Регистрация

Броня «Позора»

12.05.2016  08:41
2 351
5


Разграбленный ВПК Украины не позволяет восполнить потери, понесенные в Донбассе.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Эти две новости из Киева пришли почти одновременно. Президент Украины Петр Порошенко на днях заявил: «Мы создали одну из наиболее мощных и точно одну из наиболее патриотичных и сильных армий на континенте». И тут же в его стране вспыхнул острый скандал между Министерством обороны и «Укроборонпромом».


Как выяснилось, по швам лопнула одна из самых амбициозных и дорогостоящих программ перевооружения украинской армии. Давно обещанная местными оборонщиками поставка в войска первой партии отечественной тактической боевой колесной машины (ТБКМ) «Дозор-Б» не состоялась.

Между тем, еще в начале апреля генеральный директор Львовского бронетанкового завода Роман Тымкив твердо пообещал: «Мы достойно прошли весь путь, в рекордно короткие сроки освоили производство „Дозоров“ и сейчас последние три машины из первой партии доукомплектовуются навесными и внутренними комплектами ЗИП». По его словам, до начала мая первая десятка ТБКМ будет отправлена на передовую и военные сами убедятся в ее прекрасных боевых качествах. Май подошел к экватору, а продукцию львовян в Донбассе так пока никто и не видел. Ни ополченцы, ни так называемые «воины АТО».

Но, как оказалось, тамошние военные ничего хорошего от этой затеи и не ждали. Они давно и с полным основанием прозвали разрекламированный официальным Киевом первый сугубо украинский «Дозор-Б» «Позором». Более того, теперь, по итогам государственных испытаний бронеавтомобиля, генералы требуют вообще отменить недавно принятое решение Совета по национальной безопасности и обороне Украины о приеме его на вооружение. А киевская пресса традиционно задается вопросом: «Уж не очередная ли диверсия случилась на Львовском бронетанковом заводе?»

Вкратце вспомнить историю создания этой ТБКМ полезно еще и потому, что тогда становятся предельно ясными действительные, а не выдуманные чиновниками перспективы «одной из самых мощных и точно одной из самых патриотичных и сильных армий на континенте». Разрыв военно-технического сотрудничества Украины с Россией в 2014 году создал огромные трудности для Москвы. Но в сто крат большие — для Киева. И несчастливая биография «Дозора-Б» тому ярчайшее подтверждение.

Примем во внимание и еще одно предварительное замечание. Казалось бы, именно с с созданием новых образцов бронетехники у Украины не должно было быть особых проблем. Вот, скажем, с боевой авиацией — тут да, все с самого начала смотрелось исключительно в мрачных для этой страны тонах. Ни одного КБ, ни одного серьезного авиазавода, производившего истребители, бомбардировщики или штурмовики в распоряжении впавшего в «самостийность» Киева не оказалось (знаменитая на весь мир «антоновская» фирма занималась и продолжает заниматься исключительно военно-транспортной авиацией). Все боевые самолеты делала Россия. Ну, а штурмовики Су-25 еще и Грузия.

Однако с бронетехникой все было совершенно иначе. Лучший в Советском Союзе танковый завод имени Малышева — в Харькове. КБ по машиностроению имени Морозова — там же. Еще в стране — куча производств поменьше, вроде уже упомянутого ремонтного Львовского бронетанкового завода. Что еще нужно, казалось бы, чтобы сконструировать и поставить на конвейер хотя бы новый бронетранспортер?

Те, кто так думал, как оказалось, сильно упрощали проблему. История с ТБКМ наглядно показала, что даже серьезной бронетанковой державой Украина уже считаться не может.

Как раз в загибавшемся от отсутствия денег Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени Морозова в 2004 году в инициативном порядке (то есть, без всяких гарантий со стороны военных) и взялись за разработку первого собственно украинского бронеавтомобиля. Считалось, что на первых порах это будет легкий бронетранспортер для решения широкого спектра боевых задач. Впоследствии на его базе в Харькове рассчитывали создать еще и боевую разведывательную машину, самоходный 120-миллиметровый миномет, командно-штабной и санитарный варианты, плавающую машину десанта. Словом, закрыть практически все потребности Сухопутных войск Украины в такой технике.

В 2006 году выкатили из цеха первый макетный образец. Украинскому оборонному ведомству он показался абсолютно неинтересным. Тогда еще было что по мелкому тырить на старых советских складах и арсеналах, доставшихся этой стране. Чем киевские генералы и занимались с большим увлечением.

Но грянула война за Донбасс, крепить разваливавшийся фронт Киеву оказалось совершенно нечем. Тогда и вспомнили там про запылившийся на харьковском складе «Дозор-Б». «Давай, давай, давай!» — понеслось из перепуганной грозными событиями столицы Майдана. И. о президента Александр Турчинов в июне 2014 года заявил, что для начала надо срочно склепать и отправить в войска хотя бы пару сотен таких грозных ТБКМ.

Эта цифра, конечно, оказалась совершенно ненаучной фантастикой для современной Украины. Львовский бронетанковый завод, определенный для серийного производства, немедленно завяз даже в испытаниях. Первый опытный образец «Дозора-Б» там сумели выпустить лишь к августу 2015-го. Государственные испытания завершили в рекордные три месяца. Правда, в итоговом акте 8 декабря 2015 года военные отметили множество недостатков, но львовские и харьковские оборонщики клятвенно пообещали все устранить до начала серийного выпуска.

А устранять, как оказалось, было чего. В условиях полного отсутствия кооперации с проверенными российскими партнерами «Дозор-Б» в окончательном варианте принялись собирать с миру по нитке. Вся проектно-конструкторская документация сразу полетела в тартарары.

Чудище, которое нынешней весной все же выкатил Львов, выглядит так. Германский двигатель «Дойтц». Американская трансмиссия «Аллисон». Оттуда же радиостанция «Harris». Не те, что должны быть по документам, колесные редукторы. Не те мосты. Не та лебедка и фильтро-вентиляционная установка. Не то бронестекло и противоосколочный «подбой» корпуса. Вместо опорно-поворотного устройства для боевого модуля, разработанного на Харьковском тракторном заводе, во Львове установили свой, собственной конструкции. Как выяснилось — неудачный. В итоге «Дозор-Б» из пулемета, гранатомета и автоматической пушки принялся лупить в белый свет как в копеечку.

Но самое главное — бронеавтомобиль остался и без высокопрочной стали украинского производства марки «71». Такую варили в Луганске. Но даже если варят и по сию пору, кто же будет такую из Новороссии отправлять во Львов? Чтобы бронетранспортеры оттуда приехали обстреливать Луганск?

В общем, и за сталью пришлось создателям «Дозора-Б» побегать по миру. Нашли неподалеку от Львова — в Польше. Вместо украинской марки «71» бронеавтомобиль одели в польскую Аrmstal 500. Сразу полетели все расчеты харьковских конструкторов по бронестойкости машины. А это означает, по сути, что всю работу над ТБКМ надо начинать заново. Как итог — Минобороны Украины еще минувшей зимой уже встало на дыбы при виде такого «подарка» «Укроборонпрома». Но, как оказалось, самое глубокое изумление генералов из Киева ждало впереди.

Согласно графика, первые 10 бронеавтомобилей «Дозор-Б» на приемо-сдаточные испытания львовяне должны были представить военным до 31 марта 2016 года. 30 апреля они машины планировалось отправить в войска. Но снова не сложилось. Почти у всех «дозорных» тут же выявились схожие неисправности — тормозной системы, рулевого управления, противопожарной системы, колесных редукторов, панели управления.

Но когда новинки все же рискнули отправить в первый пробег по полигону, вышло еще хуже. На трех «Дозорах-Б» из десяти, прошедших всего от 120 до 400 километров каждый, корпуса из польской брони треснули как переспелые арбузы. Без боя. Без обстрелов. Без подрыва на минах.

По некоторым сведениям, эту партию новеньких бронеавтомобилей на донбасский фронт отправлять не рискнут. Министр обороны Украины генерал армии Степан Полторак уже распорядился отдать злосчастные «Дозоры» на окончательное растерзание курсантам училищ Сухопутных войск — по пять во Львов и в Одессу. А продолжится ли эпопея с выпуском украинских тактических боевых колесных машин во Львове — над этим теперь Киеву предстоит крепко подумать.

Всю эту историю можно было бы счесть за обычную при разработке сложной современной техники конструкторскую или производственную неудачу. Подобные во всех странах случаются. Но на самом деле для некогда самой крепкой отрасти «Укроборонпрома» это, похоже, окончательный приговор.

А тем временем украинская армия остро нуждается в пополнении в пополнении бронетехникой. Еще в мае 2015 года на Международной научно-технической конференции во Львове прозвучали такие цифры: в ходе боев за Донбасс Вооруженные силы страны потеряли 45 процентов боевых машин пехоты, 28 процентов бронетранспортеров и 20 процентов танков (Попков Б. А. «Пути повышения защищенности образцов ВВТ сухопутных войск Вооруженных Сил Украины по опыту проведения АТО», Сборник тезисов докладов).

Судя по эпопее с ТБКМ «Дозор-Б», восполнить эти утраты в обозримой перспективе Киеву нечем. Таковы реалии «одной из самых сильных армий на континенте».

Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Как отучить страны Балтии и Финляндию от саботажа против России: Политолог подсказал эффективное решение
28.04.2024 00:20
freedom-news.ru
Финляндия и прибалтийские страны намеренно саботируют прохождение грузов на границе, а также создают искусственные очереди.
Фронт рухнул. Главком ВСУ выступил с экстренным обращением к нации
28.04.2024 19:05
Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский заявил в Telegram-канале об обострении ситуации на фронте.
Оптимизация грузовых маршрутов — ключ к успешным перевозкам
27.04.2024 22:48
Грамотное профессиональное планирование маршрута является одним из важнейших элементов в сфере грузоперевозок. Планирование маршрута не только оптимизирует процесс доставки, делая его в несколько раз выгоднее, но и помогает избежать задержек и простоев.
Атака на военные аэродромы: Стало точно известно, что уничтожили "Кинжалы" в Каменке, Прилуках и Староконстантинове
28.04.2024 18:48
В Минобороны России сообщили об атаке на три военных аэродрома противника. Ранее аналитики предполагали, что удары "Кинжалами" наносились по аэродрому Староконстантинов, где находились носители крылатых ракет Storm Shadow/SCALP.
Новая цель получена: Хакеры вычислили базу финских наёмников на Украине
27.04.2024 20:50
Финских офицеров раскрыли на базе снайперов ВСУ в Харькове. Русские военные получили новую цель для ударов, а власти Финляндии - новый скандал.
  1. 12.05.2016
    09:02
    +1
    полный позор...даже машину сделать не могут, броня польская, своей же нет, зато какой танк на БУМАГЕ разработали...самая сильная армия на континенте, только вот на каком?
  2. 12.05.2016
    09:16
    0
    Это как самолет они какой то замутили, но летать на нем можно, только если балласт загрузить в хвост )))
  3. 12.05.2016
    18:24
    0
    А что смеяться? Это результат планомерного, многолетнего уничтожения наследия СССР. <br>Старые кадры давно уж от безденежья переквалифицировались, поуходили в купи-продай бизнес, либо просто на рынках торгуют турецким и китайским шмотьём. Это кто ещё жив и не на пенсии.  <br>ВУЗы много лет выпускают менеджеров. Самые популярные юристы да экономисты, на крайняк - программисты. В ВУЗах технических специальностей практически не осталось, не говоря про токарей да сварщиков со слесарями. Квалифицированных кадров днём с огнём не найти. Ни конструкторов, ни рабочих.<br> <br>Россию, насколько я понимаю, ведут по тому же пути. Если срочно не навести порядок в Министерстве образования и Академии наук, - скоро и в России будет такая же  >|< o п а.  Англо-саксы образование приравняли в оборонке, уничтожают его тщательно, вдумчиво.<br><br>Об этом сказал в своём интервью 17 мая 2013 года Жорес Алфёров, нобелевский лаурет:<br>-- "Когда мы запустили спутник, Эйзенхауэр и Кеннеди сказали, что РУССКИЕ ВЫИГРАЛИ КОСМИЧЕСКУЮ ГОНКУ НЕ НА РАКЕТНОМ ПОЛИГОНЕ, А ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ. Когда я в 1970 году читал лекции в одном из американских университетов, я был поражен крайне низкому уровню американских студентов 1-2 курсов. Сейчас, когда я слышу ответы некоторых школьников в ЕГЭ, я уже поражаюсь в другую сторону."<br><br>То, что реформы нашего образования резко снизили его качество - не случайность, а стратегическая программа, реализуемая Госдепом через структуры НКО. Ещё в начале 1992 года газета "The New York Times" писала: «…политика администрации США направлена на то, чтобы довести русскую аэрокосмическую и военную промышленность до столь низкого уровня, находясь на котором она уже никогда в будущем не могла бы представлять угрозы США!»<br><br>На Украине англо-саксы получили контроль над государством намного раньше и намного более полный, чем в России. Результат этой их деятельности и проявился вот сейчас. Юристы, экономисты-финансисты и менеджеры никакого современного оружия никогда не создадут! <br>Это же запланировано реализовать и в России. Нынешнее состояние украинской науки - проекция будущего, запланированного для России. <br>Если не начать бороться с ЕГЭ и Минобр'ом, - оно как раз таким и будет.<br>
    1. 12.05.2016
      22:00
      0
      вы предлагаете боротся со следствиями, а не с причинами. если галимый помощник нотариуса , зарабатывает в 20 раз больше токаря- никто не пойдет учится на токаря... тем более, что сам нотариус зарабатывает в 200 раз больше старшего токаря...<br>ну и по мелочи- советские вузы токарей не готовили...<br>
      1. 13.05.2016
        02:28
        0
        Причины и следствия Вы установили с точностью до наоборот! <br>Да, нотариус зарабатывает больше токаря, и даже больше профессора или доцента - это верно. И молодёжь побежала в юристы, а престиж учёных и производственников (инженеров и рабочих) резко упал. Согласен. <br>Только это как раз и есть СЛЕДСТВИЕ проводимой государственной политики. Причина же в том, что на государственном уровне "кто-то" позаботился установить такие ненормальные экономические отношения, когда кондуктор в трамвае зарабатывает больше кандидата технических наук,  а у уборщицы оклад чуть большк чем у врача. Вы же не думаете, что уборщица и кондуктор реально создают больше "продукта", чем к.т.н. или врач? а значит, эта ситуация неестественна и создана искусственно. <br>И возникла она потому что есть ЦЕЛЬ - уничтожение обороноспособности конкурента в том числе через развал его науки. Для этого уничтожается её (науки) база - образование. Способ выбран в том числе и экономический (заработок нотариуса и токаря), то есть создана ПРИЧИНА для тех, кто выбирает себе профессию. А всё остальное - этой причины СЛЕДСТВИЯ.<br><br>Конечно, эта схема упрощённая. В жизни всё сложнее, поставленнные цели достигаются комплексными мероприятиями, и это - только часть всей картины.  Госдеп работает очень системно и очень плотно. <br>А суть в том, что расслабляться рано. <br>До победы России ещё очень далеко. Сейчас только самое начало "битвы" за суверенитет, и проблем столько, что за эйфорией от первых успехов можно проморгать, когда неожиданно возникнет горький финал.  Глядя на руины бывшей советской республики нужно бы не издеваться и зубоскалить, а задаться вопросом почему так произошло? и сравнить ситуацию, с тем что происходит в России, потому что экономика у нас была одинаковая, и враг действует и тут и  там  один и тот же. Ищите то, что было сделано им на Украине у себя дома, и противодействуйте.<br> <br><br>P.S. Вы меня "шокировали" сведениями о взаимоотношениях советских ВУЗов и токарей. Только непонятно, с чего это Вы решили вскрыть эту тонкую связь?<br><br>P.P.S.  "Старших" токарей не бывает, это же не сержанты. Бывает токарь такого-то разряда, шестого максимум.<br>