Регистрация

Как казаки в космосе США выручали

01.06.2016  08:06
1 608
0


Украина предложила США производить ракетные двигатели на замену российским РД-181. Политический смысл проекта очевиден, практическая реализация проекта – из области невероятного.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Украинский космический потенциал не позволяет заменить российские двигатели даже в сотрудничестве с США. Кроме базовой конструкторской документации, РД-181 имеет определенный и совершенно уникальный технологический процесс, секретами которого владеют лишь специалисты в Подмосковье.


Американцы планируют в ближайшие годы перейти на свой двигатель, и все же реальной альтернативы российскому РД-181 нет. Как нет замены и "Союзу" (для доставки космонавтов на МКС). Готовых американских разработок просто не существует.

Жидкостными ракетными двигателями в США не занимались около 20 лет. Чтобы сделать двигатель, способный заменить РД-181, понадобится еще 5 – 7 лет. Между тем, почти половина всех космических запусков в мире ежегодно осуществляется с помощью двигателей НПО "Энергомаш".

Лишь это объясняет, почему в разгар антироссийских санкций, в декабре 2014 года ракетно-космическая корпорация "Энергия" подписала контракт с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США 60 двигателей РД-181 производства НПО "Энергомаш" на сумму около 1 млрд. долларов. И вскоре первые товарные двигатели РД-181 были поставлены.

Контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, ведь регулярно менять двигатели на ракете-носителе и перестраивать технологическую цепочку запусков невыгодно и нецелесообразно.

Технологическое совершенство

Российский жидкостный ракетный двигатель РД-181 обладает уникальными характеристиками. Превосходство и совершенство двигателя обеспечиваются применением самых современных сплавов, материалов и технологий, которые позволяют достичь максимальной тяги (давления и температуры в камере сгорания) и оптимального веса (размера). За всем этим стоят конструкторские идеи и капиталовложения, длительные огневые испытания (отработка ЖРД на стенде). Повторить сложно, превзойти технологически невозможно.

Двигатель РД-181 разработан в России специально для американской усовершенствованной ракеты-носителя Antares (для доставки на МКС и низкие орбиты значительной полезной нагрузки). На первой ступени РН Antares устанавливаются два двигателя РД-181.

Ранее Antares оснащали двигателями AJ-26, созданными на основе советских НК-33, законсервированных со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, компания Aerojet купила их по 1 млн. долларов за штуку. Таким образом, американцы и раньше использовали накопленный в нашей стране космический потенциал.

Россия, которая скоро полетит в космос на ядерных двигателях, с интересом наблюдает за попытками копирования её керосиново-кислородных ЖРД. И в среднесрочной перспективе даже заинтересована в реализации американо-украинской повестки, ведь практика неизбежно подтвердит превосходство российских космических технологий.

Космический майдан

В сфере самостоятельной разработки и производства жидкостных ракетных двигателей Киев демонстрирует в основном лишь политическую волю. Потому что не располагает необходимым кадровым потенциалом, научной и технологической базой, отлаженным серийным производством.

Антироссийские санкции приостановили почти все космические проекты Киева – в 2015 году украинские изделия участвовали лишь в четырех пусках (РН "Днепр" с пусковой базы "Ясный", РН "Зенит-3SLБ2 с космодрома Байконур и два пуска РН "Вега" с космодрома Куру). При этом "Морской старт" и украинско-бразильский проект "Циклон-4" – не оправдали коммерческих надежд (последний приостановлен по инициативе бразильской стороны).

Ранее космическое предприятие "Южмаш", напрямую подчиненное Государственному космическому агентству Украины, производило 7 типов жидкостных ракетных двигателей различной мощности – РД-8,120, 261,262,802,843,861. И все же, заметим, что РД-843 и РН "Зенит" собирались на украинском предприятии из 70% российских комплектующих. Почти все носители, созданные в Днепропетровске, стартовали с преимущественным участием России. Поэтому проблемы предприятия тесно связаны с дрейфом Киева на запад.

Внезапный разрыв устоявшихся связей с Россией – крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины – инициировал катастрофическое падение объемов производства и сокращение денежных средств с 2 млрд. гривен в 2011 году до 450 млн. гривен в 2014-м послемайданном.

Последние заказы "Южмаш" отгрузил в начале 2014 года, и ситуация постоянно ухудшается. Долг по заработной плате сотрудникам предприятия вырос до 80 млн. гривен. На исходе 2015 года предприятие перешло на однодневную рабочую неделю.

Возможно, предложение Киева инициирует какие-то встречи специалистов космической отрасли, и руководство НАСА скажет украинцам то, что от него хотят услышать. Однако США необходимы технологии, а не устаревшая сборочная площадка с высокотоксичными ЖРД. Технологиями Киев не располагает.

Наряду с космическим "Южмашем" Украина практически утратила высокотехнологичный потенциал ГП "Антонов", ПАО "Мотор Сич".

Американская трагедия

Деньги автоматически не конвертируются в идеи и технологии. Если в прежние годы по разным причинам американцам не удалось создать аналог российского двигателя РД-181, вряд ли технологический прорыв США обеспечит Украина. Американцы без России далеко не улетят.

Разумеется, в США есть чертежи РД-181. Этого мало. Для серийного производства надежных изделий необходимо вывезти весь завод вместе с рабочими, потому что многие вещи даже по чертежам не повторить без технологии и опыта изготовления отдельных узлов и материалов.

Для создания линейки ЖРД требуется конструкторская школа (преемственность). США сами себя отбросили в прошлое, когда в 1980-х сократили бюджет НАСА и позднее передали космическое производство частникам – так выгоднее.

Действительно, получалось в десятки раз дешевле, потому что не надо содержать инженерно-конструкторские школы и дорогие испытательные стенды. И вскоре пришла зависимость от зарубежных поставщиков.

На покупку РД-181 американцы пошли не от хорошей жизни. Вариантов не много – тратить десятки миллиардов долларов и годы на воссоздание школы ЖРД или закупать готовые двигатели в Европе.

Абсолютно нелепо выглядит американская политика антироссийских санкций на фоне миллиардного контракта США и РФ на поставку российских РД-181.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Русская ракета прервала совещание офицеров НАТО в Харькове: Чехия потеряла своих генералов после удара наших ВКС
27.04.2024 12:30
Русская армия нанесла удар по зданию в Харькове, где проходило совещание высокопоставленных офицеров. По сообщению бывшего бойца ЧВК "Вагнер", удар "вынес семерых офицеров ВС Чехии".
Генсек НАТО: Путин пригнал наши «Леопарды» на Поклонную гору. Это не по правилам, пусть отменит свой приказ
27.04.2024 21:43
В Москву продолжают доставлять из зоны СВО трофейную бронетехнику для выставки, которая откроется в мае на Поклонной горе. Делается это по ночам, чтобы тягачи, везущие подбитые танки НАТО в Парк Победы, не мешали дорожному движению.
Запад: ВСУ уже на пределе своих возможностей. Россия начала операцию по срыву поставок американской помощи
27.04.2024 19:00
x-true.info
Западные должностные лица опасаются, что украинская армия уже на пределе своих возможностей, сообщает Bloomberg. Наибольшую опасность представляет выход российских войск к Часову Яру. Москва может занять эту территорию до прибытия американской помощи.
Следующий удар станет последним: Полковник рассказал о тенденции на фронте
27.04.2024 18:37
freedom-news.ru
Полковник СБУ в отставке Олег Стариков рассказал о тенденции на фронте.
ВКС уничтожили два вражеских аэродрома в Днепропетровске: Киев потерял системы ПВО, самолёты и ценных натовских офицеров
27.04.2024 03:28
x-true.info
После удара ВС России по объектам инфраструктуры ВСУ в Днепропетровске появились сведения, что под удар попали и натовские офицеры. Тех, кто смог выжить оперативно перевезли в Польшу для оказания медпомощи. Сообщалось о мощнейших прилётах как минимум по двум аэродромам в регионе. Ликвидировано 4 истребителя МиГ-29 и 4 системы ПВО С-300.