Литва празднует победу над «Газпромом»
10.02.2016 11:37
3 413
7
Как себе в убыток Вильнюс избавляется от российского поставщика.
В Литве — фурор. Местные эксперты празднуют победу… над «Газпромом». Министр энергетики Рокас Масюлис утверждает, что на рынке появилась реальная конкуренция российскому газу: норвежский концерн Statoil, поставляющий голубое топливо на терминал сжиженного газа в Клайпеде.
Причина радости: сотрудничавшая только с «Газпромом» компания Lietuvosdujutiekimas подписала договор со Statoil, обязывающий до октября купить более половины необходимого ей годового объема — около 300 млн. кубометров газа.
Власти Литвы «нагнули» и гигантский концерн Achema, являвшийся в СССР крупнейшим производителем азотных удобрений. Ему нужны большие объемы голубого топлива, и он закупал его только у «Газпрома», так как газ Statoi значительно дороже, однако Сейм под давлением консерваторов — главных недругов России — принял невероятный для рыночных отношений закон: обязал ведущих импортеров голубого топлива покупать не менее 25% на терминале сжиженного газа, несмотря на его дороговизну. Achema пыталась отбиться от такой установки в суде, но закон есть закон. За его нарушение концерну присудили штраф в размере 50 млн евро. В данной ситуации оказалось выгоднее купить обязательный объем у норвежцев. И вот себе в убыток производители азотных удобрений заказали около 500 млн. кубометров газа у Statoil.
Ну и фирма торговли газом Litgas купит на терминале 350 млн. кубометров. То есть Литва, которой в этом году нужно примерно 2 миллиарда кубометров, приобретет у норвежцев немногим больше половины. Это расценивается как победа над «Газпромом», который до появления в начале прошлого года терминала сжиженного газа в Клайпеде был единственным поставщиком голубого топлива в Литву.
Такое положение очень сильно раздражало местную элиту. С высоких трибун постоянно делались заявления о том, будто Россия руками «Газпрома» ведет с республикой энергетическую войну. Вильнюсу не нравились цены, которые были определены контрактами, подписанными обеими сторонами. Вопрос экономических взаимоотношений с российской компанией крайне политизировался. И таким образом подвели базу под строительство терминала сжиженного газа.
В Южной Корее по заказу Вильнюса построили огромное судно-хранилище Independence («Независимость») длиной около 300 метров. «В 25-й год государственной независимости Литва снова может гордиться своей решимостью, мужеством и политической волей. Литва первой из Балтийских стран построила терминал сжиженного природного газа. Это стратегический энергетический проект, который определит наше будущее. Одновременно это и достижение нашего государства», — сказала президент Даля Грибаускайте на торжественном открытии терминала. «Себе и всему миру мы еще раз доказали способность нашего народа защищать свою независимость, — заявила она. — Самое важное самоопределение Литвы отражено в названии прибывшего сегодня судна».
Однако почти годовой опыт его эксплуатации показал: пока терминал экономически невыгоден. Вылезли сразу несколько проблем. Оказалось, что из-за необходимости заплатить за аренду плавучего хранилища в течение 10 лет 521 миллион евро цена топлива резко возросла, что и возмущало концерн Achema. В результате вместе с арендой и технологическими манипуляциями со сжиженным газом стоимость тысячи кубометров норвежского газа составила до 440 долларов за тысячу кубометров, в то время как «Газпром» в течение прошлого года продавал Литве газ по 370−280 долларов за тысячу кубометров.
Кроме того, оказалось, что из-за кризиса Литве не нужны такие объемы норвежского газа, к тому же столь дорогого. На волне эйфории подписали с компанией Statoil договор о ежегодных поставках в Литву 0,54 млрд. кубометров природного газа. Дело дошло до того, что корабль-хранилище оказался перегружен, и норвежский танкер в ноябре прошлого года развернули прямо в порту Клайпеды. Однако платить даже за неиспользованное топливо по договору Литва все равно обязана. Республика сумела взять в прошлом году лишь около 400 миллионов кубометров норвежского газа.
Все это вынудило литовскую сторону начать переговоры с компанией Statoil об объемах и цене. Причем в совершенно спокойной форме в отличие от общения с «Газпромом», которое абсолютно запутано политическими инсинуациями. Высокие, как казалось Литве, цены на российский газ трактовались, как стремление Кремля надавить на республику. А низкие, как казалось в Вильнюсе, для Беларуси, интерпретировались, как стремление Кремля купить эту страну. То есть любой вариант кроме дорогого норвежского топлива был плох.
И вот после переговоров с норвежской стороной объявлено: они завершились успешно, и теперь Литва будет получать газ компании Statoil на выгодных условиях. «Газпром» потерял часть рынка республики. Правда, для российской компании он составляет примерно 1%. А главное: пока не известно, какова все-таки цена норвежского газа. Когда заработал терминал в Клайпеде, тоже говорили о выгоде отношений с норвежским поставщиком. Но к концу 2015-го дело дошло до того, что некоторые эксперты предлагали… заморозить объект. Их не успели объявить «агентами Кремля», как объявляли тех, кто сомневался в экономической целесообразности проекта терминала на стадии разработки, удивляясь, зачем везти газ танкерами, если он поступает из России по трубе. Сейчас правительство Литвы успело сообщить об успехе переговоров с норвежцами. Правда, некоторые эксперты сомневаются в том, что норвежский бизнес взял, да и отошел от рыночных правил себе в убыток. Предполагают, что Statoil мог снизить цену на голубое топливо в связи с мировыми тенденциями, а не из-за просьбы литовского правительства.
Косвенно это предположение подтвердил руководитель Lietuvos duju tiekimas Мантас Микалаюнас. «С ростом предложения сжиженного природного газа и падением цен на нефть, сжиженный газ в определенные периоды может успешно конкурировать с газом, поставляемым по газопроводу», — сказал он. Но не стал акцентировать внимание на стоимости аренды судна-хранилища. Микалаюнас уверяет журналистов, будто норвежский газ выбран потому, что российская компания не проявила гибкость и предложила невыгодную цену.
«Если подтвердится информация о том, что новые условия Statoil в плане цены лучше, чем у „Газпрома", то это станет доброй вестью для потребителей газа в Литве, потому что это должно привести к снижению стоимости содержания терминала и вообще сбить цены на отопление и другие услуги, связанные с использованием природного газа. Должны утихнуть дискуссии об экономической целесообразности терминала СПГ и о том, насколько безопасность поставок сочетается с экономической выгодой. Новая ситуация, похоже, позволит согласовать две эти цели», — сказал агентству BNS директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Рамунас Вильпишаускас. А если не подтвердится? И как все-таки быть с платой за аренду?
Но все же что заставляет Литву даже на невыгодных условиях покупать газ «лишь бы не у «Газпрома», как было в минувшем году и, возможно, будет впредь? Еще в октябре ответ фактически дал Рокас Масюлис. После встречи с председателем Комитета по энергетике и природным ресурсам сената США Лизой Мурковски он завил о большом оптимизме, связанном с возможным участием Америки в обеспечении республики энергоресурсами. «Литве и Европе нужны надежные поставщики энергоресурсов, а приобретение США статуса экспортера нефти и газа изменит ситуацию в нашем регионе, в котором сегодня все еще доминирует Россия», — сказал министр. Министерство энергетики сообщило о стремлении Литвы стать первой страной в регионе, которая начнет экспортировать сжиженный природный газ из США.
Правда, более надежного поставщика, чем Газпром", трудно найти. Ни разу не было сбоев поставок в Литву по трубе. А в январе пыл министра энергетики охладил руководитель холдинга Lietuvos energija Далюс Мисюнас. Он заявил, что республика пока не станет покупать сжиженный газ в США, так как «этот газ не отвечает требованиям качества в Литве». «В будущем, если будет удовлетворять, мы это обсудим», — сказал Мисюнас.
Тем не менее, политическая цель поставлена, и судя по действиям правительства Литвы, к ней будут стремиться вопреки экономической логике.
Источник: Свободная Пресса
В Литве — фурор. Местные эксперты празднуют победу… над «Газпромом». Министр энергетики Рокас Масюлис утверждает, что на рынке появилась реальная конкуренция российскому газу: норвежский концерн Statoil, поставляющий голубое топливо на терминал сжиженного газа в Клайпеде.
Причина радости: сотрудничавшая только с «Газпромом» компания Lietuvosdujutiekimas подписала договор со Statoil, обязывающий до октября купить более половины необходимого ей годового объема — около 300 млн. кубометров газа.
Власти Литвы «нагнули» и гигантский концерн Achema, являвшийся в СССР крупнейшим производителем азотных удобрений. Ему нужны большие объемы голубого топлива, и он закупал его только у «Газпрома», так как газ Statoi значительно дороже, однако Сейм под давлением консерваторов — главных недругов России — принял невероятный для рыночных отношений закон: обязал ведущих импортеров голубого топлива покупать не менее 25% на терминале сжиженного газа, несмотря на его дороговизну. Achema пыталась отбиться от такой установки в суде, но закон есть закон. За его нарушение концерну присудили штраф в размере 50 млн евро. В данной ситуации оказалось выгоднее купить обязательный объем у норвежцев. И вот себе в убыток производители азотных удобрений заказали около 500 млн. кубометров газа у Statoil.
Ну и фирма торговли газом Litgas купит на терминале 350 млн. кубометров. То есть Литва, которой в этом году нужно примерно 2 миллиарда кубометров, приобретет у норвежцев немногим больше половины. Это расценивается как победа над «Газпромом», который до появления в начале прошлого года терминала сжиженного газа в Клайпеде был единственным поставщиком голубого топлива в Литву.
Такое положение очень сильно раздражало местную элиту. С высоких трибун постоянно делались заявления о том, будто Россия руками «Газпрома» ведет с республикой энергетическую войну. Вильнюсу не нравились цены, которые были определены контрактами, подписанными обеими сторонами. Вопрос экономических взаимоотношений с российской компанией крайне политизировался. И таким образом подвели базу под строительство терминала сжиженного газа.
В Южной Корее по заказу Вильнюса построили огромное судно-хранилище Independence («Независимость») длиной около 300 метров. «В 25-й год государственной независимости Литва снова может гордиться своей решимостью, мужеством и политической волей. Литва первой из Балтийских стран построила терминал сжиженного природного газа. Это стратегический энергетический проект, который определит наше будущее. Одновременно это и достижение нашего государства», — сказала президент Даля Грибаускайте на торжественном открытии терминала. «Себе и всему миру мы еще раз доказали способность нашего народа защищать свою независимость, — заявила она. — Самое важное самоопределение Литвы отражено в названии прибывшего сегодня судна».
Однако почти годовой опыт его эксплуатации показал: пока терминал экономически невыгоден. Вылезли сразу несколько проблем. Оказалось, что из-за необходимости заплатить за аренду плавучего хранилища в течение 10 лет 521 миллион евро цена топлива резко возросла, что и возмущало концерн Achema. В результате вместе с арендой и технологическими манипуляциями со сжиженным газом стоимость тысячи кубометров норвежского газа составила до 440 долларов за тысячу кубометров, в то время как «Газпром» в течение прошлого года продавал Литве газ по 370−280 долларов за тысячу кубометров.
Кроме того, оказалось, что из-за кризиса Литве не нужны такие объемы норвежского газа, к тому же столь дорогого. На волне эйфории подписали с компанией Statoil договор о ежегодных поставках в Литву 0,54 млрд. кубометров природного газа. Дело дошло до того, что корабль-хранилище оказался перегружен, и норвежский танкер в ноябре прошлого года развернули прямо в порту Клайпеды. Однако платить даже за неиспользованное топливо по договору Литва все равно обязана. Республика сумела взять в прошлом году лишь около 400 миллионов кубометров норвежского газа.
Все это вынудило литовскую сторону начать переговоры с компанией Statoil об объемах и цене. Причем в совершенно спокойной форме в отличие от общения с «Газпромом», которое абсолютно запутано политическими инсинуациями. Высокие, как казалось Литве, цены на российский газ трактовались, как стремление Кремля надавить на республику. А низкие, как казалось в Вильнюсе, для Беларуси, интерпретировались, как стремление Кремля купить эту страну. То есть любой вариант кроме дорогого норвежского топлива был плох.
И вот после переговоров с норвежской стороной объявлено: они завершились успешно, и теперь Литва будет получать газ компании Statoil на выгодных условиях. «Газпром» потерял часть рынка республики. Правда, для российской компании он составляет примерно 1%. А главное: пока не известно, какова все-таки цена норвежского газа. Когда заработал терминал в Клайпеде, тоже говорили о выгоде отношений с норвежским поставщиком. Но к концу 2015-го дело дошло до того, что некоторые эксперты предлагали… заморозить объект. Их не успели объявить «агентами Кремля», как объявляли тех, кто сомневался в экономической целесообразности проекта терминала на стадии разработки, удивляясь, зачем везти газ танкерами, если он поступает из России по трубе. Сейчас правительство Литвы успело сообщить об успехе переговоров с норвежцами. Правда, некоторые эксперты сомневаются в том, что норвежский бизнес взял, да и отошел от рыночных правил себе в убыток. Предполагают, что Statoil мог снизить цену на голубое топливо в связи с мировыми тенденциями, а не из-за просьбы литовского правительства.
Косвенно это предположение подтвердил руководитель Lietuvos duju tiekimas Мантас Микалаюнас. «С ростом предложения сжиженного природного газа и падением цен на нефть, сжиженный газ в определенные периоды может успешно конкурировать с газом, поставляемым по газопроводу», — сказал он. Но не стал акцентировать внимание на стоимости аренды судна-хранилища. Микалаюнас уверяет журналистов, будто норвежский газ выбран потому, что российская компания не проявила гибкость и предложила невыгодную цену.
«Если подтвердится информация о том, что новые условия Statoil в плане цены лучше, чем у „Газпрома", то это станет доброй вестью для потребителей газа в Литве, потому что это должно привести к снижению стоимости содержания терминала и вообще сбить цены на отопление и другие услуги, связанные с использованием природного газа. Должны утихнуть дискуссии об экономической целесообразности терминала СПГ и о том, насколько безопасность поставок сочетается с экономической выгодой. Новая ситуация, похоже, позволит согласовать две эти цели», — сказал агентству BNS директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Рамунас Вильпишаускас. А если не подтвердится? И как все-таки быть с платой за аренду?
Но все же что заставляет Литву даже на невыгодных условиях покупать газ «лишь бы не у «Газпрома», как было в минувшем году и, возможно, будет впредь? Еще в октябре ответ фактически дал Рокас Масюлис. После встречи с председателем Комитета по энергетике и природным ресурсам сената США Лизой Мурковски он завил о большом оптимизме, связанном с возможным участием Америки в обеспечении республики энергоресурсами. «Литве и Европе нужны надежные поставщики энергоресурсов, а приобретение США статуса экспортера нефти и газа изменит ситуацию в нашем регионе, в котором сегодня все еще доминирует Россия», — сказал министр. Министерство энергетики сообщило о стремлении Литвы стать первой страной в регионе, которая начнет экспортировать сжиженный природный газ из США.
Правда, более надежного поставщика, чем Газпром", трудно найти. Ни разу не было сбоев поставок в Литву по трубе. А в январе пыл министра энергетики охладил руководитель холдинга Lietuvos energija Далюс Мисюнас. Он заявил, что республика пока не станет покупать сжиженный газ в США, так как «этот газ не отвечает требованиям качества в Литве». «В будущем, если будет удовлетворять, мы это обсудим», — сказал Мисюнас.
Тем не менее, политическая цель поставлена, и судя по действиям правительства Литвы, к ней будут стремиться вопреки экономической логике.
Источник: Свободная Пресса
Читайте также:
Названы сроки начала Третьей мировой войны
22.11.2024 23:01
Политолог Владимир Корнилов не исключил, что в оставшийся период 2024 года может развернуться глобальный конфликт. По мнению аналитика, за последнее время риск начала Третьей мировой войны сильно возрос.
Выяснилось, какие разрушения «Орешник» нанес «Южмашу»
22.11.2024 22:58
На Украине продолжают изучать последствия «явления «Орешника»: территория завода «Южмаш» в Днепре до сих пор оцеплена сотрудниками СБУ. Туда никого не пускают кроме военных специалистов. Между тем от осведомленных источников уже поступают данные, что же именно разрушено.
Просчитан ход России после "Орешника". Запад готов пожертвовать Украиной
22.11.2024 22:11
Просчитан ход России после "Орешника". США и союзники допускают применение тактического ядерного оружия. И Запад готов пожертвовать Украиной.
"Красные линии" Шойгу ослабили обращение Путина: Медведя продолжают тыкать палками под рёбра
Крупнейшие западные СМИ синхронно смягчили эффект от удара России по-днепропетровскому "Южмашу", подав событие так, как будто ничего экстраординарного не произошло. Отчасти тому виной предшествовавшая трёхлетняя практика при бывшем министре обороны России — всё время предупреждать о "красных линиях" и не обращать внимания на их нарушения. Россию привыкли не бояться, уверившись
По польской базе ПРО ударит "Орешник"? Сумы атакуют ракеты, прорыв к Великой Новоселке: СВОдка с фронта
22.11.2024 11:31
Весь вчерашний день паблики и военные эксперты обсуждали, что же прилетело по Днепропетровску, но истинный ответ назвал президент в ходе своего вечернего обращения. Наши РВСН опробовали в бою "Орешник", который может дотянуться до всех стран Западной Европы.