Бомбами по Афганистану и уничтожение Дудаева: ТОП-5 уникальных операций российских ВВС
01.11.2015 11:32
3 107
1
Бомбы против лазурита
Афганская кампания, несмотря на множественные просчеты и ошибки, для отечественных ВВС стала едва ли не самой успешной и эффективной за послевоенное тридцатилетие. Штурмовая авиация СССР летала столько, сколько не летали ни одни другие строевые летчики в мире. Военные, имея в виду свою профессиональную деятельность, часто говорят, что «Без авиации эффективной работы не бывает».
Однако, несмотря на то, что авиация утюжила позиции моджахедов день за днем, случалось и так, что фронтовые бомбардировщики и штурмовики получали, мягко говоря, необычные задания. Стоит отметить, правда, что участием в боевых действиях в Афганистане отметилась и дальняя авиация, которой однажды поставили задачу уничтожить лазуритовое месторождение Ахмад Шаха в районе Джарм. Доходы от продажи лазурита подпитывали боевиков, и решение «провести реконструкцию» месторождений с помощью фугасных авиабомб казалось более, чем разумным.
Уникальность ситуации с авиаударом по району Джарм состояла в том, что обнаруженный в районе Сарсанга небольшой аэродром, который моджахеды использовали для транспортировки лазурита, охранялся не хуже, чем сами месторождения. Направленные в район аэродрома вертолеты Ми-8 не просто не выполнили поставленную перед ними задачу, но и привезли на базу с десяток пробоин на каждом боку. Тогда же советским командованием было принято решение о применении дальней авиации.
Бомбометание, состоявшееся 10 июня в районе Джарма, стало одним из самых успешных за всю афганскую кампанию.
«Бомбардировщики отработали с высоты в 11 тысяч метров, уложив авиабомбы не просто друг с другом рядышком, а буквально в метре. Сложность еще состояла и в том, что район сброса бомб и сама цель находились на отметке почти в семь тысяч метров и осуществить по этому району бомбометание массированное и точное – это все равно что попасть по горлышку бутылки из пистолета, находясь за рулем мотоцикла. Наблюдение через несколько часов доложило, что «активности противника в заданном районе не наблюдается».
Оно и понятно, ведь от цели одна пыль осталась», – вспоминает в интервью «Звезде» военный летчик, ветеран войны в Афганистане, майор ВВС СССР в отставке Виктор Денисенко.
Налет «дальников» надолго вывел из строя теневую торговлю моджахедов, а район пика Гиндукуш, куда прилетели бомбы, стал напоминать перепаханное поле, чем подножье горы.
Трое суток в Панджшере
Военная операция, начавшаяся ровно в 4 часа утра 19 апреля, до сих пор остается одним из самых массированных авиаударов, которые советские ВВС когда-либо наносили. Уникальным апрельский авиаудар был практически во всем – от численности противника, которого предстояло уничтожить, до количества бортов, задействованных для вылета.
Чтобы уничтожить без малого четыре тысячи моджахедов, в воздух были подняты шесть бомбардировщиков Ту-22М2 и целый авиаполк бомбардировщиков Ту-16. Дополнительно к «дальникам» через 35 минут были отправлены еще 60 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Отличительной особенностью самого массированного вылета за всю историю афганской войны был и процесс сброса бомб.
«Первыми работали дальние бомбардировщики, которые несли на себе по 60 с лишним авиабомб ОФАБ. Чтобы описать впечатления от попаданий более чем сотни бомб с двух бортов, нужно представить, пусть и в теории, что может сделать одна ОФАБ 250 или ОФАБ 270. Ковровая бомбардировка – самое точное словосочетание, каким только можно описать «высыпание» более ста бомб с подвесов.
Земля не просто рвалась на куски вместе с противником, она буквально на мельчайшие частицы разлеталась. Жутковато было, но война есть война», – рассказывает ветеран афганской войны, авиационный штурман, старший лейтенант ВВС СССР в отставке Юрий Соколов. Трое суток, в течение которых советские ВВС «долбили» позиции душманов, по словам историков, занимающихся изучением афганского конфликта, остались для афганских моджахедов одними из самых страшных дней в жизни, а советские ВВС, пусть и не в полном объеме, но с поставленной задачей справились.
Стоит отметить, что примерно тогда же советские ВВС начали практиковать «девятитонный прозвон» – точечный сброс самой мощный из имевшихся на тот момент авиабомб ФАБ-9000, которую летчики дальней авиации, в силу особенностей воздействия, должны были уложить прямиком в крышу нужного объекта.
Ликвидация Дудаева
За все время боевых действий на Северном Кавказе российская авиация совершила тысячи боевых вылетов, выполнив сотни заданий, в том числе и особой важности. Ликвидацией Джохара Дудаева, несмотря на сложность ситуации, поручили заниматься не только специальным службам, но и целому подразделению ученых. Научно-технический отдел российской контрразведки непосредственно для операции предложил разработать специальный прибор, который мог засекать точные координаты Дудаева в тот момент, когда последний начинал разговаривать по спутниковому телефону.
Колоссальный объем работ, проведенный научным отделом контрразведки, увенчался успехом, и в кратчайшие сроки специальный прибор был собран и испытан. Кавказская ночь уже вступала в свои права, когда с военного аэродрома взлетел самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, внутри которого уже был подключен и работал хитроумный агрегат от технических специалистов контрразведки. Через считаные секунды после начала работы спутникового телефона Дудаева самолет российских ВВС перехватывает сигнал с телефона лидера чеченских сепаратистов.
Координаты цели тут же были отправлены по закрытому каналу связи летчикам на боевых самолетах Су-24, барражировавших неподалеку, а еще через мгновение две ракеты сорвались с пилонов и с ревом устремились к поверхности. Разорванный в клочья автомобиль, по сообщениям очевидцев, вообще не походил на транспортное средство. Ракета, угодившая точно в крышу «Нивы» Дудаева, не оставила лидеру чеченских сепаратистов ни единого шанса на спасение.
Большая охота Ми-24
За время первой и второй чеченских кампаний боевая авиация российских ВВС не просто приобрела бесценный опыт боевой работы, но и смогла разнообразить свой боевой «быт». Несмотря на то, что первые вылеты ВВС с точки зрения нанесения критического ущерба сепаратистам особым успехом не отличались, постепенно экипажи самолетов и вертолетов научились, что называется, «брить наголо».
Особый характер боевым действиям в Чечне придавало еще и то, что линии фронта – привычной для летчиков, в традиционном понимании — не было, и выполнять боевую работу экипажи вертолетов Ми-24 и штурмовиков Су-25 решили совместными усилиями. Одними из самых ярких эпизодов в биографии боевой авиации стали бои за населенный пункт Гудермес, где, по сути, впервые была применена комбинированная воздушная атака.
10 февраля 1995 года звено из 11 вертолетов Ми-24 и шести штурмовиков Су-25 впервые дали бой бандформированиям совместными усилиями.
«Вообще, подобную работу всегда называли спорной, потому что не до конца была ясна эффективность. Но когда вертушки совместно с «грачами» «вмазали» по позициям боевиков, то стало ясно, для чего это делалось.
«Сушки» утюжили защищенные объекты, стационарные посты, здания, склады, а вертушки зачищали прилегающую территорию от скоплений живой силы противника и активно работали «по зеленке» (в лесу), фактически оставляя боевиков в узкой полосе между пылающими позициями, из которых их уже выбили, и кромкой леса, куда пройти они могли только, чтобы там же и остаться», – рассказывает в интервью «Звезде» Виктор Забродин, командир мотострелкового подразделения и ветеран обеих чеченских кампаний. Отдельно в рассказах ветеранов чеченских войн упоминаются штурмовики Су-25, которые сами военные называли «бронированными ангелами».
«Профессионализм летчиков Су-25 был бешеный. Невероятный. Мое подразделение однажды вело бой за высоту, на которой закрепились боевики. Судя по тому, как они отстреливались, боекомплекта у них было еще суток на трое. Ждать столько мы не могли, поэтому запросили по радиосвязи поддержку, передали координаты и стали ждать. Знаете, подлет Су-25 к месту работы нельзя перепутать. Гул, переходящий в свист, затем отработка НУРСами и еще один заход. Летчик, как сейчас помню, попросил себя обозначить. Мы выбросили дым, и буквально секунд через 10 в нескольких метрах от нас на позиции боевиков начали ложиться ФАБы. Пять минут – и дело было с концом. Когда осматривали места попаданий бомб – удивлялись. Пару метров бы в нашу сторону и все, легли бы вместе с бородатыми», – рассказывает Забродин.
Сирийский рывок
То, каких успехов достигла российская авиация за время операции в Сирии, – до сих пор не укладывается в уме большинства зарубежных аналитиков. Высокоточное вооружение, средства объективного контроля, доразведка с помощью беспилотников – все это результат сотен и тысяч боевых вылетов за несколько десятков лет. Несмотря на то, что основным средством для подавления террористов ИГИЛ на территории Сирии были и остаются фугасные авиабомбы, применение других типов боеприпасов – объемно-детонирующих и бетонобойных – также вносит вклад в общую победу над террором. Стоит отметить, что особое место российские ВКС во время военной операции в Сирии уделяют именно беспилотникам и средствам доразведки целей. Объяснить такое внимание просто –беспилотники из модных и дорогих гаджетов превратились в эффективные средства наблюдения, оснащенные самыми современными камерами со множеством режимов работы и способны работать в любое время суток с минимальным риском быть обнаруженными.
Стоит отметить, что для оказания военной помощи Минобороны России задействовало лишь незначительную часть авиационного парка армейской авиации. Воевать не числом, а умением, словно по заветам Суворова, российские летчики умеют давно. Детонация боекомплектов, разрушение зданий, уничтожение техники и передовых позиций – все это делается с максимальной эффективностью даже в случае применения фугасных авиабомб.
«За минувшие 10 лет из российских военных учебных заведений вышло большое количество хорошо подготовленных летчиков, которых натаскивали в том числе и на «высокоточную» работу. Не стоит удивляться тому, что эффективность российской авиации за месяц превосходит американские бомбардировки за год. Это не чудо, а результат тяжелой, изнурительной работы и накопленного опыта», – поясняет в интервью «Звезде» авиационный инженер, специалист по переподготовке и обучению личного состава Сергей Барцевич.
Отдельно стоит отметить и применяемые в Сирии самолеты. Наряду с ультрасовременными фронтовыми бомбардировщиками Су-34, системы наведения и прицеливания которых могут доставить ракету «воздух-земля» буквально в форточку террористам, жаркий сирийский воздух рассекают и основательно модернизированные Су-24М с крылом изменяемой стреловидности. По словам специалистов, эти самолеты лишь внешне напоминают о том, что разработкой уникального фронтового бомбардировщика занимались еще в СССР, – электронная «начинка» самолета, отвечающая за наведение, прицеливание и применение вооружения, полностью отвечает поставленным российским ВКС задачам и является современным продуктом российского ВПК.
По словам военных специалистов, накопленный за долгие годы военной подготовки опыт дал о себе знать, а новейшие разработки в области вооружения только ускоряют и умножают успехи российских военных летчиков. Вполне возможно, что скоро станут известны новые подробности работы российской авиации, которые лягут в основу учебников для курсантов, еще только мечтающих о поступлении в специальные летные вузы России.
Автор: Дмитрий Юров
ТВ Звезда
Афганская кампания, несмотря на множественные просчеты и ошибки, для отечественных ВВС стала едва ли не самой успешной и эффективной за послевоенное тридцатилетие. Штурмовая авиация СССР летала столько, сколько не летали ни одни другие строевые летчики в мире. Военные, имея в виду свою профессиональную деятельность, часто говорят, что «Без авиации эффективной работы не бывает».
Однако, несмотря на то, что авиация утюжила позиции моджахедов день за днем, случалось и так, что фронтовые бомбардировщики и штурмовики получали, мягко говоря, необычные задания. Стоит отметить, правда, что участием в боевых действиях в Афганистане отметилась и дальняя авиация, которой однажды поставили задачу уничтожить лазуритовое месторождение Ахмад Шаха в районе Джарм. Доходы от продажи лазурита подпитывали боевиков, и решение «провести реконструкцию» месторождений с помощью фугасных авиабомб казалось более, чем разумным.
Уникальность ситуации с авиаударом по району Джарм состояла в том, что обнаруженный в районе Сарсанга небольшой аэродром, который моджахеды использовали для транспортировки лазурита, охранялся не хуже, чем сами месторождения. Направленные в район аэродрома вертолеты Ми-8 не просто не выполнили поставленную перед ними задачу, но и привезли на базу с десяток пробоин на каждом боку. Тогда же советским командованием было принято решение о применении дальней авиации.
Бомбометание, состоявшееся 10 июня в районе Джарма, стало одним из самых успешных за всю афганскую кампанию.
«Бомбардировщики отработали с высоты в 11 тысяч метров, уложив авиабомбы не просто друг с другом рядышком, а буквально в метре. Сложность еще состояла и в том, что район сброса бомб и сама цель находились на отметке почти в семь тысяч метров и осуществить по этому району бомбометание массированное и точное – это все равно что попасть по горлышку бутылки из пистолета, находясь за рулем мотоцикла. Наблюдение через несколько часов доложило, что «активности противника в заданном районе не наблюдается».
Оно и понятно, ведь от цели одна пыль осталась», – вспоминает в интервью «Звезде» военный летчик, ветеран войны в Афганистане, майор ВВС СССР в отставке Виктор Денисенко.
Налет «дальников» надолго вывел из строя теневую торговлю моджахедов, а район пика Гиндукуш, куда прилетели бомбы, стал напоминать перепаханное поле, чем подножье горы.
Трое суток в Панджшере
Военная операция, начавшаяся ровно в 4 часа утра 19 апреля, до сих пор остается одним из самых массированных авиаударов, которые советские ВВС когда-либо наносили. Уникальным апрельский авиаудар был практически во всем – от численности противника, которого предстояло уничтожить, до количества бортов, задействованных для вылета.
Чтобы уничтожить без малого четыре тысячи моджахедов, в воздух были подняты шесть бомбардировщиков Ту-22М2 и целый авиаполк бомбардировщиков Ту-16. Дополнительно к «дальникам» через 35 минут были отправлены еще 60 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Отличительной особенностью самого массированного вылета за всю историю афганской войны был и процесс сброса бомб.
«Первыми работали дальние бомбардировщики, которые несли на себе по 60 с лишним авиабомб ОФАБ. Чтобы описать впечатления от попаданий более чем сотни бомб с двух бортов, нужно представить, пусть и в теории, что может сделать одна ОФАБ 250 или ОФАБ 270. Ковровая бомбардировка – самое точное словосочетание, каким только можно описать «высыпание» более ста бомб с подвесов.
Земля не просто рвалась на куски вместе с противником, она буквально на мельчайшие частицы разлеталась. Жутковато было, но война есть война», – рассказывает ветеран афганской войны, авиационный штурман, старший лейтенант ВВС СССР в отставке Юрий Соколов. Трое суток, в течение которых советские ВВС «долбили» позиции душманов, по словам историков, занимающихся изучением афганского конфликта, остались для афганских моджахедов одними из самых страшных дней в жизни, а советские ВВС, пусть и не в полном объеме, но с поставленной задачей справились.
Стоит отметить, что примерно тогда же советские ВВС начали практиковать «девятитонный прозвон» – точечный сброс самой мощный из имевшихся на тот момент авиабомб ФАБ-9000, которую летчики дальней авиации, в силу особенностей воздействия, должны были уложить прямиком в крышу нужного объекта.
Ликвидация Дудаева
За все время боевых действий на Северном Кавказе российская авиация совершила тысячи боевых вылетов, выполнив сотни заданий, в том числе и особой важности. Ликвидацией Джохара Дудаева, несмотря на сложность ситуации, поручили заниматься не только специальным службам, но и целому подразделению ученых. Научно-технический отдел российской контрразведки непосредственно для операции предложил разработать специальный прибор, который мог засекать точные координаты Дудаева в тот момент, когда последний начинал разговаривать по спутниковому телефону.
Колоссальный объем работ, проведенный научным отделом контрразведки, увенчался успехом, и в кратчайшие сроки специальный прибор был собран и испытан. Кавказская ночь уже вступала в свои права, когда с военного аэродрома взлетел самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, внутри которого уже был подключен и работал хитроумный агрегат от технических специалистов контрразведки. Через считаные секунды после начала работы спутникового телефона Дудаева самолет российских ВВС перехватывает сигнал с телефона лидера чеченских сепаратистов.
Координаты цели тут же были отправлены по закрытому каналу связи летчикам на боевых самолетах Су-24, барражировавших неподалеку, а еще через мгновение две ракеты сорвались с пилонов и с ревом устремились к поверхности. Разорванный в клочья автомобиль, по сообщениям очевидцев, вообще не походил на транспортное средство. Ракета, угодившая точно в крышу «Нивы» Дудаева, не оставила лидеру чеченских сепаратистов ни единого шанса на спасение.
Большая охота Ми-24
За время первой и второй чеченских кампаний боевая авиация российских ВВС не просто приобрела бесценный опыт боевой работы, но и смогла разнообразить свой боевой «быт». Несмотря на то, что первые вылеты ВВС с точки зрения нанесения критического ущерба сепаратистам особым успехом не отличались, постепенно экипажи самолетов и вертолетов научились, что называется, «брить наголо».
Особый характер боевым действиям в Чечне придавало еще и то, что линии фронта – привычной для летчиков, в традиционном понимании — не было, и выполнять боевую работу экипажи вертолетов Ми-24 и штурмовиков Су-25 решили совместными усилиями. Одними из самых ярких эпизодов в биографии боевой авиации стали бои за населенный пункт Гудермес, где, по сути, впервые была применена комбинированная воздушная атака.
10 февраля 1995 года звено из 11 вертолетов Ми-24 и шести штурмовиков Су-25 впервые дали бой бандформированиям совместными усилиями.
«Вообще, подобную работу всегда называли спорной, потому что не до конца была ясна эффективность. Но когда вертушки совместно с «грачами» «вмазали» по позициям боевиков, то стало ясно, для чего это делалось.
«Сушки» утюжили защищенные объекты, стационарные посты, здания, склады, а вертушки зачищали прилегающую территорию от скоплений живой силы противника и активно работали «по зеленке» (в лесу), фактически оставляя боевиков в узкой полосе между пылающими позициями, из которых их уже выбили, и кромкой леса, куда пройти они могли только, чтобы там же и остаться», – рассказывает в интервью «Звезде» Виктор Забродин, командир мотострелкового подразделения и ветеран обеих чеченских кампаний. Отдельно в рассказах ветеранов чеченских войн упоминаются штурмовики Су-25, которые сами военные называли «бронированными ангелами».
«Профессионализм летчиков Су-25 был бешеный. Невероятный. Мое подразделение однажды вело бой за высоту, на которой закрепились боевики. Судя по тому, как они отстреливались, боекомплекта у них было еще суток на трое. Ждать столько мы не могли, поэтому запросили по радиосвязи поддержку, передали координаты и стали ждать. Знаете, подлет Су-25 к месту работы нельзя перепутать. Гул, переходящий в свист, затем отработка НУРСами и еще один заход. Летчик, как сейчас помню, попросил себя обозначить. Мы выбросили дым, и буквально секунд через 10 в нескольких метрах от нас на позиции боевиков начали ложиться ФАБы. Пять минут – и дело было с концом. Когда осматривали места попаданий бомб – удивлялись. Пару метров бы в нашу сторону и все, легли бы вместе с бородатыми», – рассказывает Забродин.
Сирийский рывок
То, каких успехов достигла российская авиация за время операции в Сирии, – до сих пор не укладывается в уме большинства зарубежных аналитиков. Высокоточное вооружение, средства объективного контроля, доразведка с помощью беспилотников – все это результат сотен и тысяч боевых вылетов за несколько десятков лет. Несмотря на то, что основным средством для подавления террористов ИГИЛ на территории Сирии были и остаются фугасные авиабомбы, применение других типов боеприпасов – объемно-детонирующих и бетонобойных – также вносит вклад в общую победу над террором. Стоит отметить, что особое место российские ВКС во время военной операции в Сирии уделяют именно беспилотникам и средствам доразведки целей. Объяснить такое внимание просто –беспилотники из модных и дорогих гаджетов превратились в эффективные средства наблюдения, оснащенные самыми современными камерами со множеством режимов работы и способны работать в любое время суток с минимальным риском быть обнаруженными.
Стоит отметить, что для оказания военной помощи Минобороны России задействовало лишь незначительную часть авиационного парка армейской авиации. Воевать не числом, а умением, словно по заветам Суворова, российские летчики умеют давно. Детонация боекомплектов, разрушение зданий, уничтожение техники и передовых позиций – все это делается с максимальной эффективностью даже в случае применения фугасных авиабомб.
«За минувшие 10 лет из российских военных учебных заведений вышло большое количество хорошо подготовленных летчиков, которых натаскивали в том числе и на «высокоточную» работу. Не стоит удивляться тому, что эффективность российской авиации за месяц превосходит американские бомбардировки за год. Это не чудо, а результат тяжелой, изнурительной работы и накопленного опыта», – поясняет в интервью «Звезде» авиационный инженер, специалист по переподготовке и обучению личного состава Сергей Барцевич.
Отдельно стоит отметить и применяемые в Сирии самолеты. Наряду с ультрасовременными фронтовыми бомбардировщиками Су-34, системы наведения и прицеливания которых могут доставить ракету «воздух-земля» буквально в форточку террористам, жаркий сирийский воздух рассекают и основательно модернизированные Су-24М с крылом изменяемой стреловидности. По словам специалистов, эти самолеты лишь внешне напоминают о том, что разработкой уникального фронтового бомбардировщика занимались еще в СССР, – электронная «начинка» самолета, отвечающая за наведение, прицеливание и применение вооружения, полностью отвечает поставленным российским ВКС задачам и является современным продуктом российского ВПК.
По словам военных специалистов, накопленный за долгие годы военной подготовки опыт дал о себе знать, а новейшие разработки в области вооружения только ускоряют и умножают успехи российских военных летчиков. Вполне возможно, что скоро станут известны новые подробности работы российской авиации, которые лягут в основу учебников для курсантов, еще только мечтающих о поступлении в специальные летные вузы России.
Автор: Дмитрий Юров
ТВ Звезда
Читайте также:
Прощай, Бескидский тоннель: Реальная цель для "Орешника" и большой привет Польше
Президент России Владимир Путин заявил, что Минобороны подыскивает цели для новой русской ракеты "Орешник". Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко считает, что одной из первых таких мишеней может стать Бескидский тоннель. И тогда же будет передан большой привет Польше.
Путин точно нанесёт удар. Расшифровано послание президента
28.11.2024 23:17
Русский философ Александр Дугин расшифровал послание президента в Астане. Вердикт вышел однозначным: "Путин точно нанесёт удар".Русский философ Александр Дугин расшифровал послание президента в Астане. Вердикт вышел однозначным: "Путин точно нанесёт удар".
Северные корейцы в ООН довели украинцев и их хозяев из США до припадка (Видео)
Имеет ли КНДР право развивать отношения с РФ? Договор и всеобъемлющее партнёрство между КНДР и РФ полностью соответствуют международному праву и Уставу ООН. КНДР будет придерживаться своих обязательств по этому договору.
Минус самолёты, аэродромы, газ - F-16 не спасли: Таких ударов Киев ещё не видел
Россия нанесла массированный удар по энергетической системе Украины. После ударов миллионы остались без света. Основными целями ударов также стали предприятия военно-промышленного комплекса противника.
Вместо тысячи слов: «Калибры» постучали в крупнейшее газохранилище Украины. ATACMS аукнулись почти каждому городу
Россия перешла от предупреждений, увещеваний и призывов к делу - с ночи и по сей час ракеты массово летят по военным и стратегическим объектам Украины. Как говорилось в известной рекламе, "вместо тысячи слов". Этим утром "Калибры" постучали в крупнейшее газохранилище Украины. Но и это не всё - ATACMS аукнулись почти каждому городу.