Регистрация

«Кузнецов» нуждается в тотальной модернизации

18.11.2016  10:20
3 991
14


Вахта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии лишний раз напомнила ВМФ о необходимости модернизации и капитального ремонта единственного в России корабля подобного класса. Он не только несет в себе целую серию недоработок еще со времен своего создания, но и нуждается в существенном обновлении. Что именно в нем следовало бы модернизировать?

Разговоры о модернизации

Как стало известно, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» планируется поставить на ремонт и модернизацию в 2018 году. Об этом сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев.


Более детально о планах предстоящей модернизации рассказал глава ОСК Алексей Рахманов в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, ремонт подразумевает улучшение систем управления и усиление авиационной группировки.

«Это будет, пожалуй, выведение этого корабля на новый уровень с точки зрения систем управления. Мы, к сожалению, не сможем поменять его концептуально и принципиально. Дальше речь, конечно же, пойдет и о том, что то новое авиационное крыло, которое сейчас встало на авианосец, должно быть усилено и получить дополнительные возможности», – приводит слова Рахманова ТАСС.

Многострадальный крейсер

Находясь в составе флота с 1991 года, «Кузнецов» ни разу не проходил капитального ремонта, хотя разговоры о модернизации единственного российского авианосца ведутся уже несколько лет. Сроки постоянно переносились, хотя такая необходимость назрела уже давно.

Учитывая, что строительство «Кузнецова» пришлось на нестабильные перестроечные годы, а вступление в строй – на голодные девяностые, единственный российский авианесущий крейсер можно смело назвать многострадальным кораблем. В 1995–1996 годах во время первого средиземноморского похода у него постоянно отказывали элементы силовой установки. Тогда из-за отказа котлов во время посещения Мальты корабль едва не был выброшен на скалы. Спустя 20 лет дым, валящий из труб авианосца во время похода к берегам Сирии, вызвал массу насмешек со стороны пользователей Сети и журналистов из других стран. В начале 2000-х на авианосце произошло сразу несколько пожаров. Из-за локальных происшествий на борту несколько раз погибали матросы. Во время посадок на палубу корабля безвозвратно было потеряно два самолета – истребитель Су-33 и учебно-боевой штурмовик Су-25УТГ. Первый ныне лежит в Атлантическом океане на глубине 1100 метров, а второй признан неремонтопригодным и списан.

Последний случай потери самолета из авиагруппы «Кузнецова» произошел 14 ноября 2016 года у берегов Сирии. При заходе на посадку из-за технической неисправности разбился истребитель МиГ-29К, пилот выжил.

Опыт российских корабелов

Несмотря на то, что слова «капитальный ремонт» представителями ОСК не произнесены, можно предположить, что крейсер пройдет все же именно такой уровень обновления. Что именно в нем следовало бы отремонтировать и модернизировать? Если коротко – все. Прежде всего нуждается в замене главная энергетическая установка (те самые котлы, которые дымят), все радиоэлектронное вооружение и главный ударный комплекс «Гранит», который, скорее всего, будет попросту демонтирован.

Процедура капитального ремонта предполагает вскрытие всех внутренностей корабля, анализ состояния его механизмов (дефектацию) и замены их с учетом веления времени.

Так или иначе, в случае проведения капремонта от прежней боевой единицы может остаться только корпус, который придется наполнять полностью новым содержанием. И опыт такого рода у российских судостроителей есть. Наиболее ярким примером здесь является авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (до 1990 года «Баку»), который не выходил в море с 1992 года, а с 2004 по 2013 год проходил модернизацию для продажи ВМС Индии, в состав которых он вошел под именем «Викрамадитья». На корабле были демонтированы все ракетные и артиллерийские системы вооружения, он стал «чистым» авианосцем.

Кроме того, не так давно была завершена модернизация ракетного крейсера «Маршал Устинов», длившаяся пять лет. Продолжаются ремонт и модернизация крейсера «Адмирал Нахимов», которые должны завершиться к 2018 году, после чего на аналогичную процедуру отправится его близнец «Петр Великий».

Крылатые ракеты неактуальны

Вот что касается ударного вооружения, как уже сказано, на «Кузнецове» его могут заменить или вообще убрать. По мнению капитана первого ранга, доктора военных наук Константина Сивкова, второй вариант более целесообразен по причине того, что комплекс «Гранит» занимает практически всю носовую часть корабля.

«Устранение крылатых ракет позволило бы увеличить численность авиагруппы ТАВКР на 8 самолетов МиГ-29К или на 6 Су-33, что существенно повысило бы боевые возможности корабля. С моей точки зрения, это главное, что надо модернизировать», – заявил эксперт.

«Остальные вещи касаются модернизации авиапарка. Я считаю, что надо проработать базирование на борту самолетов радиолокационного дозора, способных взлетать с рампы. Идеальной кандидатурой я вижу здесь Су-27КУБ, разработанный в 90-х и забытый. По своим возможностям он близок к истребителю-бомбардировщику Су-34, необходимо лишь оснастить его необходимым бортовым радиоэлектронным оборудованием», – добавил Сивков.

Также в настоящее время остается неясной судьба авиакрыла «Кузнецова». Истребители Су-33, произведенные в 1990-х годах, вырабатывают свой ресурс и имеют ряд существенных недостатков, основной из которых – невозможность нанесения ударов по наземным целям управляемым вооружением.

Как писали СМИ летом, в связи с этим есть необходимость провести их глубокую модернизацию до уровня сухопутных собратьев – Су-30СМ или Су-35С. По мнению журналиста Леонида Нерсисяна, в такой конфигурации 14 Су-33 совместно с 12 МиГ-29К смогут как выполнять ударные задачи, так и завоевывать превосходство в воздухе.

Необходимость модернизации силовой установки

Если для «сушек» есть альтернатива, то остается вопрос, что делать с котлотурбинной силовой установкой. Высказываются предложения заменить ее на ядерную либо на газотурбинную. В первом случае у корабля появится возможность бороздить Мировой океан без дозаправки десятки лет. Вторая занимает не так много места, как котлотурбинная, но гораздо экономичнее. Вопрос максимальной скорости хода для авианосца очень важен, в первую очередь, для взлета самолетов с полным боекомплектом и запасами топлива.

Резюмируя перспективы модернизации, можно предположить, что по ее итогам «Адмирал Кузнецов» может получить обновленное авиакрыло в составе самолетов МиГ-29К и Су-33, а также нескольких типов вертолетов. В настоящее время в России ведется интенсивная подготовка летчиков, в том числе на наземных полигонах.

По информации капитана первого ранга в запасе, председателя общероссийской организации «Движение поддержки флота» Михаила Ненашева, «сейчас речь идет о базировании там целых эскадрилий БПЛА, в том числе ударных». «Нужно делать опору именно на такие аппараты, в том числе под водой», – отметил специалист.

«Это уникальный корабль в своем классе. Его просто нужно доработать в соответствии с современными технологиями», – подытожил эксперт.



Читайте также:
Трамп признал — мир на условиях Москвы неизбежен
20.12.2025 13:42
Украина рискует потерять почти всю территорию восточнее Днепра, а то и больше. А под этот шумок соседи уже точат зубы: Польша давно мечтает о "возвращении" западных земель — Львова, Ивано-Франковска, Тернополя.
Россия отрезает Украину от Дуная
20.12.2025 18:09
Россия вывела из строя ключевой автомобильный мост на трассе Одесса – Рени через Днестр в селе Маяки. Ранее удары наносились по железнодорожному мосту через Днестровский лиман в районе Затоки.
«Экономика рухнет»: в США жестко высказались после выступления Путина. В чем суть
20.12.2025 11:51
По словам эксперта, Европе стоит прислушаться к словам российского лидера о коренных причинах украинского конфликта, а также воздержаться от незаконной конфискации российских замороженных активов.
Морские контейнеры 20 футов: размеры, применение и особенности выбора
19.12.2025 19:51
Мировая торговля сегодня напоминает работу отлаженного часового механизма, где каждая деталь имеет строго определенный размер и назначение.
Катастрофа для ВСУ на юге: новые "Искандеры" бьют как "Кинжалы", мосты через Дунай в руинах, Гуляйполе падает — Киев в ужасе от неизбежного
19.12.2025 23:32
x-true.info
Россия методично уничтожает мосты в Одесской области — Затока и Маяки под ударами десятков "Гераней". Логистика ВСУ парализована, регион на грани изоляции от моря.Под Купянском генерал Драпатый тонет в ошибках: бесполезные атаки тают резервы.На Запорожье — прорыв! Гуляйполе штурмуют, южный фронт рушится.Плюс: новые "Искандеры" с дальностью 800 км бьют как
  1. 18.11.2016
    10:36
    +1
    Модернизация, конечно, хорошая штука, но не пора ли начать строительство нового, полностью современного и с заделом на будущие усовершенствования?
    1. 18.11.2016
      13:34
      0
      цена вопроса не дает это сделать. а по статьям о кузнецове- все пишут о своем. то хвастают, что в отличие от чистых авианосцев(американских)- наш вооружен и может сам о себе позаботится, то собираются (как в этой статье) демонтировать крылатые ракеты. в любом случае- "завоевание господства в воздухе" для нашего авианосца не актуально. с американскими авианосцами(тем более с несколькими) он все равно не сравнится. а европу проще из калининграда контролировать.
      1. 18.11.2016
        15:07
        -7
        Цена вопроса, это вопрос в коррупции. Учитывая сколько "некапитальных" ремонтов провели на Кузнецове, что в итоге пришлось заявить, что менять надо всё, говорит о глобальных откатах в этих делах.
        Что касается в общих чертах об авианосцах. То никто не собирается ими воевать со Штатами, для этого есть специальные "убийцы авианосцев". А вот обеспечить мобильную воздушную базу для нашей авиации в нужных регионах или районах, считаю нужным.
        1. 18.11.2016
          16:24
          0
          учитывая цену штатовских авианосцев... нам они так и будут не доступны... авианосцы- пока слишком дорогое удовольствие. ну а насчет замены коптящей силовой установки- сильно сомневаюсь, что у автора статьи есть официальные заявления. " мнению капитана первого ранга, доктора военных наук Константина Сивкова" на этот счет не увидел- все рассуждения о замене силовой установки - на совести безымянных экспертов.
          1. 18.11.2016
            16:34
            -8
            А ты слышал по такую морскую традицию, как море коптить? А слышал про такую морскую традицию, как коптить авианосцем для того, чтобы самолётам было веселее взлетать и садиться?
            Про силовую установку я ещё недавно читал, ещё когда Кузнецов стоял на очередном некапитальном ремонте в августе или сентябре. А про то, что авианесущий крейсер хотят списать, уже несколько лет ходит подобная информация, но так как он у нас единственный, вот и оттягивают этот момент. Опять же, ходит и такая информация, что хотят построить три авианесущих крейсера и глобально модернизировать Кузнецова...это на каждый океан по боевому кораблю.
            1. 18.11.2016
              16:48
              +7
              1) слышал. 2)(взлет посадка) не слышал.3)видел фото- где современные натовские корабли коптят.
              но я заинтересовался этим ПОСЛЕ того как кузнецова засняли- поэтому меня могли обмануть. раньше меня этот вопрос не интересовал.
              1. 18.11.2016
                16:58
                -7
                1) От кого слышал? То, что коптят, это да, но вот, что это такая морская традиция, я услышал только после случая с крейсером.
                2) Это просто прикол, думаю, здесь по технике безопасности понятно, что не должен авианесущий крейсер так коптить.
                3) Да пусть их корабли коптят, главное, чтобы наши были полностью исправны.
            2. 18.11.2016
              18:49
              +4
              Ну коптит..... И чё????
              1. 18.11.2016
                19:26
                -10
                Рыбку-то не закоптили-то.
                1. 18.11.2016
                  21:30
                  0
                  А откель ты знаешь?? Мож и закоптили.....)))) Или вам доклады шлют...???
                  1. 18.11.2016
                    22:20
                    -10
                    Да мне было достаточно того, как по федеральным каналам обсуждали это копчение....и были и специалисты и председатели думы и много, много, много, много экспертов и вывод был примерно такой=...американские и натовские корабли тоже коптят.
                    Слышь машинист!!! Дай гари!!! А то, может нас не видят, и пусть ракетами хренанут, а если не хренанут, то пусть знают, куда мы идём...ведь есть такая традиция...врагу показать где мы есть. Пусть он знает, а нам на это на плевать. Круто, да? Когда пошла такая традиция???
                    1. 18.11.2016
                      22:25
                      -2
                      :crazy::crazy::crazy:
          2. 18.11.2016
            16:37
            -8
            Кстати, официальных заявлений по техническому состоянию корабля, вряд ли можно будет услышать правдивые, ведь если даже есть проблемы, то их озвучивать не будут и скажут, что всё хорошо.
            Хотя...если бы на Кузнецове стоял бы ядерный реактор и он начал бы так коптить проходя Ла-Манш, было бы очень весело для европейцев.
  2. 18.11.2016
    15:00
    -8
    О, как! А мне тут недавно втирали такие байки про традиции моряков коптить небо, а оказывается всё-таки надо менять силовую установку. Но то, особые индивиды, а эти хоть признали проблемы, а значит будут их как-то решать, уже радует.