С моря на сушу
Создание десантных кораблей остается одним из приоритетных направлений в Объединенной судостроительной корпорации.
Входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Невское проектно-конструкторское бюро – старейшая организация России, занимающаяся проектированием крупных надводных кораблей. Именно здесь создана серия тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, противолодочные вертолетоносцы проекта 1123, ряд кораблей специального назначения, а также все большие десантные корабли.
Растет роль десантных операций
В последнее десятилетие отмечен рост интереса военных специалистов многих стран мира к перемещениям с моря на сушу. Это в первую очередь связано с тем, что почти две трети промышленных предприятий и более половины населения земли сосредоточены на расстоянии не более 50 км от побережья. Утвердившийся в недавнем прошлом в составе современных мировых военно-морских флотов класс универсальных десантных кораблей к настоящему времени достиг высокого уровня технического развития. Это позволяет решать многие боевые задачи в условиях региональных конфликтов и выполнять гуманитарные операции.
И все же прежде всего десантные корабли и различные высадочные средства создаются для решения военных задач. Прибрежная акватория, оборудованная противником различными средствами противодесантной обороны, существенно усложняет десантные действия. Кроме того, при проведении морской десантной операции приходится преодолевать множество других препятствий. В связи с этим необходимо решать все более сложные задачи, связанные с созданием десантных кораблей и катеров. Усложняется их конструкция, растет стоимость создания и эксплуатации. Решение новых задач, поставленных перед ними, влечет за собой необходимость появления новых конструктивных типов кораблей.
Морская десантная операция как форма ведения военных действий сложилась в годы Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны появилось отличие – широкое применение получила самоходная военная техника, в том числе и бронированная, включая тяжелые танки. Такая техника требовала существенного изменения подхода и основных принципов проектирования и постройки десантных плавсредств.
В период 1942–1945 годов взгляды специалистов и командования военно-морских сил на использование десантных средств существенно изменились. Накопленный опыт демонстрировал необходимость решения десантных задач в удаленных районах. Потребовалось создание средств, отличающихся большой дальностью плавания. В связи с этим в дополнение к строительству десантных средств прибрежного действия начало разворачиваться серийное строительство новых видов кораблей и судов.
В Советском Союзе в годы Второй мировой войны десантные корабли и катера не строились, хотя в этот период было высажено более сотни десантов, в которых для размещения передовых отрядов использовались боевые надводные корабли практически всех подклассов. Отсутствие десантных кораблей и катеров влекло за собой большие затруднения при выполнении задач морского десантирования. Десанту приходилось преодолевать большие расстояния вброд, вести бой без артиллерии и танков. Это приводило к большим потерям. В свою очередь, уровень потерь десанта в ходе боя за высадку прямо влиял на успешность десантных действий в целом.
Вторую мировую войну Советский Союз закончил с существенно ослабленным Военно-морским флотом, в котором отсутствовали десантные корабли специальной постройки. Бывшие союзники, особенно США, продолжали развивать свою кораблестроительную базу и с ее помощью создавать сбалансированные военно-морские силы. В годы Второй мировой войны США приобрели большой опыт в создании десантных кораблей, судов и катеров различных типов, которые составили многочисленную группу, получившую в справочниках и различных публикациях общепризнанное название «Морские амфибийные силы». В России их называют «Морские десантные силы».
Америка идет в лидеры
В первые послевоенные десятилетия США осуществили поставку созданных в течение Второй мировой войны десантных кораблей различных типов в Китай, Грецию, Турцию и другие страны. В связи с этим состав стран, обладавших средствами высадки морских десантов, существенно расширился.
В 1950-е годы для своих военно-морских сил США продолжали строительство десантных кораблей, аналогичных подклассам, созданным в годы войны, но с более совершенными основными тактико-техническими характеристиками. Улучшение касалось, главным образом, повышения скорости хода, прежде всего больших танкодесантных кораблей типа LST, строительство которых в эти годы было приоритетным.
Большие десантные корабли типа LST должны были обеспечивать высадку первых эшелонов десанта в более высоком темпе. В то время они были единственным типом, обладавшим способностью «горизонтальной грузообработки» при высадке самоходной техники и вооружения десанта. Это позволяло в ряде случаев при благоприятных военно-географических условиях добиваться большего успеха, так как десантируемая боевая техника имела возможность своим ходом перемещаться с корабля на берег по носовой сходне. Десантные транспорты и корабли-доки обеспечивали возможность расширения плацдарма высадки и укрепления позиций высаженного с кораблей типа LST десанта и в конечном итоге обеспечивали успех при высадке последующих эшелонов.
Советский опыт
Мировые державы, за исключением США, Великобритании и Франции, прекратили постройку больших и малых десантных кораблей. Военные специалисты имели на этот счет различные мнения. Одним из весомых аргументов против создания таких судов и кораблей было то, что в условиях значительно усилившихся средств противодесантной обороны успешные морские десанты считались маловероятными.
Этот период можно считать завершающим этапом создания морских амфибийных, или десантных, сил военного поколения. Создание отечественных морских десантных плавсредств началось с 50-х годов прошлого века разработкой в ЦКБ-50 Министерства судостроительной промышленности проекта 1785 – самоходного плашкоута с носовой аппарелью.
Первым отечественным средним десантным кораблем специальной постройки стал десантный корабль проекта 188. Головной корабль был построен в 1958 году. Разработчик проекта – ЦКБ-50. Корабль проекта 188 обеспечивал возможность транспортировки и десантирования на необорудованный берег пяти средних танков и 350 человек морской пехоты с вооружением и легкой техникой. Его носовое высадочное устройство – двустворчатые ворота и аппарель – позволяли обеспечить выход на воду или прием с воды плавающей армейской техники массой до 15 т. Личный состав десанта размещался в специальном помещении под танковой палубой. Ходовая рубка, мостик и пост управления высадкой защищались противопульной броней. Для защиты от самонаводящихся торпед на корабле впервые был применен буксируемый охранитель типа БОКА. Артиллерийское вооружение состояло из двух 57-миллиметровых установок. Скорость длительного полного хода в 14 узлов обеспечивалась двумя дизелями типа 37ДР мощностью по 4000 л.с. каждый. Дальность плавания составляла 2000 миль, автономность по запасам провизии – 10 суток.
Это был самый большой по тем временам отечественный десантный корабль специальной постройки. Его полное водоизмещение достигало 1460 т, длина – 74,7 м, ширина – 11,3 м, осадка при полном водоизмещении – 2,43 м. Серийное строительство этих кораблей велось на судостроительном заводе в Выборге. Всего в 1957–1963 годах по этому проекту было построено 18 кораблей.
С приходом к руководству страной Никиты Хрущева развитие Морских десантных сил Военно-морского флота существенно замедлилось. Существовавшая в то время концепция строительства надводного флота была им отвергнута. Артиллерийские корабли были отданы на слом. Строительство надводных кораблей, в том числе и десантных, было сокращено, а развитие морской пехоты полностью остановилось. Имевшиеся в составе флотов соединения морской пехоты в мае 1956 года были расформированы. Это отразилось и на развитии десантных кораблей, создание которых только начиналось.
Иную позицию в понимании этого вопроса занимал адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков, который с 1956 года осуществлял руководство Военно-морским флотом и во многом определял направления строительства кораблей и судов как во втором послевоенном десятилетии, так и в дальнейшем, вплоть до середины 80-х годов. В результате настойчивых усилий адмирала в начале 60-х части морской пехоты были воссозданы на всех отечественных флотах. Началась интенсивная отработка способов десантирования в различных условиях ведения операций на приморских направлениях.
В 60-е годы в мировой практике кораблестроения еще продолжалось строительство десантных кораблей и катеров, облик которых сформировался на основе опыта Второй мировой войны, но одновременно в соответствии с новыми концепциями применения десантных сил продолжалось и их совершенствование. Созданные в предвоенные, военные и послевоенные годы морские амфибийные силы в разных странах имели определенные показатели эффективности десантных действий. Наличие таких сил позволило этим странам решать многие транспортно-высадочные задачи и сократить возможные потери высаживаемых на берег противника войск. Этим объясняется продолжение до 70-х годов серийного строительства таких средств в СССР и в других странах.
Развитие противодесантных средств и появление новых средств поражения требовали иного подхода к комплектованию амфибийных сил десантными кораблями и катерами. Этот подход начал осуществляться в 60-е годы с внедрением на десантные корабли авиационного вооружения.
Вертолеты массово и успешно применялись в боевых действиях во Вьетнаме в 1964–1975 годах. С этого времени десантные корабли и десантные транспорты стали оборудоваться взлетно-посадочными площадками для эпизодического приема вертолетов. Одновременно в мире началось развитие кораблей с нетрадиционной формой корпуса и внедрение новых принципов движения. Активизировались исследования по анализу возможности увеличения скорости хода морских десантных плавсредств посредством внедрения динамических принципов поддержания. Серийное строительство таких кораблей развернулось и в СССР.
В США в этот период началось внедрение концепции создания универсального десантного корабля, способного по решаемым транспортно-высадочным задачам заменить все подклассы больших десантных кораблей. В начале 60-х в СССР в соответствии c кораблестроительными программами продолжилось создание десантных кораблей, обеспечивающих решение задач по содействию наступающим сухопутным войскам на приморских направлениях.
Большие десантные
В 1963 году ЦКБ-17, ставшему в дальнейшем Невским проектно-конструкторским бюро, решением ГКС были переданы из ЦКБ-50 проектно-конструкторские работы по созданию больших десантных кораблей, которые впоследствии стали вторым основным направлением специализации бюро. По этому решению в ЦКБ-17 перевели главного конструктора танкодесантного корабля проекта 1171 Кузьмина с группой работавших с ним сотрудников. В процессе постройки головной корабль был переклассифицирован в большой десантный I ранга. В 1964–1975 годах построили 14 больших десантных кораблей проекта 1171 четырех модификаций. Корабли типа «Воронежский комсомолец» стали первыми отечественными десантными кораблями, способными успешно решать задачи в океанской зоне. Высокие мореходные качества обеспечивали им безопасное плавание на всех морских и океанских театрах.
Создание головного большого десантного корабля проекта 1171 в 1969 году было отмечено Государственной премией, лауреатами которой стали сотрудники входящего ныне в ОСК Невского проектно-конструкторского бюро Иван Кузьмин, Николай Семенов, Николай Максимов, Юрий Кольцов, специалисты завода «Янтарь» и организаций заказчика – активные участники проектирования и строительства этого корабля.
В 1963 году Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения разработал проект тактико-технического задания на проектирование большого десантного корабля нового типа, специально приспособленного для использования в океанской зоне в условиях длительной боевой службы. Тактико-техническое задание, утвержденное главкомом Военно-морского флота в начале 1964 года, предусматривало разработку в эскизном проекте двух вариантов корабля – без основной доковой камеры и с ней. Проекту нового типа присвоили номер 1174.
Новый корабль предназначался для десантирования техники в составе первого эшелона десанта на побережье с тяжелым рельефом (малым уклоном) грунта в условиях противодействия противника. Это требовало наличия на нем кроме вооружения самообороны также и боевых средств подавления отдельных огневых точек противодесантной обороны противника на берегу; обеспечения повышенной (по сравнению с большими десантными кораблями второго эшелона) скорости хода, лучшей защищенности сил и средств десанта на переходе морем, большей живучести и непотопляемости и улучшенной схемы размещения техники для сокращения времени ее погрузки и выгрузки.
При завершении в ЦКБ-17 в конце октября 1964 года разработки эскизного проекта 1174 было принято решение об изменении варианта его исполнения: основным стал вариант с доковой камерой. Проектирование корабля выполнялось с применением освоенного промышленностью вооружения и оборудования с широким внедрением механизации и автоматизации.
В августе 1967 года по результатам рассмотрения техпроекта и предложений по нему Военно-морской флот и Министерство судостроительной промышленности приняли решение о его корректировке с увеличением ширины доковой камеры для увеличения вдвое количества принимаемых плашкоутов и возможности приема перспективных высадочных средств на воздушной подушке. Кроме того, предполагалось усиление артиллерийского и авиационного вооружения за счет дополнительной установки четырех 30-миллиметровых автоматов А-213 и увеличения количества вертолетов Ка-252ТБ до четырех. Корректированный технический проект утвердили в мае 1968 года.
Строительство большого десантного корабля проекта 1174 осуществлялось Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь», который в настоящее время входит в контур Объединенной судостроительной корпорации. Головной корабль этого типа «Иван Рогов» был заложен на горизонтальном построечном месте нового стапельного комплекса в сентябре 1973 года. Технология строительства предусматривала максимальное сокращение объема достроечных работ, с выходом в море уже через год после спуска корабля на воду. После проведения испытаний он был сдан ВМФ в июне 1978 года. По универсальности решения задачи высадки десанта и уникальности десантно-высадочного комплекса корабль «Иван Рогов» с доковой камерой и вертолетным вооружением не имел аналогов в практике мирового военного кораблестроения того времени. На нем впервые было внедрено применение десантных катеров на воздушной подушке, которые могли выходить из доковой камеры на ходу корабля.
В 1981 году его создание было отмечено Государственной премией, лауреатами которой наряду с другими активными участниками этих работ стали главный конструктор Борис Пикалкин и заместитель главного инженера Невского проектно-конструкторского бюро Евгений Тимофеев. До конца 1989 года завод «Янтарь» построил и сдал флоту два серийных больших десантных корабля этого типа, с заменой на последнем отдельных образцов боевых и технических средств на более современные. «Иван Рогов» и «Александр Николаев» пополнили состав десантных сил Тихоокеанского флота, а третий большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» – состав Северного флота.
Неудавшийся дебют
В 1981 году Военно-морской флот и Министерство судостроительной промышленности СССР, рассмотрев предложения Генштаба Вооруженных сил по проектам планов строительства и проектирования кораблей на 1981–1990 годы, решили включить в план проектирования разработку технических предложений по новому большому десантному кораблю-вертолетоносцу проекта 11780. По результатам рассмотрения техпредложений главкомом ВМФ было признано целесообразным вести дальнейшую разработку проекта 11780 со следующими основными ТТЭ: водоизмещение около 25 тыс. т, десантовместимость – усиленный мотострелковый батальон, шесть десантных катеров типа 1176М или три катера на воздушной подушке типа 1206, 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-252ТБ или 24 противолодочных вертолета Ка-252ПЛ при выполнении противолодочных задач.
По показателям десантовместимости большой десантный корабль-вертолетоносец проекта 11780 находился практически на одном уровне с построенными и проектируемыми десантными кораблями ВМС США того времени, а по провозоспособности десантно-высадочных средств и боевым возможностям огневых средств самообороны превосходил эти корабли. Создание корабля, способного выполнять такие разнородные задачи, как высадка десанта и противолодочная оборона, не имела в то время аналогов в мировом военном кораблестроении.
Технический проект разрабатывался в 1984–1986 годах. Его варианты неоднократно рассматривались в Министерстве судостроительной промышленности, были получены и согласованы заключения всех базовых предприятий. Однако срок создания головного корабля проекта 11780 был перенесен на 1997 год. После распада СССР в конце 1991 года вопрос о строительстве БДКВ проекта 11780 для Военно-морского флота России не поднимался.
Новый этап
В январе 1984 года и октябре 1985 года были подписаны распоряжения Совета Министров СССР, в соответствии с которыми Невское проектно-конструкторское бюро было назначено головным по оказанию технического содействия Польской Народной Республике в части проектирования и строительства десантных кораблей проектов 775/III, 778 и 756 для СССР, а также проектов 767 и 769 для ВМС Польши.
В 1994 году в соответствии с тактико-техническим заданием, выданным Военно-морским флотом, бюро приступило к проектированию нового большого десантного корабля, который должен был заменить большой десантный корабль проекта 1171, а также спроектированные и построенные в Польше в 1970–1992 годах прошлого века средние десантные корабли проектов 771, 773 и большие десантные корабли проекта 775. Одна из основных задач последнего – обеспечение прохода внутренними судоходными путями.
На стадии эскизного проектирования было разработано несколько вариантов компоновки корабля. По результатам его рассмотрения и утверждения в 1998 году был выбран вариант, наиболее полно удовлетворяющий требованиям Военно-морского флота. Реализация этих требований в техническом проекте повлекла за собой увеличение водоизмещения корабля при сохранении общей компоновки и архитектурных особенностей, принятых в утвержденном варианте эскизного проекта. Техническое проектирование большого десантного корабля и выполнение контрагентских работ проводились с 1999 по 2004 год.
Проектирование этого корабля впервые в практике работы Невского проектно-конструкторского бюро осуществлено на основе внедрения современных технологических решений и единой информационной базы проектных данных, трехмерного макетирования корабля в целом и всех основных помещений и постов, высадочных устройств и конструкций, технологической цепочки обработки информации с использованием новейших прикладных и специализированных программных пакетов.
После утверждения технического проекта в декабре 2004 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» состоялась закладка и началось строительство головного большого десантного корабля нового поколения, которому было присвоено наименование «Иван Грен» в честь адмирала Ивана Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда. Сейчас головной корабль приступил к программе испытаний.
В настоящее время морская десантная операция – один из самых сложных видов совместных действий всех видов и родов войск вооруженных сил страны. За последние десятилетия у отечественных корабелов накоплен большой опыт в проектировании десантных кораблей различных типов. Успешная сдача ряда кораблей, построенных для Военно-морского флота и иностранного заказчика, позволяет утверждать, что российская судостроительная промышленность в целом и Объединенная судостроительная корпорация в частности в состоянии справиться с задачей создания десантного корабля нового поколения.
Входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Невское проектно-конструкторское бюро – старейшая организация России, занимающаяся проектированием крупных надводных кораблей. Именно здесь создана серия тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, противолодочные вертолетоносцы проекта 1123, ряд кораблей специального назначения, а также все большие десантные корабли.
Растет роль десантных операций
В последнее десятилетие отмечен рост интереса военных специалистов многих стран мира к перемещениям с моря на сушу. Это в первую очередь связано с тем, что почти две трети промышленных предприятий и более половины населения земли сосредоточены на расстоянии не более 50 км от побережья. Утвердившийся в недавнем прошлом в составе современных мировых военно-морских флотов класс универсальных десантных кораблей к настоящему времени достиг высокого уровня технического развития. Это позволяет решать многие боевые задачи в условиях региональных конфликтов и выполнять гуманитарные операции.
И все же прежде всего десантные корабли и различные высадочные средства создаются для решения военных задач. Прибрежная акватория, оборудованная противником различными средствами противодесантной обороны, существенно усложняет десантные действия. Кроме того, при проведении морской десантной операции приходится преодолевать множество других препятствий. В связи с этим необходимо решать все более сложные задачи, связанные с созданием десантных кораблей и катеров. Усложняется их конструкция, растет стоимость создания и эксплуатации. Решение новых задач, поставленных перед ними, влечет за собой необходимость появления новых конструктивных типов кораблей.
Морская десантная операция как форма ведения военных действий сложилась в годы Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны появилось отличие – широкое применение получила самоходная военная техника, в том числе и бронированная, включая тяжелые танки. Такая техника требовала существенного изменения подхода и основных принципов проектирования и постройки десантных плавсредств.
В период 1942–1945 годов взгляды специалистов и командования военно-морских сил на использование десантных средств существенно изменились. Накопленный опыт демонстрировал необходимость решения десантных задач в удаленных районах. Потребовалось создание средств, отличающихся большой дальностью плавания. В связи с этим в дополнение к строительству десантных средств прибрежного действия начало разворачиваться серийное строительство новых видов кораблей и судов.
В Советском Союзе в годы Второй мировой войны десантные корабли и катера не строились, хотя в этот период было высажено более сотни десантов, в которых для размещения передовых отрядов использовались боевые надводные корабли практически всех подклассов. Отсутствие десантных кораблей и катеров влекло за собой большие затруднения при выполнении задач морского десантирования. Десанту приходилось преодолевать большие расстояния вброд, вести бой без артиллерии и танков. Это приводило к большим потерям. В свою очередь, уровень потерь десанта в ходе боя за высадку прямо влиял на успешность десантных действий в целом.
Вторую мировую войну Советский Союз закончил с существенно ослабленным Военно-морским флотом, в котором отсутствовали десантные корабли специальной постройки. Бывшие союзники, особенно США, продолжали развивать свою кораблестроительную базу и с ее помощью создавать сбалансированные военно-морские силы. В годы Второй мировой войны США приобрели большой опыт в создании десантных кораблей, судов и катеров различных типов, которые составили многочисленную группу, получившую в справочниках и различных публикациях общепризнанное название «Морские амфибийные силы». В России их называют «Морские десантные силы».
Америка идет в лидеры
В первые послевоенные десятилетия США осуществили поставку созданных в течение Второй мировой войны десантных кораблей различных типов в Китай, Грецию, Турцию и другие страны. В связи с этим состав стран, обладавших средствами высадки морских десантов, существенно расширился.
В 1950-е годы для своих военно-морских сил США продолжали строительство десантных кораблей, аналогичных подклассам, созданным в годы войны, но с более совершенными основными тактико-техническими характеристиками. Улучшение касалось, главным образом, повышения скорости хода, прежде всего больших танкодесантных кораблей типа LST, строительство которых в эти годы было приоритетным.
Большие десантные корабли типа LST должны были обеспечивать высадку первых эшелонов десанта в более высоком темпе. В то время они были единственным типом, обладавшим способностью «горизонтальной грузообработки» при высадке самоходной техники и вооружения десанта. Это позволяло в ряде случаев при благоприятных военно-географических условиях добиваться большего успеха, так как десантируемая боевая техника имела возможность своим ходом перемещаться с корабля на берег по носовой сходне. Десантные транспорты и корабли-доки обеспечивали возможность расширения плацдарма высадки и укрепления позиций высаженного с кораблей типа LST десанта и в конечном итоге обеспечивали успех при высадке последующих эшелонов.
Советский опыт
Мировые державы, за исключением США, Великобритании и Франции, прекратили постройку больших и малых десантных кораблей. Военные специалисты имели на этот счет различные мнения. Одним из весомых аргументов против создания таких судов и кораблей было то, что в условиях значительно усилившихся средств противодесантной обороны успешные морские десанты считались маловероятными.
Этот период можно считать завершающим этапом создания морских амфибийных, или десантных, сил военного поколения. Создание отечественных морских десантных плавсредств началось с 50-х годов прошлого века разработкой в ЦКБ-50 Министерства судостроительной промышленности проекта 1785 – самоходного плашкоута с носовой аппарелью.
Первым отечественным средним десантным кораблем специальной постройки стал десантный корабль проекта 188. Головной корабль был построен в 1958 году. Разработчик проекта – ЦКБ-50. Корабль проекта 188 обеспечивал возможность транспортировки и десантирования на необорудованный берег пяти средних танков и 350 человек морской пехоты с вооружением и легкой техникой. Его носовое высадочное устройство – двустворчатые ворота и аппарель – позволяли обеспечить выход на воду или прием с воды плавающей армейской техники массой до 15 т. Личный состав десанта размещался в специальном помещении под танковой палубой. Ходовая рубка, мостик и пост управления высадкой защищались противопульной броней. Для защиты от самонаводящихся торпед на корабле впервые был применен буксируемый охранитель типа БОКА. Артиллерийское вооружение состояло из двух 57-миллиметровых установок. Скорость длительного полного хода в 14 узлов обеспечивалась двумя дизелями типа 37ДР мощностью по 4000 л.с. каждый. Дальность плавания составляла 2000 миль, автономность по запасам провизии – 10 суток.
Это был самый большой по тем временам отечественный десантный корабль специальной постройки. Его полное водоизмещение достигало 1460 т, длина – 74,7 м, ширина – 11,3 м, осадка при полном водоизмещении – 2,43 м. Серийное строительство этих кораблей велось на судостроительном заводе в Выборге. Всего в 1957–1963 годах по этому проекту было построено 18 кораблей.
С приходом к руководству страной Никиты Хрущева развитие Морских десантных сил Военно-морского флота существенно замедлилось. Существовавшая в то время концепция строительства надводного флота была им отвергнута. Артиллерийские корабли были отданы на слом. Строительство надводных кораблей, в том числе и десантных, было сокращено, а развитие морской пехоты полностью остановилось. Имевшиеся в составе флотов соединения морской пехоты в мае 1956 года были расформированы. Это отразилось и на развитии десантных кораблей, создание которых только начиналось.
Иную позицию в понимании этого вопроса занимал адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков, который с 1956 года осуществлял руководство Военно-морским флотом и во многом определял направления строительства кораблей и судов как во втором послевоенном десятилетии, так и в дальнейшем, вплоть до середины 80-х годов. В результате настойчивых усилий адмирала в начале 60-х части морской пехоты были воссозданы на всех отечественных флотах. Началась интенсивная отработка способов десантирования в различных условиях ведения операций на приморских направлениях.
В 60-е годы в мировой практике кораблестроения еще продолжалось строительство десантных кораблей и катеров, облик которых сформировался на основе опыта Второй мировой войны, но одновременно в соответствии с новыми концепциями применения десантных сил продолжалось и их совершенствование. Созданные в предвоенные, военные и послевоенные годы морские амфибийные силы в разных странах имели определенные показатели эффективности десантных действий. Наличие таких сил позволило этим странам решать многие транспортно-высадочные задачи и сократить возможные потери высаживаемых на берег противника войск. Этим объясняется продолжение до 70-х годов серийного строительства таких средств в СССР и в других странах.
Развитие противодесантных средств и появление новых средств поражения требовали иного подхода к комплектованию амфибийных сил десантными кораблями и катерами. Этот подход начал осуществляться в 60-е годы с внедрением на десантные корабли авиационного вооружения.
Вертолеты массово и успешно применялись в боевых действиях во Вьетнаме в 1964–1975 годах. С этого времени десантные корабли и десантные транспорты стали оборудоваться взлетно-посадочными площадками для эпизодического приема вертолетов. Одновременно в мире началось развитие кораблей с нетрадиционной формой корпуса и внедрение новых принципов движения. Активизировались исследования по анализу возможности увеличения скорости хода морских десантных плавсредств посредством внедрения динамических принципов поддержания. Серийное строительство таких кораблей развернулось и в СССР.
В США в этот период началось внедрение концепции создания универсального десантного корабля, способного по решаемым транспортно-высадочным задачам заменить все подклассы больших десантных кораблей. В начале 60-х в СССР в соответствии c кораблестроительными программами продолжилось создание десантных кораблей, обеспечивающих решение задач по содействию наступающим сухопутным войскам на приморских направлениях.
Большие десантные
В 1963 году ЦКБ-17, ставшему в дальнейшем Невским проектно-конструкторским бюро, решением ГКС были переданы из ЦКБ-50 проектно-конструкторские работы по созданию больших десантных кораблей, которые впоследствии стали вторым основным направлением специализации бюро. По этому решению в ЦКБ-17 перевели главного конструктора танкодесантного корабля проекта 1171 Кузьмина с группой работавших с ним сотрудников. В процессе постройки головной корабль был переклассифицирован в большой десантный I ранга. В 1964–1975 годах построили 14 больших десантных кораблей проекта 1171 четырех модификаций. Корабли типа «Воронежский комсомолец» стали первыми отечественными десантными кораблями, способными успешно решать задачи в океанской зоне. Высокие мореходные качества обеспечивали им безопасное плавание на всех морских и океанских театрах.
Создание головного большого десантного корабля проекта 1171 в 1969 году было отмечено Государственной премией, лауреатами которой стали сотрудники входящего ныне в ОСК Невского проектно-конструкторского бюро Иван Кузьмин, Николай Семенов, Николай Максимов, Юрий Кольцов, специалисты завода «Янтарь» и организаций заказчика – активные участники проектирования и строительства этого корабля.
В 1963 году Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения разработал проект тактико-технического задания на проектирование большого десантного корабля нового типа, специально приспособленного для использования в океанской зоне в условиях длительной боевой службы. Тактико-техническое задание, утвержденное главкомом Военно-морского флота в начале 1964 года, предусматривало разработку в эскизном проекте двух вариантов корабля – без основной доковой камеры и с ней. Проекту нового типа присвоили номер 1174.
Новый корабль предназначался для десантирования техники в составе первого эшелона десанта на побережье с тяжелым рельефом (малым уклоном) грунта в условиях противодействия противника. Это требовало наличия на нем кроме вооружения самообороны также и боевых средств подавления отдельных огневых точек противодесантной обороны противника на берегу; обеспечения повышенной (по сравнению с большими десантными кораблями второго эшелона) скорости хода, лучшей защищенности сил и средств десанта на переходе морем, большей живучести и непотопляемости и улучшенной схемы размещения техники для сокращения времени ее погрузки и выгрузки.
При завершении в ЦКБ-17 в конце октября 1964 года разработки эскизного проекта 1174 было принято решение об изменении варианта его исполнения: основным стал вариант с доковой камерой. Проектирование корабля выполнялось с применением освоенного промышленностью вооружения и оборудования с широким внедрением механизации и автоматизации.
В августе 1967 года по результатам рассмотрения техпроекта и предложений по нему Военно-морской флот и Министерство судостроительной промышленности приняли решение о его корректировке с увеличением ширины доковой камеры для увеличения вдвое количества принимаемых плашкоутов и возможности приема перспективных высадочных средств на воздушной подушке. Кроме того, предполагалось усиление артиллерийского и авиационного вооружения за счет дополнительной установки четырех 30-миллиметровых автоматов А-213 и увеличения количества вертолетов Ка-252ТБ до четырех. Корректированный технический проект утвердили в мае 1968 года.
Строительство большого десантного корабля проекта 1174 осуществлялось Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь», который в настоящее время входит в контур Объединенной судостроительной корпорации. Головной корабль этого типа «Иван Рогов» был заложен на горизонтальном построечном месте нового стапельного комплекса в сентябре 1973 года. Технология строительства предусматривала максимальное сокращение объема достроечных работ, с выходом в море уже через год после спуска корабля на воду. После проведения испытаний он был сдан ВМФ в июне 1978 года. По универсальности решения задачи высадки десанта и уникальности десантно-высадочного комплекса корабль «Иван Рогов» с доковой камерой и вертолетным вооружением не имел аналогов в практике мирового военного кораблестроения того времени. На нем впервые было внедрено применение десантных катеров на воздушной подушке, которые могли выходить из доковой камеры на ходу корабля.
В 1981 году его создание было отмечено Государственной премией, лауреатами которой наряду с другими активными участниками этих работ стали главный конструктор Борис Пикалкин и заместитель главного инженера Невского проектно-конструкторского бюро Евгений Тимофеев. До конца 1989 года завод «Янтарь» построил и сдал флоту два серийных больших десантных корабля этого типа, с заменой на последнем отдельных образцов боевых и технических средств на более современные. «Иван Рогов» и «Александр Николаев» пополнили состав десантных сил Тихоокеанского флота, а третий большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» – состав Северного флота.
Неудавшийся дебют
В 1981 году Военно-морской флот и Министерство судостроительной промышленности СССР, рассмотрев предложения Генштаба Вооруженных сил по проектам планов строительства и проектирования кораблей на 1981–1990 годы, решили включить в план проектирования разработку технических предложений по новому большому десантному кораблю-вертолетоносцу проекта 11780. По результатам рассмотрения техпредложений главкомом ВМФ было признано целесообразным вести дальнейшую разработку проекта 11780 со следующими основными ТТЭ: водоизмещение около 25 тыс. т, десантовместимость – усиленный мотострелковый батальон, шесть десантных катеров типа 1176М или три катера на воздушной подушке типа 1206, 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-252ТБ или 24 противолодочных вертолета Ка-252ПЛ при выполнении противолодочных задач.
По показателям десантовместимости большой десантный корабль-вертолетоносец проекта 11780 находился практически на одном уровне с построенными и проектируемыми десантными кораблями ВМС США того времени, а по провозоспособности десантно-высадочных средств и боевым возможностям огневых средств самообороны превосходил эти корабли. Создание корабля, способного выполнять такие разнородные задачи, как высадка десанта и противолодочная оборона, не имела в то время аналогов в мировом военном кораблестроении.
Технический проект разрабатывался в 1984–1986 годах. Его варианты неоднократно рассматривались в Министерстве судостроительной промышленности, были получены и согласованы заключения всех базовых предприятий. Однако срок создания головного корабля проекта 11780 был перенесен на 1997 год. После распада СССР в конце 1991 года вопрос о строительстве БДКВ проекта 11780 для Военно-морского флота России не поднимался.
Новый этап
В январе 1984 года и октябре 1985 года были подписаны распоряжения Совета Министров СССР, в соответствии с которыми Невское проектно-конструкторское бюро было назначено головным по оказанию технического содействия Польской Народной Республике в части проектирования и строительства десантных кораблей проектов 775/III, 778 и 756 для СССР, а также проектов 767 и 769 для ВМС Польши.
В 1994 году в соответствии с тактико-техническим заданием, выданным Военно-морским флотом, бюро приступило к проектированию нового большого десантного корабля, который должен был заменить большой десантный корабль проекта 1171, а также спроектированные и построенные в Польше в 1970–1992 годах прошлого века средние десантные корабли проектов 771, 773 и большие десантные корабли проекта 775. Одна из основных задач последнего – обеспечение прохода внутренними судоходными путями.
На стадии эскизного проектирования было разработано несколько вариантов компоновки корабля. По результатам его рассмотрения и утверждения в 1998 году был выбран вариант, наиболее полно удовлетворяющий требованиям Военно-морского флота. Реализация этих требований в техническом проекте повлекла за собой увеличение водоизмещения корабля при сохранении общей компоновки и архитектурных особенностей, принятых в утвержденном варианте эскизного проекта. Техническое проектирование большого десантного корабля и выполнение контрагентских работ проводились с 1999 по 2004 год.
Проектирование этого корабля впервые в практике работы Невского проектно-конструкторского бюро осуществлено на основе внедрения современных технологических решений и единой информационной базы проектных данных, трехмерного макетирования корабля в целом и всех основных помещений и постов, высадочных устройств и конструкций, технологической цепочки обработки информации с использованием новейших прикладных и специализированных программных пакетов.
После утверждения технического проекта в декабре 2004 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» состоялась закладка и началось строительство головного большого десантного корабля нового поколения, которому было присвоено наименование «Иван Грен» в честь адмирала Ивана Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда. Сейчас головной корабль приступил к программе испытаний.
В настоящее время морская десантная операция – один из самых сложных видов совместных действий всех видов и родов войск вооруженных сил страны. За последние десятилетия у отечественных корабелов накоплен большой опыт в проектировании десантных кораблей различных типов. Успешная сдача ряда кораблей, построенных для Военно-морского флота и иностранного заказчика, позволяет утверждать, что российская судостроительная промышленность в целом и Объединенная судостроительная корпорация в частности в состоянии справиться с задачей создания десантного корабля нового поколения.
Читайте также:
Привет Польше от "Орешника"
29.11.2024 12:13
Названа вероятная новая цель "Орешника", самолёты НАТО опозорились во время атаки на Украину.
Вспыхнула Сирия, и сразу вспомнили Суровикина: Алеппо сдают - генерала возвращают?
29.11.2024 18:18
Итак, Сирия вспыхнула – впервые за последние годы там снова начались кровопролитные бои, много убитых и раненых. И сразу вспомнили про легендарного уже "Генерала Армагеддона", Сергея Суровикина, который отлично проявил себя в противодействии сирийским боевикам.
Времени до 30 ноября: "Орешником" проще ударить по Европе
29.11.2024 11:55
До 30 ноября Россия закрыла небо над полигоном Капустин Яр в Астраханской области. Что стало сигналом о скором применении "Орешника" или другого вооружения в рамках обещанного ответа на действия противника. Но куда бить будем?
Центральное направление: удар неизбежен (Видео)
Уходящая администрация Байдена подтвердила намерения активно поддерживать Украину до окончания своего срока полномочий. Тем самым, Вашингтон намерен обеспечить Киев всем необходимым для ведения боевых действий в 2025 году, а также для возможных мирных переговоров «с позиции силы». Т.е. конфликт, по-мнению западных стратегов, будет длиться еще минимум год и поддержка Украины со стороны стран
Северные корейцы в ООН довели украинцев и их хозяев из США до припадка (Видео)
Имеет ли КНДР право развивать отношения с РФ? Договор и всеобъемлющее партнёрство между КНДР и РФ полностью соответствуют международному праву и Уставу ООН. КНДР будет придерживаться своих обязательств по этому договору.