Торпеда «Шквал»: на какие рекорды способна лучшая в своем классе «убийца авианосцев»
02.11.2015 16:21
2 829
1
Пойдем от противного. Несмотря на признание российской ракето-торпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий (это практически официальная оценка Пентагона), у нее есть свои минусы.
Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте – около 7 миль, в отечественном – 14, в модернизированном – около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров.
Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока – из глубины из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.
Ну, а теперь отдадим должное «Шквалу» — на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на 10 лет и на 100 км/ч. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.
Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10 – 20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет ни каких.
Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду она становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, не смотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.
И, скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на 7 миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.
Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 км/ч), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.
Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракето-торпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.
Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная «адская смесь» позволяют поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!
Еще одна «изюминка» скорости «Шквала» — в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоккую пластину с заточенными краями.
Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу. При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует «пузырь», который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление. «Шквал» буквально летит в этом «облаке», который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.
И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна «пробиться» через газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.
«Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, — говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, превращая ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.
Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».
Американцы не случайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели. И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции. И последнее, что увидят с авианосца потенциального противника – будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.
Виктор Сокирко
ТВ Звезда
Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте – около 7 миль, в отечественном – 14, в модернизированном – около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров.
Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока – из глубины из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.
Ну, а теперь отдадим должное «Шквалу» — на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на 10 лет и на 100 км/ч. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.
Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10 – 20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет ни каких.
Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду она становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, не смотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.
И, скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на 7 миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.
Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 км/ч), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.
Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракето-торпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.
Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная «адская смесь» позволяют поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!
Еще одна «изюминка» скорости «Шквала» — в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоккую пластину с заточенными краями.
Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу. При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует «пузырь», который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление. «Шквал» буквально летит в этом «облаке», который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.
И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна «пробиться» через газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.
«Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, — говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, превращая ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.
Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».
Американцы не случайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели. И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции. И последнее, что увидят с авианосца потенциального противника – будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.
Виктор Сокирко
ТВ Звезда
Читайте также:
Путин сказал то, чего все давно ждали. 90 ракет обрушились на Украину, под Курском – проблемы: СВОдка с фронта
Россия подняла в небо сразу 12 «Медведей» – тяжелых бомбардировщиков ТУ-95мс. Украина ответила за обстрел Севастополя. Путин назвал новую цель для «Орешника». Киев толкают к понижению мобилизационного возраста, что ставит под угрозу генофонд страны. Под Курском вражеские дроноводы столкнулись с серьезной проблемой.
Прощай, Бескидский тоннель: Реальная цель для "Орешника" и большой привет Польше
Президент России Владимир Путин заявил, что Минобороны подыскивает цели для новой русской ракеты "Орешник". Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко считает, что одной из первых таких мишеней может стать Бескидский тоннель. И тогда же будет передан большой привет Польше.
Привет Польше от "Орешника"
29.11.2024 12:13
Названа вероятная новая цель "Орешника", самолёты НАТО опозорились во время атаки на Украину.
Ближайшая ночь будет решающей, в Торецке "испарились" 500 солдат, Киев поймал неизвестный сигнал при налете
Ночью в Киев прилетели десятки "Гераней". Налет сопровождался неизвестным сигналом, значительно усложнив задачу расчетам ПВО. После недавнего заявления Путина о новых ударах "Орешником" эксперты гадают, куда прилетит в этот раз. Из украинских окопов все чаще слышатся призывы к переговорам.
Что там с будущим России? "Страну-терпилу" ударят ядерным оружием
29.11.2024 12:21
Центры принятия решений в Киеве могут оказаться под ударом "Орешника". Политолог Алексей Ярошенко тем временем говорит: те враги, кто предпринимает по-настоящему важные шаги, находятся далеко за пределами Украины, точнее в Лондоне, Брюсселе, Вашингтоне. А что с будущим России?