических возможностей пилотов, время полета с дозаправками в воздухе было специально ограничено до 8 часов.
Правда, скороподъемность у F-16 выше, что, впрочем, предопределено тем, что он относится к классу легких истребителей, а Су-30МКИ — тяжелых. Но это, как показали воздушные бои, существенного значения не имеет. Скорость у российского самолета выше, чем у американского «легковеса». Но ниже, чем у самолета той же весовой категории F-15.
Индийские ВВС делают прекрасную рекламу российскому самолету, превратив его в суперзвезду на регулярно проводящихся во всем мире состязаниях истребителей различных производителей. Громил он в небесах не только американские самолеты.
Во время британо-индийских учений Indra Dhanush-2006 Су-30МКИ «воевал» с евроистребителем-перехватчкиком Tornado F.Mk.3, стоящим на вооружении Королевских ВВС. По признаниям британских пилотов, которым дали «порулить» «сушками», они существенно превосходят машины, на которых им приходилось летать.
Абсолютно такая же история произошла и год спустя в рамках учений Garuda-III. На сей раз учебные бои происходили с французскими Dassault Mirage 2000.
В 2008 году индийские пилоты приняли участие в грандиозных учениях Red Flag-2008 на территории США в штате Айдахо. Помимо них и хозяев в них принимали участие также Франция и Южная Корея. В рамках учений Су-30МКИ решали задачи по поражению наземных объектов, сопровождали ударные группы и при этом вели воздушные бои с самолетами F-15C и F-16, выполняли огневое подавление ПВО условного противника. Со всеми этими задачами Су-30МКИ справились отлично, оставив далеко позади и тяжелый F-15, и легкий F-16.
Ну, а на учениях Garuda-IV, которые проходили в 2009 году индийские пилоты разобрались уже не только с французским «Миражом», но и с совсем новым многоцелевым истребителем Dassault Rafale, который к тому времени эксплуатировался 4 года.
Большой скандал
Ну, а в августе 2008 года произошла сенсация, которая несколько подмочила репутацию компании Lockheed Martin, производящей истребитель пятого поколения F-35. Австралия, которая намеревалась закупить эти машины на 16 млрд. долларов, попросила американцев сравнить на практике истребитель с самолетами «предполагаемого противника». По «старой доброй» традиции противником был назначен российский Су-30. Была составлена имитационная компьютерная программа, в которую ввели данные этих двух самолетов. И, о ужас, продавцы американского «чудо-истребителя» оказались в процессе компьютерных сражений разбитыми в пух и прах. Австралийские СМИ сказали об этом так: «Избили как детенышей тюленей».
Пентагон немедленно начал проводить контратаку. Генерал Чарльз Дэвис, руководящий программой F-35, заявил, что в ходе этих испытаний ставились «совсем другие задачи». И начал долго и упорно перечислять достоинства новой американской машины, сильнее которой в мире лишь суперистребитель F-22.
Нашлись и другие адвокаты. Одни утверждали, что американцы из соображений секретности внесли в компьютер не все возможности F-35. И что воздушные бои типа «один на один» — это вчерашний день современной авиации. Что боевые задачи решаются силами нескольких машин, объединенных единым информационным полем. И что все решают не «красивые пируэты», а точность и дальность действия оружия, чуткость БРЛС, способность защищаться от обнаружения средствами ПВО.
Все это в определенной степени справедливо. Однако странно выглядит позиция производителя, который, рискуя 16-ю миллиардами, предоставляет о своем товаре не слишком выгодную для себя информацию. В конце концов, строго засекречен лишь F-22, который не подлежит продаже даже партнерам по НАТО. F-35 же является вполне коммерческой машиной.
Высказываются также предположения о «происках Боинга», который бьется за то, чтобы заграница покупала его F/A-18E/F Super Hornet.
ЛТХ Су-30СМ, F-15 C/D Eagle и F-16C Block 50
Длина: 21,94 м — 19,05 м — 15,03 м
Высота: 6,37 м — 5,63 м — 5,09 м
Размах крыла: 14,7 м — 13,05 м — 9,45 м
Площадь крыла: 62 кв.м. — 56,6 кв.м. — 27,87 кв.м.
Нормальная взлетная масса: 24 900 кг — 20 240 кг — 12 800 кг
Максимальная взлетная масса: 34 500 кг — 30 840 кг — 21 770 кг
Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс — 2×6510 кгс — н/д
Тяга на форсаже: 2×12 800 кгс — 2×10 650 кгс — 1×13 100 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч — 2655 км/ч — 2115 км/ч
Практический потолок: 19 800 м — 18 300 м — 15 200 м
Практическая дальность: 3000 км — 1900 км — 1200 км
Скороподъемность: 13 800 м/мин — 15 200 м/мин — 16 500 м/мин
Экипаж: 2 — 1 — 1
Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка
Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг — 10 700 кг — 8000 кг
Источник: Свободная Пресса
Машина уникальная. В равной степени она может быть и бомбардировщиком, и перехватчиком, и самолетом сопровождения, и истребителем с уникальными пилотажными характеристиками, решающим задачу завоевания господства в воздухе.
Казалось бы, истребителю в российской авиагруппе, откомандированной в Сирию, делать нечего. Поскольку сражаться в небе не с кем из-за отсутствия у террористов авиации. Однако существуют правила стратегии ВВС, согласно которым оставлять ударные самолеты без прикрытия с воздуха нельзя ни при каких обстоятельствах. Но в Сирии ситуация не столь проста. Никто игиловцам, конечно, не даст в руки F-16. Однако в результате трений между западным альянсом и российскими военными могут быть всякие неожиданности. Вдруг Турция или Саудовская Аравия заявят, что не могут более наблюдать, как «русские мясники» уничтожают «мирную оппозицию», а то даже и гражданских суннитов и поднимут в воздух эскадрилью истребителей.
При более внимательном изучении «биографии» самолета можно обнаружить, что он является родным братом Су-30МКИ (если не близнецом), который начал поступать в войска в середине нулевых годов. Но не в российские, а в ВВС Индии. Аббревиатура МКИ означает модернизированный коммерческий для Индии. Сложилась прискорбная ситуация, когда лучший истребитель наш авиапром делал не для нас, а на продажу. Это было вызвано отсутствием финансирования на закупки серьезной техники для отечественной армии.
Ситуация переменилась. Министерство обороны РФ в начале десятилетия сделало заказ на закупку шестидесяти Су-30СМ, которые являются модернизацией МКИ с целью приведения самолета к российским авиационным стандартам. Машины уже поступают в части. Считается, что самолет относится к поколению 4+. Однако с этим можно поспорить. Благодаря применению двигателя с отклоняемым вектором тяги, уникальной РЛС с фазированной антенной решеткой, уменьшению видимости самолета к «четверке» можно приписать и второй плюсик. Тем более, что по имеющимся сведениям, Су-30СМ в воздушном бою более эффективен, чем истребитель пятого поколения F-35, о чем чуть позже.
У Су-30СМ много достоинств. Он отличается от своих ровесников, как российских, так и иностранных, тем, что одинаково эффективно может наносить удары как по воздушным, так и по наземным и надводным целям. Это в первую очередь обеспечивает использование РЛС Н011 «Барс». Станция построена на пассивной фазированной антенной решетке, сканирование происходит не при помощи механического перемещения антенны, а за счет отклонения электронного луча. То есть быстродействие у нее, условно говоря, мгновенное.
Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности не более 10 метров.
«Барс» имеет универсальную возможность работы со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей и имеется возможность одновременного поражения четырех.
РЛС «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец — 150 км, железнодорожный мост — 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных.
Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. При этом сопла способны поворачиваться на угол в 15 градусов вверх и вниз относительно нейтрального положения. Оси поворота сопел расположены под углом 32 градуса друг к другу, что позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него. Интересно решена кинетика поворота сопел при помощи топливной, а не гидравлической системы.
Су-30СМ — тяжелый истребитель. Но его вполне можно назвать средним бомбардировщиком — он, как и фронтовой бомбардировщик Су-34, способен брать на 12 пилонов 8 тонн бомб и ракет. И арсенал работы по наземным целям точно такой же. Управляемые ракеты средней дальности Х-25 и Х-29. Их дальность — 40 км и 30 км соответственно, а точность попадания — 0,5−10 м и 2−4 м. И при этом солидная масса БЧ — до 317 кг у Х-29. Х-59М имеет более солидную дальность в 115 км.
Что же касается «умных бомб», то есть корректируемых, в Сирии могут применяться КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной. Дальность полета КАБ лежит в пределах до 12 км. Точность — от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения — лазерная, телевизионная и спутниковая.
Ну а обычное вооружение — широкий спектр неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.
Есть несколько «профильных» ракет для борьбы с авиацией противника — это управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 малой и средней дальности.
Лучший в своем поколении
Су-30МКИ (как уже было сказано, родные братья Су-30СМ), принадлежащие индийским ВВС, в различных международных учениях неоднократно доказывали свое преимущество перед самыми мощными истребителями поколения 4++. В 2005 году в Индии проводились учебные бои между американскими F-16C Block 50 и индийскими Су-30МКИ. Причем американцы были в более выгодном положении, поскольку использовали для поддержки своих истребителей ДРЛО AWACS E-3 Sentry.
США придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла об очень серьезных контрактах на продажу истребителей в различные страны. И, следовательно, во что бы то ни стало необходимо было доказать, что они являются лучшими в мире. Однако победу праздновали индийские пилоты. Громадный вклад в победу внесла бортовая РЛС «Барс».
Что же касается сравнения летных характеристик этих двух самолетов, то Су существенно превосходит «американца». За счет использования двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них — динамическое торможение («кобра Пугачева»).
У него значительно выше потолок при примерно одинаковой дальности полета. Исходя из физиологических возможностей пилотов, время полета с дозаправками в воздухе было специально ограничено до 8 часов.
Правда, скороподъемность у F-16 выше, что, впрочем, предопределено тем, что он относится к классу легких истребителей, а Су-30МКИ — тяжелых. Но это, как показали воздушные бои, существенного значения не имеет. Скорость у российского самолета выше, чем у американского «легковеса». Но ниже, чем у самолета той же весовой категории F-15.
Индийские ВВС делают прекрасную рекламу российскому самолету, превратив его в суперзвезду на регулярно проводящихся во всем мире состязаниях истребителей различных производителей. Громил он в небесах не только американские самолеты.
Во время британо-индийских учений Indra Dhanush-2006 Су-30МКИ «воевал» с евроистребителем-перехватчкиком Tornado F.Mk.3, стоящим на вооружении Королевских ВВС. По признаниям британских пилотов, которым дали «порулить» «сушками», они существенно превосходят машины, на которых им приходилось летать.
Абсолютно такая же история произошла и год спустя в рамках учений Garuda-III. На сей раз учебные бои происходили с французскими Dassault Mirage 2000.
В 2008 году индийские пилоты приняли участие в грандиозных учениях Red Flag-2008 на территории США в штате Айдахо. Помимо них и хозяев в них принимали участие также Франция и Южная Корея. В рамках учений Су-30МКИ решали задачи по поражению наземных объектов, сопровождали ударные группы и при этом вели воздушные бои с самолетами F-15C и F-16, выполняли огневое подавление ПВО условного противника. Со всеми этими задачами Су-30МКИ справились отлично, оставив далеко позади и тяжелый F-15, и легкий F-16.
Ну, а на учениях Garuda-IV, которые проходили в 2009 году индийские пилоты разобрались уже не только с французским «Миражом», но и с совсем новым многоцелевым истребителем Dassault Rafale, который к тому времени эксплуатировался 4 года.
Большой скандал
Ну, а в августе 2008 года произошла сенсация, которая несколько подмочила репутацию компании Lockheed Martin, производящей истребитель пятого поколения F-35. Австралия, которая намеревалась закупить эти машины на 16 млрд. долларов, попросила американцев сравнить на практике истребитель с самолетами «предполагаемого противника». По «старой доброй» традиции противником был назначен российский Су-30. Была составлена имитационная компьютерная программа, в которую ввели данные этих двух самолетов. И, о ужас, продавцы американского «чудо-истребителя» оказались в процессе компьютерных сражений разбитыми в пух и прах. Австралийские СМИ сказали об этом так: «Избили как детенышей тюленей».
Пентагон немедленно начал проводить контратаку. Генерал Чарльз Дэвис, руководящий программой F-35, заявил, что в ходе этих испытаний ставились «совсем другие задачи». И начал долго и упорно перечислять достоинства новой американской машины, сильнее которой в мире лишь суперистребитель F-22.
Нашлись и другие адвокаты. Одни утверждали, что американцы из соображений секретности внесли в компьютер не все возможности F-35. И что воздушные бои типа «один на один» — это вчерашний день современной авиации. Что боевые задачи решаются силами нескольких машин, объединенных единым информационным полем. И что все решают не «красивые пируэты», а точность и дальность действия оружия, чуткость БРЛС, способность защищаться от обнаружения средствами ПВО.
Все это в определенной степени справедливо. Однако странно выглядит позиция производителя, который, рискуя 16-ю миллиардами, предоставляет о своем товаре не слишком выгодную для себя информацию. В конце концов, строго засекречен лишь F-22, который не подлежит продаже даже партнерам по НАТО. F-35 же является вполне коммерческой машиной.
Высказываются также предположения о «происках Боинга», который бьется за то, чтобы заграница покупала его F/A-18E/F Super Hornet.
ЛТХ Су-30СМ, F-15 C/D Eagle и F-16C Block 50
Длина: 21,94 м — 19,05 м — 15,03 м
Высота: 6,37 м — 5,63 м — 5,09 м
Размах крыла: 14,7 м — 13,05 м — 9,45 м
Площадь крыла: 62 кв.м. — 56,6 кв.м. — 27,87 кв.м.
Нормальная взлетная масса: 24 900 кг — 20 240 кг — 12 800 кг
Максимальная взлетная масса: 34 500 кг — 30 840 кг — 21 770 кг
Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс — 2×6510 кгс — н/д
Тяга на форсаже: 2×12 800 кгс — 2×10 650 кгс — 1×13 100 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч — 2655 км/ч — 2115 км/ч
Практический потолок: 19 800 м — 18 300 м — 15 200 м
Практическая дальность: 3000 км — 1900 км — 1200 км
Скороподъемность: 13 800 м/мин — 15 200 м/мин — 16 500 м/мин
Экипаж: 2 — 1 — 1
Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка
Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг — 10 700 кг — 8000 кг
Источник: Свободная Пресса
Читайте также:
Прощай, Бескидский тоннель: Реальная цель для "Орешника" и большой привет Польше
Президент России Владимир Путин заявил, что Минобороны подыскивает цели для новой русской ракеты "Орешник". Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко считает, что одной из первых таких мишеней может стать Бескидский тоннель. И тогда же будет передан большой привет Польше.
«Орешник» донесет до Киева переговорную позицию России
29.11.2024 12:26
Россия наладила серийное производство новейшей баллистической ракеты «Орешник» – и сейчас определяется с новыми целями на территории Украины, среди которых могут быть центры принятия решений в Киеве.
Потенциальные цели: Где ждать новый "Орешник"?
28.11.2024 17:16
Россия может нанести удар по "Мотор Сич" в ответ на ATACMS, считает полковник Тимошенко. "К сожалению, у Зеленского на заднице маячка нет", - посетовал военный эксперт.
Привет Польше от "Орешника"
29.11.2024 12:13
Названа вероятная новая цель "Орешника", самолёты НАТО опозорились во время атаки на Украину.
Времени до 30 ноября: "Орешником" проще ударить по Европе
29.11.2024 11:55
До 30 ноября Россия закрыла небо над полигоном Капустин Яр в Астраханской области. Что стало сигналом о скором применении "Орешника" или другого вооружения в рамках обещанного ответа на действия противника. Но куда бить будем?