Стратегический бомбардировщик Boeing B-52 «Stratofortress»
09.04.2012 10:57
18 594
4
Boeing B-52 Stratofortress (англ. Стратосферная крепость) — американский сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 года.
Этот самолёт пришёл на смену B-36 и B-47. Хотя B-52 разрабатывался в 50-х под требования холодной войны, он по-прежнему остаётся основным самолётом дальней авиации американских ВВС. B-52 является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. Это также один из двух (вместе с Ту-95) самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.
B-52 является многофункциональным тяжёлым дальним бомбардировщиком. Он способен летать на дозвуковой скорости на высотах до 15 километров и нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой B-52 разрабатывался — доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.
14 февраля 1951 года с компанией «Боинг» был подписан первый контракт на изготовление 13 бомбардировщиков В-52А и 17 съёмных разведывательных контейнеров.
12 марта 1956 года первое подразделение, оснащённое самолётами B-52B — 93 Бомбардировочное крыло (93rd BW) на авиабазе Кастл (Castle) в Калифорнии достигло оперативной готовности.
24-25 ноября 1956 года четыре В-52В из 93 бомбардировочного крыла (93rd BW) и четыре B-52C из 42 бомбардировочного крыла (42nd BW) совершили беспосадочный полёт дальностью 27000 км вокруг Северной Америки через Северный полюс.
16-18 января 1957 года три В-52B совершили кругосветный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе от самолёта-заправщика, пролетев 39165 км за 45 часов 19 минут при средней скорости около 850 км/ч.
10-11 января 1962 года В-52Н установил мировой рекорд дальности полёта без дозаправки в воздухе, совершив перелёт по маршруту авиабаза Кадена, Окинава, Япония — авиабаза Torrejon, Испания дальностью 20177 км за 22 часа 9 минут.
21 мая 1965 года на атолле Бикини с бомбардировщика В-52B с серийным номером 52-0013 была сброшена первая американская водородная бомба Mk.15.
15 декабря 2006 года самолёт В-52Н с серийным номером 61-0034 совершил полёт продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом
По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолётов В-52 различных модификаций, размещённых на 38 авиабазах.
B-52 стояли на вооружении 42 эскадрильи САК США. К 1978 году парк самолётов сократился до 574 единиц. Самолёты модификаций В-52B/C/D/F снимались с вооружения с 1965 по 1984 год. По состоянию на 1988 год в различных лётных происшествиях был потерян 71 самолёт.
В конце 80х годов 69 бомбардировщиков B-52G, не прошедшие модернизацию в качестве носителей AGM-86B, были перенацелены на доставку неядерного оружия.
В связи с окончанием холодной войны в 1991 году прекращено постоянное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков B-52.
К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставались 159 B-52G и 95 B-52H, всего 254 самолёта. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолёты модификации B-52G были сняты с вооружения. В Стратегическом авиационном командовании остались только 85 самолётов модификации B-52H. С июля 2008 года начато сокращение парка самолётов B-52H на 18 единиц (по 1 самолёту каждые 2 недели). В ВВС США останется 75 бомбардировщиков B-52H, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.
Война во Вьетнаме (см. Операция «Arc Light») (1965—1973)
Бомбардировщики B-52 активно применялись в войне в Индокитае. Во время массированных бомбардировок в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15237 т бомб по Ханою, Хайфону и другим целям на территории Северного Вьетнама. В этой операции были потеряны 15 B-52. За время войны стрелками В-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 и 24 декабря 1972. Последний боевой вылет бомбардировщиков B-52 был совершён 15 августа 1973 года. Всего за семь лет войны самолёты B-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 18 — в результате действий противника).
Война в Персидском заливе (1991)
В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян.
Операция «Удар в пустыне» (1996)
В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34 часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Andersen — остров Гуам.
Операция «Лиса пустыни» (1998)
Операция «Союзная сила» (НАТО против Югославии 1999 г.)
Афганская война (2001—н.в.)
Иракская война (2003)
В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около 100 крылатых ракет AGM-86 по Ираку.
17 января 1966 года B-52 столкнулся над Испанией с самолётом-заправщиком KC-135. Погибло 7 человек. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы; три из них были найдены сразу же, одна — после двухмесячных поисков. См. Авиакатастрофа над Паломарес 17 января 1966.
21 января 1968 года вылетевший с авиабазы в городе Платтсбург (штат Нью-Йорк) самолёт B-52 в 21:40 по среднеевропейскому времени врезался в ледяной панцирь залива Северная Звезда (Гренландия) в пятнадцати километрах от авиабазы ВВС США Туле. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы. По некоторым сведениям, 1 бомба потеряна.
24 июня 1994 года на авиабазе Фэйрчайлд разбился B-52, все 4 члена экипажа погибли.
22 июля 2008 года в районе острова Гуам разбился бомбардировщик В-52Н, все 6 членов экипажа погибли.
Технические характеристики
Экипаж: 5 человек (командир, пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ)
Длина: 49,05 м
Размах крыла: 56,39 м
Масса пустого: 83 250 кг
Масса снаряжённого: 120 000 кг
Максимальная взлётная масса: 229 065 кг
Максимальная боевая нагрузка в отсеке вооружения: 22 680 кг
Запас топлива: 181 725 л
Двигатели: 8× ТРДД Pratt & Whitney TF33-P/103
Лётные характеристики
Скорость:
- максимальная на большой высоте: 957 км/ч (0,86 Маха)
- крейсерская максимальная: 0,84 Маха (819 км/ч приборная)
- крейсерская нормальная: 0,77 Маха (723 км/ч истинная)
- максимальная на малой высоте: 652—676 км/ч (0,53-0,55 Маха) (при преодолении ПВО)
Боевой радиус: 7 210 км
Практический потолок: 16 765 м
Длина разбега/пробега: 2 900 м, 1 433 м. соответсвенно
Вооружение
Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20 мм пушка M61 Вулкан в хвосте самолёта, в 1994 году демонтированы.
Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг. различного вооружения.
Назначение
B-52 является многофункциональным тяжёлым дальним бомбардировщиком. Он способен летать на дозвуковой скорости на высотах до 15 километров и нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой B-52 разрабатывался — доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.
Эксплуатация
14 февраля 1951 года с компанией «Боинг» был подписан первый контракт на изготовление 13 бомбардировщиков В-52А и 17 съёмных разведывательных контейнеров.
12 марта 1956 года первое подразделение, оснащённое самолётами B-52B — 93 Бомбардировочное крыло (93rd BW) на авиабазе Кастл (Castle) в Калифорнии достигло оперативной готовности.
24-25 ноября 1956 года четыре В-52В из 93 бомбардировочного крыла (93rd BW) и четыре B-52C из 42 бомбардировочного крыла (42nd BW) совершили беспосадочный полёт дальностью 27000 км вокруг Северной Америки через Северный полюс.
16-18 января 1957 года три В-52B совершили кругосветный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе от самолёта-заправщика, пролетев 39165 км за 45 часов 19 минут при средней скорости около 850 км/ч.
10-11 января 1962 года В-52Н установил мировой рекорд дальности полёта без дозаправки в воздухе, совершив перелёт по маршруту авиабаза Кадена, Окинава, Япония — авиабаза Torrejon, Испания дальностью 20177 км за 22 часа 9 минут.
21 мая 1965 года на атолле Бикини с бомбардировщика В-52B с серийным номером 52-0013 была сброшена первая американская водородная бомба Mk.15.
15 декабря 2006 года самолёт В-52Н с серийным номером 61-0034 совершил полёт продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом
По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолётов В-52 различных модификаций, размещённых на 38 авиабазах.
B-52 стояли на вооружении 42 эскадрильи САК США. К 1978 году парк самолётов сократился до 574 единиц. Самолёты модификаций В-52B/C/D/F снимались с вооружения с 1965 по 1984 год. По состоянию на 1988 год в различных лётных происшествиях был потерян 71 самолёт.
В конце 80х годов 69 бомбардировщиков B-52G, не прошедшие модернизацию в качестве носителей AGM-86B, были перенацелены на доставку неядерного оружия.
В связи с окончанием холодной войны в 1991 году прекращено постоянное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков B-52.
К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставались 159 B-52G и 95 B-52H, всего 254 самолёта. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолёты модификации B-52G были сняты с вооружения. В Стратегическом авиационном командовании остались только 85 самолётов модификации B-52H. С июля 2008 года начато сокращение парка самолётов B-52H на 18 единиц (по 1 самолёту каждые 2 недели). В ВВС США останется 75 бомбардировщиков B-52H, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.
Боевое применение
Война во Вьетнаме (см. Операция «Arc Light») (1965—1973)
Бомбардировщики B-52 активно применялись в войне в Индокитае. Во время массированных бомбардировок в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15237 т бомб по Ханою, Хайфону и другим целям на территории Северного Вьетнама. В этой операции были потеряны 15 B-52. За время войны стрелками В-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 и 24 декабря 1972. Последний боевой вылет бомбардировщиков B-52 был совершён 15 августа 1973 года. Всего за семь лет войны самолёты B-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 18 — в результате действий противника).
Война в Персидском заливе (1991)
В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян.
Операция «Удар в пустыне» (1996)
В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34 часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Andersen — остров Гуам.
Операция «Лиса пустыни» (1998)
Операция «Союзная сила» (НАТО против Югославии 1999 г.)
Афганская война (2001—н.в.)
Иракская война (2003)
В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около 100 крылатых ракет AGM-86 по Ираку.
Происшествия
17 января 1966 года B-52 столкнулся над Испанией с самолётом-заправщиком KC-135. Погибло 7 человек. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы; три из них были найдены сразу же, одна — после двухмесячных поисков. См. Авиакатастрофа над Паломарес 17 января 1966.
21 января 1968 года вылетевший с авиабазы в городе Платтсбург (штат Нью-Йорк) самолёт B-52 в 21:40 по среднеевропейскому времени врезался в ледяной панцирь залива Северная Звезда (Гренландия) в пятнадцати километрах от авиабазы ВВС США Туле. На борту самолёта находилось 4 термоядерных авиабомбы. По некоторым сведениям, 1 бомба потеряна.
24 июня 1994 года на авиабазе Фэйрчайлд разбился B-52, все 4 члена экипажа погибли.
22 июля 2008 года в районе острова Гуам разбился бомбардировщик В-52Н, все 6 членов экипажа погибли.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
Экипаж: 5 человек (командир, пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ)
Длина: 49,05 м
Размах крыла: 56,39 м
Масса пустого: 83 250 кг
Масса снаряжённого: 120 000 кг
Максимальная взлётная масса: 229 065 кг
Максимальная боевая нагрузка в отсеке вооружения: 22 680 кг
Запас топлива: 181 725 л
Двигатели: 8× ТРДД Pratt & Whitney TF33-P/103
Лётные характеристики
Скорость:
- максимальная на большой высоте: 957 км/ч (0,86 Маха)
- крейсерская максимальная: 0,84 Маха (819 км/ч приборная)
- крейсерская нормальная: 0,77 Маха (723 км/ч истинная)
- максимальная на малой высоте: 652—676 км/ч (0,53-0,55 Маха) (при преодолении ПВО)
Боевой радиус: 7 210 км
Практический потолок: 16 765 м
Длина разбега/пробега: 2 900 м, 1 433 м. соответсвенно
Вооружение
Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20 мм пушка M61 Вулкан в хвосте самолёта, в 1994 году демонтированы.
Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг. различного вооружения.
Читайте также:
Белоусов взялся за Бескидский тоннель? Срочное заявление из Киева: "Впервые в истории" запущена МБР
21.11.2024 13:09
Неужели Белоусов взялся за Бескидский тоннель? Мечта многих военкоров. Согласно предварительным данным, неядерная Р-36М уничтожила особый объект. Воронку от такого удара видно из космоса.
Байден одним решением обрек украинцев на гибель
21.11.2024 12:19
Спорное решение администрации президента США Джо Байдена предоставить Украине противопехотные мины не сможет переломить ход конфликта и лишь подвергнет смертельной угрозе мирное население страны, полагает издание Responsible Statecraft.
Путин предупреждал - самый жёсткий сценарий Белоусова: Минск объявил КТО. F-16 под километровыми столбами огня
21.11.2024 18:30
После появления первых сообщений, что по Курской области прилетели не просто украинские ракеты, а британские Storm Shadow, многие застыли в ожидании ответа России.
Зеленский приговорил Купянск, на очереди — Харьков. Массированный удар русских ВКС сделал своё дело
20.11.2024 18:55
Накануне Зеленский посетил Покровск, а после — Купянск. И там и там он сделал селфи на фоне въезда в город. И в Покровске, и в Купянске ситуация для украинской армии крайне тяжёлая. В Сети вспоминают аналогичную фотографию из Авдеевки.
"За Брянск ответили": Хуситы отомстили США за удары по России?
Йеменские хуситы стали реальной угрозой для НАТО, что делает их нашими союзниками. Недавняя атака на западное судно в Красном море может быть связана с ударом Украины по Брянской области.