«Титаны» и «Опустошители»: какие российские вертолеты ценят за рубежом?
09.03.2016 16:33
2 785
0

C того самого момента, как первый отечественный вертолет был поставлен за рубеж, для винтокрылых машин началась совершенно иная жизнь – полная конкуренции, противоречий и самой настоящей борьбы за место под солнцем не только в рядах ВВС на Родине, но в авиационных ангарах десятков других стран.
Первый экспортный
Больше 50 лет назад, в 1964 году, путевку в большую жизнь, полную конкуренции, получил первый жаворонок отечественного авиационного экспорта – вертолет Ми-6. Разработанный за рекордно короткие сроки первый в мире серийный вертолет с двумя турбовальными двигателями в середине 60-х поражал воображение не только советских специалистов: внушительная грузоподъемность и высокая скорость полета, как оказалось, требовались для выполнения задач самого разного характера не только на родине.
Первой страной, заказавшей Ми-6 для собственных нужд, оказалась Индонезия. Заказ на многоцелевые вертолеты с большой грузоподъемностью оказался весьма кстати: помимо быстрой переброски грузов между островами, Ми-6 использовали и во время большого военного противостояния 1963–1966 годов (по меркам островного государства) для эвакуации гражданского населения. Авиационные специалисты отмечают, что Ми-6 – один из самых удачных вертолетов в истории мировой авиации, несмотря на то что одновременно с этим он является первой машиной подобного класса.
Многим отечественным ведомствам и зарубежным заказчикам было из чего выбирать: Ми-6 с его грузоподъемностью в 12 тонн предлагался сразу в нескольких вариантах – в качестве воздушного грузовика, инженерно-строительной машины для перевозки строительных конструкций, а также двух специализированных версий (машины, переоборудованной для тушения пожаров, и летающего медицинского модуля). Специалисты поясняют, что эргономике и вопросами эффективного использования свободного места в Ми-6 занимались особенно внимательно.
«Сейчас принято говорить, что вопросы эргономики в вертолетах начали просчитывать в полной мере чуть ли не в 80-е. Это совершенно не так. Примером служит Ми-6, в котором, к примеру, даже крепежные элементы внутри корпуса проектировались для максимальной универсальности», – поясняет авиационный инженер и майор ВВС в отставке Борис Мясников.
По словам специалиста, перевозке грузов повышенное внимание уделялось не просто так: Ми-6 одним из первых получил «всеядный» грузовой отсек, в котором можно было перевозить все – от самой разной военной и гражданской техники до грузов с нестандартными габаритами, не затрачивая при этом дополнительное время на монтаж дополнительного крепежа.
«В числе прочих достоинств стоит упомянуть и десантный вариант вертолета, который можно было собрать за несколько часов, установив дополнительные сиденья», – добавил эксперт. Кстати, десант в грузовой отсек помещался внушительный: без малого 100 человек могли разместиться на смонтированных сиденьях. Ми-6 – один из первых поставленных на экспорт высокотехнологичных продуктов еще советской оборонки и в то же время один из самых успешных.
За 20 лет для нужд собственной страны, а также зарубежных заказчиков, в числе которых, помимо Индонезии, оказались и другие страны Азии и Африки, было произведено 800 вертолетов-тяжеловесов.
Турецкий «Воин»
Несмотря на то что отношения России и Турции серьезно испорчены, было время, когда для турецких военных отечественными специалистами разрабатывался крайне необычный боевой вертолет. Турецкий тендер на поставку почти 150 боевых вертолетов с самого начала обещал быть крайне сложным для всех его потенциальных участников. Список кандидатов на звание победителя большого конкурса был достойный: американские «Кобра» и «Апач», «Тигр» европейского производства, итальянский А129 и последний, самый необычный экземпляр, российский Ка-50-2.
Крайне необычный вертолет, выполненный по знаменитой камовской схеме с двумя несущими винтами, из всего списка претендентов на победу заметно выделялся: характерное остекление кабины, отличающееся от всех вертолетов-конкурентов, необычные формы и широкая степень кооперации отечественных и зарубежных фирм. Весь регион, окружающий Турцию, как можно было убедиться не один раз, крайне нестабилен, и боевые действия в соседних регионах – практически обычное дело. Именно для реагирования на подобные угрозы Турции в конце 90-х и понадобился новый ударный вертолет.
Для своевременной и молниеносной реакции туркам было необходимо наличие совершенно иного типа боевых машин, а машины подобного класса уже были разработаны и построены в России. Ка-50 «Черная акула», воплощенный в металле к концу 90-х успешно наводил ужас на зарубежных военных специалистов: бронированный танк с двумя винтами, расположенными друг над другом, нес на себе такое количество вооружения, которого хватило бы для серьезной войсковой операции, а бронированию в уникальном вертолете подверглась не только кабина, но и все жизненно важные для машины узлы и агрегаты.
Для того чтобы снизить процент зависимости от российского вооружения в огромном по меркам поставок вооружения проекте, турецкая сторона попросила дооснастить вертолет. В 1997 году камовцы заключили соглашение с израильской компанией, согласившейся поставить для российского вертолета авионику и вооружение. Машина получилась воистину уникальная – отечественная конструкция удачно сочеталась с зарубежными системами наблюдения и вооружения.
Особенное впечатление на турецких военных произвели противотанковые ракетные комплексы «Вихрь», поражающие мишени на учебных стрельбах с первого раза. Однако без неприятных сюрпризов, никак не связанных с конструктивными особенностями, не обошлось.
«Американцы страшно не любят конкуренцию. Несмотря на то что вертолет полностью удовлетворял условиям тендера, к нему сразу же начали предъявлять требования, которых изначально не было», – отмечает авиационный инженер, специалист в области БРЭО Николай Алаутдинов. Не исключено, что именно американские «советники» помогли туркам созреть на переоснащение вертолета с российского вооружения на зарубежное.
В конечном счете по настоянию турецких военных под вертолет вместо российской авиапушки повесили орудие французской компании GIAT, да и противотанковый комплекс «Вихрь» заменили на зарубежный образец. Несмотря на удачное сочетание технологий и большую кооперацию с зарубежными разработчиками, выбор в пользу Ка-50-2 турецкие военные так и не сделали. Специалисты отмечают, что при цене около 20 миллионов долларов за единицу Ка-50-2 мог стать самым дешевым и самым боеспособным вертолетом в турецкой армии, однако, судя по всему, сделать правильный выбор туркам попросту не дали.
Ближневосточный «Охотник»
Ми-28 – самый новый вертолет из тех, что Россия предлагает на экспорт. Машина, судьба которой сложилась удачно, хоть и не сразу, уже поступил первым зарубежным заказчикам и приступил к выполнению задания. Боевой вертолет для круглосуточной работы за рубежом неслучайно назвали «Опустошителем»: 30-миллиметровая скорострельная пушка, блоки с противотанковыми ракетами и контейнеры с неуправляемым вооружением – арсенал, с помощью которого можно доставить огромное количество неприятностей любому противнику.
Однако большим количеством вооружения сейчас никого не удивишь: помимо самого вооружения, важна способность его быстро применять. За быстродействие у Ми-28 отвечает комплекс бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО-28, ядром которого являются высокопроизводительные компьютеры. Именно благодаря высоким вычислительным мощностям Ми-28 из ударного вертолета превратился в желанный объект покупки.
Однако и это еще не все. Модернизированные версии вертолета Ми-28НМ производители оснастят новейшей РЛС кругового обзора, улучшенной системой управления, а несущий винт с новыми лопастями позволит «Ночному охотнику» улучшить и без того неплохие скоростные показатели.
«Несмотря на то что Ми-28 – машина современная и высокотехнологичная, быстройдействие и большое количество боеприпасов вертолету пригодятся все-таки в ходе реальной боевой работы», – рассказал в интервью «Звезде» заместитель генерального конструктора по авиационному оборудованию АО «Опытно-конструкторское бюро имени М. П Симонова» Илья Матвеев.
Эксперт отметил, что высокий экспортный потенциал вертолета уже проверяется на деле и по тому, с какой точностью работает вооружение Ми-28, можно многое сказать относительно реализованных в нем технологий. Говоря о том, где Ми-28 уже используется по прямому назначению, в первую очередь стоит упомянуть Ирак. По контракту, заключенному в 2012 году, вооруженные силы этой страны получат 19 боевых вертолетов Ми-28.
Поставка высокоэффективного вертолета иракским вооруженным силам, по словам специалистов, придется весьма кстати, ведь страна испытывает серьезные проблемы в борьбе с ИГИЛ, а партнеры из западных государств, успешно продавшие иракскому правительству значительное количество техники, в борьбе с международным терроризмом помогать не торопятся. Тем временем военно-техническое сотрудничество с Россией дает первые плоды: все чаще на видеороликах появляются кадры с вертолетами Ми-28, которые точечно отрабатывают вооружением по позициям боевиков.
Эксперты отмечают, что 11 вертолетов, уже поставленных Ираку, вполне способны эффективно противодействовать боевикам ИГИЛ в любое время суток. Иракские военные, уже оценившие российские машины в деле, с покупкой не прогадали, ведь Ми-28 производится с классической для России концепцией – максимум эффективности за разумные деньги. Еще одним достоинством вертолетов российского производства в эпоху постоянного дорожающего обслуживания и содержания вооруженных сил является большое количество профессионального летного состава для обучения, а также информационной поддержки летчиков других стран.
Как добавляют эксперты, лучшую рекламу российским вертолетам делают ближневосточные покупатели Ми-28, в особенности Ирак, почти сразу бросающий «Охотников» на борьбу с ИГИЛ, и если судить по недовольным выкрикам террористов и рокоту 30-миллиметровой пушки, покупка Ми-28 себя полностью оправдывает.
Дмитрий Юров
ТВ Звезда
Первый экспортный
Больше 50 лет назад, в 1964 году, путевку в большую жизнь, полную конкуренции, получил первый жаворонок отечественного авиационного экспорта – вертолет Ми-6. Разработанный за рекордно короткие сроки первый в мире серийный вертолет с двумя турбовальными двигателями в середине 60-х поражал воображение не только советских специалистов: внушительная грузоподъемность и высокая скорость полета, как оказалось, требовались для выполнения задач самого разного характера не только на родине.
Первой страной, заказавшей Ми-6 для собственных нужд, оказалась Индонезия. Заказ на многоцелевые вертолеты с большой грузоподъемностью оказался весьма кстати: помимо быстрой переброски грузов между островами, Ми-6 использовали и во время большого военного противостояния 1963–1966 годов (по меркам островного государства) для эвакуации гражданского населения. Авиационные специалисты отмечают, что Ми-6 – один из самых удачных вертолетов в истории мировой авиации, несмотря на то что одновременно с этим он является первой машиной подобного класса.
Многим отечественным ведомствам и зарубежным заказчикам было из чего выбирать: Ми-6 с его грузоподъемностью в 12 тонн предлагался сразу в нескольких вариантах – в качестве воздушного грузовика, инженерно-строительной машины для перевозки строительных конструкций, а также двух специализированных версий (машины, переоборудованной для тушения пожаров, и летающего медицинского модуля). Специалисты поясняют, что эргономике и вопросами эффективного использования свободного места в Ми-6 занимались особенно внимательно.
«Сейчас принято говорить, что вопросы эргономики в вертолетах начали просчитывать в полной мере чуть ли не в 80-е. Это совершенно не так. Примером служит Ми-6, в котором, к примеру, даже крепежные элементы внутри корпуса проектировались для максимальной универсальности», – поясняет авиационный инженер и майор ВВС в отставке Борис Мясников.
По словам специалиста, перевозке грузов повышенное внимание уделялось не просто так: Ми-6 одним из первых получил «всеядный» грузовой отсек, в котором можно было перевозить все – от самой разной военной и гражданской техники до грузов с нестандартными габаритами, не затрачивая при этом дополнительное время на монтаж дополнительного крепежа.
«В числе прочих достоинств стоит упомянуть и десантный вариант вертолета, который можно было собрать за несколько часов, установив дополнительные сиденья», – добавил эксперт. Кстати, десант в грузовой отсек помещался внушительный: без малого 100 человек могли разместиться на смонтированных сиденьях. Ми-6 – один из первых поставленных на экспорт высокотехнологичных продуктов еще советской оборонки и в то же время один из самых успешных.
За 20 лет для нужд собственной страны, а также зарубежных заказчиков, в числе которых, помимо Индонезии, оказались и другие страны Азии и Африки, было произведено 800 вертолетов-тяжеловесов.
Турецкий «Воин»
Несмотря на то что отношения России и Турции серьезно испорчены, было время, когда для турецких военных отечественными специалистами разрабатывался крайне необычный боевой вертолет. Турецкий тендер на поставку почти 150 боевых вертолетов с самого начала обещал быть крайне сложным для всех его потенциальных участников. Список кандидатов на звание победителя большого конкурса был достойный: американские «Кобра» и «Апач», «Тигр» европейского производства, итальянский А129 и последний, самый необычный экземпляр, российский Ка-50-2.
Крайне необычный вертолет, выполненный по знаменитой камовской схеме с двумя несущими винтами, из всего списка претендентов на победу заметно выделялся: характерное остекление кабины, отличающееся от всех вертолетов-конкурентов, необычные формы и широкая степень кооперации отечественных и зарубежных фирм. Весь регион, окружающий Турцию, как можно было убедиться не один раз, крайне нестабилен, и боевые действия в соседних регионах – практически обычное дело. Именно для реагирования на подобные угрозы Турции в конце 90-х и понадобился новый ударный вертолет.
Для своевременной и молниеносной реакции туркам было необходимо наличие совершенно иного типа боевых машин, а машины подобного класса уже были разработаны и построены в России. Ка-50 «Черная акула», воплощенный в металле к концу 90-х успешно наводил ужас на зарубежных военных специалистов: бронированный танк с двумя винтами, расположенными друг над другом, нес на себе такое количество вооружения, которого хватило бы для серьезной войсковой операции, а бронированию в уникальном вертолете подверглась не только кабина, но и все жизненно важные для машины узлы и агрегаты.
Для того чтобы снизить процент зависимости от российского вооружения в огромном по меркам поставок вооружения проекте, турецкая сторона попросила дооснастить вертолет. В 1997 году камовцы заключили соглашение с израильской компанией, согласившейся поставить для российского вертолета авионику и вооружение. Машина получилась воистину уникальная – отечественная конструкция удачно сочеталась с зарубежными системами наблюдения и вооружения.
Особенное впечатление на турецких военных произвели противотанковые ракетные комплексы «Вихрь», поражающие мишени на учебных стрельбах с первого раза. Однако без неприятных сюрпризов, никак не связанных с конструктивными особенностями, не обошлось.
«Американцы страшно не любят конкуренцию. Несмотря на то что вертолет полностью удовлетворял условиям тендера, к нему сразу же начали предъявлять требования, которых изначально не было», – отмечает авиационный инженер, специалист в области БРЭО Николай Алаутдинов. Не исключено, что именно американские «советники» помогли туркам созреть на переоснащение вертолета с российского вооружения на зарубежное.
В конечном счете по настоянию турецких военных под вертолет вместо российской авиапушки повесили орудие французской компании GIAT, да и противотанковый комплекс «Вихрь» заменили на зарубежный образец. Несмотря на удачное сочетание технологий и большую кооперацию с зарубежными разработчиками, выбор в пользу Ка-50-2 турецкие военные так и не сделали. Специалисты отмечают, что при цене около 20 миллионов долларов за единицу Ка-50-2 мог стать самым дешевым и самым боеспособным вертолетом в турецкой армии, однако, судя по всему, сделать правильный выбор туркам попросту не дали.
Ближневосточный «Охотник»
Ми-28 – самый новый вертолет из тех, что Россия предлагает на экспорт. Машина, судьба которой сложилась удачно, хоть и не сразу, уже поступил первым зарубежным заказчикам и приступил к выполнению задания. Боевой вертолет для круглосуточной работы за рубежом неслучайно назвали «Опустошителем»: 30-миллиметровая скорострельная пушка, блоки с противотанковыми ракетами и контейнеры с неуправляемым вооружением – арсенал, с помощью которого можно доставить огромное количество неприятностей любому противнику.
Однако большим количеством вооружения сейчас никого не удивишь: помимо самого вооружения, важна способность его быстро применять. За быстродействие у Ми-28 отвечает комплекс бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО-28, ядром которого являются высокопроизводительные компьютеры. Именно благодаря высоким вычислительным мощностям Ми-28 из ударного вертолета превратился в желанный объект покупки.
Однако и это еще не все. Модернизированные версии вертолета Ми-28НМ производители оснастят новейшей РЛС кругового обзора, улучшенной системой управления, а несущий винт с новыми лопастями позволит «Ночному охотнику» улучшить и без того неплохие скоростные показатели.
«Несмотря на то что Ми-28 – машина современная и высокотехнологичная, быстройдействие и большое количество боеприпасов вертолету пригодятся все-таки в ходе реальной боевой работы», – рассказал в интервью «Звезде» заместитель генерального конструктора по авиационному оборудованию АО «Опытно-конструкторское бюро имени М. П Симонова» Илья Матвеев.
Эксперт отметил, что высокий экспортный потенциал вертолета уже проверяется на деле и по тому, с какой точностью работает вооружение Ми-28, можно многое сказать относительно реализованных в нем технологий. Говоря о том, где Ми-28 уже используется по прямому назначению, в первую очередь стоит упомянуть Ирак. По контракту, заключенному в 2012 году, вооруженные силы этой страны получат 19 боевых вертолетов Ми-28.
Поставка высокоэффективного вертолета иракским вооруженным силам, по словам специалистов, придется весьма кстати, ведь страна испытывает серьезные проблемы в борьбе с ИГИЛ, а партнеры из западных государств, успешно продавшие иракскому правительству значительное количество техники, в борьбе с международным терроризмом помогать не торопятся. Тем временем военно-техническое сотрудничество с Россией дает первые плоды: все чаще на видеороликах появляются кадры с вертолетами Ми-28, которые точечно отрабатывают вооружением по позициям боевиков.
Эксперты отмечают, что 11 вертолетов, уже поставленных Ираку, вполне способны эффективно противодействовать боевикам ИГИЛ в любое время суток. Иракские военные, уже оценившие российские машины в деле, с покупкой не прогадали, ведь Ми-28 производится с классической для России концепцией – максимум эффективности за разумные деньги. Еще одним достоинством вертолетов российского производства в эпоху постоянного дорожающего обслуживания и содержания вооруженных сил является большое количество профессионального летного состава для обучения, а также информационной поддержки летчиков других стран.
Как добавляют эксперты, лучшую рекламу российским вертолетам делают ближневосточные покупатели Ми-28, в особенности Ирак, почти сразу бросающий «Охотников» на борьбу с ИГИЛ, и если судить по недовольным выкрикам террористов и рокоту 30-миллиметровой пушки, покупка Ми-28 себя полностью оправдывает.
Дмитрий Юров
ТВ Звезда
Читайте также:
Трамп признал — мир на условиях Москвы неизбежен
20.12.2025 13:42
Украина рискует потерять почти всю территорию восточнее Днепра, а то и больше. А под этот шумок соседи уже точат зубы: Польша давно мечтает о "возвращении" западных земель — Львова, Ивано-Франковска, Тернополя.
Одесса. Ситуация накаляется: Россия вытащила смертоносный козырь из рукава
Вооружённые силы России усилили планомерные операции против объектов тыловой инфраструктуры украинской армии, проводя атаки сразу по нескольким ключевым направлениям.
Россия отрезает Украину от Дуная
20.12.2025 18:09
Россия вывела из строя ключевой автомобильный мост на трассе Одесса – Рени через Днестр в селе Маяки. Ранее удары наносились по железнодорожному мосту через Днестровский лиман в районе Затоки.
Яна Поплавская была в шоке от того, что спрашивали у Путина: «Позор»
Активистка Яна Поплавская пришла в недоумение, услышав вопросы, которые журналисты задавали Владимиру Путину на прямой линии.
Не ожидали такого. Запад в панике после решения Путина
20.12.2025 16:47
Запад испугался после заявление президента России Владимира Путина о Калининграде.