Прощай, оружие
Каким странам придется уйти с мирового оружейного рынка?
Конкуренция на мировом рынке оружия обострилась, заявил Владимир Путин во время заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству РФ, причем далеко не всегда эта борьба ведется честными методами. Такое замечание президента не может не интриговать: продажа вооружения — не самая большая, но существенная статья доходов российского бюджета.
Из 492 млрд долларов экспортной выручки, поступившей в казну в 2014 году, 15 млрд пришлись на продажи именно оружия. А поскольку, условно говоря, доходность экспорта одной тонны танков более чем в 200 раз выше, нежели одной тонны зерна, в пересчете на чистую прибыль доля «оборонки» в общем объеме экспортных доходов бюджета много больше. Что же тогда означает для нас обострение конкуренции? И что конкретно имел в виду президент России, когда упомянул нечестную игру?
Наступаем на пятки
Общие объемы продаж российского вооружения показывают стабильный прирост с начала 2000-х. И это несмотря на то, что все это время западная — прежде всего американская — пропаганда активно расписывала «все российское» как старое, ржавое и только для совсем бедных стран. «Доказательством» послужили успехи армий США и НАТО сначала в 1990-м в Кувейте (операция «Буря в пустыне»), потом в Югославии (1999), а затем и в Ираке (в 2003): во всех случаях противники США были оснащены советским или российским оружием, «которое оказалось бессильно перед подавляющим превосходством американского». Но так представляли картинку в СМИ. Специалисты же придерживались иного мнения, что и отражалось на итогах российских продаж: если в 2005 году оружия всех видов нами было продано всего на 6,1 млрд долларов, то в 2008-м — уже на 8,1 млрд, в 2010-м — на 10,1 млрд.
А вот у самих Штатов дела обстояли с точностью до наоборот. Если в 2004–2008 годах в целом по рынку оружия (а не только по пятерке лидеров) доля США составляла 30%, то в 2009–2013 годах она снизилась до 29%, в то время как доля России за это время возросла с 24 до 27%. То есть фактически преимущество американских военных разработок на мировом рынке полностью сошло на нет. Кстати, не только американских, но и всех западных в целом. Доля Германии сократилась с 10 до 7%, Франции — с 9 до 5%.
А тут еще Россия в Сирии продемонстрировала, на что ее оружие способно, так сказать, в умелых руках да в реальной боевой обстановке. История же о том, как один-единственный российский бомбардировщик блокировал систему «Иджис» американского фрегата «Дональд Кук» и в течение полутора часов беспрепятственно совершал многочисленные имитации боевых заходов, в 2014-м обошла все информационные издания планеты. Причем, по бытовавшему тогда мнению, этот Су-24 считался бомбардировщиком не просто старым, а откровенно древним, а «Иджис» позиционировалась как основа современной противоракетной и противовоздушной обороны корабельных соединений США и НАТО. Словом, у иностранных военных внезапно появилось множество неприятных для США вопросов. Если такое могут «старые» российские системы, то что же тогда могут новые?
Оружие и политика
Не удивительно, что Америка начинает терять клиентов на оружейном рынке, в том числе самых старых и еще совсем недавно очень преданных. К примеру, от закупки F-35 окончательно отказалась Канада. Компенсировать свои неудачи американцы пытаются «административным и политическим ресурсом», но с каждым годом этот лом работает все хуже. Например, после истории с отказом Франции поставить российскому флоту вертолетоносцы «Мистраль» (известно, что это решение французами было принято под беспрецедентным дипломатическим и политическим давлением со стороны США) репутация Штатов на рынке сильно ухудшилась. Сегодня американцы из политических соображений сорвали французский контракт с Россией, а кому они решат перекрыть кислород завтра?
Тут и кроется смысл заявления Владимира Путина. Мировой рынок оружия четко поделен на зоны партнерских и политических интересов. Так, структура продаж американского оружия на 13% состоит из поставок в Южную Корею, на 10% — в Австралию, на 7% — в ОАЭ и на 70% в другие страны. В то время как ключевыми российскими клиентами являются: Индия (33% поставок), Китай (16%), Алжир (14%), и 37% приходится на прочие страны. Наращивание доли продаж в той или иной стране означает не просто увеличение объемов торговли — это укрепление отношений между государствами. И вот этого-то и боятся американцы.
СПРАВКА: В последнее время США уступают России оружейные рынки даже тех стран, которые они как минимум десяток лет считали безоговорочно своими. В тот же в Ирак в 2014 году российского оружия поставлено больше, чем американского: на 317 и 272 млн долларов соответственно. В Афганистан США продали его на 73 млн долларов, а Россия — на 203 млн. В Нигерию США — на 62 млн, Россия — на 58 млн. В давнюю сугубо американскую вотчину Индонезию они сумели продать на 144 млн, а российских вооружений там закуплено уже на 56 млн.
Появляются и другие желающие половить рыбку в мутной воде — не без посредничества Америки, конечно. Особую прыть демонстрирует Польша: она пытается перехватить у России контракты по обслуживанию бывших советских истребителей-бомбардировщиков МиГ-29. Остальную промышленность после вступления в ЕС поляки фактически утратили, поэтому сервис бывшей советской авиационной и бронетехники — это единственное, в чем они еще могут конкурировать с остальным Евросоюзом. Сама по себе сумма контракта небольшая, но тут, как говорится, принцип важнее. Как заявил гендиректор РСК «МиГ», подписание такого соглашения «поставит под вопрос правомерность дальнейшего использования данных самолетов, а также безопасность жизней летчиков».
Но пока что подобные потуги американцев выместить нас с оружейного рынка ни к чему не привели. Военный экспорт является сегодня, пожалуй, одной из самых успешных и устойчивых отраслей в российской экономике. Введенные санкции и прочие преграды на него почти не повлияли. Владимир Путин сказал, что общий портфель заказов российских оружейных компаний достигает 50 млрд долларов, а план поставок на 2015 год уже выполнен на 70%. Иными словами, за год, даже с учетом санкций и прочих финансовых и политических проблем, Россия сумела нарастить свой военный экспорт в 1,72 раза. «Обострение конкуренции», в значительной степени спровоцированное самими Штатами, сыграло против них самих, и, похоже, переиграть все заново им уже не удастся.
Конкуренция на мировом рынке оружия обострилась, заявил Владимир Путин во время заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству РФ, причем далеко не всегда эта борьба ведется честными методами. Такое замечание президента не может не интриговать: продажа вооружения — не самая большая, но существенная статья доходов российского бюджета.
Из 492 млрд долларов экспортной выручки, поступившей в казну в 2014 году, 15 млрд пришлись на продажи именно оружия. А поскольку, условно говоря, доходность экспорта одной тонны танков более чем в 200 раз выше, нежели одной тонны зерна, в пересчете на чистую прибыль доля «оборонки» в общем объеме экспортных доходов бюджета много больше. Что же тогда означает для нас обострение конкуренции? И что конкретно имел в виду президент России, когда упомянул нечестную игру?
Наступаем на пятки
Общие объемы продаж российского вооружения показывают стабильный прирост с начала 2000-х. И это несмотря на то, что все это время западная — прежде всего американская — пропаганда активно расписывала «все российское» как старое, ржавое и только для совсем бедных стран. «Доказательством» послужили успехи армий США и НАТО сначала в 1990-м в Кувейте (операция «Буря в пустыне»), потом в Югославии (1999), а затем и в Ираке (в 2003): во всех случаях противники США были оснащены советским или российским оружием, «которое оказалось бессильно перед подавляющим превосходством американского». Но так представляли картинку в СМИ. Специалисты же придерживались иного мнения, что и отражалось на итогах российских продаж: если в 2005 году оружия всех видов нами было продано всего на 6,1 млрд долларов, то в 2008-м — уже на 8,1 млрд, в 2010-м — на 10,1 млрд.
А вот у самих Штатов дела обстояли с точностью до наоборот. Если в 2004–2008 годах в целом по рынку оружия (а не только по пятерке лидеров) доля США составляла 30%, то в 2009–2013 годах она снизилась до 29%, в то время как доля России за это время возросла с 24 до 27%. То есть фактически преимущество американских военных разработок на мировом рынке полностью сошло на нет. Кстати, не только американских, но и всех западных в целом. Доля Германии сократилась с 10 до 7%, Франции — с 9 до 5%.
А тут еще Россия в Сирии продемонстрировала, на что ее оружие способно, так сказать, в умелых руках да в реальной боевой обстановке. История же о том, как один-единственный российский бомбардировщик блокировал систему «Иджис» американского фрегата «Дональд Кук» и в течение полутора часов беспрепятственно совершал многочисленные имитации боевых заходов, в 2014-м обошла все информационные издания планеты. Причем, по бытовавшему тогда мнению, этот Су-24 считался бомбардировщиком не просто старым, а откровенно древним, а «Иджис» позиционировалась как основа современной противоракетной и противовоздушной обороны корабельных соединений США и НАТО. Словом, у иностранных военных внезапно появилось множество неприятных для США вопросов. Если такое могут «старые» российские системы, то что же тогда могут новые?
Оружие и политика
Не удивительно, что Америка начинает терять клиентов на оружейном рынке, в том числе самых старых и еще совсем недавно очень преданных. К примеру, от закупки F-35 окончательно отказалась Канада. Компенсировать свои неудачи американцы пытаются «административным и политическим ресурсом», но с каждым годом этот лом работает все хуже. Например, после истории с отказом Франции поставить российскому флоту вертолетоносцы «Мистраль» (известно, что это решение французами было принято под беспрецедентным дипломатическим и политическим давлением со стороны США) репутация Штатов на рынке сильно ухудшилась. Сегодня американцы из политических соображений сорвали французский контракт с Россией, а кому они решат перекрыть кислород завтра?
Тут и кроется смысл заявления Владимира Путина. Мировой рынок оружия четко поделен на зоны партнерских и политических интересов. Так, структура продаж американского оружия на 13% состоит из поставок в Южную Корею, на 10% — в Австралию, на 7% — в ОАЭ и на 70% в другие страны. В то время как ключевыми российскими клиентами являются: Индия (33% поставок), Китай (16%), Алжир (14%), и 37% приходится на прочие страны. Наращивание доли продаж в той или иной стране означает не просто увеличение объемов торговли — это укрепление отношений между государствами. И вот этого-то и боятся американцы.
СПРАВКА: В последнее время США уступают России оружейные рынки даже тех стран, которые они как минимум десяток лет считали безоговорочно своими. В тот же в Ирак в 2014 году российского оружия поставлено больше, чем американского: на 317 и 272 млн долларов соответственно. В Афганистан США продали его на 73 млн долларов, а Россия — на 203 млн. В Нигерию США — на 62 млн, Россия — на 58 млн. В давнюю сугубо американскую вотчину Индонезию они сумели продать на 144 млн, а российских вооружений там закуплено уже на 56 млн.
Появляются и другие желающие половить рыбку в мутной воде — не без посредничества Америки, конечно. Особую прыть демонстрирует Польша: она пытается перехватить у России контракты по обслуживанию бывших советских истребителей-бомбардировщиков МиГ-29. Остальную промышленность после вступления в ЕС поляки фактически утратили, поэтому сервис бывшей советской авиационной и бронетехники — это единственное, в чем они еще могут конкурировать с остальным Евросоюзом. Сама по себе сумма контракта небольшая, но тут, как говорится, принцип важнее. Как заявил гендиректор РСК «МиГ», подписание такого соглашения «поставит под вопрос правомерность дальнейшего использования данных самолетов, а также безопасность жизней летчиков».
Но пока что подобные потуги американцев выместить нас с оружейного рынка ни к чему не привели. Военный экспорт является сегодня, пожалуй, одной из самых успешных и устойчивых отраслей в российской экономике. Введенные санкции и прочие преграды на него почти не повлияли. Владимир Путин сказал, что общий портфель заказов российских оружейных компаний достигает 50 млрд долларов, а план поставок на 2015 год уже выполнен на 70%. Иными словами, за год, даже с учетом санкций и прочих финансовых и политических проблем, Россия сумела нарастить свой военный экспорт в 1,72 раза. «Обострение конкуренции», в значительной степени спровоцированное самими Штатами, сыграло против них самих, и, похоже, переиграть все заново им уже не удастся.
Читайте также:
"Аэродром гудит от двигателей": Подполье сообщило об активности авиации ВСУ. Что-то готовится?
Русское подполье на Украине сообщает о высокой активности авиации ВСУ. "Какое-то очень необычное шевеление противника. Чтобы это значило? Выпрашивают Калибры?" – говорится в сообщении.
Русских должен был остановить "мегамозг". Вместо "наступа" получилась утечка секретных документов
В медиаполе прошла информация, что штабные офицеры ВСУ хотели победить Россию с помощью "мегамозга", загрузив секретные документы в чат-бот, но вместо "наступа" случилась утечка данных.
Агрессию Эстонии против России курирует Лондон: Шефы проболтались, чем закончит Украина
04.10.2024 22:52
Проект "Украина против России" разочаровал Запад. Спровоцировав военное столкновение, ожидаемых целей кураторы не добились - скорее наоборот, стало ясно, что Кремль не намерен склонять голову перед потерявшим берега от безнаказанности "гегемоном".
Вучич пошёл против России: Сербия выбрала бить в спину
Сербия и Россия веками видели себя добрыми друзьями, союзниками и близкими по духу странами. Но вот, кажется, и в Белград проникает "отрава", которая поразила в своё время некоторых наших соседей. Президент Сербии Александр Вучич вдруг пошёл против России - выходит, страна всё-таки выбрала вариант бить в спину своему союзнику? Выбрав курс в сторону наших заклятых врагов, США и НАТО.
Замедление СВО. После Угледара русских ждёт новое испытание. Офицер рассказал о секретных отчётах
Американские аналитики прогнозируют замедление армии России после взятия Угледара. Русский офицер рассказал, как обстоят дела на самом деле.