«Новая эра» в отношениях Тегерана и Пекина затрагивает интересы Москвы
Китай договорился о строительстве двух АЭС в Иране и о долгосрочных поставках иранской нефти в КНР. Такое сотрудничество может угрожать позициям России, которая ранее объявила о крупнейшей сделке с Тегераном по строительству сразу восьми атомных энергоблоков. А также позициям Москвы на нефтяном рынке КНР, где Россия в последние годы активно теснит арабские страны.
Президент Ирана Хасан Рухани и председатель КНР Си Цзиньпин в субботу, 23 января, провели встречу в Тегеране и подписали 17 двусторонних соглашений. Председатель КНР стал первым главой государства, посетившим Иран после того, как с Тегерана были сняты международные санкции.
В частности, стороны договорились о строительстве двух АЭС на юге Ирана и долгосрочных поставках иранской нефти в Китай. В общей сложности заключенные соглашения за 10 лет обеспечат увеличение торгового оборота между странами до 600 млрд долларов, пишет иранская газета Tehran Times. Рухани назвал встречу «началом новой эры» в отношениях между двумя странами.
Китай на протяжении многих лет остается ведущим торговым партнером Ирана. В 2014 году торговый оборот между странами составил около 52 млрд долларов. По словам Рухани, к 2026 году этот показатель может достичь более 55 млрд долларов в год.
Наряду с экономическим сотрудничеством Тегеран и Пекин также планируют укрепить политическое партнерство – в частности, с целью борьбы с терроризмом в регионе, сообщил иранский президент. В свою очередь председатель КНР назвал переговоры успешными. По его словам, сотрудничество на политическом уровне будет проходить при участии международных организаций и послужит сохранению мира в регионе. Кроме того, китайский лидер в субботу провел встречу с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи.
Угроза российской нефти в Китае
Возвращение Ирана спровоцирует новую битву на азиатском рынке среди поставщиков нефти, где одну из главных ролей играет также Россия.
«То, что после отмены санкций Иран начнет поставлять свыше 1 млн баррелей нефти в Китай, было очевидно с самого начала. Однако у Роснефти это пока объемы не отбирает», – считает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».
Соглашения Ирана и КНР по нефти прямого воздействия на российско-китайские торговые отношения не окажут, согласен председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Во-первых, российская нефть, поставляемая на восток, по качеству превосходит нефть, добываемую странами Персидского залива. Во-вторых, логистика поставок российской и иранской нефти не совпадает, указывает Андриевский. Именно поэтому иранская нефть в первую очередь будет конкурировать не с российской нефтью, а с топливом из Саудовской Аравии, Кувейта и т.д.
Однако косвенный эффект все же будет. Иран, скорее всего, понемногу отщипнет долю рынка у каждого нынешнего поставщика нефти в Китай благодаря демпингу. Однако азиатские потребители не станут сломя голову разрушать отношения с другими производителями нефти ради Ирана. Ведь они прекрасно понимают, что текущее снижение цен от Ирана – это временное явление, но не воспользоваться таким привлекательным предложением сейчас было бы экономически глупо.
Таким образом, наращивание объемов экспорта иранской нефти на Восток вкупе с замедлением спроса на топливо в Китае (в силу замедления экономики) могут слегка скорректировать планы России по присутствию в регионе. Россия в последние годы набрала высокие темпы по наращиванию экспорта нефти в Китай и в целом на азиатско-тихоокеанский рынок, притесняя арабских конкурентов. Россия поставляет нефть по трубопроводам и через порты на Востоке.
Так, по данным на 2014 год, Россия на третьем месте по поставкам нефти в КНР после Саудовской Аравии и Анголы. При этом саудиты снизили свою долю на рынке с 19% до 16%, а Россия нарастила с 9% до 11%. Ангола занимает 13%, на Иран приходилось 9% (столько же на Ирак).
В прошлом году Россия несколько раз даже становилась лидером по объемам экспорта в КНР в месячном выражении. Впервые с 2005 года стать крупнейшим поставщиком нефти в Китай России удалось в мае 2015 года. Тогда поставки выросли на 30% (у саудитов они упали на 42% по сравнению с апрелем). В сентябре 2015 года Россия вновь стала лидером, поставив 4,04 млн тонн, что на 42% больше в годовом выражении (рост на 31% по сравнению с августом 2015 года). В ноябре Россия в третий раз заняла первое место, обогнав Саудовскую Аравию.
Несмотря на выход Ирана и замедление китайской экономики, эксперты считают, что Россия продолжит с каждым годом наращивать свою долю на китайском рынке. К 2020 году годовой объем импорта российской нефти в Китай превысит 50 млн тонн против более 30 млн тонн в 2014 году. Такую оценку в прошлом году дал аналитик Wood Mackenzie Сашант Гупта, писал The Wall Street Journal.
Угроза Росатому в Иране
С Россией у Ирана сложились тесные деловые отношения в сфере мирного атома задолго до приезда председателя КНР в Тегеран после снятия санкций. Достаточно напомнить, что первая АЭС в Бушере появилась исключительно благодаря Росатому. «Такого не делал никто в мире. Мы взяли станцию, строительство которой немцы начали более 30 лет назад. Она была просто брошена. Когда наши специалисты только начинали работу на «Бушере», в куполе была дыра от прямого попадания ракеты… Никто, кроме российских специалистов, с этим бы и не справился», – рассказывал глава Росатома Сергей Кириенко.
Кроме того, еще в ноябре 2014 года Россия и Иран подписали соглашение на строительство сразу восьми атомных энергоблоков. Это была крупнейшая сделка на мировом атомном рынке за последние годы. Сюда входят, во-первых, договор на строительство «под ключ» второй очереди АЭС «Бушер», включающей два атомных блока с возможностью расширения до четырех. Во-вторых, планы построить еще четыре энергоблока на других площадках, которые еще не определены.
Пока сложно говорить о прямой угрозе российским атомным проектам в Иране со стороны Китая. Однако то, что тендеры на строительство АЭС достались на этот раз не Росатому, а Китаю, уже негативный сигнал, считает Ващенко. «Ранее российская компания не проигрывала конкурсов в Азии. Кроме того, Иран дал понять, что стратегических партнеров теперь может быть несколько, а значит, в будущем сотрудничество в атомной и нефтегазовой отрасли может развиваться не так стремительно», – говорит эксперт.
С другой стороны, ирано-китайские соглашения в сфере атомной энергетики пока очень сырые: непонятно, что это будут за проекты, на каких технологиях будут работать реакторы, замечает Андриевский.
«Учитывая, что Китай активно сотрудничает в области строительства АЭС с ведущими мировыми игроками, не исключено, что двусторонние соглашения преобразуются в трехсторонние, возможно, с участием России, как игрока, уже имеющего опыт работы в Иране», – не исключает эксперт. В любом случае, даже если Росатом не будет привлечен к строительству новых АЭС, это уже совершенно другой контракт, поэтому на работу российской корпорации как минимум по АЭС в Бушере ирано-китайские соглашения влияния не окажут, уверен Андриевский.
Торговые отношения
Что касается развития торговли между Ираном и Россией, то оба партнера начали активно работать в этом направлении также раньше, чем КНР.
В частности, Иран пытается закрепиться на российском рынке в свете введенного продуктового эмбарго Россией для западных стран, а также для Турции. Ранее Иран уже получил возможность экспортировать рыбу и морепродукты в Россию. Первыми на российский рынок в январе 2015 года попали знаменитые иранские креветки класса премиум, следом пришли иранские омары, а также деликатесная форель, которую разводят в рыбоводческих хозяйствах под Тегераном.
В прошлом году Россельхознадзор провел аккредитацию иранских производителей мяса птицы и молочных продуктов. После 20 января 2016 года из Ирана должны начаться поставки птицы, а после 15 февраля – и молочной продукции (в том числе сыры), рассказывал ранее глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. После этого ЕАЭС может еще расширить список иранских предприятий, поставляющих мясо птицы и молочную продукцию, заверил он.
В конце декабря прошлого года в рамках Высшего совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) президент Владимир Путин поручил сформировать исследовательскую группу по созданию зоны свободной торговли с Ираном.
Также еще в прошлом году Россия пообещала предоставить Тегерану госкредит на 5 млрд долларов для развития промышленного экспорта из России, а также для активизации инфраструктурных проектов в Иране. В частности, 2,2 млрд долларов будет выделено уже в 2016 году. Эти деньги пойдут на финансирование контрактов на строительство электростанций и электрификацию железных дорог в Иране.
Оставшиеся 2,3 млрд долларов кредитных средств вполне могут пойти на закупку российских энергоблоков для строящейся АЭС в Иране, а также на расширение экспорта российской военной техники. Как известно, Россия уже поставляет в Иран средства ПВО и радиоэлектроники.
Президент Ирана Хасан Рухани и председатель КНР Си Цзиньпин в субботу, 23 января, провели встречу в Тегеране и подписали 17 двусторонних соглашений. Председатель КНР стал первым главой государства, посетившим Иран после того, как с Тегерана были сняты международные санкции.
В частности, стороны договорились о строительстве двух АЭС на юге Ирана и долгосрочных поставках иранской нефти в Китай. В общей сложности заключенные соглашения за 10 лет обеспечат увеличение торгового оборота между странами до 600 млрд долларов, пишет иранская газета Tehran Times. Рухани назвал встречу «началом новой эры» в отношениях между двумя странами.
Китай на протяжении многих лет остается ведущим торговым партнером Ирана. В 2014 году торговый оборот между странами составил около 52 млрд долларов. По словам Рухани, к 2026 году этот показатель может достичь более 55 млрд долларов в год.
Наряду с экономическим сотрудничеством Тегеран и Пекин также планируют укрепить политическое партнерство – в частности, с целью борьбы с терроризмом в регионе, сообщил иранский президент. В свою очередь председатель КНР назвал переговоры успешными. По его словам, сотрудничество на политическом уровне будет проходить при участии международных организаций и послужит сохранению мира в регионе. Кроме того, китайский лидер в субботу провел встречу с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи.
Угроза российской нефти в Китае
Возвращение Ирана спровоцирует новую битву на азиатском рынке среди поставщиков нефти, где одну из главных ролей играет также Россия.
«То, что после отмены санкций Иран начнет поставлять свыше 1 млн баррелей нефти в Китай, было очевидно с самого начала. Однако у Роснефти это пока объемы не отбирает», – считает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».
Соглашения Ирана и КНР по нефти прямого воздействия на российско-китайские торговые отношения не окажут, согласен председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Во-первых, российская нефть, поставляемая на восток, по качеству превосходит нефть, добываемую странами Персидского залива. Во-вторых, логистика поставок российской и иранской нефти не совпадает, указывает Андриевский. Именно поэтому иранская нефть в первую очередь будет конкурировать не с российской нефтью, а с топливом из Саудовской Аравии, Кувейта и т.д.
Однако косвенный эффект все же будет. Иран, скорее всего, понемногу отщипнет долю рынка у каждого нынешнего поставщика нефти в Китай благодаря демпингу. Однако азиатские потребители не станут сломя голову разрушать отношения с другими производителями нефти ради Ирана. Ведь они прекрасно понимают, что текущее снижение цен от Ирана – это временное явление, но не воспользоваться таким привлекательным предложением сейчас было бы экономически глупо.
Таким образом, наращивание объемов экспорта иранской нефти на Восток вкупе с замедлением спроса на топливо в Китае (в силу замедления экономики) могут слегка скорректировать планы России по присутствию в регионе. Россия в последние годы набрала высокие темпы по наращиванию экспорта нефти в Китай и в целом на азиатско-тихоокеанский рынок, притесняя арабских конкурентов. Россия поставляет нефть по трубопроводам и через порты на Востоке.
Так, по данным на 2014 год, Россия на третьем месте по поставкам нефти в КНР после Саудовской Аравии и Анголы. При этом саудиты снизили свою долю на рынке с 19% до 16%, а Россия нарастила с 9% до 11%. Ангола занимает 13%, на Иран приходилось 9% (столько же на Ирак).
В прошлом году Россия несколько раз даже становилась лидером по объемам экспорта в КНР в месячном выражении. Впервые с 2005 года стать крупнейшим поставщиком нефти в Китай России удалось в мае 2015 года. Тогда поставки выросли на 30% (у саудитов они упали на 42% по сравнению с апрелем). В сентябре 2015 года Россия вновь стала лидером, поставив 4,04 млн тонн, что на 42% больше в годовом выражении (рост на 31% по сравнению с августом 2015 года). В ноябре Россия в третий раз заняла первое место, обогнав Саудовскую Аравию.
Несмотря на выход Ирана и замедление китайской экономики, эксперты считают, что Россия продолжит с каждым годом наращивать свою долю на китайском рынке. К 2020 году годовой объем импорта российской нефти в Китай превысит 50 млн тонн против более 30 млн тонн в 2014 году. Такую оценку в прошлом году дал аналитик Wood Mackenzie Сашант Гупта, писал The Wall Street Journal.
Угроза Росатому в Иране
С Россией у Ирана сложились тесные деловые отношения в сфере мирного атома задолго до приезда председателя КНР в Тегеран после снятия санкций. Достаточно напомнить, что первая АЭС в Бушере появилась исключительно благодаря Росатому. «Такого не делал никто в мире. Мы взяли станцию, строительство которой немцы начали более 30 лет назад. Она была просто брошена. Когда наши специалисты только начинали работу на «Бушере», в куполе была дыра от прямого попадания ракеты… Никто, кроме российских специалистов, с этим бы и не справился», – рассказывал глава Росатома Сергей Кириенко.
Кроме того, еще в ноябре 2014 года Россия и Иран подписали соглашение на строительство сразу восьми атомных энергоблоков. Это была крупнейшая сделка на мировом атомном рынке за последние годы. Сюда входят, во-первых, договор на строительство «под ключ» второй очереди АЭС «Бушер», включающей два атомных блока с возможностью расширения до четырех. Во-вторых, планы построить еще четыре энергоблока на других площадках, которые еще не определены.
Пока сложно говорить о прямой угрозе российским атомным проектам в Иране со стороны Китая. Однако то, что тендеры на строительство АЭС достались на этот раз не Росатому, а Китаю, уже негативный сигнал, считает Ващенко. «Ранее российская компания не проигрывала конкурсов в Азии. Кроме того, Иран дал понять, что стратегических партнеров теперь может быть несколько, а значит, в будущем сотрудничество в атомной и нефтегазовой отрасли может развиваться не так стремительно», – говорит эксперт.
С другой стороны, ирано-китайские соглашения в сфере атомной энергетики пока очень сырые: непонятно, что это будут за проекты, на каких технологиях будут работать реакторы, замечает Андриевский.
«Учитывая, что Китай активно сотрудничает в области строительства АЭС с ведущими мировыми игроками, не исключено, что двусторонние соглашения преобразуются в трехсторонние, возможно, с участием России, как игрока, уже имеющего опыт работы в Иране», – не исключает эксперт. В любом случае, даже если Росатом не будет привлечен к строительству новых АЭС, это уже совершенно другой контракт, поэтому на работу российской корпорации как минимум по АЭС в Бушере ирано-китайские соглашения влияния не окажут, уверен Андриевский.
Торговые отношения
Что касается развития торговли между Ираном и Россией, то оба партнера начали активно работать в этом направлении также раньше, чем КНР.
В частности, Иран пытается закрепиться на российском рынке в свете введенного продуктового эмбарго Россией для западных стран, а также для Турции. Ранее Иран уже получил возможность экспортировать рыбу и морепродукты в Россию. Первыми на российский рынок в январе 2015 года попали знаменитые иранские креветки класса премиум, следом пришли иранские омары, а также деликатесная форель, которую разводят в рыбоводческих хозяйствах под Тегераном.
В прошлом году Россельхознадзор провел аккредитацию иранских производителей мяса птицы и молочных продуктов. После 20 января 2016 года из Ирана должны начаться поставки птицы, а после 15 февраля – и молочной продукции (в том числе сыры), рассказывал ранее глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. После этого ЕАЭС может еще расширить список иранских предприятий, поставляющих мясо птицы и молочную продукцию, заверил он.
В конце декабря прошлого года в рамках Высшего совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) президент Владимир Путин поручил сформировать исследовательскую группу по созданию зоны свободной торговли с Ираном.
Также еще в прошлом году Россия пообещала предоставить Тегерану госкредит на 5 млрд долларов для развития промышленного экспорта из России, а также для активизации инфраструктурных проектов в Иране. В частности, 2,2 млрд долларов будет выделено уже в 2016 году. Эти деньги пойдут на финансирование контрактов на строительство электростанций и электрификацию железных дорог в Иране.
Оставшиеся 2,3 млрд долларов кредитных средств вполне могут пойти на закупку российских энергоблоков для строящейся АЭС в Иране, а также на расширение экспорта российской военной техники. Как известно, Россия уже поставляет в Иран средства ПВО и радиоэлектроники.
Читайте также:
Названы сроки начала Третьей мировой войны
22.11.2024 23:01
Политолог Владимир Корнилов не исключил, что в оставшийся период 2024 года может развернуться глобальный конфликт. По мнению аналитика, за последнее время риск начала Третьей мировой войны сильно возрос.
Удар по базе США в Польше - главное, что сказал Путин: Между строк прочитал Пинчук
22.11.2024 12:37
Речь Владимира Путина, в которой он рассказал про новейшую гиперзвуковую ракету ВС России, которая ранее ударила по Днепропетровску, разошлась на цитаты, притом не только в русском сегменте, но и на Украине, и на Западе.
США запаниковали из-за "Орешника"
22.11.2024 15:24
Новую российскую ракету "Орешник" будет тяжело сбить, пишет издание Defense One со ссылкой на директора проекта противоракетной обороны в CSIS Тома Карако.
"Красные линии" Шойгу ослабили обращение Путина: Медведя продолжают тыкать палками под рёбра
Крупнейшие западные СМИ синхронно смягчили эффект от удара России по-днепропетровскому "Южмашу", подав событие так, как будто ничего экстраординарного не произошло. Отчасти тому виной предшествовавшая трёхлетняя практика при бывшем министре обороны России — всё время предупреждать о "красных линиях" и не обращать внимания на их нарушения. Россию привыкли не бояться, уверившись
Сербия запасается продуктами перед ядерной войной, Вучич сказал, что Путин шутить не будет: "Вы его не знаете"
22.11.2024 15:38
Выступление президента России потрясло весь мир. Но Вашингтон уверяет, что ракета "Орешник" не повлияет на политику США. Куда ведет эскалация событий?