Регистрация

Ударный украинский беспилотник: мечты и реальность

02.02.2016  14:48
1 820
19


ОКБ Антонова разрабатывает «Запорожец» с крыльями.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Секретарь Совета государственной безопасности и обороны Александр Турчинов объявил о том, что в конце этого года или в начале следующего появится украинский ударный беспилотник. Это должно стать достойным ответом не только России, но и Западу. «Потому что сегодня у нас есть, к сожалению, реальная проблема — мы ограничены в получении образцов боевых БПЛА, — посетовал Турчинов. — И тут продолжается, я считаю, неразумное ограничение нашей страны по военно-техническому сотрудничеству в части летального оружия».


Более того, эти беспилотники не только поступят в украинскую армию, но и разлетятся по всему миру, поскольку они должны стать «конкурентными на внешних рынках». Правда, руководитель «Укроборонпома» Роман Романов все-таки чуть подкорректировал Турчинова, передвинув дату триумфа авиапрома на середину следующего года.

Надо сказать, что Александр Валентинович — выдающийся ньюсмейкер, по его высказываниям буквально плачет одесский юмористический журнал «Фонтан». На днях он сообщил о скором создании крылатых ракет «Ольха», которые, будучи размещенными в селе Лютое, причинят большой ущерб москальскому Кремлю.

Однако у большинства украинских СМИ при комментировании высказываний Турчинова юмора не хватает. Поэтому они начинают говорить довольно грубо. Например, 17-й телеканал так озаглавил интервью с авиационными специалистами — «Турчинов лжет? Украина не готова производить ударные беспилотники».

Чтобы понять, готова или не готова «незалежная» потеснить с рынка американских производителей «Предаторов», необходимо ответить на два простых вопросов. Есть ли у Киева деньги на такую разработку? И кто будет беспилотники создавать?

С деньгами, в общем, все довольно очевидно. В 2016 году украинский оборонный бюджет составляет 5% от национального, он равен 100 млрд. гривен, что эквивалентно 4 млрд. долларов.

Для того, чтобы создать нормальный ударный БПЛА «Предатор» американская компания General Atomics потратила 2,5 млрд. долларов. То есть больше половины украинского военного бюджета. Такая трата была бы для Киева непозволительной роскошью, в то время как в армии ощущается острая нехватка совершенно необходимого оружия и боеприпасов. Так, недавно Министерство обороны Украины сообщило о крупной закупке обмундирования, совершенно необходимого для опознавания своих солдат командирами.

Следует учитывать и то, что «Предатор» создавался не с нуля. Он стал модернизацией разведывательного дрона GNAT-750, запущенного в серию в 1989 году. «Предатор» же совершил свой первый полет в 1994 году. И лишь в 2001 году на него были установлены ракеты «земля-поверхность» с необходимым прицельным оборудованием. Стоимость одного «Предатора» находится в пределах от 4 до 17 млн. долларов в зависимости от модификации.

Есть, конечно, и более дешевые разработки. Например, популярный израильский «Гермес 450» стоит 3 млн. долларов, а его разработка обошлась в 1,5 млрд. Но и это больше трети украинского бюджета. К тому же это разведывательный беспилотник, на который можно устанавливать ракету. Причем вес боевой нагрузки весьма ограничен. Он способен поднимать в воздух 200 кг, включая бензин. И мощность двигателя не велика — 52 л.с. при 104 л.с. у «американца». В связи с чем использование этого БПЛА в качестве ударного весьма ограничено, штатно он используется только как разведчик.

На Украине задела, который мог бы использоваться в качестве платформы для ударного дрона, нет. Правда, в громогласных сводках Министерства обороны периодически говорится о начале производства в этом году БПЛА собственной разработки — Spectator. Это разведчик, разработанный студентами Киевского политехнического института. Его выпуск начинается на заводе «Меридиан». При советской власти это было Производственное объединение им. С.П.Королева, входившее в состав Министерства промышленности средств связи. Объединение выпускало разнообразные измерительные приборы и средства автоматизации измерений. Теперь вот занялось беспилотниками.

Spectator — это миниатюрный летательный аппарат. Его взлетный вес — 5,5 кг, полезная нагрузка — 1,5 кг. То есть при переделывании его в ударный можно подвесить разве что рогатку.

Разумеется, создателями ударной новинки он в расчет не принимается. Турчинов назвал в качестве разработчика и производителя ОКБ Антонова. Действительно, очень солидная фирма. Однако прославленное ОКБ изначально занималось выпуском грузоподъемных транспортных самолетов, среди которых абсолютный рекордсмен по грузоподъемности — Ан-225 «Мрия». Последняя разработка — Ан-178, который украинцы намереваются назвать «Бандерой», — также вполне серьезная машина с грузоподъемностью почти в 20 тонн.

Но оптимальные характеристики ударных дронов предполагают совсем другие масштабы — максимальный взлетный вес порядка тонны. То есть это что-то типа выпускавшегося на Запорожском автозаводе «Запорожца», но немного подлиннее, с крыльями и парой ракет.

На ОКБ Антонова нет ни опыта, ни специалистов для создания столь ювелирных (на фоне транспортников) изделий. Если они и занимаются минимизацией узлов и оборудования, то десятки граммов «не ловят». Существует и еще множество моментов, из-за которых на базе большого ОКБ придется создавать по сути малое ОКБ по разработке ударных беспилотников. Здесь имели дело с поршневыми двигателями лишь до середины 50-х годов прошлого века, когда был запущен в серию знаменитый «Кукурузник» — Ан-2. Здесь не имеют представления о методах снижения заметности самолета. Никогда не устанавливалось на самолеты вооружение. Нет ни малейшего опыта работы с прицельным оборудованием для обслуживания высокоточных ракет.

Да и с ракетами большая проблема. Есть советские для подвески на советские же истребители, которые дрон не потянет. Правда, киевское КБ «Луч» выпускает некорректируемые и корректируемые ракеты «земля-поверхность» — АР-8 и АР-8Л. Но они слабоваты для нанесения серьезных ударов, их БЧ весит вдвое меньше, чем БЧ AGM-114 для «Предатора» — 4 кг против 8 кг.

Но тут есть один нюанс. Эти ракеты сделаны киевлянами на базе НАР С-8, разработанной в московском КБ Точмаш в советский период. Причем они предназначаются для запуска из кассет, вмещающих либо 7, либо 20 ракет.

Есть еще в КБ «Луч» и своя корректируемая авиабомба, но весит она запредельно — 850 кг. Правда, ни названия у нее нет, ничего не сообщается и о ее серийном производстве.

При этом необходимо учитывать, что оснащение летательного аппарата управляемыми ракетами — это процесс очень нескорый, требующий длительной доводки и последующих испытаний. К 2017 году можно успеть сделать разве что трамвай. Но вот с трамваями на ОКБ Антонова дела обстоят неважно. Для того чтобы выжить в суровых экономических условиях, предприятие разрабатывало и трамваи, и другой городской транспорт. Но разработки оказались слишком дорогими, и в серию они не пошли. Можно предположить, что антоновцы смогут переплюнуть компанию General Atomics по части стоимости создания ударного дрона.

А между тем на Украине совсем недавно было одно предприятие, которое могло бы более профессионально заняться разработкой БПЛА. И оно уже этим делом занималось с 2009 года. Это одесская компания «Юмик Аэроспейс». В 2014 году, когда в Киеве произошел переворот, руководство компании провело, смело можно сказать, спецоперацию по перебазированию в Крым, в Севастополь. Оборудование демонтировали, грузили на фуры и тайно вывозили из страны окольным путем — через Беларусь.

В Севастополе зарегистрировали новую компанию — промышленный комплекс «Вектор». В него входят три завода: по производству комплектующих и авиационных двигателей, по разработке БПЛА и по созданию систем управления и средств связи для БПЛА.

Что мы знаем об этой компании? Сравнительно немного. Несомненно одно — за 6 лет она накопила определенный опыт. И даже спроектировала целую линейку беспилотников.

2-килограммовый малютка-разведчик с электромотором SM-7. Незадолго до передислокации он был передан Министерству обороны Украины для тестирования.

240-килограммовый беспилотник гражданского применения SM-1 с дальностью 500 км.

И, наконец, ударный БПЛА SM-2B. У него та же дальность действия — 500 км. Как утверждают разработчики, он способен нести 4 ракеты. Правда, совсем небольшие — 1 кг БЧ. И, в общем, непонятно какие это ракеты и чьего производства — SM600GE. Ни в одном каталоге они не значатся. Следовательно, можно предположить, что это фирменная разработка. И это обстоятельство вызывает некоторые сомнения относительно реальности проекта. Странным кажется и то, что ракета наводится по координатам, получаемым с GPS-приемника. То есть работать по движущимся целям она не способна.

Но, каковой бы ни была реальность, Украина лишилась и этой компании, которая наиболее удовлетворяла требованиям к производителям ударного БПЛА. И вполне смогла бы его сделать в обозримом будущем. Разумеется, в следующем десятилетии.

Что же касается шансов ОКБ Антонова, то они, конечно, очень велики. Однако эта компания слишком инерционна, и на освоение новой проблемы ей потребовалось бы весьма продолжительное время. Но сколько времени не дай, а выполнить «наказ» Турчинова она не в состоянии в условиях разваливающейся экономики и вымывания из отрасли подлинных профессионалов.

Так что вопрос, заданный 17-м телеканалом, абсолютно риторический. Разумеется, Турчинов лжет.

Источник: Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Прорыв России под Харьковом: Итоги для Киева уже неприемлемы
12.05.2024 12:02
По данным военных блогеров и телеграм-каналов, русская армия в ночь с 9 на 10 мая начала наступление через границу Украины в Харьковской области.
"Удар будет по США". На Западе раскрыли сценарий прямой войны с Россией
12.05.2024 17:10
Ввод американских войск на Украину приведет к прямому вооруженному конфликту с Россией и ракетным ударам по территории США, заявил экс-агент ЦРУ Ларри Джонсон в эфире YouTube-канала Dialogue Works.
Под Харьковом взяли в плен первого «кракеновца» из ГУР — даёт показания
12.05.2024 05:35
x-true.info
Бойцы группировки «Север» в ходе харьковского наступления взяли в плен первого боевика отдельного диверсионно-разведывательного подразделения «Кракен» ГУР Минобороны Украины Илью Гуда с позывным Коломар.
С территории стран НАТО. В бундестаге предложили уничтожать российские ракеты над Украиной
12.05.2024 11:52
Несколько немецких парламентариев поддержали идею применять западные зенитные комплексы с территории стран НАТО для противодействия российским ракетам над Украиной, пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.
За два дня российские военные освободили 110 квадратных километров в Харьковской области
12.05.2024 02:59
x-true.info
Вторые сутки боевых действий после начала масштабных наступательных операций российской группировки войск "Север" в Харьковской области, привели к освобождению дополнительных населенных пунктов в данном регионе, увеличив общую площадь освобожденной территории до 110 квадратных километров. Эту информацию передают российский военные Telegram-каналы.
  1. 02.02.2016
    18:38
    -2
    Что-то автор сам себе противоречит, говорит что какой-то «Юмик Аэроспейс» под силу строить БПЛА, а такому предприятию, на который поступают на работу студенты из харьковского авиационного и киевского НАУ, а так же КПИ и одесский политех, вдруг не может производить.
    Возможности на КБ Антонов все есть, для проектирования и создания этих систем, это же не ещё один Ан-225 построить, на который колоссальные деньги нужны.
  2. 02.02.2016
    18:57
    0
    Походу все отличники уехали в Юмик аэроспейс, оставшиеся построили ан-178.
  3. 02.02.2016
    21:03
    0
    вы правда верите, что у вас построят ударные беспилотники в ЭТОМ(2016) году???
  4. 02.02.2016
    21:04
    -2
    Да мало вообще кто знал этот Юмик, это была коммерческая контора, ещё с кучмовских времён, много запчастей им делали под заказ на том же Мотор-Сич.
    Смешно звучит, когда говорят что у них есть "производственная база" пару китайских токарных и фрезерных станков, с композитными материалами работают все, в т.ч. и те кто тюнингует дизайн дорогих тачек, например углеволокна и карбоновой ткани.
    Я даже сам из него коробочки и корпуса делаю.
  5. 02.02.2016
    21:17
    0
    Самое Главное-ЛЮТОВО! Я на "толчок".
  6. 02.02.2016
    23:54
    -2
    Я ничего не утверждаю, но по правде говорят, за 2016 сомневаюсь, может, если сегодня начнут, то в 17-18 году может быть.

    Но тут были ряд статей, высмеивающих какое-никакое хунтовское ВПК. Что бы не получилось, что смеётся тот, кто смеётся последним. Могут наладить вполне строительство, и средства производства могут сделать. Не вижу ни каких проблем.
    "Человек может всё, если сильно захочет"
  7. 03.02.2016
    08:27
    0
    наладить что то летающее- возможно. видеокамеру присобачат- тоже верю. а установка ракет? мини ракет с самонаведением??? их же разработать еще надо! при условии неограниченного финансирования- лет 5. (если делать, а не покупать). а при финансовом положении украинского впк... это смешно...

    боюсь к 2018 году мы забудем о споре. а то и на деньги можно было спорить- верняк.
  8. 03.02.2016
    19:02
    -2
    если они зададутся, например захотят подрочить вас, т.е. Россию, то они могут наладить это производство, даже мне под силу это сделать, по мелочам, у меня кое какое оборудование есть, для синтезирования циклотриметилентринитрамина все реактивы можно найти, всё есть в свободном доступе, я владею различным САПРом? CAD/CAM системами, был бы штат и финансирование, всё можно делать, даже ракеты. При Союзе, мы делали на ракетомодельном кружке ракеты на 2-3 км запускали, неужели, это такие запредельные фантастически технологии, о которых ни кто не догадывается, кроме как в Российских НИИ. Я понимаю, что построить атомную бомбу или Ту-140 или ещё что-то, проблема, но по мелочам, поверь уж. Я знаю одного чела с Новой Зеландии, он смог построить корректируемую инерциальной системой гироскопами и акселерометрами, магнитометрами (электронными компасами) антеннами GPS, управляемый снаряд с дальностью действия до 300 км. Правда двигатель у него пульсирующий, но ничего не стоит поставит прямоточный движок, тогда и дальность и грузоподъёмность возрастёт. У него все это обошлось 20000$ США узнали об этом факте, кипишь не детский подняли.
    А прикинь что нечто подобное делается, но скрытно от ваших глаз, ваших спецслужб.
    Я вот сам боюсь, смогу ли я удержатся от соблазна, если мне что-то предложат там работу или я сам могу делать какие-то комплектующие, например касающиеся радаров бортовых или навигации. На самом деле, не всё так сложно.

    ЗЫ. Знаю что люди из КПИ разрабатывают гексакоптер, способный доставлять 82 мм. мины от миномёта. Я думаю, ты понимаешь, чем они опасные, чего можно натворить ими?
  9. 03.02.2016
    19:39
    0
    сильно сомневаюсь. иначе- мы бы видели огромное количество китайских беспилотников на рынке...и ракет к ним.
  10. 03.02.2016
    19:43
    -2
    да есть там всё, кроме ракет, потому что это монополия гос-ва. Кто это будет не по лицензии делать, будут иметь дело с законом.
    Пообщайся со спецами в этой области, спроси теоретически небольшой ударный БПЛА можно построить, при наличии спецов и технологии.
  11. 03.02.2016
    20:00
    0
    издеваешься? когда это останавливало китай? особенно при копировании военной техники...
  12. 03.02.2016
    20:06
    -2
    Какие смешные и задиристые бандерлоги там и здесь!
  13. 03.02.2016
    20:13
    -2
    Китай-то вообще копирует но не творчествует, но скоро и они науку постигнут, вот тогда ховайся все.
  14. 03.02.2016
    20:59
    0
    иии? израильские и штатовские беспилотники уже давно есть. значит видимо их не так легко скопировать)))
  15. 03.02.2016
    21:36
    -2
    Простейшая программа ориентации заложена в коде, управляющем квадрокоптером. Есть даже такие, что в случае потери канала управления, возвращаются обратно на базу. Всё это при желании можно повторить, только я говорю, на это деньги нужно. Почему я не берусь за это, потому что проработка технической займёт почти год, за это время мне кушать нужно, это на потом не отложишь. Потому многие самостоятельно без финансирование не берутся за подобные проекты.
    Я тебя уверяю, там инерциальная ориентация в основном на углах Эйлера, а в последнее время есть способ ещё проще, кватернионы, это гиперкомплексные числа. Там вообще, раз плюнуть вычисления. Нормальному студенту они понятны. Углы Эйлера посложнее будут. И вот, представь бортовую ЭВМ например тут http://ru.aliexpress.com/premium....XJHYLBs bohoCTW7w_wcB подключить туда гирокомпасы, аксели, магнитометры, радиовысотомеры, бортовая РЛС, приёмник GPS
    Для простого человека это сверхсложно, для спеца нет.
  16. 03.02.2016
    21:38
    -2
    одноплатные компы вообще копейки стоят, туда всунуть можно ОС QNX, операционка реального времени, я знаю кучу людей которые могут писать код под эту ось.
    Некоторые работали на т.н. Юмик, которая в Крым сбежала с Одессы.
  17. 03.02.2016
    22:39
    0
    квадрокоптер, на мой взгляд неспециалиста- вообще бред- топливо на ветер...кпд стремящийся к нулю... тогда уж лучше дирижабль беспилотник- и то больше толку, особенно ночью...

    а проблема , я полагаю в том числе, и в ракетном вооружении.
    сейчас все эти беспилотники- в том числе ударные- есть в продаже, израиль ими точно торгует.
    быстрый поиск и"БПЛА составляют до 10% (!) от всего военного экспорта Израиля. Из 76 стран, использующих военные БПЛА, как минимум 50 используют израильские дроны. По данным доклада Frost&Sullivan, с 2005 по 2012 годы Израиль продал 49 дронов иностранным покупателям на сумму в 4,6 миллиардов долларов, а США - только на сумму от 2 до 3 миллиардов."

    значит- если китай не лезет на этот рынок- все не так просто...
  18. 03.02.2016
    23:59
    -1
    хм... не мудрено, это же конкуренция, на мой взгляд. Хотя, ни вы ни я незнаем, почему Китай досихпор не торгует БПЛА, возможно ещё не научились штамповать их. Это первое, второе, для продажи это одно, а для собственных вооружений, то другой вопрос. Кто мне например может запретить строит их, ни кто.
    По поводу квадрокоптера и прочего их семейства, я про двигатель не говорил, я привёл пример операционную систему, которая хорошо встраивается куда угодно, хоть на самолёты. А в самолёт можно поставить и ДВС, летать будет дольше, например у нас максимум 4 часа летал на высоте 6-7 км. Частоты: телеметрия, 860МГц, телеуправление 406МГц, передача данных, 1260МГц, бортовая РЛС работала на частоте 4,6ГГц. Но это всё ерунда, мы, для того что бы затруднить пеленгование, запускали ещё один такой аппарат на высоту примерно 5 км. Там была аппаратура ретрансляции сигнала, итог, дальность полёта нашей модели увеличилась до 300 км, дальше не решались, что бы аппарат не потерять, боялись попросту. Самолёт ретранслятор просто выписывал 8-ку в воздухе и барражировал там, вы зададите вопрос, а как же с направлением сигнала, ведь ретранслятор постоянно меняет своё положение, мы и эту проблему решили применением квадрофилярных антенн. С помощью их я принимаю сигнал со спутника NOAA http://www.noaa.gov получаю снимки погоды с этих спутников.
    Так что, если бы я был бы безработным, и мне сейчас кто-то предложил работать в этой сфере, то я наверное соблазнился, в свете того что сегодня на Донбассе происходит. 1,5 года назад, по идейным причинам конечно же отказался бы, о чём жалею сегодня, потому что те кто пошёл, работать на Коломойского, неплохо ребята заработали на изготовления разных летательных аппаратов. За аппарат он щедро платил, примерно 100-170 тыс. грн. Это примерно год назад было, когда доллар был по 10, что весьма неплохо ящетаю.
    А Россия, к сведению, футболит людей кто даже позаканчивал даже вышки. Знаю одних, ходили в консульство в Одессе, хотели бежать, летом 2014, нахер послали. Вот они потом на Коломойского и работали, поняли, что если им дадут работу, ни кто их трогать не будут и ещё и заработали.
    Ну это так, риторика простая smile
  19. 04.02.2016
    00:06
    0
    Кстати, мы ещё на микроконтроллерах пиндосовских собрали синтезатор частот и детектор загружености эфира, т.е. система фиксирует если канал забит помехами или его глушат, то система, что на земле, что в воздухе перестраивается на другие частотные каналы, в широком диапазоне длин волн, так что заглушить было просто не реально, потому что один источник помех работает в какой-то диапазоне с максимальной мощностью, и скажем диапазон от 30 до 3000 МГц, невозможно перекрыть одним источником, их надо много, что редко бывает в жизни. biggrin
    Было в планах усовершенствовать систему перебора частот, скачкообразно, типа FHSS - frequency-hopping spread spectrum Псевдослучайная перестройка рабочей частоты