Болгария выдавливает Россию с рынка ремонта советской военной техники

Российская корпорация РСК «МиГ» возмущена планами Болгарии ремонтировать свои истребители советской постройки с помощью польских предприятий. Ситуация действительно возмутительная: российские правообладатели оружия советского производства не допускаются к весьма крупному рынку по его ремонту и модернизации.
«МиГ» может оспорить соглашение по ремонту и обслуживанию в Польше авиационных двигателей и самолетов МиГ-29, принадлежащих ВВС Болгарии. Об этом заявил в пятницу генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков.
Российская корпорация РСК «МиГ» рассматривает готовящееся соглашение как нелегитимное и оставляет за собой право оспорить контракт, передает РИА «Новости» со ссылкой на Короткова.
«В случае подписания болгарской стороной соглашения с Польшей о ремонте двигателей РД-33, установленных на МиГах, у нас не останется другого выхода, кроме как отказаться от сопровождения и поддержания технической эксплуатации самолетов МиГ-29 ВВС Болгарии», – заявил он. По мнению гендиректора компании, подписание такого соглашения «поставит под вопрос правомерность дальнейшего использования данных самолетов, а также безопасность жизней летчиков».
«Мы сожалеем, что такое решение принимается исходя из соображений исключительно политической конъюнктуры и, вероятнее всего, является результатом давления извне», – отметил глава компании – производителя истребителей.
По заявлению РСК, Россия предложила Болгарии «на порядок более выгодные» условия для сотрудничества. Готовящееся же соглашение, согласно оценке Короткова, «очевидно нарушит права РСК «МиГ» как разработчика и производителя самолетов». «Польше не передавалась лицензия и актуализированная техническая документация на выполнение ремонтных работ на двигателях самолетов МиГ. В этой связи нам, как мы уже говорили ранее, непонятна позиция наших партнеров в Польше, с которыми нас связывает долгая история успешного сотрудничества», – отметил глава корпорации.
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев выступил с предупреждением о крайне высоких рисках для болгарских пилотов в случае заключения контракта Софии с Польшей по обслуживанию российских истребителей. «Очевидно, что риски, которые будут нести болгарские пилоты в связи с эксплуатацией МиГов после ремонтов авиадвигателей польскими специалистами, не имеющими лицензии, будут предельно высокие», – передает ТАСС заявление парламентария.
По словам Гутенева, который также возглавляет российскую Лигу содействия оборонным предприятиям, «в своей готовности поддерживать русофобские тенденции руководство Болгарии проявляет безразличие к жизни собственных военных». Гутенев уверен, что «такой подход или авиакатастрофы, которые могут последовать за этими непродуманными политически ангажированными решениями, не нанесут ущерб деловой репутации «МиГа».
Как говорит военный эксперт Вадим Козюлин, у Польши есть авиаремонтные заводы, оставшиеся еще со времен Советского Союза. Иначе говоря, поляки действительно обладают компетенциями по ремонту двигателей советского производства. И после распада СССР польские военные занимались разработками в этой сфере. Но есть несколько нюансов. «Во-первых, для такого ремонта и обслуживания в Польше им необходимо будет получить лицензию у производителя самолетов, то есть у России», – подчеркнул эксперт.
Но у болгарской стороны уже есть опыт ухода от лицензий. «Я бы вспомнил здесь историю с автоматом Калашникова, когда болгары по своей лицензии производили его в… Америке. И сейчас история повторяется. Они, конечно, и в связи с ремонтом МиГов могут заниматься «партизанщиной», за которую Россия, конечно, нести ответственности не должна. При этом репутационные риски наш «МиГ» и Россия в целом, безусловно, понесут», – полагает Козюлин. Он затруднился ответить на вопрос о том, насколько хуже будет облуживание авиационной техники в Польше, но ответил: «да, порой случается, что после подобных ремонтов самолеты падают».
Эксперт также предположил, что, возможно, для улучшения качества обслуживания болгарских МиГов их владельцы привлекут субподрядчиков. «Это могут быть, например, израильтяне, которые широко предлагают свои услуги на этом рынке», – отметил он.
Наконец, Козюлин объяснил причины нежелания болгар работать с Россией: «Это политика. На Болгарию сейчас очень сильно давят (НАТО), чтобы они переходили на западное, натовское оружие. Вести военно-техническое сотрудничество с Россией им не дают. Поэтому болгары как могут, так и изворачиваются».
При этом, по его словам, суммы на ремонт техники в России и Польше сравнимы. И «экономией» выбор в пользу Польши с болгарской стороны объяснить нельзя.
В свою очередь первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что поляки не имеют полной документации на МиГи и их у себя не производят. «Поэтому полноценно обеспечить ремонт и техническое сопровождение этих самолетов они однозначно не смогут, – считает он. – Они вынуждены будут искать поддержки в этом вопросе у России. Или есть вариант – решить проблему с помощью американцев. То есть они могут попытаться заменить в самолете двигатели на американские или английские, поменять всю авионику, но в этом случае от МиГ-29 уже ничего не останется».
На самом деле практика модернизации сторонними производителями техники, произведенной еще в советское время, крайне обширна. Наиболее известны проекты модернизации танков Т-55, Т-64, Т-72, а также разнообразных БТР и БМП, предлагаемые странами – бывшими членами Варшавского договора, ряд других подобных работ предлагают израильские производители. Речь идет не только о бронетехнике, но и о вертолетах серии Ми – этим отличается в том числе Украина. Разумеется, согласия российских правообладателей (КБ и заводов-изготовителей) не спрашивают и документацию не согласовывают. По сути, подобные работы являются контрафактными, однако утверждать, что они несут угрозу безопасности экипажей, все-таки не очень корректно.
Речь идет о тотальном неуважении прав российской интеллектуальной собственности на целый спектр вооружений, оставшихся после СССР в самых разных странах мира. Поскольку советское оружие распространено едва ли не по всему миру, его ремонт и модернизация являются крайне выгодным делом, и это деньги, которые проходят мимо российских производителей. Об этом в свое время, в частности, заявлял вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Таким образом, данное заявление корпорации «МиГ» можно считать едва ли не первой реальной попыткой борьбы (по крайней мере, в информационном пространстве) за этот крайне выгодный рынок ремонта советской авиационной техники.
Сама же история с ремонтом МиГов ВВС Болгарии в Польше началась не сегодня. Еще в августе сообщалось, что правительство Болгарии согласилось на подписание межправительственного соглашения с Польшей об этом. Как утверждало минобороны Болгарии, Польша «является единственной страной, которая имеет возможность обслуживать и ремонтировать МиГ-29».
Отмечалось, в частности, что польская сторона произведет ремонт шасси этих самолетов. Речь шла о шести истребителях МиГ-29 советского производства. Польские государственные военные авиазаводы WZL 2 и WZL 4 должны были проводить ремонт и усовершенствование трех болгарских самолетов до середины 2016 года и еще трех – до конца года. Информации о финансовой составляющей сделки предоставлено не было.
Министерство обороны Болгарии ранее сообщало, что данный шаг предпринимается с целью сократить зависимость Болгарии от России, а также для снижения затрат на обслуживание истребителей, и Варшава якобы предложила более приемлемые цены, чем Москва.
Также в июле сообщалось, что София и Варшава в течение нескольких месяцев ведут успешные переговоры о заключении договора на обслуживание истребителей МиГ-29 советского производства. Министр обороны Болгарии заявлял, что «мы сделаем все возможное, чтобы сократить нашу зависимость от России. Болгария является единственным членом НАТО, который на 90% зависит от России. Это сильно беспокоит меня».
По данным из открытых источников, в настоящее время на вооружении ВВС Болгарии помимо иных боевых машин стоят 12 МиГ-29 и два МиГ-29УБ (учебно-боевые).
«МиГ» может оспорить соглашение по ремонту и обслуживанию в Польше авиационных двигателей и самолетов МиГ-29, принадлежащих ВВС Болгарии. Об этом заявил в пятницу генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков.
Российская корпорация РСК «МиГ» рассматривает готовящееся соглашение как нелегитимное и оставляет за собой право оспорить контракт, передает РИА «Новости» со ссылкой на Короткова.
«В случае подписания болгарской стороной соглашения с Польшей о ремонте двигателей РД-33, установленных на МиГах, у нас не останется другого выхода, кроме как отказаться от сопровождения и поддержания технической эксплуатации самолетов МиГ-29 ВВС Болгарии», – заявил он. По мнению гендиректора компании, подписание такого соглашения «поставит под вопрос правомерность дальнейшего использования данных самолетов, а также безопасность жизней летчиков».
«Мы сожалеем, что такое решение принимается исходя из соображений исключительно политической конъюнктуры и, вероятнее всего, является результатом давления извне», – отметил глава компании – производителя истребителей.
По заявлению РСК, Россия предложила Болгарии «на порядок более выгодные» условия для сотрудничества. Готовящееся же соглашение, согласно оценке Короткова, «очевидно нарушит права РСК «МиГ» как разработчика и производителя самолетов». «Польше не передавалась лицензия и актуализированная техническая документация на выполнение ремонтных работ на двигателях самолетов МиГ. В этой связи нам, как мы уже говорили ранее, непонятна позиция наших партнеров в Польше, с которыми нас связывает долгая история успешного сотрудничества», – отметил глава корпорации.
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев выступил с предупреждением о крайне высоких рисках для болгарских пилотов в случае заключения контракта Софии с Польшей по обслуживанию российских истребителей. «Очевидно, что риски, которые будут нести болгарские пилоты в связи с эксплуатацией МиГов после ремонтов авиадвигателей польскими специалистами, не имеющими лицензии, будут предельно высокие», – передает ТАСС заявление парламентария.
По словам Гутенева, который также возглавляет российскую Лигу содействия оборонным предприятиям, «в своей готовности поддерживать русофобские тенденции руководство Болгарии проявляет безразличие к жизни собственных военных». Гутенев уверен, что «такой подход или авиакатастрофы, которые могут последовать за этими непродуманными политически ангажированными решениями, не нанесут ущерб деловой репутации «МиГа».
Как говорит военный эксперт Вадим Козюлин, у Польши есть авиаремонтные заводы, оставшиеся еще со времен Советского Союза. Иначе говоря, поляки действительно обладают компетенциями по ремонту двигателей советского производства. И после распада СССР польские военные занимались разработками в этой сфере. Но есть несколько нюансов. «Во-первых, для такого ремонта и обслуживания в Польше им необходимо будет получить лицензию у производителя самолетов, то есть у России», – подчеркнул эксперт.
Но у болгарской стороны уже есть опыт ухода от лицензий. «Я бы вспомнил здесь историю с автоматом Калашникова, когда болгары по своей лицензии производили его в… Америке. И сейчас история повторяется. Они, конечно, и в связи с ремонтом МиГов могут заниматься «партизанщиной», за которую Россия, конечно, нести ответственности не должна. При этом репутационные риски наш «МиГ» и Россия в целом, безусловно, понесут», – полагает Козюлин. Он затруднился ответить на вопрос о том, насколько хуже будет облуживание авиационной техники в Польше, но ответил: «да, порой случается, что после подобных ремонтов самолеты падают».
Эксперт также предположил, что, возможно, для улучшения качества обслуживания болгарских МиГов их владельцы привлекут субподрядчиков. «Это могут быть, например, израильтяне, которые широко предлагают свои услуги на этом рынке», – отметил он.
Наконец, Козюлин объяснил причины нежелания болгар работать с Россией: «Это политика. На Болгарию сейчас очень сильно давят (НАТО), чтобы они переходили на западное, натовское оружие. Вести военно-техническое сотрудничество с Россией им не дают. Поэтому болгары как могут, так и изворачиваются».
При этом, по его словам, суммы на ремонт техники в России и Польше сравнимы. И «экономией» выбор в пользу Польши с болгарской стороны объяснить нельзя.
В свою очередь первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что поляки не имеют полной документации на МиГи и их у себя не производят. «Поэтому полноценно обеспечить ремонт и техническое сопровождение этих самолетов они однозначно не смогут, – считает он. – Они вынуждены будут искать поддержки в этом вопросе у России. Или есть вариант – решить проблему с помощью американцев. То есть они могут попытаться заменить в самолете двигатели на американские или английские, поменять всю авионику, но в этом случае от МиГ-29 уже ничего не останется».
На самом деле практика модернизации сторонними производителями техники, произведенной еще в советское время, крайне обширна. Наиболее известны проекты модернизации танков Т-55, Т-64, Т-72, а также разнообразных БТР и БМП, предлагаемые странами – бывшими членами Варшавского договора, ряд других подобных работ предлагают израильские производители. Речь идет не только о бронетехнике, но и о вертолетах серии Ми – этим отличается в том числе Украина. Разумеется, согласия российских правообладателей (КБ и заводов-изготовителей) не спрашивают и документацию не согласовывают. По сути, подобные работы являются контрафактными, однако утверждать, что они несут угрозу безопасности экипажей, все-таки не очень корректно.
Речь идет о тотальном неуважении прав российской интеллектуальной собственности на целый спектр вооружений, оставшихся после СССР в самых разных странах мира. Поскольку советское оружие распространено едва ли не по всему миру, его ремонт и модернизация являются крайне выгодным делом, и это деньги, которые проходят мимо российских производителей. Об этом в свое время, в частности, заявлял вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Таким образом, данное заявление корпорации «МиГ» можно считать едва ли не первой реальной попыткой борьбы (по крайней мере, в информационном пространстве) за этот крайне выгодный рынок ремонта советской авиационной техники.
Сама же история с ремонтом МиГов ВВС Болгарии в Польше началась не сегодня. Еще в августе сообщалось, что правительство Болгарии согласилось на подписание межправительственного соглашения с Польшей об этом. Как утверждало минобороны Болгарии, Польша «является единственной страной, которая имеет возможность обслуживать и ремонтировать МиГ-29».
Отмечалось, в частности, что польская сторона произведет ремонт шасси этих самолетов. Речь шла о шести истребителях МиГ-29 советского производства. Польские государственные военные авиазаводы WZL 2 и WZL 4 должны были проводить ремонт и усовершенствование трех болгарских самолетов до середины 2016 года и еще трех – до конца года. Информации о финансовой составляющей сделки предоставлено не было.
Министерство обороны Болгарии ранее сообщало, что данный шаг предпринимается с целью сократить зависимость Болгарии от России, а также для снижения затрат на обслуживание истребителей, и Варшава якобы предложила более приемлемые цены, чем Москва.
Также в июле сообщалось, что София и Варшава в течение нескольких месяцев ведут успешные переговоры о заключении договора на обслуживание истребителей МиГ-29 советского производства. Министр обороны Болгарии заявлял, что «мы сделаем все возможное, чтобы сократить нашу зависимость от России. Болгария является единственным членом НАТО, который на 90% зависит от России. Это сильно беспокоит меня».
По данным из открытых источников, в настоящее время на вооружении ВВС Болгарии помимо иных боевых машин стоят 12 МиГ-29 и два МиГ-29УБ (учебно-боевые).
Читайте также:
Путин: Россия создаёт уникальные средства поражения, которых долго не будет ни у кого в мире
Президент Владимир Путин на коллегии Минобороны заявил: Россия разрабатывает новые средства поражения, аналогов которым в мире нескоро появятся. Ядерный щит РФ — самый современный. Запад игнорировал обещания о не расширении НАТО, поддерживал террористов на Кавказе и довёл дело до войны на Украине, рассчитывая быстро развалить Россию. Все эти планы провалились. Подробности в статье.
Свет погас в Одессе: Российские удары бьют в сердце военной машины НАТО на Украине
Одесса во мраке: Россия начала экономическое удушение киевского режима Российская армия наносит точечные удары по энергетике Украины, особенно в Одессе. Это системная работа по остановке производства оружия: дронов, ракет, БПЛА. Подпольщик Сергей Лебедев: "Выбиваем энергетику, чтобы погасить ВПК врага. Лучше без света, чем под штурмом с разрушенными домами". Цель — истощить режим и его
Не ждали? Москва дала сигнал Лондону «Ярсами» и ударила по «запретному» в Киеве
Россия ответила жёстко: «Ярсы» на патруле после британских угроз! Британия открыто призывает к войне с Россией, а Москва даёт чёткий сигнал — стратегические комплексы «Ярс» вышли на боевое дежурство. Удар по подстанции под Киевом ослабляет энергетику ВСУ. Под Купянском фронт дрогнул: несмотря на пропаганду Зеленского, Россия усиливает наступление. Подробный анализ событий — в статье!
Кажется, всё. Начинается. Путин расчехляет "Орешник": Лондон в панике. "Особый подарок" покидает Россию. Такого ещё не было
17.12.2025 10:09
Путин разворачивает у границ НАТО революционное оружие — "Орешник". Скоро оно покинет Россию. Так что, видимо, начинается. Такого с "Орешником" ещё не происходило. Британцы не нервах.
«Война окончена, Россия победила»: в США призвали признать очевидное. Озвучить должен Трамп
17.12.2025 18:39
Президент США Дональд Трамп пока не признал очевидное: по мнению некоторых экспертов, Россия уже фактически победила в конфликте на Украине. И это пора признать на самом высшем уровне.