Иранцы должны быть уверены, что россияне – их друзья
Риторический вопрос автора: «Это личное мнение Макарова или новая позиция Кремля?» довольно прозрачен. Насколько известно, генерал Макаров никогда открыто не высказывал своего мнения ни по одному вопросу внешней политики России. Это прерогатива Кремля и реализует ее, как правило, сам президент, его окружение или МИД России. Судя по тому, что господина Макарова после скандального интервью телеканалу «Russia Today» в отставку не отправили, в данном случае, он выступил в непривычной для себя роли и лишь озвучил позицию своего политического руководства.
Теперь по существу этого интервью, якобы признающего ядерную угрозу России со стороны Ирана. Более того, Н.Макаров еще больше сгустил краски, заявив о возможном попадании потенциального ядерного оружия Тегерана в руки экстремистов. Почему-то его ничуть не заботит, в чьи руки попадет ядерное оружие НАТО, Индии, Пакистана, Израиля, да и самой России? Не найдется ли очередной «брейвик» или психически неустойчивый офицер, который нечаянно или умышленно сбросит атомную бомбу? Не взорвется ли еще одна атомная подлодка с ядерным оружием на борту? Не произойдет ли новая авария при перевозке или хранении ядерных материалов? Ведь пока лишь бомбардировка ВВС США мирных японских городов Хиросима и Нагасаки, да халатность советских специалистов на Чернобыльской АЭС привели к ядерным катастрофам с многочисленными жертвами среди мирного населения. А если вспомнить не так давно вскрывшуюся масштабную нелегальную деятельность пакистанского ученого-атомщика Хана по экспорту ядерных технологий, то ведь, как установило следствие, на него работали сотни западных специалистов и десятки фирм.
Что же касается Исламской Республики Иран, то она является довольно мощной региональной державой с тысячелетней историей и вековыми традициями российско-персидских отношений. На данном этапе страна, насчитывающая около 80 млн. чел., поступательно развивается во всех областях, включая ядерную энергетику, ракетостроение, исследование космоса и т.д. По заключению МАГАТЭ и российских специалистов на АЭС «Бушер», безопасность и надежность ядерных объектов Ирана отвечает мировым стандартам.
Иранское руководство наиболее последовательно выступает за скорейшее и справедливое решение палестинской проблемы, оказывает посильную помощь палестинцам. Кто же может быть против этого? Ведь сегодня палестинцы оказались изгоями на своей исторической родине. При явном попустительстве мирового сообщества народ Палестины не только не смог создать своего государства, но и оказался изолирован в десятках стран и анклавов (сектор Газа, Западный берег реки Иордан, меньшинства в Государстве Израиль, Иордании, Ливане, Египте и других арабских странах). Инициативы Ирана по скорейшему разрешению палестинской проблемы должны занять центральное место в повестке дня Совета Безопасности ООН. Все очевиднее становится, что, не решив этой проблемы, нельзя обеспечить мир и безопасность на Ближнем Востоке.
Новая Россия в лице Ирана имеет не только надежного соседа и партнера в торгово-экономической и других сферах, но и страну, которая способствует повышению уровня региональной и национальной (внутрироссийской) безопасности. По заявлению руководителя российского антинаркотического ведомства В.Иванова, иранские власти задерживают и изымают из оборота свыше 30 % наркотиков, перебрасываемых через эту страну с афганского направления в Россию и страны СНГ (для сравнения: РФ с ее многочисленными спецслужбами удается изъять на своих границах лишь 4 % наркотиков, остальное их количество распространяется в России и следует транзитом в Европу). В самом Иране организована широкомасштабная профилактическая работа по предотвращению производства и потребления наркотиков. Международные эксперты советуют изучать опыт иранских властей в борьбе с распространением наркотиков.
Иран также стал надежным барьером на путях миграции арабских наемников из «Аль-Каиды» и международных террористов всех мастей. Особенно это было заметно в период, так называемых, 1-й и 2-й чеченских войн в России. Совместно с Россией Иран играет заметную стабилизирующую роль на Южном Кавказе, в зоне нагорно-карабахского конфликта и на Каспии, выступает против дальнейшей интернационализации региональных проблем и вмешательства внешних сил.
В последнее время российско-иранские отношения несколько осложнились. Затягивание в предыдущие несколько лет российской стороной сроков пуска АЭС «Бушер», поддержка в Совете Безопасности ООН четырех резолюций по введению ограничительных санкций в отношении Ирана, принятие РФ дополнительных, односторонних санкций по сворачиванию военно-технического сотрудничества с Ираном, в частности, аннулирование контракта на поставку оборонительного оружия (ЗРК «С-300») – все это вызвало естественное раздражение и непонимание со стороны наших иранских партнеров. Но при этом российские власти продолжали утверждать, что каких-либо свидетельств о военном характере иранской ядерной программы нет и Иран не представляет собой угрозы ни России, ни мировому сообществу. Примерно такие же заявления делали и официальные представители США, ЕС и Израиля, говоря лишь о гипотетической угрозе со стороны Ирана в последующие годы. Общеизвестно, что Иран, в отличие от Израиля и ряда других стран, подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), допускает, пускай и с некоторыми оговорками, инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Как совершенно справедливо заметил в своей статье В.Щекин, духовный лидер ИРИ аятолла Хаменеи в религиозной фетве (имеет силу указа главы государства) официально провозгласил отказ Ирана от создания ядерного оружия. Те, кто знает Восток не понаслышке, понимают всю ценность и весомость такого заявления иранского руководителя. Недавно в Стамбуле состоялась очередная встреча делегации Ирана с «шестеркой» международных посредников по иранской ядерной проблеме, готовится следующий раунд переговоров в таком же формате в Багдаде.
На этом фоне вышеупомянутое интервью начальника Генштаба России прозвучало резким диссонансом и оказалось по своему тону в какой-то мере провокационным по отношению к Ирану. Российская общественность в очередной раз была озадачена: что это – поиск новых внешних врагов России или неуклюжая попытка российского истэблишмента сделать реверанс в пользу США и Израиля за счет Ирана? Означает ли это поворот от нагнетавшейся в последнее время в российских СМИ антиамериканской и антинатовской кампании в противоположную сторону или это лишь стремление «идти в ногу» с Западом на иранском направлении?
Насколько оправданным является участие России в дальнейшем ужесточении антииранских санкций, которые уже не только затрудняют деятельность государственных структур ИРИ, но и все более заметно сказываются на благосостоянии широких народных масс. Односторонний разрыв контрактов в области ВТС нанес определенный ущерб и российскому бюджету. Неужели мы, как США и Израиль, рассчитываем при этом на дестабилизацию внутриполитического положения в Иране и рост народного недовольства правящим режимом? Прошедшие недавно парламентские выборы в Иране показали, что попытки экономически «задушить» страну лишь еще больше сплотили иранское общество вокруг правящего режима.
Страны-обладатели ядерного оружия упорно цепляются за свои ракетно-ядерные арсеналы и время от времени заявляют о готовности применить ядерное оружие в случае, если им не хватит для своей защиты обычных вооружений или возникнет реальная угроза их национальной безопасности. Разоруженческие процессы в ядерной области явно не соответствуют темпам научно-технического прогресса и развития современных обществ. Новые вызовы Человечеству возникают с большим опережением намерений ядерных держав разоружаться. Международный терроризм, наркоугроза, техногенные и природные катаклизмы, появление принципиально новых видов оружия и технологий двойного назначения оставляют все меньше времени для маневра великих держав, которым, сидя, в буквальном смысле слова, на арсеналах из тысяч ядерных боеголовок, становится все более сложно удерживать, так называемые, «пороговые» страны от овладения ядерными технологиями и получения доступа к ядерному оружию. Весьма не просто обеспечить техническую и физическую защиту многочисленных ядерных объектов гражданского и военного назначения. Трагические события на японских АЭС показали всю хрупкость и недостаточный уровень защиты ядерных объектов даже в стране с передовыми достижениями в научно-технической области.
Весьма проблематичным стал и такой термин времен «холодной войны» как «ядерное сдерживание». Получается, что одни страны получили возможность обладания ядерным оружием и теперь всячески стараются его сохранить, одновременно ограничивая число стран «ядерного клуба», а другим - это категорически запрещено. Более того, не имея сколько-нибудь достоверных данных о военной составляющей иранской ядерной программы, Вашингтон не только продолжает курс на дальнейшую международную изоляцию и экономическое «удушение» ИРИ, но и, наряду с Израилем, угрожает решить эту проблему военным путем. Время от времени в западных СМИ публикуются сценарии ракетно-бомбовых ударов по Ирану, называются их конкретные сроки, очерчиваются какие-то «красные линии» и прочие элементы информационного и пропагандистского давления на Тегеран. И, если Вашингтон и Тель-Авив делают это по вполне понятным причинам (их явно не устраивает само существование правящего режима ИРИ), то зачем же втягиваться в эту антииранскую кампанию России?
Как представляется, россиянам гораздо выгоднее и логичнее сохранить нормальные, взаимовыгодные, добрососедские отношения со своими соседями по Каспийскому морю – иранцами. Россия могла бы более активно выступить в роли посредников между Ираном и Западом (СБ ООН) в налаживании мирного и конструктивного диалога по всем острым проблемам и, в первую очередь, по ситуации вокруг иранской ядерной программы. Иран сейчас, как никогда, нуждается в международной поддержке и контактах с внешним миром и для него становятся крайне важными любые заявления и действия России на иранском направлении. Становится все более очевидным, что нельзя все дальше «загонять Иран в угол». Можно сказать, что сегодня российско-иранские отношения проверяются на прочность и здесь уместно вспомнить широко известную поговорку: «Друг в беде – настоящий друг». Иран, как и любая другая страна, требует к себе со стороны России и всего мирового сообщества уважительного и доброжелательного отношения.
Если явно неуместное высказывание российского военачальника в отношении Ирана можно отнести лишь к периоду смены власти в Кремле и связанной с этим некоторой неразберихой в верхах, то это еще не так страшно. Гораздо хуже было бы, если бы это интервью стало поворотным пунктом в российской внешней политике на иранском направлении, что чревато многими негативными последствиями, как для Ирана, так и для России.
Вряд ли от этого выиграет и мировое сообщество. Ведь сегодня на повестке дня стоят гораздо более острые международные проблемы (палестинская, курдская, кипрская, кашмирская, нагорно-карабахская, морское пиратство, афганская наркоугроза, всеобщее и полное ядерное разоружение и др.), которые Человечество может решить лишь совместными усилиями.
Теперь по существу этого интервью, якобы признающего ядерную угрозу России со стороны Ирана. Более того, Н.Макаров еще больше сгустил краски, заявив о возможном попадании потенциального ядерного оружия Тегерана в руки экстремистов. Почему-то его ничуть не заботит, в чьи руки попадет ядерное оружие НАТО, Индии, Пакистана, Израиля, да и самой России? Не найдется ли очередной «брейвик» или психически неустойчивый офицер, который нечаянно или умышленно сбросит атомную бомбу? Не взорвется ли еще одна атомная подлодка с ядерным оружием на борту? Не произойдет ли новая авария при перевозке или хранении ядерных материалов? Ведь пока лишь бомбардировка ВВС США мирных японских городов Хиросима и Нагасаки, да халатность советских специалистов на Чернобыльской АЭС привели к ядерным катастрофам с многочисленными жертвами среди мирного населения. А если вспомнить не так давно вскрывшуюся масштабную нелегальную деятельность пакистанского ученого-атомщика Хана по экспорту ядерных технологий, то ведь, как установило следствие, на него работали сотни западных специалистов и десятки фирм.
Что же касается Исламской Республики Иран, то она является довольно мощной региональной державой с тысячелетней историей и вековыми традициями российско-персидских отношений. На данном этапе страна, насчитывающая около 80 млн. чел., поступательно развивается во всех областях, включая ядерную энергетику, ракетостроение, исследование космоса и т.д. По заключению МАГАТЭ и российских специалистов на АЭС «Бушер», безопасность и надежность ядерных объектов Ирана отвечает мировым стандартам.
Иранское руководство наиболее последовательно выступает за скорейшее и справедливое решение палестинской проблемы, оказывает посильную помощь палестинцам. Кто же может быть против этого? Ведь сегодня палестинцы оказались изгоями на своей исторической родине. При явном попустительстве мирового сообщества народ Палестины не только не смог создать своего государства, но и оказался изолирован в десятках стран и анклавов (сектор Газа, Западный берег реки Иордан, меньшинства в Государстве Израиль, Иордании, Ливане, Египте и других арабских странах). Инициативы Ирана по скорейшему разрешению палестинской проблемы должны занять центральное место в повестке дня Совета Безопасности ООН. Все очевиднее становится, что, не решив этой проблемы, нельзя обеспечить мир и безопасность на Ближнем Востоке.
Новая Россия в лице Ирана имеет не только надежного соседа и партнера в торгово-экономической и других сферах, но и страну, которая способствует повышению уровня региональной и национальной (внутрироссийской) безопасности. По заявлению руководителя российского антинаркотического ведомства В.Иванова, иранские власти задерживают и изымают из оборота свыше 30 % наркотиков, перебрасываемых через эту страну с афганского направления в Россию и страны СНГ (для сравнения: РФ с ее многочисленными спецслужбами удается изъять на своих границах лишь 4 % наркотиков, остальное их количество распространяется в России и следует транзитом в Европу). В самом Иране организована широкомасштабная профилактическая работа по предотвращению производства и потребления наркотиков. Международные эксперты советуют изучать опыт иранских властей в борьбе с распространением наркотиков.
Иран также стал надежным барьером на путях миграции арабских наемников из «Аль-Каиды» и международных террористов всех мастей. Особенно это было заметно в период, так называемых, 1-й и 2-й чеченских войн в России. Совместно с Россией Иран играет заметную стабилизирующую роль на Южном Кавказе, в зоне нагорно-карабахского конфликта и на Каспии, выступает против дальнейшей интернационализации региональных проблем и вмешательства внешних сил.
В последнее время российско-иранские отношения несколько осложнились. Затягивание в предыдущие несколько лет российской стороной сроков пуска АЭС «Бушер», поддержка в Совете Безопасности ООН четырех резолюций по введению ограничительных санкций в отношении Ирана, принятие РФ дополнительных, односторонних санкций по сворачиванию военно-технического сотрудничества с Ираном, в частности, аннулирование контракта на поставку оборонительного оружия (ЗРК «С-300») – все это вызвало естественное раздражение и непонимание со стороны наших иранских партнеров. Но при этом российские власти продолжали утверждать, что каких-либо свидетельств о военном характере иранской ядерной программы нет и Иран не представляет собой угрозы ни России, ни мировому сообществу. Примерно такие же заявления делали и официальные представители США, ЕС и Израиля, говоря лишь о гипотетической угрозе со стороны Ирана в последующие годы. Общеизвестно, что Иран, в отличие от Израиля и ряда других стран, подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), допускает, пускай и с некоторыми оговорками, инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Как совершенно справедливо заметил в своей статье В.Щекин, духовный лидер ИРИ аятолла Хаменеи в религиозной фетве (имеет силу указа главы государства) официально провозгласил отказ Ирана от создания ядерного оружия. Те, кто знает Восток не понаслышке, понимают всю ценность и весомость такого заявления иранского руководителя. Недавно в Стамбуле состоялась очередная встреча делегации Ирана с «шестеркой» международных посредников по иранской ядерной проблеме, готовится следующий раунд переговоров в таком же формате в Багдаде.
На этом фоне вышеупомянутое интервью начальника Генштаба России прозвучало резким диссонансом и оказалось по своему тону в какой-то мере провокационным по отношению к Ирану. Российская общественность в очередной раз была озадачена: что это – поиск новых внешних врагов России или неуклюжая попытка российского истэблишмента сделать реверанс в пользу США и Израиля за счет Ирана? Означает ли это поворот от нагнетавшейся в последнее время в российских СМИ антиамериканской и антинатовской кампании в противоположную сторону или это лишь стремление «идти в ногу» с Западом на иранском направлении?
Насколько оправданным является участие России в дальнейшем ужесточении антииранских санкций, которые уже не только затрудняют деятельность государственных структур ИРИ, но и все более заметно сказываются на благосостоянии широких народных масс. Односторонний разрыв контрактов в области ВТС нанес определенный ущерб и российскому бюджету. Неужели мы, как США и Израиль, рассчитываем при этом на дестабилизацию внутриполитического положения в Иране и рост народного недовольства правящим режимом? Прошедшие недавно парламентские выборы в Иране показали, что попытки экономически «задушить» страну лишь еще больше сплотили иранское общество вокруг правящего режима.
Страны-обладатели ядерного оружия упорно цепляются за свои ракетно-ядерные арсеналы и время от времени заявляют о готовности применить ядерное оружие в случае, если им не хватит для своей защиты обычных вооружений или возникнет реальная угроза их национальной безопасности. Разоруженческие процессы в ядерной области явно не соответствуют темпам научно-технического прогресса и развития современных обществ. Новые вызовы Человечеству возникают с большим опережением намерений ядерных держав разоружаться. Международный терроризм, наркоугроза, техногенные и природные катаклизмы, появление принципиально новых видов оружия и технологий двойного назначения оставляют все меньше времени для маневра великих держав, которым, сидя, в буквальном смысле слова, на арсеналах из тысяч ядерных боеголовок, становится все более сложно удерживать, так называемые, «пороговые» страны от овладения ядерными технологиями и получения доступа к ядерному оружию. Весьма не просто обеспечить техническую и физическую защиту многочисленных ядерных объектов гражданского и военного назначения. Трагические события на японских АЭС показали всю хрупкость и недостаточный уровень защиты ядерных объектов даже в стране с передовыми достижениями в научно-технической области.
Весьма проблематичным стал и такой термин времен «холодной войны» как «ядерное сдерживание». Получается, что одни страны получили возможность обладания ядерным оружием и теперь всячески стараются его сохранить, одновременно ограничивая число стран «ядерного клуба», а другим - это категорически запрещено. Более того, не имея сколько-нибудь достоверных данных о военной составляющей иранской ядерной программы, Вашингтон не только продолжает курс на дальнейшую международную изоляцию и экономическое «удушение» ИРИ, но и, наряду с Израилем, угрожает решить эту проблему военным путем. Время от времени в западных СМИ публикуются сценарии ракетно-бомбовых ударов по Ирану, называются их конкретные сроки, очерчиваются какие-то «красные линии» и прочие элементы информационного и пропагандистского давления на Тегеран. И, если Вашингтон и Тель-Авив делают это по вполне понятным причинам (их явно не устраивает само существование правящего режима ИРИ), то зачем же втягиваться в эту антииранскую кампанию России?
Как представляется, россиянам гораздо выгоднее и логичнее сохранить нормальные, взаимовыгодные, добрососедские отношения со своими соседями по Каспийскому морю – иранцами. Россия могла бы более активно выступить в роли посредников между Ираном и Западом (СБ ООН) в налаживании мирного и конструктивного диалога по всем острым проблемам и, в первую очередь, по ситуации вокруг иранской ядерной программы. Иран сейчас, как никогда, нуждается в международной поддержке и контактах с внешним миром и для него становятся крайне важными любые заявления и действия России на иранском направлении. Становится все более очевидным, что нельзя все дальше «загонять Иран в угол». Можно сказать, что сегодня российско-иранские отношения проверяются на прочность и здесь уместно вспомнить широко известную поговорку: «Друг в беде – настоящий друг». Иран, как и любая другая страна, требует к себе со стороны России и всего мирового сообщества уважительного и доброжелательного отношения.
Если явно неуместное высказывание российского военачальника в отношении Ирана можно отнести лишь к периоду смены власти в Кремле и связанной с этим некоторой неразберихой в верхах, то это еще не так страшно. Гораздо хуже было бы, если бы это интервью стало поворотным пунктом в российской внешней политике на иранском направлении, что чревато многими негативными последствиями, как для Ирана, так и для России.
Вряд ли от этого выиграет и мировое сообщество. Ведь сегодня на повестке дня стоят гораздо более острые международные проблемы (палестинская, курдская, кипрская, кашмирская, нагорно-карабахская, морское пиратство, афганская наркоугроза, всеобщее и полное ядерное разоружение и др.), которые Человечество может решить лишь совместными усилиями.
Читайте также:
"Россия ставит на колени экономику США": Ни одна страна в мире не сможет помочь Вашингтону
17.11.2024 17:16
Беспрецедентное решение Владимира Путина оказалось наиболее болезненным ударом по Вашингтону, чем можно было предположить. Русские добились своего. Из этой ситуации выйти никак нельзя.
Зона чрезвычайной опасности: Куда по России способны долететь американские ATACMS?
Новость о том, что администрация Байдена разрешила ВСУ применять дальнобойные ракеты для ударов вглубь России, взбудоражила, вероятно, всех. Оно и понятно, последствия могут быть очень серьёзными – это понимают и в Вашингтоне, судя по усилившийся критике от республиканцев. Но вопрос сейчас стоит в другом. Зона чрезвычайной опасности: Куда по России способны долететь американские ATACMS?
Белоусов отучает Зеленского врать: Русские сменили тактику. Киев получил беспрецедентный урок
Владимир Зеленский в интервью украинским СМИ заявил, что на Украине улучшают качество систем ПВО. Речь шла в первую очередь о защите энергетической сети. Но спустя несколько часов Киев получил беспрецедентный урок - русские сменили тактику и нанесли мощный удар по Киеву, Одессе и другим украинским городам, перегрузив систему ПВО настолько, что она стала бесполезной перед нашими ракетами и БПЛА, а
У России есть ракет ещё на две-три Украины
17.11.2024 17:03
Переизбыток электроэнергии на Украине, которым на прошлой неделе хвастались в Киеве, внезапно обернулся крупной его нехваткой после массового ракетно-дронового удара по всей территории Украины в ночь на воскресенье.
"В воздухе целая кавалерия — 15 бортов ТУ-95мс": В Киеве поражен бункер. Тактика существенно изменена
17.11.2024 16:49
Последнее время Украина просыпается под массированные удары наших крылатых ракет и барражирующих боеприпасов. По всей стране отключается электричество. Видимо, Москва готова поднимать ставки перед сменой команды в Белом доме.