Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer
08.04.2012 12:26
11 782
5

Rockwell International B-1 Lancer — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Разработан в 1970-80-х годах корпорацией Rockwell International, на вооружении Военно-воздушных сил США с 1986 года.
![]()
Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.
На 2010 год на вооружении ВВС США состояло 64 бомбардировщика B-1B.
Разработка бомбардировщика была начата в середине 60-х годов XX века в рамках программы AMSA по созданию Перспективного Пилотируемого Стратегического Самолёта (англ. Advanced Manned Strategic Aircraft) для замены B-52.
B-1 является единственным находящимся на вооружении ВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла после прекращения использования F-14 Tomcat в 2006 году и EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году.
В-1В имеет передний и средний отсеки вооружения, объединенные в один сдвоенный отсек длиной 9,53 м с переставной перегородкой, и задний отсек длиной 5,57 м.
Бомбовое вооружение включает в настоящее время свободнопадающие бомбы Mk.82 (225 кг) на кассетных держателях CWM. Типовой состав вооружения - 56 бомб Mk.82 в среднем и заднем грузоотсеках и съемный бак с 9 600 кг топлива в переднем грузоотсеке.
Другой вариант - 84 бомбы в трех грузоотсеках. Ведутся работы по оснащению самолета бомбами Мк.84 массой по 910 кг. Для них отрабатывается новый балочный многозамковый держатель на восемь боеприпасов (в каждом из трех грузоотсеков должно размещаться по одному такому держателю, на котором смогут подвешиваться разовые бомбовые кассеты CBU-87, CBU-97, и кассеты с минами для постановки "внаброс" CBU-89). К оснащению самолетов этим вооружением предполагается приступить в 1997 г. В начале 2000-х годов в состав вооружения В-1В войдут перспективные КАБ с инерциально-спутниковым наведением JDAM, планирующие бомбы AGM-154 JSOW, бомбы повышенной точности WCMD и тактические крылатые ракеты JASSM с неядерной БЧ. Для преодоления ПВО рассматривалась возможность оснащения самолета противорадиолокационным УР AGM-88 HARM.
![]()
ВВС США предполагали использовать несколько самолетов В-1В, переоснащенных обычными свободнопадающими бомбами, в операциях против Ирака зимой 1991 г. Однако затянувшаяся отработка самолета с неядерным вариантом вооружения (сертификационное бомбометание со сбросом 84 бомб Mk.82 с высоты 150 м при М = 0,85 состоялось лишь в июле 1991 г.), а также отсутствие на борту работоспособной системы РЭБ и низкая надежность силовой установки повлекли за собой отказ от использования бомбардировщика В-1В в операции "Буря в пустыне". Таким образом, В-1В явился единственным типом американского боевого самолета четвертого поколения, не принимавшим участия в боевых действиях против Ирака в 1991 г.
![]()
Успешно применялся во второй Иракской Кампании, в том числе при бомбардировке Багдада.
По сообщениям некоторых СМИ, был замечен несколько раз в Афганистане.
Размах крыла (maks/min): 41,67/23,84 м
Масса пустого самолета: 73000 кг
Масса топлива: 88450 кг
Взлетная масса: 216365 кг
Тип двигателя: ТРДДФ Дженерал Электрик F-101-GE-102
Максимальная скорость: 1324 км/ч
Практический потолок: 15240 м
Практическая дальность: 12000 км

Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.
На 2010 год на вооружении ВВС США состояло 64 бомбардировщика B-1B.
История и мотивы создания
Разработка бомбардировщика была начата в середине 60-х годов XX века в рамках программы AMSA по созданию Перспективного Пилотируемого Стратегического Самолёта (англ. Advanced Manned Strategic Aircraft) для замены B-52.
B-1 является единственным находящимся на вооружении ВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла после прекращения использования F-14 Tomcat в 2006 году и EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году.
Вооружение
В-1В имеет передний и средний отсеки вооружения, объединенные в один сдвоенный отсек длиной 9,53 м с переставной перегородкой, и задний отсек длиной 5,57 м.
Бомбовое вооружение включает в настоящее время свободнопадающие бомбы Mk.82 (225 кг) на кассетных держателях CWM. Типовой состав вооружения - 56 бомб Mk.82 в среднем и заднем грузоотсеках и съемный бак с 9 600 кг топлива в переднем грузоотсеке.
Другой вариант - 84 бомбы в трех грузоотсеках. Ведутся работы по оснащению самолета бомбами Мк.84 массой по 910 кг. Для них отрабатывается новый балочный многозамковый держатель на восемь боеприпасов (в каждом из трех грузоотсеков должно размещаться по одному такому держателю, на котором смогут подвешиваться разовые бомбовые кассеты CBU-87, CBU-97, и кассеты с минами для постановки "внаброс" CBU-89). К оснащению самолетов этим вооружением предполагается приступить в 1997 г. В начале 2000-х годов в состав вооружения В-1В войдут перспективные КАБ с инерциально-спутниковым наведением JDAM, планирующие бомбы AGM-154 JSOW, бомбы повышенной точности WCMD и тактические крылатые ракеты JASSM с неядерной БЧ. Для преодоления ПВО рассматривалась возможность оснащения самолета противорадиолокационным УР AGM-88 HARM.
Боевое применение

ВВС США предполагали использовать несколько самолетов В-1В, переоснащенных обычными свободнопадающими бомбами, в операциях против Ирака зимой 1991 г. Однако затянувшаяся отработка самолета с неядерным вариантом вооружения (сертификационное бомбометание со сбросом 84 бомб Mk.82 с высоты 150 м при М = 0,85 состоялось лишь в июле 1991 г.), а также отсутствие на борту работоспособной системы РЭБ и низкая надежность силовой установки повлекли за собой отказ от использования бомбардировщика В-1В в операции "Буря в пустыне". Таким образом, В-1В явился единственным типом американского боевого самолета четвертого поколения, не принимавшим участия в боевых действиях против Ирака в 1991 г.

Успешно применялся во второй Иракской Кампании, в том числе при бомбардировке Багдада.
По сообщениям некоторых СМИ, был замечен несколько раз в Афганистане.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла (maks/min): 41,67/23,84 м
Масса пустого самолета: 73000 кг
Масса топлива: 88450 кг
Взлетная масса: 216365 кг
Тип двигателя: ТРДДФ Дженерал Электрик F-101-GE-102
Максимальная скорость: 1324 км/ч
Практический потолок: 15240 м
Практическая дальность: 12000 км

Читайте также:
Запад в панике: что сказал Путин о войне с Европой и почему это всех напугало
04.12.2025 14:04
«Готовы прямо сейчас»: заявление Путина о войне с Европой взорвало западные СМИ.
В США объявили о победе над Украиной. Что произошло после визита Уиткоффа в Москву
04.12.2025 09:19
Не имея явных договоренностей, россияне продолжат сражаться, в отличие от украинцев, которые все чаще бегут с поле боя.
Необходимость дезинфекции вентиляции: Руководство по борьбе с синдромом больного здания
04.12.2025 15:41
Мы привыкли оценивать чистоту помещения по тому, что видим глазами. Блестящий пол, протертые столы, прозрачные окна — все это создает иллюзию стерильности и порядка. Но стоит поднять голову вверх, и мы увидим лишь декоративные решетки.
Путин дал чёткий ответ. Поняли даже в Киеве: Заседание русского Генштаба расставило все точки над i. С Москвой лучше не шутить
04.12.2025 22:23
Киевский политолог Руслан Бортник заявил, что президент России Владимир Путин предельно ясно ответил на попытки давления со стороны США, собрав заседание Генштаба.
«Ехали на сафари — попали в мясорубку»: Колумбия требует от Зеленского вернуть сотни своих наёмников из украинских окоповКолумбия в шоке: сотни гражда
Колумбия в шоке: сотни граждан, заманившихся «лёгкими деньгами» на Украине, не могут вернуться домой — их удерживают силой. Президент Петро требует от Зеленского немедленного освобождения «наших мальчиков». От «сафари по русским» до побоев и отобранных зарплат: громкий скандал с латиноамериканскими наёмниками набирает обороты.