Многоцелевой истребитель J-10
05.04.2012 22:11
33 964
0
Чэнду J-10 - всепогодный многоцелевой истребитель Китая. Разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). Экспортное обозначение самолёта F-10. Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. По мнению некоторых экспертов прототипом послужил израильский истребитель IAI Lavi. Власти Израиля передачу технологий отрицают.
История создания
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в программе произошли очередные изменения: к участию в создании J-10 была привлечена Россия. В частности, новый самолет было решено оснастить российским ТРДЛ АО "А.Люлька-Сатурн" АЛ-31Ф, устанавливаемым и на истребителях Су-27 ВВС Китая, что повлекло за собой ряд существенных изменений в конструкции самолета, ранее проектировавшегося, очевидно, под один из западных двигателей. Сообщалось о переговорах о приобретении КНР лицензии на выпуск двигателя АЛ-31Ф на китайских предприятиях, однако Россия не проявляет особой заинтересованности в передаче КНР новейших технологий в области авиационного двигателестроения. В результате для установки на самолетах опытной серии, а также, вероятно, первых серийных партий было решено закупать двигатели в России (по сообщениям зарубежной печати, для опытных машин уже приобретено 10 ТРДДФ АЛ-31Ф).
На самолете планируется установить и российскую БРЛС "Жемчуг", разработанную объединением "Фазотрон". Эта станция является вариантом БРЛС "Жук", которая устанавливается на другом китайском истребителе - F-811M. В качестве альтернативного варианта, а также для установки на самолетах, предназначенных на экспорт, рассматривается возможность использования варианта израильской радиолокационной станции "Элта" EL/M-2032, в свое время разработанной для истребителя "Лави".
Предполагается, что создание самолета J-10 обеспечит серьезный качественный прорыв китайского авиастроения. Новый самолет, обладающий высокой маневренностью в ближнем воздушном бою, высокими ЛТХ, современным БРЭО и вооружением, позволит Китаю в начале 2000-х годов приблизиться к уровню европейского военного самолетостроения.
Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати в октябре 1994 года, когда со ссылкой на американскую космическую разведку было сообщено, что в Чэнду строится самолет, своими очертаниями и размерами напоминающий истребитель Еврофайтер EF2000 или Дассо "Рафаль".
Для проведения летных испытаний в Чэнду была заложена опытная серия из четырех самолетов. Согласно первоначальным планам, первый полет прототипа J-10 должен был состояться во второй половине 1997 года, однако по ряду технических причин (сообщалось, в частности, о трудностях с "притиркой" двигателя к самолету) J-10 впервые поднялся в воздух 24 марта 1993 года.
Планируется, что программа государственных испытаний будет завершена в 2001 году, а к 2005 году самолет J-10 поступит на вооружение китайских ВВС. Предполагается, что первый заказ составит приблизительно 300 истребителей, которые дополнят более мощные и тяжелые самолеты Су-27. Таким образом, в Китае в начале XXI века будет сформирована истребительная "триада", включающая массовый и дешевый легкий истребитель FC-1, в значительной степени ориентируемый на экспорт, тяжелый "элитный" истребитель Су-27 (китайское обозначение - J-I0) и промежуточный "средний" истребитель J-10, который станет, очевидно, наиболее массовым боевым самолетом ВВС Китая.
Существуют планы закладки в 2005 году двух авианосцев для китайского флота. Предполагается, что для оснащения этих кораблей водоизмещением по 45 000 т может быть создан и палубный вариант самолета j-10, оснащенный складным крылом, тормозным гаком и усиленным шасси.
В более отдаленной перспективе, к 2015 году, по данным военно-морской разведки США, в Китае планируется создание более тяжелого истребителя пятого поколения, известного как XXJ. Самолет, выполненный с широким использованием технологии "Стелc", должен иметь два двигателя, треугольное крыло, "утопленные" малозаметные воздухозаборники и двух килевое оперение. Истребитель может быть выполнен как в двухместном, так и в одноместном вариантах. Предполагается, что работа по его созданию ведется при участии ОКБ завода в Чэнду. Альтернативный вариант разрабатывается вероятно, в Шэньяне.
На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию Тайфуну, Гриппену, Рафалю, F-16, F/A-18 и МиГ-29. В числе наиболее вероятных заказчиков J-10 называют Таиланд, Пакистан и Иран. Командующий ВВС Таиланда ознакомился с самолетом и дал ему высокую оценку еще до первого полета, в 1997 г. Скорее всего, на экспортных машинах будут устанавливать китайские двигатели WP-15, имеющие меньшую чем АЛ-31, тягу, и китайские РЛС. В случае реализации амбициозных планов по вводу в состав ВМС Китая авианесущего корабля возможно появление "маринизированного" двухместного варианта истребителя J-10 с двигателем РД-33 или АЛ-41. Ведутся работы по созданию двухдвигательной модификации, ориентированной, прежде всего, на нанесение ударов по наземным целям. Скорее всего, два движка будет иметь и авианосный вариант J-10. Появление J-10 является прямым следствием грандиозных экономических успехов страны. В конце XX века Китай стремительно вошел в число лидеров мировой экономики - сегодня уже никто не вспомнит анекдот о запуске спутника миллионом китайцев из гигантской рогатки. В конце XX века появился и первый китайский реактивный истребитель мирового уровня, абсолютно сравнимый по всем характеристикам с изделиями ведущих мировых авиастроительных фирм.
Конструкция
Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме"утка" с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера выполнена в основном из алюминиевых сплавов с частичным использованием углепластика. Предполагается применение ограниченных мер по снижению радиолокационной заметности самолета.
Крыло имеет вихреобразующий "клык" на передней кромке. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком и элевонами. Вертикальное оперение имеет развитый форкиль. В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом. По бокам фюзеляжа, в районе киля, имеется два тормозных щитка. В хвостовой части фюзеляжа расположено два аэродинамических гребня.
Силовая установка
Самолет оснащен одним ТРДДФ АЛ-31Ф (1х 12 500 кгс). Воздухозаборник - подфюзеляжный нерегулируемый. Под крылом и под фюзеляжем (на центральном узле) возможна подвеска трех ПТБ. Самолет может быть оборудован топливоприемником системы дозаправки в воздухе методом "шланг-конус".
ЛТХ: |
Модификация | J-10 |
Размах крыла, м | 8.78 |
Длина, м | 14.57 |
Высота, м | 4.78 |
Площадь крыла, м2 | 33.05 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 9800 |
нормальная взлетная | 18000 |
Топливо, л | |
внутренние | 2625 |
ПТБ | 4165 |
Тип двигателя | 1 ТРДДФ АЛ-31ФН |
Тяга, кгс | |
нормальная | 1 х 7600 |
форсажная | 1 х 12500 |
Максимальная скорость , км/ч | М=2.00 |
Крейсерская скорость , км/ч | 1110 |
Практическая дальность, км | 2000 |
Практический потолок, м | 18000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | одна 23-мм пушка. боевая нагрузка - 7260 кг на семи узлах внешней подвески возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-8, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, а также ракет класса "воздух-поверхность" ПКР YJ-8K, НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение |
Читайте также:
"В воздухе целая кавалерия — 15 бортов ТУ-95мс": В Киеве поражен бункер. Тактика существенно изменена
17.11.2024 16:49
Последнее время Украина просыпается под массированные удары наших крылатых ракет и барражирующих боеприпасов. По всей стране отключается электричество. Видимо, Москва готова поднимать ставки перед сменой команды в Белом доме.
У России есть ракет ещё на две-три Украины
17.11.2024 17:03
Переизбыток электроэнергии на Украине, которым на прошлой неделе хвастались в Киеве, внезапно обернулся крупной его нехваткой после массового ракетно-дронового удара по всей территории Украины в ночь на воскресенье.
Зона чрезвычайной опасности: Куда по России способны долететь американские ATACMS?
Новость о том, что администрация Байдена разрешила ВСУ применять дальнобойные ракеты для ударов вглубь России, взбудоражила, вероятно, всех. Оно и понятно, последствия могут быть очень серьёзными – это понимают и в Вашингтоне, судя по усилившийся критике от республиканцев. Но вопрос сейчас стоит в другом. Зона чрезвычайной опасности: Куда по России способны долететь американские ATACMS?
Мощные взрывы на 10 км. Шатнуло целый город: "Искандеры" уничтожили главные узлы поставок техники НАТО во время разгрузки
17.11.2024 12:12
Около суток русская армия наносила мощнейшие удары по приморским областям Украины. Как сообщило подполье, удары были "шикарными" и "очень удачными". Взрывы были слышны на 10 км, гигантские столбы наблюдали в соседних населённых пунктах.
Дембельский аккорд Байдена для России: Партия войны зашла с ATACMS
Новый виток эскалации боевых действий, который ознаменовало разрешение американской администрации применять ВСУ дальнобойные ракеты для ударов вглубь России не для всех стал неожиданным. Военкор заявил, что предупреждал о чём-то подобном всего неделю назад. Цели планируемых атак ясны. Однако, судя по всему, не все в окружении президента США одобряют такое решение. Дембельский аккорд Байдена для