Регистрация

Китайские «соколы» догоняют российские истребители

08.09.2016  12:48
3 146
1


Технические характеристики французских истребителей Dassault Mirage 2000−5Ei, стоящих на вооружении ВВС Тайваня, являлись основным вопросом, который интересовал агента Второго управления Генерального штаба Национально-освободительной армии Китая (НОАК) Чжен Циачжана. Об этом недавно сообщил французский бюллетень Intelligence online, заметив, что в конце августа Верховный суд Тайваня оставил в силе четырехлетний срок заключения шпиона.

Трудно сказать, какие технические подробности интересовали китайскую разведку, но 28 августа председатель КНР Си Цзиньпин призвал усилить китайскую авиапромышленность, ускорив НИОКР в области авиационного двигателестроения. Как отмечал портал defense-aerospace.com, стратегическим шагом, который должен улучшить китайский авиапром, стало создание новой структуры — Китайской авиадвигательной корпорации. Как подчеркивал ресурс, в настоящее время только пять стран-членов Совета Безопасности ООН способны производить двигатели, которые установлены на лучших в мире истребителях — американском F-22 или российском Су-35. Китай хотел бы сократить отставание в технологиях.

Что собой представляют сегодня ВВС НОАК? По оценкам известного издания Flightglobal, в 2016 году по общей численности военной авиации Китай занимает третье место в мире после США и России, а по численности боевых самолетов — вообще второе. А ведь еще сравнительно недавно основу китайского авиапарка составляли истребители J-6, созданные на базе советских МиГ-19, и J-7 — на базе МиГ-21…


— Китайские вооруженные силы в входят в тройку сильнейших в мире. Соответственно, они могут конкурировать с другими членами этой тройки, то есть США и Россией, — отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — ВВС НОАК, как и ВКС РФ, отстают от США по вспомогательной авиации (самолетам-заправщикам, «транспортникам», самолетам РЭБ), но это отставание постоянно наверстывается.

По количеству истребителей 4-го поколения в ближайшие годы Китай уверенно выйдет на первое место в мире, обойдя США и Россию, при этом его машины будут физически новее.

Дела с ударной авиацией у Китая несколько хуже, чем с истребительной, но и здесь положение быстро меняется к лучшему. Так что по боевым самолетам китайцы вполне конкурентоспособны, исключение составляет стратегическая авиация. Как известно, китайские «стратеги» Н-6 — это копия советских Ту-16. Однако еще в 90-е годы Китай получил от Украины советскую стратегическую крылатую ракету воздушного базирования Х-55, а из Пакистана — американский «Томагавк». Благодаря их синтезу возникло целое семейство крылатых ракет, включая КРВБ СJ-10. В этом плане многочисленные баллистические и крылатые ракеты различной дальности, а также ударные беспилотники, дополняют возможности авиации.

На мой взгляд, Китай идет таким же путем, которым в свое время шел Советский Союз. Он копирует западные технологии и еще в большей степени российские, при этом их «китаизирует», то есть, постепенно развивая, делает более отечественными. Соответственно, Пекин очень быстро сокращает свое отставание, которое в настоящее время является чисто символическим и абсолютно непринципиальным. Советский Союз ведь тоже очень сильно технологически отставал от Запада в 40−50 годы, но потом это отставание преодолел тем же самым способом.

«СП»: — В России распространена точка зрения, что китайская авиационная техника не может занимать лидирующие позиции из-за низкого качества…

— На самом деле китайский военный авиапром давно стал мировым лидером по своим производственным возможностям. В КНР в год строится больше боевых самолетов, чем во всех 28 странах НАТО (включая США) вместе взятых. Думаю, разговоры о недостаточном качестве китайских самолетов — миф. Со 100-процентной уверенностью сложно утверждать, но их аварийность ничуть не выше, чем у нас или американцев, и гораздо ниже, чем у индийцев, которые занимают четвертное место в рейтингах, по крайней мере, по количеству авиации. Что касается двигателей, то Китаю ничего не мешает догнать США и РФ. Скажем, во многом для этого и покупается партия Су-35.

«СП»: — Китай заявлял и об испытаниях самолетов пятого поколения J-20 и J-31.

— Да, но при этом известно, что китайские двигатели пока даже 4-му поколению не вполне соответствуют. Вообще, перспективы двух этих самолетов не совсем ясны, как и не вполне ясно, зачем вообще нужно это пятое поколение — этим вопросом часто задаются и американские эксперты. Возможно, китайцы также об этом задумались и пока не форсируют работы по J-20 и J-31. Хотя на какой стадии они реально находятся — знают только сами китайцы.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также отмечает, что за последние годы ВВС НОАК совершили большой скачок вперед, но китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом китайского авиапрома.

— Так, у китайцев есть двигатель WS10A Taihang («Тайхан»), который был разработан и производится в Шеньяне. Он устанавливается на производные от Су-27 тяжелые двухмоторные истребители J-11B/BS и J-16. Но у этого двигателя, с одной стороны, не до конца «излечены» проблемы с ресурсом и надежностью, а с другой — он недостаточно мощный для истребителей пятого поколения. Поэтому перед Китаем стоит новая задача — изготовить более мощный двигатель на уровне нашего «изделия 117» (АЛ-41Ф1), который как раз и устанавливается на истребители Су-35. Видимо, из-за того, что они не могут сделать такой, как раз одним из условий покупки 24 многофункциональных истребителей и была просьба поставлять им самолеты с такой мощной силовой установкой.

Кроме того, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Но это — отнюдь не самое последнее слово в двигателестроении. Я думаю, что недавно заключённое соглашение между Китаем и Украиной о сотрудничестве по самолету Ан-225 «Мрия» говорит о том, что китайцы попытаются получить у украинцев технологии или сами с их помощью сделать двигатель большой мощности для военно-транспортной авиации.

Что касается боевой авиации, то у китайцев есть неплохие истребители J-10A с российскими двигателями АЛ-31ФН, а также J-10B, на которых стоит БРЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). Это при том, что серийных самолетов с АФАР еще нет у нас.

Думаю, что их самолеты, которые выросли из Су-27, — сейчас аналоги наших ранних Су-30. Поэтому в боевой ситуации они, наверное, могут быть сопоставимы с модернизированными американскими F-15C и немодернизированными F-18. J-10A по своим боевым возможностям — это, приблизительно, аналог раннего F-16. Количество, помноженное на качество, позволяет Китаю в каких-то ситуациях на равных выступать с российской и с американской авиацией. Но с ВВС США все-таки тягаться тяжелее, поскольку на их стороне количество и качество, а вот для ВКС китайская авиация представляет серьезную угрозу.

Вообще, если сравнить возможности советских и китайских ВВС в 80-е годы, то тогда разрыв между ними был почти в два поколения. А сейчас, если смотреть интегрально, — одно или даже половина поколения.

«СП»: — Слабое место китайской военной авиации — танкеры.

— Да, у них есть заправщики, переделанные из бомбардировщиков H-6, но этих самолетов мало и в основном они используются для дозаправки дальней авиации. Потом Китай купил у Украины три самолета-заправщика Ил-78, но по меркам китайских ВВС такой объем, конечно, мало что решает. Плюс китайцы скопировали наши универсальные подвесные приборы авиационной заправки УПАЗ, который для Су-24 разрабатывался в 80-е годы. Наконец, они будут делать самолет Y-20 в варианте заправщика — у них все для этого есть, только пока не хватает свободных бортов.

«СП»: — Flightglobal в 2016 году вообще по численности боевых самолетов поставил Китай на второе место…

— Смотря как считать. Объективно, пока ВКС на втором месте, но! Здесь надо учитывать вопросы, связанные с исправностью самолетов, сколько их реально может подняться в воздух. Потом, если не учитывать стратегическую авиацию и включить ударные беспилотники, то мы действительно проигрываем Китаю. У них довольно много старых истребителей J-7, которые выросли на базе Миг-21, тяжелых истребителей-перехватчиков J-8II…

По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения. Они освоили западные технологии 80-х годов, с нашей помощью сделали свой аналог ракеты «воздух-воздух» Р-77 — PL-12, имеют в арсенале управляемые бомбы, крылатые ракеты. Так, недавно была представлена КРВБ CJ-10A с дальностью полета до двух тысяч километров. Китайский уровень авиационных средств поражения находится на американо-советском уровне конца 80-х начала 90-х, а по управляемым бомбам — выше.

Свободная Пресса



Читайте также:
Британцы в панике: "Ярсы" пришли в движение. Путин дал "добро" на совершение марша. Вот и всё
21.12.2025 18:21
Россия жёстко ответила на угрозы Британии, в ход пошли "Ярсы", заметили в NetEase. Китайских журналистов "тряхануло" от таких новостей.
Одесса. Ситуация накаляется: Россия вытащила смертоносный козырь из рукава
21.12.2025 12:30
freedom-news.ru
Вооружённые силы России усилили планомерные операции против объектов тыловой инфраструктуры украинской армии, проводя атаки сразу по нескольким ключевым направлениям.
«Это слово будет последним на наших устах»: на Западе запаниковали после предупреждения Путина
21.12.2025 16:25
Тем самым британский политик подтвердил, что президент России Владимир Путин слов на ветер не бросает.
"Сюрприз" так "сюрприз": Такого от Путина не ждали. США и EC получили "самый жёсткий ультиматум". Не хотят мира — вот, что будет
21.12.2025 14:06
Россия преподнесла "сюрприз" — Путин выдвинул США и EC "самый жёсткий ультиматум". Такого на Западе не ждали. В Кремле ему ясно дали понять, что будет, если в отношении урегулирования украинского конфликта не будет разговора по существу.
«Опричнина Белоусова»: военные берут парламент под контроль
22.12.2025 05:40
x-true.info
В России набирает обороты «опричнина Белоусова»: военные всё активнее занимают места в Госдуме. Генералы и ветераны СВО вытесняют старых политиков, а Минобороны формирует новый парламентский «десант». Инсайдеры в панике кричат о «милитаризации» и конце свобод, но это — возвращение к имперской традиции: дисциплина вместо болтовни, ответственность вместо компромиссов. Читайте, почему армия
  1. 09.09.2016
    21:31
    0
    Странная статья.
    С одной стороны "Ай какие молодцы китайцы!Опа! Сами всё делают и придумывают и создают и снова придумывают!"

    А с другой- "...у китайцев есть двигатель WS10A Taihang («Тайхан»), который был разработан и производится в Шеньяне. Он устанавливается на производные от Су-27 тяжелые двухмоторные истребители J-11B/BS и J-16. Но у этого двигателя, с одной стороны, не до конца «излечены» проблемы с ресурсом и надежностью, а с другой — он недостаточно мощный для истребителей пятого поколения.""

    И далее-""перед Китаем стоит новая задача — изготовить более мощный двигатель на уровне нашего «изделия 117» (АЛ-41Ф1), который как раз и устанавливается на истребители Су-35. Видимо, из-за того, что они не могут сделать такой, как раз одним из условий покупки 24 многофункциональных истребителей и была просьба поставлять им самолеты с такой мощной силовой установкой.""
    То есть вывод -копирование и ещё раз копирование, мало того , некачественное и сами своим умом не всасывают! Даже имея образцы для воспроизведения!