Сын БТР, Или КАМАЗ, которого всем не хватало
Технику, которая еще не принята на вооружение, принято называть «перспективной». Именно таким является сегодня КАМАЗ-63969 – разработанный отечественными специалистами бронетранспортер (а вернее, защищенный автомобиль) с колесной формулой 6х6 и дистанционно управляемой пушкой или пулеметом, а может, и гранатометом, это уж решать заказчику.
Еще рано рассуждать, заменит ли эта машина или какая-то ее будущая модификация БТР-80 или останется транспортным средством класса MRAP. Пока ясно одно: подобной техники в российской, а тем более советской армии никогда не было.
Опережая мысль
В 2010 году была принята «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ, кроме всего прочего, предписывает развивать унифицированные бронеавтомобили новых типов. Вдохновленное предписанием (а скорее всего, желанием быстро обойти конкурентов) руководство ОАО «КАМАЗ» в инициативном порядке выделило собственные средства предприятия на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) по данной тематике.
Среди прочих моделей специалисты предприятия в кооперации с другими российскими компаниями разработали корпусной КАМАЗ-63969 и изготовили его макетный образец. Конструкторы были нацелены на создание автомобиля-платформы для разведывательных, командно-штабных, конвойных и санитарных машин. Также на его базе возможно создавать машины инженерной, радио- и биохимической разведки, огневой поддержки и других целей.
Есть возможность создания на той же платформе перспективной машины для морской пехоты – плавающего бронетранспортера. Однако военные до сих пор не решили, как будут использовать КАМАЗ-63969. Тем не менее средства на его доработку и испытания Министерство обороны выделяет, так что вряд ли ОАО «КАМАЗ» отработает «вхолостую». Просто машина, по всей видимости, пока опережает российскую военную мысль.
Странная кабина
Первоначально предполагалось, что это будет полноценный бронетранспортер с цельнобронированной лобовой частью и панорамным лобовым стеклом, прикрытым бронешторкой, способной защитить даже от попаданий 30-миллиметровых снарядов. Однако в процессе испытаний оказалось, что конструкция получается излишне тяжелая и сложная в производстве и эксплуатации. В результате были внесены изменения, и впереди появилась забавная, практически полноценная кабина с пуленепробиваемым остеклением, сдвинутая влево. С соседнего командирского места в нее тоже можно выглядывать. Других окон в машине нет.
Бронестекло устанавливается серьезное, толщиной более 100 мм, выдерживающее попадание пуль калибра 12,7 мм с сердечником из сплава карбида вольфрама (бронебойные 14,5-миллиметровые так же держит, но они в ходе испытаний оказались менее опасными). Производит такое стекло ООО «Магистраль ЛТД» в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области.
Кабина КАМАЗа-63969 — двухместная, за «пассажирским» креслом предусмотрен проход в бронированный модуль, который вмещает 10 человек. Таким образом, водитель и его напарник могут произвести небольшой ремонт силовой установки, не выходя из-под защиты брони или, наоборот, эвакуироваться вместе с десантом. Вообще, на входах-выходах конструкторы не экономили, что для отечественной техники – безусловное достижение. Одна дверь – в правом борту корпуса, между первым и вторым колесами. «Корма» оснащена опускаемой аппарелью, а на случай повреждения гидравлического подъемника в ней имеется еще одна дверь. Над сиденьем водителя — люк, еще пять люков — в крыше десантного отделения.
Днище и вооружение
Минная стойкость днища рассчитана на 8 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте (при подрыве под колесом на 10 кг). Дополнительную защиту от взрыва мины обеспечивает специальная конструкция кресел. По международным стандартам (STANAG 4569), машина имеет баллистическую защиту 4-го уровня и противоминную 3-го уровня. Макетный образец оказался излишне тяжелым, в снаряженном состоянии — 24 тонны, на пределе грузоподъемности. Чтобы сдвинуть и разогнать такую махину, нужен соответствующий двигатель — КАМАЗ-740.354-450 мощностью, как следует из его характеристики, 450 л.с.
Изначально московское «НИИ Стали» предлагало вариант разнесенной брони с воздушной прослойкой в 70 мм между листами. Броня оказалась прекрасной, но из-за ее веса машина возила на себе только саму себя, а для грузов запаса мощности не осталось. Пришлось перейти на двухслойную броню с керамикой: подложка — листовая броня — керамические модули, без воздушной прослойки. Вышло на 30% легче и, как говорят сами конструкторы, примерно на том же уровне прочности.
В качестве вооружения выбран ДУМВ (дистанционно-управляемый модуль вооружения), созданный специалистами челябинского НПО «Электромашина» для бронеавтомобилей «Тигр». На его платформу могут быть установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм, НСВТ «Утёс» 12,7-миллиметровый или 6П50 КОРД 12,7-миллиметровый, а также автоматический гранатомет АГС-30.
Размытая концепция
Очень похоже на то, что сейчас КАМАЗ-63969 переживает тот период, который бывает в жизненном цикле многих изобретений и изделий. Действительно, ни автомобиля как такового, ни самолета военным инженерам в XIX веке не заказывали – это была исключительно «инициатива снизу». Смотрите, дескать, самоходная телега. Можно на ней генералов возить, а может, даже и фельдфебелей (когда-нибудь потом, конечно), пушки к ней цеплять небольшие. «А можно сделать самоходную крепость на колесах?» — и вот это уже заказ на броневик. Но шутки шутками, а КАМАЗ-63969 – действительно нечто среднее между бронетранспортером и MRAP.
Тут стоит сделать небольшое отступление о том, что же такое автомобили MRAP — Mine Resistant Ambush Protected (защищенные от мин и атак из засад). То, что бронетранспортер в первую очередь — боевая машина, читатели «Колёс.ру» себе вполне представляют. А вот MRAP — это, по международной классификации, колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой, предназначенные для перевозки не только личного состава, но и грузов, и раненых, и гражданского населения (например при эвакуации), и даже VIP-персон.
Обычно автомобили класса MRAP делают с большим дорожным просветом и V-образным днищем, которое хорошо противостоит осколкам и позволяет эффективно рассеивать энергию взрыва. Впервые такие машины были использованы вооружtнными силами ЮАР в Анголе и Намибии. США запустили массовое производство автомобилей MRAP сравнительно недавно, после начала иракской кампании. Те из наших соотечественников, кто успел повоевать в Афганистане и позже в Чечне, могли о таких машинах только мечтать — их попросту тогда не существовало.
Кстати, вполне возможно, что «размышления» Минобороны связаны с тем, что генералы попросту не знают, какие именно боевые действия предстоят российской армии: локальные операции против иррегулярных формирований (для участия в которых, собственно, и создавались MRAP) или бои с регулярной армией какого-нибудь соседнего государства. В любом случае абсолютно универсальную машину не сделать, для одних целей приходится жертвовать какими-то другими преимуществами. К примеру, чтобы ехать по шоссе среди других автомобилей, у MRAP должна быть кабина с хорошим обзором. А у бронетранспортера – о какой боеспособности может идти речь, если водитель прикрыт только стеклом, пусть даже пуленепробиваемым?
Еще рано рассуждать, заменит ли эта машина или какая-то ее будущая модификация БТР-80 или останется транспортным средством класса MRAP. Пока ясно одно: подобной техники в российской, а тем более советской армии никогда не было.
Опережая мысль
В 2010 году была принята «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ, кроме всего прочего, предписывает развивать унифицированные бронеавтомобили новых типов. Вдохновленное предписанием (а скорее всего, желанием быстро обойти конкурентов) руководство ОАО «КАМАЗ» в инициативном порядке выделило собственные средства предприятия на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) по данной тематике.
Среди прочих моделей специалисты предприятия в кооперации с другими российскими компаниями разработали корпусной КАМАЗ-63969 и изготовили его макетный образец. Конструкторы были нацелены на создание автомобиля-платформы для разведывательных, командно-штабных, конвойных и санитарных машин. Также на его базе возможно создавать машины инженерной, радио- и биохимической разведки, огневой поддержки и других целей.
Есть возможность создания на той же платформе перспективной машины для морской пехоты – плавающего бронетранспортера. Однако военные до сих пор не решили, как будут использовать КАМАЗ-63969. Тем не менее средства на его доработку и испытания Министерство обороны выделяет, так что вряд ли ОАО «КАМАЗ» отработает «вхолостую». Просто машина, по всей видимости, пока опережает российскую военную мысль.
Странная кабина
Первоначально предполагалось, что это будет полноценный бронетранспортер с цельнобронированной лобовой частью и панорамным лобовым стеклом, прикрытым бронешторкой, способной защитить даже от попаданий 30-миллиметровых снарядов. Однако в процессе испытаний оказалось, что конструкция получается излишне тяжелая и сложная в производстве и эксплуатации. В результате были внесены изменения, и впереди появилась забавная, практически полноценная кабина с пуленепробиваемым остеклением, сдвинутая влево. С соседнего командирского места в нее тоже можно выглядывать. Других окон в машине нет.
Бронестекло устанавливается серьезное, толщиной более 100 мм, выдерживающее попадание пуль калибра 12,7 мм с сердечником из сплава карбида вольфрама (бронебойные 14,5-миллиметровые так же держит, но они в ходе испытаний оказались менее опасными). Производит такое стекло ООО «Магистраль ЛТД» в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области.
Кабина КАМАЗа-63969 — двухместная, за «пассажирским» креслом предусмотрен проход в бронированный модуль, который вмещает 10 человек. Таким образом, водитель и его напарник могут произвести небольшой ремонт силовой установки, не выходя из-под защиты брони или, наоборот, эвакуироваться вместе с десантом. Вообще, на входах-выходах конструкторы не экономили, что для отечественной техники – безусловное достижение. Одна дверь – в правом борту корпуса, между первым и вторым колесами. «Корма» оснащена опускаемой аппарелью, а на случай повреждения гидравлического подъемника в ней имеется еще одна дверь. Над сиденьем водителя — люк, еще пять люков — в крыше десантного отделения.
Днище и вооружение
Минная стойкость днища рассчитана на 8 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте (при подрыве под колесом на 10 кг). Дополнительную защиту от взрыва мины обеспечивает специальная конструкция кресел. По международным стандартам (STANAG 4569), машина имеет баллистическую защиту 4-го уровня и противоминную 3-го уровня. Макетный образец оказался излишне тяжелым, в снаряженном состоянии — 24 тонны, на пределе грузоподъемности. Чтобы сдвинуть и разогнать такую махину, нужен соответствующий двигатель — КАМАЗ-740.354-450 мощностью, как следует из его характеристики, 450 л.с.
Изначально московское «НИИ Стали» предлагало вариант разнесенной брони с воздушной прослойкой в 70 мм между листами. Броня оказалась прекрасной, но из-за ее веса машина возила на себе только саму себя, а для грузов запаса мощности не осталось. Пришлось перейти на двухслойную броню с керамикой: подложка — листовая броня — керамические модули, без воздушной прослойки. Вышло на 30% легче и, как говорят сами конструкторы, примерно на том же уровне прочности.
В качестве вооружения выбран ДУМВ (дистанционно-управляемый модуль вооружения), созданный специалистами челябинского НПО «Электромашина» для бронеавтомобилей «Тигр». На его платформу могут быть установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм, НСВТ «Утёс» 12,7-миллиметровый или 6П50 КОРД 12,7-миллиметровый, а также автоматический гранатомет АГС-30.
Размытая концепция
Очень похоже на то, что сейчас КАМАЗ-63969 переживает тот период, который бывает в жизненном цикле многих изобретений и изделий. Действительно, ни автомобиля как такового, ни самолета военным инженерам в XIX веке не заказывали – это была исключительно «инициатива снизу». Смотрите, дескать, самоходная телега. Можно на ней генералов возить, а может, даже и фельдфебелей (когда-нибудь потом, конечно), пушки к ней цеплять небольшие. «А можно сделать самоходную крепость на колесах?» — и вот это уже заказ на броневик. Но шутки шутками, а КАМАЗ-63969 – действительно нечто среднее между бронетранспортером и MRAP.
Тут стоит сделать небольшое отступление о том, что же такое автомобили MRAP — Mine Resistant Ambush Protected (защищенные от мин и атак из засад). То, что бронетранспортер в первую очередь — боевая машина, читатели «Колёс.ру» себе вполне представляют. А вот MRAP — это, по международной классификации, колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой, предназначенные для перевозки не только личного состава, но и грузов, и раненых, и гражданского населения (например при эвакуации), и даже VIP-персон.
Обычно автомобили класса MRAP делают с большим дорожным просветом и V-образным днищем, которое хорошо противостоит осколкам и позволяет эффективно рассеивать энергию взрыва. Впервые такие машины были использованы вооружtнными силами ЮАР в Анголе и Намибии. США запустили массовое производство автомобилей MRAP сравнительно недавно, после начала иракской кампании. Те из наших соотечественников, кто успел повоевать в Афганистане и позже в Чечне, могли о таких машинах только мечтать — их попросту тогда не существовало.
Кстати, вполне возможно, что «размышления» Минобороны связаны с тем, что генералы попросту не знают, какие именно боевые действия предстоят российской армии: локальные операции против иррегулярных формирований (для участия в которых, собственно, и создавались MRAP) или бои с регулярной армией какого-нибудь соседнего государства. В любом случае абсолютно универсальную машину не сделать, для одних целей приходится жертвовать какими-то другими преимуществами. К примеру, чтобы ехать по шоссе среди других автомобилей, у MRAP должна быть кабина с хорошим обзором. А у бронетранспортера – о какой боеспособности может идти речь, если водитель прикрыт только стеклом, пусть даже пуленепробиваемым?
Читайте также:
Пора бить "Орешником" по всем базам: Запад введет 100 тысяч солдат НАТО под видом миротворцев
30.11.2024 12:23
Украинские регионы планируется поделить между Румынией, Польшей, Германией и Великобританией. Немцы уже обратились к опыту Гитлера по созданию зондеркоманд.
Запад выбрал завесу для ввода войск НАТО на Украину
30.11.2024 00:10
По данным Службы внешней разведки России, Запад готовится к оккупации Украины и планирует ввести в страну до 100 тыс. миротворцев НАТО. В Кремле напомнили, что любые действия по размещению такого контингента должны учитывать мнение всех вовлеченных сторон, а МИД назвал планы Запада провокацией.
Свадебные салоны: Как cделать правильный выбор для важного дня
29.11.2024 19:02
Свадьба – это одно из самых важных событий в жизни, и каждая деталь должна быть идеально продумана. Одним из ключевых моментов подготовки является выбор свадебного платья. Именно здесь на помощь приходят свадебные салоны.
Вспыхнула Сирия, и сразу вспомнили Суровикина: Алеппо сдают - генерала возвращают?
29.11.2024 18:18
Итак, Сирия вспыхнула – впервые за последние годы там снова начались кровопролитные бои, много убитых и раненых. И сразу вспомнили про легендарного уже "Генерала Армагеддона", Сергея Суровикина, который отлично проявил себя в противодействии сирийским боевикам.
«Вперёд, на мины, – ордена потом!». Зеленский и генералы
Как известно, украинские боевики «на нуле» и многочисленные военнопленные регулярно жалуются, что в упор не видят на фронте своих командиров. Дескать, те их завозят на передовую, а потом, руководствуясь методичками НАТО, уезжают в безопасный тыл, откуда руководят боевыми действиями вверенного им подразделения с планшетов. Естественно, что при подобном раскладе, моральный дух солдат падает ниже