Турецкий гамбит
Турки несколько дней «ловили» российские самолёты. При взлёте наших самолётов турки тут же поднимали свои, и при подходе наших бомбардировщиков к району боевых действий в воздухе постоянно находилось от четырёх до шести турецких F-16. Несколько раз турецкое командование выводило ближайшую к границе пару на рубеж атаки, но на подлёте к нему возвращало назад, объясняя эти действия «сопровождением» иностранных самолётов.
24 ноября пара турецких истребителей начала перехват российского истребителя-бомбардировщика ещё до приближения его к границе Турции и находилась в позиции для атаки фактически в момент его подлёта к цели, когда самолёт выполнял вираж вдоль границы с Турцией, заходя на цель. То есть фактически турецкая пара находилась в засаде в готовности к перехвату. И с расстояния четырёх километров под ракурсом в три четверти наш Су-24 был сбит в заднюю полусферу ракетой с ИКГСН «Сайдвиндер», при этом пуск ракеты осуществлялся фактически над границей Турции и Сирии, после чего турецкий F-16 вторгся в воздушное пространство Сирии минимум на четыре километра.
Пуск ракеты был осуществлён с малой высоты, и система предупреждения о пуске ракет не смогла выявить его на фоне земли. Ракета попала в двигатель, оба лётчика катапультировались. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян исламистами в воздухе и приземлился уже мёртвым. Его тело было обнаружено и захвачено боевиками.
Лётчик-штурман капитан Константин Мурахтин уцелел и смог успешно приземлиться. Приземление произошло на лесной склон горы. Это дало ему небольшую фору, и он смог скрыться с места приземления до подхода группы захвата исламистов. В течение всего дня отряды боевиков прочёсывали район в поисках русского лётчика, но обнаружить его не смогли. Лётчик постоянно перемещался и маскировался. С наступлением темноты лётчик вышел на связь по аварийной радиостанции и дал знать, что жив и обозначил место своего нахождения. Интересно, что почти тут же в район, где скрывался лётчик, из ближайшего посёлка направилась колонна боевиков и начался активный радиообмен, что свидетельствует о том, что турецкие средства перехвата тут же передали информацию о местонахождении лётчика боевикам.
С наступлением темноты в район выдвинулись несколько наших групп спецназа ПСС, а также сирийский спецназ, действовавший в этом районе. Около двадцати трёх часов лётчик был встречен сирийским спецназом, находившимся в тылу боевиков, и к двум часам ночи был выведен на территорию, контролируемую сирийской армией, а в три часа ночи доставлен на базу Хмеймим.
Немного подробностей:
Рассказывает бывший командир отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка подполковник запаса Роман Стосорок.
— На аэродроме в случае аварийного покидания летчиком самолета и срабатывания аварийного маяка «Комар» на экране автоматического пеленгатора типа АРП-10, АРП-11 и им подобным автоматически отбивается пеленг (направление) на его место. Оператор пеленгатора обязан немедленно доложить об этом руководителю полетов. Так как данные пеленгаторы работают в метровом (100-150 Мгц) или дециметровом (220-399 Мгц) диапазонах, дальность приема сигнала «Комара», находящегося на земле, не превышает 15-20 км. В гористой местности меньше в 2-3 раза.
В воздухе (при подъеме вертолета или самолета ПСС — поисково-спасательной службы) обнаружение сигнала «Комара» происходит при приеме на бортовую радиостанцию типа Р-862, Р-863 (в наушниках слышен специфический писк), направление на маяк указывает автоматический радиокомпас типа АРК-2 и подобные ему. Дальность обнаружения аварийного маяка с воздуха — в зависимости от высоты полета воздушного судна ПСС.
Например, на высоте 3000 метров — до 60 км. В горных условиях — несколько километров..
Аккумуляторные батареи «Прибой» для аварийных радиостанций в частях не менялись с середины 90-х. Срок службы батареи, согласно технических условий — 12 лет.
Это — общий алгоритм.
Теперь о деталях.
Очевидно, что с первого мгновения пребывания на земле лётчик становится объектом поиска и захвата. При этом район приземления обычно легко локализуется визуально.
Поэтому лётчиков специально обучают алгоритму спасения.
Первое, что должен сделать после приземления лётчик, это как можно быстрее покинуть место приземления и найти укрытие вне района приземления, откуда он должен связаться с базой или самолётом ПСС.
Для этого в состав НАЗа (носимого аварийного запаса) входит аварийная радиостанция индивидуального пользования Р-855УМ.
Радиостанция является ультракоротковолновой, симплексной, переносной, малогабаритной, индивидуального пользования.
Виды работ: радиотелефон, радиомаяк с прерывистой тональной модуляцией.
Свежеизготовленная батарея обеспечивает непрерывную работу радиостанции по циклу: 1 минута «Передача», 3 минуты «Прием» в течение не менее 55 часов при температуре окружающей среды 20‑50°С. В режиме «Тон» продолжительность непрерывной работы не менее 24 часов.
Радиостанция обеспечивает двухстороннюю беспоисковую и бесподстроечную связь с самолетными УКВ радиостанциями на частоте 121,5 МГц в любое время года и суток.
Дальность связи между двумя радиостанциями Р-855УМ при расположении их на открытой местности на высоте 1,5 м составляет не менее 800 м. Дальность связи с самолетом и привода зависят от высоты полета и чувствительности бортового приемника и составляет при высоте полета ВС 1000 м — 30км, при высоте полета ВС 3000м — 60 км.
Любой выход в эфир на территории, занятой противником, это риск быть немедленно обнаруженным, поэтому лётчику рекомендуется крайне осторожно использовать радиосвязь. Включение радиостанции в режим «передача» производится в определённое время или при непосредственном подлёте вертолётов ПСС или пролёте над районом самолёта-ретранслятора. В условиях постоянного прослушивания эфира противником для связи используется в основном тоновый режим в системе условных сигналов. Все координаты и информация о перемещении передаются по заранее разработанной кодировке имеющейся у лётчика карты, исключающей её вскрытие противником даже при перехвате радиообмена. После сеанса радиосвязи лётчик обязан покинуть место, с которого выходил в эфир.
Фактически весь радиообмен сводится к нескольким коротким сообщениям: докладе лётчика о приземлении и состоянии, определении своего местоположения и получении информации о точке эвакуации. После этого обычно в условленное время подаётся подтверждающий сигнал в тоновом режиме, если для этого есть условия.
Ключевой момент — связь с поисково-спасательной группой в точке эвакуации. Это самый опасный и драматичный момент — взаимное опознавание лётчика и ПСС на территории, занятой противником в условиях его непрерывного поиска, так как и сам летчик, и ПСС находятся в одной точке и уязвимы для противника. По этой причине, в данной обстановке, радиосвязь не используется вообще. Пользуются другими установленными сигналами.
Поэтому, даже имея радиостанцию погибшего подполковника Пешкова, боевики мало что могли от этого получить. А вот турецкие РТС, развёрнутые в этом районе, постоянно пеленговали радиостанцию капитана Мурахтина и наводили на неё группы захвата.
Спасение лётчика-штурмана Су-24 — это действительно блестящая поисково-спасательная операция! На замкнутой территории — примерно три на три километра, насыщенной боевиками, которые к тому же являются местным населением, мы смогли обнаружить и спасти своего лётчика — это настоящий подвиг!
Это настоящая «жемчужина» в короне славы Российской армии!
24 ноября пара турецких истребителей начала перехват российского истребителя-бомбардировщика ещё до приближения его к границе Турции и находилась в позиции для атаки фактически в момент его подлёта к цели, когда самолёт выполнял вираж вдоль границы с Турцией, заходя на цель. То есть фактически турецкая пара находилась в засаде в готовности к перехвату. И с расстояния четырёх километров под ракурсом в три четверти наш Су-24 был сбит в заднюю полусферу ракетой с ИКГСН «Сайдвиндер», при этом пуск ракеты осуществлялся фактически над границей Турции и Сирии, после чего турецкий F-16 вторгся в воздушное пространство Сирии минимум на четыре километра.
Пуск ракеты был осуществлён с малой высоты, и система предупреждения о пуске ракет не смогла выявить его на фоне земли. Ракета попала в двигатель, оба лётчика катапультировались. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян исламистами в воздухе и приземлился уже мёртвым. Его тело было обнаружено и захвачено боевиками.
Лётчик-штурман капитан Константин Мурахтин уцелел и смог успешно приземлиться. Приземление произошло на лесной склон горы. Это дало ему небольшую фору, и он смог скрыться с места приземления до подхода группы захвата исламистов. В течение всего дня отряды боевиков прочёсывали район в поисках русского лётчика, но обнаружить его не смогли. Лётчик постоянно перемещался и маскировался. С наступлением темноты лётчик вышел на связь по аварийной радиостанции и дал знать, что жив и обозначил место своего нахождения. Интересно, что почти тут же в район, где скрывался лётчик, из ближайшего посёлка направилась колонна боевиков и начался активный радиообмен, что свидетельствует о том, что турецкие средства перехвата тут же передали информацию о местонахождении лётчика боевикам.
С наступлением темноты в район выдвинулись несколько наших групп спецназа ПСС, а также сирийский спецназ, действовавший в этом районе. Около двадцати трёх часов лётчик был встречен сирийским спецназом, находившимся в тылу боевиков, и к двум часам ночи был выведен на территорию, контролируемую сирийской армией, а в три часа ночи доставлен на базу Хмеймим.
Немного подробностей:
Рассказывает бывший командир отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка подполковник запаса Роман Стосорок.
— На аэродроме в случае аварийного покидания летчиком самолета и срабатывания аварийного маяка «Комар» на экране автоматического пеленгатора типа АРП-10, АРП-11 и им подобным автоматически отбивается пеленг (направление) на его место. Оператор пеленгатора обязан немедленно доложить об этом руководителю полетов. Так как данные пеленгаторы работают в метровом (100-150 Мгц) или дециметровом (220-399 Мгц) диапазонах, дальность приема сигнала «Комара», находящегося на земле, не превышает 15-20 км. В гористой местности меньше в 2-3 раза.
В воздухе (при подъеме вертолета или самолета ПСС — поисково-спасательной службы) обнаружение сигнала «Комара» происходит при приеме на бортовую радиостанцию типа Р-862, Р-863 (в наушниках слышен специфический писк), направление на маяк указывает автоматический радиокомпас типа АРК-2 и подобные ему. Дальность обнаружения аварийного маяка с воздуха — в зависимости от высоты полета воздушного судна ПСС.
Например, на высоте 3000 метров — до 60 км. В горных условиях — несколько километров..
Аккумуляторные батареи «Прибой» для аварийных радиостанций в частях не менялись с середины 90-х. Срок службы батареи, согласно технических условий — 12 лет.
Это — общий алгоритм.
Теперь о деталях.
Очевидно, что с первого мгновения пребывания на земле лётчик становится объектом поиска и захвата. При этом район приземления обычно легко локализуется визуально.
Поэтому лётчиков специально обучают алгоритму спасения.
Первое, что должен сделать после приземления лётчик, это как можно быстрее покинуть место приземления и найти укрытие вне района приземления, откуда он должен связаться с базой или самолётом ПСС.
Для этого в состав НАЗа (носимого аварийного запаса) входит аварийная радиостанция индивидуального пользования Р-855УМ.
Радиостанция является ультракоротковолновой, симплексной, переносной, малогабаритной, индивидуального пользования.
Виды работ: радиотелефон, радиомаяк с прерывистой тональной модуляцией.
Свежеизготовленная батарея обеспечивает непрерывную работу радиостанции по циклу: 1 минута «Передача», 3 минуты «Прием» в течение не менее 55 часов при температуре окружающей среды 20‑50°С. В режиме «Тон» продолжительность непрерывной работы не менее 24 часов.
Радиостанция обеспечивает двухстороннюю беспоисковую и бесподстроечную связь с самолетными УКВ радиостанциями на частоте 121,5 МГц в любое время года и суток.
Дальность связи между двумя радиостанциями Р-855УМ при расположении их на открытой местности на высоте 1,5 м составляет не менее 800 м. Дальность связи с самолетом и привода зависят от высоты полета и чувствительности бортового приемника и составляет при высоте полета ВС 1000 м — 30км, при высоте полета ВС 3000м — 60 км.
Любой выход в эфир на территории, занятой противником, это риск быть немедленно обнаруженным, поэтому лётчику рекомендуется крайне осторожно использовать радиосвязь. Включение радиостанции в режим «передача» производится в определённое время или при непосредственном подлёте вертолётов ПСС или пролёте над районом самолёта-ретранслятора. В условиях постоянного прослушивания эфира противником для связи используется в основном тоновый режим в системе условных сигналов. Все координаты и информация о перемещении передаются по заранее разработанной кодировке имеющейся у лётчика карты, исключающей её вскрытие противником даже при перехвате радиообмена. После сеанса радиосвязи лётчик обязан покинуть место, с которого выходил в эфир.
Фактически весь радиообмен сводится к нескольким коротким сообщениям: докладе лётчика о приземлении и состоянии, определении своего местоположения и получении информации о точке эвакуации. После этого обычно в условленное время подаётся подтверждающий сигнал в тоновом режиме, если для этого есть условия.
Ключевой момент — связь с поисково-спасательной группой в точке эвакуации. Это самый опасный и драматичный момент — взаимное опознавание лётчика и ПСС на территории, занятой противником в условиях его непрерывного поиска, так как и сам летчик, и ПСС находятся в одной точке и уязвимы для противника. По этой причине, в данной обстановке, радиосвязь не используется вообще. Пользуются другими установленными сигналами.
Поэтому, даже имея радиостанцию погибшего подполковника Пешкова, боевики мало что могли от этого получить. А вот турецкие РТС, развёрнутые в этом районе, постоянно пеленговали радиостанцию капитана Мурахтина и наводили на неё группы захвата.
Спасение лётчика-штурмана Су-24 — это действительно блестящая поисково-спасательная операция! На замкнутой территории — примерно три на три километра, насыщенной боевиками, которые к тому же являются местным населением, мы смогли обнаружить и спасти своего лётчика — это настоящий подвиг!
Это настоящая «жемчужина» в короне славы Российской армии!
Читайте также:
"Не капитуляция, а ядерный удар по Америке": Что будет, если Россию "додавят до предела"
У них нет варианта победы. Поэтому надо садиться и мириться на условии уступки ими своей позиции по нерушимости мировой гегемонии. Пока они (США и их союзники. — Ред.) этого не поняли, посмотрим, поймут ли дальше.
Балтийская блокада начинается
В Хельсинки, на «сходке» с лидерами стран НАТО Балтийского региона генсек НАТО Рютте объявил, что альянс начинает новую миссию по защите подводных кабелей. Миссия получила название «Балтийский страж» (Baltic Sentry). Впрочем, как мы и прогнозировали чуть ранее, но не ожидали такой быстрой реакции.
Война НАТО против России. Капкан захлопнулся
Практически каждый слышал о "страшной пятой статье НАТО", которая говорит о том, что "Нападение на одного из членов НАТО рассматривается, как нападение на всех членов НАТО". Согласитесь, звучит очень грозно. Однако куда меньше людей читали эту статью живьём.
"Очень много оружия везут. Ждем провокации к 26 января": Польшу вооружают для нападения на Россию
14.01.2025 16:17
Бесконечные колонны тралов с танками игнорировать уже невозможно. Каждый месяц на аэродром Жешува прибывает до 200 бортов с оружием. Хаб работает в авральном режиме.
Прибалтика ждет свою СВО
14.01.2025 23:09
Пока Россия занята Украиной. Но после украинского этапа СВО сухопутный коридор в Калининградскую область шириной Литву, а лучше – всю Прибалтику