Регистрация

«Президент-С», защитник самолетов

11.11.2015  17:46
4 466
1


Российский бортовой комплекс обороны «Президент-С» надежно защищает самолет и вертолет от поражения ракетным и артиллерийским оружием.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Безопасность полетов гражданских самолетов и вертолетов стала постоянной головной болью международного значения. Эффективное «лекарство» всему мировому сообществу в лице участников крупнейшего мирового аэрокосмического салона Dubai Airshow 2015 в Объединенных Арабских Эмиратах предложила Россия. К бортовому комплексу обороны (БКО) «Президент-С», представленному концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), приковано повышенное внимание: по сообщениям с авиасалона, сейчас ведутся переговоры о его поставках в Алжир и Египет.



Бортовые средства защиты от ПЗРК

Главная причина создания бортовых средств защиты летательных аппаратов — появление относительно недорогих переносных зенитных ракетных комплексов с тепловыми головками самонаведения на цель. Именно ПЗРК коренным образом изменили ситуацию в области безопасности действий пилотируемых самолетов и вертолетов на высотах до 3500 метров. Эти комплексы стали причиной гибели многих самолетов и вертолетов в арабо-израильских войнах, с их помощью было уничтожено более 200 летательных аппаратов США во Вьетнаме, сбивались советские вертолеты в Афганистане.

С течением времени проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК только обострялась. Например, именно из ПЗРК типа «Игла» в августе 2002 года был сбит тяжелый транспортно-десантный вертолет Ми-26 в районе Ханкалы, что привело к гибели 115 человек. Сегодня переносные ракетные комплексы наряду с автоматами Калашникова стали самым распространенным оружием, которое используется в различных горячих точках по всей планете.

Но более страшным и бесчеловечным является использование ПЗРК террористами для обстрела гражданских самолетов и вертолетов, особенно в момент их взлета и посадки. Специально для защиты от этих высокомобильных малых зенитных средств с тепловым самонаведением стали активно использовать искусственные цели-ловушки, которые летательный аппарат отстреливает при полетах на малых высотах. Однако современные ПЗРК стали «умнее», их система наведения мгновенно селектирует (фильтрует) такие обманки и направляет ракету в сторону реальной цели.

Поэтому сегодня, в условиях серьезного роста террористической опасности, работы по созданию более эффективных средств защиты от ПЗРК для гражданской авиации ведутся специалистами США, Великобритании, Израиля и других стран. Россия входит в число мировых лидеров этой в сфере.


«Президент-С»: особенности

БКО «Президент-С» создан кооперацией предприятий и организаций российского оборонно-промышленного комплекса во главе с ОАО «НИИ "Экран"» из Самары. По информации на сайте концерна «Радиоэлектронные технологии», «Президент-С» предназначен для активной индивидуальной «защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными ракетными, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами путем обнаружения факта угроз и противодействия атакующим средствам».

Впервые БКО «Президент-С» был показан широкой публике в июне 2010 года в Париже на международной выставке вооружений и военной техники Eurosatory-2010, где сразу вызвал ажиотажный интерес. В последующем основные элементы комплекса демонстрировались на авиационно-космических салонах «МАКС-2011», «Фарнборо-2012», «Париж Аэрошоу-2013» и других выставках.

На самом деле комплекс представляет собой совокупность различных станций и устройств, которые обеспечивают обнаружение угрозы и предупреждение о ней экипажа летательного аппарата, в том числе и о ракетной атаке, применение одноразовых ложных целей, а также постановку активных радио- и оптико-электронных помех. Вся аппаратура БКО «Президент-С» может размещаться как внутри, так и снаружи фюзеляжа самолета (вертолета).

Защиту от поражения управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «поверхность-воздух» с инфракрасными головками самонаведения обеспечивает лазерная станция оптико-электронного подавления на базе многоспектрального твердотельного или газового лазера. Станция массой 100–150 кг способна обнаруживать и селектировать цели, сопровождать и вкруговую последовательно подавлять не менее двух одновременно атакующих ракет на дальности 500–5000 м в секторе 90 градусов по вертикали.

Другой основной элемент защиты самолета (вертолета) — это станция активных радиопомех. Она противостоит ракетам с радиолокационными системами наведения на цель путем постановки радиоэлектронных помех на этапах обнаружения, сопровождения, наведения и атаки летательного аппарата. В рабочем секторе 120 и 60 градусов по горизонту и вертикали станция массой 51,5 кг может подавлять не менее четырех радиоэлектронных средств противника с использованием всех основных видов помех. Для защиты самолетов дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации также может использоваться активная буксируемая радиолокационная ловушка.

Эффективность российской разработки подтвердили практические и неоднократные обстрелы ПЗРК «Игла», который по эффективности превосходит американский «Стингер», мишеней вертолетов и других летательных аппаратов. Так, неоднократно «в упор» с дальности 1000 м была обстреляна мишень вертолета Ми-8. Несмотря на максимальное инфракрасное излучение со стороны мишени, все ракеты на подлете к ней уходили в сторону. Причиной этого стало лазерное облучение, создававшее в системе управления ракеты фантомную цель, которую ее электронный «мозг» принимал за реальную.

Ранее по результатам испытаний генеральный конструктор КРЭТ Юрий Маевский констатировал, что в России создана «очень надежная технология защиты самолетов и вертолетов от поражения ракетами с любыми оптическими головками самонаведения». Известно, что подсистемой оптико-электронного подавления БКО «Президент-С» уже оснащен ряд военно-транспортных самолетов типа Ил-76, в том числе и самолет первого лица государства, боевые вертолеты типа Ми-28 и Ка-52, а также тяжелые транспортно-десантные вертолеты типа Ми-26.


Полностью автоматическая защита

На некоторые вопросы о бортовом комплексе «Президент-С» ответил представитель концерна «Радиоэлектронные технологии», попросивший не называть его имени. По его словам, станция защиты от ПЗРК под названием «Витебск» «сегодня является штатным средством и устанавливается практически на 100% боевых вертолетов». Он также отметил, что «реализуется программа оснащения этим высокоэффективным защитным средством всех самолетов Су-25, а также самолетов военно-транспортной авиации».

Представитель КРЭТа подчеркнул, что комплекс «Президент-С» является гражданским вариантом этой станции защиты и может быть «установлен на гражданских авиалайнерах, для чего он и создавался» и «уже стоит на летательных аппаратах ряда специфических перевозчиков».

По словам нашего собеседника, в свете последних трагических событий в области международного авиасообщения комплекс «Президент-С» очень востребован в том числе и за рубежом. «Переговоры ведутся не только с Египтом и Алжиром, но и по другим направлениям», — подчеркнул он. При этом конкретная стоимость комплекса «Президент-С» определяется типом воздушного судна и требованиями заказчика по его защите.

Особое внимание представитель КРЭТа обратил на принципиальную разницу между российской и зарубежными разработками, в том числе и американскими: «В отличие от зарубежных полуавтоматических аналогов наше изделие работает полностью в автоматическом режиме». А это, по его словам, исключает человеческий фактор, заметно повышает быстродействие и конечную эффективность системы, «повышая общую результативность комплекса, который создавался из расчета достижения максимального эффекта в борьбе с современными средствами противовоздушной обороны».

К слову, защитой от ПЗРК возможности «Президента-С» не исчерпываются. «В зависимости от поставленных требований наши изделия могут обеспечить защиту пилотируемого летательного аппарата от обстрела любым средством — от рогатки до «Патриота» (американский зенитный ракетный комплекс)», — с гордостью резюмировал представитель концерна.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Центральное направление: удар неизбежен (Видео)
29.11.2024 10:27
www.belvpo.com
Уходящая администрация Байдена подтвердила намерения активно поддерживать Украину до окончания своего срока полномочий. Тем самым, Вашингтон намерен обеспечить Киев всем необходимым для ведения боевых действий в 2025 году, а также для возможных мирных переговоров «с позиции силы». Т.е. конфликт, по-мнению западных стратегов, будет длиться еще минимум год и поддержка Украины со стороны стран
«Взлетели, обгадились, улетели»: армия России опозорила F-16 на весь мир
29.11.2024 18:41
x-true.info
В ночь на 28 ноября Вооруженные силы России провели уже одиннадцатую по счету масштабную атаку с использованием ракет и беспилотников. Основными целями ударов стали стратегические энергетические и военные объекты Украины. В Киеве официально подтвердили, что в результате атаки серьёзные повреждения получили ключевые элементы инфраструктуры электроснабжения практически во всех регионах. Кроме того,
Северные корейцы в ООН довели украинцев и их хозяев из США до припадка (Видео)
28.11.2024 21:50
freedom-news.ru
Имеет ли КНДР право развивать отношения с РФ? Договор и всеобъемлющее партнёрство между КНДР и РФ полностью соответствуют международному праву и Уставу ООН. КНДР будет придерживаться своих обязательств по этому договору.
Минус самолёты, аэродромы, газ - F-16 не спасли: Таких ударов Киев ещё не видел
28.11.2024 23:25
dzen.ru
Россия нанесла массированный удар по энергетической системе Украины. После ударов миллионы остались без света. Основными целями ударов также стали предприятия военно-промышленного комплекса противника.
Не только «Орешник». Зимой ВСУ ждет новый вид осадков
29.11.2024 19:11
x-true.info
В ближайшее время российская армия нанесет несколько сокрушительных ударов по военной инфраструктуре Украины. Такой прогноз дает со ссылкой на OSINT-источники специализированное издание Bulgarian Military.
  1. 11.11.2015
    20:44
    0
    такие должны стоять на каждом гражданском самолете.  Но они не решают все равно проблему безопасности. Должна быть что то вроде капсулы для пассажирского отсека, с возможностью отстыковывания от остальных частей самолета при аварийной ситуации и автономного спуска и приземления.