Регистрация

Япония и Китай делят российский Транссиб

04.10.2016  08:56
3 191
0


Транссибирская железная дорога может быть продлена до острова Хоккайдо, при этом скорость движения на материке от Владивостока до Казани может быть увеличена. С такими инициативами, как пишет японская газета Sankei Shimbun, выступили коммерческие компании Страны восходящего солнца. Если план будет реализован, он может составить конкуренцию китайскому проекту «Нового Шелкового пути».

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Как пишет японское издание, новая дорога позволит развивать России и Японии совместный туризм, будет способствовать экономическому подъему российских регионов и культурному обмену двух стран, диверсификации российского народного хозяйства. Правда, сложно поверить, что ради туристов (которые могут отлично пользоваться воздушным транспортом) и экономического возрождения России японские компании готовы вложить многие миллиарды долларов.


Во-первых, продление Транссиба до Хоккайдо потребует очень больших вложений. Необходимо будет построить мост от материка на Сахалин протяженностью семь километров, а потом еще возвести мост или прорыть туннель через пролив Лаперуза, а это аж 47 километров. Для сравнения, строящийся мост в Крым будет иметь длину 19 км, и воспринимается как стройка века. Во-вторых, сделать дорогу от Казани до Владивостока скоростной тоже стоит немало.

Скорее всего, к таким вложениям японские компании готовы не из альтруистических соображений помощи нашей экономике и не ради интенсификации культурного обмена. Вероятнее всего, Япония желает выстроить собственный транспортный сухопутный коридор из Азии в Европу.

Но уже существует китайский проект «Нового Шелкового пути», в развитие инфраструктуры которого Поднебесная вложила десятки миллиардов долларов. Готова, кстати, вложить и в предлагаемую японцами инициативу увеличения скорости Транссиба.

Конечно, такие масштабные проекты не могут быть осуществимы без политической воли. С Китаем всё понятно. Он проводит самостоятельную политику, подкрепленную бурным экономическим развитием и военной мощью. Но вот Япония сильно зависит от США. На ее территории находятся американские военные базы, а сама Япония по итогам Второй мировой войны даже не может иметь собственную армию, только Силы самообороны.

В этом плане интересно последнее заявление японского премьера Синдзо Абэ, сделанное им на заседании парламента. По словам главы правительства, Россия и Япония давно бы пришли к компромиссу по поводу заключения мирного договора, если бы не вмешательство Соединенных Штатов. Зато сегодня, по мнению Синдзо Абэ, пришло время проводить самостоятельную политику в отношении России без оглядки на США.

Получается, что в Японии всерьез задумались над тем, что выгоднее: продолжать следовать политике Вашингтона или, несмотря на все риски, включиться в большой процесс евразийской интеграции.

— Пока рано делать далеко идущие выводы, — говорит заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов.

— Идея железнодорожной линии от Хоккайдо до Сахалина и далее на материк, которая бы соединила Японию с Европой, давно витает в воздухе и активно обсуждается. Идея появилась не сегодня, а лет 15 назад. Несколько раз ее поднимали на разных уровнях.

Но сейчас в политическом плане, на фоне потепления между Москвой и Токио, интенсивных встреч в верхах, создаются некоторые условия для реализации подобных проектов. На саммите во Владивостоке прозвучала мысль о развитии сотрудничества между Россией и Японией, в том числе в сфере развития инфраструктуры. Мысль о продлении Транссиба может обсуждаться, а в случае реализации даст, безусловно, импульс развитию отношений между двумя странами.

Если говорить про китайский проект «Шелкового пути», то он не противоречит японской задумке. Япония вполне нормально относится к экономическому сотрудничеству России и Китая. Единственное, что ее не радует, это военно-техническое сотрудничество Москвы и Пекина. Но что касается проектов для народного хозяйства, негатива не видно. В общем, никто не думает о конкуренции между Японией и Китаем за сотрудничество с Россией. Да и Китай активно сотрудничает с Японией.

Я думаю, что проект развития железных дорог в Евразии может стать международным, в нем будут участвовать Китай и Япония. Со стороны Японии будет понимание, если другие страны подключатся к нему.

«СП»: — Готов ли Китай сотрудничать с Японией по проекту сухопутного торгового пути в Европу?

— Всё пока на уровне разговоров. На самом деле, я пока не слышал, что Китай окончательно определился с маршрутом «Шелкового пути». Обсуждается только вопрос использования Транссиба, но ничего конкретного пока нет.

Продление ветки до Хоккайдо обсуждалось много раз. Но есть ряд проблем технического и экономического порядка. Дальше разговоров дело не доходило. Если проект начнет реализовываться, то третьи страны будут привлекать.

«СП»: — Как США могут отнестись к развитию российско-японских отношений?

— Я бы не стал преувеличивать роль Соединенных Штатов. Вашингтон довольно нервно относится к некоторым вещам, которые нарушают санкционный режим в отношении России. Не нравятся Штатам и символические жесты, которые рушат прозападную «коалицию».

С другой стороны, в Азиатско-Тихоокеансском регионе США не хотят изолировать Россию, портить отношения Москвы с государствами АТР. Это касается и российско-японских отношений. В США наблюдается некое молчаливое понимание, что отношения между Россией и Японией должны активно развиваться.

«СП»: — У США, может, просто не хватает сил помешать России и Японии?

— У Вашингтона есть достаточные ресурсы, чтобы помешать России и Японии налаживать отношения, иметь интенсивные контакты. Но американцы этого не делают потому, что Восточная Азия сильно отличается от Европы. Штатам просто невыгодна конфронтация между Россией и Японией, между Россией и Южной Кореей, хоть Токио и Сеул это союзники Вашингтона.

В публичном пространстве американские политики высказывают недовольство развитием сотрудничества, но никаких конкретных мер предпринимать не будут. Потому что Соединенные Штаты не заинтересованы, чтобы Россия окончательно попала в объятия Китая. Вашингтону необходим определенный баланс в регионе. США нужно, чтобы мы имели отношения и с Японией.

В Евросоюзе все государства на официальном уровне едины против нас. Но в Азии, помимо Японии, есть Китай, который волнует Соединенные Штаты. Есть еще ядерная программа КНДР, проблему которой без России не решить. Есть дестабилизирующие моменты, связанные с территориальными спорами между странами этого региона. Ситуация может просто выйти из-под контроля, и тогда США ничего не смогут сделать. Россия играет стабилизирующую роль, и это выгодно американцам.

— Пока идея продления Транссиба больше похожа на фантастику, — считает, в свою очередь, заведующий сектором Японии ИМЭМО РАН Виталий Швыдко.

— Ведь помимо политической воли для осуществления проекта нужна и экономическая привлекательность. Но вполне возможно, что через 20 лет к этой идее вернутся. Пока просто говорят о том, что будет в случае заключения мирного договора. Но за проектом пока не стоят никакие конкретные финансы, люди, планы.

«СП»: — Развитию отношений с Японией могут помешать Соединенные Штаты?

— Американский фактор в российско-японских отношениях, на мой взгляд, всё-таки вторичный. Да, есть попытки Вашингтона мешать нам. Введены санкции против некоторых компаний, которые могут играть роль в развитии сотрудничества с Японией. Нельзя сказать, что Синдзо Абэ абсолютно самостоятельный политик, на него Соединенные Штаты оказывают давление. Но всё-таки это вторичные факторы. Если у Москвы и Токио будет настоящая воля к компромиссу, влияние США будет нивелировано.

«СП»: — Как к совместным российско-японским проектам может отнестись Китай?

— Вопрос неоднозначный. Если говорить про какие-то отдельные локальные проекты, Китай не будет возражать. То же самое касается и отношений Японии и Китая. На чисто коммерческой основе возможны любые инициативы, отдельные проекты могут осуществляться, но сложно представить, чтобы Пекин и Токио сблизились политически.

Если начнется политическое сближение Токио и Москвы, то Китай будет проявлять недовольство. Хотя и активных выражений этого недовольства не будет. Как известно, отношения Японии и Китая омрачены территориальными спорами, к этому подмешиваются страхи перед военной мощью Китая. Сотрудничество в оборонной сфере между Китаем и Россией тоже вызывает опасения в Токио.

Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
На пути к новой Ялте: О чём будут говорить Путин и Трамп
22.12.2024 23:17
На пути к новой Ялте: О чём будут говорить Путин и Трамп? Политолог Вадим Сипров обратил внимание на главное послание, которое сделал наш президент Дональду Трампу. А именно то, что Россия не намерена отказываться от своих глобальных политических целей.
Трамп заявил, что ждет встречи с Путиным по Украине
22.12.2024 21:42
orenburg.media
Президент США Дональд Трамп заявил, что ожидает встречи с Президентом России Владимиром Путиным по украинскому конфликту.
Следом за "Орешником" прилетит "Осина": На вооружение России встанут ракеты-убийцы американской ПРО
23.12.2024 06:52
x-true.info
17 декабря, в День Ракетных войск стратегического назначения одно из изданий Минобороны опубликовало большое интервью главкома РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева. Он рассказал много интересного о том, чем сейчас дышит подчиненная ему структура и каким образом будет реализовываться сакраментальное "весь мир в труху" в обозримом будущем.
Путин обещал "Орешником". У Трампа есть предложение получше!
22.12.2024 21:44
x-true.info
В канун начала последней рабочей недели этого "валидольного" года президенты двух ведущих держав планеты, определяющих её судьбу и погоду, сделали несколько заявлений. Которые, в общем, могут изменить не только будущую архитектуру, но и конфигурацию вообще...
Давно Путина таким не видели - президент объявил о жёстком возмездии за Казань. Готовится "исторический удар"
22.12.2024 18:49
Несколько часов назад президент в интервью с журналистом Павлом Зарубиным рассказал, что дал указание производить и испытывать в боевых условиях "Орешник", несмотря на разные точки зрения в Минобороны на этот счёт.