Стратегический бомбардировщик Boeing B-52 «Stratofortress»
09.04.2012 10:57
16 477
4


Boeing B-52 Stratofortress (англ. Стратосферная крепость) — американский сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 года.
![]()
![]()
Этот самолёт пришёл на смену B-36 и B-47. Хотя B-52 разрабатывался в 50-х под требования холодной войны, он по-прежнему остаётся основным самолётом дальней авиации американских ВВС. B-52 является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. Это также один из двух (вместе с Ту-95) самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.
B-52 является многофункциональным тяжёлым дальним бомбардировщиком. Он способен летать на дозвуковой скорости на высотах до 15 километров и нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой B-52 разрабатывался — доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.
14 февраля 1951 года с компанией «Боинг» был подписан первый контракт на изготовление 13 бомбардировщиков В-52А и 17 съёмных разведывательных контейнеров.
12 марта 1956 года первое подразделение, оснащённое самолётами B-52B — 93 Бомбардировочное крыло (93rd BW) на авиабазе Кастл (Castle) в Калифорнии достигло оперативной готовности.
24-25 ноября 1956 года четыре В-52В из 93 бомбардировочного крыла (93rd BW) и четыре B-52C из 42 бомбардировочного крыла (42nd BW) совершили беспосадочный полёт дальностью 27000 км вокруг Северной Америки через Северный полюс.
16-18 января 1957 года три В-52B совершили кругосветный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе от самолёта-заправщика, пролетев 39165 км за 45 часов 19 минут при средней скорости около 850 км/ч.
10-11 января 1962 года В-52Н установил мировой рекорд дальности полёта без дозаправки в воздухе, совершив перелёт по маршруту авиабаза Кадена, Окинава, Япония — авиабаза Torrejon, Испания дальностью 20177 км за 22 часа 9 минут.
21 мая 1965 года на атолле Бикини с бомбардировщика В-52B с серийным номером 52-0013 была сброшена первая американская водородная бомба Mk.15.
15 декабря 2006 года самолёт В-52Н с серийным номером 61-0034 совершил полёт продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом
По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолётов В-52 различных модификаций, размещённых на 38 авиабазах.
B-52 стояли на вооружении 42 эскадрильи САК США. К 1978 году парк самолётов сократился до 574 единиц. Самолёты модификаций В-52B/C/D/F снимались с вооружения с 1965 по 1984 год. По состоянию на 1988 год в различных лётных происшествиях был потерян 71 самолёт.
В конце 80х годов 69 бомбардировщиков B-52G, не прошедшие модернизацию в качестве носителей AGM-86B, были перенацелены на доставку неядерного оружия.
В связи с окончанием холодной войны в 1991 году прекращено постоянное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков B-52.
К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставались 159 B-52G и 95 B-52H, всего 254 самолёта. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолёты модификации B-52G были сняты с вооружения. В Стратегическом авиационном командовании остались только 85 самолётов модификации B-52H. С июля 2008 года начато сокращение парка самолётов B-52H на 18 единиц (по 1 самолёту каждые 2 недели). В ВВС США останется 75 бомбардировщиков B-52H, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.
Война во Вьетнаме (см. Операция «Arc Light») (1965—1973)
Бомбардировщики B-52 активно применялись в войне в Индокитае. Во время массированных бомбардировок в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15237 т бомб по Ханою, Хайфону и другим целям на территории Северного Вьетнама. В этой операции были потеряны 15 B-52. За время войны стрелками В-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 и 24 декабря 1972. Последний боевой вылет бомбардировщиков B-52 был совершён 15 августа 1973 года. Всего за семь лет войны самолёты B-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 18 — в результате действий противника).
![]()
Война в Персидском заливе (1991)
В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян.
Операция «Удар в пустыне» (1996)
В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34 часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Andersen — остров Гуам.
Операция «Лиса пустыни» (1998)
Операция «Союзная сила» (НАТО против Югославии 1999 г.)
Афганская война (2001—н.в.)
![]()
Иракская война (2003)
В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около 100 крылатых ракет AGM-86 по Ираку.
17 января 1966 года B-52 столкнулся над Испанией с самолётом-заправщиком KC-135. Погибло 7 человек. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы; три из них были найдены сразу же, одна — после двухмесячных поисков. См. Авиакатастрофа над Паломарес 17 января 1966.
21 января 1968 года вылетевший с авиабазы в городе Платтсбург (штат Нью-Йорк) самолёт B-52 в 21:40 по среднеевропейскому времени врезался в ледяной панцирь залива Северная Звезда (Гренландия) в пятнадцати километрах от авиабазы ВВС США Туле. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы. По некоторым сведениям, 1 бомба потеряна.
24 июня 1994 года на авиабазе Фэйрчайлд разбился B-52, все 4 члена экипажа погибли.
22 июля 2008 года в районе острова Гуам разбился бомбардировщик В-52Н, все 6 членов экипажа погибли.
Технические характеристики
Экипаж: 5 человек (командир, пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ)
Длина: 49,05 м
Размах крыла: 56,39 м
Масса пустого: 83 250 кг
Масса снаряжённого: 120 000 кг
Максимальная взлётная масса: 229 065 кг
Максимальная боевая нагрузка в отсеке вооружения: 22 680 кг
Запас топлива: 181 725 л
Двигатели: 8× ТРДД Pratt & Whitney TF33-P/103
Лётные характеристики
Скорость:
- максимальная на большой высоте: 957 км/ч (0,86 Маха)
- крейсерская максимальная: 0,84 Маха (819 км/ч приборная)
- крейсерская нормальная: 0,77 Маха (723 км/ч истинная)
- максимальная на малой высоте: 652—676 км/ч (0,53-0,55 Маха) (при преодолении ПВО)
Боевой радиус: 7 210 км
Практический потолок: 16 765 м
Длина разбега/пробега: 2 900 м, 1 433 м. соответсвенно
Вооружение
Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20 мм пушка M61 Вулкан в хвосте самолёта, в 1994 году демонтированы.
Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг. различного вооружения.


Назначение
B-52 является многофункциональным тяжёлым дальним бомбардировщиком. Он способен летать на дозвуковой скорости на высотах до 15 километров и нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой B-52 разрабатывался — доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.
Эксплуатация
14 февраля 1951 года с компанией «Боинг» был подписан первый контракт на изготовление 13 бомбардировщиков В-52А и 17 съёмных разведывательных контейнеров.
12 марта 1956 года первое подразделение, оснащённое самолётами B-52B — 93 Бомбардировочное крыло (93rd BW) на авиабазе Кастл (Castle) в Калифорнии достигло оперативной готовности.
24-25 ноября 1956 года четыре В-52В из 93 бомбардировочного крыла (93rd BW) и четыре B-52C из 42 бомбардировочного крыла (42nd BW) совершили беспосадочный полёт дальностью 27000 км вокруг Северной Америки через Северный полюс.
16-18 января 1957 года три В-52B совершили кругосветный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе от самолёта-заправщика, пролетев 39165 км за 45 часов 19 минут при средней скорости около 850 км/ч.
10-11 января 1962 года В-52Н установил мировой рекорд дальности полёта без дозаправки в воздухе, совершив перелёт по маршруту авиабаза Кадена, Окинава, Япония — авиабаза Torrejon, Испания дальностью 20177 км за 22 часа 9 минут.
21 мая 1965 года на атолле Бикини с бомбардировщика В-52B с серийным номером 52-0013 была сброшена первая американская водородная бомба Mk.15.
15 декабря 2006 года самолёт В-52Н с серийным номером 61-0034 совершил полёт продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом
По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолётов В-52 различных модификаций, размещённых на 38 авиабазах.
B-52 стояли на вооружении 42 эскадрильи САК США. К 1978 году парк самолётов сократился до 574 единиц. Самолёты модификаций В-52B/C/D/F снимались с вооружения с 1965 по 1984 год. По состоянию на 1988 год в различных лётных происшествиях был потерян 71 самолёт.
В конце 80х годов 69 бомбардировщиков B-52G, не прошедшие модернизацию в качестве носителей AGM-86B, были перенацелены на доставку неядерного оружия.
В связи с окончанием холодной войны в 1991 году прекращено постоянное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков B-52.
К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставались 159 B-52G и 95 B-52H, всего 254 самолёта. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолёты модификации B-52G были сняты с вооружения. В Стратегическом авиационном командовании остались только 85 самолётов модификации B-52H. С июля 2008 года начато сокращение парка самолётов B-52H на 18 единиц (по 1 самолёту каждые 2 недели). В ВВС США останется 75 бомбардировщиков B-52H, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.
Боевое применение
Война во Вьетнаме (см. Операция «Arc Light») (1965—1973)
Бомбардировщики B-52 активно применялись в войне в Индокитае. Во время массированных бомбардировок в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15237 т бомб по Ханою, Хайфону и другим целям на территории Северного Вьетнама. В этой операции были потеряны 15 B-52. За время войны стрелками В-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 и 24 декабря 1972. Последний боевой вылет бомбардировщиков B-52 был совершён 15 августа 1973 года. Всего за семь лет войны самолёты B-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 18 — в результате действий противника).

Война в Персидском заливе (1991)
В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян.
Операция «Удар в пустыне» (1996)
В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34 часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Andersen — остров Гуам.
Операция «Лиса пустыни» (1998)
Операция «Союзная сила» (НАТО против Югославии 1999 г.)
Афганская война (2001—н.в.)

Иракская война (2003)
В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около 100 крылатых ракет AGM-86 по Ираку.
Происшествия
17 января 1966 года B-52 столкнулся над Испанией с самолётом-заправщиком KC-135. Погибло 7 человек. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы; три из них были найдены сразу же, одна — после двухмесячных поисков. См. Авиакатастрофа над Паломарес 17 января 1966.
21 января 1968 года вылетевший с авиабазы в городе Платтсбург (штат Нью-Йорк) самолёт B-52 в 21:40 по среднеевропейскому времени врезался в ледяной панцирь залива Северная Звезда (Гренландия) в пятнадцати километрах от авиабазы ВВС США Туле. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы. По некоторым сведениям, 1 бомба потеряна.
24 июня 1994 года на авиабазе Фэйрчайлд разбился B-52, все 4 члена экипажа погибли.
22 июля 2008 года в районе острова Гуам разбился бомбардировщик В-52Н, все 6 членов экипажа погибли.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
Экипаж: 5 человек (командир, пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ)
Длина: 49,05 м
Размах крыла: 56,39 м
Масса пустого: 83 250 кг
Масса снаряжённого: 120 000 кг
Максимальная взлётная масса: 229 065 кг
Максимальная боевая нагрузка в отсеке вооружения: 22 680 кг
Запас топлива: 181 725 л
Двигатели: 8× ТРДД Pratt & Whitney TF33-P/103
Лётные характеристики
Скорость:
- максимальная на большой высоте: 957 км/ч (0,86 Маха)
- крейсерская максимальная: 0,84 Маха (819 км/ч приборная)
- крейсерская нормальная: 0,77 Маха (723 км/ч истинная)
- максимальная на малой высоте: 652—676 км/ч (0,53-0,55 Маха) (при преодолении ПВО)
Боевой радиус: 7 210 км
Практический потолок: 16 765 м
Длина разбега/пробега: 2 900 м, 1 433 м. соответсвенно
Вооружение
Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20 мм пушка M61 Вулкан в хвосте самолёта, в 1994 году демонтированы.
Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг. различного вооружения.
Читайте также:
Бойцы «Востока» отметили странное поведение ВСУ на донецком направлении
24.09.2023 18:53
После ожесточенных артиллерийских атак ВСУ на донецком направлении снизили активность. Об этом сообщает информационный ресурс батальона «Восток». Отмечается, что подразделения ВСУ впервые за последние месяцы не возобновили штурмов наших позиций.
Новый самолет защитит Крым и Севастополь от дальнобойных ракет
24.09.2023 18:35
В пятницу ВСУ нанесли ракетный удар по штабу Черноморского флота (ЧФ) в Севастополе. Атаку провели Су-24, которые являются носителями крылатых ракет Storm Shadow/SCALP-EG. По мнению экспертов, для защиты Крыма и Севастополя нужно уничтожать эти штурмовики в местах базирования.
Одесса полыхает после русского удара: Результаты "Ониксов" "улучшили" украинские зенитчики
Русская армия нанесла массированный удар по Одессе.
Скотт Риттер об ударе по Севастополю: "Это была атака НАТО против России"
24.09.2023 21:03
Ракетный удар Вооружённых сил Украины по зданию штаба Черноморского флота России в Крыму помогли нанести системы наблюдения и наведения НАТО, уверен американский разведчик Скотт Риттер.
Остров Змеиный хранил тайну ударов по Крыму. Теперь там пепелище
Русский самолёт Су-24М морской авиации Черноморского флота ударил по острову Змеиный. Противник хранил там оружие для атаки на Крым.