Регистрация

Сирии придется подождать «Адмирала Кузнецова»

16.01.2016  11:05
4 789
3


Наш авианосец впервые выйдет в Средиземное море с полноценным авиакрылом. Но когда?

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Одна из главных интриг продолжающейся в Сирии войны: почему к боевым усилиям нашей авиагруппы, ежедневно штурмующей позиции боевиков ИГИЛ с авиабазы «Хмеймим», до сих пор не подключен единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»? Ведь любой подобный конфликт с участием американцев как раз и начинается с того, что к берегам противника подходят авианосные ударные группы, а палубные самолеты поднимаются в воздух с максимальной бомбовой нагрузкой. Почему мы не действуем так же? Если без «Адмирала Кузнецова» можно обойтись и в Сирии, то к чему он вообще нашей стране?


Тем более, что сам корабль, судя по сообщениям Министерства обороны РФ, усиленно готовится к походу именно в Средиземное море. В конце августа, когда, видимо, в Москве уже было принято решение о вступлении России в войну с ИГИЛ, авианосец спешно завершил трехмесячное докование в плавдоке ПД-50 судоремонтного завода в Росляково под Мурманском. К середине октября его системы и механизмы были восстановлены до полной готовности. И с той поры «Адмирал Кузнецов» практически не покидает полигоны Северного флота в Баренцевом море.

С конца октября летчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка на тяжелых истребителях Су-33 энергично летают с его палубы. Все они минувшим летом прошли обучение на крымском тренировочном комплексе НИТКА (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный), в точности воспроизводящем палубу «Адмирала Кузнецова». И сейчас уже в море отрабатывают взлеты и посадки с авианосца.

Вообще-то это очень не вовремя. Потому что в Заполярье сейчас полярная ночь и в почти круглосуточной тьме летчикам сложно приступать к восстановлению навыков подобных полетов над морем. Считается, что в условиях Северного флота целесообразнее это делать летом или ранней осенью. А к зиме единственному российскому авианосцу желательно выбираться на боевую службу куда-нибудь значительно южнее. Там и совершенствовать летное мастерство пилотам можно в более благоприятных условиях, и корабль сохраннее.

Предыдущие семь боевых служб «Адмирала Кузнецова» за всю четвертьвековую историю этого корабля по такой схеме и строились. Их хроника на этот счет сомнений не оставляет.

В 1995 году авианосец вышел в дальний поход в Средиземное море 23 декабря, вернулся в Североморск 22 марта 1996 года.

Второй и третий выходы в Северную Атлантику (с 27 сентября по 24 октября 2004 года и с 23 августа по 24 октября 2005 года) во внимание можно не принимать — они были слишком короткими, однако все же начались и завершились до начала полярных ночей в Баренцевом море.

А вот дальше все пошло по плану. На четвертую боевую службу в Средиземное море «Адмирал Кузнецов» отправился 5 декабря 2007 года (возвращение в главную базу — 3 февраля 2008-го).

Пятый поход, тоже в Средиземноморье, начался ровно через год, с 5 декабря 2008 года (до 27 февраля 2009-го).

Шестой, туда же, стартовал 6 декабря 2011 года. Вернулся авианосец 17 февраля 2012-го.

Сроки «крайней» вылазки «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море — с 17 декабря 2013 года по 17 мая 2014-го.

Таким образом, график боевого использования авианосца и его авиакрыла в предыдущие годы выдерживался четко. Начинать пробные взлеты-посадки с палубы в самое неподходящее для этого время года могли заставить только чрезвычайные обстоятельства. Очевидно, война в Сирии к таковым и относится. Тогда почему же «Адмирал Кузнецов» до сих пор не на пути в восточное Средиземноморье?

Ответ на днях дал командующий Морской авиацией ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин. По его словам, к 1 декабря 2015 года в Ейске, в 859-м флотском Центре боевого применения и переучивания лётного состава, сформирован второй в России отдельный корабельный истребительный авиаполк. Он получил номер 100. На вооружении — двадцать четыре практически новеньких легких палубных истребителя МиГ-29КР и МиГ-29КУБР. Все очень современные, выпущены промышленностью в 2013—2015 годах. Все предназначены для пополнения авиакрыла «Адмирала Кузнецова». Поэтому скоро 100-й авиаполк будет переброшен на Северный флот. На тот же аэродром, на котором давно базируется его 279-й собрат. И тогда, наверное, из них сформируют корабельную авиационную дивизию.

Тем не менее, по словам генерала Кожина, 100-й окиап полноценной воинской частью пока не стал, поскольку, хотя и целиком укомплектован летным составом, не имеет достаточного количества летчиков, подготовленных для полетах на палубных истребителях. По этой причине большая часть МиГов в Ейске не эксплуатируется и стоит на аэродроме на хранении.

Почему? Ведь 859-й Центр как раз и создавался для того, чтобы пилоты морской авиации приобретали и оттачивали на нем необходимые навыки. Причем, строился с 2012 года как современная альтернатива крымскому НИТКА, который тогда принадлежал Украине. Киев, которому доставшаяся от СССР НИТКА вообще ни к чему, поскольку украинской палубной авиации не существует даже в проекте, годами строил нам различные козни в использовании этого комплекса. И вынудил-таки начать собственное строительство на берегу Азовского моря.

В итоге на побережье Ейского лимана мы возвели не только трамплин, подобный палубе авианосца. В море на якорях поставили еще и платформу, способную имитировать килевую качку для корабельных вертолетчиков.

Формально новый Центр начал работать еще осенью 2014 года. Но судя по тому, что сидящий в Ейске 100-й авиаполк к работе в полном объеме так и не приступал, все это пока не очень-то оправдывает ожидания. Во всяком случае, в минувшем декабре министр обороны Сергей Шойгу заявил: «Необходимо, чтобы уже к концу первого квартала следующего (то есть, 2016-го) года морские летчики приступили к тренировкам в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава. Подобных комплексов в нашей стране нет. Он позволит сократить время на первоначальную подготовку пилотов, обеспечит поддержание и повышение их квалификации».

Правда, не совсем понятно, почему, если не готов ейский тренировочный комплекс, не использовать и для пилотов МиГов тот, что в Крыму? Почему на Су-33 из-под города Саки летать можно, а на МиГ-29КР нельзя?

Но полноценный ответ на этот вопрос знают, наверное, только генералы Кожин и Шойгу. Нам остается принять к сведению главное: тот отдельный корабельный истребительный авиаполк, что под Североморском, на «сушках» успешно садится на палубу «Адмирала Кузнецова». А тот, что под Ейском, пока такого не умеет. Учиться начнет только во втором квартале 2016 года. И то, если указание министра обороны насчет ввода в строй тренировочного комплекса его подчиненные сумеют выполнить в срок.

Каков главный вывод? Он прост. Раньше грядущего лета авианосец «Адмирал Кузнецов» к Сирии не пойдет. Авиакрыло просто не успеют подготовить.

Причем, командующий Морской авиацией на этот счет настроен, кажется, еще более пессимистично. О грядущем походе он высказался максимально туманно: «Задача (100-го окиап) стоит уже в этом году к выходу на боевую службу на авианесущем крейсере „Адмирал Кузнецов" — это очень важно. Это основная задача 2016 года. И я думаю, мы с ней справимся».

Таким образом, если российский авианосец нечеловеческими усилиями удастся выпихнуть в Средиземное море даже не к лету, а к хотя бы грядущему декабрю, это (по генералу Кожину) тоже станет успехом.

Но почему? Почему если полк МиГ-29КР мы не успели подготовить к началу войны в Сирии, «Адмирал Кузнецов» не может отправиться туда, как и прежде — только со знающими дело летчиками Су-33 на борту?

А все дело в том, полагаю, что впервые этому нашему кораблю приходится собираться именно на войну. А для победы в ней необходимо демонстрировать реальную, а не потенциальную силу. Вот с нею, реальной, на «Адмирале Кузнецове» пока плоховато.

По имеющимся данным, в составе 279-го отдельного корабельного истребительного полка сегодня всего четырнадцать боеготовых Су-33. Восемь из них на борту авианосца и шесть — пока на береговом аэродроме. То ли по причине недостаточной технической готовности, то ли из-за малого числа асов, способных в условиях полярной ночи Су-33 поднимать с палубы. Между тем, полный состав авиакрыла на «Адмирале Кузнецове» (по разным данным) — от 36 до 50 летательных аппаратов (в это число, правда, должны войти и корабельные вертолеты Ка-252 радиолокационного дозора, Ка-27 в противолодочном и поисково-спасательном вариантах).

Так вот: ни в одном из семи предыдущих дальних походов нашему авианосца и близко не удавалось собрать на своем борту хоть что-нибудь подобное. Во время двух «крайних» боевых служб в Средиземном море с его палубы взлетали всего от 6 до 10 Су-33. Для тренировок летчиков и экипажа этого, может, и хватало. Чтобы напомнить миру, что у России все же есть какой-никакой авианосец — тоже. Для реальной войны мало. Даже в Сирии.

Поэтому и решено было возвращаться к идее, которая заложена в «Адмирал Кузнецов» изначально, еще в советские времена. Базироваться на него должны были одновременно и тяжелые, и легкие истребители. Их потенциалы должны дополнять друг друга.

Допустим, Су-33, имеющие большую дальность полета без подвесных баков, высокую маневренность и тяговооруженность, возможность подвески одновременно 12 ракет «воздух-воздух» средней и меньшей дальности, призваны вести бой на дальних подступах к кораблю. А МиГ-29КР встречать только тех врагов, которые сумеют прорваться через этот заслон.

К тому же у МиГов шире номенклатура средств поражения, которые можно на них подвесить. Прежде всего — ракет «воздух-поверхность». Что незаменимо против боевиков в Сирии. Так что они там очень бы пригодились. Но если пилоты МиГов пока не готовы к таким боевым действиям — что делать в Средиземном море «Адмиралу Кузнецову»?

Зачем же тогда эта торопливость с тренировочными полетами С-33 в полярную ночь? А потому что война. И кто знает, как и чем она обернется.

Наберемся терпения. Подождем, пока новорожденный 100-й окиап научится летать.

Источник: Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
"Мы готовимся к теплому приему": Что будет, если F-16 начнут удирать в Польшу
04.05.2024 10:51
Если в ходе воздушного боя F-16 будет "удирать" на украинские аэродромы, его до победного конца будут преследовать российские ВКС. Но если этот самолет "сбежит" в Польшу, они будут вынуждены атаковать аэродром в Жешуве.
Шойгу сделал Украине жесткое предупреждение. Запад боится последствий. Спасут ли Киев поставки оружия?
04.05.2024 03:30
x-true.info
Западные чиновники хотят, чтобы Украина получила оружие НАТО как можно скорее, пишет NYT. Оборона ВСУ гнется и трещит, а Сергей Шойгу меж тем однозначно дал понять: Россия ужесточит удары. С этими словами, уверены авторы статьи, опасно не считаться.
"Пути назад нет": Мировая война уже не за горами
03.05.2024 18:13
Запад приближает третью мировую войну угрозами ввода войск на Украину, написал немецко-финский предприниматель и бывший владелец крупнейшего файлообменника Megaupload Ким Дотком в соцсети Х.
Окончательно совесть потеряли: «отрезать России доступ в Калининград» предложил финский политик, пишет Verkkouutiset
03.05.2024 17:55
x-true.info
Забавные ребята живут в этой Европе! Сперва они сами себя пугают какой-то там операцией по «захвату Сувалкского коридора», в результате которой Прибалтика, якобы, может быть отрезана от остальной Европы. Причём проведение Россией такой операции они считают поводом чуть ли всю планету обратить в тот самый пепел
Готовится логистический мешок: Русским войскам осталось взять 4 села
04.05.2024 06:54
x-true.info
Русская армия стремится создать логистический мешок на Авдеевском направлении. Для этого им нужно взять четыре села. Далее русская армия будет стремиться к логистическому окружению противника, взяв Часов Яр. Об этом сообщает инсайдерский телеграм-канал "ЗеРада".
  1. 16.01.2016
    15:56
    0
    Авианосец в одиночку не плавает. Нужна группа прикрытия-сопровождения.
  2. 16.01.2016
    16:26
    0
    Да вроде и так ВКС России отлично справляется, вместе с сирийцами. Так что, ничего. подождать не в тягость.
  3. 17.01.2016
    03:10
    0
    Авианосец нужен там где нет аэродрома,а у нас в Сирии прекрасная база.Зачем лишние деньги жечь!