Регистрация

«Прибалтийские» миллиарды начали работать на российскую экономику

12.04.2016  22:01
3 686
3


Прибалтика терпит все большие потери из-за разрыва экономических связей с Россией. Теперь и представители Рижского порта заявляют о колоссальных убытках, вызванных сокращением транзита российских грузов. Строительство сразу нескольких отечественных крупных портов начинает приносить российской экономике значительные дивиденды, невзирая на кризис.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Рижский свободный порт жалуется на значительный спад объема перевозки грузов. Так, грузооборот порта в первом квартале уменьшился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 13,8% до 9,1 млн тонн.


Председатель правления порта Андрис Америкс объясняет, что часть грузов, которые в свое время российские предприниматели отправляли через Ригу, Россия теперь транспортирует через свои порты, которые стремительно развиваются.

«Россия активно развивает собственную портовую и припортовую инфраструктуру в целях снижения транспортных издержек. Поэтому вполне логично, что транспортные потоки в прибалтийские порты с развитием отечественных портов Усть-Луга и Приморск начали сокращаться», — согласен председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

С другой стороны, исходя из квартальных данных, грузооборот в порту Риги сократился на 1,4 млн тонн, тогда как объем перевалки через российские порты Балтийского бассейна увеличился лишь на 0,5 млн тонн. Таким образом, можно говорить в целом о снижении экономической активности, по крайней мере, в Прибалтике, а не только о переходе грузов из прибалтийских в российские порты, добавляет Андриевский.

Прибалтийские порты в их современном состоянии были построены во времена СССР. Однако после распада Союза России пришлось нести дополнительные расходы в виде платы за провоз грузов через ставшие заграничными порты. Те же нефтеналивные терминалы в Вентспилсе и Клайпеде (как и нефтепроводы и НПЗ) строились в Латвийской и Литовской ССР в рамках общей инфраструктуры по поставкам советской нефти в Европу. С тех пор Латвия и Литва лишь ремонтируют и модернизируют имеющуюся инфраструктуру. При этом, России как правопреемнице СССР приходится доплачивать за перевозку своих грузов, той же нефти.

Причем, Прибалтика, скорее всего, могла бы до сих пор получать дивиденды с этой инфраструктуры, если бы местные власти не развивали русофобскую политику и не вступали в НАТО. Этим они сами подтолкнули Россию начать госпрограмму развития собственных портов.

В послании федеральному собранию Владимир Путин в очередной раз озвучил конечную цель – за счет российских портов на Балтике Россия должна окончательно отказаться от использования портов Прибалтики. Ровно с той же целью Россия развивала и южные порты, а в купе с воссоединением с Крымом безболезненно смогла отказаться от украинских портов на Черном море.

Таким образом, жаловаться на уход российских грузов и обеднение скоро будет не только Рига, но также порт Вентспилс, Клайпеда и Таллин. Собственно, результаты уже налицо. Так, грузооборот Вентспилсского порта (Латвия) тоже падает: в 2014-м году через него было перевезено почти на 9% меньше грузов, чем в 2013-м году – всего 26 млн тонн. За два первых месяца 2015 года перевалено уже на 18% меньше, чем за тот же период 2014 года, лишь 4,8 млн тонн грузов.

Грузооборот порта Таллин в прошлом году упал на 21% до 22,4 млн тонн. Пока неплохо себя чувствует лишь литовский порт Клайпеда, где грузооборот по-прежнему растет год от года, но темпы роста явно замедляются: в 2014-м рост на 9%, в 2015-м — лишь на 5,6% до 38,4 млн тонн.

«С расширением возможностей российской портовой инфраструктуры необходимость в транзите к балтийскому побережью через страны ЕС отпала», — говорит Андриевский. Первыми о переориентации экспортных потоков заговорили энергетические российские компании. В частности, Транснефть еще в 2014-м году пообещала перевезти поставки 5,5 млн тонн нефтепродуктов из портов стран Балтии в российские Приморск, Усть-Лугу и Новороссийск.

Статистика грузооборота российских портов подтверждает эту тенденцию. Согласно данным Ассоциации российских торговых портов, грузооборот портов РФ с каждым годом растет. Так, в 2015 году по сравнению с 2014-м он вырос на 5,7% до 676, 7 млн тонн. За три месяца 2016 года грузооборот увеличился на 4,6% и составил 167,3 млн тонн.

Если сравнить итоги 2015 года не с 2014-м, а с 2013-м, когда ситуация внутри и внешне была еще спокойной, то видно, что расти российским портам не мешает ни экономический, ни геополитический кризисы. Грузооборот морских портов в прошлом году вырос на 15% до 676,7 млн тонн по сравнению с 589 млн тонн в 2013-м. Таким образом, несмотря на падение цен на нефть, девальвацию рубля, финансовый кризис и санкции, российские морские порты за два года нарастили перевалку грузов почти на 90 млн тонн.

Так, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна вырос за два последних года более чем на треть. В прошлом году — на 10,2% по сравнению с 2014-м, по итогам первого квартала 2016 года – еще на 3,3%. «Южные порты, судя по всему, постепенно перетягивают на себя грузооборот РФ-ЕС. Отчасти и от этого объем перевалки российских грузов через прибалтийские порты снижается», — отмечает Андриевский.

В большом плюсе также порты в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Отстают лишь порты в Арктическом и Каспийском бассейне, которые закончили прошлый год в небольшом минусе от уровня 2013 года.

Новороссийск – лидер по объему грузов среди российских портов, за два года сумел усилить свои обороты до более чем 127 млн тонн. Балтийский порт Усть-Луга за два года превратился во второй после Новороссийска, нарастив грузооборот с 63 почти до 90 млн тонн. Когда только начинали строить порт Усть-Луги, заявлялось, что он будет переваливать до 170-180 млн тонн грузов в год. Такой скачок сможет дать только перенаправление транзитных потоков из Прибалтики в Ленинградскую область.

На третьем месте по итогам 2015-го года – порт Восточный, который увеличил объемы перевозок на 17 млн тонн. Сильнейший рост показал порт Кавказ, который нарастил объемы грузов более чем в три раза – с 8 млн тонн в 2013-м до 30,5 млн тонн в 2015-м. Он теперь шестой по объемам грузов порт в России, хотя раньше не дотягивал и до топ-10. Рост показали также порты Ванино, Туапсе, Находка, Высоцк.

Только за последние пять лет средний прирост пропускной способности российских портов составил 20 млн тонн в год, заявил недавно руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. И в 2016-м году их мощности планируется увеличить еще на 32 млн тонн. «В целом за 15 лет объем грузооборота через российские порты вырос в 2,7 раза. Это колоссальное достижение. Были построены новые терминалы на балтийском побережье, активно развиваются порты арктического бассейна. Появилась мощная инфраструктура на Дальнем Востоке», — говорит Андриевский.

Только в прошлом году Россия вложила в портовую инфраструктуру почти 28 млрд рублей. При этом на один рубль бюджетных инвестиций приходится два рубля частных, говорил Олерский.

Убытки Прибалтики от реализации планов России будут настолько же колоссальными, как и российские прибыли. Только от прекращения транзита российского угля через Рижский порт убытки латвийской экономики составят 130-140 млн евро в год, посчитывал ранее Андрис Америкс. При этом, уголь в общем объеме перевалки грузов через порт занимает далеко не самую большую долю. Поэтому общие потери могут исчисляться миллиардами евро.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Глава ДНР сообщил о начале боев за Торецк
22.12.2024 21:22
orenburg.media
Российские военные с боями продвигаются у Дзержинска (Торецка), основные бои начались у города, сообщил сегодня глава Донецкой народной республики Денис Пушилин.
Кремлю выставлен "последний" ультиматум: Киев добился своего - Кишинёв готовит операцию в Приднестровье. Дальше война
23.12.2024 15:22
Служба внешней разведки России официально докладывает о крайне негативном сценарии, разворачивающемся на этот раз в Молдавии. Однако Кишинёв, судя по всему, и не пытается скрыть, что реализует план провокации, шантажируя Москву.
Давно Путина таким не видели - президент объявил о жёстком возмездии за Казань. Готовится "исторический удар"
22.12.2024 18:49
Несколько часов назад президент в интервью с журналистом Павлом Зарубиным рассказал, что дал указание производить и испытывать в боевых условиях "Орешник", несмотря на разные точки зрения в Минобороны на этот счёт.
Следом за "Орешником" прилетит "Осина": На вооружение России встанут ракеты-убийцы американской ПРО
23.12.2024 15:07
В шахтах же дежурство несут не только "Ярсы", но и ракеты других типов, последние из Р-36М2 "Воевода" и УР-100Н УТТХ, каковые с 2018 года активно переделываются в носители гиперзвуковых блоков "Авангард".
Молчание после "тайного приказа Герасимова" прервано: ССО КНДР под Херсоном. Форсирование Днепра, начало штурма
22.12.2024 18:32
Получается, молчание после "тайного приказа Герасимова" прервано. Однако возникает вопрос - а зачем столько фейков за раз? Складывается впечатление, что город готовят к сдаче, а потому заранее прикрывают "информационные тылы".
  1. 12.04.2016
    22:31
    -2
    Наверное скоро Прибалтика снимет санкции... <br>wink чиновники на верху задницей думаю, что в итоге получат, на выходе <br>
  2. 12.04.2016
    22:49
    0
    Ну что ж гут. Пусть их НАТО кормит. На русофобии много не заработаешь.<br>
  3. 14.04.2016
    08:01
    0
    Терпите проамериканские вассалы, ибо завоеванные демократические ценности  не дешево обходится бюджету колоний англосаксов.