Регистрация

Россия обойдет Босфор через Иран

09.04.2016  09:47
3 700
8


Смогут ли Москва и Тегеран проложить судоходный канал из Каспия в Персидский залив?

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Вопрос о прокладке сквозного судоходного канала между Каспийским морем и Персидским заливом рассматривается Россией и Ираном. Об этом 8 апреля заявил посол ИРИ в РФ Мехди Санаи на встрече со студентами Санкт-Петербургского госуниверситета.


Напомним, о строительстве канала между Каспийским морем и Персидским заливом в интервью иранскому информационному агентству Fars заявлял еще в 2012 году министр энергетики Ирана Меджида Намджу. Тогда его стоимость оценивалась в 7 млрд. долларов.

Каспийское море является крупнейшим на Земле замкнутым водоемом. Береговая линия составляет 7000 км и проходит по территории России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана. Соединить Каспий с Персидским заливом можно, лишь проложив канал по территории Ирана. Привлекательность проекта для РФ главным образом в том, что канал обеспечивает кратчайший выход в бассейн Индийского океана, в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы.

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин замечает: теоретически проложить сквозной судоходный канала из Каспийского моря в Персидский залив возможно, точно также как и перебросить часть стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.

— При желании и больших деньгах можно прокопать все что угодно. Данные о том, что проект признан невозможным технически, отсутствуют. Но в нынешней ситуации его перспективы крайне сомнительны, несмотря на всю привлекательность подобного рода затеи. Сейчас по самым скромным оценкам стоимость проекта составит не менее 10 млрд. долларов. Кроме того, уровни Каспия и Персидского залива различаются чуть ли не на 28 метров, следовательно, надо строить громадное количество инфраструктуры по типу Волго-Донского судоходного канала.

В настоящее время свободных ресурсов такого объема нет ни у России, ни у Ирана, ни у Китая, который теоретически в рамках своей транспортной стратегии, концепции «Экономический пояс Шелкового пути» мог бы заинтересоваться обсуждаемым проектом. Обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы в нынешних геополитических реалиях — идея привлекательная, но все-таки это не тот мотив, который бы заставил стороны рискнуть и начать копать канал в ближайшее время.

Также вопрос — а что возить по этому каналу, чтобы он вышел на достойный уровень рентабельности хотя бы через 5−10 лет после того, как гипотетическая стройка закончится? А длиться она будет никак не меньше 10 лет — исходя из финансового и технологического потенциала, это слишком глобальный проект. Как я уже сказал, в какой-то степени он мог бы заинтересовать Пекин, но китайцы все-таки больше настроены на модернизацию существующих транспортных артерий, их соединение, а не на строительство новых масштабных проектов.

Может быть через несколько лет, если интеграция на евразийском пространстве будет идти успешно, если действительно будут предприняты реальные шаги по сопряжению проекта Евразийского экономического союза и китайской транспортной концепции с подключением Ирана, если будет расти перспективность коридора «Север — Юг», который ни шатко ни валко развивается уже больше десятилетия, в строительстве канала созреет необходимость. Но сейчас, на мой взгляд, проект из Каспия в Персидский залив — это, скорее, тема для разговоров, и не более. Кстати, поворот сибирских рек в регионы, остро нуждающиеся в пресной воде, в этом плане выглядит более перспективным.

Иранист, консультант программы «Внешняя политика и безопасность» московского центра Карнеги Николай Кожанов полагает, что заявление дипломата Мехди Санаи — это очередной политико-пропагандистский ход иранцев.

— Тегеран сейчас активно пытается указать на значимость своей сраны, чтобы в нынешний период «открытия миру» поскорее привлечь инвесторов. Тем более что со снятием санкций все-таки имеются проблемы — американцы отменили лишь вторичные санкции против Ирана, связанные с запретом на ведение деловых отношений с Тегераном для физических и юридических лиц третьих стран и иностранных филиалов американских компаний, в то время как для американских резидентов ограничения остаются в силе. Сохраняются замороженными банковские авуары и собственность правительства Исламской республики в Соединенных Штатах.

Поэтому западные и российские бизнесмены кружатся вокруг Ирана, но непосредственно на практические шаги пока еще не решаются. Вот иранцы и выдают всевозможные бизнес-предложения. Но проект прокладки сквозного судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив труднореализуем даже с технической точки зрения. Достаточно посмотреть на географическую карту Ирана, чтобы понять в какую стоимость обойдется такое строительство, ведь его придется прокладывать через пустыни, горы и низменности.

Второй момент — судоходная заполняемость. Скажем, если взглянуть на проект международного транспортного коридора «Север — Юг», который призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран, то у России на этом направлении не такие уж и большие грузопотоки… Да, морской порт Астрахань мощный, но развитие порта Оля при впадении Волги в Каспийское море, на который изначально возлагались надежды, до сих пор под большим вопросом.

Иран — это, безусловно, важнейший региональный транспортный хаб. Но для Тегерана с точки зрения транзита как источника заработка достаточно делать то, что он делает сейчас — продолжать развивать дорожную сеть, которая не в пример качественнее российской, малую авиацию и железные дороги. Основные направления такого транзита — отнюдь не «Север — Юг», а больше «Запад — Восток»: Иран активно зарабатывает именно на переброске грузов с Ближнего Востока по направлению Китай-Индия-Средняя Азия или с азиатского по направлению Ближний Восток-Европа. Поэтому, честно говоря, нет ни политической, ни экономической целесообразности в реализации проекта прокладки канала.

— Иран хотел бы создать целый ряд транспортных коммуникаций на случай, если его кто-то в будущем решит заблокировать — Турция или Запад, — говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Отсюда все эти грандиозные проекты, но насколько они реализуемы — большой вопрос. Впервые проект канала от Каспийского моря до Персидского залива был разработан не в начале 60-х годов прошлого века, как пишут некоторые СМИ, а еще в конце 19 века русскими инженерами. Затем иранские власти планировали его реализовать с помощью СССР. И хочу сказать, что реализация проекта канала была проблематичным делом даже для СССР по финансовым и техническим ресурсам, а что уж говорить про современную российскую экономику…

Также обратим внимание, что пока с Ирана сняты не все санкции, более того — поднимается вопрос о новых ограничениях из-за его ракетной программы. Многое будет зависеть от нового президента США. Но! Если кто-то думает, что Россия будет активно участвовать в иранских проектах, связанных с энергоресурсами и т. д., то сильно ошибается. Львиная их часть достанется Европе. К сотрудничеству с Ираном нужно относиться трезво и избавляться от мыслей о каком-то мифическом стратегическом партнерстве.

Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
С 4 мая. Польша перебрасывает военную технику к российским границам
01.05.2024 11:20
Польские военные массово направятся в северные воеводства, сообщило главное командование Вооруженных сил страны в социальной сети X.
Зеленский – «тупорылый черт» и главное зло: украинская телеведущая набросилась на Зеленского (Видео)
01.05.2024 11:46
freedom-news.ru
Президент Украины Владимир Зеленский – главный виновник происходящего в стране. Он обманул население и бросил его в топку войны.
"Был удар по центру города и по станции": В Одессе уничтожен бункер, о котором молчат сводки
01.05.2024 16:33
Из женщин начнут формировать новые подразделения, в небе над Часовым Яром сотни FPV-дронов, названа цель ВС России на Донецком направлении.
"Враг готовится": Удар "Искандерами" по Одессе указал на "движение" противника - подполье
02.05.2024 09:22
x-true.info
Глава николаевского подполья Сергей Лебедев заявил, что, несмотря на итоги массированной атаки на военные склады противника в Одессе "Искандерами", радоваться преждевременно. Ночной удар указал на активное "движение" противника: "враг готовится".
Предавший Россию артист призвал мириться с фашизмом в Прибалтике (Видео)
01.05.2024 14:55
freedom-news.ru
Уволенный из театра Моссовета за «антивоенные акции» и уехавший в августе 2022 года в Вильнюс артист-иноагент Александр Филиппенко признался, что за эти два года ему удалось сыграть на сцене всего 2-3 раза.
  1. 09.04.2016
    11:47
    +1
    Неужели свергнуть вонючий режим  Эрдогана дороже , чем проложить  такой крутой канал, хотя, может быть канал и в любом случае нужен.
  2. 09.04.2016
    12:51
    -2
    Главное, что бы хватило денег и прочих ресурсов  :winked:
  3. 09.04.2016
    17:47
    -4
    Укры море выкопали, чего нам канал какой-то прорыть стоит? Интересно, кто это предполагал, он на карту вообще смотрел? А что горы? Что с ними? 10млрд порадовало. Вот за 10 триллионов я ещё бы поверил.<br>
    1. 09.04.2016
      18:59
      -3
      Я иногда так и думаю, что вирус майданусти и в Россию пробирается <br>:lol:
      1. 09.04.2016
        21:14
        +1
        "посол ИРИ в РФ Мехди Санаи на встрече со студентами Санкт-Петербургского госуниверситета." явно не по адресу. иран просит денег. причем здесь россия и ее майданутость?<br>
        1. 09.04.2016
          21:24
          -5
          ну, как вариант - просить денег... <br>Я не говорил, что вся Россия заразилась этим вирусом, я имел ввиду отдельные личности, к сожалению их становится всё больше <br>:winked:
          1. 09.04.2016
            22:39
            +3
            поосторожней с формулировками. опять понял не так...<br>
            1. 09.04.2016
              22:49
              -4
              а я и не мог по другому говорить, на Украине полно адекватных людей, которые понимают что происходят, они есть и в России и в других странах